ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

В Совете

безопасности
	НБЮ-ИОРК, 12. (ТАСС). 6 апреля
на заселании Совета безопасности’ 9
	‚членов Совета голосовали за предло-
	жение американского представителя.
Остина пригласить представителя Че-
хословакии участвовать без права го-
лоса в обсуждении обвинений, выдви-
нутых Чили против Чехословакии.

Представители Советского Союза и
Украины воздержались при голосова-
чии этого предложения.

Совет’ безопасности затем отложил
рассмотрение этого’ вопроса ‘до 12’ ап-
реля в ожидании получения ответа от
Чехословакии.

10 апреля секретариат ООН опубли-
ковал ответ представителя Чехосло-
вакии Худека, заявившего об отказе
участвовать в обсуждении этого воп-
роса Советом безопасности. В письме
Худека говорится, что обсуждение
этого вопроса Советом ‘безопасности
является нарушением Устава органи-
зации Об’единенных наций, что речь
идет о внутренних делах Чехослова-
кии, находящихся «исключительно в
	ии, налодящдилел зисвиюзаленьн“ ет БОЛГАРИЯ. Шипка. Обелиск Побе-
ее внутренней юрисдикции». ды.
	Военные действия
	в Греции
	Фото А, ВОРОТЬТНСКОГО.
	аНтикоммукистического
закона B GLIA
	ВАШИНГТОН, 11. (ТАСС). Предз
ставитель комиссии палаты представи“
телей по расследованию антиамерикан-
ской деятельности в заявлении для
печати, сделанном на прошлой неде-
ле, намекнул, что комиссия подготов-
ляет «сенсационные» рекомендации
для принятия антикоммунистического
законодательства.

9 апреля член комиссии Никсон
(республиканец, от штата Калифор-
ния) передал для опубликования ‘в
печати «труды» комиссии, которые
представляют собой собрание самых
неожиданных предложений, включая
законопроект, предусматривающий тю-
ремное заключение сроком на 10 лет
	125-летие сос дня рождения А. Н. Островского
	еликий русский прамату
		«изумительных по своей чистоте
благородству».

Громадна роль Островского в раз-
витии русской драматургии. Он сле-
довал за Фонвизиным, Грибоедовым
и Гоголем в их стремлении в худо
жественных образах раскрыть народ-
ную «чистоту представлений» о жиз-
ни, правдиво и вместе с тем сочув-
	ского человека. Однако, следуя за
своими великими предшественника-
ми и учителями в отношении общих
принципов народности и реализма,
Островский сохраняет самостоятель-
ность. В отличие, например, от Го:
голя, который придавал сложность
интриге («Женитьба», недаром, ко-
нечно, названа «совершенно неверо-
ятным происшествием»), Островский
всемерно упрощает действие своих
пьес; Центр тяжести их сюжетов за
ключен не в событиях, а в правди-
вом показе социальных обстоятельств,
в изображении устоявшегося десяти-
летиями быта различяых слоев тог-
дашнего общества; Именно на этом
фоне и изображаются Островским
его персонажи, которых он характе-
	картиве ложные отношения ‘со все-
ми их последствиями, он через то
самое служит отголоском стремле-
ний, требующих лучшего устройства».
Глубоко положительная оценка твор-
чества Островского Добролюбовым
свидетельствует о том, как близок
был автор «Грозы» к самому передо-
вому движению своей эпохи. Прав-
да, сам драматург не был настроен
	революционно; однако его соближала
с Чернышевским,  Добролюбовым,
Щедриным и Некрасовым послелова-
тельность демократических взглядов.
	Изобличая хещничество, насилие и
произвол, Островский в то же самое
время стал на защиту жертв «тем-
ного царства». Его сочувствие без-
раздельно отдано маленьким людям,
честным и ‘независимым. Скромный
часовщик-самоучка Кулигин бросает
миру Диких и Кабановых обличи-
тельные слова. Провинциальный ак-
тер Несчастливцев бичует обитате-
лей дворянских усадеб: «Вы всю
жизнь толкуете о благе человечест-
ва, о ‘любви к человечеству: А что
вы сделали? Кого накормили? Кого
утешили?».

