ПАМЯТНИКИ
РУССКИМ
NOAKOBO AMAR
	РАБОТЫ
н томского о
	По решению ‘правительства на Бо-
родинском поле должен быть воз-
двигнут „памятник в честь великого
русского полководца фельдмаршала
М. И. Кутузова.

Недавно. лауреат Сталинской пре-
мии скульптор Н. Томский закончил
работу над проектом’ этого  монумен-
та. СОтлитая в бронзе пятиметровая
фигура Кутузова будет установлена
на пьедестале, высеченном из светло-
го подмосковного камня. Высста па-
мятника — 10 метров.

В ближайшее время в Вильнюсе
должен быть воздвигнут памятник
выдающемуся советскому полковод-
цу генералу армии И. Д. Черняхов-
скому — оквободителю столицы Ли-
товской ССР от фашистских захват-
чиков. :

На высском постаменте, изобража-
ющем тяжелый танк, будет возвы-
шаться четырехметровая фигура Чер-
няховского. С плеч полководца ни-
спадают живописные складки плаща.
Его сосредоточенный взгляд устрем-
лен вдаль, на запад, ‘куда неудержи-
мым потоком движутся победоносные
советские войска. В правой руке Чер-
няховского — бинокль, левая сжата
в кулак. Обе стороны постамента
украшены барельефами, изображаю-
щими радостную встречу, оказанную
жителями Вильнюса своим освободи-
телям.

Вскоре Н. Томский приступает к
формовке статуи в натуральную вели-
ЧИРУ.
	ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЛЕКЦИИ
ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
	В ДЗЕРЖИНСКОМ
ЛОМЕ ПИОНЕРОВ
	С начала учебного года при Дзер-
жинском доме пионеров создан ли-
тературный клуб школьников района.

В клубе обсуждались лучшие про-
изведения советской литературы:
«Молодая гвардия» ` Фадеева, «По-
весть о настоящем человеке» Поле-
вого, «Спутники» Пановой, «Волоча-
евские дни» Бека и др. Обсуждения
книг пользуются большой популяр-
ностью среди юных читателей-кри-
тиков. На-днях члены литературного
клуба провели читательскую конфе-
ренцию на тему: «Отражение силы
воли советского человека в советской
литературе». В конференции приняли
участие литературные кружки школ
Дзержинского ‘района.

Особой популярностью у школьни-
ков района пользуются организуемые
литературным клубом ‘лекции на те-
мы: «30 лет советской литературы»,
«Значение Маяковского в развитии
литературы», «Русский классицизм и
его особенности», «Как строить co-
чинение» и другие.

Недавно с успехом прошел лите-
рагурный вечер, посвященный творче-
ству писателя Гайдара. Писатель Лев
Кассиль выступал перед юными чи-
тателями с творческим отчетом; бы-
ла устроена выставка «Новинки со-
ветской литературы». ‘`Критико-ре-
цензентская и Поэтическая секции
&луба готовятся к ‘выпуску рукопис-
ного ‘литературного журнала.
	икого русского драматурга. A. HL
. Островский в группе русских писа-
		ОСТРОВСКИЙ, А. В. ДРУЖИНИН,
стоят — Д. В. ГРИГОРОВИЧ и Л. Н.
	познакомился с некиим Горяевым-Та-
расенковым, впоследствии провинци-
альным актером. Они вместе обраба-
тывают сюжет, но Островский затем
основательно переделывает все напи-
санное. Вскоре в «Городском листке»
№ 7 от 9 января 1847 года появились
«Сцены ‘из комедии «Несостоятель-
ный должник» (‹Ожидание жениха»)
за подписью А. О. и Д. Г.
	В летописи жизни Островского зна-
чительным фактом считается чтение
им 14 февраля 1847 года у професе
ра Московского университета c. T1.
Шевырева (Дегтярный переулок, 6)
сцен из своего произведения «Карти-
на семейного счастья». Помимо хозя-
ина здесь собрались: известный поэт-
славянофил А. Хомяков, литератор
Аполлон Григорьев. и др. Чтение про-
извело сильное впечатление. Шевы-
рев обнял молодого драматурга и
сказал, что он — талант, Который
возродит русский национальный те-
атр.

