РУССКИЕ
САМОЦВЕТЫ
	НА КОНФЕРЕНЦИИ
МАСТЕРОВ-КАМНЕРЕЗОВ
	Десять лет тому назад была изго-
товлена необычная карта Советского
Союза. Эта карта размером в двад-
цать восемь квадратных ‘метров со-
ставлена из 150 тысяч русских само-
цветов.

Багряные звезды из плавленого ру-
бина отмечали столицу нашей Роди-
ны — Москву. Изумрудами и сапфи-
рами изображались ‘долины, аквамари-
нами — моря и озера, а яшмой, .квар-
цем и мрамором — очертания гор.

Эта карта, украсившая советский
павильон на всемирной Парижской
выставке, вызывала всеобщее восхи-
шение и удостоена высшей награды.
	Русские народные художники-кам-
нерезы уже давно стяжали мировую
славу своим самобытным, неповтори-
мым мастерством, ° Замечательным
украшением ленияградского Эрмитажа
является величественная  дымчато-
серая ваза. Высотой в семь метров
и шириной в три метра, ваза сделана
камнерезами одной из старейших в
стране — Колыванской шлифовальной
фабрикой. Фабрика продолжает рабо-
тать и сейчас.

Советская страна — единственная
в мире по богатству, жрасоте и раз-
нообразию самоцветов. Только недра
Урала содержат более восьмидесяти
различных видов самоцветных и‘ по-
делочных камней. Самоцветами бога-

ты также Сибирь и многие другие.

районы страны.

Наряду со старинными камнерезны-`

ми промыслами возникли и_ новые.
Один из них организован в Горьков-
ской области, в районе так называе-
мой Барнуковской пещеры, где были
	обнаружены богатейшие залежи Oe-
	лого, красного и голубого ангидрита.

Лет пятнадцать’ тому назад в Бар-
нуково был приглашен уральский ру-
дознатец Шальнов. Он помог мМоло-

дому промыслу выпускать красивые
статуэтки из ‘ангидрита. Теперь но-
вый промысел выпускает изделия из
камня, не уступающие по своему
изяществу изделиям старинных
уральских мастеров.

Новый промысел открыт также в
Орске, где имеются богатые место-
рождения пестроцветной яшмы.

Представители старого и молодого
поколения камнерезов собрались В
Москву  на’всероссийскую  творче-
скую конференцию, созванную Глав-
ным управлением художественных
промыслов и _Научно-исследователь-
ским институтом художественной
промышленности РСФСР. В работах
конференции ›. принимали участие
крупные художники и искусствоведы.

В течение нескольких дней участ-
ники конференции знакомили друг
друга с накопленным ими богатейшим

ae
	опытом в резьбе по камню, говорили
	о новых методах обработки самоцве-
тов..
Участвовали в конференции и пред-
ставители керамических промыслов.
В Москву привезены лучшие об-
разцы изделий: Они экспонированы 3
залах Музея народного искусства
(улица Станиславского).
	СТАРЕЙШИЙ .
РУССКИЙ
ПЕЙИЗАЖИСТ
	ЮБИЛЕИНАЯ ВЫСТАВКА
РАБОТ В. H. BAKIWIEEBA
	Исполнилось $5 лет со дня рожде-
ния и 60 лет творческой деягельно-
сти старейшего русского пейзажиста
народного художника РСФСР Васи-
лия Николаевича Бакшеева. Эта зна-
менательная дата в жизни советско-
то изобразительного искусства отме-
чена большой художественной вы-
ставкой произведений художника, от-
крывшейся вчера в зале Московско-
то товарищества художников.

На выставке представлены работы
В. Бакшеева, ‘характеризующие его
шестидесятилетний творческий путь,
кочиная с картин «Портрет матери»,
«Девушка, кормящая голубей», ис-
полненных им в 1887 году, и кончая
пейзажами, написанными им летом
текущего года и изображающими де-
езню Верхняя. Троица, родину