К любимым героям Островского.
принадлежат и честный Жадов, ве-
рящий в наступление того времени,
когда взяточник будет бояться суда
общественного больше, чем уголов-
ного», и студент Мелузов, для кото-
Гого «просвещать и улучшать людей
является нашим занятием, нашей обя-
занностью». В числе этих любимых
героев драматурга находятся реши-
тельная Катерина, предпочитающая
самоубийство рабству, и горячая Па-
раша, в конце-концов добивающаяся
свободы и счастья, и «бесприданни-
ца» Лариса, и прошедшая бесконеч-
но тяжелый путь актриса Кручинина,

«В Катерине, — писал Добролю-
‘бов, — видим мы протест против
кабановских понятий о нравственно“
сти, протест, доведенный до конца,
`гровозглашенный «под домашней
пыткой», и над бездной, в которую
бросилась бедная женщина». Ко-
нечно далеко не во всех случаях
протест героев Островского зашел
так далеко, как в «Грозез». Однако
их поступками руководят не коры»

стные и эгоистические мотивы. И
вот почему простая русская девушка
Дуня, которую бросил чиновник Bee
неволенский, говорит ему об его не-
весте: «Ты смотри, не загуби чужога
веку даром. Грех тебе будет... Это
ведь не со мной: жиля, жили да и
был таков». Добролюбов справедли:
во нашел здесь выражение чувств,
	ризует всесторонне и  об’ективно
(так им очерчен, например, Юсоз в
«Доходном месте»).

«Мы, — говорил Островский од-
ной писательнице, — считаем первым
условием художественности в изо-
бражении данного типа верную пере-
дачу его образа выражения, то-есть
языка и даже склада речи». Тон-
KCCTb воссоздания Островским речи
своих героев — исключительна. Не
только каждый представитель того
или иного общественного слоя гово-
рит характерным для него языком
(«самодуры»х, «дворянские искатели
невест», «свахи»), но и каждый из
них пользуется своим, ему одному
свойственным складом речи. Такова,
например, Анфуса Тихоновна в
«Волках и овцах», которой отпущено
всего две фразы — «что уж» и «где
уж», произносимых, однако, со мно-
жеством самых разнообразных. инто-
наций. Русская речь в устах персо-
нажей Островского отличается нео-
бычайной гибкостью, выразительно-
стью и близостью к разговорной.
Множество выражений Островского
сделалось «крылатыми».

Критики Островского долгое время
утверждали, что его тематика огра-
ничена сферой чисто-русской дейст-
вительности, якобы отсталой но
сравнению с жизнью так называемых
«передовых» стран Запада. Такое.
мнение неверно и основано на пол-
ном непонимании ‘значения Остров-
ского. Создатель национального рус-
ского репертуара, Островский в то
же время является виднейтим масте-
ром мировой комедии ХПХ века. Ни
одна из зарубежных стран в эту пору
не выдвинула комедиографа, который
хотя бы отчасти мог сравниться с
Островским. Расцвет европейской
комедии произошел задолго до бур-
жуазной революции ХУ столетия;
с тех пор она претерпевает упадок
своего идейно-художественного уров-
ня. Островский сурово критиковал
деградирующий буржуазный театр
Запада, его безыдейность и Художе-
ственную пустоту. Он заявил на обе-
де в честь знаменитого русского ак-
тера Мартынова, что «переволы эфе-
мерных французских произведений не
обогатят нашей сцены», что «они
только удаляют артистов от действи-
тельной жизни и правды».
	Эти проникновенные слова Ост
	ровского в Наши дни борьбы с низ-:
	KONOKJIOHCTBOM перед инострангци-
ной звучат особенно  злободневно.
Островский отрицал безыдейную дра-
матургию, которая неизбежно «до-
станется на жертву спекуляции» и
только раздражает «любопытство
или чувственность».

Драматургия самого Островского
полностью противоположна этим бе-
зыдейным пьесам. В драмах и коме-
диях Островского раскрылась He
только русская действительность
егс поры. Сделавшиеся предметом
его изображения жизненные конф-
ликты продолжают характеризовать
собою жизнь буржуазных ‘демокра*
	меня балуете!» — говорил он и все
горячо благодарил».

