ВЛЮЧ
В ЗНАНИЯМ
	Библиография — «ключ к знани-
ям» — облегчает дело самообразова-
ния и поиски литературы по спе-
циальным научным вопросам. В пос-
левоенные годы значительное распро-
странение получили аннотированные
библиографические указатели, т. е.
списки книг с кратким изложением
содержания каждого пройзведения,
с указанием, в чем его значение и
ценность.

`Большое количество таких указа-
телей по различным отраслям знания
выпустили за последнее время Госу-
дарственная библиотека им. Ленина
и Библиотечно-библиографическое из-
дательство в Москве. Особого вни-
мания широких кругов читателей за-
служивает серия «Великие русские
писатели», издаваемая библиотекой
им. Ленина. Уже имеются 8 выпу-
сков, посвященных Крылову, Фон-
визину, Грибоедову, Герцену, Лер-
монтову, Гоголю, Белинскому -и Че-
хову.

Указатели этой серии включают в
себя даты жизни и творчества писа-
телей, сведения о лучших изданиях
их произведений, — биографические
материалы, воспоминания и критико-
литературоведческие работы © писа-
телях. Все эти материалы аннотирова-
ны. В указателях приводятся также
высказывания классиков марксизма-
ленинизма о писателях.

В ближайшее время выйдет в свет
указатель литературы, посвященный
писателям лауреатам Сталинской  пре-
мии. Такой справочник будет несом-
ненно важным пособием при изуче-
нии советской литературы последне-
го десятилетия.

Для занимающихся  самообразова-
нием следует рекомендовать обшир-
ный аннотированный указатель по
истории СССР, выпущенный Библио-
течно-библиографическим издательст-
вом под редакцией действительного
члена Академии педагогических наук
РСФСР А. М. Панкратовой. Три вы-
пуска содержат полторы тысячи на-
званий книг и журнальных cTa-
тей. Наряду с политической и
военной историей в указателе даны
материалы по истории, экономике,
культуре, искусству, литературе и
т. д. Весь материал систематизирован
по главам учебника истории для сред-
ней школы.

Р. Милькина.
	НОВЫЕ
КНИГИ
	НА ПЕРВЕНСТВО 600
10 ФУТБОЛУ
	«ЗЕНИТ»—ЛОКОМОТИВ»
6:2

Вчера на стадионе «Динамо»
	встретились. в матче на первенство
СССР по футболу московский <Ло-
комотив» — ленинградский «Зенит».
Москвичам эту встречу выиграть не
	удалось, хотя оли и вели вначале
игру co счетом 2:1.

К перерыву «Локомотив» уже
	проигрывал со счетом 2:4, а во вто-
рой половине пропустил в свои во-
рота еще два мяча и проиграл с ре-
зультатом 2:6.

К сегодняшнему дню московский
«Локомотив» набрал восемь очков
после двенадцати игр, а «Зенит» де-
вять очков ‘после двенадцати игр и
вышел на девятое место с двенад-
патого.
	На треке
в Туле
	ТУЛА, 9. (По телефону. Наш
корр.). Вчера на всесоюзных сорев-
нованиях велосипедистов начался ро-
зыгрыш гонки преследования. Муж-
ские команды «Динамо», «Спартак»,
ВЦСПС и ИДКА стартовали на ди-
станцию 4 километра. Лучший ре-
зультат показала команда «Динамо»
в составе: Моисеев, Шелешнев (Мо-
сква), Большаков (Минск), Силинш
(Рига) — 5 м. 10,7 с. Второе место
заняла команда «Спартака» и третье
— команда ВЦСПС-2. Затем состо-
ялись два полуфинала  лидерской
гонки на 50 километров. В первом
заезде шли туляк Тетеркин, москви-
чи Тарачков и Шелешнев и горьков-
чанин Орлов. Впереди 133-го круга
(всего кругов—150) шел Тетеркан. По-
том у его машины случился прокол.
Пока туляк менял велосипед, его до-
гнал Тарачков (лидер Соколов), ко-
торый закончил дистанцию первым
с результатом. 50 м. 42,9 с. Тетеркин
остался вторым.