Слова Шевырева оказались проро-
ческими. С этого момента Островский
постепенно завоевывает известность и
заслуженную славу своими замеча;
тельными произведениями.
	Ровно через месяц после чтения у
Шевырева, 14 марта, 1847 года, в 60
н 61 номерах «Городского листка»
напечатана «Картина семейного сча-
стья». В том же году в «Москвитя-
нине» появились «Записки замоскво-
рецкого жителя». Имя Островского,
в пьесах которого читатели не могли
не заметить яркого самобытного та-
ланта, становится всё более популяр-
ным. !

После поездки в Шелыково, Кост-
ромской губернии (где Островский со-
бирал материал для «Грозы»), моло-
дой драматург возвращается в род-
ную Москву. Зимой `1849 года он за-
	Телеграммы из-за границы
	На совещании заместителей
Министров иностранных дел
по Австрии
	ЛОНДОН, 8. (ТАСС). На вчераш-
нем заседании заместителей минист-
ров иностранных дел по Австрии ут-
вердили запись согласованных ранее
в принципе решений в отношении об-
щей производственной мощности пере-
даваемых СССР нефтеперегонных за-
водов и предприятий по сбыту нефте-
продуктов, а также в отношении сро-
ков концессий на разведку и добычу
нефти.

При обсуждении остальных остав-
шихся несогласованными пунктов со-
ветского предложения о германских
активах в Авсгрии выявилось, что,
несмотря на сделанные недавно но-
вые значительные уступки советской
делегацией, 3 других делегации по-
прежнему не проявляют желания из-
менить свои позиции. Они вновь при-
бегают к несостоятельным доводам о
необходимости предварительного изу-
чения списков передаваемых СССР
предприятий, определения условий
концессионных контрактов и прочее.
Такая позиция говорит о повторении
прежних методов, которые приводят
к тому, что детали заслоняют главные
вопросы и мешают достижению со-
глашения.
	Движение за об’единение
рабочих партий
Польши
	ВАРШАВА, 8. (ТАСС). Состоя-
лось собрание актива  варшавских
организаций ППР и ППС. Выступив-
ший на собрании члее ЦИК ППС
Рапацкий и член ИК ППР Герман
отметили большое значение предсто-
ящих первомайских торжеств для
демонстрации единства рабочего дви-
жения, борьбы за мир и независи-
MOCTD.

Отметив предательскую роль пра-
вых элементов в довоенной ППС, а
также вредительско-диверсионную
деятельность ВРН («Вольность, рув-
ность, неподлеглость»), стремивших-
ся подорвать основы народной Поль-
ши, Рапацкий указал, что единствен-
но правильным решением было  по-
рвать с этими ошибками прошлого,
стать на подлинно революционный
путь борьбы за единство рабочего
движения в Польше. Мы знаем, ска-
зал он, что на этом пути встретим
серьезное сопротивление со стороны
старых реформиктов, надеявшихся
превратить ППС в «третью силу». Но
эта ставка реформистов будет бита.

В принятой резолюции столичный
актив ППР и ППС приветствует ре-
шения центральных органов обеих
партий, направленные к быстрейше-
му осуществлению — органического
единства рабочих партий.
	Здравоохранение
в Венгрии
	БУДАПЕШТ, 8. (ТАСС). Министр
социального обеспечения Венгрии
Олт Кароль рассказал на пресс-
конференции о развитии здравоохра-
нения по трехлетнему плану. Всего
на здравоохранение по трехлетнему
плану Венгрии ассигновано 365 мил-
лионов форинтов. Таких или хотя бы
приближающихся к этой сумме ас-
сигнований венгерское здравоохране“
ние еше не знало никогда за’всю
историю страны.