Яркий реализм образов, верность
действительности в языке и быте,
могучий и искренний протест против
невежества, самодурства, насилия—
вот те черты, которыми отмечено ис-
полнение пьес Островского в Малом
театре как при жизни, так и после
его смерти.

Малый ‘театр раскрывал глубокое
социальное содержание образов Ост-
ровского. Историческая заслуга ар-
	тистов Малого театра перед русским
	искусством заключается в том, что
	они поняли, что произведения Ост-
	ровского — это творения народяого
	драматурга, который тесно связан ©
	лучшими устремлениями своего нарс-
да, дорожит его славным  истори-
ческим прошлым и глубоко верит в
его светлое будущее.

Когда любимый актер Островского
	Пров Садовский появился в Роли
	Любима Торцова в пьесе «Бедность
не порок». зрители громко повторяли
его восклицание из роли: «Шире
дорогу! Правда на сцену идет!».

Пров Садовский создал десятки
ролей в пьесах Островского—от куп-
ца-самодура Дикого до героического
Минина, борца за отечество,

Пров Садовский явился основате-
лем славного актерского рода Са-
довских, доныне ` неразрывно свя-
занного ‘с репертуаром Островского.
	Сын Прова  Садовского-старшего
— Михаил Садовский был замеча-
тельным актером, в игре которого
тонкий юмор сочетался с подлинной
душевностью. Он был первым и луч-
шим исполнителем ролей Мурзавеп-
ксго («Волки и овцы») и Мелузова
(«Таланты и поклонники»).

Великой народной артисткой была
его жена Ольга Осиповна Садовская.
Островский говорил про не: «Она
		ЛЕКСАНДР Николаевич Oct-

ровский был подлинным создате-
лем русского реалистического дра-
матического репертуара. Разбирая
одну из исторических драм Нестора
Кукольника, Белинский указывал, что
«репертуар русской сцены необыкно-
венно беден. Причина очевидна: у
нас нет драматической литературы».
Русским драматургам еще предстоя-
ло создать массовый репертуар, на-
писать пьесы, насыщенные острым
	внкманием к современной русской
ЖИЗНИ.
	Таким  дрематургом, углубившим
идейно-художественные принцины
своих учителей, и был Островский,
автор:сорока восьми пьес, быстро став-
гих основой реалистического репер-
туара русской сцены. В течение со-
гока лет работал он для родного
	театра. В числе написанных Остров
ским пьес мы находим и нравоописа-
	тельные сцены из жизни, и несколь-
ко драм (с «Грозой» и «Беспридан-
ницей» во главе), и цикл историче-
ских хроник, в большей своей части
	AVI народным движениям
ХУПЕ века («Козьма Захарьич Ми-
	нин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец
и Василий Шуйский», «Воевода»)
Однако в центре творческого  вни-
мания Островского ‘постоянно нахо“
днлась комедия. Этому  сатириче-
	скому жанру он отдал большую
часть своих сил.
	Подобно всем лучшим предетави-
телям русского реализма Островский
В своих пьесах создал исключитель-
но широкую картину русской действи-
тельности. С необычайной яркостью
нарисовал драматург образы различ-
ных представителей дворянства. Уже
в ранний период своей деятельности
Островский правдиво изобразил пат*
ркархальное русское купечество —
‚невежественных ‚самодуров, бесконт-
рольно вершивших суд и расправу.
над домочадцами. Среда, показанная
Гоголем в «Женитьбе» и «Ревизоре»,
предстала здесь во всем колорите
своего бытового уклада. Велед за
Большовыми, Торцовыми, Дикими и
Кабанихами Островский обратился К
изображению буржуазии нового ти*

па — тех дельцов, которых создала
пресловутая реформа. Это— Васильков,
Беркутов, Кнуров — опасные хищ-