Во втором полуфинале стартовали
туляк Пушкин (лидер Сасин), прош-
логодний чемпион СССР Зайпольд
(москвич), тбилисец Гуния и ерева-
нец Саакян. Пушкин шел с большим
преимуществом впереди. На 115-м
кругу OH также сменил велосипед
из-за прокола шины, но все же
закончил дистанцию первым. Его ре-
зультат — 51 м. 5,3 с. Вторым был
Зайпольд. .

Последний день гонок — 10 июля.

Платон Ипполитов,
заслуженный мастер спорга.
	HA ПЕРВЕНСТВО
МОСКВЫ ПО ШАШКАМ
	В клубе Министерства лесной про-
мышленности РСФСР проходит чем-
пионат Москвы по шашкам. Среди
участников — чемпион страны Ку-
перман («Наука») и семь мастеров
столицы. 6 июля состоялся девятый
тур. Победы одержали Хейф — над
Глезером и первокатегорник Кузне-
цов над Косоговым.

После девяти туров впереди мастер
Хейф («Спартак») — 5% очков из 8.
	Телеграммы из-за границы
			  выступлениям.
советских артистов
	В Финляндии
	ХЕЛЬСИНКИ, 9. (ТАСС). Газеты
«Ванаа сана» и «Тюэкансан саномат»
публикуют отчет о высгуплении арти-
стов балета Государственного акаде-
мического Большого театра СССР,
давших 6 июля в Рабочем доме в
Хельсинки прощальный концерт. Пуб-
лика, доотказа переполнившая зал,
рорячо приветствовала советских ар-
тистов.

По окончании концерта артистам
были преподнесены цветы. От имени
центрального правления общества
«Финляндия — Советский Союз» с
выражением благодарности советским
артистам выступила Херта Куусинен.

Газеты подчеркивают, что своими
выступлениями советские артисты
приобрели в Финляндии новых друзей
для себя, советского искусства и на-
родов СССР.
	Народнохозяйственный
план Болгарии на третий
квартал 1948 года
	СОФИЯ, 9. (ТАСС). Совет ma-
нистров одобрил народнохозяйствен-
ный план Болгарии на третий квар-
тал текущего года. План предусмат-
ривает значительное увеличение про-
Изводства металлургической, маши-
ностроительной, металлообрабатыва-
ющей и химической промышленности.

Предприятия металлургической про-
мышленности, например, дадут в
третьем квартале продукции на 185
ороцентов больше, чем в соответ-
ствующий период прошлого года, а
машиностроительные заводы увели-
чат производство на 269. процентов.

Планом предусмотрено также
дальнейшее развитие текстильной,
кожевенной, пищевой и других от-
раслей легкой промышленности.
	Изменение закона
о сельскохозяйственном
образовании в Болгарии
	СОФИЯ, 9. (ТАСС). Президиум Ве-
ликого Народного собрания Болгарии
издал указ об изменении закона о
сельскохозяйственном образовании.
Новый закон ставит перед сельскохо-
зяйственными ‘учебными заведениями
задачу подготовки специалистов ма-
шинно-прокатных станций, руководи-
телей государственных хозяйств,
сельскохозяйственных техников, ма-
стеров полеводства, животноводства,
виноградарства. Эту задачу будут
осуществлять средние учебные заве-
дения с четырехгодичным курсом
обучения и так называемые практиче-
ские училища с двухлетним курсом
обучения.

Для массового сельскохозяйствен-
ного просвещения в этом году соз-
дается 715 кружков и курсов, на ко-
торых будет обучаться более 32 ты-
сяч человек.
	s
К ПРЕДСТОЯЩЕМУ ОБ’ЕДИНЕНИЮ
ПОЛЬСКИХ МОЛОЛЕЖНЫХ
	ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ
ВАРИПАВА, 9. (ТАСС). 20 июля в
	  Вроцлаве ‚состоится об’единительный
	с’езд польских молодежных демо-
кратических организаций  «Звензек
вальки млодых», «Вици», ОМ ТУР и
Союза демократической молодежи.
Вся подготовительная работа к с’ез-
ду уже в основном закончена. В
период подготовки к с’езду наблю-
дается особенно значительный рост
молодежных организаций. Только в
одном Варшавском воеводстве в мо-
лодежные организации принято 60-
лее 5.000 юношей и девушек.

