НА МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ

ПО ВОПРОСАМ СВОБОДЫ

ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
	ЖЕНЕВА, 3. (ТАСС). Аргентин-
	ская делегация обратилась на-днях к
председателю Международной конфе-
	енции по вопросам свободы печати
	и информации с письмом, в котором
она предлагала направить франкист-
	скому правительству Испании пригла-
нение послать на конференцию своего
представителя в качестве наблюдате-
ля. .

Этот вопрос рассматривался вчера
в генеральном комитете. Аргентинский
делегат обосновывал свое предложе-
ние стремлением к «универсальности»
конференции. Представители США и
Англии согласились с мнением пред-
седателя, что приглашение франкист-
ской Испании было бы сейчас не-
уместным.
	Руководитель советской делегации
Богомолов подчеркнул, что  пригла-
шение Испании Франко прислать на-
блюдателя явилось бы грубым нару-
шением известных решений организа-
ции Об’единенных наций по испанско-
му вопросу. Он заявил, что советская
делегация категорически ‹ возражает
против аргентинского предложения.
	В результате голосования аргентин-
ское предложение было единогласно
отклонено.
	На совещании заместителей
министров иностранных дел
	по Аветрии

ЛОНДОН, 3. (ТАСС): Вчера на
очерелном заседании заместителей
	министров иностранных дел по Авст-
рии продолжалось обсуждение вопро-
са о выплате Австрией общей суммы
за уступаемые ей Советским Союзом
бывшие германские активы.

Американская, английская и фран-
цузская делегации, как и на прошлом
заседании, не назвали никаких кон-
кретных цифр и сроков и вновь по-
вторили свои уже известные и не-
однократно ими излагавшиеся точки
зрения по этому вопросу.
	ЗАБАСТОВКА СЛУМАЩИХ
КАЛЬНУТТЬ
	ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как переда-
ет корреспондент агентства Рейтер из
Калькутты, профсоюзная федерация
служащих центрального правительст-
ва об’явила, что государственные слу-
жащие Калькутты вчера начали го-
лодную забастовку. В Калькутте ‘аре-
стовано около 50 человек.
	Участники матч-турнира
Ha nyTH B Москву
	С. Флор, лауреат Сталинской премии
кинооператор А. Щекутьев и врач
A. Депин.
	Вчера . вечером редакция вызвала
по телефону Брест. Наш‘ специаль-
ный корреспондент сообщил:

— В Я час 20 ‘минут поезд, в ко-
тором едут участвики  матч-турнира,
прибыл в Брест. На перроне’  гросс-
мейстеров ‘встретили представители
шахматной общественности города.
Юные  шахматисты--пионеры 5-й сред-
ней школы — преподнесли Михаилу
Ботвиннику. пнонерский галстук.
		Вчера вечером участники матч-
турнира на первенство мира по шах-
матам гроссмейстеры Михаил Бот-
винник и Василий Смыслов и экс-
чемпион мира гроссмейстер Макс
Эйве, направляясь из Берлина a
Москву, прибыли в Брест, где их
встретили „представители Комитета
по ‘делам физкультуры и спорта при
	Совете Министров СССР и спеця-
альный корреспондент «Вечерней
Москвы».
	Вместе с участниками матч-турни-
ра едут: секундант Ботвинника грдсс-
мейстер `В. Рагозин,  секундант
Смыслова мастер В. Алаторцев, ‘се-
кундант Эйве мастер Ван-Шельтинга,
секундант  прилетевшего уже .B
Москву Pemescxoro голландский
мастер Л. Принс, главный судья
матч-турнира югославский гроссмей-
стер Милан Видмар, заместитель
главного судьи гроссмейстер А. Ко-
тов, специальный корреспондент «По-
следних. известий по радио» В. Си-
нявский, корреспонденты московских
газет гроссмейстеры А. Лилиенталь и
		Сегодня в 11 часов утра редакция
связалась по телефону со станцией
Минск. Наш специальный корреспон-
дент рассказал:
	— К прибытию курьерского поезда
здесь собрались шахматисты столицы
Белоруссии во’ главе с мастером Вере-
	совым. На перроне состоялся. корот-
	кий Митинг.
. *