ники и стяжатели. Ни один русский
драматург не изображгл с такой пол-
нотой и отчетливостью среду мелкого
мешанства (трилогия о Бальзамино*
Бе). продажное чиновничество и про-
винциальную администрацию (‹До»
ходное место», «Горячее сердце»)
Наконец ’Островскому принадлежит
и галлерея образов, характеризую“
ших представителей трудовой. интел-
лигенции. В числе их — провинци-
альные трагические актеры Несчаст
ливнев и Кручинина, неудачливый
чиновник Жадов,” студент Мелузов
и многие другие.
	С неподражаемым мастерством
изображал Островский народные
сцены. Он показал в них, что рус-
ский народ был жертвой. произвола
господствующих классов Московской
Руси («Воевода») и что он вместе с
тем являлся единственно главной’
	патриотической силой, в конце-кон-
нов спасающей Русское государство.
Именно таков народ, руководимый
Мининым в исторической хронике
Островского о великом русском пат-
	риоте.

Начав свою литературную деятель“
ность с комедии «Свои люди — соч-
темся», написанной в обличительной
манере Гоголя и «натуральной школы»,
Островский вслед за этим подпал д
некоторое влияние славянофилов.
Возникшая у него идеализация быта
патриархального купечества была,
однако, непродолжительной. С нача-
лом общественного под’ема 60-х го-
дов Островский встал на путь рез-
кой критики действительности («До-
ходное место» и особенно «Гроза»).
Революционные демократы приветст-
вовали появление подобных bec
драматурга. Добролюбов указывал,
NTO «современные стоемления рус-
ской жизни в самых обширных раз-
мерах находят свое выражение в
Островском и как в комике с отрица-
тельной стороны. Рисуя нам в яркой
	тий Европы и Америки. Картина
нравственного растления, изображен-
ная Островским в «Доходном месте».
в полной мере типична и для этах
‹передовых» стран буржуазной `куль-
туры. И.там, как в дореволюционной
России, сушествуют три типа взя-
точников и казнокрадов — важные
чиновники Вышневские, которые в
деле обогашения рискуют более, не-
жели позволяет благоразумие, Юсо-
вы, негодующие против «мальчишек»,
подобострастные Белогубовы, KOTO:
рые только еще начинают‘ двигаться
по этой лестнице незаконного ис-
пользования своего служебного поло-
жения. И там, как в дореволюцион-
ной России, даровитая актриса мо-
жет попасть на сцену лишь тогда,
когда она продает себя влиятел; но-
му меценату, и в этом смысле исто-
рия Негиной в «Талантах и поклон-
никах» продолжает. оставаться как
нельзя более типичной для буржу-
азного Запада «Не угодно ли вам
	ехать со мной в Париж на выстав-.
	ку? И полное обеспечение на всю
жизнь? Стыда не бойтесь, осужде-
ний не будет. Есть границы, за кото-
рые осуждение не переходит: я могу
предложить вам такое громадное
содержание, что: самые злые крити-
ки чужой нравственности должны бу-
дут замолчать и разинуть рты от
удивления». Так предлагает крупный
делец Кнурсв бесприданнице Лари-
се пойти к нему на содержание. Это
предельное по своему цинизму пред-
ложение характерно, разумеется, не
для одних русских буржуа, но и для
тех западноевропейских и американ-
ских дельцов, которые привыкли по’
купать людей нимало не считаясь
с их достоинством и нагло попирая
их независимость.

Островский — не бытописатель от-
живших явлений, но мудрый и глу-
бокий художник, творчество кото
рого борется < явлениями, продол-
‘жающими возмущать все передовое
человечество. «Темное царство» на-
силия и произвола исчезло в нашей
стране. Но в сознании отдельных лю-
дей еще коребнятся пережитчи капи-
талистического отношения к собст-
венности, к труду, к семье, к жен-
щине. Пьесы Островского актизно
помогают бороться с этими пережит-
ками.

Творения Островского — глубоко
народные и реалистические — оказы-
вают благотворное. влияние на’ разви-
тие драматургии в странах новой
западной демократии. Они учат
любить народную культуру, честный
труд простого, человека.

Народам же, томящимся под вла-
стью капитала, они наглядно показы-
Вают всю мерзость и гниль их обще-
ственного строя. И хотя массы чита-
телей там еще не знают по-настояще-
му Островского — они, несомненно,
оценят его по заслугам в будущем
как одного из великих представите-
лей культуры великого русского на-
рода.

