ТВОРЧЕСТВО
МОЛОДЫХ
	В этом году Всесоюзный государ-
ственный институт кинематографии
окончила большая группа молодых
специалистов: актеров, режиссеров,
сценаристов, художников и ‚ операто-
ров.

Одними из первых защитили дипло-
	‘мы выпускники художественного (pa-
	культета.

На титульном листе дипломной ра-
боты М. Добрыниной написано: «Юли-
ус Фучик. «Слово перед казнью». О
Фучике и его беспримерном героизме
М. Добрынина услышала по радио.
Ей удалось побывать в Праге, видеть
дворец Педчек и тюрьму Панкрац,
где пытали Фучика. Все это помогло
ей создать значительную работу.

Различна тематика работ молодых
художников. Здесь и рисунки Н. Че-
бакова к роману Фадеева «Молодая
гвардия», и зарисовки В. Саушина к
поэме А. Твардовского «Василий Тер-
кин», и раскадровка Н. Строгановой к
мультипликационному фильму «Мауг-
ли».

Большинство дипломных сценариев
признано комиссией вполне пригодны-
ми для постановки. Дипломант В. Ка-
питановский написал сценарий «До-
верие», в котором ноказал героиче-
ские трудовые будни крупного маши-
ностроительного завода. И. Стреков
— сценарий «Слово Сталину» — 0
колхозниках, выполняющих взятые
перед Родиной обязательства.

Все четырнадцать дипломных сце-
нариев написаны на современную те-
му.

Очень интересной была защита дип-
ломов выпускниками актерского, опе-
раторского и режиссерского факуль-
тетов. Членам комиссии и зрителям
представилась возможность увидеть
их творчество на экране в отрывках
из недавно выпущенных или готовя-
щихся к выпуску фильмов. Члены
экзаменационной комиссии высоко
оценили работу молодых специали-
стов.

Болыной интерес представляет дип-
ломная работа выпускника оператор-
ского факультета В. Шумского, сняв-
шего киноочерк «На родине героев
Краснодона», запечатлевший истори-
ческие места, где жили, боролись и
погибли герои-молодогвардейцы. Мо-
лодые операторы В. Киселев, В. Хо-
дяков, М. Попова, Э. Шульц, И. Коз-
лова и С. Ковалева выполнили свой
работы по заданию Центральной сту-
дии кинохроники. Снятые ими отдель-
ные сюжеты уже демонстрировались
в различных номерах киножурнала

«Новости дня».

Состоялся первый послевоенный
выпуск молодых режиссеров. Режис-
серский диплом защитили выпускники
мастерской доктора искусствоведче-
ских наук Л. Кулешова.

Всего в этом году выпущено 60
молодых творческих работников ки-
нематографии.
	раммы изза границы
	О МУЗЫКЕ
	Государственное музыкальное из-
дательство возобновило выпуск ли-
тературы по вопросам истории и те-
ории музыки, а также” монографий,
посвященных крупнейшим музыкан-
там.
	Не так давно вышли капитальная
	работа академика Б. Асафьева
«Глинка», удостоенная Сталинской
премии, и книга Б. Ярустовского
	«Оперная драматургия Чайковского»
— анализ принципиальных вопросов‘
классической оперной драматургии.
Среди вышедших учебников — пер-
вый и второй томы «Истории русской
музыки» профессора Ю. Келдыша.
	Новыми изданиями пополнились
серии популярных брошюр «Класси-
ки мировой музыки» и «Лауреаты
Сталинской премии». В первой серии
недавно появились монографии
И. Мартынова о Даргомыжском и
Г. Федоровой о Глазунове. Г. Поля-
новский написал для второй серии
брошюру о  лауреате Сталинской
премии А. В. Александрове.
	В течение долгого времени Муз-
гиз не выпускал книг по вопросам
вокального мастерства. Поэтому вни-
мание музыкантов и любителей не-
сомненно привлекут две выпущенные
недавно работы певцов С. П. Юдина
и А Доливо. Если первая из этих
книг под названием «Певец и го-
лос» посвящена, главным образом,
вокальной технологии, то вторая —
«Певец и песня» разрабатывает про-
блемы творческого раскрытия содер-
жания исполняемых произведений.
	Среди только что вышедших книг
— один из трудов кафедры истории
пианизма Московской  консервато-
рии — книга А. Алексеева «Русские
пианисты».