На  об’единительный <’езд ожи-
дается прибытие делегации демокра-
тической молодежи из других стран.
	Приток. японских
	товаров в Гонконг
ШАНХАЙ, 9. (ТАСС). По данным
журнала «Фар истерн экономик
ревью», импорт японских товаров в
Гонконг в июне возрос на 250 про-
центов по сравнению < маем и со-
	ставил 10.361.519 гонконгских лолла-
	ров, тогда как в мае он составлял
4.093.131 доллар. В настоящее вре-
мя спрос на японские товары на-
столько велик, что ассигнования
иностранной валюты гонконгским де-
партаментом снабжения, торговли и
промышленности оказались недоста-
точными. Ведущие импортеры от-
крыли в Нью-Йорке кредит для
японских экспортеров.
	будем править миром!» — десятки
юных голосов раздаются в зритель-
ном зале: «Врешь! Не будете вы
править миром!».

Роль Тома играет В. Хохряков. Он
выразительно передает мягкость, ду-
щевность, доброту этого сдержанно-
го человека, готового терпеливо сне-
сти все страдания. «Ваша воля, гос-
подин!», — говорит он плантатору
Легри в ответ на его угрозу убить
Тома, — «умереть я могу. Предать
друзей — нет!». Хохряков нашел ка-
кую-то приглушенно-кроткую инто-
нацию, особую медлительно-робкую
манеру двигаться, которые как бы
являются внешним выражением идей
пассивного сопротивления, веры в
необходимость покориться судьбе во-
преки сознанию ее несправедливости,

Привлекательна, наивно-непосред-
ственна тетушка Хлоя в исполнении
Р. Арсеньевой, особенно — в сцене
на кухне, когда Хлоя с гордостью
говорит о своем кулинарном искус-
стве. Меньше удались актрисе дра-
матические сцены — расставания
Хлои с Томом и последней встречи
с ним в момент его смерти.

