Телеграммы из-за границы
	РУМЫНИЯ. Уголок города Пьятра-
	В МУЗЫКАЛЬНЫХ
ШКОЛАХ
	Закончились занятия в ‘московских
тских музыкальных школах. Про-
пи отчетные концерты учеников,
стоялись конференции педагогов,
свяшенные обсуждению — итогов
	В этом году столица получила три
новых районных музыкальных школы.
	Сильно увеличилось число учеников
	Сейчас в 22 школах обучается боль-
ше шести тысяч детей в возрасте от
7 до 16 лет, вместо трех с половиной
тысяч учеников, насчитывавшихся в
1944—45 году.

Пополнилось число учащихся на
оркестровых отделениях: на отделе-
ниях народных инструментов, напри-
мер, обучается 430 детей вместо 115.
Увеличилось также число хоровых
и оркестровых коллективов. Однако
попрежнему недостаточен контингент
обучающихся духовым, наиболее де-
фипитным специальностям.
	Неплохих результатов достигли
школы и в повышении успеваемости
своих воспитанников. На первое ме-
сто в столице вышла детская музы-
кальная школа Свердловского района
(директор Барвинская). На своем от-
четном концерте школа показала хо-
	роший хоровой коллектив и оркестр
< двумя маленькими солистами, ис.
полнявшими концерты Гайдна и Мо-
царта, и прекрасных солистов-вы-
пускников,.
	Среди молодых школьных коллек-
тивов значительных успехов доби-
лась школа Дзержинского района
(директор А. Демидов). Кроме дет-
ских занятий в этой школе хороню
поставлена работа курсов общего му-
зыкального образования для пере-
ростков и взрослых. Подобные кур-
сы существуют только при четырех
музыкальных школах. Среди них
школа Дзержинского района заняла
первое место.

Музыкальные школы Москвы улуч-
шают хоровое воспитание детей. Они
участвовали в создании сводного хо-
ра в 2.000 человек, выступавшего в
дни празднования 30-летия Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции, оказали значительную помощь
в попготовке недавних районных
	‹праздвиков песни».
	РАСНОЛ В ИТАЛЬЯНСКОЙ
ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ
	РИМ, 2. (ТАСС). После образова-
ния нового правительства Де Гасперн
с участием либералов, в рядах самой
либеральной партии, готовящейся к
своему чрезвычайному с’езду, всплы-
ли на поверхность разногласия между
представителями традиционных либе:
ральных позиций и наиболее реакци-
онным профашистским крылом, воз-
главляемым нынешним секретарем ли-
беральной ‘партии Роберто Лючи-
феро.

Группа видных либералов во гла-
ве с Эпикармо Корбино, Алессандра
Казати, Винченцо Аранджо Руиз, Ре-
нато Моррели и Джованни Кассан-
дро, к которым присоединился .ми-
нистр юстиции Грасси, опубликовала
предс’ездовское письмо, призывающее
партию остерегаться союза’ < крайне
правыми и укреплять ее «неконфес-
сиональные» традиции.

В знак солидарности © этой груп-
пой, опасающейся бесконтрольного
господства христианской демократи-
ческой партии над государством, Бе-
недетто Кроче в письме на имя пред-
седателя либеральной партии Раф-
фаэле де Каро заявил о своей отстав-
ке с поста почетного председателя
партии с тем, чтобы обеспечить за
собою «свободу действий».
	Заявление представителя
английского военного
	: министерства

ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер,   июня пред-
ставитель английского военного мини-
стерства Майкл Стюарт заявил в па-
лате общин, что Англия якобы не не-
сет ответственности за действия
«арабского легиона» в Палестине по-
сле окончания английского мандата.

Представитель военного министер-
ства отвечал на вопросы членов пар-
ламента — коммуниста Пирэтина и
лейбориста Силвермэна.

