КНИЖНАЯ
ПОЛКА
	МИХАИЛ ИЛЬИН. «ОТ ЧЕРНОГО

ДО КАСПИЙСКОГО МОРЯ».

Изд. «Молодая гвардия». 1948 г.

Книга Михаила Ильина принадле-
жит к разряду путевых очерков, на-
писанных просто, живо и увлекатель-
но. С присущей ему  занимательно-
стью автор рассказывает о своей по-
ездке в Закавказье летом 1947 года.

Как выглядело Закавказье через
два года после тяжелой войны, что
нового создал своим трудом совет-
ский народ за короткий послевоен-
ный срок? С гордостью советского
патриота М. Ильин каждой страни-
цей своей книги отвечает на этот во-
прос: создано много, создается еще
больше!

Черноморская железная дорога, со-
кратившая путь из Москвы в Тбили-
си на 700 километров, Кутаисский ав-
тозавод, который скоро будет выпу-
скать мощные грузовики, первенец
грузинской металлургии в Рустави,
нефтяные вышки, вздымающиеся в
море, будто они наступают на Кас-
пий, и многое-многое другое — вот
		Вместе с автором читатель совер-
	шает интересное путешествие по нз-
циональным республикам Закавказья,
знакомится с новостройками после-
	военной пятилетки, с природой, с
		Телегр
	аммы из-за границы
	Заявление исполкома английской
коммунистической партии
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Исполком
коммунистической партии Англии
опубликовал заявление, в котором
осуждает империалистическую поли-
тику лейбористского правительства
в Африке. ,

В заявлении говорится: «Мы в
равной мере осуждаем  проводив-
шуюся Смэтсом и Маланом полити-
ку угнетения и давления белых коло-
нистов в Восточной Африке на аф-
риканское население и политику
британского правительства,  разре-
шающего расстрел тех, кто осмели-
вается требовать осуществления
своих справедливых экономических
прав. ”

Африка сегодня играет особую
роль в военных планах всемирной
реакции. Для стран Западного сою-
за она является теперь основным
источником сырья и’ людских резер-
вов для войны, а также центром для
развития военных баз. Соединенные
Штаты при помощи плана Маршалла
и прямых капиталовложений также
ставят своей целью захватить кон-
троль над стратегическим сырьем и
новой промышленной и военной ба-
зой в Южной Африке. {

Англия  затрачивает миллионы
фунтов стерлингов на развитие стра-
тегических коммуникаций, создание
крупных военных баз в ВоСточной
Африке и воздушных баз в Западной
Африке. В то же время вводятся
так называемые «планы развития»,
являющиеся тщетной попыткой най-
ти капиталистическое решение анг-
лийского экономического кризиса».

Заявление обвиняет лейбористское
правительство в том, что оно пере-
няло методы английской  империа-
листической диктатуры над народа-
ми Африки, и призывает рабочее дви-
	Повый законопроект
	ТЕГЕРАН, 14. (ТАСС). Премьер-
министр Ирана Хажир внес в медж-
лис законопроект о поправках К го-
сударственному бюджету,’ которые
предусматривают увеличение  воен-
ных расходов страны и крупные за-
купки боеприпасов в Англии, Ряд
газет выступает с резкой критикой
этого законопроекта. Газеты «Кес-
ра» и «Дад» особенно подчеркива-
ют тот факт, что правительство Ха-
жира согласилось на сокращение за-
долженности Англии иранской же-
лезной дороге с 45 млн. до 5.700
тыс. фунтов стерлингов, причем, как
предусматривает законопроект о по-
правке к государственному бюдже-
ту, из ‘этой суммы 2 млн. фунтов
стерлингов должны быть израсходо-
ваны На закупку в Англии боепри-
	Людмила» в Большом театре. НА
	жение «покончить Сс этим
положением». В заявлении излагает-
ся следующая программа требова-
ний английской компартии:

1. Отменить все дискриминацион-
ные законы, как, например, закон о
пропусках, имущественном цензе и
т. д. Предоставить африканцам пол-
ное право собраний и создания ©р-
ганизаций, а также свободу печати
и передвижения.