За три года будет создано 4350
детских учреждений на 240.000 де-
тей. В каждом уезде открывается
туберкулезный диспансер. Количест-
во больничных коек уже в настоя“
щее время на 3000 больше, чем пре-
дусмотрено трехлетним планом на
весь первый год.
	РАСКРЬНИЕ
АНТИРЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ В ВЕНГРИИ
	БУДАПЕШТ, 8. (ТАСС). По све-
дениям газет, отдел государственной
безопасности Венгрии раскрыл тай-
ную организацию, которая ставила
себе задачей свержение демократи-
ческой республики. Руководителем
организации был крупный торговец
текстильными товарами Драшкоци
	Ласло, который пытался установить
связи с иностранными кругами. Вее-
*го арестовано 24 человека.
	кончил комедию «Бзнкрот», впослед-
	ствии названную «Свои люди—<соч-
темся». Комедию читали во многих
домах видных московских литерато-
ров. Великий артист Пров. Садовский,
ставший горячим поклонником Ост-
ровского, также часто читал пьесу
свойм друзьям. Сохранились сведения
о вечере у редактора журнала «Мос-
квитянин» М. Погодина (Погодин-
ская ул, 12; дом не уцелел) 3 декаб-
ря 1849 года. Здесь при чтении при-
сутствовал Н. В. Гоголь.

В 1850 году комедия «Свои люди—
сочтемся» появилась, наконец, в мар-
товском номере «Москвитянина».

И вот вместо того, чтобы радо-
ваться этому, Островский вынужден
был пережить много неприятностей.
На него сделали донос, который до-
шел до Николая 1. Автором его был
кто-то из разгневанных  могущест-
венных тузов купечества. Царь нало-
жил резолюцию на донесение особого
комитета, предложившего запретить
постановку комедии: «Совершенно
справедливо, напрасно напечатано,
играть же запретить». Драматург
проявил много мужества, защищая
свою пьесу. Ему предложили оста-
вить службу, взяли под надзор по-
лиции. Лишь в 1861 году, через пять
лет после смерти Николая 1, комедия
«Свои люди — сочтемся» увидела
сцену.

Островский продолжал сотруднин
чать в «Москвитянине», получая, по
существу, мизерные гонорары. Меж-
ду тем творчество его достигает пол-
ного расцвета. В 1852 году в «Моск-
витянине» появляется «Бедная Неве-
ста», в 1853 — «Не в свои сани He
садись», в 1855 году — «Не так жи-
ви, как хочется». Отдельно выходит
«Бедность не порок».
	С 1853 года комедии Островского
впервые появляются на сцене. В бе-
				а.
	Иа
	ОЛгГАРИЯ. На выставке болгарской архитектуры: типичный дом болгар-
ской деревни.
	Первомайское воззвание ОСИП
Большого Берлина
	зяйстве и осуществление плановых
хозяйственных мероприятий являют-
ся гарантией того, что плоды Ha
пряженного труда будут использо-
ваны на благо самих трудящихся.
Поэтому Первого мая выступайте
за этот путь преодоления нищеты и
	нужды!
..Не может быть единой и с0-
ниально-обновленной демократиче-
	ской Германии без сплоченной силы
профсоюзов. Единство профсоюзов
является утесом, о который разби-
ваются все планы реакции.

Первое мая является днем всего
трудового народа. Создавайте май-
ские комитеты во всех профсоюзах,
на предприятиях, в Учреждениях в
районах.

Участвуйте в подготовке праздно»
вания   Maal

Рабочие и крестьяне, ученые и pas
ботники искусства, демократическая
интеллигенция и учащаяся — моло-
дежь, все мужчины, женщины ff
юноши, мы призываем вас к актив-
ному участию в традиционном дне
борьбы рабочего движения.