Когда Стюарт в ответ на запрос
Пирэтина заявил, что английский
командующий в Палестине перестал
нести ответственность за действия
арабского легиона одновременно с
окончанием мандата, Силвермэн прер-
вал его, сказав: «Значит вы утверж-
даете, что данное этой палате обяза-
тельство о том, что арабский легион
уйдет из Палестины к 15 мая, вы-
полнено, хотя английский командую-
ший в Палестине разрешил этому ле-
гиону вернуться обратно 16 мая?».
	К ВОЗВРАЩЕНИЮ ДАЛЬТОНА
В АНГЛИЙСКИЙ КАБИНЕТ

ЛОНДОН, 2. (ТАСС)..Как пере-
дает агентство Рейтер, возвращение
Дальтона в кабинет породило много
слухов; особенно упорно ходит <лух
о том, что Дальтон заменит Бевина
на- посту министра иностранных дел.
Выступивитий вчера представитель ан-
глийского министерства иностранных
дел, указывает агентство, опроверг
появившиеся в английской и ино-
странной печати сообщения о том,
что Бевин в ближайшее время уйдет
в отставку.
	Е Фото ПД. ЧЕРНОВА.
	° Дискуссия по американскому радио между
председателем американской компартии
		НЬЮ-ЙОРК, 2. {ТАСС). Вечером
31 мая состоялась дискуссия по ра-
дио между председателем коммуни-
стической партии США Фостером и
соавтором антикоммунистического
законопроекта членом конгресса от
штата Южная Дакота республикан-
цем Мундтом.

Фостер призвал американский на-
род об’единиться для того, чтобы
провалить законопроект, и не забы-
вать, что «Гитлер и Муссолини так-
же начали строить фашизм с об’явле-
ния вне закона компартии».

° Выступая по радио в Нью-Йорке,
Фостер заявил, что реакционные про-
		поведники законопроекта  Мундта
стремятся парализовать политическое
суждение — американского — народа
	«ужасными сказками о коммунисти-
ческих заговорщиках, намеревающих-
ся захватить правительство США».
Фостер сказал, что законопроект
Мундта не только об’явит вне зако-
на компартию, но и уничтожит аме-
риканское профсоюзное движение и
создаст полицейское — государство, _
при котором на третью партию, проф-_
союзы и все прогрессивные организа-
пии могут совершаться нападки под
предлогом охоты властей за якобы
скрывающимися в их рядах «комму-
нистическими  заговорщиками». Фо-
стер подчеркнул, что законопроект
Мундта ставит. своей целью уничто-
жение растущего в США движения
за мир. Фостер заявил, что США ве-
дут «крупнейшую в мировой истории
кампанию империалистической экспан-
сии. Гитлер вряд ли когда-либо меч-
тал о такой империалистической эк-
спансии... Предложенный  Мундтом
законопроект полицейского государ-
ства является частью заговора Уолл-
Стрита против всеобщего мира. По
этому закону с его японским контро-
лем над мыслями и дикими формами
наказания ‘те, кто выступает против
обязательной воинской повинности,
военного обучения, передачи правле-
ния в нашей стране реакционным ге-
нералам или предоставления оружия
’реакционным правительствам Греции
и Китая, могут быть: заключены в
тюрьму на 10 лет».

Фостер подверг резкой критике по-
пытки проповедников законопроекта
Мундта заставить американский на-
род поверить лжи о том, что законо-
проект не об’являет вне закона ком-
	Отнрытие венгерского
института культуры
		партию. Фостер осудил истерическую
кампанию антикоммунистической про-
пеганды, пытающейся об’явить «крас-
ным» или «иностранным агентом» вся-
кого, кто выступает в защиту мира.
«Это, — сказал Фостер, — метод
Гитлера запугивать народ опасностью
коммунизма, а затем осуществлять
реакционную программу. Такова стра-
тегия. которая кроется за законо-
проектом Мундта. Подобно инициа-
торам этого законопроекта, Гитлер
выдвигал дикие обвинения против
коммунистов с той же целью, а имен-
но—ввергнуть свою страну в войну..;
Вы не должны допустить того, что-
бы реакционеры навязали вам поли-
цейское государство под ложным
предлогом, что оно будет бороться
только против . коммунистов... При-
нятие законопроекта Мундта потря-
сло бы мир. Подобно нашему варвар-
скому обращению с негритянским на-
селением это обнаружило бы слабое
состояние нашей демократии и по-
дорвало. американский престиж за
границей и явилось бы ясным сигна-
лом миру о том, что силы фашизма
и войны находятся на марше в СИТА».

В заключение Фостер напомнил
слушателям о том, что компартии мо-
гут выжить и выжили при фашизме,
уничтожившем народные демократи-
ческие институты, и просил слушате-
лей обратиться с призывами к сена-
торам голосовать против законопро-
екта.

