К вопросу о преследовании советских гразидаи
_   репатриантов во Франции
	ства Советское Правительство напра-
вило 8 декабря Французскому Пра-
вительству две ноты: одну — о пре-
следовании советских репатриантов и
	другую — о преследовании советских
граждан во Франции.
Ниже публикуются эти ноты.
	В связи с продолжающимся пре-
следованием советских репатриантов и
советских граждан во Франции. со
стороны Французского Правитель-
					Нота Советского Правительства о преследовании советских репатриантов,
переданная временным поверенным в делах СССР во Франции А. Г. Абрамовым
заместителю министра иностранных дел Франции А. Мари
	Французскому Правительству, разу-
меется, известно, что такие вопросы,
как, например, вопрос о непредусмот-
ренном якобы правилами пребывании
в лагере малолетних детей, ‘должны
решаться обычным дипломатическим
путем и что урегулирование подоб-
ных вопросов в Таком порядке не
представило бы никаких трудностей.
Однако Французское Правительство
не сделало ни малейшей попытки
урегулировать данный вопрос имен-
но этим нормальным путем и, вместо
обращения по этому поводу K Co-
ветскому Посольству или к админи-
	страции лагеря, решило пустить в
	ход большой полицейский отряд с
пулеметами и танками. Такие дейст-
вия Французского Правительства
нельзя не рассматривать иначе, как
нелойяльный акт по отношению К
Советскому Союзу и как грубое на-
рушение принятых на себя Француз-
ским Правительством. обязательств,
возложенных на него советско-фран-
цузским Соглашением от 29 июня
1945 года. Это также подтверждается
дальнейшими совершенно произволь-
ными действиями французских вла-
	стей в отношении лагеря советских
репатриантов и решением Француз-
ского Правительства прекратить с 1
	декабря сего года деятельность во
	Франции Советской Миссии по ренат-
риации, о чем Французское Министер-
ство Иностранных Дел сообщило Со-
	ветскому Посольству в своих ‘нотах
	от 27 и 28 нояЗря.
В соответствии с BIIeEHaTOKeHHEM
	Советское Правительство считает не-
обходимым указать на ту ответствен-
ность, которую несет Французское
Правительство за нарушение совет-
ско-французского. Соглашения от 29
июня 1945 года о репатриации совет-
ских граждан и за провокационные
действия французских властей в от-
ношении лагеря советских репатриан-
		В связи с нотами Министерства
Иностранных Дел от 17, 27 и 28 нояб-
ря сего года, по поручению Совет-
ского Правительства сообщаю сле-
дующее:

14 ноября сего года отряд поли-
цейских в 2.000 человек, вооружен-
ных пулеметами, в сопровождении
двух танков, неожиданно окружил
лагерь советских репатриантов Боре-
гар, причем о появлении в лагере
этого полицейского отряда не были
предупреждены ни администрация ла-
геря, ни Советское Посольство.
	Как известно, лагерь Борегар был
организован в 1944 году для освобож-
денных из германского плена военно-
служащих Советской Армии и для
других советских граждан, угнанных
во время войны в немецкую неволю.
По договоренности между Совет-
ским Правительством и Французским
Правительством, во главе лагеря
стояла советская администрация, ре-
жим же этого лагеря был установлен
в соответствии с заключенным впо-
следствии советско-французским Co-

глашением от 29 июня 1945 года о
взаимной репатриации советских
граждан из Франции и французских
граждан из СССР. Режим этого ла-
геря ничем не отличался от режима
в лагерях, которые, также в соответ-
ствии © упомянутым Соглашением,
были организованы в Советском Сою-
зе для французских репатриантов. За
все время существования этого лаге-
ря никаких возражений или замеча-
ний по поводу режима лагеря Боре-
гар ни со стороны Французского. Пра-
вительства, ни со стороны француз-
ских военных властей не было, и
представители французских властей
в течение всего этого времени бес-
препятственно посещали этот лагерь.
Кроме того, в лагере Борегар по-
стоянно находилась и осуществляла
свои административные функции
	французская военная миссия. Ноэто-
му является совершенно неправиль-
ной ссылка в ноте от 17 ноября на
якобы существовавший в лагере ка-
кой-то исключительный режим. В
действительности в лагере Boperap
никакого исключительного режима не
было.