Михаил Ботвинник и Василий Смыс-
лов просили передать через газету
«Вечерняя Москва» привет  москви-
чам. Завтра утром они будут в род-
HOH столипе.
	города Будапешт (Буда),
	ВЕНГРИЯ, Старая часть
	Фото Л. ПОРЕНСКОГО.
	К торювым
		между СССР и Боларией
	Соглашение о взаимных поставках
товаров определяет об’ем и порядок
осуществления взаимного товарообо-
рота в 1948 году.

Договор о торговле и мореплавании
и Соглашение о взаимных поставках
товаров подписали: с Советской сто-
	роны — ‘Министр внешней  торговз
ли А. И. Микоян и‹с Болгарской сто»
роны — Министр торговли и продо+
	вольствия г-н К. Добрев.
2-го апреля Болгарская Торговая
Делегация выбыла из Москвы.
	Происходившие переговоры между
Министерством Внешней Торговли
СССР и Болгарской Торговой Деле-
гайией закончились 1-го апреля с. г.
подписанием Договора о торговле и
мореплавании и Соглашения о взаим-
ных поставках товаров на 1948 год.
	Договор о торговле и мореплавз-
нии предусматривает — применение
принципа наибольшего взаимного бла-
гоприятствования в вопросах торговли
и мореплавания.
	Культурное шефство над Советской
Армией
	вопросам искусства и т. д. Бсего за
три месяца в частях и соединениях
состоялось более семи тысяч хуло-
жественных выступлений.
	Только работники искусств столи-
цы за это время провели 1.300 худо-
жественных выступлений. Они дали в
воинских частях 120 выездных спек-
таклей, 73 смектакля в стационарах,
98 творческих отчетов. В период
трехмесячника у воинов выступали
В. Барсова, М. Михайлов, С. Леме-
mes, Е. Турчанинова, Е. Гоголева,
К. Зубов, 0. Анпровская, 9Э. Ги-
лельс, Л. Оборин и другие крупней-
шие деятели советского искусства.
Бойцы и офицеры просмотрели ‘луч-
шие спектакли московских театров—
«Великую силу», «В одном. городе»,
«Великие дни», «Русский вопрос»,
«Константин Заслонов», «Глубокие
корни».

Сегодня. конференция продолжает
	свою работу.
	Бчера в Москве открылась Все-
союзная конференция работников ис-
KYCCTB, посвященная культурному
шефству над Вооруженными Силами
СССР. С докладом выступил предсе-
датель ЦК союза рабис тов. П. Та-
расов.

— 30-я годовщина Советской Ар-
мии, — сказал он, — совпала с 95-
летием культурного шефства работ-
ников искусств над Вооруженными
Силами Союза ССР. Это замечатель-
ное патриотическое движение приня-
ло широкий размах. Оно является
лучшим свидетельством неразрывной
связи народа с его армией.

В честь 30-летия Советской Армин
был организован трехмесячник куль-
турного шефства работников искусств
над Вооруженными Силами. С января
по март показано около 3.000 спек-
таклей, проведено свыше 850 темати-
ческих вечеров, больше 609 творче-
ских отчетов крупнейших мастеров
искусств, 540 лекций, докладов по
	Зесна.
	Фотоэтюд Г. ЯБЛОНОВСКОГО
	От красного уголка
ло обкома союза
	проезде — до сих пор так и не с©оз-
дан. en

Тов. Портнов очень мало может
сказать о содержании политмассовой
работы. Он больше говорит о поме-
щения для уголков, об их оборудо-
вании. Его послушать — ‘вся беда в
том, что «хозяйственник не поддер-
жал», «никто не отпускает средств
для развертывания работы».