Профессор ‚А. Цейтлин.
	Островского. НА СНИМКЕ: сцена из снектакля
мов — заслуженный артист РСЗСР М. И. ЦАРЕВ,
. РЬХЕОВА, Нил Федосеич Мамаев — заслу-
	амаев os заслу-
Фото ВБ. БОРИСОВА.
	БЕЛГРАД, 12. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции сообщает, что
части демократической армии в`пери-
ол боев < 17, по 23 марта совершили
нападение на город Алмирос в Фесса-
лии. Преодолев сопротивление против-
ника, бойцы Демократической армии
ворвались в город. Выполнив задачу,
поставленную командованием, части
Демократической армии без потерь
вернулись на свои базы.

Отряды Демократической армчи ус-
пешно атаковали противника в городе
Элассон, захватив внешний пояс ук-
реплений города. Диверсионная груп-
па Демократической армии на птоссе
Элассон—Сарандапорос взорвала мост
у села Элефтерохория.
	Похишение детей
				для оводителей американской ком-
в Англии ` те °

ЛОНДОН, 12, (TACC). Taseta ‘OMHMO TOO, что так называемые
	законодательные рекомендации ко-
миссии содержат. резкие антисовет-
ские выпады, они включают также
следующие конкретные предложения:
все лица, не являющиеся гражданами
США, должны ежегодно регистриро-
ваться в министерстве юстиции, кото-
POMY должно быть предоставлено пра-
во «держать под стражей подлежа-
щих высылке иностранцев, пока не бу-
дет достигнута договоренность о их
высылке, а также придерживаться
строгой взаимности в выдаче виз и в
обращении с лицами, прибывающими
из находящихся под господством ком-
мунистов стран»; увеличение наказа-
ния за «неуважение к конгрессу» с
одного до ‘пяти лет тюремного заклю-
чения и штрафа с 1 тыс. до 5’ тые.
долларов, «чтобы рука ‘комиссии
палаты представителей по расследо-
ванию антиамериканской деятельности
была усилена для проведения рассле-
дований подрывной деятельности».
Никсон заявил, что доклад относи-
	тельно антикоммунистического зако-
нодательства 9 апреля был одобрен
комиссией в полном составе.

В связи с тем, что эксперты по во-
	просам законодательства при комисх-
	сии палаты представителей по раселе-
дованию антиамериканской деятельно-
сти, очевидно, были поставлены в за-
труднительное положение положения-
ми американской конституции, кото-
рые делают невозможным запрещение
компартии, доклад. рекомендует в ка-
честве решения проблемы квалифици-
ровать компартию не Как политиче-
скую ‘партию бонафиле (т. е. имею-
шую честные намерения), а как «за-
говорщическую».

Комиссия непонятным образом 3a-
являет, что определение таким обра-
зом деятельности компартии, как нве-
легального заговора, не будет пред-
ставлять собой об’явления компартии
вне закона; и затем рекомендует при-
нять закон, требующий регистрации
всех лиц, «принимающих — активное
участие в управлении или руководст-
ве любой коммунистической организа-
цией».

Утверждая, что «без помощи и ру-
ководства из-за границы компартия
Соединенных Штатов будет относи-
тельно слабой организацией», коми--
сия рекомендует отказывать. в выдаче
паспортов членам компартии, Комис-
сия также рекомендует законодателъ-
ным органам штатов запрещать прием
членов компартии на работу во все
общественные школы и правитель-
ственные органы штатов.
	Американцы отказали
в выдаче Папена _
	Австрии

ВЕНА, 12. (ТАСС). Как известно,
гитлеровский дипломат Франц’ фон
Папен, помимо других его тяжелых
преступлений, несет большую долю
ответственности за присоединение
Австрии к. Германии.

Австрийское правительство обрати-
лось к союзническим властям ‘с
просьбой о выдаче Папена. Союзниче-
ский Совет поддержал это ходатайз
ство.

