ЗОРКИЙ КОНТРОЛЬ
	Много нареканий вызырала работа
мастерских артели по ремонту обу-
ви, расположенных в Кировском рай-
оне. На жалобы заказчиков обрати-
ли внимание депутаты районного co-
вета. Промышленная комиссия реши-
ла проверить некоторые артели. Де-
путаты Давлеканов и Богачева в те-
чение нескольких дней знакомились
с производством артели ‹ «Красная
звезда». Депутаты Кузнецов, Бели-
ков, Андреенкова пришлиов артель
«Красный швейних». Они советова-
лись со стахановцами, вместе с ак-
тивистами искали: путей к улучше-
нию работы артелей. у

Проило два’ месяца. Деятельность
артелей значительно’ улучитилась. Не
изменилось ‘положение лишь в Ма-
‹<терских по ремонту обуви. Резкую
критику депутатов председатель
правления артели тов. Белов при-
знал правильной. Однако, согласив-
шись с выводами промышленной ко-
	За порчу растении —
	На-днях опубликовано решение ис-
	` полкома Моссовета «Об охране зеле-
			ных насаждений на территории го-
рода Москвы». Решением определе-
ны лица, ответственные за сохран-
ность зелени, установлены их обя-
занности по уходу за насаждениями.
Виновные в гибели и повреждении
растений будут привлекаться к стро-
гой ответственности.

Административная инспекция про-
верила, как выполняются требования
0б охране зеленых насаждений в го-
роде.
	Во дворе домов №№ 24 и 6 в 1-м
Коптельском переулке контора Мос-
газстроя сваривала трубы. Делалось.
это вблизи многолетних деревьев,
стволы их заваливали шлаком, мусо-
ром, корни систематически обливали
водой из-под карбида. За порчу рас-
тений начальник конторы Д. А. Ко-
ган оштрафован на 200 рублей.

Привлечен к ответственности за-
меститель директора санатория «Вы-
сокие горы» С. Н. Сейранян. Из-за
беспечности дирекции гибнет боль-
шой сад санатория. Территория ero
захламлена, деревья не охраняются,
поливка не производится.

Прошлой осенью во дворе школы
№ 1 Октябрьской железной” дороги,
что на Большой Переяславской ули-
це посадили деревья и’ кустарник.
		миссии, он не принял никаких мер A
устранению недостатков. Видимо,
тов. Белов надеялся, что депутаты.
забудут о нем-и подведомственных
ему предприятиях. Но, взяв под кон-
троль мастерские, промышленная ко-
миссия ‘продолжает энергично доби-
ваться улучшения их работы,

Члены комиссии здравоохранения
проверили работу районной поликлч-
ники. Депутаты Розова и Степанова
навестили больных Барсукова и Сан:
лина. От них они не услышали жа-
лоб. Но в поликлинике было немало
организационных неполадок. Депута-
ты помогли их устранить. Теперь
больше порядка стало в приеме боль-
ных.

Трудящиеся доверили Своим иЗ-
бранникам сложное хозяйство райо-
на, большую сеть культурных уч-
реждений. Депутаты помогают вы-
полнению планов, заботятся об улуч-
шении быта трудящихся.
		Растения не охранялись, половина
деревьев и весь кустарник уничто-
жены. К ответственности привлечен
директор школы А. Д. Фролов.

Во дворе дома № 17 на улице Ки-
рова’ возводится здание. Строители
завалили камнем и железом ствол
растущего здесь дерева. Производи-
тель работ И. П. Амелькин оштра-
фован на 100 рублей.

Административная ‘инспекция ош-
трафовала коменданта Института
тонкой химической технологии Е. П.
Савину. Во дворе дома № 31 по
улице Чайковского Савина развеши-
вала на деревьях белье.