— Да, со средствами у нас туго-
вато, — подтверждает председатель
постройкомз тов. Кучеренков.

Отправимся в обком профсоюза: ра-
бочих коммунально-жилишного строи-
	тельства. ИНоинтересуемся сметой
постройкома › треста «Мосжилгост-
строй». —
	Перед нами удивительные цифры.
Оказывается, в распоряжении ‘тов.
Кучеренкова было свыше 9.000 руб-
лей на политмассовую работу. Это
сверх 920,5 тысячи рублей, израсхо-
дованных на приобретение музыкаль-
ных инструментов. На театр, кино, эк-
скурсии, музыкальные  самодеятель-
вые ‘кружки в прошлом году’ было
ассигновано 6.000 рублей, но все эти
деньги так и остались неизрасходо-
ванными.

Знает ли об этих цифрах  секре-
тарь парторганизации тов. Портнов,
сетующий на недостаток средств?

И почему же, наконец,  мол-
чит обком союза — ero предсе-
датель тов. Мотов и заведующий
культотделом обкома союза тов. Ру-
денберг?

Чтобы понять, это, заглянем в сме-
ту самого обкома.

В 1947 году около 600 тысяч руб-
лей — на лекции, экскурсии и про-
чее ‘— осталось неиспользованным.
Не нашли приложения и 100 тысяч
рублей на организацию  художест-
венных самодеятельных кружков:

Еоть особенно позорная пифра. В
профсоюзе насчитывается 2.900 Ma-
лограмотных, а на их обучение израс-
ходовано меныше половины имеющих-
ся для этого средств.

Политическая и культурно-массо-
вая работа — средство воспитания
коммунистического сознания трудя’
IWHXC?.

Но в обкоме профсоюза рабочих
коммунально-жилищного. строителв-
ства слишком мало заботятся 06
удовлетворении культурных запросов
рабочих. Чтобы убедиться в этом,
достаточно пройти от красного угол-
жа в общежитиях на Черногрязской
до обкома профсоюза.

Вл. Яковлев:
	ВЕ двери почти рядом. Над од-
ной выведено:  «Парикмахер-

ская». Над второй — ничего.
— Вот здесь и есть наш красный
уголок, — говорит маляр Минаков.

Он с досадой трогает замок, ви-
°сящий на двери.

— Хоть бы об’явление повесили,
чтобы знать, когда открыто.

Розыски заведующего красным
уголком напрасны: по случаю вос-
кресного лня тов. Овсянников уехал.
	Что же делают строители, живу-
щие здесь, на Э-Йй Черногрязской, в
домах №№ 11 и 16, принадлежащих
тресту «Мосжилгостстрой»  (управ-
ляющий тов. Никонов)?

В этот по-весеннему  ‹солнечный
день общежитие № 4 выглядит
мрачным и неприветливым. Ни зана-
весок, ни ковриков, ни скатертей на
столах, ни картин.
	Юные строители Костя Каштанов,
Илья Кисляков, Николай Варюш-
кин, Иван Зотов, Владимир Копырин
с обидой рассказывают: .

— Как воскресенье, так и скука...

— Выходной день не знаешь куда
й девать.

В комнате № 2 мы засталя группу
более взрослой молодежи. Паркет-
чики, плотники, штукатуры в шап-
ках и пальто сидели на кроватях.

Были мы в комнатах общежития
№ 4 у пожилых рабочих, в обще-
житии № 9 — у девушек-маляров.
И всюду слышали справедливые на-
рекания на постройком.

Люди предоставлены самим себе.
Они тоскуют по живому слову аги-
татора, почти не бывают в «ино; о
самодеятельном музыкальном круж-
ке, о концерте говорят как о чем-то
недосягаемом.

— Трудно поверить, — замечает
Михаил Афанасьевич Егоров, cri-
рый кадровый рабочий, —но я здесь
за пять лет только один раз. слы-
шал доклад о международном поло-
жении.