Однако, по имеющимся сведениям,
американское командование в Герма-
нии отклонило ходатайство о. выдаче
Папена Австрии.
	К ОБНАРУЖЕНИЮ
ТАЙНЫХ СКЛАЛОВ
	ВОЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ В OCAKA
	ТОКИО, 12. (ТАСС). Газета «Нип-
пон’ Кейдзай» опубликовала сообще-
ние осакской прокуратуры, в котором
говорится, что до настоящего време-
ни власти конфисковали в Осакском
арсенале ‘материалы ‘на сумму в
547.349 тыс. иен по официальным це-
нам. Скандальное дело. об этих скры-
тых. товарах все еще расследуется
прокуратурой. Из 38 лиц, привлечен-
ных к ответственности, трое содер“
жатся в заключении. Кроме. того, к
суду будет, вероятво, привлечен еще
21 человек.

В числе конфискованных материа«
лов’ оказалось 39.571 тонна’‘металлов
и стального оборудования;
	Правительство Кубы ‘решило
отозвать свою делегацию
с Межамериканской
конференции
НЬЮ-ЙОРК, 12, (ТАСС), Как пез
редает корреспондент — агентства
Юнайтед Пресс из Гаваны,  прави-
тельство. Кубы * официально сообщи“
ло, что оно решило отозвать CBO
	‹ делегацию на Межамериканской конч
	«Пипл» сообщает: «Специальный от-
дел Скотлэнд-Ярда (английская сы-
скная полиция) обнаружил существо-
вание черного рынка, на котором тор-
гуют английскими детьми. На этом
рынке орудуют международные бан-
диты; которые «экспортируют» десят-
ки детей в возрасте от 6 месяцев до
Т лет и продают их бездетным су-
пружеским парам в Соединенных
Штатах, Южной Америке и доминио-
нах. Цена, которую требуют похити-
тёли детей за. каждого ребенка, рав-
на 200—250 фунтам стерлингов».

Газета добавляет, что полицейским
властям в портах и на аэродромах
даны строгие приказы следить 3a
бандитами ‹ (среди которых много
женщин), пытающимися вывезти де-
тей из Англии.

Комментируя это сообщение, пред-
ставитель судебных властей заявил;
«Мы вернулись к старым мрачным
дням, когда детей в Англии открыто
покупали и продавали в больших ко-
	личествах»,
	ОСВОБОЖДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМИ
ВЛАСТЯМИ В ГОНКОНГЕ ДВУХ
ЯПОНСНИХ ГЕНЕРАЛОВ
	ТОКИО, 12..(ТАСС). Юридический
	отдел командования английских войск
в. Японии сообщил 9 апреля об осво-
бождении бывших генералов японской
армии генерал-лейтенанта Рения Му-
тагуци, командовавшего 15-й армией в
Малайе, и генерал-майора Эици Кино-
сита, бывшего начальника‘ японской
жандармерии в Шанхае, ‹содержав-
шихся в заключении по обвинению в
военных преступлениях. Эти генералы
были освобождены английскими вла-
стями в Гонконге и репатриированы в
Японию.
		Профсоюзный митинг
в Токио
	ТОКИО, 12. (ТАСС). Как передает
агентство Дзидзи Цусин, 9 ‘апреля в
	Токио в парке Хибия состоялся проф-
союзный митинг протеста против на-
ступления предпринимателей на права
рабочих. Митинг, в котором участво-
вало 5 тыс. человек, был организован
	японским Конгрессом производствен-
	ных профсоюзов.

В принятой резолюции участники
митинга протестуют против пересмот-
ра‘ существующего рабочего законода-
тельства.
	Вчера в Малом театре началась неделя показа пьес А. Н, ©
«На всякого мудреца довольно простоты»: Егор Дмитрич Глум
Глафира Климовна Глумова — народная артистка СССР В. H.
женный артист РСФСР В. А. ВЛАДИСЛАВСВИЙ.
	ровский это замечательное, но мало
известное признание, — я всю свою
деятельность и все свои способности
посвящал театру и в том круге ар-
тистов, которого я был центром, по-
стоянно старался поддержать**) лю-
бовь к искусству и строгое и чест-
ное отношение к нему».