Во время появления в лагере двух-
тысячного отряда вооруженных по-
лицейских с пулеметами и танками в
нем находилось всего лишь 58 совет-
ских репатриантов, включая женщин
и детей. Естественно, что при таких
обстоятельствах появление большого
полицейского отряда с пулеметами
и танками ничем не вызывалось, тем
более, что жизнь и поведение неболь-
шой группы советских репатриантов,
находившихся в этом лагере, ни с
чьей стороны не вызывали никаких
замечаний и нареканий, да для этого
и не было никаких оснований. Появ:
ление вооруженного полицейского от-
ряда, да еще в таком большом коли-
честве и притом с пулеметами и
танками не было ничем оправдано и
носило характер налета с явно про-
вокационными целями.

Чтобы прикрыть допущенный в
этом случае по отношению к лагерю
советских репатриантов произвол
французских властей, Министерство
Иностранных Дел Франции в своей
ноте от 17 ноября ссылается на то,
что предпринятые против лагеря дей-
ствия были вызваны необходимостью
из’ять из лагеря трех малолетних де-
тей, которые там находились вместе
со своей матерью — русской женщи-
ной Субботиной-Спечинской, присут-
ствие которых в лагере якобы нару-
шало установленный для лагеря ре-
жим. Нет необходимости особо под-

черкивать всю вздорность подобных
об’яснений, предназначенных для TO-
	го, чтобы оправдать появление в Ла-
гере 2.000 вооруженных ‘полицейских.
	Как оккупационные власти западн ых зон Германии осуществляют уничя
тожение военного потенциала. Рис. А. ОРЛОВА и В. АЙЗЕНА.
	Митинг в Нью-Йорке против американской военной
помощи гоминдановекому правительству
	никой, присоединяются к борьбе про-
тив  террористического гоминданов-
ского правительства. Фын Юй-сян за-
явил, что недавно молодой офицер
авиации покушался на Чан Кай-ши и
тем самым стремился выразить про-
тест против гражданской войны в Ки-
тае. Фын Юй-сян высмеял официаль-
ную китайскую версию этого инци-
дента, согласно которой‘ офицер
«стрелял в птицу».

На митинге выступили также быв-
ший Дальневосточный корреспондент
Эпштейн, один из лидеров американ-
ской рабочей партии Стил и др.
Митинг принял резолюцию, требу-
ющую от правительства США пре-
кратить дальнейшую военную помощь
правительству Чан Кай-ши.
	Американский конгрессмен
Лодж предлагает создать
в Италии пятую колонну для
«борьбы с коммунизмом»
	НЬЮ-ЙОРК, 8. (ТАСС). Выходя-
щая в США на итальянском языке
газета «Иль прогрессо» сообщает, что
член палаты представителей Лодж
(республиканец, от штата Коннекти-
кут) настаивает на том, чтобы CUIA
создали в Италии вооруженную «пя-
тую колонну» для «борьбы < KOM-
мунизмом». Газета пишет, что высшие
представители военного министерства
обсуждают вопрос о секретных по-
ставках стрелкового оружия итальян-
	НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Комитет
по осуществлению демократической
политики на Дальнем Востоке орга-
низовал в Нью-Йорке митинг, посвя-
щенный 6-й годовщине нападения
Японии на Пирл-Харбор. Выступив-
ший на митинге китайский генерал
Фын Юй-сян призвал США прекра-.
тить отправку боеприпасов и воору-
жения гоминдановскому правительст-
ву и поддержать требование создания
подлинно демократического коалици-
онного правительства Китая.