2. Положить конец английской
диктатуре в Африке; дать всем  аф-
риканским народам полное демокра-
тическое самоуправление, основан-
ное на избранных путем всеобщего
избирательного права парламентах,
которые будут назначать и контро-
лировать исполнительные органы;
отменить право вето губернаторов;
создать местные власти, ‘основан-
ные на таких же демократических
принцинах.

3. Отвести английские вооружен-
ные силы и полицию; избранные пар-
ламенты должны определять, какие
силы (офицерский и рядовой состав
которых будет укомплектовываться
африканцами) необходимы для под-
держания порядка.

4. Быстро заменить европейский
административный персонал  афри-
канцами, которые будут назначены
избранными парламентами.

5. Должна быть оказана финансо-
вая и всякая другая помощь, в кото-
рой будет ощущаться  необходи-
мость, для быстрого развития про-
мышленности, контролируемой аф-
риканцами, а также для жилищного
строительства, здравоохранения и
коммунальных услуг в соответствии
с планами, разработанными и одоб-
ренными африканскими парламента-
ми.
		пасов. Газета «Мардом» пишет:
«Несмотря на то, что, согласна
бюджету, внесенному в меджлис
	правительством Хакими, 36 процен-
тов расходов страны выделено на
армию, полицию и жандармерию, а
на закупку вооружения в Америке
и на расходы по его доставке полу
чен колоссальный внешний заем, по-
чему-то проявлена такая настойчи-
вость в придумывании новых расхо-
дов в этой области». «Повидимому,—
указывает газета, — в целях спо
собствования осуществлению замы-
	слов англо-саксонских империали-
стов правительство решило после
закупки вооружения в США купить
некоторое количество вооружения
также в Англии».
	СНИМКЕ: сцена из 1-го действия;
KAS (Люпмила) М СОЛОВЬЕВ
		на закупку ираном вооружения
		старинного дома-музея.
Фото А. ВОРОТЫНСКОГО.
	‘Военные действия в Греции
	НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ
	Заокеднская «идиллия»
	Как и все високосные годы, ны-
нешний 1948-й год — год избиратель-
ной кампании в Соединенных Штатах
Америки. Предстоят не только выбо-
ры президента, но и выборы в кон-
гресс. Палата представителей будет
переизбрана целиком, а сенат обнов-
лен на одну треть.

В связи с предвыборной кампанией
журнал «Нью-Йорк таймс  мэгэзин»
посвятил страницы одного из своих
последних номеров вашингтонскому
Капитолию. Помещенный в журнале
очерк рассказывает об американском
конгрессе и американских конгресс-
менах. Но тщетны будут попытки чи-
тателей журнала узнать из этого
очерка социальный состав конгресса,
ознакомиться с государственной дея-
тельностью членов палаты предста-
вителей и сената США. Они обогатят
свои познания об американском кон-
грессе лишь тем, что в его состав
входят три бывших футбольных тре-
нера, два известных автора популяр-
ных песенок, бывший конный поли-
цейский из Техаса, бывший аукцио-
нер и бывший спортсмен из сборной
американской команды.

Если верить журналу «Нью-Йорк
таймс мэгэзин», любимым занятием
		американских конгрессменов являет-
ся отнюдь не политика (упаси, бо-
же!), а рыбная ловля, игра в гольф,
огородничество, охота, фотография,
коллекционирование всяческой чепу-
хи и посещение спортивных состяза-
ний.

Попутно журнал охотно повествует
о том, что. сенатор Хейдя отменный
филателист и посвятил свою жизнь
собиранию почтовых марок, сенатор
Гэрни коллекционирует шелковые
галстуки, сенатор Бездер из : штата
Огайо любит петь церковные гимны,
а сенатор Гэмпмен из штата Кентук-
ки — большой гурман и охотно стря-
пает у себя на кухне...