„Михаила Ивановича `Калинина. По-

следние работы — «Домик Михаила
Ивановича Калинина», «Улица, за-
шая старыми деревьями», «Речка
Wensenka», «Дорога, ведущая в де-
ревню», «Деревня Верхняя Троица» и
другие, законченные живописцем не-
задолго перед выставкой, — дают
заглядное представление о родине
М. И. Калинина.
Совершая многочисленные поездки
ю Волге, Крыму и Средней Азии,
художник привозит отовсюду много-
численные картины, в которых изо-
	Вота Советского правительства
Французеноглу Правительству
	Коммюнике
	о советско-венгерских переговорах по
вопросам экономического характера
	На-днях закончились переговоры,
которые велись в Москве между
представителями Правительств CCCP
и Венгрии по вопросам экономиче-
ского характера, а также по вопро-
су о немецких активах в Венгрии.
	С Советской стороны переговоры
велись Главным Управлением Совет-
ским Имуществом за границей при
Совете Министров СССР; с Венгер-
ской стороны — Венгерской Прави-
тельственйой Делегацией.
	Как известно, решением  Берлин-
ской Конференции Трех Держав от
1945 года, а также ст. 28 мирного До-
говора с Венгрией, бывшие  герман-
ские активы в Венгрии были переда-
ны в собственность Союзу ССР. Из-
вестно также, что в 1945 году между
СССР и Венгрией было заключено
Соглашение 06 экономическом сот-
рудничестве, направленное к дальней-
шему укреплению экономических от-
ношений между двумя странами.

В соответствии с этим, переговоры
	коснулись с одной стороны — вопро
	са о выплате Венгрией Советскому
Союзу задолженности венгерских фи-
зических и юридических лиц герман-
ским физическим и юридическим ли-
нам, с другой стороны — урегулиро-
	вания отдельных вопросов, связанных
с деятельностью советско-венгерских
смешанных обществ, организованных
в соответствии с упомянутым выше
Соглашением об экономическом сот-
рудничестве, а также — предприя-
тий, перешедших в собственность
СССР на ‘основании решений Берлин-
ской Конференции.
	Была достигнута полная договореп-
	ность как по вопросу о немецких ак-
	тивах. в Венгрии, так и по другим во-
просам. Переговоры, которые велись
в атмосфере дружественного взаимо-
понимания, закончились 9 декабря
т. г. подписанием трех Протоколов с
приложениями, а также обменом пись-
мами по вопросам, интересующим обе
Стороны.

С Советской Стороны Протоколы
были подписаны от имени Советского
Правительства Начальником Главного
Управления Советским Имуществом
за границей при Совете Министров
СССР В. Н. Меркуловым; с Венгер-
ской Стороны от имени Правитель-
ства Венгерской Республики Прото-
колы были подписаны Министром фи-
нансов Венгрии г-ном Няради Мик-
ло.
	Нарушение болгарской
траницы иностранными
самолетами
	СОФИЯ, 10. (ТАСС). Болгарское
телеграфное агентство, ссылаясь Ha
сведения, полученные из компетент-
ного источника, передает, что 7 де-
кабря два самолета неизвестной на-
циональной принадлежности, приле-
тевшие с греческой территории, нару-
шили болгарскую границу в районе
Смолян. Самолеты обстреляли два
болгарских пограничных поста.
Один из самолетов пробыл над бол-
гарской территорией в течение 5 мя-
нут, другой — около 25 минут. Оба
самолета скрылись в направлении гре-
ческой территории.

Болгарская пограничная охрана от-
	крыла по самолетам огонь.
	Болгарское правительство  немед-
ленно выразило протест организации
Об’единенных наций по поводу вы-
шеуказанного инцидента.
	альные происшествия. 1еатр столь же
добросовестно создавал спектакль,
кажлая деталь которого должна убе-
	‚дить зрителя, что все происходящее
	на сцене — подлинная правда. И,
действительно, он создал реальней-
шие как будто картины жизни гео-
логов на Урале. Но это — иллюзия
реальности. Не правда, а подража-
ние правде. Не живые люди, а бес-
телесные схемы, замечательно при-
творяющиеся ЖИВЫМИ ЛЮДЬМИ. Ta-
кова закономерность в искусстве. Без
глубокой мысли, без творческого об-
общения Нет и не может.быть под-
линной реальности в искусстве. Без
них самое старательное подражание
жизненной правде приводит лишь к
мелкому житейскому правдоподобию.
	Театр (режиссеры В. Станицын,
И. Раевский, И. Судаков, художник
И. Федотов) не мог в конечном
счете расширить тему и образы пье-
сы. Н. Боголюбов в роли секретаря
райкома Саламатова. повторяет те же
приемы, ту же актерскую «технику»,
какая была гораздо более успешно
испробована им в подобных ролях не
раз. Очень тепло, мягко, с тонким
‘юмором играет М. Яншин роль ста-
рого зверовода Иляшева, но это от-
кюль нё главный образ в спектакле.
	Что доказал театр этим спектак-
лем? Что мхатовцы умеют хоромю
играть даже в такой пьесе, в которой
играть, в сущности, нечего. Но это—
излишнее испытание актерских воз-
можностей. Наша драматургия выхо-
дит из полосы «засухи». За год, про
шедший после того, как партия ука+
зала театрам и драматургам на их
задачи в Новой обстановке, уже по-
явились действительно содержатель-
ные пьесы, представляющие собой
достойный материал. для творчества
режиссера и ‘актера. Теперь задача
театра заключабтся не в том. чтобы
эступать в единоборстве со слабой
пьесой, — надо выбирать лучшие
произведения советской  драматур-
гии и воплошать их с лем мастерст-
вом, которым славится наше сцеви-
ческое искусство:
	Я. Львовский.
	патриации, а также для того, чтобы
ввести в заблуждение общественное
мнение Франции насчет действитель-
ного положения во Франции в насто-
ящее время.

