ГАЗЕТА «БОРЬА»
0 ПРОВОКАЦИОННОЯ
ЛЕЙТЕЛЬНОСТИ
«БАЛКАНСКОЙ КОМИССИИ» 00Н
	БЕЛГРАД, 16. (ТАСС). Газета
«Борба» в передовой статье «Бал-
канская комисжия — инструмент аме-
риканской интервенции в Греции»
разоблачает экспансионистскую по-
литику США и Англии, их стремле-
нне превратить Грецию в базу англо-
американского империализма, в ‘плац-
дарм против стран народной демокра-
тии. «Борба» пишет, что теперь всем
стало ясно, каким мрачным планам
должна послужить «Балканская ко-
миссия», ‘несмотря на жалкие попыт-
ки западных империалистов и их
слуг «доказать» необходимость этой
комиссии, замаскировать ее `истин-
ные цели.
	В статье приводятся факты из де-
ятельности комиссии в Греции, раз-
облачающие ее подлинную суть, бес-
численные фальшивки, выпускаемые
комиссией с помощью — монархо-фа-
шистских прислужников. Комиссия
всячески пытается оклеветать демо-
кратические организации. «Относи-
тельно этой комиссии Югославчя
давно сказала свое слово, — гово-
рится в статье, — Она и сегодня за-
являет, что никакой фальсификацией
событий истины скрыть нельзя,
Единственными виновниками  крово-
пролития в Греции являются. мочар-
хо-фашизм и англо-американские ин-
тервенты. Образование «Балканской
комиссии» преследует цель спасти
позиции империалистических  интер-
вентов и вызвать ‘провокации, направ-
ленные против мира и безопасности
наролов Балканского полуостроза».
		ПЕСЕННЫЕ ТЕМЫ
НАРОДОВ СССР
	цикл
ИЗ 16 ПРЕЛЮДИЙ
	Шестнадцать пьес на песенные и
танцовальные темы народов СССР;
написал для фортепиано композитор
Виктор Белый.

Цикл начинается спокойной, плав-
ной и чистой русской песенной те-
мой Ее мелодия возникает вновь
перед слушателем в конце всей
сюиты, как бы венчая ее. Остальные
части цикла — живая и задушевная
по музыке украинская прелюдия, ме-
чтательная белорусская, узбекская
и другие. .

Фортепианный цикл В. Белого был
на-днях впервые исполнен автором
на одном из творческих собраний в
Доме композитора. На этом же вечз-
ре слушатели познакомились ис
новыми вокальными циклами комто-
зитора Ан, Александрова на стихи
советских поэтов —Н. Тихонова,
М. Исаковского С. Маршака,
М. Алигер, татарского поэта Ерике-
ева и других.

Первый цикл Под названием «За
Родину» воскрешает в памяти герои-
ческие образы Участников Отечест-
венной войны. Цикл на слова
М. Алигер «Человеку в пути» и
цикл романеов на стихи С. Шипаче-
ва носят ярко выраженный лирико-
психологический характер. Граниоз-
ная мелодичность и светлый коло-
рит музыки романсов Александрова
на слова Ерикеева, несомненно, дол-
жны привлечь внимание наших пев-
пов к этим романсам.

В исполнении новых произведений
Ан. Александрова приняли участие
певцы Н. Рождественская, А. Малю-
та и Ю. Юницкий. Фортепианную
партию исполнил автор.
	К. Самойло.
	$
,Cnapman®
	новый БАЛЕТ
А ХАЧАТУРЯНА
	ЛЕНИНГРАД. (По телефону.
Наш корр.). Народный артист
РСФСР. лауреат Сталинской премии
	композитор Арам Хачатурян совмест-
	но <  либреттистом H. Волко-
вым и балетмейстером И. Моисеевым
работает над балетом «Спартак», по-
священным восстанию римских рабов
под руководством Спартака. Балет
предназначается для академического
театра оперы и балета имени Кирова
в Ленинграде. Кроме Toro компо-
зитор закончил музыку к фильму
«Русский вопрос». Ближайшая рабо-
та — цикл песен для ансамбля песни
и пляски Армянской ССР.
	войны, когда наша армия, преодоле-
вая сопротивление врага, очищала от
захватчиков все новые и новые города
и районы. Великий перелом ‘уже про-
	изошел.  Сталинград, Орел, Ларьков
были позади. Сталинский стратегиче-