Выступивший по радио в Янктоне
(штат Южная Дакота) Мундт повто-
рил знакомые реакционные доводы о
том, что законопроект якобы не об’-
являет вне закона компартию. Мундт
утверждал, что лидеры профсоюзов
якобы поддерживают законопроект.
В ответ на это Фостер указал, что
председатели входящих в КПП,
АФТ и братств железнодорожников,
не считая рядовых членов этих ор-
ганизаций, открыто выступают про-
тив законопроекта Мундта и еще раз
призвал слушателей помочь прова-
лить законопроект.

Мунлт фактически признал нали-
чие широкой народной оппозиции за-
конопроекту, когла он выразил недо-
вольство по поводу того, что юриди-
ческая комиссия сената уже полу-
чила свыше 30.000 телеграмм, содер-
	жащих протесты  противы  законо-
проекта.

Отовеюду
	хх ГАЗЕТА «Чжунянжибао» соо0б-
шает, что дешевые японские товары
наводняют рынки провинции  Фуц-
зянь. Японские текстильные товары
продаются в большом количестве в
Амое Эти японские товары контра-
бандным способом перебрасываются в
Фуцзянь из Гонконга.
	ж СЕГОДНЯ исполняется Г2 года
со дня героической смерти  болгар-
ского поэта и революционного борца
Христо Ботева. Эта дата отмечается
в Болгарии как день всенародного че-
ствования памяти погибших борцов за
свободу и независимость болгарскога
народа. По всей стране проходят тор-
жественные траурные собрания, от“
крываются памятники, устанавлива-“
ются мемориальные доски, увековечи-
вающие память ‘лучших сынов Болга-
рии, отдавших свою. жизнь за свобо-
ду и независимость родины.
	Пичья
чемпиова
	HOBDET УСПЕХ
МИНСКОГО «ДИНАМО»
	Недавно футболисты минского «Ди-
намо» одержали первую в сезоне по-
беду, выиграв У Московского «Спар-
така»

Вчера футболисты Белоруссии иг“
рали первый матч в Москве, встре-
тившись \ < чемпионом страны —
командой МДКА. Игра прошла вост-
рой, увлекательной борьбе, в которой
чемпион едва’ не понес поражения.
	Минчане провели весь матч энер
гично, не уступзя москвичам в тем-
пе, стараясь все  Еоемя не выпускать
инициативы. Атаки. их нападающих,
порой исключительно опасные и яр-
кие, ставили защитные линии ЦДКА
в весьма затруднительное положение,
Динамовцам удалось долгое время ве-
сти игру со счетом 2:0) Лишь в кон-
це первой половины матча Демин
сквитал один гол. \

Сорок минут второй половины иг
ры He принесли успеха команде
ЦДКА, несмотря на все усилия. Дя-
намовцы играли с тем же под’емом,

Лишь после гонга,  извещавшего,
что до конца осталось пять минут,
Николаев исключительным по красо-
те ударом ловодит счет до 2:2. Это
спасло чемпиона от поражения.

Команда минчан, тепло встречен
ная зрителями, несомненно добилась
еще одного крупного успеха, сумев
из двух последних матчей с москов-
скими командами один выиграть, а
другой в хорошем стиле сыграть вни-
чью.

*
	Вничью закончилась вчера и вторая
встреча, состоявшаяся в Куйбышеве,
где играли ленинградский «Зенит» и
куйбышевская команда «Крыльев Со-
ветов» Результат — 1:1.
	ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЛЕРЕЯ. В одном из залов Всесоюзной художественной выставки.
		Фото М. СМИРНОВОЙ и Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
*

Сокровищница русского искусства
	T РИДЦАТЬ лет назад сокровиш-
ница русского национального ис-
кусства стала достоянием народа.
	3 июня 1918 года В. И. Ленин
подписал декрет, определявший роль,
значение и дальнейшую деятельность
	галлереи, как обтценародного, совет-
ского музея. У
	Это тридцатилетие в жизни Тре-
тьяковской галлереи — славный пе-
риод ее расцвета. За эти годы худо-
жественные коллекции галлереи воз-
росли во много раз и в настоящее
время размещаются в 52 больших
залах, вместо 25, как это было при
жизни П. М. Третьякова.
	В отделе древнерусского искусст-

ва экопонированы ценнейшие памят-
ники живописи с Х! по ХУ! век.
Полно представлены блестящие по
мастерству произведения художников
,
ХУШ и первой половины ХХ века-—
Рокотова, Левицкого, Боровиковско-
го, Кипренского, Брюллова, Федото-
ва и творчество выдающегося pyc-
ского художника А. Иванова. Значи-
тельно увеличился отдел русского
демократического, реалистического
искусства второй половины ХХ ве-
ка. Мы можем здесь полностью по-
знакомиться < творчеством таких
круннейших русских художников,
как Перов, Шишкин, Крамской,
В. Васнецов, Верещагин, Репин, Су-
риков, Левитан, Серов.