Советское Правительство рассмат-
ривает подобные действия Француз-
ского Правительства как  враждеб-
ные, противоречащие духу Договора
о союзе и взаимной помощи между
CCCP и Францией и возлагает OT-
ветственность за последствия Ha
Французское Правительство.

Советское Правительство дало рас-
поряжение всем членам советской
миссии по репатриации о выезде из
Франции и требует, чтобы члены
французской миссии по репатриацин
в СССР немедленно покинули терри-
торию СССР.

и.
	5 декабря Советское  Правитель-
ство получило предложение  Фран-
цузского Правительства о выдаче виз
в Москву и обратно 18 членам фран-
цузской делегации, направляющимся
в СССР для переговоров по заклю-
чению договора о взаимных постав-
ках товаров.

Сообщаю Вам, что ввиду враждеб-
ной позиции, занятой Французским
Правительством в отношении Совет-
ского Союза, Советское Правитель-
ство решило торговые переговоры с
Францией прекратить, а в выдаче виз
отказать.

Прошу Вас, г-н Поверенный в Де-
лах, принять уверения в моем весь-
ма глубоком уважении.

Ф_ ГУСЕВ».
	В связи- с  непрекращающимися
враждебными действиями  Француз-
ского Правительства в отношении
Советского Союза Заместитель Ми-
нистра Иностранных Дел СССР Ф.Т.
Гусев, по поручению Советского
Правительства, вручил 9 декабря
Временному Поверенному в Делах
Франции в СССР г. П. Шарпантье,
для передачи Французскому Прави-
тельству, ноту следующего ‘содержа-
ния:
	«Господин Поверенный в Делах,
		- 6 декабря я получил Ваше письмо,
из которого видно, что Французское
Правительство односторонне аннули-
рует франко-советское соглашение ©
репатриации от 29 июня 1945 года и
намерено прекратить деятельность
советской миссии по репатриации,
причем двух чЛенов советской, мис-
сии по репатриации Филатова и Со-
рокина обвиняет в подрывной работе
против Франции. -
	Мне поручено заявить, что обвине-
ние двух членов советской миссии
по репатриации в подрывной работе
против Ве Советское Прави-
тельство рассматривает как гнусную
клевету, лишенную какого-либо ос-
нования и выдуманную Французским
Правительством для того, чтобы оп-
равдать свой произвол в отношении
советских граждан в Борегаре, в ©Т-
	ношении членов Союза советских
граждан во Франции, в отношении
акта одностороннего аннулирования
	франко-советского соглашения O pe
	Полыша. В городе KpocHo восста-
новлена гидро-электростанция.
	Moro Tl. ПЛЕБАБОВА.
	«Дейли уоркер»
о безработице
	в Англии
ЛОНДОН, 10. (ТАСО. В первой
	из серии статей о районах Англий
газета «Дейли  уоркер» пишет:
«Долина реки Мерсей — это самый
	мрачный и самый худший из районов
депрессии в Англии. Самые большие
в Англии очереди на биржах труда
можно видеть ежедневно в Ливерпуле
и в Биркенхеде. Там насчитывается
24 тыс. безработных, причем 19 тыс:
из них — мужчины. Тысячи других
либо выехали из этого района, либо
были переведены на работу в другие
районы страны. Более 7 тысяч пере-
ведены в другие районы в течение по=
следних 12 месяцев. Новые мероприя=
тия по экономии, введенные Крипи-ч
сом; предвещают дальнейшее значи-
тельное увеличение безработицы в доз
лине реки Мерсей.