Такова, нарисованная розовыми кра-
сками, идиллия, C помощью которой
«Нью-Йорк таймс мэгэзин» стремит-
ся отвлечь внимание своих читате-
лей от насущных взутренних и внеш-
них политических вопросов, волную-
‘щих американский народ в дни изби-
рательной` кампании. :

Между тем общеизвестно, что
идиллические американские сенато-
ры коллекционируют не только поч-
товые ‘марки и шелковые галстуки,
но и, весьма прозаические акции про-
мышленных компаний и другие цен-
ные бумаги. Подавляющее большин-
ство американских конгрессменов
теснейшими узами связано с теми или
иными трестами и монополиями. Ни
для кого не является тайной суще-
ствование в Вашингтоне «невидимо-
го конгресса» США — так называе-
мых «кулуарщиков». Предпринима-
тельские ассоциации имеют в Ва-
шингтоне и в адмичистративных цен-
трах штатов своих агентов, так на-
зываемых «лобби», которые составля-
ют своего рода «третью палату» кон-
гресса для давления на сенаторов в
членов палаты представителей с це-
лью защиты интересов не только сво-
их. фирм, но и монополистического
капитала в целом. Эти «лобби» вер-
буются из ` журналистов, политиче-
ских деятелей и главным образом ад-
вокатов, получающих солидное воз-
награждение за свои «труды». Мето-
ды деятельности «лобби» весьма раз-
нообразны. Они зачастую действуют
через аппараты демократической и
республиканской партий, с которыми
сращиваются. Если в 1924 г. в Ва-
шингтоне насчитывалось только 145
агентов «кулуарщиков», то в 1939 г.
число их поднялось до 6.000 человек,
а затем еще более возросло. В Ва-
шингтоне в 1939 г. было около 5 ты-
CAH адвокатов, а в начале 1944 г.,
по официальным данным, их насчи-
тывалось уже 12 тысяч. «Лобби» ока-
зывают значительное давление и на
республиканцев, и на демократов.

«Если правда, что деньги играют
существенную роль во время избира-
тельных кампаний в Америке, — пи-
шет Джон Сельдес в своей книге
«1000 американцев». — то из этого
зытекает другая истина, что люди,
представляющие эти деньги, — не-
большая группа, состоящая из Дюпо-
нов; Пью, Меллонов, Рокфеллеров и
других, — контролируют политиче-
скую жизчь в Америке. амервкан-
ский конгрессе в целом и самого пре-
зидента. Этот вопрос всегла cosKa-
тельно замалчивался в американской
прессе».

Этот. вопоос благоразумно замалчи-
вает и “Нью Морк таймс мэгэзин»,
	Л. Вадимов.
	раз за последние 19 дней — заняли
город Халандрица. Во Фракии парти-
заны подвергли артиллерийскому об-
стрелу города Симбони, Александру-
полис и Комотини..

В Македонии части’ Демократиче-
ской армии атаковали город Килкис.
Только два дня назад было об’явлено,
что дорога Арта—Филиппиадес—Яни-
на полностью очищена от партизан.
Однако, по последним сведениям,
вчера сильный отряд партизан атако-
вал город Филиппиадес. На помощь
гарнизону спешно посланы кавалерия,
танки и бронемашины.
	В Центральной Македонии парти-
заны обстреляли из пулеметов город
Эдесса (Водена). Одновременно не-
большой отряд партизан проник в го-
род и бросил несколько противотан-
ковых гранат в гостиницу, где разме-
шалась воинская часть. у
	К положению
в японской
социалистической партии
	ТОКИО, 14. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Иомиури»,  исполни-
тельный комитет местной организа-
ции социалистической партии  пре-
фектуры Аомори принял резолюцию,
требующую исключения лидера прз-
вого крыла партии Нисио из партии
и высказывающуюся против исклю-
чения из партии истинно левых со-
пиалистов.
	В финском сейме
ХЕЛЬСИНКИ, 14. (ТАСС). По
сообщению радио Хельсинки,  пер-
вое пленарное заседание сейма ново-
го состава назначено на 22 июля с. Г.
На этом заседании будут избраны
члены президиума сейма.
	АФИНЫ, 13. (ТАСС). По сообще-
ниям с фронта, вчера после длитель-
ной артиллерийской и авиационной
подготовки части 8-й и 9-й королев-
ских дивизий возобновили атаки про-
тив позиций демократической армии
на высотах Гифица и Клефтис, ‘на
участке севернее города Коница.