Не являясь режиссером, Остров-
ский сам ставил свои ньесы на сце-
не Малого театра и достигал того,
что поставленный им спектакль на-
всегда давал наиболее верное истол-
кование его пьесы на сцене. «Так иг-
рали это при Александре Николаеви-
че», — говорили в Малом театре при
всзобновлении его пьес, и завет Ост-
ровского становился законом испол-
нения его пьес в Малом театре.

«Пьесу («Снегурочка») ставлю я.
сам, как полный хозяин, — пишет.
Островский Бурдину в 1873 году, —
а здесь очень хорошо понимают, что
только при этом условии она пойдет
хорошо и будет иметь успех. Завтра
я читаю «Снегурочку» артистам в тре-
тий раз, потом буду проходить ро-
ли с каждым отдельно»,

Великому драматургу принадлежа-
ло право распределения ролей меж-
ду исполнителями, которых он знал
превосходно.

«Это был общий праздник для
всех, — вспоминала О. О. Садов-
ская работу Островского над поста-
новкой пьесы «Воевода»в 1886 году—
Алексанлр Николаевич прочел нам
пьесу на сцене за столом. Прошло
два дня, назначена была читка, ко-
торая происходила в его присутствии.
После читки он просил нас собрать-
ся на третий день и читать пъесу
Но ролям «в тонах». И когда мы <о-
брались и начали репетицию, то ока-
залось, что каждый из нас знал уже
свою роль наизусть... Александр Ни-
колаевич был страшно тронут. «Вы
	.+) Подчеркнуто самим Островеким,
	ОСТРОВСКИЙ И МАЛЫЙ
ТЕАТР
	в комедии «Без вины виноватые» был
нанисан для К. Н. Рыбакова, Вероч-
ка в «Шутниках» — для Н. А. Ни-
кулиной.

Островский за полгода до смерти
занял должность управляющего ре-
пертуаром московских казенных. те-
атров, в том числе и Малого. Но
он всегда был для актеров Малого
театра их художественным наставни-
ком, воспитателем и авторитетней-
шим режиссером.
	Сам Островский с законной гор-
достью писал: «Отдавая театру свои
гьесы, я служил ему гораздо более
содействием при постановке и ис-
полнении их. Я близко сошелся со
всеми артистами и всеми силами ста-
рался быть им полезным своими
знаниями и способностями. (Школа
естественной и выразительной игры*)
на спене, которою прославилась мо-
сковская труппа, образовалась одно-
временно с появлением моих первых
комедий и не без моего участия. Я
каждую <вою новую комедию, еще
задолго до репетиций, пречитывал
по дескольку раз в кругу артистов.
Кроме того, проходил с каждым его
роль отдельно... Всякий желал слы-
шать `мое чтение и пользовался мо-
ими советами. Садовский во всех мо-
их ролях играл совершенно моим то-
ном... Того же старалась достигать
и вся остальная труппа, и за таким
исполнением всегда почти следовал
большой успех не отдельного лица,
а пелого ансамбля».

«Одним словом. — заключал Ост-
	+’) Подчеркнуто самим Островским,
	Мени театр давно носит назва-
ние «Дома Островского». Здесь
девяносто пять лет назад, в 1853 го-
ду, великий русский драматург А.Н
Островский, по его собственному
признанию, «испытал первые авгор’
ские тревоги и первый успех». После
дебюта (шла комедия «Не в свои са-
ни не садись») Островский нашел
театр, который силой замечательных
дарований Садовских, Васильевых,
Федотовой, Ермоловой, Ленского,
Музиля дал лучшие воплощения соз-
данных драматургом образов. Труп-
пу Малого театра Островский назы-
вал «труппой, редкой по способно-
стям и по сценической подготовке,
превосходно подобранной лучшей в
Европе».

Между Островским и труппой Ма-,

лого театра сушествовала тесная
творческая связь, длившаяся без ма-
лого сорок лет — вплоть до кончи-
	ны драматурга в 1886 году.