Молодой паркетчик Федор Юрков
и его товариши с досадой говорят
о запертых в красном уголке ман-
‘долинах, гитарах и шахматах.

— Там — под замком, а в обще-
житие не дают. И с книгами члохо.
Хочется почитать, а книг мало.
Новые появляются редко, да и
то, что есть, получить трудновато.
Книги выдаются лишь три часа в
неделю.

Что же удивительного, если, обой-
дя несколько комнат, мы обнаружи-
ли лишь две книги: «Тарас Бульба»
— из библиотеки и «Родную речь»ы—
учебник, одолженный  ШкКоОЛЬником.
	Постройком и хозяйственники не
позаботились 0б организации  про-
дуктового ларька и буфета для
строителей. Значительная часть до-
суга у рабочих ежедневно уходит на
приготовление пищи. Плита устаз-
лена десятком котелков и Кастрю-
лек: каждый сам варит себе обед.

Почему же «Мосжилгостстрой» так
плохо ‘заботится об удовлетворении
элементарных бытовых нужд и КУЛЬ-
турных запросов рабочих?

Почему так плохо поставлена
политическая и культурно-просвети-
тельная работа среди строителей?

..Секретарь парторганизации тре-
ста «Мосжилгостстрой» тов. Портнов
с трудом припоминает, что послед-
ний раз вопрос о политмассовой ря-
боте среди строителей коммунисты
треста обсуждали... в мае прошлого
года. Вот тогда и было принято ре-
шение оборудовать три красных
уголка. Один из них — в Донском
	СМОТР ТЕАТРАЛЬНОЙ
САМОЛЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Вчера в Центральном доме работ-
ников искусств начался  заключи“
тельный показ спектаклей, представ“
ленных на смотр театральной само-
деятельности Московской области.

В смотре, который длился окол9
шести месяцев, приняло участие боль“
ше 300 драматических кружков пред”
приятий и учреждений области— все
го три с половиной тысячи человек,

В первый день заключительного
тура драматический коллектив кали»
нингралского клуба им. Калинина по*
казал пьесу К, Тренева «Любовь Яро
ая». Этот спектакль, поставленный
одним из старейших режиссеров са*
модеятельности И. Бахметьевым,
произвел на зрителей прекраснсе впе-
чатление, Одну из центральных ро“
лей — комиссара Кошкина исполнял
начальник цеха А. Ковалев. Хорошие
актерские данные продемонстрирова“
ли ‘молодой фрезеровщик В. Гришин
исполнявший роль Шванди, Е. Ми-
хеева — Любовь ‘Яровая и другие,