Усилились также бои на западном
участке фронта в районе деревни
Эптахори.

На северном участке отряды Демо-
кратической армии предприняли не-
сколько сильных контратак на высо-
те Калакити, южнее города Несто-
риона. По официальным сообщениям,
в бою близ деревни Эптахори убит
бригадный генерал Папанаиоту.

В других областях Греции отме-
чается оживленная деятельность пар-
тизанских отрядов.

В северном Пелопоннесе части Де-
мократической армии снова — второй
	К, вопросу о создании
центрального совета
немецких профсоюзов
	БЕРЛИН, 14. (ТАСС). ‹ Газета
«Нейес Дейчланд» сообщает, что на
состоявшемся на-днях в Брауншвейге
заседании межзонального комитета
немецких профсоюзов обсуждался во-
прос о создании центрального совета
немецких профсоюзов. От ОСНП
(об’единение свободных немецких
профсоюзов) советской зоны на засе-
дании присутствовали Ганс Ендрец-
кий, Роман Хвалек и Берн-Гард Ге-
ринг. Выступивший от имени делега-
ции Роман Хвалек особо подчеркнул
необходимость создания центрального
совета немецких профсоюзов в дан-
ный момент и выразил пожелание,
чтобы предстоящая 9-я межзональная
конференция немецких профсоюзов,
которая состоится с 17 по 19 августа
в Линдау, занялась практическим раз-
решением этого вопроса.
			Недавно Указом Президиума Верховного Совета СССР семнад-
цати творческим работникам Москвы, Ленинграда, Украины, Бело-
руссии, Грузии, Латвии, Эстонии, Литвы за выдающиеся достижения
в области искусства присвоены почетные звания народных артистов
	звания мы встречаем художест-
	СССР.
Среди удостоившихся высокого
	венного руководителя и артиста Белорусского драматического теат-
ра имени Янки Купалы Г. П. Глебова. Зрители столицы хорошо зна-
ют этого выдающегося актера советской сцены. Москвичи видели
его во время гастролей белорусского театра в 1930, 1931, . 1933 ro-
дах. Он участвовал в 1940 г. в декаде белорусского искусства. Сей-
час Г. П. Глебов снова в Москве с театром имени Янки Купалы.

В Белорусский театр Глебов пришел 22 года назад из коллекти-
ва театральной самодеятельности. Первой крупной работой, завое-
вавшей успех молодому артисту, была роль Павла Немира в пьесе
белорусского прозаика Кузьмы Чорного «Батьковщина». Затем он
сыграл Чугунова в «Волках и овцах» Островского, Гарпагона в
	и еек Мольера.
кажлым годо!
	С каждым годом росло и развивалось творческое дарование та-
лантливого артиста. Глебов непрестанно учился, совершенствовал
свое мастерство, постепенно обретая свой особый, собственный
	стиль и манеру игры.
	В спектаклях старейшего театра Белоруссии с большой глубиной
‘илой раскрылись разнообразные стороны актерского мастерства
бова. Яркие, надолго запомнившиеся, сценические образы создал
	он в пьесах; «Гибель волка» (Харкевич), «Партизаны» (Халимон),
«Павлинка» (Пустаревич), «Кто смеется последним» (Туляга). За
исполнение роли Туляги Глебову в 1941 году была присуждена
Сталинская премия. В этой роли выявился блестящий комедийный
талант артиста. Строгий и взыскательный к себе и. своим. товарищам
по сцене, он с величайшей заботой отделывает каждую роль, бо-
рясь за правдивое искусство глубоких мыслей и сильных страстей.
Г. П. Глебов награжден орденом Ленина и орденом Трудового
	Красного Знамени.
	Вторично в нынешнем году артист удостоен Сталинской, премии
за созданный в спектакле «Константин Заслонов» образ пламенного
советского патриота, потомственного пролетария мастера Кропли.