После Великой Октябрьской соци-
алистической революции был создан
новый отдел — советского изобрази-
тельного искусства, который с каж-
дым годом пополняется новыми про-
изведениями, свидетельствующими о
творческом росте с<оветских  масте-
ров.

Число посетителей галлереи уже в
1925 году достигло 200 тысяч, а к
1947 году undpa эта увеличилась в
четыре раза. Количество организо-
ванных экскурсий, проводимых гал-
лереей, также систематически уве-
личивалось. Даже в дни войны, ког-
ла основные коллекции были эваку-
ированы, Третьяковская галлерея
продолжала оставаться культурным
очагом Москвы и ‹редоточием луч-
ших произведений советского искус-
ства, созданных в военные годы. Вы-
ставки «Великая Отечественная вой-
на в образах живописи», «Героиче-
	Дневник
UCKYCCME
	% ИСПОЛНИЛОСЬ десять лет
работы самодеятельного драмколлек-
тива Центрального телеграфа, На-
днях коллектив выезжает в ЮЛенин-
град. где покажет спектакль «По-
следние» А. М. Горького. В настоя-
шее время кружок готовит пьесу
«Глубокие корни». Бессменно десяте
лет руководит кружком режиссер
К Кочин.
	e

30 ЛЕТ СО ДНЯ
НАЦИОНАЛИЗАЦИИ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕИ

>

С открытием Третьяковской галле-
реи после реэвакуации снова стала
увеличиваться посещаемость, достиг-
нув в 1946 году довоенного уровня.

За 1946 год было проведено свыше
Е ПРО aevevuncud
	ский фронт и тыл» посещали тысячи
зрителей. Работники галлереи ‘высту-
пали в эти годы с лекциями о рус-
ском искусстве. Свыше 6.000 таких
лекций было прочитано на агитпунк-
тах, вокзалах, в госпиталях,  воин-
ских частях. :
	Выдающийся
певец
	Исполйилось 60 лет со дня рожде-
ния народного артиста РСФСР С. И.
Мигая.

Имя С. Мигая, обладателя прекрас-
ного, звучного голоса и создателя
многих популярных оперных образов,
тесно связано с именами знаменитых
русских певцов — Шаляпина, Соби-
нова, Неждановой. Он выступал в ка-
честве их постоянного ‘партнера на
сценах крупнейших оперных театров,
в многочисленных ‘концертах перед
студенческой и рабочей аудиторней,
в гастрольных поездках по’ стране.
Собинов и Нежданова, внимательно
следившие за развитием дарования
Мигая, оказали большое влияние на
формирование его сценического и во-
кального мастерства.
	Музыкальные способности прояви-
лись у будущего певца очень рано;
родители охотно отдали его ‘учить-
ся хоровому пению.

23-летним юношей,  окончившим
Одесский ‘университет и Одесское
музыкальное училище, С. Мигай был
принят в труппу Большого театра в
1911 году. Дебютировал перед мос-
ковской публикой в партии Валенти-
на из «Фауста». За многие годы сце-
нической деятельности ов сыграл в
оперных театрах около 90 ролей, при-
чем самыми его любимыми были Евге-
ний Онегин и князь Игорь.

Кроме Большого театра С. Мигай
пел на сценах Ленинградского теат-
ра оперы и балета имени С. М. Киро-
ва, гастролировал в театрах Баку,
Тбилиси, Харькова, Ташкента и дру-
гих городов страны. Наряду с вы-
ступлениями в опере стал понулярен
у слушателей своей обширной кон-
цертной деятельностью, мастерским и
тонким исполнением романсов Чай-
ковского и других композиторов.

С 1942 года С. Мигай всецело пос-
вящает себя камерной концертной
деятельности, выступая в концертах
филармонии и работая на радио в ка-
честве солиста Радиокомитета и ру-
ководителя камерных концертных
циклов русской классики. Высокая
вокальная и музыкальная культура
выдающегося советского певца, неус-
танное совершенствование своего мас-
терства являются прекрасным приме-
ром для молодых советских вокали-
CTOB.
	К. Самойло.
	Ныне Третьяковская таллерея не
только художественный музей, ред-
чайшее собрание лучших произведе-
ний русской живописи, но и научный
центр, задачей которого является
углубленное изучение и популяриза-
ция русского дореволюционного и
советского искусства.