Сегодня. показывается спектакль
«Русский вопрос», поставленный Apa:
матическим коллективом клуба имени
Волкова г. Дрезна,
	Американская печать о решении
палаты представителей
	БОИ В ГРЕЦИИ
	ставителей ошибочным», HO палата
представителей выбрала для своих
действий неудачный момент. По сло
вам газеты, решение палаты предста.
вителей в настоящее время осложняет
положение.
	«Нью-Йорк таймс», проявляя явную
тревогу по поводу реакции народов
Западной Европы на принятие палача
Франко в число пользующихся по“
мощью по «плану Маршалла», также
обвиняет палату представителей в со*
вершении «грубой ошибки». Газета
указывает: «Сообщение о решении па-
латы представителей подействовало в
Западной Европе подобно взрыву бом-
бы и вновь ввергло народы в заме-
шательство, которое может оказать-
ся выгодным лишь коммунистам. Эта
замешательство может стать особенна
трагичным в Италии, где в этом меся-
це состоятся выборы, имеющие ре-
шающее значение».
	Газета «ИМ» также считает, чта
палата представителей лишь прежде-
временно осуществила политику пра“
вительства. Решение палаты — удар
по всем народам Европы, которым из-
вестно, что «Франко был гитлеров-
ским  сподвижником и союзником и
что испанская гражданская война от
крыла эру фашистского насилия Bd
всей Европе. Они знают, что, одобряя
поправку Оконского, палата предста“
вителей одобрила кровопролитие, соч
вершенное Франко».
	Противник потерял 9 человек убитыя
ми и 7 ранеными. В тот же день в
этом районе был атакован 582-й ба-
тальон монархо-фашистов. Противник
потерял 4 солдат убитыми и 10 ране-.
ными. 24 марта ‘части Демократиче=
ской армии повторили атаку на 584-й
батальон. Противник потерял 8 чело-
век убитыми и 11 ранеными. 23 марта
кавалерийская часть Демократической
армии совериила глубокий рейд в рав-
нине Фессалии. Монархо-фашистский
отряд, оказавший сопротивление, был
разбит наголову. Захвачены один TA
желый пулемет и 5 тысяч патронов,
3 ручных пулемета, 45 винтовок и
3 ящика боеприпасов. Взято в плен
30’ монархо-фашистов, из которых 25
тут же вступили в ряды Демократие
ческой армии. К ее бойцам присоеди-
нились также 35 юношей и 25 деву*
тек из местного населения.
	3 апреля —
	BOPbBA за высокий урожай третьз
его, решающего года послевоен-
ной сталинской пятилетки вступила в
ответственнейшую фазу. На юге на-
чался массовый сев яровой пшеницы
и других важнейших культур. Все
силы колхозов, совхозов и МТС сей-
час стягиваются на посевной фронт.
Все мысли работников сельского хо-
зяйства сейчас направляются к одной
цели: победить на этом жизненно
важном для страны фронте. «Правда»
в передовой статье пишет: «Нагляд-
ным свидетельством происходящего
сейчас в южных районах под’ема яв-
ляется публикуемое сегодня в «Прав-
де» письмо товарищу Сталину от кол-.
хозников и колхозниц, работников
МТС и совхозов и специалистов сель-
ского хозяйства Краснодарского края.
Так же, как и опубликованное на-днях
письмо работников сельского хозяйст-
ва Ростовской области, оно говорит @
решимости хлеборобов юга ознамено-.
вать свой труд в третьем году пяти-
летки небывалым ранее урожаем.
громадной площади в 850 тысяч гек-
таров колхозная Кубань решила <о-
брать по 120 пудов озимой пшеницы ©
каждого гектара и по 100 пудов зер-
новых и кукурузы с гектара — са
всей остальной площади»,

x
CC OBXOSbI Министерства совхозов
РСФСР к 31 марта план ремонта
тракторов выполнили на 101,8 проц
Семенами зерновых культур совхозы
обеспечены. Сейчас, сообщает «Прав-
да», проводятся проверка качества ре-
монта тракторов и очистка ‘посевного
материала. Совхозы Краснодарского и
Ставропольского краев, Крымской и
Ростовской областей развернули ве-
сенние полевые работы.
		НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). Прави-
тельство США сильно обеспокоена
	решением палаты представителей о
включении фашистекой Испании в
«план Маршалла», поскольку оно
	преждевременно обнаружило намере-
ния Соединенных Штатов и вызвало
бурю протестов в Европе. Государст-
венный департамент, очевидно, снача-
ла хотел подготовить почву для та-
кого хода событий, добившись неко-
торых поверхностных внутренних из-
менений в Испании, чтобы несколько
замаскировать фашистский характер
испанского режима и принудить Анг-
лию, Францию и другие западно-евро-
пейские страны согласиться на вклю-
чение Испании в программу по осу*
ществлению «плана Маршалла». (Ут
ром 1 апреля корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс» сообщил из Мад-
рида о появлении слухов об измене-
ниях в испанском правительстве; те-
леграфные агентства 31 марта пере-
дали такие же сообщения).

Однако палата представителей вы*
разила свои симпатии к франкистской
Испании, не ожидая результатов ма*
невров государственного департамен-
та. Комментарии консервативной пе-
чати ясно показывают, что она встре-
вожена больше  несвоевременностью
принятия этого решения палаты пред-
ставителей, чем самим решением.