К ответственности также привле-
чены: садовод отдела эксплоатации
городского управления благоустрой-
ства А. И. Каарман, не производив-
ший своевременного рыхления почвы
вокруг деревьев и кустарника на
Сретенском бульваре; управляющий
домом А. Д. Бирюков (ул. Красная
Пресня, 9), виновный в гибели рас-
тений во дворе дома; заведующий
хозяйством детской больницы Ка-
лининского района М. М. Ашкинази,
допустивший поломку семи деревьев
на территории больницы; управляю-
щий домами Н. И. Корытко (Крас-
вопресненский район); производитель
работ на строительстве дома № 5 ва
улице Малые Каменщики Н. И. Кор-
ниенко и другие.
	Депутаты проверяют` работу. артелей
		Почему нет выключателей
	Упростить порядок отпуска сырья и полуфабрикатов
	Электроарматурный завод треста
	«Мосгорместпром» выпускает патро-
ны, выключатели, пробки, штепсель-
ные розетки, предохранительные ко-
	робки и. другую  электроарматуру,
нужную промышленности, жилишно-
му строительству и населению:

Техническая оснащенность завода
позволяет расширить ассортимент и
увеличить выпуск продукции. Не-
смотря на это, завод в прошлом году
не выполнил задания по ассортимен-
ту. +
Неудовлетворительно идет дело и
в этом году. За двадцать дней мая
сделано 111.500 пробок, а надо было
дать не меньше 200.000. В цехах поч-
ти в готовом виде лежат 49.000. пре-
дохранительных коробок, 14.000 вы-
ключателей и другие изделия: Их
выпуск задерживается из-за нехват-
кн пятимиллиметровых винтиков И
проволоки сечением в 0,6 миллимет-
ра. Поставщики сырья и полуфабри-
катов систематически не дают заво-
ду цветного металла,  карболита,
`крепежного материала.

Перебои в доставке сырья на за-
вод об’ясняются сложной системой
оформления фондовых нарядов.

Главэлектросбыт. дает министерст-
вам заказ на поставку электроарма-
турному заводу сырья и полуфабри-
катов. Министерства машиностроения
и приборостроения, черной металлур-
гии, химической промышленности и
	прусие пересылают фондовые наряды
	bo

Министерству: местной ° промышлен-
	ности РСФСР. Оттуда дело идет в
	Отдел местной промышленности Moce
горисполкома, а затем — 8 «Mocrop*
промснаб». В этом учреждении наряд
держат дня три, а то и неделю, затем
пересылают в ‘трест «Мосгормест=
пром». Наконец бумажка приходит
на завод. Целый месяц путешество-
вали таким образом Фондовые наря“
ды на первый ‘квартал! 1

Директору завода приходится тра
тить больше времени на переговоры
о сырье, чем на организацию про“
изводства. ]

Наряд на пятимиллиметровые вин“
тики есть. Их обязан дать завод
«Пролетарский труд». Но по указа-
нию Главчермета эти BHHTHXH не
включены в производственный план:
А без них нельзя собрать выключа“
тели и предохранительные коробки;
План второго квартала поставлен
под угрозу срыва.

Неужели нельзя упростить систе
му оформления документов и поря“
док получения фондового сырья и
полуфабрикатов? К чему, например,
нужна такая организация, как «Mocs
горпромснаб», где люди заняты ис“
ключительно перепиской нарядов?

М. ШИЛОВ,
директор Электроарматурного
завода треста «Мосгорместпром»
	„Дети вышли во двор...
	ПОДДЕРЖИВАЕМ ВЫСТУПЛЕНИЕ «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ»
	сохранить бульвары кольца «А» тольз
ко для пешеходов. Почему не раз-
вернуть там работу среди детей?

Большая роль выпадает на долю
педагогов, врачей и родительского
актива. В Москве существует не-
сколько сот оздоровительных M10
щадок, особенно в Сталинском, Про-
‘летарском и Фрунзенском районах:
Но этого, конечно, мало.

Там, где руководители школ и жи
лишного хозяйства проявляют ини“
циативу, дело идет хорошо. Прият-
‘но видеть, например, парк, созданный
руками учащихся и педагогов школы
№ 608 Шербаковского района А
рядом — школа для девочек. Около
школы — голый пустырь.