Запоминаются в спектакле Элиза
(О.` Кузнецова), с энергией отчаяния
спасающая своего ребенка от произ-
вола рабовладельцев;  смышленый,
ловкий  мальчуган — негр Энди
(И. Потоцкая), солидно поучающий
своего друга Сэма (Л. Виноградова),
что из него «не выйдет толка»; сво-
бодолюбивый, чуждый расовых пред-
рассудков инженер Клейтон (И. Ор-
лоз); плантаторы Гаррис (Л. Хвалов-
ский) и Легри (М. Молчанов); тор-
говец неграми Гели (Д. Черневский);
гнусный делец Диркс (И. Смыслов-
ский), сделавший своей профессией
охоту за беглыми невольниками.
	Но некоторые действующие лица,
	которые так выпукло охарактеризо-
ваны в повести, оказались на сцене
досадис бледными и невыразитель-
ными, они затерялись среди второ-
степенных персонажей спектакля. Та-
ковы, например, помещик Гордон
					Обсуждение в Комиссии ‘французского парламента
закона о выборах в Совет республики
	Проект Жюля Мока предусматри:
вает избрание советников делегата
ми муниципальных советов пример-
но по тому же принципу, как это
делалось до войны, при выборах в
сенат. Таким образом, Совет респуб-
лики превратится по существу в се-
нат, имеющий в своем составе по-
давляющее большинство реакцион-
ных представителей во главе с чле-
нами РИФ.
	«Долг каждого демократа, — пи
шет в связи с этим газета «Юма-
ните», — разоблачить этот злост-
ный умысел с тем, чтобы не допу-
стить его осуществления». Газета
сообщает, что во многих районах
страны уже состоялись митинги про-
теста против проекта Жюля Мока.
В ряде мест муниципальные советы,
а также муниципальные советники
социалисты высказывались © против
этого проекта. В частности против
него выступила местная социалисти-
ческая организация города Лош (де-
партамент Эндр и Луара).
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). В связи
с предстоящим частичным обновле-
нием Совета республики парламент-
ская комиссия по регламенту и все-
общему голосованию приступила к
рассмотрению избирательного закона
о выборах в Совет республики. На
заседании комиссии выступил Жак
Дюкло, который предложил, чтобы
выборы в Совет республики произ-
водились так же, как в 1946 году,
т е. чтобы советники избирались
выборщиками, которые в свою оче-
редь должны избираться всеми из-
бирателями на основе пропорцио-
нального представительства. Дюкло
показал, что только эта система по-
зволит народу точно выразить свою
волю.
	Однако большинство членов ко-
Миссии отклонило предложение
Дюкло (за предложение Дюкло. го-
лосовали лишь коммунисты) и тем
самым высказалось за мажоритар-
ную систему, предложенную Жюлем
Моком в его проекте.
		ЛАУРЕАТ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
А. ЯР-КРАВЧЕНКО
	Имя Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко сделалось известным
задолго до того, жак его первые произведения были экспонированы
на различных художественных зыставках. В 1933—34 гг. на страницах
ленинградской «Вечерней красной газеты» еженедельно стали появ-
	изображавшие кипучую жизнь
	ляться многочисленные рисунки,
	Ленинграда. Под рисунками стояло имя А. Яр-Кравченко. Эти ри-
	репортажем, оперативным и ак
	сунки были настояшим газетным
		туальным. День художника нередко начинался в пять часов утра.
Он`шел в порт, на завод, наблюдал за кипучей трудовой жизнью ве-
ликого города. Сдав свои рисунки для вечернего выпуска газеты, мо-
лодой художник появлялся затем в одной из аудиторий Академии
художеств, где он занимался под руководством И. Бродского.
	принимает
	В 1935 году Яр-Кравченко вместе с 32 художниками
	участие в конкурсе на портрет С. М. Кирова. Выполненная им авто-
литография. изображающая Сергея Мироновича за чтением газеты.
	литография, изображающая Сер
была удостоена первой премии.
	ражающая Сергея Мироновича за чтением газеты
первой премии. Основное внимание Яр-Кравченко
	было сосредоточено в эти годы на двух основных темах _— создании
	альбома рисунков, посвященных И. В. Сталину, и портре:
писателей. Первая из этих тем была блестяще решена
	Никифоровичем еще во время пребывания на третьем курсе Акаде-
мии. Изданный им к Чрезвычайному УШ с‘’езду Советов альбом ху-
дожественных автолитографий, посвященных жизни и деятельности
И. В. Сталина, получил высокую оценку. Кто из советских людей
	изображающих
	В. И Ленина и
	не знает рисунков Яр-Кравченко,
	И. В. Сталина сидящими в саду‘за беседой, И. В. Сталина за pa-
	копиях, эти рисунки можно
	ботой! Размноженные в миллионных
	Принятие реакционного закона
японским парламентом
	зом, в Японии вновь устанавливает“
ся полицейский произвол.
	Разумеется, этот закон направлен
в первую очередь против демокра-
тических сил Японии и особенно
против рабочего движения. Руковод-
ство Национального конгресса про-
изводственных профсоюзов в своем
официальном заявлении не без осно-
вания квалифицировало этот закон
как восстановление пресловутого за-
кона японских милитаристов «о под-
держании мира и порядка». Как ¢o-
общала газета «Миупо», в заявле-
нии Национального конгресса произ-
водственных профсоюзов подчеркива;
лось, что «законопроект является
возрождением закона о поддержании
мира и порядка и знаменует собой
полицейское наступление в Японии»:
Знаменательно, что сообщение о приз
HATUH парламентом этого законо-
проекта было опубликовано лишь
органом японской компартии газетой
<Акахата».
	ТОКИО, 9. (ТАСС). 5 июля па-
лата советников японского парламен-
та 100 голосами против 77 приняла
законопроект «О выполнении служеб-
ных обязанностей полицейскими и
другими чиновниками». Против за-
конопроекта голосовали депутаты-—
коммунисты и социалисты, а также
часть депутатов от демократической
партии и группы «Риокуфукай». Де-
путаты от либерально-демократиче-
ской партии Иосида голосовали за
законопроект. Таким образом, каби-
нету Асида удалось узаконить одно
из самых реакционных мероприятий.
	Принятый палатой советников за-
конопроект ‘является одним из `са-
мых реакционных законов в’ пПосле-
военной Японии. Достаточно ука-
зать, например, что согласно этому
закону всякому полицейскому пре-
доставляется право по его собствен-
ному усмотрению арестовывать,  до-
прашивать и квалифицировать как
виновное любое лицо. Таким обра-
	встретить в самых отдаленных уголках нашей необ’ятной родины.
Но А. Яр-Кравненко не только талантливый график, но и прекрас-
		на замечательную
	Нельзя без волнения смотреть
	композицию «М. Горький читает тт. Сталину, Молотову и Ворошилову
свою сказку «Девушка и смерть». За эту работу, а также портреты
	М. Горького, Д. Бедного,
	жамбула, И. Барбаруса (Вареса) и
	С. Нерис ему присуждена Сталинская премия.