ский план разгрома врага’ привел в
лвижение огромные массы людей, мо-
	билизовал все силы страны для побе-
	ды. Но гитлеровцы еще не исчериа-
ли свой резервы, они продолжали бе’
шено сопротивляться, «Не было @ще
в истории такого случая, чтобы враг
сам прыгнул в. пропасть. Нужно под-
вести противника к пропасти и стол-
кнуть его туда». ‘
	Эти мудрые слова мы услышим
позже, когда на сцене откроется пе-
ред нами кремлевский кабинет
товарища Сталина, и мы станем CBH-
детелями замечательной беседы ве-
ликого полководца со ‘своими сорат-
никами — Ворошиловым и Василев-
	ским. А пока мы взастаем боевых ге-
	нералов 4-го Украинского фронта, со-
бравшихся, чтобы обсудить план даль-
нейших наступательных действий, ко-
торые должны привести к ссвобож-
дению Крыма.
	Это чрезвычайно сложная задача.
Немцы ‘крепко окопались в Крыму,
Они укрепили Перекопский перешеек
— единственный путь: на. полуостров
— более осцоватедьчо, чем свой «ат-
лантический вал». на Западе, Крым —
крупная карта в дипломатических ма-
хинациях гитлеровского командова-
ния. Здесь сходится узел противоре-
чий между балканскими сателлитами
гитлеровской Германии и: ее турец-
кими прихлебателями, «южный узел».
Выбить ‘немцев из Крыма — значит
ускорить распад разбойничьего `гит-
перовского блока отвести угрозу OT
вылвннуешихея вперед армий генера-
ла Малиновского, вернуть роличе го-
	род ве военной славы — Севасто-
ПОЛЬ,

т фронтом генерал
	Толбухин предлагает, несмотря. на
все трудности операции, продолжать
наступление. «Все силы бросим, 4
Крым возьмем», — Толбухин вслух
  Проианосит эту фразу; чувствуется,
Что она звучит у него в сердце и не
‚дает покоя, Надо выполнить. задания,
‘которые были даны Ставкой Верхов-
ного Главнокомандования. Надо по:
	ОБ УЧЕНЫХ
	В Центральном доме литераторов
в связи с 50-летием со дня рождения
состоялся творческий вечер писате-
ля А. Поповского.

А. Поповский известен как автор
книг о выдающихся советских уче-
ных, Его перу принадлежат такие
произведения, как «Павлов», «Зако-
ны рождения», «Законы о жизни»,
«Вдохновенные искатели» и др.

Состоявшийся вечер был несколь-
ко необычным. В зале наряду с чи-
тателями присутствовали герои книг
Поповского. Их выступления  пред-
ставляли несомненный интерес.

Академик Л. Штерн отмечала, что
писатель умеет глубоко понять и
описать творческий путь в науку.
Академик Е. Павловский говорил,
что в книгах Поповского дается жи-
вой, действенный образ советского
ученого. Профессор С. Брайнес под-
черкнул, что книги писателя вызыва-
ют интерес к научным исканиям,

С интересом было прослушано вы-
ступление действительного члена
Академии медицинских наук СССР
А. Винневского, сказавшего, что По-
повский умеет донести до широкого
читателя труднейшие научные воп-
росы в простой, понятной форме.
Академика А, В, Вишневского сменил
главный хирург Московского военно-
го округа профессор А. А, Вишнев-
ский. Он говорил о том, что о книгах
	Поповского ему пришлось’ много
слышать на фронте.
В конце вечера артисты  москов-
	ских театров читали отрывки из про-
изведений Поповского.