Фын Юй-сян указал, что в настоя-
mee время Чан Кай-ши называет
«коммунистами» бывших гоминданов-
ских генералов и других офицеров,
которые < целыми дивизиями, осна-
‘щенными американской военной тех-
	Демонстрация венгерской
молодежи в честь югославской
правительственной делегации

в Будапеште
	БУДАПЕШТ, 9. (ТАСС). Вечером 4
декабря молодежь венгерской столи-
цы устроила факельное шествие пе-
ред домом, где разместилась находя-
щаяся здесь югославская правитель-
ственная делегация во главе с мар-
шалом Тито. Участники шествия пели
партизанские, а также югославские
и венгерские народные песни, привет-
ствовали маршала Тито, как большо-
го друга венгерского народа. Демон-
страцию возрлавляла венгерская MO-
	«Молодой Гарас Шевченко у художника: К. П. Брюллова».
‚я художественная выставка. Картина Г. Мелихова.
	All

(OLE OLS CY ЕЕ

Восьмой тур

Больше всего волнений доставила
неа зрителям встреча Болеславско-

материальное преимущество. Партия
прервана.

Вот отложенная позипия*
	РР
le
	юс Трифуновичем. В зале любители
ш маленьких карманных шахматах
ътались разыгрывать различные ва-
манты, вытекавшие из создавшейся
конции. Но на доске было такое сло-
хное положение, что «болельщики»,
отчаявшись предусмотреть все так-
ческие возможности, сложили фи-
	ры A стали ожидать. хода Болеслав-
		Действительно, это была самая
	«южная и острая партия восьмого
луа. Особенно напряженный харак-
10 приняла борьба, когда Болеслав-
	ций предпринял комбинацию, CBA-
иную с жертвой двух фигур. Три-
зуювич защищался упорно. Он вер-
yn противнику обе пожертвованные
фигуры, но и это не помогло чемпио-

+ 7
ty Югославии. Гроссмейстер, пойдя
в временные жертвы, выиграл две
‘ещки, которые и удержал до конца
	длЯ
ate
ений
	АЛЯ
сей-

tiie

рио-
THOW
HACE

a!
					mW. В отложенной позиции две свя-
	цаные проходные пешки обеспечива-
ии Болеславскому выигрыш.
	(окольский (белые) и Ботвинник
изыграли сицилианскую партию. В то
земя как чемпион Украины предпри-
ыл наступление на ферзевом фланге,
улвинник повел атаку на позицию
го короля. В результате сложной
фу гроссмейстер выиграл пепжу. В
вльной части партии  Ботвинник
  шл на размен ферзей, сохраняя
				д черных.
		стороны Французского
во Франции
	даже отказано в просьбах сообщать
Посольству об их аресте.
	В настоящее время выяснилось, что
все арестованные советские граждане
были тайком переброшены в <овет-
скую зону оккупании Германии. Кон-
воиры, сопровождавшие арестованных
в пути, не раз прибегали к насилиям
и угрожали советским гражданам ог-
	Содержащаяся в ноте Министерст-
ва Иностранных Дел от 28 ноября
ссылка на то что аресты советских
гражлан произведены «Французским
	граждан произведепвы Sh pany
Правительством в осуществление сво-
его суверенитета», не может служить
оправданием грубого произвола фран-
цузских властей в отношении указан-
ных советских граждан.

„Ввиду вышеизложенного Советское
Правительство подтверждает CBO!
Протест от 27 ноября сего года.
	Нота Советского Правительства о репрессиях co
Правительства в отношении граждан СССР
	В связи с нотой Министерства Ино-
странных Дел Франции от 28 ноября
Посольство СССР считает необходи-
мым заявить следующее.