Вот что рассказывает Глебов о своей работе над этой`ролью:
	«Создать образ советского человека, человека великой Сталин-
ской эпохи, моральный облик ‘которого выражает все величие наро-
да, его героизм, его беззаветную преданность’ социалистической ро-
дине — высокая творческая радость для актера. В работе над
ролью Кропли меня вдохновляли подвиги героического белорусско-
го народа, ставшего грудью на защиту своей чести, своей свободы
	фашистской Германии. Беззавет-
	ия независимости от кровавых орд
	ный героизм белорусских партизан, образ Константина Заслонова и
его сподвижников, пламенный патриотизм белорусского народа—вот
в чем я черпал вдохновение и силы для создания образа Кропли».
	А. Владимиров.
	Б книге много фотоиллюстраций,
	усиливающих наглядность описании.
	Издание этих путевых очерков
М. Ильина массовым тиражом — хо-
	роший подарок нашей молодежи.
	А. Леонов.
	Мастера
советекого
искусства
	Под таким названием издательство
«Советский художник» приступило к
выпуску в свет монографий о деяте-
	лях советского изобразительного KC-
	кусства.

На-днях тиражом в 10.000 экземп-
ляров вышла из печати первая моно-
графия серии, посвященная творче-
ству народного художника РСФСР,
лауреата Сталинской премии К. Ф.
Юона. В книге — 71 репродукция с
произведений художника — «Лен-
ский расстрел», «Перед взятием
Кремля в 1917 г.», «Парад на Крас-
ной площади 7 ноября 194] года»,
«Весна идет», «Раскрытое окно» и др.
Иллюстрированному материалу пред-
	послан очерк Е. Петрейковой о жиз-
	ни и деятельности художника. Изда-
ние, отпечатанное на прекрасной бу-
	Mare, c болыцим вкусом оформлено
	художником А. Константиновым.

В настоящее время в производстве
находятся монографии о творчестве
художников М. Авилова, Ф. Бого-
родского, И. Бродского, П. Котова,
Д. Моора, С. Рянгиной, Г. Савицко-
го, Е. Чепцова. До конца года вый-
дет в свет свыше 20 монографий.
	Опера М. И. Глинки «Руслан
на переднем плане (слева направо)
(Светозар),
	НА СНИМКЕ: художественный руководитель Белорусского государст-
венного драматического театра им. Янки Купалы народный артист
	СССР Г. П. ГЛЕБОВ.
	ЛАЗАРЕЗА.
	Фильм выпущен Центральной сту-
дией документальных фильмов.

Второй фильм — «Родные напе-
вы» — знакомит с народным искусст-
вом Белорусской ССР. Мощно зву-
чит заключительная песня, обращен-
ная К вождю советского народа
товарищу Сталину. р

Фильм выпущен киностудией «Бе:

лорусьфильм».
(ТАСС).
	НЯ МИРА“
	Новый киносборник документально-
художественных фильмов
		Вчера в Министерстве кинемато-
графии СССР состоялся просмотр
нового киносборника.