Вечер, посвященный творчеству
одного из популяризаторов советской
науки, привлекнтий внимание ее круп-
нейших деятелей, приобрел бы еще
большее ‘значение и интерес, если
бы к нему с большим вниманием и
серьезностью отнеслась  литератур-
ная общественность  столипы. Это
	в первую очередь касается писателей,
работающих в области  научно-худо-
жественной литературы. К comave-
нию, в зале их почти не было, и при-
сутствовавиие не смогли услышать
квалифицированного критического
разбора художественных и идейных
сторон творчества А. Поповского.
Между тем в книгах А. Поповского
имеются недостатки, о которых и на-
до было сказать на вечере, посвя-
щенном творчеству писателя. Это
безусловно помогло бы ему преодо-
леть их в своих последующих  про-
изведениях. Все это говорит о том,
что организация подобных вечеров
творческими секциями союза совет-
ских писателей стоит еще на недос-
таточно высоком уровне.
	рее очечччечоочину очи

и чин

ии инки чечня

oe neaveaeauquqreweceawtiseewos:

фара.

терь е

Волтария. Строительство гидростанции «Бели Искер» — одно из самых
	стране.
	Сообщение об окончании демаркации
Советско-Финляндской границы
	Ольховского и И. М. Корионова и
Финляндская делегация в составе
председателя — И. Бонсдорфа, чле-
нов — А. Маннера, В. Хейсканена,
К. Сомерто и В. Урсина подписали в
гор. Хельсинки  Протокол-описа-
ние прохождения линии границы, кар-
ты и другие документы.

При подписании этих документов
присутствовали: Посланник СССР в
Финляндии А. Н. Абрамов и Ми-
нистр Иностранных Дел Финляндской
Республики К. Энкель.

Демаркационные работы, начатые
в июне текущего года, проходили. в
духе полного взаимопонимания и
согласия между обэими сторонами.
	Врупповские военные
заводы могут возобновить
производетво через
	6 месяцев
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Как пере-
	Смешанная Советско-Финляндская
Демаркационная Комиссия, образо-
ванная в соответствии с Договором
между СССР и Финляндской Респуб-
ликой от 3 февраля 1947 года о пе-
редаче в состав Советского Союза
части государственной территории
Финляндии в районе _гидроэлектро-
станции Янискоски и регулирующей
плотины Нискакоски, закончила де-
маркацию границы между Советским
Союзом и Финляндией в указанном
районе.

Советская делегация в Смешанной
Комиссии в составе председателя —
И. В. Маевского, членов — А. В.
Зотова, М, В. Петрунькина, Л. А.
	Собрание совета
правления
обтцества «Финляндия —
	(оветский Союз»
	Нортрет ‘стахановки
М. Савкиной
	и  ree cponsecnore spe ne живописи как певеп
№  », «На Сормовском заводе» п а Bee Kaptan «/lomua
ственную выставку одно из во no eu Cram acy О.

лотен — «Стахановка Савкина
за работой».

Этой картиной начинается экспозиция произведений живописи на
выставке в Третьяковской галлерее, Картина привлекает внимание
посетителеи правдивой характеристикой образа. Это портрет простой
девушки, работающей у токарного станка, девушки, каких у нас ты-
cau. Почему же на большом заводе художник избрал для своего
полотна образ Марии Савкиной? На ‘этот вопрос дает ответ биогра-
фия 19-летней стахановки.

Пять лет назад на фронте пал отец Марии, колхозник Василий
Савкин. Чувство. возмездия за гибель отца привело девушку на завод.
Она решила принять посильное участие в разгроме врага — делать
боеприпасы для победы,

В 1943 году Мария поступила в школу ФЗО, где начала учиться
профессии токаря. Спустя год она работала в цехе завода «Красный
пролетарий» токарем.

Обстановка благоприятствовала росту способной девушки. Мария
давала вдвое-втрое болыше деталей, чем требовали от нее. После
войны Мария стала ‘бригадиром молодых токарей, инициатором мно-
тостаночного движения на заводе. Она улучшила организацию рабо-
ты, внесла ряд рационализаторских предложений, сильно поднявших
темпы работы. Ее бригада из года в год первой на заводе выполняет
планы, В прошлом году она выполнила две с половиной. а в текущем
— четыре годовых нормы. Пытливый ум, наблюдательность, умение
анализировать процессы работы, изменять их в рациональном направ-
ленни, трудолюбие, скромность. задатки вожака производства —
таковы характерные черты лучшей производственницы среди моло-
дежи завода.

