Денежная реформа’ 1947 года призвана ‘ликвидировать последствия второй мировой
войны в области денежного обращения, восстановить полноценный советский рубль и облегчить.
переход’к торговле по единым ценам без карточек. Денежная реформа усилит значение денег
‚в народном хозяйстве, повысит реальную заработную плату рабочих и служащих и повысит
ценность денежных доходов сельского ‘населения. Проведение _ денежной реформы будет
содействовать повышению уровня материального благосостсяния трудянгихся, восстановлению
и развитию народного хозяйства и дальнейшему укреплению могущества Советского государства.
	Из постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКГИб).
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ! -
	tal od YA

ZA.
Г \   аелЕавРя 941 Г.

ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 292 (7268)
ПЕНА 290 коп
	UUL
		_ Постановление Совета Министров CCCP u ЦК ВКИСб)
@ проведении денежной реформы и отмене карточек
Ша продовольственные И промышленные товары
	рубль и облегчиль переход к торговле по единым Weer
нам без карточек. Денежная реформа усилит значение
денег в народном хозяйстве, повысит реальную зара-
ботную плату рабочих и служащих и повысит ценность
денежных доходов сельского населения. Проведение
денежной реформы будет содействовать повышению
уровня материального благосостояния трудящихся,
восстановлению и развитию народного хозяйства и
дальнейшему укреплению могушества Советского го-
сударства.
	ree”

Conet Министров Союза ССР. и ЦК ВКП(б) поста:
	новляют:
	защиту своей социалистической Родины, обеспечили
военную и экономическую победу над врагом. Совет-
ская денежная система выдержала тяжелые` испыта-
ния войны 1941—1945 г.г. Несмотря на понижение по-
купательной силы рубля; денежное обращение нашей
страны не нуждается в коренной перестройке.

Теперь при обмене старых денег на новые мы не
нуждаемся в тех крайних мерах, которые проводились
в период денежной реформы 1922—1924 г.г. Денежная
реформа 1947 года призвана ликвидировать послед-
ствия второй мировой войны в области денежного
обращения, восстановить полноценный советский
	1. Выпустить в обращение с 16 декабря 1947 года
новые деньги в рублях образца 1947 года.

-2. Вся денежная наличность, находящаяся у насе-
ления, государственных, кооперативных и обществен-
ных предприятий, организаций и учреждений, а так-
же колхозов, подлежит обмену, за исключением раз-
менной монеты.

Разменная монета обмену не подлежит и остается
в обращении по номиналу.

3. Проведение обмена старых денег на деньги об-
pasua 1947 года возложить на Государственный
банк СССР.

Обмен денег на всей территории СССР произ-
вести в течение недели, то-есть начиная с 16 декабря
до 22 декабря включительно, а в отдаленных райо-
нах — в течение двух недель, то-есть с 16 декабря
до 29 декабря включительно по списку, утвержденно-
му Советом Министров СССР.

4. Произвести обмен имеющихся ныне в обраше-
нии наличных денег на новые ‘деньги по соотноше-
нию десять рублей в деньгах старого ‘образца на
один рубль в деньгах образца 1947 года.

5. Со дня выпуска денег образца 1947 года и до
окончания срока обмена деньги старого образца. при-
нимаются во все платежи из расчета одной десятой
их нарицательной стоимости,

Деньги старого образца, не пред’явленные к 0б-
мену в установленный срок, аннулируются и теряют
свою платежную силу.

’6. Выплата отдельным гражданам денежных сумм
по внутренним переводам, аккредитивам и депонент-
ским счетам, по которым денежные средства посту-
пили в государственные учреждения до выпуска де-
нег образца 1947 года, производится по соотношению
десять рублей деньгами старого образца на один
	рубль деньгами образца 194/ года.
	7. Заработную плату рабочим и служащим за пер-
вую половину декабря 1947 года, ‘денежное доволь-
ствие военнослужащим, стипендии, пенсии и пособия
за декабрь 1947 года выплатить деньгами образца
1947 года в течение 16, 17, 18, 19 и 20 декабря 1947
года повсеместно на территории СССР, независимо
от установленных сроков выплаты зарплаты.