Речь идет о нашем лучшем буду-
щем, о взаимопонимании между на-
родами, о мире, свободе и социализ=
ме.
От имени Об’единения свободных
немецких профсоюзов Большого
Берлина воззвание подписали: Po-
ман Хвалек, Герман Шлимме, Нико»
лаус Бернгард.
	Самая крупная в Австрии спичечная
фабрика «Соло» вынуждена была из
месяца в месяц сокращать свое про-
изводства, а в январе вообще прекра-
тить его только потому, что Австрия
в настоящее время наводнена спичка-
ми американского производства и
спички отечественного производства
не`нахолят себе сбыта.
	Особенно катастрофическое поло-
жение создалось в металлургической
промышленности. Ввиду того, что по
указанию Америки импорт угля был
сокращен на два с половиной миллио-
на долларов, две домны (а всего их в
Австрии три) не получают теперь уг-
ля в порядке планового распределе-
вия. Поэтому они должны импортиро-
вать уголь из-за границы только в об-
мен на свою продукцию. В результа-
те австрийская промышленность по-
лучает сейчас всего лишь 15—20 про-
центов необходимого ей железа, в то
время как большое количество железа
в необработанном виде отправляется
за границу. Тем самым австрийской
экономике наносится большой ущерб,
‚ибо прибыли от экспорта сырья в
4—7 раз меньше, чем от экспорта го“
товых изделий. Кроме того, 500 мел-
ких предприятий вовсе не получают
железа в порядке планового распре-
деления и вынуждены или вообще
прекратить производство или же при-
обретать сырье на черном рынке,
что вызовет сильное удорожание про-
изводства.
	Таким образом, «план Маршалла»
наносит сокрушительный удар ав*
стрийской промышленности. Он приз
ведет к сокращению производства ик
массовой безработице.
	moscwoy
	* ГАЗЕТА «Ниппон таймс» сооб-
шает, что военный трибунал 8-й аме-
риканской армии в Иокогаме пригово-
рил к смертной казни через повеше-
ние бывшего майора японской армии
Нобуо. Нобуо виновен в том, что,
представив ложные доказательства,
он возбудил дело против 11 американ-
ских летчиков, а затем потребовал ий
добился вынесения им смертных при-
говоров.

* ИЗ 1800 арестованных в цент-
ральных провинциях Индии после
убийства Ганди членов ‘военно-фа-
шистской организации «Раштрия севак
санг», национальной гвардии Мусуль-
манской лиги и других религиозно-
шовинистических организаций  осво-
бождены из-под ареста 1400 человек.

* ГАЗЕТА «Политика» сообща-
ет, что организация Народного фрон-
та столицы Македонии Скопле взяла
на себя обязательство добровольно
отработать в этом году на новострой-
ках 5 млн. рабочих часов, что даст го-
сударству экономию в размере 65 млн.
динар. В прошлом году организация
Народного фронта на добровольных
началах отработала 1.760.198 рабочих
часов; выполненные ею работы оцени-
ваются в 15.240.337 динар. В течение
прошлой зимы члены Народного
фронта города Скопле построили 500
жилых домов. Весной начались рабо-
ты по осушению болот Скопско Поле.

* ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ шта-
та Квинсленд (Австралия) в резуль-
тате 9-недельной забастовки, оконз
чившейся 4 апреля, добились значи“
тельного увеличения заработной плаз
Thi.
	* РУКОВОДСТВО союза венгер-
ских бойскаутов обсудило вопрос ®
создании единой детской и юноше-
ской организации в Венгрии. Была
принято решение немедленно устано-
вить контакт с руководством пионер-
ского движения и начать переговоры
об об’единении этих двух организаций
с тем, чтобы созвать об’единительный
с ‘езд 2 мая. Одновременно руковод-
ство союза составило текст письма
лондонскому международному бюро
скаутизма, в котором сообщается 9
	‘выходе венгерских скаутов из рядов
  этой организации,
	БЕРЛИН, 8. (ТАСС). В газете
«Трибюне» опубликовано первомай-
ское воззвание Об’единения свобод-
ных немецких профсоюзов (ОСНП)
Большого Берлина. В воззвании, В
частности, говорится:

Первого мая участием в массовой
демонстрации в МЛюстгартене дока-
жите свое стремление к достижению
взаимопонимания между народами и
к миру.

В, этой борьбе мы не одни. Пер-
вого мая вместе с нами будут де-
монстрировать мирное демократиче-
ское ‘население во всех областях на-
шей родины и 70 миллионов членов
профсоюзов во всех странах мира.