Эти качества и вдохновили художника П. И. Котова.

Поставив мольберт прямо в цехе, у станка, художник здесь и
написал портрет девушки, «Савкина» П. Котова — один из лучших
портретов, экспонированных на выставке. Характерные дробныё маз-
кн, своеобразная «мозаика кистью», теплые сдержанные тона — всё
это производит приятное впечатление,

В характеристике образа Савкиной художник не подчеркивает
трудовое напряжение. Работа у стахановки идет легко, уснешно,
Охлаждающая жидкость дымится: стружка горяча. Девушка внешне
спокойна. В ней много уверенности, сноровки. Сквозь это спокойствие
заметны ее сосредоточенное внимание, ъьнутреннее напряжение, Это
хорошо выражено в изгибе руки, регулирующей ход резца, Ничто
Постороннее не может отвлечь ее внимания от работы.

Художнику Котову удалось в этом портрете создать обобщенный
образ советской работницы. Через индивидуальное художник пока-
зал типическое, создав психологический портрет передовой стаха-
	улдожника ИП. Korosa.

День доигрываний
	В суботу на турнире памяти М. И.
Чигорина был день доигрываний не-
	колченных партии,

Вееобщее внимание привлекла пар-
1 Бондаревский — Kepee. B отло-
женной позиции у Боиндаревского бь-.
YO на две пики больше. Возобновиво
партию, они одну пешку потерял, но
у нею сохранилась инициатива, A
фтуры занимали лучшие позиции.
8 одно время Бондаревский мог ocy~
ществить ’ оффектную  шестиходовую
утозую комбинапию;, Для этого ему
нужно было позкертиовать ладью.
Тюндаревский задумался WU... сделал
правильный ход. Чемпион CCCP
эщищалея исключительно точно, Нар-
ТИл снова прервана, .

В дважды откладывавшейся партии
Мигорич — Смыелов у чемпиона IOro-
вии была лишияя пешка. Вскоре
10ле возобновления игры Смыслов
отдал вторую пешку, но зато создал
положение которое считается в тео-
рии ничейным. Правда для достиже-
ния ничьей требуется исключительно
точная игра. Но именно так и играл
 роесмейстер. На 116-м ходу партнеры
согласились на ничью, Это самая
длинная партия в одиннадцати турах,
Плятер проиграл Котову ‘и Холмову,
rps ничью с Сокольеким. ЗНово-
тельнов выиграл у Холмова. Глиторич
закончил вничью партию с Болеслав-
ким, Болеславский выиграл у Бон-
даревокого. Вничью окончилась пар-
™* Волеславского (с  Коттнауэром.
Вничью закончил Коттнауэр партию
@ Рагозиным.
	oy
12-й тур

Вчера состоялся двенадцатый тур-
Партия Болеславский-—Ботвинник не-
сколько разочаровала многочислен“
ных зрителей, — она окоячилась не-
ожиданно быстро. Партнеры миролю-
биво разыграли испанскую партию и
после размена ферзей на 17-м ходу
признали ничью.

Но это была единственная мирная
партия в 12-м туре. Энергично, в ата-
кующем стиле провел всю ИГРУ
Смыслов, Польский мастер Плятер
(церные) в миттельшпиле ошибочно
Убрал слона, защищавшего короля.
Последовал блестящий ход конем, —
Смыслов предложил его в жертву.
Взять коня оказалось невозможно, —
в таком случае Плятер получал че
рез два хода мат. Смыелов выиграл
центральную пешку и укрепился <во-
им конем на опасном для противника
	пункте. “На 23-м ходу гроссмейстер

предложил в жертву слона. В этот
И нано ЗОНЫ
	момент на доске создалаеь

я позиция. Ладья польского мастел
ра оказалась запатованной и совсем
незащищенной. Возьми Плятер ©ло-
на — Смыслов тотчас же конем взял
бы ладью. После долгого раздумья
Плятер, не сделав хода, сдался,