Советская общественность, комсо=
мол, организации Красного Креста,
отделы народного образования, рай-
`здравотделы и весь родительский
актив должны, засучив рукава, не-
медля взяться за организацию
летнего отдыха детей.

Профессор К. КОРНИЛОВ,
вице-президент Академии педаго-
гических наук РСФСР.

В. ЛЫНСКИИ,
заместитель председателя испол-
кома Красного Креста СССР.

Доктор Е. ВИЛЕНКИН,
председатель комиссии по орга-
низации скверов и физкультур-
ных плошалок для детей.
		29 мая «Вечерняя Москва» в 0630-
ре писем «Дети вышли во двор»
вполне правильно поставила очень
важный вопрос об организации дет-
ского отдыха летом.

Занятия в школах заканчиваются.
Дети уедут на дачи и в лагери, HO
многие останутся на лето в городе и
пелый день будут ‘предоставлены
самим себе. Поэтому-то в летнее
время обычно возрастают случаи
уличного детского травматизма И
несчастные случаи на реке.

Все ли мы сделали для организа-
ции детского досуга?

В Москве есть 16 районных дет-
ских парков. В городских парках
созданы специальные детские город-
ки с аттракционами, каруселями «4
другими развлечениями. Но где ре-
бенок может отдохнуть? Ослаблен-
ные дети нуждаются не только *в
развлечениях, но и в таких оздоро-
вительных мероприятиях, как  физ-
культурные упражнения, купанье,
душ, катанье на лодках, солнечные
и воздушные ванны, отдых на ра-
складных кроватях. Нужно макси-
мально использовать лучшие лекар-
ства природы — солнце, воздух и
воду. Нельзя ли устроить детские
площадки вдоль набережных Моск-
вы-реки, использовать громадные зе-
леные массивы для устройства пло-
шадок санаторного типа?

Непонятно, почему все стремятся
	По следам наших
выстиплений

«История
			ЛЮДИ ГОРОДСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
	МАЛЯР
ИВАН
СОКОЛОВ
	Недавно в Октябрьском зале До-.
ма союзов собралось 400 московских
маляров. Программа вечера была
своеобразна. Перед собратьями 10
профессии выступил маляр «Мосжил-
строя» Иван Павлович Соколов.

Это был не просто доклад. Здесь
ж=, на глазах у своих товарищей,
высокий, светловолосый маляр пока-
зал приемы своей работы. Ловкими,
энергичными движениями, BEITATH-
ваясь во весь рост и быстро присе-
дая, он по-своему шпаклевал стены.
Издавна повелось держать шпаклю
— эту плоскую и короткую лопатку
из березы — в одной руке. А Со-
колов ее крепко зажимает правой и
левой. И размах больше, и нажим

сильней — и производительность
‘выше; К слову сказать, и шпакля не
совсем обычная — у нее резиновая

коомка.
	Иван Соколов замечателен тем,
что, ломая старинку, одним из пер-
вых применил механизмы. Он не бо-
ится нового. Рядом с ним на сцене
стоял инженер. «Мосжилсетроя» тов.
Бакитько — изобретатель несколь-
ких интересных машин.
	..На Аорошевском шоссе выстрои-
	В Люберцах открыт новый аэропорт Тражданского вознес ое»
НА СНИМКАХ: вверху — самолет «СССР-Л-4203» делает посадку; внизу
— пассажиры, прибывшие из Киева, направляются к автобусу; в центре
	ПЬЕЖОВА.
ото ВБ. БЕЛОВА,
	— заслуженный деятель искусств профессор 0. И.
	ГОТОВИТЬ Школы К HOBOMY
УЧЕБНОМУ ГОДУ
	Совещание директоров
	половиной Миллионов экземпляров.
В каждой школе необходимо открыть
киоски для скупки и продажи учеб-
HHKOB.
	В 1947 году для школьных библи-
отек закупили книг на 1.200 тысяч
рублей, но и этого недостаточно.
Школа без хорошей библиотеки не в
состоянии нормально работать.