По полученным неполным сведени-

Плихта, В. И. Постовского, Д. А. Бе-
лоусова, А. К. Гущина, Н. В. Беляе-
ва, Д. С. Розенбаха, Т. И. Розен-
копф, К. В. Мантухова, П. Д. Смир-
нова и А. Н. Марченко.
	ям в ночь на 25 ноября в разных го-
родах Франции были произведены аре-
сты советских граждан — членов
Союза советских граждан `во Фран-
ции, в том числе большинства руко-
водящих работников Союза, а имен-
но: Председателя Центрального
Правления Союза советских граждан
во Франции Н. С. Качва, Заместителя
Председателя Союза А. К. Палеолог,
Члена - Президиума Центрального
Правления Союза С.Н. Сирина, В. Е.
Ковалева, И. А. Кривошеина, А. И.
Угримова, А. А. Угримова, В. В. То-
ли, М. Н. Рыгалова, Л. Д. Любимо-
ва, А. П. Покапилова, А. А. Геник,
К. В. Сабсай, И. Ю. Церебеж, В. И.

Аресты сопровождались насилиями
и издевательствами над арестованны-
ми со стороны агентов полиции. Так,
например, в городе Аннеси полицей-
ские приковали арестованных совет-
ских граждан, Беляева, Розенбаха,
Угримова наручниками к железной
кровати. Арестованным не была пред`-
явлено никаких обвинений, причем
арестованные советские граждане бы-
ли лишены элементарных гарантий,
общепринятых во -всех -цивилизован-
ных государствах. .

Советское Посольство не только не
было поставлено в известность об

этих арестах, но арестованным было
	В театральном училише имени
ского факультета Г. Дмитриев,

ский.
	Fe ee № тая

— теперь известного художника-   ким этим вымыслом легкий белый
скульптора — хранится случайно   туман, обволакивающий всякую сказ-
уцелевшее от тех лет небольшое   ку. Но по-земному полыхают тона,

ЕСТ И. a bo ea =o RATIAPANTCKUE
	цедрые, как весенний вологодский
луг, — золото, лазурь, бархатный
кобальт. И даже белая масса фарфо-
	Иванушка Ha  коньке-горбунке...
Конь крылат и рогат, как в сказке, а
детское лицо Иванушки простодуш-
но и обыкновенно, как у всякого ре-
бенка. Даже «Пан» с самодельной
дудой, даже «Леший», аукающий на
поляне, похожи на знакомых, вырос-
ших среди природы стариков-крёсть-
		скульпгурное изображение стари =“   щедрые, как!
‘поплртачина В светлой рубахе, в СИ-   луг, — золото,
	“ “ >
крестьянина. В светлой рубахе, в си-
них полосатых портах, с клюкой в
руке этот старик чем-то неуловимым
похож на позднейшего «Пана» из
фарфора, который хранится в Третья-
ковской Таллерее вместе с получив-
шей Сталинскую ` премию «Сказкой»,
«Сказкой о рыбаке и рыбке», «Ле-
шим» и другими работами С. Орлова,

Ритмичность композиции и цвета,
черты реальной жизни в сказочных
сюжетах, пожалуй, самое характер-
ное в его произведениях.

„/Пеяный гребень яркосиней волны
взметнул ввысь золотую рыбку. Во-
круг нее, подняв остроперые хвосты,
играют рыбешки, простенькие, как
пескари. А рядом — обыкновенная
старуха у разбитого корыта; высокий
берег над сказочной водой и ступен-
чато поднимающиеся ввысь знакомые
елки. И не на жителя ль прибрежья
Северной Двины похож старый ры-
бак с сетями у серо-синих — в белой
пене и золотых бликах — волн!?..
Смотришь на эту скульптуру: ритм
ее линий скуп и сдержан, как в Ha
родной игрушке, но мягкую гамму —

синее с белым и золотым — воспри-
нимаешь, как буйный разлив ярких
красок.