Люди, возвращающиеся из армии,
не могут найти работу, и для многих
семей воспоминания о голодных 30-х
годах вновь становятся реальностью.
Снова и` снова мне приходилось слы-
шать слишком знакомые рассказы о
безработных, которых обвиняют в не-
взносе квартплаты и присылают пове-
стки о выселении; о матерях, не мо-
гущих получить полную норму моло-
ка».
	Военные действия
	в Индонезии
	ДЖАКАРТА, 10. (ТАСС). По поч
следним сообщениям, на всех фрон-
тах Явы и Суматры продолжаются
бои.

Коммюнике республиканского
команлования сообщает, что воору-
женные столкновения происходят
около Моджокерто, Маланга, Су-
  рабайи. Голландская авиация прояв-
ляет в этих. районах активность. Гол-
ландцы производят атаки на район
Валери, в центральной части остро-
ва Ява. В коммюнике. далее говорит“
	ся, что голландцы ‘ведут СИЛЬНЫ
атаки на позиции индонезийцев В
ео дылла Салатива  Пемак 48
	айонах около Салатига, Демак &
К. Голландская артиллерия
уничтожила 73 дома в районе Демак.
Сообщается, что голландцы произве-
ли атаки при поддержке авиации на
селение в районе около Банджарне-
гара.
		Скульптор О. Тазжная за работой над бюстом дважды Героя
Союза капитёна Е. М. Кунгурцева. rn T

Тероя Советского
oro B. FPEBHEBA.
	бражает пейзаж и быт этих замеча-
тельных живописных мест нашей
родины. Таковы полные глубокого
лиризма картины В. Бакшеева, соз-
ланные в годы советской власти, —

И

«Осень приближается», «Начинает
	Os
Чи»

зеленеть», «Скала Дива», «Вечер в
ropax Алма-Ата», «Вечер в горах»,
«На Волге» и т. д.

Многие из представленных на вы-
авке работ написаны В. Бакшеевым
здни Великой Отечественной войны.
Эю полные воздуха и света пейзажи—

Весенний день», «Солнечный день»,
  березовая роща», «Летний вечер» и

уногие другие.

Выставка произведений В. Н. Бак-
пеева, привлекшая к себе внимание
широких кругов московской общест-
инности, дает исчерпывающее пред-
авлепие о деятельности замечатель-
юго советского пейзажиста, удосто-
иного в 1943 году Сталинской пре-
ши второй степени,

_—-—=3>

a as (SEA C2 SZ 2 Z

Девятый тур

После окончания своей партии с
Котовым чемпион СССР Керес ска-
зал окружившим его журналистам,
что победа далась ему нелегко. Дей-
ствительно, партия была очень слож-
ной и трудной.

Гроссмейстер Котов избрал излюб-
ленную сицилианскую защиту. Уже
на седьмом ходу произошел размен
ферзей. Казалось, что после г
игра будет спокойной и мирной. Но,
когда Кересу удалось занять конем
важный пункт’ черных, борьба‘ приоб-

А Зо аа ЗА log wanna.

~
nAmnNe rh

этого

тлмАмтзА НТОНАТТ Па спасение.

любопытную защиту. Его король под
прикрытием своих фигур предпри-
нял «путешествие» через всю доску
на ферзевый фланг. Тем временем Ра-
гозин осуществил пешечный прорыв
и выйграл пешку. Партия прервана в
сложной позиции.

Трифунович с Пахманом долгое
время играли ровно. Но Пахман про-
смотрел несложную — комбинацию
партнера и получил плохой  энд-
шпиль. Однако и Трифунович играл
не совсем точно, дав противнику не-
Партия
	осталась незаконченной.
	ae
‚ Вокальная лирика
	„  Ю. Шапорина
rept —_—

ae КОНЦЕРТ

tobi B. JABbIQOBOR

Мастера советского искусства при-
шв к великому 30-летию Октября с
om   iGHMH достижениями. Советские
agen   EMNOSHTOPLL BCTPETHAH STY MaTy Mpo-
Ne ведениями, созданными во всех
‘Toy крах, начиная от героических опер

,
~ Wt

(щи 1балетов и кончая массовыми песня-
	й м   в которых звучит живой голос
\«   вшей действительности. Советские