Когда Островский приступал к ра-
боте над новой пьесой, он уже думал
0б ее исполнении в Малом театре;
создавая образы своих действующих
лиц, он уже видел их в воплощении
Прова Садовского и других знаме-
нитых актеров Малого театра; в
своих рукописях рядом с именем
действующего лица он ставил имя
того актера Малого театра, которо-
му предназначалась данная роль.

«Я писал для Косицкой, Василье-
вой, Бороздиных, Колосовой», — при-
знавался Островский в письме акте-
	PY Ури
Для чу. Садовского Островский
	написал Любима Торцова. Незнамов
	восходно а Ломну Пантелеевну в сать и обязаны писать народные пи-
	сатели». _

‚Островский, автор 48 оригинальных
пьес, верил в то, что в Малый те-
атр еще придет народный зритель со
<свежею душою», для которого он
писал. Островский верил, что этому
трудовому зрителю потребуется
«сильный драматизм, крупный ко-
мизм, горячие, искренние чувства,
живые и сильные характеры» — все
TO, чем так богато творчество на-
родного. драматурга.
	Островский не ошибся в своих
ожиданиях. Великая Октябрьская со-
циалистическая революция широко
распахнула двери Малого театра пе-
ред новым, истинно народным зрите-
лем, о которсм мечтал великий дра-
матург.

Малый театр в каждом своем спек-
такле показывает советскому зрите-
лю Островского — великого патриота
своей Родины, который глубоко верил
в творческие силы своего народа, в
его светлое будущее.

Малый театр — «Дом Островско-
го» — сохранил все лучшее из на-
следия прошлего. Он, как ни один
другой ‘театр, богат художественно-
творческим опытом Островского. Он
был и остался оплотом сценического
реализма и доныне является лучшей
художественной школой живой и Чи-
стой русской’ речи.

Это прекресное наследие приумчо-
жено ‘и обогащено благодаря Ок-
тябрьской революции и великому с0-
циалистическому строительству, что
ярко и плодотворно отразилось на
исполнении пьес Островского в Ма-
лом театре. Нет сомнения, что, став
еще тверже на плодородную почву
социалистического реализма, Малый
театр даст еще более замечательные
воплощения бессмертных созданий
великого народного драматурга.
	«Талантах‘ и поклонниках» идеально».

В прошлом году скончался Пров
Садовский-младиий, превосходный
актер ‘и художественный руководи-
тель Малого театра.

Величайшая из.русских актрис Ма-
рия Николаевна Ермолова создала
в пьесах Островского ряд образов
русских женщин, ищущих исхода
великим силам души, тоскующих по
правде. (Кручинина в «Без вины ви-
новатые», Катерина в «Грозе», Юлия
в «Последней жертве», Вера Филип:
повна в «Сердце не камень»).
	Длинная галлерея женских обра-
зов, созданных Островским, — от
нежно поэтической, сказочной Сине-
гурочки до суровой Кабанихи («Гро-
за»). — была превосходно воплощена
на снене Малого театра такими’ ар-
тистками, как Е. Н. Васильева, Г.Н.
Федотова, Н. А. Никулина, Е; К.
Лешковская, и ныне здравствуюши-
ми народными артистками СССР А.А.
	Яблочкиной, EE, Д.  Турчаниновой,
Рыжовой, В. Н. Пашечной.
	Не менее замечательных исполни-
телей нашли на сцене Малого теат-
ра мужские роли Островского.

Здесь прежде всего должны быть
названы чудесные актеры, истинные
художники, А. Ленский, И. Самарин,
С. Шумский, С. Васильев, Н. Му-
зиль, игра Которых. отличалась бла-
городным изяществом, глубиной co-
держания, мягким юмором и темпе-
раментом. Их традицию исполнения
льес Островского в Малом театре
продолжает в наши дни наполный ар-
тист СССР Н. К: Яковлев.

Будучи прославленным драматур-
гом, Островский горько сетовал, что
он почти лишен той публики, для
	которой писал. «Стены существую-
ших теагров узки, — ‚жаловался
Островский. — В них нет мёста для
		С. Дурылин.  ференции в Боготе.
	все роли в моих пьесах играет пре- : той публики, для которой хотят пи-