А вот скачет на сером волке Иван-
царевич с юной паревной. Под нога-
ми волка клубится всякая нечисть,
	В партии Пахмана с Кересом мож-
но было ждать острой борьбы, тем
более что партнеры рокировались в
разные стороны. Однако после вскры-
тия центра позиция упростиласа. На
33-м ходу партнеры согласилиеь на
НИЧЬЮ. Е

Смыслов с Коттнауэром разыграли
закрытый вариант сицилианской пар-
тии. Коттнауэру в дебюте удалось
получить хорошую позицию, и он
предпринял пешечное наступление на
‘ферзевом фланге. Но чехословацкий
мастер, видимо, поторопился с осу-
ществлением  пешечного прорыва.
Этим воспользовался Смыслов, кото-
рый быстро нейтрализовал инициати-
ву черных. Вскоре игра уравнялась.
	лодежная бригада, разотавшая На   ским «антикоммунистам» в стратегн-
строительстве железной дороги В   ческих районах. За распределением
Югославии. этого оружия должны наблюдать аме-
	НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Как кооб-
щает агентство ‘Ассошиэйтед Пресс,
представитель группы банков, воз-
главляемой «Нейшнл сити бэнк», зая-
вил, что банки ведут переговоры ©
представителями американского  во-
енного ведомства о плане предостав-
ления кредитов, который будет пре-
дусматривать поставку Японии 200
тыс. кип хлопка на сумму в 36 млн.
долларов. Как сообщают, Япония в
качестве гарантии предоставит золото
и драгоценности. По заявлению агент-
ства Ассошиэйтед Пресс, со времени
начала переговоров в сентябре сумма
кредитов для Японии, обсуждаемая
банками, дошла уже до 60 млн. дол-
ларов. В переговорах также принима-
ют ‘участие представители «Чейз
нейшн бэнк» и Экспортно-Импортного
банка.
	Отетранение Фишера с поста
главного редактора
«Нейес эстеррейх»
	ВЕНА, 8. (ТАСС). Официально co-
общается, что 6 декабря на чрезвы-
чайном собрании издателей“ газеты
«Нейес эстеррейх» (принадлежащей,
как известно, всем трем австрийским
партиям) голосами представителей
народной и социалистической партий
было принято решение отстранить
главного редактора газеты, коммуни-
ста Эрнста Фишера с занимаемого им
поста. На его место назначен Py-
дольф Кальмар.
		——— риканские офицеры, переодетые в

гражданское платье. Газета указыва-

представителя er. что в распоряжении amepaKanckod

ских банков армии имеется огромное количество

винтовок, пулеметов и боеприпасов,

9. (ТАСС). Как сооб-   которые легко могут быть переданы
А сссоптизятал Пресс.   итальянпам.
		о Смыслов, избегая ничьей, пошел на

Ш ахматы обострение и атаковал черного коро-

ля, пожертвовав пешку. В эндитиле
  8B ЧУвхословакии гроссмейстер. искусно использовал
: неточности противника и добился мно-

ЛУДЕК ПАХМАН   гообещающей позиции, вернув по-

ое Е И ОТ  У  Rm WANE ete
	Лудеку Пахману 23 года. Начал

играть в шахматы шести лет. В
144 году стал мастером. В прош-
10м году завоевал звание чемпи-
она страны. Пахман — неодно-
кратный участник международ-
ных турниров.
	ЧЕНЕК КОТТНАУЗР
	Шахматная биография одного
из сильнейших шахматистов Че-
хословакии Ченека Коттнауэра
весьма своеобразна. Шахмата-
ми он заинтересовался в девяти-
летнем возрасте; будучи взрос-
лым, много ийрал, но не в тур-
нирах, а в клубах. Поэтому толь-
ко 34 лет Коттнауэр получил
	жертвованную пешку. В отложенном
положении у Смыслова отдаленная
проходная пешка при ладье на седь-
мой горизонтали. У Коттнауэра фи-
гуры занимают пассивные позиции.
	Котов встретился с Плятером. По-
сле сложной игры гроссмейстер по-
шел на далеко задуманную позицион-
ную комбинацию. Пожертвовав фи-
гуру за две пешки, он получил зна-
чительно лучшую позицию. Партия
не закончена.