техн  колнители — пианисты, скрипачи,
ох Калисты, дирижеры — подготовили
ий [еокае отчеты, придающие осо-
ки ^ Чную праздничность юбилейному

‘ов. Ащертному сезону.
	or

TyopyecknH отчет Веры Александ-
узы Давыдовой задуман в виде
вла концертов, посвященных твор-
  вву советских композиторов. Про-
  фума состоявшегося в Большом за-
  в консерватории первого концерта
шла включала романсы Шапорина.
  Нз будет преувеличением назвать
аки 0, Шапорина одним из самых вы-
в” пющихся мастеров вокальной лири-
‹0% наших лет. Недавно удостоенный,

ряду с им Хачатуряном,
ах   Шбалиным и Шостаковичем, почет-
‘дай   Юго звания народного артиста pec-
лоие  Пблики, композитор отметил в этом
уризе   всяце 60-летие со дня своего рож-
ve   ния, и концерт В. А. Давыдовой,
дель   аким образом, был творческим отче-
доли  ‘ОМ не только талантливой певицы,
wert   №0 и юбиляра.

Первоклассное лирическое дарова-
ди  Hie Шапорина особенно ярко прояви-
(иф ^% в песенно-романсовом жанре.
1 ВА. Давыдова, исполнившая в Сво-
ль ‘М концерте около двадцати роман-
яд   Шапорина, сумела выбрать наи-

бле характерные и поэтические
  уюизведения композитора. Высокий
пафос и чеканная завершенность пуш-
нского стиха получили достойное
зллощение в одном из лучших PO-
мансов Шапорина — в чЗаклинании»,
‹ большим успехом исполненном ар-
тисткой. Сосредоточенное — раздумье

№
уро
меш
авы
aH.

ye oo

we зучит в художественно  закончен-
ON) юм и красивом романсе «Дробись,

я
or дробись, волна ночная» на слова Лер-

монтова. Тончайшая лирика тютчев-
кого стихотворения породила обра-
3: романса «Еще томлюсь тоской же-
ний», заключительная фраза кото-
ого перекликается с элегией «Среди!
Миров, в мерцании светил», написан“
в0Й на слова Иннокентия Анненского.
Отметим также несколько роман-
  в из блоковского цикла Шапорина.
‘Далекая юность» и яркие, жизне-
Уверждающие романсы Ha слова
(т. Щипачева, в особенности «Осен-
ний праздник».

Привольная напевность русской
песни. ее гибкость и пластическая

i выразительность пронизывают многие

романсы Шапорина и обработки РУС
ских народных песен. Эти черты осо-
бенно подчеркнула В. А. Давыдова в
песне «Не одна во поле дороженька».
Творческий отчет В. А. Давыдовой
к $0 летию Октября — это достой-
1ы} отчет большого мастера социа-
листической кульгуры.

Ш * rr. «wn

_ Проф. Игорь Бэлза.
		ОБСУЖДЕНИЕ НОВЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
	В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ
ЛИТЕРАТОРОВ

В ближайшее время в Центральног
доме литераторов состоятся Читка и
Обсуждение новых произведений Со-
ветских прозаиков, поэтов, драматур-
гов, публицистов. Сценарий «Суд че-
сти» прочтет А. Штейн. Обсуждение
состоится сегодня. Сегодня же писа-
тель А. Шаров познакомит прозаиков
со своими рассказами о венских встре-
чах.

В ближайшие дни состоится обсу-

=>

Krewe soso книги `Н. Михайлова
«Нал картой Родины» и рассказов
Н. Атарова. Старейший  совотски’
писатель М. Пришвин прочтет or
рывки из нового романа «Царь при

вы-
олы». С чтеняем HOBHX CTHECR
роды С. чт a tee a oe СДО
	  нов И
ступят поэты А. Софро
ЯКОВ.
	рела напряженный и острый харак-
тер. Котову пришлось перейти к за-
	щите. Он, повидимому, сыграл He-
точно, и Керес смог вторгнуться
ладьей на седьмую горизонталь И
получить преимущество двух  сло-
нов. Все попытки Котова отразить на-
тиск разбивались о точную игру Ке-
реса. На 38-м ходу Котов вынужден
был сдаться.

Это первое поражение Котова в
турнире. Теперь не ‘имеют проигры-
ша только Ботвинник и Болеслав-
ский.