В ближайшее время из печати вы-
ходят мемуары старейшего советско-
го композитора лауреата Сталинской
премии С. Василенко «Страницы
воспоминаний». В этой книге, содер-
жащей эпизоды Из русской худо-
жественной жизни конца прошлого
и начала текущего столетия, даны
портреты многих выдающихся дея-
телей русской музыкальной куль-
туры. р
	«НА ПЕРВЕНСТВО
MAPA»
	Вышел в свет и поступил в прода-
жу в киоски «Союзпечати» послед-
ний номер — № 20 шахматного бюл-
летеня «На первенство мира» (изда-
ние Всесоюзного комитета по делам
физической культуры и спорта при
Совете Министров СССР и. газеты
«Вечерняя Москва»).
	гала Белинскому преодолеть ошибоч-
ные вгляды периода примирения ©
действительностью.

Реакционная критика встретила
роман Лермонтова озлобленными на-
падками. Защитники ‹амодержавно-
крепостнического строя отрицательно
отнеслись к образу Печорина, рас-
сматривая его как выдуманный, не-
свойственный русской действитель-
ности. Белинский, ведя борьбу за
Лермонтова, показывает, что Печорин
типичный герой, порожденный эпо-
хой безвременья. Роман Лермонтова
— «это грустная дума о нашем вре-
мени». В нем Лермонтов, по мнению
критика, выступает «решителем важ-
ных современных вопросов». Белин-
ский явственно дает понять, что
Лермонтов протестует против окру-
жающей жизни, что он воплотил в
образе Печорина критический дух
«нашего века». В образе Печорина
критик’ увидел трагедию лучших лю-
дей 40-х годов ХГХ века. Замена-
тельно при этом, что Белинский свя-
зывает проблему положительного ге-
роя < вопросом о судьбах освобо-
дительного движения в России. Он
писал, что тоска Печорина, его не-
удовлетворенность окружающим яв-
ляются следствием «переходного со-
стояния духа, в котором для чело-
века все старое разрушено, а но-
вого еще нет, и в котором человек
есть только возможность чего-то
действительного в будущем...». Имен-
но это сочетание важных обществен-
ных проблем с литературным анали-
зом сделало критические статьи Бе-
линского классическими образцами
революционно-демократической  кри-
тики.
	Статья о стихотворениях Лермон-
това — новый шаг Белинского по
пути реализма. В ней он преиму-
щественно «обращается к жизни и
говорит о жизни». Творчество поэта
рассматривается в соотношении с ис-
торической действительностью. В за-
мечательном письме, относящемся к
этому времени, Белинский решитель-
но выступает с идеей революционно-
	го отрицания и борьбы, высказывая_
	глубокую уверенность в неотврати-
мости коренной перестройки совре-
	Письмо Финского правительства
Генералиссимусу И. В. Сталину
	ХЕЛЬСИНКИ, 4. (ТАСС). Ce-
годня премьер-министр Мауно Пек-
	кала и министр иностранвых деп
Карл Энкель посетили ‘ посланника
Советского Союза в Финляндии
	Г. М. Савоненкова и вручили ему для
передачи Генералиссимусу Сталину
следующее письмо:

«Хельсинки, 4 июня 1948’ года.

Председателю, Совета Министров
Союза ССР господину Генералис-
симусу И. В. Сталину.