Бондаревскому, игравшему черны-
ми против Рагозина, удалось переиг-
рать своего партнера, но он, очевид-
	ПЕРВЫЙ КОНГРЕСС
ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ
ЮГОСЛАВИИ
	БЕЛГРАД, 9. (ТАСС). В Загребе
закончил работу первый конгресс ху“
дожников и скульпторов Югославии.
	Конгресс заслушал доклад извес
стного югославского художника Анд
реевича-Куна: «О возможностях, 3а=
дачах и перспективах нашего изобра-
зительного искусства».
	На конгрессе был основан союз раз
ботников изобразительного искусства
Югославии. В задачи союза входят
идеологическая и специальная пПодго-
товка членов союза, поддержка их
инициативы во всех областях изобра-
зительного искусства, развитие духа
творческого соревнования, посредни-
чество между членами союза и на-
родными властями и профсоюзами при
заказах и проведении различных ме-
роприятий. В задачу союза входят
также популяризация искусства В
широких народных массах, организа-
ция выставок, лекций, музеев, кар-
тинных галлерей и т. д.

Конгресс утвердил статут союза ра-
Югославии и избрал правление союза,
состоящее из 20 человек. Председа-
телем союза избран скульптор Антон
Августинчич.

В резолюции, принятой конгрессом,
говорится: «Мы проникнуты глубоким
сознанием величия событий нашей
действительности. Мы искренне пре-
даны идее прогресса и народной де-
мократии, которая нам впервые в ис-
	тории предоставила достойные чело-
века условия для свободной творче-
ской работы. Мы сегодня считаем че-
стью и своим высшим , призванием
отдать свои силы народу».
	 _ 9 декабря —

>) АПОРТ товарищу Сталину © пере-
	pre товарищу талину © “ер<”

выполнении государственного пла-
на хлебозаготовок Кемеровской обла-
стью опубликован в газетах.
	*
HOOP MALIMOHHBIM доклад
Г. Маленкова о деятельности Цент-
рального. Комитета Всесоюзной Ком-
мунистической партия (большевиков)
на совещании представителей некото-
рых комлартий в Польше в конце
сентября 1947 г. опубликован в «Прав-
	де».

*

ПРЕДИРИЯТИЯ пищевой промыш-
ленности Союза ССР к 7 декабря

выполнили головой план выпуска ва-
	ловой продукции.

*
(CC TAPEMLUMAL русский завод «Крас-

ное Сормово» досрочно завершил
годовую производственную программу.
План выпуска паровозов сормовичи
выполнили на месяц раньше срока и
обязались в этом году сдать сверх
плана 9 паровозов. В. счет программы
1948 года, пишет «Правда», судо-
строители «Красного Сормова» зало-
жили два грузовых теплохода.

a
		фе “7 7, ЗАЗ Oe

Е ал всех возможно-
звание мастера. Сейчас ему 37 но, не использов
ит ” y стей. В эндшпиле ладья Рагозина
„соиитиоминиышиый   проникла на седьмую  горизонталь,

Smrnsemnres
о не ла онета WATT Ae BI.

В Чехословакии всегда насчитыва-
®%ь много шахматистов, но такого
иивления в шахматной жизни, Kak
ас, никогда не было. Шахматы
фоникли на заводы, всюду органи-
ются шахматные клубы. В прошлом
ду состоялся турнир 200 заводских
юманд. Недавно начались такие же
‘резнования шахматистов предприя-
И — играет больше 250 команд. По
жхоторым, быть может и неполным,
медениям в заводских клубах не
ш ьше 10.000 шахматистов-рабочих.
ведь сюда не входят члены много-
\сленных городских клубов!

За последние полтора года чехо-
мовацкие мастера не без успеха вы-
пупали на международных турнирах.