Вчера Болеславский играл с Бонда-
ревским. Встречи этих гроссмейсте-
ров всегда бывают чрезвычайно 0ст-
рыми. Вчерашняя партия оправдала
ожидания зрителей. Бондаревский
(белые) разыграл дебют не обычно,
и, может быть, поэтому на ферзевом
фланге у него создались слабости.
Он пытался начать атаку на короля
черных, но король был надежно при-
крыт слонами. Болеславский отлич-
но использовал слабости в располо-
жении противника: Вскоре его. фигу-
ры овладели почти всей доской. Не
часто встречается такая острая 10-
зиция, какая получилась к этому вре-
мени в партии. Вероятно, Болеслав-
ский мог жертвой ладьи немедленно
решить партию. Ho он предпочел
другое продолжение. Игра прервана
в выигрышной позиции с двумя лиш-
ними пешками у Болеславского.

Молодой мастер Холмов потерпел
поражение от гроссмейстера Ботвин-
вика.

В сложной и напряженной борьбе
проходила партия Глигорич — Смы-
слов. В финальной части партии
гроссмейстер сыграл несколько рис”
кованно и ослабил. свою пешечную
позицию. Глигорич хорошю воспользо-
`вался этим. Смыслову пришлось от-
’дать свою слабую пешку. Партия не
окончена.

Играя черными против Коттнауэра,
Рагозин применил одно из построе-
ний Чигорина в ферзевом гамбите и
побился отличной позиции. Он плано-
	мерно подготовлял атаку на королев-
в ася ИА кома: нашел
		Новотельнов и Сокольский сыгра-
ЛИ ВНИЧЬЮ.
	“`Плятер атаковал Цветкова, по-
жертвовав пешку. Но в цейтноте в
многообещающей позиции он начал
повторять ходы. Была зафиксирована
НИЧЬЯ. .

Две отложенных ранее партии за-
кончены без доигрывания. Трифуно-
вич сдался без игры Болеславскому,
Холмов и Коттнауэр согласились на
НИЧЬЮ.

После девяти туров впереди по-
прежнему гроссмейстер Ботвинник ^^
6% очков при одной отложенной пар-
THH:

Сегодня на турнире доигрываются
неоконченные партии. Завтра — CBO
бодный от игры день.
	«Вашингтенская
кооперативная книга»
протестует против
занесения ее в черный
		НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Как переч
дает агентство Ассошиэйтед Пресс,
издательство «Вашингтонская ‘ коопе-
ративная книга», занесенное минизт-
ром юстиции США Кларком в список
«подрывных» организаций, выступило
с обвинениями против Кларка. Книго-
издательство заявило, что оно. занесе-
но в черный список только потому,
что выступает за равноправие рас.
Издательство заявило также, что
Кларк и председатель комиссии по
расследованию антиамериканской дея-
тельности Томас стремятся. «об’явить
незаконными все высказывания или
действия в защиту всякого либераль-
ного демократического и честного деч
па». :
	К обединению
коммунистической
и социал- демократической
партий Румынии
	БУХАРЕСТ; 10. (ТАСС). Вчера в
Бухаресте состоялось ° совещание
представителей коммунистической И
социал-демократической партий от
организаций Олтении и Мунтении по
вопросу о предстоящем об’единении
обеих партий в единую рабочую пар-
‚тию. На совещании присутствовало
126 делегатов. С речами выступили
генеральный - секретарь коммунисти-
ческой партии Георгиу-Деж.и гене-
ральный секретарь социал-демокра-
тической партии Войтек. В скором
времени в Бухаресте состоится сове-
шание представителей обеих. партий
всей страны.
		Omoscnwdoy
	%х БОМИТЕТ по делам культуры и
искусства при правительстве Югосла-
вии установил денежные премии за
лучшие пооизведения в области лите-
ратуры, музыки, . изобразительного и
театрального искусства, созданные в
1947 году. Впервые в истории народов
Ютославии денежные премии за луч-
шие произведения литературы и ис-
кусства Югославии были присуждены
в прошлом году.

% ПО СООБЩЕНИЮ египетских га-
зет, в Порт-Сзид прибыл голландский
военный корабль «Котантен» Cc воен-
ным снаряжением и войсками, направ-
ляемыми в Индонезию.

% В КАИРЕ начглись англо-егинет-
скиё финансовые переговоры.