В партии Керес-—Коттнауэр черные
осуществили интересную комбинацию,
в результате которой получили, лалью
и две пешки за двух слонов. Вскоре,
однако, чемпион СССР добился того,
что его фигуры стали более свобод-
ны, Партня прервана в лучшем поло-
жении лля Кереса.
	Одной из наиболее напряженны^
встреч была партия Котсв—Соколь-
ский. Сокольсчему удалось создать
ряд серьезных угроз королевской по-

О и Аа
	SHUM белых.
	Чо Котов прекраеия

Новые нарушения
албанской границы
греческими самолетами
	ТИРАНА, 16. (ТАСС). Как сооб-
щает радио Тираны, с 6 по 10 де-
кабря греческие самолеты  неодно-
кратно нарушали албанскую грани-
цу.

6 декабря граница была нарушена

греческими самолетами в 13 и 14 ча-
сов.
9 декабря нарушение албанской
гранины было совершено у погра-
ничных пунктов 19 и 21 в 7 часов
30 мин., в 13 часов того же дня —
у пограничных пунктов 36 и 41. В
14 часов два греческих самолета на-
рушили границу у пунктов 34—35 и
в связи с обстрелом вынуждены бы-
ли возвратиться на свою  террито-
рию. 8 декабря в 15 часов греческий
самолет нарушил границу у пунктов
53и 54
	Фото Я. БРОДЛСКОГО.
	ХЕЛЬСИНКИ, 16. (ТАСС). Как
сообщает «Вапаа сана», 12 и 13 де-
кабря в Хельсинки происходило оче-
редное собрание совета правления
общества «Финляндия -- Советский
Союз». На собрании рассматривались
финансовый отчет, отчет о деятель-

лопдон, 16, (ТАСС). Как пере-
дает корреспондент агентства Рейтер
из Эессена (английская зона), по мне-
нию немецких и английских инжене-
ров в Эссене, через 6 месяцев с ны-
нешнего дня огромные крупповские
	военные заводы могут возобновить
изтотовление крупнокалиберных пу-
шек и бронированных плит в случае,
если осуществление — английского
плана разоружения будет отложено.
	Хотя этот крупнейший в Европе
комбинат серьезно пострадал от бом-
бардировок союзников во время вой-
ны и сейчас представляет собой не-
обычайный хаос искареженных балок
и камня, тем не менее многие ги-
гантские машины остались нетовре-
жденными. Инженеры считают, что
если осуществление английской про-
граммы разоружения будет отложе-
но И немецким инженерам (60 про-
центов лучитих крупповских специа-
листов по вооружению все еше про-
живают в Эссене) будет разрешено
свободно работать, то раньше, чем
через год, можно будет выпускать
значительное число ‘крупнокалибер-
ных пушек.
		ности совета правления, план работы
на 1948 год и текущие дела.

С докладом выступил генеральный
секретарь общества Карвонен. Док-
ладчик подчеркнул национальный
характер деятельности общества.

Докладчик отметил, что в настоя-
щее время некоторые круги в Фин-
ляндии опять занимаются  пропаган-
дой, направленной против Советско-
го Союза. которая в. большинстве
случаев берет свое начало за’ грани-
цей. Поэтому, продолжал Карвонен,
просветительная деятельность обще-
ства «Финляндия—Советский Союз»
должна быть направлена на оказание
энергичного ‘сопротивления опасной
для Финляндии антисоветской про-
паганде, В деятельности общества
должна быть усилена об’ективная
инбфопмания о жазнии Советского
	Союза.
	гитлеровцы в аппарате
	авотрийсной полиции
	ВЕНА, 15. (ТАСС). Как известно,
коммунчетический пепутат парламен-
та Хоннер, разоблачая на-днях нра-
вы, царящие в австрийском министер-
стве внутренних дел, привел ряд фак-
тов, свидетельствующих о том, что
аппарат полиции засорен гитлеровца-
ми. 13 декабря министерство внутрен-
ним дел опубликовало ответное ком-
мюнике, в котором говорится, что не-
которые из названных Хоннером воен-
ных преступников недавно отстране-
ны от исполнения своих обязанноётей
и часть из них якобы даже аресто-
вана‚ Однако министерство внутрен-
них дел не смогло опровергнуть, что
до самых последних дней эти от’яв-
ленные гитлеровские бандиты зани-
Мали ведущие посты в австрийской
полиции.