прошлом году Пахман разделил
вое место с чехословацким масте-
	{0и Опоченским и чемпионом Канады.
Яновским на небольшом турнире В
Арбоне (Швейцария). Мастер Котт-

‘@узр занял второе место на турнире
з Вене (на первое место вышел Са-
©) Минувшей весной Пахман вместе
  гроссмейстерами СССР Болеслав-
 иим и Смысловым и мастером Шай-
таром разделил второе—пятое места
3 Варшавском турнире. Летом этого
ода шахматная команда Чехослова-
кии (Пахман играл на первой доске,
Коттнауэр — нл третьей)  встрети-
№сь с командами Голландии, Вели-
кобритании и Франции. Все три матча
были  вывграны чехословацкими
Шахматистами с убедительным  сче-
TOM.

Участвовать в международном тур-
Юре славянских стран памяти изве-
“ного русского шахматиста Чигори-
м для нас большая радо@ть. И это
1: только потому, что состав турни-
ра чрезвычайно сильный и интерес-
	‚НЫЙ, но и потому, что турнир проис-
	ходит в Москве — мировом шШахмат-
юм центре, в столице СССР, к ко-
трой прикованы взоры всех демо-
кратических свободолюбивых наро-
Дор.
	+
( Haak

о
	(Лудек Пахман).
(Ченек Коттнаузр).
	что дает ему серьезные контршансы.

Хоропю ‚ используя поспешность
Холмова, Глигорич выиграл две пеш-
ки. Партия отложена в ферзевом энд-
шпиле.

Новотельнов черными выиграл У
Цветкова.

Сегодня девятый тур. Играют: Ке-
рес — Котов, Бондаревский —
леславский, Глигорич — Смыслов,
Ботвинник — Холмов, Трифунович—
Пахман, Коттнаузр — Рагозин, Но-
	вотельнов — Сокольский, Илятер —
	Цветков.
Завтра — день доигрываний.
		Щепкина, На занятиях студентов второго курса. Занятия ведут декан актер-
народ ный артист РСФСР К. Зубов и заслу женный артист РСФСР А. Грузин-
Фото Я. БРОЛСКОГО.
	пальцев скульптора. Но мало знать
законы сочетания красок. Надо из-
	учать звучание цвета под глазурью,
влияние температур на его тональ-
ность. Сергей Орлов не считает ча-
сы. Творчество для него — повсе-
дневный труд, неустанные поиски со-
вершенства. Он не успокаивается при
удачах, не падает духом при пора-

жениях. Он решает постоянно  в03-

никающие перед ним новые задачи,
создает сложные композиции. Трудо-
любие и неиссякаемая творческая
фантазия его поразительны.
	Студия наполнена  прелестными
статуэтками — плодами высокого ма-
стерства. Прихотливые растения, жи-
вотные, жанровые сценки — это как
бы экзерсисы для пальцев, для глаза,
те необходимые виртуозу каждоднев-
ные упражнения, которые помогают
создавать крупные произведения.
	Цвет и форма!.. В скульптуре Gap-
гея Орлова они неотделимы. И он не
оставляет живописи ни на день. Бы-
ло время, когда на выставках появ-
лялись его рисунки — тонкие пейза-
жи, акварель и масло. Тогда никто не
отожествлял художника С. Орлова с
мастером фарфоровой скульптуры
С. Орловым.
	В своих исканиях на всем своем
творческом пути Сергей Орлов не
отклоняется от животворных исто-
ков, питающих его большой, много-
гранный талант, — от народного ис-
кусства. Он неизменно обращается К
нему. Народные сказы, песни, леген-
	ды обогащают его фантазию,
	История Родины, великого русско-
	извиваются красноязыкие драконы,
цветут удивительные, с тонкими до
	лепестками,
	разами, подсказывает ему содержа-
ние последних работ.
Он созлает композицию «Алек-
	сандр Невский» с поверженными фи-
гурами TeBTOHOB — произведение
большой идейной глубины и худо-
жественной силы...