Осенью в школы придут 1.300 мо-
лодых преподавателей из педагоги-
ческих училищ, одиннадцатых классов
и учительского института. Им необ-
холимо оказать дружеский прием,
	создать все условия для плодотвор-.
	ной работы. Больше заботы об улуч-
шении  материально-бытовых нужд
учителей!
	В заключение докладчик остано-
вился на подготовке школ рабочей
молодежи к новому учебному году.
	Выступившая в прениях замести-
тель управляющего Могизом тов. Ко-
марова рассказала, что в этом году
снабжение школ учебниками будет
лучше, чем в предыдущем. Могиз
пустит в продажу 2.800 тысяч учеб-
ников, из них 731 тысячу для началь-
ных классов. Уже завезено 1:527 ты-
сяч экземпляров. 2.700 тысяч экзем-
пляров учебников имеются на руках
у школьников, однако сбор и покуп-
ка их проходят неудовлетворительно.
Директора должны обратить на это
серьезное внимание.

Заведующий  `Учпедгизом тов. Де-
мидов’в своем выступлении сказал,
что ассортимент учебных наглядных
пособий будет значительно расширен.

В заключение выступили зам. за-
ведующего отделом школ МГК
ВКП(б) тов. Герасимов и заведую-
щий ГорОНО тов. Орлов.
	оргкомитета Всесоюзного общества
по распространению политических и
научных знаний Московской области.
Утвержден план организации лекций
в столичной области до конца года.
Лектории общества организуются в
Кунцеве, Подольске, Мытишах, Ра-
	менском, Шатуре и в других промыш-
ленных центрах Подмосковья («Мо-
		сковский большевик»).
	Учебный год на исходе. Старше-
классники сдают последние экзаме-
ны. Наступает dopa подготовки
школьных зданий к новому учебному
тоду. Этому вопросу и было посвя-
шено собрание директоров школ Мо-
сквы, состоявшееся вчера в Город-
ском доме пионеров. Доклад сделал
заместитель заведующего МосгорОНО
тов. М. Мякотин.

— Предварительные итоги экзаме-
нов показали, что учащиеся приобре-
ли более прочные и глубокие знания,
чем в прошлом голу, — сказал  до-
кладчик. — Это результат напря-
женной учебы в течение года. Хотя
учебный год еще не завершен, необ-
ходимо уже сейчас приступить к вы-
полнению задач нового 1948—49 гг.:
подготовить школьные здания к 3H-
ме, полностью оборудовать учебными
пособиями кабинеты.

Государство отпускает на ремонт
школьных зданий миллионы рублей.
Железнодорожный, Киевский, Бау-
манский,  Краснопресненский, Tu-
мирязевский и другие районы сохра-
нили большинство школ в чистоте и
порядке и решили в этом году ре-
монта не делать. Надо ремонтировать
менышее количество школ, но зато
более тщательно, добротно и в сжа-
тые сроки. До 15 августа должен
быть закончен капитальный ремонт,
до 15 июля — текущий. Уже начал-
ся ремонт свыше 100 школьных зда-
Вий. +
	До 1 сентября следует завезти 60,
	процентов годового запаса топлива.
Школы получат 20 тысяч ‘новых парт,
10 тысяч стульев, столы, шкафы. До
начала занятий все учащиеся долж-
ны быть обеспечены комплектом
учебников. Для этого нужно пять с
	30 МАЯ колхозы и совхозы Мос-
ковской области выполнили госу-
дарственный плав посадки” картофе-
ля, посадив на 16 тыс. гектаров боль-
ше, чем в 1947 году. Продолжается
посадка картофеля сверх плана.
	x
K ОМИТЕТ по.делам искусств при
Совете Министров СССР утвер-
дил проекты памятников С. М.
Кирову, А. П. Чехову и М. И. Куту-
зову, которые будут установлены в
Москве. Памятник С. М. Кирову
будет воздвигнут на площади у
Павелецкого вокзала по проекту
лауреата Сталинской премии Н. Том-
ского и архитектора Л. Голубовского.
Бронзовая фигура, изображающая
Сергея Мироновича  произносящим
речь, устанавливается на постаменте
из красного гранита. Проект памят-
ника А. П. Чехову создан скульпто-
ром Г. Мотовиловым и архитектором
Л. Поляковым.  Постамент . имеет
форму. параллелепипеда. На лицевой
стороне его лаконичная = надпись:
«Чехов». Монумент булет воздвигнут
в Нарышкинском сквере. Памятник
М. И. Кутузову спроектирован лау-
реатом Сталинской премии народным
художником СССР С. Меркуровым.
Четырехметровая фигура прославлен-
ного полководца водружается на по-
стамент из черного полированного ла-
брадора. Основание постамента опоя-
сано скульптурным орнаментом. Па-
мятник будет установлен на площади
у Киевского вокзала («Правда»).