Единое профсоюзное движение и
Всемирная федерация профсоюзов
являются гарантами мира и социаль-
ного’ прогресса.

Обеспечение мира требует быст-
рейшего восстановления хозяйствен-
ного и политического единства Гер-
мании и обеспечения нового, демо-
кратического государственного уст-
ройства в Германии.

Передача основных отраслей про-
мышленности в руки народа, прове-
дение закона о социализации в Бер-
лине, устранение военных  преступ-
НИКОВ и МОНОПОЛИСТОВ из ЭКОНОМИКИ,
а также запрещение организаций
предпринимателей являются предпо-
сылками демократизации хозяйства.

Право решающего голоса проф-
союзов в демократизированном хо-
	ВЕНА, 8. (ТАСС). Орган австрий-
ских промышленных кругов журнал
«Ди Индустри» в своем последнем
номере отмечает, что в ходе австро-
американских переговоров по ‘поводу
доли Австрии в «плане Маршалла»
выявились «значительные трудности».
	Журнал высказывает, в частности,
недовольство распределением креди-
тов в рамках «плана Маршалла», из
которых «слишком мало» выделено
для капиталовложений, в особенности
в промышленность. Недостаток капи-
таловложений, заявляет «Ди Индуст-
ри», приведет в конечном счете к за-
стою австрийской промышленности, к
сокращению производства и, следова-
тельно, к сокращению экспорта гото-
вых изделий. Весь «план Маршалла»,
несомненно, рассчитан на то, чтобы
постепенно задушить  австрийскую
перерабатывающую промышленность.
Этому в немалой степени будет спо-
собствовать и то обстоятельство, что
для ввоза сырья и полуфабрикатов из
Америки выделена несоразмерно круп-
ная сумма.

В этих условиях австрийской про-
мышленности, производящей полу-
фабрикаты, будет не под силу кон-
курировать с американскими товара-
ми, тем более, что австрийские товары
уже теперь с трудом выдерживают
конкуренцию с американскими, о чем
красноречиво свидетельствуют приме-
ры, приводимые газетой «Эстеррейхи-
ше фольксштимме».
	Так, например, крупнейшие в Авст-
рии заводы Штейр, производящие ша-
рикоподшипники, выпускают сейчас
всего лишь 100.000 шарикоподшипни-
ков в месяц, хотя при достаточном
количестве сырья эти заводы могли
бы легко производить 600.000 шарико-
	подшипников. Причина сокращения
производства шарикоподшипников
кроется прежде всего в том, что
	штирийские заводы, Поставляющие
сырье для производства шарикопод-
шипников, не в состоянии конкуриро-
вать с дешевой американской сталью
и вынуждены поэтому вывозить в ог-
ромном количестве свою продукцию в
Италию, а заводы Штейр остаются
без сырья.
	нефис актрисы Никулиной-Косицкой
в московском Малом театре ставит-
ся комедия «Не в свои сани не са-
дись». С тех пор творения прослав-
ленного драматурга не сходят co
сцены Малого театра, как и многих
других театров страны. Подлинная
народная жизнь, раскрытая им Так
правдиво, ярко, с таким глубоким
знанием и пониманием, — вот что
привлекало тысячи и тысячи посети-
телей разных возрастов, разных со-
циальных групп. Беспощадный обли-
читель «темного царства» стал 0со-
бенно близок демократической, рево-
люционно-набтроенной Части общест-
ва, народу.

Горячо любил Островский Москву,
в которой он прожил почти всю жизнь
и которая так много дала его творче-
ству. Живя в доме между Николо-
Ворсбъьинским и Серебряническим пе-
реулками, где он создал «Грозу» и
«Свои люди — сочтемся», а затем в
доме на Волхонке, где у него бывали
Л. Толстой, Чайковский, Римский-
Корсаков, он никогда не замыкался в
стенах своего кабинета. Он часто бро-
aun по Москве, любуясь и гордясь
ею, изучал жизнь народа, мечтал о
господстве подлинно народного ис-
кусства на сцене.
	Ему принадлежат проникновенные
слова: «В Москве все русское стано-
вится понятнее и дороже». Он же
сказал: «Театр с честным, художест-
венным, ‘здоровым, народным репер-
туаром необходим для Москвы».