Вместе с тем министр внутренних
дел Гальмер в своем коммюнике об-
ходит молчанием другие многочислен-
ные факты антидемократической дея-
тельности министерства внутренних
дел. .
	кающего внимание от. того, что боль:
ше всега хочет увидеть и почувство-
вать. зритель — от образа человека,
именем которого по праву названа
наша эпоха.

С напряженным вниманием зритель
	следит за ходом мысли вождя. И в
каждой фразе товарища Сталина, ко-
торая звучит в спектакле, мы слы-
шим дыхание истории, видим ПУТЬ,
пройденный нашей страной, истоки
наших побед.
	С большим и уверенным MacTep-
ством играет роль маршала Василев-
ского артист Г. Васильев. Надо ска-
зать, что ему удалось то, что не
всегда’ удается исполнителям ролей
выдающихся военачальников. Василь-
ев показывает нам маршала сталин-
ской военной школы — мыслящего,
энергичного, волевого, мужественно-
го. Эти черты: есть и в образах Тол-
бухина (артист Н. Неронов) и Мали-
новского (артист С; Кулагин). Но.Ва-
сильев идет дальше. — он создает
законченный характер человека, в ко-
тором есть и полнота жизни, и внут-
ренняя значительность, во всех об-
гтлате льстрах пзоавлякипаяся cro-
	Образ товарища Ворошилова o6-
рисован в пьесе в нескольких корот-
ких репликах во ‘время беседы
Сталина с Василевским. И все же у
исполнителя этой роли артиста Д. Са-
гал было достаточно возможностей,
чтобы силой актерского искусства
создать яркий и впечатляющий образ
друга и соратника великого Сталина.
Д. Сагал не справился со своей твор-
ческой задачей. Это — единственная
серьезная актерская неудача <пек-
такля,

К актерским достижениям следует
отнести исполнение роли моряка-чер-
Hemopna Чмыги артистом А. Ивано-
вым, кавалерийского генерала Мака-
гона артистом А. Ходурским и в осо-
бенности рядового советского бойца
Семенюка артистом К. Нассоновым,

Семенюк, в сущности, — фигура,
ставшая уже несколько традиционной
для батальных пьес: бывалый солдат,
не`унывающий, не теряющий присут:
ствия духа ни при каких обстоятель-
ствах, простоватый, добродушный. Но
здесь этот образ повернут по-новому.
	Академия Генерального
штаба Польсного
войска
ВАРШАВА, 16. (ТАСС). Как сооб-
щает Польское агентство печати, в
присутствии президента Польской
республики Берута, министра нацио-
нальной обороны маршала Роля-Жи-
мерского, а также военных атташе
иностранных государств в Варшаве
состоялось торжественное открытие
Академии Генерального штаба Поль-
ского войска, Выступивший с речью
Роля-Жимерский осветил цели и ва-
дачи высшего военного учебного за-