Господин Генералиссимус,

Сообщение г-на Чрезвычайного и
Полномочного Посланника Союза Со-
ветских Социалистических Республик
в Финляндии о великодушном и щед-
ром решении Советского правитель-
ства сократить остающуюся сумму
репарационных платежей, начиная с
1 июля сего года, на 50 процентов
	Выпажения благодарности
	вызвало ‚в. сердцах финского народа
чувства радости и искренней призна-
тельности,

От имени Финляндского правитель-
ства прошу Вас, господин Генералис-
симус, и в Вашем лице Советское
правительство принять выражение
глубокой благодарности за это новое
доказательство благожелательного
отношения, доверия и дружбы к Фин-
ляндий, ‘экономическое положение
	‚которой вызывало за последнее время
	серьезные заботы и теперь благодаря
этому сокращению ее репарационных
обязательств существенно юоблегчено.
	Прошу Вас, господин  Генералис-
симус, принять заверения в моем глу-
боком к Вам уважении.
	Председатель Совета Министров
Мауно Пеккала».
	советскому правительству
		Сс огромным успехом проходят в
Чехословакии концерты Государ-
ственного русского народного хора
	имени Пятницкого. НА CHMMKE:

артисты хора осматривают совет-

ский павильон на сельскохозяйст-

венной выставке славянских стран
в Праге.
			по Соединенным Штатам
	ВАШИНГТОН, 5. (ТАСС). Презиз
дент Трумэн выехал из Вашингтона
в двухнедельную поездку по запад“
	ному побережью Соединенных Шта-
	тов. Во время этой поездки он вы“
ступит в Чикаго, в Омахе (штат Не
браска), в Сиэтле (штат Вашингтон),
в Беркли (штат Калифорния) и в
Лос-Анжелосе. Кроме того, Трумэн
будет выступать по дороге.
	заявление
Цейлона о принятии
его в члены ООН
	НЬЮ-ИОРК, 5. (ТАСС). Секрета=
риат организации Об’единенных наз
ций сообщил, что премьер-министр
Цейлона Сенанайяке представил re.
неральному секретарю ООН заявле“
ние Цейлона о принятии последнего
в члены ООН.
	Об’явление С
		КАИР, 4. (ТАСС). Вечером 3 июня
в Каире было опубликовано распо-
ряжение военных властей об об’яв-
лении Суэца военной зоной. Губер*
натору Суэца предоставлены воен“
	ные полномочия.
	Инфляция
	в Чпонии
	за уменьшение репарационных платежей ФИНЛЯНДИИ
	(ТАСС). Вчера
Хельсинки по:
финляндокого .
	ХЕЛЬСИНКИ, 95
посланника СССР в
сетил председатель
	народ окажется достойным этого ве-
ликодушного проявления дружест-
венного отношения Советского Сою-
	сейма Фагерхольм, который выразил   за к Финляндии и приложит все ‘уси-
	лия к дальнеишему развитию друже-
ственных отношений между обеими
странами:

В адрес советской миссии продол-
жают. поступать благодарственные
телеграммы ‘от собраний и. митингов
рабочих, происходящих сейчас по
всей стране в связи с решением Со-
ветского правительства об уменьше-
нии репарационных платежей.
	К ПОЛОЖЕНИЮ
В ПАЛЕСТИНЕ
	ПАРИЖ, 5. (ТАСС). Как сооб-
щает корреспондент агентства Фране
Пресс из Хайфы, еврейские воздуш
ные силы произвели налеты на араб-
ские части, расположенные в тре-
угольнике: Самария—Наблус—Туль-
Карм. Отмечены прямые попадания в
центрах скопления войск`и в воен-
ных лагерях в окрестностях этих го-
родов.

ПАРИЖ, 5. (ТАСС). Как сообщает
корреспондент ‘агентства Франс Прес»
из Тель-Авива, там официально об’-
явлено, что еврейские войска BCTY-
пили в город Дженин, важный араб:
ский центр на дороге к Иерусалиму
Дженин в течение 12 лет являлся
базой, откуда совершались нападения
арабов на еврейские колонии на се-
вере Палестины.
	ПАРИЖ, 5. (ТАСС). Koppecno:-
дент агентства Франс Пресс передает
из Тель-Авива сообщение еврейского
радио о том, что «важнейшие секре-
ты, касающиеся безопасности Еврей-
ского государства, ежедневно пере-
даются арабам англичанами-предате-
лями, находящимися .в государстве
Израиль, и особенно английскими
журналистами, использующими в
этих целях корреспондентские удо-
стоверения. Такие журналисты, поль-
зуясь полной свободой  передвиже-
ния, представляют опасность для Ев-
рейского государства, ведущего борь-
бу за свое существование». Радио
призвало каждого жителя государ-
ства Израиль хранить военные секре-
ты. и быть бдительным.