На выставке, посвящённой 25-ле-
тию Красной Армии, была представ-
лена его скульптура «После фашис-
тов»... На’ пороге разрушенного дома,
свесив с колен большие натружен-
ные кисти рук, сидит старая русская
женщина. Ее рот скорбно сжат. Без-
мерное горе в ее глазах. Но сильная
спина не согнулась, не ослабела.
Женщина эпически  величественна.
Вот этими руками возделывала она
землю, собирала жатву, кормила де-
тей, вела свой дом. Враг разметал
родной очаг.

— Смотри... Такая и моя мать!..—
сказал посетитель-боец своим това-
рищам. — Вот так и она сидела на
обгорелом пороге, когда мы выгнали
немцев из деревни... А сейчас опять
лалит хозяйство...
	Скульптуру так потом и называли
— «Мать».
	Это была первая работа, поставив-
шая Сергея Орлова в ряды мастеров
монументальной скульптуры. В кон-
курсе на памятник основателю Мо-
сквы — Юрию Долгорукому был
принят его проект. Это не только
большой успех тридцатишестилетне-
го художника, автора многих пре-
красных произведений. Это свиде-
тельство того, как полно раскрывает-
ся творческая личность в нашей .сво-
бодной стране!
	мастерской скульштора
	ЛЕНИТЕЛЬНАЯ краса северной
природы знакома Сергею Орлову
тства. Он родился в семье рабо-
аа - а воле
	с летства. Он родился в се
чего-железнодорожника В
на берегу величавой Двины.
	К городу’ подступали густые леса

ЕЕ Л > да:
	NT

—_-BLICOKHE eVIH, мачтовые сосны с ров-

д а
	березы и осины, скром-
м и залитые золотом и
стопад. Из окон вид-
зыбкими травами, ©
	ными стволами, эерУе>
но-зеленые летом и зал
багрянцем в листопад.

ge

ЗУ Рут:

нелись луга с зыбкими
	м 2% ей пе

взращенные
В мастерской Сергея Михайловича   Чудится, бу
	взращенные фантазией художника.
Чудится, будто стелется над хруп-
	at ee Е

то перенесенными сюда из южных
широт. И люди, любившие песню,
звонкую, рифмованную побасенку да
сказку — <очную, изобретательную,
оставили глубокий след в его душе.
Они учили его мыслить образами,
подмечать характерное в окружаю-

щем мире.

Глина была первым доступным ему
материалом, в котором он пытался
отразить виденное. Он лепил из гли-
ны фигурки, старался’ делать их по-
хожими на знакомых — взрослых И
сверстников. Лепил причудливых жи-
вотных, какими представлялись ему
персонажи слышанных сказок.
старинной деревянной церковке, по
‘хожей на островерхую ель, он УВИ-
дел впервые живопись — мастерство
неведомых художников прошлого, —
пламенеющие краски, исполненные
мягкого ритма линии, какими любо-
вался он потом в творениях Андрея
Рублева. Ему захотелось раскраши-
  вать глину и дерево в разные цвета,
‘как на виденных картинах.
	Фарфор открылся Сергею Орлову
впервые в 1929 году, когда восем-
надцатилетним юношей приехал он в
Москву учиться живописи, ибо тогда
ему казалось, что истинное его ‘при-
звание — быть художником. В лабо-
ратории керамики он увидел белую
глину, податливую, выразительную.
Как не похожа была она на желтую
пологолекую глину, из которой ле-
		гурки!
	Молодой художник оценил NO Aue
стоинству новый для него материал.
Он стал учиться с упорством и стра-
„та плличающими подлинный  Та-
	лант. Он воплощает в фарфоре бога-
о дааа не ааа топот. @гоО
	гые замыслы, какие „одолевают
беспокойную голову.
	Воспринимает фарфор цвет в лю-
бых тончайших оттенках, пластичес-
vu  поплается любому движению
	Аа. ТТ <. в %*

го народа, богатая прекрасными  об- Л. Воронцова.