Так, газета «Нью-Иорк  геральд
трибюн» заявляет, что «нет необходи-
мости считать действие палаты пред-
	БЕЛГРАД, 3. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции передала со-
общение агентства Элефтери Эллада,
в котором говорится, что монархо-фа-
шистские силы начали наступление
против частей Демократической армии

реции в секторе Ксанти. 24 марта в
районе Ипико под ударами Демокра-
тической армии монархо-фашисты бы-
ли вынуждены отступить на исходные
позиции, оставив на поле боя большое
количество раненых и убитых.
	27 марта части Демократической
армии освободили село  Метаксадес
(Дидимотикон). В ряды Демократи-
ческой армии добровольно вступили
30 юношей и 12 девушек.
	23 марта части Демократической
армии совершили налет на 584-й ба-
тальон монархо-фашистов в Агиос
Атанасиос около города, Кастаньяни.
	жаться от высказываний по вопросам
ближневосточной нефти. Но произо-
шло как-раз обратное: будучи мор-
ским министром, а позднее минист-
ром обороны, Форрестол проявил
себя чрезвычайно воинственно, стре-
мясь направить американскую внеш-
нюю и военную политику таким об-
разом, чтобы она служила интересам
нефтяных компаний, что ‘многие на-
зывают просто нефтяным империализ-
MOM>. у

Такова грубая проза нефтяного им-
периализма. Но современные конкви-
стадоры из империи доллара стре-
MATCH всячески приукрасить свою
алчную погоню за «черным золотом»
романтикой Востока. «Рыцарям дол-
лара» хочется, чтобы об их «подви-
гах» была создана новая «Тысяча и
одна ночь». В роли такой услуж-
ливой Шахрезады выступил на стра-
ницах американского журнала «Ней-
шнел бизнес» некий Джон Генри. В
обширной статье, посвященной Сред-
нему Востоку и аравийской нефти,
этот хорошо оплаченный писака не
только подробно списывает, как бы-
ла обнаружена нефть в Саудовской
Аравии, но и на все лады превозно-
сит короля Мбн-Сауда, который, если
верить Джону Генри, «держит в сзо-
их морщинистых и узлаватых руках
современные судьбы Среднего Восто-
ка».

Восторгаясь мудростью Ибн-Сау-
да, Джон Генри пишет: «Весьма ве-
роятно, что в ближайшие десять лет
мы будем свидетелями того, как
мудрость династии  Сауда ‹ найдет
выражение в преобразовании этого
пустынного полуострова в райские
сады Аллаха и как история этой
династии станет новым вариантом
арабских сказок 1001 ночи».
	Арабы, жестоко эксплоатируемые
на нефтепромыслах Дахрана, навряд
ли согласятся с этим прогнозом аме-
риканской Шахрезады. Они уже’ се-
тодня понимают, что «судьбы Сред-
него Востока» держит в своих мор-
щинистых и ненепких руках не Ибн-
Сауд, а Рокфеллер.
		Группа работников Центральной студии документальных фильмов, получивших Сталинские премии. слева
направо: операторы Б. МАКАСЕЕВ, А. КРИЧЕВСКИЙ, режиссер С. ГУРОВ, оператор И. БЕЛЯКОВ, оператор
	Фото ВБ. БОРИСОВА,
	Б. СОКОЛОВ, режиссер И. КОПАЛИН и оператор Р. ХАЛУШАБКОВ.
	об’явлена «жизненно необходимой
для обороны Соединенных Штатов»,
и на нее было распространено дей-
ствие закона о передаче взаймы или
в аренду вооружения.