Такая популяризация ведется в
форме организованных — экскурсий,
проводятся занятия <0 ШКОЛЬНЫМИ
кружками —  искусствоведческими,
литературными и историческими,
устраиваются встречи с, художника-
ми, конференции преподавателей изо-
искусства и школьных кружков. Чи-
таются лекции по истории русского
дореволюционного и советского
искусства, о жизни и творчестве вы-
дающихся художников и т. п.

В настоящее время в нескольких
залах Третьяковской галлереи  экс-
понирована Всесоюзная  художест-
венная выставка, созданная к 30-ле-
THIO Веуикой Октябрьской социали-
стической революции.
	Результаты учебной работы школ
обсуждаются на методических KOH-
ференциях. В этом году проведено
несколько таких конференций. В свя-
зи с постановлением ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли состоялись общегородские ‹ове-
щания директоров школ и педагогов.
С докладом о постановлении
ВКП(б) выступил генеральный сек-
ретарь союза композиторов Т. Хрен-
НИКОВ.
	В ближайшие дни открывается ме-
тодическая конференция педагогов
по пересмотру учебных программ. .
		Из серии рисунков Б. ЛЕБЕДЕВА.
	чило ему взамен выбывшего учите-
	РВ И РР Е С. Аваль HOD

ля обучать учеников первого класса. „„.
	ЧЕМБАР. Здание уездного училища, в котором учился В. Г. Белинский.
	Из этого домика через террасу мы
выходим во двор, где сейчас разрос-
	ся небольшой сад. Белинский лю-
бовно описал, как выглядел двор в
годы его детства — вспоминал ого-
род, где между грядками бобов и
гороха, в лесу пышных подсолнечни-
ков пытливый мальчик уединялся
для чтения, и маленькую баню при
входе в огород, даже среди белого
дня пугавшую его детское вообра-
жение своею таинственною — пусто-
тою, и <тог сена, на котором OH
часто воображал себя то Александ-
ром Македонским, тд Ерусланом Ла-
заревичем...

Из садика можно пройти в <осед-
нее здание уездного училища, В
числе учеников которого был Бе-
линский. Это также одноэтажное
деревянное здание.

Здесь состоялась встреча малень-
кого сына уездного лекаря с писа-
телем Лажечниковым, Который В
качестве директора училищ Пензен-
ской губернии приехал в Чембар.
Его поразили необычайные способ-
ности мальчика Белинского. «На все
делаемые ему вопросы он отвечал
так скоро, легко, с такой уверенно-
стию, будто налетал на них, как
ястреб на свою побычу (отчего я
тут же прозвал его ястребком)»,—
вспоминал Лажечников.
	пензенской гимназии — академик
Ф. И. Буслаев, заставший еще в ней
Белинского, описал историческое
	здание в «своих воспоминаниях:
	«Вход в гимназию посреди фаса-
да, обращенного на площадь, по не-
скольким ступеням вводил в длин-
ный коридор, разделявший здание
на две: половины; тотчас же налево
была дверь в первый класс с окна-
ми на площадь, а из него дверь во
второй ‘с окнами на задний двор.
Над этими классами по тому же
плану в верхнем этаже были раз-
мещены третий и четвертый, также
соединенные дверью. Правая сторо-
на здания внизу была занята двумя
квартирами для учителей гимназии...
Над ними в верхнем этаже была ак-
товая зала с библиотекой и физиче-
ским кабинетом».
	За сто с лишним лет, прошедших
со времени пребывания здесь Бе-
линского, историческое здание поч-
ти без изменений сохранило свой
внешний ‘и внутренний вид; В нем
и поныне школа. В 1942 году. на
здании установлена мемориальная
доска: «В этом доме учился великий
русский критик Виссарион Григорь-
евич Белинский в 1825—1828 годах».
	Учился Белинский неравномерно:
хуже всего, как и Пушкин, по ма-
тематике и превосходно — по исто-
рии, русской словесности, естествен-
ной истории, географии. Литература
уже тогда всецело поглощала его
интересы. «Бывало, — вспоминал
учитель Попов, — когда отправлюсь
с учениками за город, во всю доро-
гу, пока не дойдем до засеки, что
позади городского гулянья, или до
рощи, что за рекой Пензой, Белин-
ский пристает ко мне с вопросами о
Гете, Вальтер  Скотте, Байроне,
Пушкине, о романтизме и обо всем,
что волновало в то доброе время на-
ши молодые сердца».