ведения,
	Семенюк простоват только на вил, на
самом деле это Человек, который хо-
рошо чувствует свое место в общем
строю, сознает себя частицей боль“
шого целого и прекрасно разбирает-
ся в смысле и значении всего того,
что происходит за пределами его око-
па. Командарм у себя в штабе, он
здесь, в, окопе. но оба они отвечают
за судьбу страны, и она им обоим
одннаково дорога. К. Нассонов с. хо-
рошим юмором и искренним одушевле-
нием рисует портрет своего героя.
	Чта касается персонажеи спектакля
из стана врагов — немецких, румын-
ских генералов, турецких «гостей», —
то они не выделяются ни новизной
трактовки, ни яркостью актерской иг-
ры. И лишь’в двух случаях надо сде-
лать исключения. Нам представляет-
ся правзльной и отвечающей замыслу
драматурга режиссерская трактовка
роли Гитлера (О. Шахет) и роли офи-
пера-разведчика Биарда (А. Попов).
Кликушествующий, дергающийся, как
заводная кукла, «фюрер» не только
смешой, он и омерзительно страшен:
это острый гротеск, но в нем есть
художественная убедительность.
	Жанровые особенности пьесы
А. Первенцева позволили постанов-
щикам спектакля развернуть на кце-
не Центрального театра Красной Ар-
мии, ряд эффектных и художест-
венно оправданных фронтовых эпизо-
дов. Может ‘быть режиссуру можно
упрекнуть только в том, что в погоне
за максимальной правдоподобностью
она иногда теряет чувство меры. На-
пример; нам кажется слишком боль-
щим приближением к действительно-
сти, когда по сцене на голом ходу
разезжают всамделишные › «вилли-
сы»... В театре это всегда: вызывает
недоверие зрителя и скорее разру-
тмает реалистическую ткань произве-
дения, чем убеждает в ее достовер-
ности.

«Южный узел» в Центральном те-
этре Красной Армии — спектакль, во
многих отношениях заслуживающий
признания созетского зрителя. Это —
спектакль, в котором пафос исторнче-
ских свершений и живое чувство ес-
временности, дополняя и обогашая
друг друга, создают слитный образ
народа и вождя.
	И. Чезейский,
	провел финальную Часть партии. От-
бив атаку, гроссмейстер пожертвовал
	качество. и, не прекращая ваносить
	удар за ударом черному королю,
вынудил Сокольского сдаться.

Партия Рагозин-—Новотельнов отло-
sella с преимуществом Ha стороне
троссмейстера. Партия Пахман — Гли-
горич прервана примерно в равном
положении. После упорной борьбы на
33-м ходу согласились на ничью Три-
фунович с Бондаревсеким. Холмов хо-
рошо выиграл У Иветкова. Это —
трелья победа молодого белорусского
	‚мастера.

„ре ЗЕ И т

Лосле двенадцати туров впереди
Ботвинник — 9 очков, Котов —

8!» Болеславский — 3, Kepec —7 o4-

o-oo
	ков пои двух отложенных партия»,
Сеголня — 13-й тур.
	радовать, страну к наступающей OK-
тябрьской годовщине.

В это время Москва вызывает к
прямому проводу присутствующего на
совещании в штабе фронта‘ представи-
теля Ставки — маршала Василевско-
го. Возвращаясь, Василевский гово-
рит:
	— Верховный поправил нас, това
	рищи. Товарищ, Сталин приказал пре-
кратить все атаки, закрепиться на за»
нятых рубежах и ждать дальнейших
указаний Ставки:
	— А как же. праздник? — произ:
носит один из командиров.
	— Товарищ Сталин сказал, — ДО“
бавляет Василевский: — семьям вои-
нов, погибших в результате нашей
поспешности, в этот день праздника
не будет.

И тут, уже в этих простых, чело-
вечных словах, проступает драма-
тургический образ вождя, думающе-
го о судьбах народов’ и судьбах от»
дельных ‘людей, образ, который с
такой проникновенностью и величием
предстанет * перед’’нами в следующей
картине спектакля. ,

Эта’ картина, в которой мы видим
товарища Сталина в обстановке его
рабочего кабинета, видим сго разго-
варивающим по телефону,’ беседую-
щим  с маршалом Василевским, выслу*
шивающим мнение маршала Вороши-
лова; ‘обдумывающим ° предстоящие
военные операции, , заботящимея о
том, чтобы в план весенней посевной
кампании включили и те районы, ко
торые к этому времени будут осво-
божделы == обязательно будут осво-
бождены! — эта картина во всех де-
талях являет собой образец театраль-
ного ‘искусства верно и глубоко вос-
производящего действительность. Ар-
тист ‘А. Хохлов, играющий в спек-
такле роль товарища Сталина, су-
мел приблизиться к той высшей праз-
де искусства, когда зритель... пере-
стает ощущать границу, отделяющую
сцену ‘бт жизни. Во внешнем облике
Сталина и в Каждом движении ве-
ликого человека, в мудрой нетороп-
ливости ‘решений, во прозорливом
прелвидении будущего, в спокойной
уверенности — во всем зритель ви-
дит знакомые, дорогие черты, Нет
в этой сцене ничего лишнего, отвле-
	„Южный узел“
	подвигов Советской Армии, осущест-
вляющей гениальные предначертания
великого вождя и полководца. Гений
Сталина, мудрость Сталина, ‚ воля
Сталина ведут наш народ от победы
к побеле — вот мысль, которая с по-
коряющей силой воплощена в замыс-
ле пьесы, составляя ее идейную ос-
нову, определяя ее художественный
успех. .