Захватив прочные экономические
позиции в Саудовской Аравии, аме-
риканский империализм использует
	создавшееся положение для осущест-
	вления своих Далеко идущих э5с-
пансионистских планов. Эти планы,
pesyMeeTcs, маскируются флером
«защиты ‘американских ‘интересов и
капиталовложений». Газета’ «Балти-
мор сан» в свое время прямо указы-
нала, что политика Соединенных
Штатов на Ближнем Востоке основы-
вается на том, что Греция, Турция
и Иран представляют собой ключе-
вые позиции на пути к огромным за-
пасам нефти в Саудовской` Аравии, в
которую вложены крупные амери-
канские капиталы. По словам кор-
респондента агентства Юнайтед
Пресс, «эксперты, хорошю знакомые с
положением, считают, что в амеои-
канской политике на Ближнем Восто-
ке и в районе Средиземного моря все
более важную роль будет играть за-
щита крупных американских вло-
жений в нефтепромыслы   Ближне-
го Востока». Агентство . Телепресс
в свою очередь сообщает, что
американские тресты «Стандард ойл
компани оф Калифорния», «Стандард
ойл компани оф Нью-Джерси» и «Со-
кони вакуум компани» намереваются
построить на итальянской территории
крупные нефтеперегонные заволы, на
которых будет перерабатываться бли-
жневосточная нефть, в. частности
нефть из Сауловской Аравии. Аме-
риканские круги в Риме связывают
этот план с проектами создания аме-
риканских воздушных и морских баз
в районе Средиземного моря. Они
указывают, что крупные нефтепере-
гонныё заводы в Италии снабжали
бы американские базы в Испанском
Марокко, Ливии, Греции и Турции
и Дали возможность «Арабиен амери-
кэн ойл компани» продавать нефть
европейским потребителям с болышней
прибылью. так как использовали бы
‹дешевую рабочую силу» в Италии.
	ЕРИКАМОКИЕ БИЗНЕСМЕНЫ
B GAYMOBCKON APABII
	АУДОВСКОЙ Аравией американ-
ские бизнесмены  заинтересова-
лись сравнительно недавно. Их при-
влек сюда запах нефти. >
Первую концессию на разработку
«черного золота» в, Саудии получи-
ла компания «Стандард ойл оф Ка-
лифорния». Месторождения нефти в
Эль-Хаса, на западном берегу Пер-
сидского залива, близ Бахрейнских
островов, были переданы этой ком-
гании на 60 лет в 1933 году, однако
	промышленную разработку фирма на-
	чала лишь в 1938 году. Территория
концессии постепенно расширялась.
В поисках нефти американцы. появи-
лись на берегу Красного моря — в
Хилжасе и Асире.
	Интерес к аравийской нефти затем
проявил трест «Техас ойл компани».
Совместно с этой фирмой «Стандард
ойл оф Калифорния» организовала
дочернее предприятие — «Арабиен
америкэн ойл компани». Позже зна-
чительная часть акций этого пред-
приятия лерешла в руки «Стандард
ойл оф Нью-Джерси» и «Сокони ва-
куум ойл компани». Таким образом
в эксплоатации нефти Саудовской
Аравии приняли участие, за исклю-
чением «Синклер ойл компани», все
основные нефтяные тресты США,
входящие в состав пресловутой poK-
феллеровской «большой пятерки»
американских нефтяных монополий.