х НЕНТРАЛЬНЬЕАЯ комитет комму-
нистической партии Словакии принял
решение о созыве с 6 по 9 марта 1948
года очередного 9-го‘ с езда коммуни-
стической партии.

Хх ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЬЕЙ банк
СИТА заявил. что он предоставил мек-
суканскому правительству кредит на
сумму 13 миллионов долларов для за-
купки в Соединенных ИТтАтах о50ру-
дования для железных дорог, для двух
сахарных заводов и ряда мясоконсерв-
ных заволов.
	Бчера в выставочном зале Москове кого товарищества художников 01-
ирылась выставка произведений наро дного художника РСФСР лауреата

В о драва ‘СОС
	Сталинской премии, действительного
	В Н. Бавшеева. НА СНИМБЕ:
тина художника «Весенний день».
	нерешительный „ человек; по малоду-
шию испугавшийся трудностей Ура-
ла? Но ведь он едет в Москву за
новым назначением, возможно, что он
отправится затем в еще более отда-
ленный район, на еще менее исследо-
ванные земли, Значит, сам по себе
от езд_ Палехова с Урала еще ничего
не об’ясняет в его характере и вооб-
ше ничего не доказывает. Тем более,
что и другие геологи, в том числе
Варя, успевшая завоевать симпатии
зрителя, считает, что действительно
нет смысла тратить дальше средства
на эту экспедицию.
	Но вот Пестеров, неожиданно при-
летевший сюда, заявляет, что поиски
нужно продолжать. Он быстро завое-
вал наше расположение — сталин-
градец; смелый, решительный чело-
век. Быть может, он докажет, что
Палехов неправ? Нет, Нестеров ни-
чего доказать He может. Он верит,
чувствует, что алмазы где-то здесь
есть непременно. Однако он не мо-
жет убедить в этом ни Палехова, ни
Варю, ни, естественно, зрителя. И в
дальнейшем зрителю в течение четы-
рех актов предлагается ждать — не
найдется ли среди камней, переби-
‘раемых Нестеровым, драгоцённых ал-
мазов.
	Нестеров остается почти один ва
далеком прииске. И тогда мы дол-
жны разочароваться в его товари-
щах. Напрасно Пилявская старалась
завоевать в начале спектакля зри-
тельские сердца — уже во второй
картине ей приходится доказызать
зрителю, что Варя способна на бес-
причинную ревность. что она подвер-
жена томительной меланхолии, что
вообще Нестеров напрасно ее любил.
Вот лесная жительница Христина
(артистка Пушкарева) хоть и ничего
не понимает в алмазах, но готова ит-
ти за Нестеровым на край света.
Кстати сказать, она здесь выросла, в
этих горах, здесь живет, и потому её
готовность остаться в тайге ровчым
счетом ничего не прибавляет к её ха-
рактеристике. Напрасно были труды
и других актеров, которые так при-
влекательно рисовали геологов в на-
		- Фото В БОРИСОВА.
		чале спектакля: все они оказывают“
ся люди малодушные. Только зверо-
вод Иляшев (М. Яншин), старатель
Пьянков (Муравьев) и другие мест-
ные жители способны почувствовать,
что правда — за Нестеровым. «При-
езжие» — ничего не стоят. Они толь-
ко и думают о том, как бы скорее
уехать в Москву.

В четвертом акте автор сообщает
зрителю, что Нестеров все-таки на-
шел алмазы. Что ж из этого? Успех
Нестерова вовсе не предопределен
логикой развития пьесы — он даро-
ван ему Н. Асановым под занавес.
Он не выглядит органически необхо-
димым. И поэтому пьеса не убеждает
ни в правоте Нестерова, ни в мало-
душии Палехова и Вари.

Ведь не в описании злоключений
одного геолога заключалась задача
драматурга. Он должен был создать
в пьесе обобщенные образы совре-
менников. В конфликте Нестерова с
Палеховым, Варей следовало рас-
крыть конфликт, типичный для самой
действительности. Пьеса Н. Асанова
лишена этого важнейшего элемента
художественного произведения —
идейного обобщения. Она в лучшем
случае фиксирует события более
или менее. любопытные, но оставляет
зрителя равнодушным к конфликту
между героями, к их судьбам, a4
внутреннему миру.