Мечты Островского сбылись в на-
ши, советские годы. И когда мы
проходим мимо его памятника у Ма-
лого театра, нам кажется, что вели-
кий драматург как бы прислушивает-
ся к биению нашей горячей, созида-
тельной, творческой жизни.
	А. Нестеров.
	Австрийский журнал
о „плане Маршалла“
	Скульптор И. М. Чайков работает над портретом Героя Социалистического Труда комсомолки
новны Рыжковой (колхоз «Красный Октябрь» Воронежской области). НА СНИМКЕ: М. И. РЬШЖ
	ЧАИКОВ в мастерской скульптора.
	Марии Ива-
		СЛАВЯНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
	В ГОСЛИТИЗДЛАТЕ
	Созданная недавно при Государет-
венном издательстве художественной
литературы редакция литературы за-
рубежных славян закончила подго-
товку к печати нескольких книг бол-
гарских, польских, словенских, серб-
ских, хорватских и чешских писате-
лей. Общий тираж этих изданий пре-
вышает 3800 тысяч экземпляров.
	Кроме пятитомного собрания сочи-
нений классика польской поэзии Ада-
ма Мицкевича (первый том выйдет в
этом году), читатель получит две
книги избранных произведений поль-
ской писательницы Элизы Ожешко.
Двухтомник будет содержать рома-
ны «Над Неманом», «Мейер Эзофо-
вич», «Хам» и ряд повестей и рас-
сказов. Готовится к печати роман
другого польского прозаика—Б. Пру-
са «Кукла».

С освободительной борьбой наро-
дов своих стран познакомят совет-
ского читателя болгарский писатель
К. Велков в повести «Село Борово»
(о восстании крестьян Болгарии в
1923 году) и хорватский прозаик

Шеноа в повести «Крестьянское
восстание», рассказывающей о на-
родном возмущении в Хорватии в
XVI sexe. `

Будут изданы сборник стихотворе-
ний словенского поэта Ф. Прешерна,
книга избранных произведений клас-
сика болгарской литературы Христо
Ботева, роман чешского писателя
А. Сташека «Сапожник Матеуш» — ©
революции 1848 года, чешские поэмы
и сказки К. Эрбена, сборники «Сла-
вянские песни и сказки» и «Польская
поэзия», атакже книги Негоша` «Гор-
ный венец», Панкара «Мартин Кочур»
и Мицкевича «Крымские сонеты».

оскв
	О самом главном в работе
заводского клуба
	обеденный перерыв в красных Угол-
ках демонстрируются технические
фильмы. Рабочие просмотрели о
мы «Литье под давлением», «Обра-
ботка металла твердыми сплавами»,
«Высокопроизводительный режущий
инструмент» и другие. Вот отзыв ра-
бочих, цеха, где секретарем партор-
ганизации тов. Голодаев: «Работники
клуба хорошо поступили, организовав
демонстрацию технических фильмов.
Просматривая их, мы углубляем свои
знания. Раньше мы неправильно за-
тачивали победитовые резцы, стара-
ясь сделать их как можно острее.
Резец быстро крошилсг После про-
смотра кинофильма мы научились
правильно делать заточку».
	Вокруг клуба создан крепкий ак-
тив инженеров, помогающих вести
техническую пропаганду. Начальник
цеха К. Калмыков провел беседы на
тему «За рентабельную работу». Ра-
ботники литейного цеха А. Амелин,
Б. Динабург, В. Спектор часто про-
волят беседы о новостях техники.
	Советским людям присуще посто-
янное стремление к расширению по-
литического и культурного кругозо-
ра. Клуб стремится наиболее полно
удовлетворить их запросы. Он стал
не только центром политической и
производственной учебы, но и люби-
мым местом отдыха работников за-
вода и членов их семей.
	Около пятисот человек занимается
в кружках художественной самодея-
тельности. . Кинофестивали, литера-
турные вечера, читательские кКонфе-
ренции, встречи с писателями, науч-
ными работниками — все эти меро-
гриятия, проводимые клубом, при-
влекают. рабочих завода. Они отве-
чают их стремлениям к знанию.