По русской словесности  Белин-
ский отличался такими успехами,
что гимназическое начальство пору-
	СОФИЯ, 2. (ТАСС). В Доме болга-
ро-венгерского общества состоялось
торжественное открытие венгерского
института культуры в Софии. Заме-
	ститель премьер-министра Болгарии
Трайчо Koctos, выступивший с
речью, выразил надежду, что куль-
	турное сближение “ между народами
Венгрии и Болгарии приведет к даль-
нейшему упрочению сотрудничества
между обеими странами.
Статс-секретарь министерства юсти-

ции Венгрии Хайду Дьюла в своей
речи высказал благодарность болгар-
скому правительству за помощь в
создании венгерского института куль-
туры в Софии.
		Рас eos Dua па реа wm ~~
>  практику. Две группы направляют
в Московский угольный бассейн,
	К, 100-летию со дня смерти ВБ. Г. Белинского
	РОЛНЫЕ МЕСТА
	предприятий, и там так же тихо, как
во времена Белинского, и воздух та-
кой же чистый, да и жителей не
намного больше,
	В центре Чембара есть огромная
площадь, поросшая травой. На глав-
ной чембарской площади размести-
лись и рынок, и футбольное поле, и
склады, и Много других строений,
да еще осталось порядочно места.
Окнами на эту площадь выходит нн-
зенький тесовый домик, выкрашен-
ный в серый цвет. Зелень окружает
его со всех сторон. Это и есть тот
домик, в Котором прошло детство
Белинского и о котором он вспоми-
нал в одной из своих рецензий:

«Я снова становлюсь ребенком, и
вот уже с биющимся сердцем бегу
по пыльным улицам моего родного
городка, вот вхожу на двор роди-
мого дома с тесовою кровлею, окру-
женный бревенчатым забором... А в
доме — там нет ни комнаты, ни ме-
ста ‘на чердаке, где бы я не читал,
или не мечтал, или поздчее не со-
	1835 ГОДУ Белинский писал сво-

им родным в Чембар:
«Хочется вздохнуть воздухом ро-
дины, взглянуть на места, где про-
вел детство... Сколько раз сердце
	просилось, душа рвалась туда, ту-
да!».
Это написано спустя пять лет
	тюсле разлуки с Чембаром, в кото-
ром прошли детские и отроческие
годы Белинского. В дальнейшем
тоска Белинского по родным местам
еще более усилилась. За несколько
дней до смерти Белинский мечтал о
поездке туда для поправления вдо-
ровья.
	В письмах и сочинениях Белин-
	ского можно встретить и немало
резких отзывов © Чембаре. «Пре-
словутый Чембар!» — иронически
	восклицал Белинский. В юношеской
драме «Дмитрий Калинин»,  навеян-
ной чембарской действительностью,
устами одного из героев он говорит
о Чембаре: «Проклятый городишко!»
Это не противоречие. Чембар был
тесен юноше Белинскому, начинав-
шему расправлять крылья, но он
всегда оставался дорог ему, Kak
родной городок, как место, где про-
шли годы детства, о которых он по-
том не мог вспоминать «без слез
умиления и сердечной тоски...».

И не лучшим ли доказательством
тесной связи Белинского с Чембаром
является то, что под своей первой
большой статьей «Литературные
мечтания», он, находясь в Москве,
поставил пометку tember».
	Чембар принадлежит к Числу TO
родов, на внешности которых Мало
отразилось время. Это об’ясняется
его отдаленностью от железной до-
роги (53 километра). В Чембаре нет
	В числе их был, между прочим,...  будущих геологов-разведчиков выс
Буслаев, писавший впоследствии и.   жают в Кривой Рог. Питомцев ву
что под руководством Белинскогсь, т. можно будет встретить этим лет
он` впервые узнал и полюбил РУ. также в районах Ташкента и Нерчи
	скую словесность.
«Ни одна минута не проходила
	него даром; он или читал, или СИИ хоз
	сывал что-ниоудь Up nid
тетрадь, или беседовал с дельным,
людьми, или предавался в одиночку
размышлениям», — говорится в вос
поминаниях Иванова о гимназистё
Белинском.