Первый из фильмов сборника —
«Чемпион мира» посвящен недавно
закончившемуся  матч-турниру на
первенство мира по шахматам. Кино-
картина удачно передает огромный
интерес, который был проявлен Е
соревнованию в Гааге и Москве са-
мыми разнообразными кругами насе
ления нашей страны.
	иПИЮСТРИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ А. С. ПУШКИНА
	В будущем году исполняется 150
лет со дня рождения А. С. Пушкина.
К этой дате Государственное изда-
тельство художественной литературы
	Недавно художник И. Костылев
закончил иллюстрирование «Руслана
и Людмилы». Художник В. Мила-
шевский работает над рисунками к
	выпускает в свет сочинения великого   сказкам Пушкина, А. Пластов — К по-
	русского поэта с иллюстрациями со-
ветских художников.
	НА РУССКОЙ музыкальной поч-
” ве расцвел чудесный цветок.
Любуйтесь им — он цветет один
фаз в столетие». Эти слова В. Одо-
евского, написанные вскоре после
премьеры «Руслана и Людмилы», не-
вольно вспоминаются при слушании
гениальной оперы Глинки. Ее красо-
та не увядает, она остается вечно
свежей и юной.
	«Руслан и Людмила» — опера-
сказка, проникнутая величавым ду-
хом народного эпоса. Одна за дру-
гою проходят перед зрителем карти-
ны древнего Киева, сурового севера,
бескрайних русских степей, возника-
ют сказочные видения замков Наины
и Черномора. На этом красочном фо-
не развертывается повесть о стран-
ствованиях храброго Витязя Руслана
— русского богатыря, побеждающе-
го темные силы черноморова царст-
ва. И он и другие персонажи опе“
ры — Людмила, Ратмир, Фарлаф —
очерчены композитором удивительна
жизненно и правдиво. Знакомые об-
разы пушкинской поэмы предстают
перед нами, обогащенные новыми
яркими чертами, внесенными гени-
альным композитором. Его музыка
захватывает первыми же звуками
стремительно проносящейся увертю-
ры и приковывает внимание вплоть
до последнего аккорда финала.

Чем же пленяет музыка «Руслана
и Людмилы»? Своею удивительной
ясностью, жизнерадостностью, богат“
ством реалистически очерченных 06-
разов и, конечно, неисчерпаемым
мелодическим богатством.
	Тысячью нитей связано мелодиче-
ское вдохновение Глинки с народ-
ным музыкальным творчеством. И не
только русским. Широко развивая
родные ему ‹ песенные интонации,
композитор обращается и к напевам
других народов. В его опере звучат
мелодии народов ‘Кавказа, песни
Аравии, Ирана, Финляндии. В. этом
нашла выражение одна из благород-
нейших тралиний русской музыкаль-
	вести «Капитанская дочка», С. Боим
— к повести «Дубровский».
	артисты И. ПЕТРОВ (Руслан), Е ШУМСКАЯ (Людмила), М.
	TMA LAS

мянуть еще о М. Г. Кузнецовой, су:
мевшей красочно исполнить неболь:
	шую роль Наины, ио С. М. Аром-
ченко — хорошем Баяне. Что же
касается остальных, то они удовлет-
	] воряют. в значительно меньшей сте-
		более или менее ярко, но общий
уровень должен оставаться Высоким.
Как раз этого и нельзя сказать ©
всех исполнителях  прослушанного
нами спектакля. И это тем более
странно, что каждый из участвовав-
ших’ в нем артистов обладает бес-
спорными возможностями для того,
чтобы безукоризненно исполнить свои
партии. Дело лишь в повышении
требований к каждому артисту. Тог-
да станут невозможными  «проис-
шествия» вроде неточно спетых фраз
или неразберихи в ансамблях, по-
добно той, которую Можно было
услышать в великолепном каноне
первого акта.