х
В КОМИТЕТ по Сталинским преми-
ям в области науки и изобрета-
тельства поступила от тов. Вознесен-
ского Н. А. просьба передать при-
сужденную ему правительством
Сталинскую премию за научный труд
«Военная экономика СССР в период
Отечественной войны» в размере 200
тысяч рублей специальным детским
ломам, организованным по решению
правительства для устройства, обу-
чения и воспитания детей воинов Со-
ветской Армии, партизан Отечествен-
ной войны, а также детей советских
и партийных работников, рабочих и
колхозников. погибших от рук не-
мецких оккупантов, в Целях приоб-
ретения ценных подарков воспитан»
никам этих домов в Горьковской и
Тульской областях, всего четырем
домам по 50 тысяч рублей каждому.
В соответствии с просьбой товарища
Вознесенского Н. А. Комитетом да-
ны распоряжения о переводе денег
по указанному выше назначению
	(«Правда»).
*
ОД. председательством президента
Академии педагогических наук
И. А. Каирова состоялось заседание
	enews   лись новенькие. нарядные: ABYXSTa IK
	ные дома. Здесь и работает сегодня
бригада передового маляра. Что же
нового применяет Соколов?
	Вот бачок, два шланга и «удочка»
с разбрызгивателем. Внешне похоже
на краскопульт. Этот прибор служит
Соколову для механической шпак-
левки Фасадов зданий. Таким спо-
собом он шпаклевал фасад метро
станции «Измайловская» и работал в
пять-шесть раз  производительнее,
чем вручную.
	Мы привыкли видеть, как маляры
	покрывают стены комнат узором с. по-
мощью трафаретов. Соколов поль-
зуется интересным и удобным при-
бором. На валике вырезаны цветы.
Губка впитывает краску из неболь-
шого резервуара и смачивает валик.
Маляр прокатывает валик по стене,
и за ним возникает гирлянда цветов.
Он сменил валик — и стены другой
комнаты покрываются красивым ор-
наментом. Детскую комнату раскра-
CHIH в две краски и в два узора —
зеленые листья и розовые цветы.
Эта операция называется накаткой
под обои. За смену маляр окраши-
вает около двухсот квадратных мет-
ров.
	Панель коридора выкрашена крас-
ной масляной краской. Соколов об-
рабатывает ее маленьким пескоструй-
ным аппаратом. Мелкие крупицы пе-
ска тонким слоем впиваются в CBE-
жую кразку. Панель заиграла други-
ми тонами, она кажется обитой сук-
HOM.
	Бригада Ивана Соколова преврати-
лась в своеобразную стахановскую
школу. Здесь передовые методы тру-
да и передовая техника. И неудиви-
тельно, что Иван Соколов’ уже сейчас
работает по нормам 1950 года.
	Вл. Яковлев.
	Лауреат Сталинской премии профессор Московского высшего техниче-
	ского училища имени Баумана Г. А. ШАУМЯН 09 ясняет наладчине sv
Государственного часовото завода Е. KOHAIOKOBON устройство автомата
	его конструкции.
		Ло неопуб линованным
письмам
	На трамвайной линии № 32 кур-
сировал неисправный вагон № 4206.
На это указал в своем письме в ре-
дакцию тов. Красильников. Факт не-
внимательного осмотра вагонов, вы®
пускаемых на линию, подтвердился.