Нестеров показал себя не столькз
стойким, сколько упрямым челове-
ком. Он готов шагать в одиночку по
тайге, но это просто наивная и неле-
пая решимость. Он готов в одиноче-
стве заниматься тем, что должна де-
лать целая экспедиция. Но какое от-
ношение к действительности имеет
это надуманное «одиночество» Несте-
рова? Не лучше ли было бы, если бы
драматург показал способность He-
стерова увлекать за собой людей,
олушеплять верой в свое дело, ук-
реплять их волю, а не отварачивать-
ся от них с гордым презрением. Вот
здесь могли бы возникнуть некое
обобщение, некая «типизация» героя.

Странное впечатление оставляет
этот спектакль. Автор как будто
добросовестно описывал какие-то ре-
	одражание правде
	«Алмазы» Н. Асанова в филиале МХАТ
;
	А ПЕРВЫХ картинах счектакля   к своему мастерству. “8 ват wee

А Ари ласком Ххупоже-  только «изображать» своего героя,
	$ ЗОНЕ Ben

ственном театре вы  восхищаетесь
простотой и естественностью актер-
ской игры. На сцене — геологи, со

ол

но и жить его чувствами и настрое-
ниями. It. Массальский выступал
обычно в ролях совсем другого ха-
я ярулно было  проедполо-

nmnavTpDna
		ee FN К К Е

бирающиеся ехать домой, в Москву,   рактера, и тр ee ea ana. pad.
ся OK a - т.  жить что он возьмется за роль фрон-
	после долгих
Уральских горах. Начальник ни

ДИЦИИ Палехов переживает празд-

и а

поисков а мазь Lad   APRA ey ПА АИ a a

товика-сталинградца, геолога, впюб-
ленного в свой скромный и тяжелый
—-nunr Мл в“ он вышел на сцену B
	труд. Но вот он вышел на сцену в
роли Нестерова, так уверенно вла-
дея своими сценическими данными,
как будто он давно привык к подоб-
ным ролям.

Все этд так. Но это только впечат-
ление первых минут. Подозрительно
долго не обнаруживается в самой
пьесе ничего значительного — Ни со-
держательных ситуаций, ни ярких
мыслей, ни содержательных челове-
ческих характеров. Актеры играют
попрежнему добросовестно. Но в кон-
це-концов возникает вопрос: а что,
собственно говоря, они играют? и
чем дальше вы смотрите спектакль,
тем все меньше интересуют вас его
герои, первое знакомство с которыми
было многообещающим. Оказывается,
это мало интересные люди. В спек-
такле нет ничего такого, что вызва-
ло бы интерес не только к мастерст-
ву актеров, но и к существу изобра-
жаемых на сцене событий.

Палехов со своей экспедицией дол-
го искал алмазы в здешних горах и
ничего не нашел. Не видя ни малей-
ших признаков того, что алмазы здесь
все-таки можно „найти, он решает
прекратить разведку. вернуть экспе-

Во
	are  ,  тт

ничные минуты — он слышит Уже
шум самолета, летящего за нетерпе-
ливыми пассажирами. Варя Меньши-
кова мечтательно, задумалась © встре-
че с будущим мужем — товарищем по
профессии  Нестеровым, раненным
под Сталинградом. Юля и Даша ве-
село говорят о том, что ждет их зав-
тра — они полны чудесных предчув-
ствий. Потом появляется на сцене
Нестеров, прямой, энергичный, муже-
ственный...

Й вы думаете о том, как умеет
МХАТ хранить традиции своей арти-
стической школы, сколько В его
большом ансамбле превосходных ак-
теров, Которые еще мало знакомы
зрителю, HO достойны своих замеча-
тельных учителей в искусстве. Ведь
и Пилявская, играющая Варю, и Ба-
талова. и Комолова, исполнительни-
пы роли Юли и Даши, — это, в суш-
ности, совсем молодые актрисы, ко-
торым предстоит еше большая арти-
стическая жизнь на сцене Художест-
венного театра. В естественности и
простоте их игры — 1® только обая-
ние молодости, но и настоящая шко-
ла  выучка. понимание стиля Худо-
	жественното ‘91° a
раньше

рающий роль Палехова, и

был хорошо известен москвичам
остротой и своеобразной трактовкой
самых различных ролей: Но здесь,
в МХАТе, он многое прибавил

№ . Е. > ~
дицию в Москву. Разумное решение?
Зрителю судить об этом трудно. Он
никогда не был в долине реки Ним,
ад главное мало сведущ в деталях
геолого-разведочных работ. Может
быть Палехов просто ограниченный,