Замечания по адресу отдельных ис-
полнителей в известной степени ка-
саются и дирижера спектакля. Одна-
ко нам кажется, что они не умаляют
значительности работы, проделанной
А. Ш. Мелик-Пашаевым. В такой опе-
ре, как «Руслан и Людмила», огром-
ную роль играют хоровые и оркест-
ровые эпизоды. И здесь повсюду чув-
ствовалась опытная и талантливая ди-
рижерская рука, добивающаяся от-
четливости -Ии ясности исполнения.
Можно не согласиться с некоторыми
темлами, можно спорить о том, в ка-
кой мере удалось передать дирижеру
эпическое начало музыки Глинки, но
нельзя оспаривать серьезности испол-
нительских намерений и тщательно-
	сти их выполнения. И оркестр и хор.
	звучали прекрасно. Если бы все ис-
полнители вокальных партий стояли
бы на той же высоте, мы имели бы
полноценное исполнение глинкинской
оперы. Но пока это остается лишь
пожеланием. ‘
Постановщик спектакля Р. В. За-
харов поступает правильно, исходя от
музыкального рисунка партитуры и
стремясь воплотить его в своих CHE-
нических образах. В отдельных эпи-
зодах ему удается разрешить эту за-
‚ дачу ‹ вполне убедительно. Вместе с
‘лем многие сиены статичны и не
	  TOM многие сцены статичны и He
оживлены творческой выдумкой,
	Нельзя преуменышать трудности по-
становки такой оперы, как «Руслан и
Людмила». Нелегко найти средства
для воплощения на сцене ее эпиче-
ских страниц, нелегко связать в од-
но стройное целое ее разнохарактер-
ные эпизоды. Однако эта задача впол-
не разрешима -для коллектива Боль-
moro театра. И если будут учтены
уроки первых открытых спектаклей,
то вполне возможно устранить все не-
достатки и добиться настоящего во-
кально-сценического воплощения ге-
ниальной опезы Глинки.
	Интерес народа к русской класси-
ческой опере огромен. Но до сих пор
далеко не все лучшие достижения
оперной классики находят место на
театральных подмостках. И уж если
говорить о нашем крупнейшем и по-
пулярнейшем оперном театре, каким
является Большой театр, то именно
он в первую очередь должен быть
образцом для всех остальных кол-
лективов. А этого можно добиться
лишь при условии решительного улу-
чшения качества всех без исключения
спектаклей. На этой сцене не должно
быть «случайных» спектаклей, не дол-
жно быть места посредственному или,
что еще хуже, небрежному исполне-
нию. Театр располагает прекрасными
исполнителями, он может и должен
добиться того, чтобы все постановки.
были действительно первоклассны-
ми, чтобы любой спектакль отличал-
ся ровностью ансамбля. Повысить во-_
кальный уровень, удвоить и утроить
требовательность к каждой детали.

исполнения — вот неотложные зада-
чи, встающие перед коллективом те-
атра.

Несомненно коллектив Большого,
тватра сумеет ответить на эти запро-
сы новыми Творческими успехами и
покажет в недалеком будущем безу-
поечные постановки классических
опер, которые уже давно ожидает от.
него советский народ.

И. Мартынов.
	„РУСЛА и ЛО
		  ной классики, мастера которой ни-
когда не страдали национальной ог-
раниченностью, ‘уважали искусство
других народов.

Партитура «Руслана» всегда явля-
лась предметом изучения музыкан-
тов, находивших в ней образцы со-
вершеннейшего мастерства. Чего <то-
ит один лишь глинкинский оркестр
— TO мощный, то нежный, полный
ярчайших контрастов, но всегда про-
зрачный, пленяющий красотою зву-
чания. Вот-едва ли не самое убеди-
тельное доказательство справедливо-
сти известной мысли Глинки: «Кра-
сота музыкальной мысли вызывает
красоту звучания оркестра!» И 9р-
кестр и фактура глинкинской  опе-
ры богаты именно потому, что слу-
жат выражению прекрасного и глу-
бокого творческого замысла.