Управление московского трамвая
сообщает, что на мастера Шибина и
столяра Федина, производивших ос-
мотр подвижного состава Русаков-
ского депо, за халатное отношение
к своим обязанностям наложено взы-
скание.
		повторяется...»
	Корреспонденция под таким заго-
ловком «была опубликована в «Ве-
черней Москве» 6 мая. В ней от-
мечались факты неудовлетворитель-
ной торговли прохладительными на-
питками.

Отдел торговли Мосгорисполкома
сообщает, что вопрос об улучшении
обслуживания потребителей в летнее
время обсуждался на совещании ру-
ководителей торгующих организаций.
Работникам торговли дано строгое
‘указание продавать напитки только
охлажденными.

Инспекцией Горторготдела и об-
щественными инспекторами усилен
контроль за торговлей квасом, мине-
‘ральной водой и мороженым.
	ского училища, создавшего свою
школу — станкостроения, лауреата
Сталинской премии. Этот путь типи-
чен для многих советских ученых,
поднявшихся из народа к светлым
вершинам науки.
	Организованная им лаборатория —
	кладезь передовых замыслов, идей..
Вот и сейчас нас подводят к новому,
еше пахнущему свежей — краской
станку. На нем марка «ГАШ-14»,
Это —- инициалы автора, а цифра 14
обозначает количество сконструиро-
ванных им оригинальных — станков.
Это автомат, предназначенный для
изготовления балансов — детали для
часов «Победа» и «Салют», требую-
щих исключительной точности при
обработке. Автомат сконструирован
по заказу московских часовых заво-
дов. Заводской токарь-наладчик Ев-
докия Кондюкова тут же, в лабора-
тории, изготовляет первую промыш-
ленную партию ‘деталей. Она восхи-
щенно отзывается о новой — работе
профессора. Этот неболыной, величи-
ной с ножную швейную — машину,
автомат заменяет три — четыре гро-
моздких станка со сложными меха-
ническими устройствами. Работает он
безукоризненно. Но дело не только
в его практической выгоде.
	— Новейшие советские. автоматы,
выполненные лабораторией по идеям
\Паумяна, — говорит доцент кафедры
Загородников, превосходят  загра-
ничные. Превосходство выражается
не только в улучшении отдельных
деталей, а в. осуществлении совер-
шенно новых принципов в их KOH-
струкции. В станках-автоматах Шау-
мяна новые типы механических пере-
дач. Это новшество буквально произ-
волит техническую революцию в ма-
шиностроении. Оно повышает произ-
водительность машин-автоматов при
одновременном упрощении их KOH-
отрукций. ,

Так научная творческая  деятель-
ность  Ученого-большевика, тесно
связанная с жизнью, двигает вперед
нашу социалистическую промышлен-
HOCTb.

5 ня —
	Рабочие одного завода жаловались
на грубое обращение с покупателями
заведующего палаткой № 51 Совет-
ского райпищеторга Даниловского.
Письмо было послано на расследо-
вание.
	Отдел торговли Советского райис-
полкома, проверив жалобу, подтвер®
ждает приведенные в ней факты,
Даниловский с работы снят.
		НА СНИМКЕ: маляр И. СОКОЛОВ.
ото И. АКУЛЕНКО.
		предполагаемой или машина
вится вовсе нерентабельной.
	Выведенные формулы в книге Ша-
умяна дают исчерпывающий ответ на
наиболее трудные и важные, до сих
пор нерешенные вопросы при проек-
тировании ‘и использовании станков
на производстве. В книге приводится
интересная таблица, охватывающая
различные типы автоматов по систе-
мам их управления. Она напоминает
известную таблицу Менделеева, где
пустые клетки с течением времени
заполняются‘ новыми элементами. Так
и здесь с развитием автоматострое-
	ния заполняются пустующие в Ва”
стоящее время клетки.