Вторая тема творчества Яр-Кравченко, также начатая на студен-
ческой скамье,—это создание портретов совелских писателей. Первый
альбом, содержащий 55 портретов, издан в этом году под названием
	«Галлерея советских писателей».
	МИХ. ШОЛОХОВ. ТИХИИ ДОН.
Т. 1—2. Гослитиздат. Цена двух то-
Mes 26 руб.

Н. ТЕЛЕШОВ. ЗАПИСКИ ПИСА-
ТЕЛЯ. Гослитиздат. Тираж 30-000.
	в 8 руб.
ГИ Е-МОПАССАН. ЖИЗНЬ.
Роман. Гослитиздат. Тираж 30.000.
	Цена 4 р. 50 к

АЛЬФОНС `додэ. РАССКАЗЫ.
Гослитиздат. Массовая серия. Тираж
150.000. Цена 1 р. 50 к.

Среди 19 рассказов, вошедших в
книгу: «Знаменосец», «Партия на
бильярде», «Плохой зуав», «Послед-
ний урок», «Похлебка с сыром».
	1юбовь к образам своих современников не менее ярко отразилась
и в военных работах художника. Стрелок-радист эскадрильи пики-
	участвует в оборсне
	рующих бомбардировщиков А. Яр-Кравченко
	Ленинграда. В перерывах между ночными полетами он пишет порт-
реты своих боевых товарищей. 560 френтовых рисунков — это неза-
бываемая летопись героической борьбы советского народа с фашиз-
мом. Рисунки были изданы 8 альбомами и экспонировались на мно-
		Сейчас А. Яр-Кравченко работает над вторым альбомом галлереи
советских писателей. Он закончил недавно портреты - Безыменского,
Вершигоры, Вс. Иванова, Лавренева и Павленко. Альбом ‘будет издан
	Ю. Скалов.
к А И ЯР.
	в этом году.
	НА СНИМКЕ: лауреат Сталинской премии художник А. В.
КРАВЧЕНКО в своей мастерской.
		новении двух сил страны — прогрес-
сивной, олицетворением которой яв-
ляется образ ученого, и силы реак-
ционной, империалистической,
	Спектакль «За Атлантикой» постав-
лен главным режиссером театра
Ф. Шишигиным, художник—Г. Лебе-
дева. В главных ролях Г. Шумаков,
Н. Сукозов, С. Кудашев, В. Яковлева
и др.

«Сломанный кнут» — так называет-
ся спектакль, который сегодня впер-
вые показывает цыганский театр «Ро-
Mon», Пьеса написана артистом театра
И. Хрусталевым. Действие пьесы про-
исходит в Бессарабии в годы войны
с неменкими захватчиками.
	Сегодня два московских театра по-
казывают новые спектакли. В Театре
драмы и комедии, работающем в Та-
ганском районе, премьера пьесы мо-
лодого драматурга А. Гайта «За Ат-
лантикой». Действие происходит в
1947 году в Соединенных Штатах
‘Америки. Автор рассказывает о столк-

—=——— = Ф 9—6
	БЕЛОРУССКИЕ АРТИСТЫ
у МОСКОВСКИХ
KHHOPABOTHHKOB
	В Доме кино состоялась встреча
коллектива артистов Белорусского
драматического театра. им. Янки Ку-
палы с мастерами кино. Гостей при-
ветствовал народный артист СССР
М. Чиаурели.

Главный режиссер театра  заслу-
женный деятель искусств Б. Литви-
нов, поблагодарив мастеров. кино за
теплый, радушный прием, рассказал
о расцвете белорусского советского
искусства.

Лишь при советской власти бело-
русское искусство стало развиваться,
и мы являемся сейчас свидетелями
расцвета белорусской культуры, нау-
ки, литературы и искусства, в част-
ности театрального искусства. Сейчас
в Минске существуют театр оперы
и балета, театр им. Янки Купалы,
театр им. Якуба Коласа,’ Русский
театр, Еврейский, Музыкальной ко-
медии. Тов. Литвинов рассказал да-
лее о творческом пути театра им.
Янки Купалы.