8. Одновременно с выпуском денег образца 1947
года произвести в сберегательных кассах и Государ-
ственном банке СССР переоценку вкладов и текущих
счетов населения по состоянию на день выпуска де-
нег образца 1947 года на следующих основаниях:

а) вклады размером до 3.000 рублей включитель-
но остаются без изменения в номинальной сумме,
т. е. переоцениваются рубль за рубль;

6) по вкладам размером до 10.000 рублей включи-
тельно во вклад зачисляются: первые 3.000 — без
изменения номинальной суммы, ‘а остальная часть
вклада переоценивается: за три рубля старых денег
— два рубля новых денег;

в) по вкладам размером ‘свыше 10.000 рублей во
вклад зачисляются: первые 10.000 рублей в разме-
рах, предусмотренных выше, в пункте «б», а, осталь-
ная часть вклада переоценивается: за два рубля ста-
рых денег — один рубль новых денег.
	В настоящее время перед Советским государством
встала задача проведения денежной реформы в целях
укрепления курса` рубля, а также — задача отмены
карточной системы снабжения и перехода к разверну-
той торговле по единым государственным ценам.

Великая Отечественная война 1941—45 г.г. потребо-
вала напряжения всех сил советского народа и моби-
лизации всех материальных ресурсов страны. В годы
Отечественной войны резко возросли расходы Совет-
ского государства на содержание армии и на развер-
тывание военной промышленности. Огромные военные
расходы потребовали выпуска в обращение большого
количества денег. Количество денег, находящихся в
обращении, значительно увеличилось, как и во всех
государствах, участвовавших в ‘войне. В то же время
сократилось производство товаров, предназначенных
для продажи населению, и значительно уменьшился
розничный товарооборот.

Кроме того, как известно, в период Отечественной
войны на временно захваченной советской территории
немецкие и другие оккупанты выпускали в большом
количестве фальшивые деньги в рублях, что еще боль-
ше увеличило излишек денег в стране и засорило наше
денежное обращение.

В результате всего этого, в обращении оказалось
значительно больше денег, чем. это нужно для народ-
ного хозяйства, покупательная сила денег понизилась
, теперь требуются специальные мероприятия по ук-
плению советского рубля.

Несмотря на условия военного времени, Советскому
правительству удалось на все время войны сохранить
&з изменения довоенные государственные цены на
юрмированные товары, что было обеспечено введе-
нем карточной системы снабжения продовольствен-
ми и промышленными товарами. Однако сокраще-
	1 государственной и кооперативной торговли пред-.
	\тами широкого потребления и увеличение спроса
иеления на колхозных рынках привели к резкому
  умшению рыночных цен, которые в отдельные пе-
мы были выше довоенных цен в 10—15 раз.

(онятно, что спекулятивные элементы воспользова-
‘tb наличием большого разрыва между  государ-
венными и рыночными ценами, равно как и нали-
чем массы фальшивых денег, для накопления денег
‚больших размерах в целях наживы за счет насе-
НИЯ. .

Теперь, когда на очередь встала задача перехода к
икрытой торговле по единым ценам, большое коли-
ство выпущенных во время войны’ денег препят-.
ивует отмене карточной системы, так как излишние
деньги в обращении взвинчивают рыночные цены, соз-
дают преувеличенный спрос на товары и облегчают
юзможность спекуляции.

Нельзя также допустить, чтобы спекулятивные эле-
менты, нажившиеся в период войны и накоцившие
значительные суммы денег, получили возможность
купать товары после отмены карточной системы.

Поэтому Совет Министров ‘CCCP и ЦК ВКП(б) ре-
шили провести денежную реформу, которая предусма-
тривает выпуск в обрашение новых полноценных де-
г и из’ятие из обращения как фальшивых, так H
полноценных старых денег. Эта реформа будет про-
взведена на следующих основах.