Кулачковые механизмы — неот’-
емлемая часть современных автома-
	тов. От правильного выбора: их кон-
структивной схемы порой зависит
работа всего автомата. В книге дает-
ся метод, позволяющий найти He
только наилучшую конструкцию, но
и указываются пути, по которым на-
до следовать для создания компакт-
ной, удобной конструкции.
	Эта книга — вклад в науку о стан-
	костроении, заслужившая высокую
оценку — Сталинскую премию.

*
— Когда я конструирую я He
	только вижу чертеж, но уже ясно
представляю себе машину в Метал-
	ле точно она работает перед моими.
	глазами, — говорит профессор Шау-
ман.
	Обладание замечательным UYBCT
вом осязаемости еще не созданного
предмета — удел немногих. Можрго
быть талантливым конструктором,
отлично разбираться в чертежах и
схемах, но в цехе при сборке опыт-
ного экземпляра стать в тупик пе-
ред неожиданным  препятетвием.
Григор Арутюнович счастливо соче-
тает в себе глубокие знания теории
с богатой и плодотворной практикой.
Он прошел долгий и тернистый путь
от талантливого самоучки-токаря до
профессора, доктора технических на-
ук — руководителя кафедры  стан-
ков Московского высшего техниче-
	го Орджоникидзе — командарме про-
мышленности, Памятно заседание, где
ему вместе с профессором Головиным
пришлось выдержать натиск MHOTO-
численных оппонентов. На этом за:
седании, по настоянию Орджоникид-
зе, в план второй пятилетки станко-
строения было включено производство
различных автоматов, полуавтоматов
и специальных станков. Последующее
подтвердило, насколько это решение
было правильно и своевременно. Осо-
бенно оно сказалось в годы Отече-
ственной войны.
			1уть ученого
	В ТОРОДЕ Дилижане, олиз озера
Севан, Григор Шаумян познал
творческую радость изобретательст-
ва. Мальчик с черными смышлеными
глазами обращал на себя внимание
неуемной страстью к технике. Три-
нгдцати лет, работая на ‘деревообде-
лочном комбинате, он изучил все
станки. В пятнадцать лет стал тока-
рем по металлу. Придумав  приспо-
собление, Григор пустил в ход пер-
вую появившуюся в городе печатную
машину. С его помошью заработала
долгое время бездействовавшая го-
родская электростанция. И пятнад-
цатилетний токарь получил  извест-
ность, прослыв мастером на все ру-
KB.

Его мечтой было поехать учиться
в Москву в Высшее техническое учи-
лище. Комсомольская = организация
удовлетворила настойчивые просьбы.
Он собрал свои пожитки, вложил в
узел задачник Шапошникова и Валь-
пева, который ему удалось самостоя-
тельно проштудировать, да КНИГУ
Горького «Мать» и покинул род-
ной город.