На вечере артисты театра испол-
нили сцены из комедии Янки Купа-
лы <‹Павлинка».
	ПОСТАНОВКИ ТЕАТРА
тм. КИРОВА
	ЛЕНИНГРАД, 8. (По телефону.
Наш корр.). Театр оперы и балета им.
Кирова — крупнейший музыкальный
театр страны. На-днях здесь состоя-
лась конференция зрителей, которая
подвела итоги сезона 1947—1948 г.
и заслушала доклад директора театра
Н. А. Цыганова о новых постанов-
ках в сезоне 1948—49 г.

В минувшем сезоне театр им. Ки-
Рова показал 7 новых оабот: оперы
«Князь озеро», «Аида», «Кармен» и
балеты «Милица», «Раймонда» И
«Баядерка». 10 июля он покажет
«Сказку о царе Салтане».

В новом сезоне на сцене театра пой“
дут произведения русской оперной
классики — «Борис Годунов», «Отел-
ло», «Демон» и «Сказание о граде
Китеже». Балетная труппа театра по-
кажет «Ромео и Джульетту», «Кор-
cap», «Эсмеральду», «Шуралле» —
на мотивы татарских сказок, «Мед-
ный всадник» Глиэра, премьера кото-
рого приурочивается к 150-летию CO
дня рождения А. С. Пушкина.
	ВЕ

ПРЕМЬЕРЫ
	Результаты выборов в Голландии
	ТГААГА, 9. (ТАСС). Газеты опубли-
ковали результаты выборов во вторую
палату генеральных штатов Голлан-
дии. Католическая партия получила
32 места (во время выборов в 1946 го-
ду эта партия имела также 32 места),
партия труда — 27 мест (в 1946 г. —
29), «антиреволюционная  государст-
венная партия»—13 мест (в 1946 г.—
13), коммунисты—8 мест (в 1946 г. —
10), «христианско-историческая пар-
	тия» — 9 мест (в 1946 г. — 8), «на-
	родная партия борьбы за свободу и
демократию» — 8 мест (в 1946 г.—6).
реформистская партия (кальзинисты)
— 2 места {в 1946 г. — 2). Крайне
правая группа католиков во главе с
бывшим министром Вельтером полу-
цила 1 место.
	В Амстердаме консервативные пар-
тии потерпели поражение, и на пер-
вое место вышла компартия, за кото-
рую голосовало около 112 тысяч тру-
дящихся, или почти 26 процентов всех
	(призванный, очевидно, соответство-
вать мистеру Шелби из повести) или
невольница Касси.

Вызывает возражения и один из
центральных образов — молодой
одаренный изобретатель мулат
Джордж. В исполнении А. Толбузи-
на акцентируется  подкупающая
внешность Джорджа. Он эффектен,
он нравится. Он нравится и самому
себе, в его сценическом поведении
есть оттенок самолюбования. Но ар-
тист не сумел воплотить внутреннее
достоинство этого смельчака, реши-
тельно разрывающего  невольничьи
узы, уверенного в своей правоте, от-
важного и целеустремленного в про-
	тивоборстве с угнетателями. А ведь
	именно эти черты противопоставляют
Джорджа дяде Тому и в этом про-
тивопоставлении — идейный смысл
пьесы и спектакля.

Недостатком постановки является
и то, что ‘подчас основные события
заслоняются второстепенными эпизо-
дами — вроде сцены с «привиде-
нием», которого боится  суеверный
Легри, или сцены с его карикатур-
но изображенной капризной дочкой
Фенни. ‘

Спектакль живописно оформлен ху-
дожником М. Варпех. Подвижные
тростниковые циновки, использован-
ные как занавес, красочные костю-
мы, тщательность и естественность
гримов придают постановке привле-
кательную зрелищность. — Зрители,
особенно детвора, — а для Hee,
главным образом, конечно, и постав-
лена «Хижина дяди Тома», — живо,
с интересом следят за злоключения-
ми Тома и его друзей. Захваченные
драматическими событиями пьесы,
они, может быть, не замечают недо-
статков спектакля. Но театру следо-
вало бы еще поработать над ним,
чтобы добиться большей художест-
венной стройности и цельности.
Удачная мысль вернуться в наши
дни К мотивам ‹Хижины дяди Тома»
несомненно этого стоит.