БЕЙРУТ, 5. (ТАСС). Касаясь по-
ложения на фронтах в Палестине, га-
зета «Аль-Хайят» пишет, что наибо-
лее активные военные операции в на-
стоящее время происходят в секторе
действий иракских войск. Крупные
бои имеют место между городами.
Дженин и Аффуле, а также в рай-
оне северо-западнее города Туль-
Карм и в районе Петах-Тиква.

Газета отмечает, что еврейские
войска усилили свою наступательную
активность на всех наиболее важных
участках фронта и особенно ча уча-
стке Петах-Тиква—Рас-Эль-Аин. Es-
рейское командование, пишет газе-
та, стремится помешать предстояще-
му наступлению иракских и транс-
иорданских войск на Тель-Авив.

Газета «Бейрут» сообщает, что в
Палестину прибывают крупные полд-
крепления иракских войск, имеющих
самое современное вооружение.
	должна почерпнуть в жизни народа.
Русское общество эпохи самодер-
жавного террора, безраздельного вла-
дычества Третьего отделения не дает
достойного содержания отечествен-
ной литературе. «Где ж тут литера-
тура, — восклицает критик, — как
сознание народа, как выражение его
миросозерцания?».

Начало подлинно великой русской
литературы он видит в деятельности
Пушкина и прямо связывает это на-
чало с борьбою против русской дей-
ствительности николаевского време-
ни, Чудные, прекрасные человечес-
кие образы,. благороднейшие натуры
Онегина, Татьяны, Ленского чужды
и даже враждебны миру окружаю-
щих их людей. «Окружающая их
действительность ужасна, — пишет
он, — и они гибнут ее жертвою, и
тем скорее, что не понимают, по-
добно Онегину, ее значение, и довер-
чивы к ней.»
	Вот почему роман Пушкина исчер-
пал русскую жизнь, дал глубокую
и грустную картину русской дейст-
вительности. «Вот, где только начало
русской литературы», — многозна-
чительно заканчивает критик.
	_ Гениальный критик ставит перед
литературой задачу борьбы с суше-
ствующим строем, задачу правдизо-
го изображения действительности. В
ряде рецензий он особенно настой-
чиво повторяет мысль о необходи-
	мости `«гуманического начала» в
литературе.

Появление новых произведений
	крупнейших представителей русско-
го реалистического искусства ук-
репляет позицию критика, дает” ему
огромный материал для создания за-
конченной системы литературных
взглядов. В сороковых годах, в ус-
ловиях все обостряющейся классо-
30% борьбы Белинский создает под-
линно народную литературно-крити-
ческую теорию, которая выражала
«йнтересы самых широких масс на-
селения в борьбе за элементарней-
тие права народа»’ (Ленин, соч., том
ХУГ, стр..219). [Именно это сделало
критические статьи Белинского дра-
гоценнейшим наследием русского на-
	Советскому правительству призна-
тельность и благодарность от имени
финляндского сейма за решение Со-
ветского правительства облегчить
Финляндии выплату  репарационных
платежей. Фагерхольм заявил, что
это решение послужит дальнейшему
укреплению дружественных отноше-
ний между Финляндией и Советским
Союзом.