Прием на рабфак МВТУ был уже
закрыт. Но Шаумян настойчиво до
бивался своего. Директор, познако-
мивлнись с документами, где его ха-
рактеризовали как изобретателя, по-
просил одного “из профессоров про-
верить знания приезжего. Токарь из
Армении поразил профессора своей
незаурядной сообразительностью И
способностями.
	Учился он превосходно. На совете
рабфака, когда определялась судьба
вышуска, возник своеобразный спор.
Химик доказывал, что Шаумяну надо
поступить на химический факультет,
физик предлагал  электротехниче-
ский, а математик, приводя неоспо-
римые доводы, ратовал за строитель-
	ео ЛВ
ный или физико-математический. Ва-
	О задержке оплаты денежного пез
ревода работником почты 121-го отз
деления связи Маргулис писал тов.
Лукин. Московский почтамт отвеча-
ет, что по письму приняты меры. На
Маргулис наложено административ<
ное взыскание. Перевод оплачен.
			Завод строительных инструментов
имени М. И. Калинина досрочно
завершил шестимесячную програм-
му. До конца полугодия намечено
выпустить сверхилановой продук-
ции на 1,1 миллиона рублей. На за-
воде внедрен ряд рационализатер-
ских предложений. Широко меха-
низируются трудоемкие производ-
ственные процессы. НА СНИМКЕ:
фрезеровщина—стахановка М. БОБ-
КИНА — инициатор многостаноч-
ного обслуживания на заводе. Ра-
ботая на четырех станках, она вы-
рабатывает по три нормы в емену.
	Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС),
	конец, спросили Шаумяна, и неожи-
данно для всех оч сказал:
	— Я токарь, люблю станки, пойду
на механический факультет.
	Так он сам себе наметил и опре-
делил жизненный путь.
		На выставку в демонстрационный
зал Оргаметалла свозились машины
и станки различных иностранных
фирм. Григора Арутюновича, прово-
дившего здесь все свое время, увле-
кали автоматы и полуавтоматы. Эти
умные машины во много раз увели-
чивали производительность труда.
Работая тогда старшим инженером
Оргаметалла, он понимал, что стан-
ки-автоматы — это станки будущего.

Был год 1932, год становления
с анкостроения в нашей стране. Кри-
тически изучая и отбирая самое цен-
ное из представленного на выставке,
он стремился создать свое, — новое,
оригинальное, лучше и совершеннее
зарубежного. Вскоре Шаумян  в03-
главил бюро по автоматам при Всесо-
юзном няучно-исследовательском ин-
ституте станкостроения. Вместе с
сотрудниками он изучал ‘автоматы
ве только на выставке, но и в цехах
‘на производстве. Многие в то время
скептически относились к его иссле-
дованиям, Говорили, что каждый авто-
Mar — это плод мысли талантливо-
го изобретателя и что-де нельзя под-
вести под это дело научную базу, что
лаже в таких странах, как Америка и
Англия, отсутствует научная теория
по проектированию автоматов, и что
вообще не нам производить сложные
автоматические станки. Шаумяну
пришлось вступить в ожесточенную
борьбу с кенсерваторами. Поддержал
мололого инженера-коммуниста Серго
Орнжоникидзе.

Профебсор Шаумян с теплотой и
признательностью вспоминает о Сер-
	Нам показывают небольшую, скро-
мно изданную книгу профессора Ша-
умяна. Здесь констине «словам  тес-
но, а мыслям просторно». Она назы-
вается «Основы теории проектирова-
	ния станков-автоматов». Это — итог
напряженной многолетней работы
ученого-новатора. Непрерывно  ПО-
	полнять нашу промышленность совер-
шенными советскими машинами, ра-
зумно их использовать — важней-
шая задача. Она может быть выпол-
нена только’ при’ наличии. твердых,
обоснованных теоретических и прак-
тических установок. Эти-то установ-
ки и длаеткнига Шаумяна.
	Что таков «холостой ход»? Это
уйма времени, которое тратится для
целого ряда вспомогательных опера-
ций (подать материал, зажать изде-
лия, подвести инструмент и другое).
В это время станок как бы действует
вхолостую. А нельзя ли сократить
холостые хода и максимально повы-
сить производительность — машины?
Ведутся расчеты, анализы, устанав-
ливается классификация видов  1по-
терь при работе станков, строится
график баланса производительности,
определяется влияние потерь, связан-
ных с собственно работой автомата
(совершение холостых движений, пе-
риодическая заправка материала,
контроль), и потерь, связанных с
инструментом, Как показала практи-
ка, влияние потерь настолько велико,
что зачастую производительность Ма-
тины оказывается значительно ниже