«Руслан и Людмила» Глинки вос-
певает верность, мужество, героя-
ческий подвиг. Это произведение
возвышается над множеством CKa-
зочных опер, превосходя их благо-
родством замысла и великолепием
музыкального воплощения. Можно
сказать без преувеличения, что это
единственный в своем роде образец
эпической оперы, воскрешающей рас-
певность русских былин. Отсюда и
своеобразие музыки «Руслана и
Людмилы», ставяшей перед исполни-
телями трудные и сложные задачи.
Для театра постановка «Руслана
и Людмилы» является серьезным
творческим испытанием. Как же
справился < нею Большой театр, по-
казавший премьеру глинкинской опе-
ры в конце минувшего сезона?

Надо отдать должное  значитель-
ности усилий, затраченных на эту

постановку. Для всякого, знакомого
	с партитурой, ясно, какого напряжев-
ного творческого труда потребовало
	Спектакль Большого
театра
		осуществление спектакля. Этот труд
принес ряд несомненных успехов.

Прежде всего следует сказать об
отдельных исполнителях. Прекрасное
впёчатление оставляет молодой ар-
тист И. И. Петров в роли Руслана.
Он поет свободно, с подлинной ар-
тистичностью, а подчас и вдохнове-
нием. Примером может служить зна-
менитый монолог «О поле; поле».
Здесь его голос звучит особенно
проникновенно, он создает яркий об-
раз чвитязя на распутьи», заставля-
ющий вспомнить страницы русской
эпической поэзии. Такие моменты
заставляют забыть об отдельных не-
достатках исполнения, вполне есте-
ственных для молодого артиста. Соз-
данному им образу веришь. А ведь
это главное.
	Также веришь Н. С. Ханаеву —
исполнителю роли Финна. Трудней-
шая баллада была спета им с та-
кою законченностью, с таким разнооб-
разием выразительных оттенков, ко-
торые не часто приходится  встре-
чать на оперной сцене. То же хо-
чется сказать и об исполнительнице
роли Ратмира Е. И. Антоновой. Ee
мягкий голос как нельзя лучше
подходит к характеру партии Ратми-
ра — одного из лучших созданий
Глинки. Нельзя только не пожалеть
о том, что постоянно сокращается
замечательный романс «Она мне
жизнь, она мне радость». В особен-
ности, когда TeaT pacnonaraer та-
кой певицей, как р . Антонова.
	Е. И. Антонова, И. И. Петров и
Н. С Ханаев создали наиболее яр-
	кие образы спектакля. Можно упо-‘ полнены
	Нельзя признать удачным испол
нение партии Людмилы И. Маслен-
никовой. Мы знаем о выдающихся
вокальных и сценических данных
этой молодой артистки. Но именно
это заставляет пред’явить к ней вы-
сокие требования. Между тем в ев
исполнении партии Людмилы было
много непростительных  небрежно-
стей и неточностей. У слушателя
остается впечатление недоработанно-
сти, а вместе с тем и чувство опа-
сения за талантливую артистку, не
проявляющую должной требователь-
ности К: своему искусству. Не зюра-
довала и С. Г. Панова в роли Гопи-
славы. Она излишне форсировала
звук, а иногда и нечисто интониро-
вала. В роли Фарлафа Е. В. Иванов
проявляет свои выдающиеся вокаль-
ные данные, Но ему нехватает жи-
вости и комедийной остроты, без ко-
торых трудно себе представить хо-
рошее ислолнение этой партии. Итак,
Людмила, Горислава, Фарлаф #4 Ha-
шли яркого’ сценического и вокаль-
nero воплощения. А раз так, TO
нельзя говорить о стройности ан-
‹амбля и цельности впечатления OT
спектакля.
	Ham возразят, что эти роли име-
ют в Большом театреи других, 60-
лее удачных исполнителей, в частво-
сти Людмилу — Е. В. Шумскую. Од-
нако едва ли это будет правильным
возражением. Каждый посетитель на-
шего лучшего оперного театра вправе
	ожидать образцового исполнения.
Отдельные. партии могут быть ис-
полнены ‚в различных спектаклях