Д. Кальм.
	принявших участие в голосовании. Гя*
желое поражение в Амстердаме по-
терпела партия труда. В прошлых вы-
борах за эту партию в Амстердаме
голосовало более 140 тысяч человек,
теперь — только 77 тысяч.
	К забастовке рабочих
в Милане
	РИМ, 9. (ТАСС). По сообщению
агентства АНСА из Милана, рабочие
крупной кондитерской фабрики Мот-
та, продолжающие уже более меся-
ца забастовку протеста против не-
законных увольнений, организовали
вечером 7 июля демонстрацию пе-
ред зданием фабрики. Часть демон-
странтов проникла в здание, чтобы
изолировать группу штрейкбрехеров,
возобновивших работу. Полиция пы-
талась разогнать демонстрантов, от-
крыв стрельбу и применив слезото-
чивые газы. Однако рабочим уда-
лось занять фабрику.
		¥% КАК СООБЩАЕТ агентство
АНП, выступая на массовом митинге
на Южной Суматре, президент Индо-
незийской республики Сукарно ззя-
вил, что индонезийский народ с каж-
дым днем будет укреплять свое един-
ство.

% ПО СООБЩЕНИЮ корреспой-
дента газеты «Экспрессен» из Маль-
ме (Швеция), английские специалисты
строят в провинции Скояе новую шос-
сейную дорогу, соединяющую важ-
ный железнодорожный узел — Хесс-
лехольм с городом Кристианстад.
	к ВОДИТЕЛИ автобусов шанхай-
ской городской транспортной компа-
нии об’явили забастовку в знак про-
теста против увольнения компанией
200 шоферов и кондукторов.
	х КАК СООБЩАЮТ гаагские га-
зеты, 10 американских фирм ведут
сейчас переговоры се голландскими
деловыми кругами о создании в Гол-
ландии американских. предприятий. В
1947 году американские капиталовло-
жения в голландской промышленно“
сти составляли 14 млн. долларов.
	*ж АГЕНТСТВО Франс пресс пере-
дает из Каира, что 6 шоля там была
произведена попытка взорвать здание
представительства Англо-Египетского
Судана.

\х РУКОВОДЯЩИЙ комитет со-
циалистической партии Франции из-
брал новые центральные органы пар“
тий в следующем составе: генераль-
ный секретарь Ги Молле; заместите»
ли генерального секретаря: по адми-
	нистративным делам — Жорж Брю-
тель, по пропаганде — Пьер Коммэн,
казначей — Виктор Поово; замести-
	тель казначея Анри Малакрида; чле-
ны бюро — Даниэль Мейер, Робер
Вердье и Леон Бутбьен.
	рик ии титры

Ответственный редактор
		«ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА» в Центральном театре транспорта. НА СНИМ-
	КЕ

(слев

a

направо};
	артистка Р. АРСЕНЬЕВА в роли ХЖлои, артистка
		Moro M. CMYUPHCBONR.
	клятое болото». Как во всякой ин-
сценировке, здесь есть смещения и
перестановки персонажей, обедняю-
щие пьесу в сравнении с основным
произведением. Но A. Бруштейн
умело использовала те эпизоды
из произведений американской писа-
тельницы, Которые раскрывают 66с-
человечность расовой дискриминации
и социального гнета и будят гнев-
ный протест против рабства и его
современных пережитков во всех раз-
новидностях. В то же время автор
инсценировки ясно подчеркивает ро-
ковые последствия смирения и по-
корности Тома и тем самым отте-
	няет ошибочность религиозных He-
противленческих иллюзий  Бичер-
Croy.
	Создав своеобразное — обрамление
пьесы в виде пролога и эпилога,
А. Бруштейн попыталась связать
трагическую историю о невольнике
	Томе < американской  современ-
HOCTBIO.