Во-первых. Обмен ныне обрашающихся и Ннаходя-
щихся на руках наличных денег на новые деньги будет
производиться с ограничением, а именно десять руб-
ей в старых деньгах на один рубль в новых день-
гах.

Во-вторых. Денежные вклады В сберегательных
кассах и Государственном банке будут переоценивать-
я на более льготных условиях, чем обмен наличных
денег, причем вклады до трех тысяч рублей будут пе-
реоцениваться рубль за рубль. Это означает, что: вкла-
ды, принадлежащие подавляющему большинству
вкладчиков, сохраняются в прежней сумме.

В-третьих. Будет проведена конверсия всех ранее
выпущенных государственных займов, за исключе-

‚ нием займа 1947 года, то-есть ранее выпущенные зай-
мы об’единяются в единый заем, причем обмен произ-
водится по соотношению три рубля в облигациях
прежних займов на один рубль в облигациях нового
единого займа, то-есть по более льготному курсу, чем
обмен наличных денег. При этом Совет Министров
СССр и ПК ВКП(б) исходят из задачи всемерно огра-
дить ‘сбережения, которые население предоставило
займы государству. Нельзя, однако, не считаться с
тем, что значительная часть государственного долга
по займам образовалась в ГОДЫ войны, когда покупа-
тельная способность денег упала, а между тем, после

денежной реформы государство будет погашать этот
долг полноценным рублем. ;

В-четвертых. При проведении денежной peopel
заработная плата рабочих и служащих, а И ”
ходы крестьян от государственных НЙ я
гие трудовые доходы всех слоев Нее He 3a
тиваются реформой и м выплачиватьс
деньгах в прежних. размерах.

Проведение денежной реформы является о.
делом во всех государствах после больших во и... Ha
ко проведение денежной Ака espopMt B
ренным образом отличается от проведения Р
	капиталистических странам.
	oe
	В капиталистических государствах ликвидация пПо-
следствий войны и денежная реформа сопровождаются
большим повышением цен на потребительские товары,
следовательно, — понижением реальной зарплаты ра-
бочих и служащих, сокрашением занятых рабочих и
служащих, увеличением армии безработных. Таким
образом, капиталистические государства главную TA-
жесть последствий войны и денежной реформы пере-
кладывают на трудящихся.

В СССР ликвидация последствий войны и денеж-
ная реформа проводятся не за счет народа. Количе-
ство занятых рабочих и служащих ` у нас не сокра-
щается. У нас нет и не будет безработицы. Размеры
заработной платы рабочих и служащих не только не
снижаются, а наоборот — увеличиваются, ибо в не-
сколько раз снижаются коммерческие цены, а на хлеб
и крупу снижаются и пайковые цены, что означает
повышение реальной заработной платы рабочих и слу-
жащих.

Все же при проведении денежной реформы требу-
ются известные жертвы. Большую часть жертв госу-
дарство берет на себя. Но надо, чтобы часть жертв
приняло на себя и население, тем более, что это бу-
дет последняя жертва. Обмен наличных денег на но-
вые, ввиду указанных ограничений, затронет почти
все слои населения. Однако этот порядок обмена
ударит прежде всего ‘по спекулятивным элементам,
накопившим крупные запасы денег и держащим их в
«кубышках». Потери же подавляющего большинства
трудящихся, связанные с обменом денег, будут крат-
ковременны и незначительны и будут полностью пе-
рекрыты благодаря отмене высоких коммерческих
цен и снижению существующих пайковых цен на
хлеб и крупу.

Одновременно с проведением денежной реформы
Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) решили. прове-
сти отмену картсчной системы на продовольственные
и промышленные товары, отменить высокие коммер-
ческие цены и перейти к продаже товаров по единым
государственным ценам при снижении пайковых цен
на хлеб и крупу. Тем самым, для населения создают-
ся болышие материальные выгоды.

Отмена. карточной системы на продовольственные и
промышленные товары будет осуществлена на следу-
ющих основах.

Во-первых. Продажа продовольственных и промыш-
ленных товаров будет производиться в порядке от-
крытой торговли без карточек.