Об’единенный пленум Московского
областного и городского комитетов
ВКП(б) принял практическое решение
о работе клубов и усилении куль-
турно-просветительной работы среди
трудящихся города. Партийная орга-
низация завода ставит своей задачей
тире привлекать к работе клуба ин-
женерно-технический актив, глубже
и всесторонне пропагандировать по-
литические и научно-технические зна-
ния, сделать клуб подлинным очагом
коимчнистического воспитания, несу-

массы великие идеи Ленина—
	А. Фил
	Многогранна работа клуба нашего
завода. Но прежде всего она направ-
лена на пропаганду политических
знаний. Инженеры, кадровые рабо-
чие и молодежь в одинаково глубо-
ким интересом овладевают марксист-
ско-ленинской теорией, изучают ис-
торию ВКП(б). Их настольной кни-
гой стала краткая биография И. В.
Сталина.

Партийная организация стремится
всемерно помочь коммунистам и бес-
партийным в овладении политически-
ми знаниями. Большую помощь B
этом оказывает клуб. Здесь прово-
длятся лекции, консультации, беседы.
Систематически организуются лекции
и консультации в помощь изучающим
историю ВКП(б); диалектический ма-
териализм, политическую экономию.
Они собирают многочисленную ауди-
торию. Это не случайные посетители,
а постоянные слушатели. Среди них
всегда можно встретить, например,
кадрового рабочего-формовщика Па-
рашина, заместителя начальника цеха
Григорьян, молодого токаря Хобод-
кова и других. Лекции на политиче-
ские темы в прошлом году посетило
свыше 15 тысяч человек.

Партийная организация завода вос-
питала свои кадры лекторов. Комму-
нист старший мастер цеха Н. Дьяко-
нов рассказывал рабочим о борьбе
греческого народа за свободу и не-
зависимость. Помощник начальника
цеха Гущин прочел несколько лек-
ций в цехах о 100-летии «Манифеста
Коммунистической партии».

Часто лекции иллюстрируются ки-
нофильмами. В клубе демонстрирова-
лись кинокартины «Ленин _в Октяб-
ге», «Ленин в 1918 году», «Клятва»
и другие. Богатый и разносторонний
материал получают слушатели, посе-
щая музеи. В прошлом году было
устроено девять экскурсий в Музей
революции, 16 — в Музей В. И.
Ленина.

Большим и очень важным дости-
жением в работе заводского клуба
является хорошая организация произ-
зодственно-технической пропаганды.
Борьба всего коллектива за выполне-
ние плана, за качество продукции,
экономию государственных средств
находит свое отражение ив работе
клуба. Здесь устраиваются встречи
стахановцев, доклады инженеров, чи-
таются лекции о достижениях совет
ской техники. Активисты клуба ста’
инициаторами полезного мероприят
— проведения кчнолекций в цехах.
		Новые
		МАКСИМОВ А. А. «ОЧЕРКИ П
ИСТОРИИ БОРЬБЫ ЗА МАТЕР!
АЛИЗМ В РУССКОМ ЕСТЕСТВ\
ЗНАНИИ». ОГИЗ, М., 1947
Госполитиздат, 491 стр. Щена 10
Тираж 20.000.

Книга представляет собой сборне
очерков, рассчитанных на широк!
круги читателей, запимающихся с.
мообразованием. Задача книги, т
словам автора, «проследить развит?
мировоззрения передовых русски
естествоиспытателей, связь его с з:
рождением и дальнейшим укрепле
нием элементов демократического _
социалистического мировоззрения в
дореволюционной России».

Автор рассматривает философские
взгляды следующих замечательных
русских ученых-естественников: М.В.
Ломоносова Н. И. Лобачевского,
А. И. Герцена, В. Г. Белинского,
Н. А. Добролюбова, Н. Г. Черны-
шевского, И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, М. А. Бутлерова, В. В.
Марковникова, Д. И. Менделеева,
А. Г. Столетова, Н. А. Умова, И. И.
Мечникова, К. А. Тимирязева.