До второй мировой войны в Сау-
довской Аравии господствовало анг-
лийское влияние. В настоящее время
в этой отсталой стране с Феодаль-
ными чертами в экономике все боль-
we н больше расширяется американ-
ское ‘влияние. Помимо множества
амеряканских бизнесменов, хищничес-
ки эксплоатирующих, нефтяные бо-
гатства Саулии. там подвизаются раз-
личные американские миссий, экспер-
лы (и советники, осуществляющие
	‹американизацию» страны. юбопыт-
	но отметить, что в феврале 1940 года
в Саудии, по официальным данным,
проживало только 273 американца,
а теперь, как сообщает иностранная
печать, только в. Дахранском районе
— главном центре американских неф-
теразработок — насчитывается евы-
ше 15 тысяч американских служа-
щих и техников. Мощность  амери-
канских нефтеперегонных заводов в
Саудии превышает ныне 8 миллио-
нов тонн в год. В настоящее время
американцы располагают в стране ис-
ключительными правами контроля
над крупнейшими нефтяными источ-
никами и распоряжаются здесь ко-
лоссальной территорией в 611 тысяч
квадратных миль. Помимо нефти
они эксплоатируют в Саудовской
Аравии и другие ископаемые › богат-
ства. в том числе и золото.
	Общеизвестно, что американцы по-
лучили также концессию на построй-
ку трансаравийского нефтепровода от
Персидского залива ло Средиземно-
го моря длиной в 1.650 километров
с пропускной способностью до 300
тысяч баррелей в сутки (13 миллис-
нов тонн Нефти в год). С его по-
стройкой непосредственно связаны
намерения американцев создать свои
военно-стратегические опорные пунк-
ты вдоль нефтепровода под ставшим
уже модным лозунгом «защиты аме-
риканских интересов». В, Дахране
американцы имеют аэродром, а’. меж-
ду Дахраном и Палестиной — две
запасные посадочные площадки. Кро-
ме того они занялись строительством
шоссейной дороги, которая пересечет
пустыню, идя параллельно новому
нефтепроводу, Американская  инже-
нерно-строительная компания заксн-
цчила изыскания но строительству в
Саудии железной дороги длиной в
333 мили, которая соединит столицу
страны Эр-Риад © Дамманом. Еще
в 1943 году Саудовская Аравия была
	Кстати говоря, американские неф-
тяные фирмы, орудующие в Саудии,
и сегодня получают огромные прибы-
ли от продажи аравийской нефти.
Вопрос об этих скандально высоких
прибылях даже рассматривался не
так давно специальной сенатской ко-
миссией, и сенсационные показания
видного нефтяного дельца Моффета
оживленно комментировались амери-
канской прессой. О чудовищной на-
живе американских монополий Ha
аравийской нефти писала и каирская
газета «Мысри»: «Нефть Саудовской
Аравии могла бы увеличить богатства
страны, если бы ею владели арабы.
Они могли бы построить для себя
школы, госпитали, фабрики и заводы.
Но американцы пересекли океан и
захватили эту нефть. Они эксилоа-
тируют Саудовскую Аравию, извле-
ая из нее колоссальные прибыли».
	Американское «проникновение» в
Саудовскую Аравию развертывалось
по готовой схеме империалистичес-
ких захватов. Сначала американские
нефтяные монополии накладывают
свою тяжелую лапу на естественные
богатства страны. Затем, якобы для
«защиты» и «охраны» интересов этих
монополий, создается целая система
военных баз на Ближнем и Среднем
Востоке. Потом выясняется, что ‘эти
базы в свою очередь зависят OT
снабжения их аравийской нефтью.
Империалистический круг замыкает-
ся... Небезынтересно в связи с этим
отметить. что нынешний министр обо-
роны США Форрестол, являющийся
одним из наиболее ревностных по-
борников идеи создания американ-
ских военных баз на Ближнем и
Среднем Востоке, тесно связан с
нефтяными компаниями, заинтересо-
ванными в нефтепромыслах Саудов-
ской Аравии. Он возглавлял раньше
фирму «Диллон Рид компани», ко-
торая финансировала эти компании.
Указывая на это обстоятельство, се-
натор-демократ Тэйлор в письме, на-
правленном Трумэну, требовал  от-
ставки Форрестола. «Учитывая свой
финансовые связи, — писал Тэйлор,
— Форрестолу следовало бы воздер-
	В ПАВШИНЕ, под Москвой, на-

чато сооружение крупнейшего. в
стране завода гипсовой штукатурки
для внугренией отделки новых зда-
ний. Он будег ежегодно выпускать .
четыре миллиона квадратных метров
продукции. Строительство завода ‘на-
мечено завершить в 1949 году. Произ-
водственные пооцессы будут механи-
зированы («Московский большевик»):