Во-вторых. Вводятся единые государственные роз-
ничные цены взамен существующих коммерческих и
пайковых цен.

В-третьих. Единые цены на хлеб и крупу устанав-
ливаются на более низком уровне, чем нынешние пай-
ковые цены, причем пайковые цены на хлеб снижают-
ся в среднем на 12%, на крупу — на 10%, а по срав-
нению с нынешними коммерческими ценами снижают-
ся более, чем в два с половиной раза.

В-четвертых. Единые цены на другие продоволь-
ственные товары в основном сохраняются на уровне
действующих. пайковых цен.

В-пятых. Единые цены на промышленные товары
устанавливаются на несколько повышенном уровне
по сравнению с низкими пайковыми ценами, а по
сравнению ‘с коммерческими ценами снижаются в
среднем более, чем в три раза. Е

Таким образом, в результате денежной реформы,
отмены карточек и перехода к открытой торговле по
единым ценам население, вместо ныне обращающего-
ся.рубля < пониженной покупательной способностью,
получит полноценный рубль. Упорядочение ‘денежно-
го обращения, рост производства товаров широкого
потребления и розничного товарооборота сделают
возможным снижение цен и в дальнейшем, т. е. приве-
дут к новому повышению реальной заработной платы
и доходов колхозников. .

Денежная реформа проводится в нашей стране не
впервые.

После первой мировой войны, гражданской войны
и интервенции деньги совершенно обесценились, а де-
нежная система была подорвана в самой основе. По-
надобилась коренная денежная реформа. Обесцене-
ние денег было столь велико, что при завершении де-
нежной реформы один рубль в новых деньгах прирав-
нивался к 50 тысячам рублей старых денег. образца
1923 года или к 5 миллионам рублей старых денег об-
раза. 1922 года. В результате денежной реформы,
произведенной в 1922—24 г.г. по указаниям и под ру-
ководством Ленина, были созданы новые деньги, ко-,
торые способствовали быстрому развитию народного
хозяйства СССР.

Великая Отечественная война была неизмеримо тя-
желее. всех прежних войн. Однако положение с де-
нежным обращением в России в период первой миро-
вой войны, когда денежное обращение потерпело пол-
ный крах, не идет ни в какое сравнение с состоянйем
денежного обращения в СССР после второй мировой
войны. Советское государство успешно выдержало
исключительные испытания войны 1941—1945 г.г., не-
смотря на то, что эта война была гораздо более опу-
стошительной и сопровождалась во много раз боль-
шими жертвами в результате немецкой оккупации,
чем первая мировая война. Сила и жизненность совет-
ского строя, созданного трудящимися ‚Советского
Союза под руководством большевистской партии, и
героические усилия всего народа, поднявшегося на

ff редседатель Совета Шинист ров
				Денежная реформа
	Операции по приему и выдаче вкладов в сберега-
тельных кассах и кассах Госбанка в течение 15, 16 и
17 декабря производиться не будут, а начиная с 18
декабря будут производиться в обычном порядке.

9. Денежные средства, находящиеся на расчетных
и текущих счетах кооперативных предприятий и ор-
ганизаций, а также колхозов, переоцениваются из
расчета: за пять рублей старых денег — четыре руб-
ля новых денег.

10. Одновременно с денежной реформой провести
конверсию всех ранее выпущенных государственных
займов и свидетельств сберегательных касс по специ-
альным вкладам на следующих основаниях:

а) Облигации Государственного займа Второй Пяти-
летки (выпуск четвертого года), Займа Укрепления Обо-
роны СССР, всех выпуско: Займа Третьей Пятилетки,
выпусков военных займов, Займа восстановления A
развития народного хозяйства, а также обязательства,
выданные кооперативным организациям по займам, и
свидетельства сберегательных касс обмениваются на
облигации конверсионного займа, подлежащего выпу-
ску из 2% годовых в 1948 году. Облигации нового
конверсионного займа обмениваются на облигации
прежних займов по соотношению три рубля в облига-
циях ранее выпущенных займов. на один рубль в. обли-
гациях конверсионного займа.