О каждом из этих ученых даются
краткие ‘биографические сведения.
Наиболее подробно освещается ми-
ровоззрение естествоиспытателей-
материалистов второй половины
XIX века: Сеченова, Павлова, Бут-
лерова, Мечникова и других.

Последний раздел книги носит
название «Ленин и борьба русских
естествоиспытателей за научное ми-
ровоззрение». Произведения  гени-
ального основателя Созетского го-
сударства служат ценнейшим источ-
ником для изучения истории науч-
ного мировоззрения в нашей стране.
По справедливому замечанию авто-
ра, «Ленин на всех этапах развития
общественной борьбы в России. на-
учно освещал смысл, характер и
значение процессов, происходящих
среди интеллигенции».

Собранный в книге профессора
Максимова материал показывает, что
корифеи русского естествознания
были демократическими, прогрессив-
ными учеными, активными борцами
за материалистическое  мировоззре-
ние.

Очерки профессора Максимова не
претендуют на полноту освещения
истории естественно-научного мате-
риализма в дореволюционной России,
HO дают полезный материал для о3-
накомления с э7ой историей.

Ю. Миленушкин.
	А. П. Островский в
	КРОМНЫЙ двухэтажный дом

***\^во дворе, на углу Малой Ор-
дынки и Голиковского переулка.
Как дорог он не только москвичам,
но и всем, кому близок русский
театр! Фасад украшает мемориальная
доска Всероссийского театрального
общества с надписью, говорящей,
что здесь 31 марта 1823 года родил-
ся Александр Николаевич  Остров-
ский.
° Тут проходило детство великого
русского писателя. В бывшем центре
замоскворецкого купечества присмат-
ривался он К выведенным им впослед-
ствии в бессмертных комедиях Тит
Титычам, Самсон Силычам,  Липоч-
кам.

Как изменился окружающий  пей-
заж! Стройные громады НОВЫХ домов
обступили со всех сторон домик Ост-
ровского.

Но все же есть еще нечто уцелев-
шее от его времен—старинные церк-
ви Николы на Пыжах и Климента да
несколько одноэтажных домиков «до-
пожарной» Москвы 1812 года, пере-
живших, по выражению П. А. Вязем-
ского, «многое и многих». Они дают
сильнее почувствовать, ярче воссоз-
дать картины Москвы, так знакомой
писателю.

Отец А. Н. Островского — Нико-
лай Федорович был чиновником кан-
нелярин правительственного сената.
Впоследствии он перешел на службу
в Московскую палату гражданского
	суда, а затем вышел в отставку, стал
	К 125-летию со дня рождения
@>
	адвокатом, ходатаем по частным де
лам. В скромном кабинете отца наб-
людал будущий драматург разнооб-
‘разную галлерею людей, в основном
представителей московского  купече-
ства, населявшего этот район Москвы.
Впечатления детства и юности, не-
сомненно, имели большое значение в
жизни Островского.

Выучивитийся грамоте у студента
семинарии, Островский был отдан в
губернекую гимназию, находившуюся
вблизи Ленивки. Почти не осталось
сведений об этих годах его жизни.
Известно лишь, что он, по мнению
гимназического начальства, показал
«средние способности».
	Три учебных года — © 1840 до вес-
ны 1843 — Островский находился в
университете, а затем покинул его.
Нужно было зарабатывать на хлеб. И
он поступает, вероятно под влиянием
отца, канцеляристом «совестного су-
да». Это учреждение, характерное для
дореформенной Москвы, было призва-
но разбирать споры между родителя-
ми и детьми.

Вскоре А. Н. Островский перехо-
дит в канцелярию Московского ком-
мерческого суда. Ему приходится
разбираться в купеческих делах.
Трудно переоценить значение, кото-
рое имела эта служба для будущей
творческой деятельности писателя.

И вот Островский берется за перо.
Шел второй год его службы в ком-
мерческом суде. Он уже сделал пер-
воначальные наброски комедии, когда