Часы досуга, как сообщает Ива-
нов, посвящались у Белинского чте-
нию журналов, поэтических произ-
ведений, беседе © товарищами и те-
атру. «Он страстко любил театраль-
ные зрелища», — вспоминал о Бе-
линском-гимназисте его сверстник
Иванисов. Крепостной театр поме-
шика Гладкова находился близко от
гимназии, рядом со зданием Дворян-
ского собрания (ныне Дворец пионе-
ров). :

Чрезвычайно интересно, что сосе-
дом Белинского в первом классе
был сын крепостного по имени Дмит-
рий Калинин. Этим именем впослед-
ствии назвал Белинский свою зна-
менитую антикрепостническую драму,
послужившую главной причиной его
исключения из университета.
	Фамилия Белинского, как извест-
HO, происходит от названия села
Белынь (ныне Пачелмского района
Пензенской области), где дед крити-
ка служил свяшенником. «Его и на-
зывали все в Пеизе, где я с HAM
познакомился, Белынским», — гово-
рится в воспоминаниях Иванисова.
	«Учась в гимназии, я жил в бед-
ности, скитался... по скверным квар-
тиришкам», — говорится в письмах
Белинского к родным. Недавно ра-
ботникам пензенского архива уда-
лось установить адрес одной из пен-
зенских квартир Белинского. Это
лом № 16 по Куйбышевской улице.
	ска, Вильнюса и Алма-Аты, Челяби
ска и Ленинграда.
og nb
	е- KW SUUNLIUNY трудится ордег
ь-  носный коллектив фабрики «Красн
[тинина передавала с его слов воспо-
йминание о том, как «после детских
игр и об’ядений» во Владыкине Бе-
линский с братьями и сестрой «на
антресолях высоких барских хором,
в сумерки, жадно слушали сказки и
воспоминавия о походах 100-летнего
солдата суворовских времен». О ши-
рокой площади села Владыкина, на-
псминавшей ему детство, Белинский
вспоминал перед смертью.

Владыкино памятно также тем, что
отсюда в 1829 году Белинский от-
правился в Москву для поступления
в университет. Он описал этот от’-
езд в «Журнале моей поездки в Мо-
скву и пребывание в оной».

Из Владыкина вышел известный
художник. академик. живописи Ки-
рилл Антонович Горбунов (1822—
1898), в судьбе которого’ близкое
участие принимал Белинский. Горбу-
нов был крепостным Владыкиных.
Белинский помог «Кирюше», как он
называл Горбунова, переехать в Пе-
тербург и получить «вольную». Луч-
шие и наиболее известные портреты
Белинского и Лермонтова выполне-
ны Горбуновым.

Во Владыкине сохранились запом-
нившаяся Белинскому широкая пло-
щадь и часть помещичьего дома.
Сейчас здесь помещается школа. И
до сих пор в школьном зале целы
автресоли (балкон), на которых бу-
дущий великий критик получал пер-
вые уроки родной истории из уст
суворовского солдата.

А. Храбровицкий.
		.® т -
 B 1898 году — юбилейный год К. столетию co дня смерти benm
получил новое н -

Белинского — журнал «Живописное   <КОГО Чембар Е
	Среди исторических зданий Пензы
одно особенно дорого любителям
русской литературы. Это угловое
двухэтажное здание на улице Киро-
ва, 2 (бывшая Троицкая).

Здание построено в конце ХУШ
века. В 1804 году здесь была от-
	АСТАНА >. MY pee ee NE = ^ Б “> к И.
обозрение» < горечью писал: ние — город Е ии.
	«Если б почитатели таланта Вис-
сариона Григорьевича взглянули на
этот дом, имеющий историческое
значение, то не поверили бы своим
глазам и пришли в ужас! Владелец
этого дома, из желания получить
лишних несколько десятков рублей
в год дохода, сдает его весь за
рублей в год под трактирное заве-
	у ОН ГЕ т

дение самого грязного и низшего   России. В 1825 году поступил в тем
сорта». назию мальчик Виссарион Белин-

Сейцас в этом ломике, заботливо   ский, которому суждено было про-
	оберегаемом, развернут музей. ПТесть
его комнат полно и красочно рас-
сказывают о жизни Беличского.
	славить пензенскую гимназию и рол:
ной ему Пензенский край.
Другой известный воспитанник
.