Большая заслуга Центрального те-
атра Красной Армии в том, что он
эту центральную тему пьесы пронес

через весь спектакль, что смысл И
значение одной из замечательных во“
енно-стратегических операций Крас-
ной Армии подняты здесь до высоты
исторчческого обобщения.

В спектакле, поставленном А. По-
повым и А. Окунчиковым, — и в ре-
жиссерском решении темы, и в ак-
терском исполнении важнейших ро-
лей, и в декоративном оформлении
художника Н, Шифрина, и в музыке
А. Хачатуряна, — великолепно вы-
ражена эта масштабность и истори
ческая осмысленность происходящих
событий, : С

С того момента, как раздвигается
занавес и перед зрителем” предстает
панорама севастопольской пристани—
такой, какой ‘она запечатлелась в па-
мяти людей, последними покидавших
сё, чтобы, пройдя трудиыми дорогамн
войны, вернуться сюда победителями,
— с этого момента и до конца спек-
такля нас уже не оставляет чувство
исторической закономерности всего
совершающегося на сцене. Законо-
мерноети и значительности. Той вна-
чительности, без. которой He MOAI
быть исторической пьесы, повествую-
щей о событиях огромного масштаба,
и которая даже простые явления
жизни освещает светом высокой
идем, наполняет глубокнм смыслом.

«Южный узел» возвращает’ нас к
лем памятным дням Отечественной
	М? ЖИВЕМ 8 такой стране и В
такое время, когда действитель-
ность становится эпосом гораздо
раньше, чем она успевает померкнуть
в памяти очевидцев. И если худож“
ник досоветской эпохи Мог BOccos-
дать картину большего исторического
события лишь в отдалении многих
десятилетий, то советский художник
находится в более счастливом поло“
кении: он слышит поступь истории,
видит вокруг себя`живых ее героев,
й образы. недавнего прошлого раскры-
ваются перед ним во всем их вели-
ции.

«Южный узел» Аркадия Первенце-
ва принадлежит к тому роду драма-
тургической — литературы, который
принято называть исторической хро-
никой. Hi sto pepo, поскольку В
пресе Первенцева отражены в их пос-
ледовательном развитии реальные ис-
торические фажты, показаны движу-
шие силы грандиозных событий, на-

am) atthe
	—

рисованы почтй документально до?
стоверные картины ‘военных лет. Но
обл на © Тесно. в Рамках‹ этого
	драматургу ЗАСА Plume Ре.
жанра. Так входят в пьесу _ образы,

ое а,
	рожденные фантазией художника, Tan
появляются в ней лаконичио, Но вы-
разительно очерченные фигуры бой-
цов и командиров, олицетворяющих
народ на войне, так возникает в
пьесе воспоминание о битвах граж-
данской войны, и словно в озарении
завоеванной Победы встает <егод-
нашний день нашей страны.

Можно найти в пьесе А. Первен-
цева и композиционные и драматур-
гические недостатки; легко заметить,
цто среди действующих лин есть пер-
сонажи, которым’ автср не подыскал
сколько-нибудь отчетливых XapaxTe-
ристик. Но нельзя не увидеть в этом
произведении новых и плодотворных
творческих тенденций, нельзя не по-
чувствовать горячего дыхания OA:

лиННОй ЖИЗНИ, пафоса бессмертных
y
	В Центральном театре Красной Армии
«©