У обочины дороги освещаемая
	ночными огнями большого города
сидит негритянка Дороти с раненой
дочерью. Они возвращались с выбо-
ров, когда их сшибла машина фа-
шиствующих молодчиков, возэмущен-
ных тем, что негритянка осмелилась
осуществить свое избирательное пра-
во, прокламированное кюнституцией
США. Мимо проносятся десятки ав-
томобилей, но никто, даже врач, не
хочет помочь женщине с девочкой:
они — негритянки! Девочка замечает
рекламный плакат о фильме «Хижи-
	на дяди Тома» и просит мать рас-
	сказать ей о Томе. Рассказ Дороти
и становится действием пьесы.
	В эпилоге Дороти указывает уми-
рающей дочери на жестокого рабо-
владельца Легри: «Запомни это ли-
цо. Это лицо врага, это он убил дя-
дю Тома, это он отказался лечить
тебя». И когда `Легри восклицает:
«Черные, желтые, белые — все рав-
но! Они будут работать на нас, —
под нашей ‘ногой! И мы, хозяева,
	„Хижина дяди 1ома“
	ловеколюбивый протест против расо-
вого неравенства, которым пронизано
произведение, сохраняет свой смысл
и свою актуальность и сейчас.

Формально рабовладельчество B
южных штатах Америки было отме-
нено в 1865 году, но дискриминация
негров, суды Линча, «научные тео-
рии» о «неполноценности» черноко-
жих и превосходстве англо-саксон-
ской расы, — все это, как известно,
бытует и сейчас. И «Хижина дяди
Тома» служит и в наши дни живым
укором эксплоататорам и мракобесам
в заокеанской стране «долларовой де-
мократии».

Бичер-Стоу страстно обличала вар-
варство рабовладельческого — строя,
но, вместе с тем, она наивно умиля-
лась идеей христианского смирения,
непротивления злу, верой в «волю
провидения», и безропотная  покор-
ность главного героя ее: повести, То-
ма, казалась ей высшей  доброде-
телью. Однако правда жизни пре-
одолевала эту искусственную Mo-
раль. В ходе своего повествования
Бичер-Стоу невольно убеждает чи-
тателей в том, что правильное ре-
шение находят, в противовес Тому,
волевые, активные борцы за свою
судьбу, за свои человеческие права
— Джордж, Элиза, Касси. Только
они выходят победителями из нерав-
ной борьбы < власть имущими угне-
тателями.

Сейчас образы героев Бичер-Стоу
вновь ожили на московской сцене
перед зрителями Центрального теат-
ра транспорта в новой инсцени-
ровке Александры Бруштейн. (Хуло-
жественный руководитель постанов-
ки — Н. Петров, постановщик —
Я. Кракопольский).

Пьеса написана по мотивам «Хи-
жины ляди Тома» и малоизвестного
	романа Бичер- Стоу «Дред или про-
	ПА во всей мировой ли-
тературе не сыщется книги, ко-
торая завоевала бы такую широкую
популярность у юных читателей всех
стран и народов, как знаменитая
«Хижина дяди Тома». Вот уже поч-
ти сто лет этой повестью © волне-
нием зачитываются дети, а взрослые
встречают ее радушной’ улыбкой, как
старого друга.

И тем удивительнее большая
судьба этой книги, что пизалась она
автором, которому никто не рискнул
бы предсказать мировую известность,
громкую писательскую славу. Жена
бедного священника в глухом аме-
риканском городке, Гарриет Бичер-
Стоу, ради скудного заработка ста-
ла писать небольшие статейки в
провинциальных журнальчиках. Она
писала их между хлопотами по хо-
зяйству и заботами о детях. В 1851
году в штате Мэн местный изда-
тель еженедельного журнала зака-
зал ей повесть о неграх.
	Бичер-Стоу- поставила задачей изо-
бразить ужасную жизнь чернокожих
невольников, Чтобы тронуть самого
равнодушного читателя и внушить
ему мысль о необходимости отмены
рабовладельчества. Она писала по
главе в неделю, и эти главы печа-
тались в каждом номере журнала
с пометкой «продолжение следует».
Повесть, однако, осталась незамечен-
ной. И только спустя несколько ме-
сяцев, когда другой издатель выпу-
стил это произведение отдельной
книгой, оно неожиданно — завоевало
шумный успех и сделало имя авто-
ра всемирно-известным.

Много раз превращалась старая
повесть  Бичер-Стоу в театральные
	инсценировки и в Кинофильмы И до.
	интерес H
	наших дней сохранила
	симпатии читателей и зрителей. Это
произошло потому, что страстный че-