Обмен облигаций прежних займов и свидетельств
сберегательных касс будет производиться с 3 мая до
1 августа 1948 года;

6) Второй Государственный заем восстановления и
развития народного хозяйства СССР выпуска 1947 го-
да не подлежит конверсии. Подписчики на указанный
заем продолжают оплату подписки на прежних осно-
ваниях и на всю сумму взносов получают облигации
этого займа по их номинальной стоимости после окон-
чания оплаты подписки;

в) Облигации Государственного выигрышного займа
1938 года обмениваются на облигации выпущенного

3 декабря сего года нового свободно обращаюшего-
ся государственного 3% внутреннего выигрышно-
го займа, причем обмен облигаций займа 1938 года
производится в течение срока, установленного для
сбмена денег, по соотношению пять рублей в облига-
циях займа 1938 года на один рубль в облигациях
3% внутреннего выигрышного займа. В течение
указанного срока сберегательные кассы производят
покупку облигаций займа 1938 года за наличный ‘рас-
чет по тому же соотношению.

11. Со дня об’явления конверсии государственных
займов до   августа 1948 года откладывается прове-
дение очередных тиражей выигрышей и оплата оче-
редных купонов по облигациям займов, подлежаших
конверсии; с августа 1948 года возобновляются оче-
редные тиражи и выплаты, в том числе за предшест-
вующий период.

12. Ставки налоговых платежей, размеры долговых
и договорных обязательств между предприятиями, уч-
реждениями и организациями, размеры обязательств
по платежам населения государству, а также размеры
договорных обязательств между СССР и иностранны-
ми государствами остаются без изменения.
	я

LO»

ОЛ=

МИН
тес-
кал
зил
			Пламя
	АТРА
	Bom
\,

14/0
fi
		—
ами
		BA
}, ai

pant
		Отмена карточной системы снабжения.
	1. Одновременно с проведением денежной реформы,
то-есть с 16 декабря 1947 года отменить карточную
систему снабжения продовольственными и промыш-
ленными товарами, отменить высокие цены по ком-
мерческой торговле и ввести единые сниженные госу-
дарственные розничные цены на продовольствие и
промтовары.
	2. При установлении единых розничных государст-
венных цен на продовсльственные и промышленные
товары исходить из следующего: ‘
	а) на хлеб и муку снизить цены в среднем на 12%
против ныне действующих пайковых цен;

6) на крупу и макароны снизить цены в среднем на
10% против ныне действующих пайковых цен;
	в) на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изде-
лия, соль, картафель и овощи сохранить цены на
уровне действующих пайковых цен;

г) на молоко, яйца, чай, фрукты в отмену ныне дей-
ствующих высоких коммерческих цен и слишком низ-
ких пайковых цен установить новые цены  примени-
тельно к уровню действующих пайковых цен на ос-
новные продовольственные товары;
	д) на ткани, обувь, одежду, трикотажные изделия в
отмену ныне действующих высоких коммерческих
цен`и слишком низких цен нормированного снабже-
ния, установленного в городах и рабочих поселках,
установить новые цены на уровне в 3,2 раза ниже
коммерческих цен;

е) на табачные изделия и спички сохранить цены
на уровне действующих пайковых цен;

ж) на пиво снизить цены в среднем на 10% про-
тив ныне действующих цен;

3) на водку и вино сохранить ныне действующие це”
НЫ.

3. Поручить Министерству торговли СССР устано-
вить, в соответствии с настоящим постановлением,
новые сниженные государственные розничные цены
на продовольственные товары по поясам, а также но-
вые государственные розничные цены на промышлен-
ные товары для города и деревни.

4. Цены, установленные настоящим постановлени-
ем, не распространяются на колхозный рынок и на
кооперативную торговлю товарами собственных заку-
пок.
			Секретарь ЦИ ВПП(6)
	А. ЧДАНОЬ.
	14 декабря 1947 г.