В течение вчерашнего дня совет-
ского посланника посетили также
делегации: исполкома коммунистиче-
ской партии Финляндии в составе
Ууситало и Вилле Песси, передавшая
адрес на имя  Генералиссимуса
Сталина; Демократического <0юза
народа Финляндии (ДСНФ) в соста-
ве Куло и Тююне Туоминена, Демо-
кратического союза женщин. Финлян-
THA (ACK), Демократического
союза молодежи Финляндии (ДСМФ),
делегации рабочих ряда крупных
предприятий торода Хельсички и
его окрестностей и различных проф-
	союзов. Все делегации передали
адреса на имя _ Генералиссимуса
Сталина и выражали глубокую
	благодарность Советскому правителъь-
ству и  млично. Генералиссимусу
Сталину за решение об уменьшения
репарационных платежей. Все деле-
гации рассматривают решение Совет-
ского правительства, как  большюй
подарок Советского Союза финскому
народу. Многие делегации в своих
выступлениях заверяли, что финский
	Из серии рисунков ВБ. И. ЛЕБЕДЕВА,
	менного ему общественного строя.
«Вообще, все общественные основа-
HAA нашего времени. — заявляет Бе.
	линский, — требуют строжайшего
пересмотра и коренной перестройки,
что и будет рано. или ‘поздно. Пора
освободиться личности человечества,
И без того несчастной, от гнусных
оков неразумной действительности...».

Такая революционная позиция при-
водит критика к полному пересмотру
вопросов об отношении политики и
литературы, общества и писателя. Бе-
линский заявляет: «Чем выше поэт,
тем больше принадлежит он общест-
ву, среди которого родился, тем
теснее связано развитие, направле-
ние и лаже характер его таланта с
историческим развитием общества».
Поэт неотделим от общества, «он
болеет его недугами, мучится его
страданиями, цветёт его здоровьем».

«Суб’ективность» теперь для Бе-
линского означает способность. ху-
дожника отзываться на животрепе-
щущие вопросы времени и право
художника на произнесение суда над
темными сторонами действительно-
сти. Белинский страстно проклами-
рует критику общественную и пуб-
лицистическую, ставящую живые со-
циальные вопросы, — «плод глубо-
кого убеждения, горячего чувства,
выражение тех внутренних духовных
интересов, Которые занимают все
существо человека на яву, тревожат
его сон, отрывают его от выгод
внешней жизни, от забот о своем жи-
тейском благосостоянии, заставляют
его приносить в жертву всю свою
жизнь, все удобства в настоящем,
все Надежды в будущем...». А в
письме к Боткину он еше более
определенно говорит об огромной об-
шественно-воспитательной роли кри-
тика: «Теперь у нас великую толь-
зу может принести, для настоящего
и еще более лля будущего, кафедра,
но журнал большую, ибо для наше-
го общества прежде науки нужна
человечность, гуманическое образо-
вание».

Белинский ведет борьбу 3a Tup-
жество реализма в литературе, за
большое, глубокое содержание, кото-
рое литература, по мысли критика,

Тауреат Сталинской премии, член- корреспондент Академии наук CCCP,
заведующий лабораторией Института геологических наук CCCP ИН. М.
		Выдающиеся достизкения
_ воветсной геологической науни
	летние исследования члена-коррес-
пондента Академии наук CCCP
В. П. Ренгартена. Больше сорока лет
своей жизни он посвятил изучению
	Каждый новый список лауреатов
Сталинских премий лишний раз сви-
детельствует о неуклонном росте и
развитии советской науки.
	Беседа с академиком А. Н. Заварицким
	Присуждение премий имени   геологии Кавказа, опубликовав около
товарища Сталина представителям   ста пятидесяти научных работ. Свой
геолого-географических наук — до-  выдающиеся достижения В. П. Рен-
	гартен обобщил в [Х томе «Геологии
СССР». Этот труд представляет мо-
нографию, содержащую огромный
фактический материал, который яв-
ляется крайне важным для практиче-
CKBX BbLIBOZOB.
	В числе ученых-геологов, удостоен-
	мии, член-корреспондент Академии
наук СОСР Н. М. Страхов и доктор
геолого-минералогических наук В. А.
Чернов: Труд первого дает исчерпы-
вающий историко-геологический аня-
лиз процесса формирования железных
и марганцевых руд, а также бокси-
тов. Работа Чернова «О природе поч-
венной кислотности» по глубине ис-
следования значительно опережает
	труды зарубежных ученых по этому
	вопросу.

`Комплексное изучение Кольского
полуострова и Карело-Финской ССР,
проводившееся на’ протяжении ряда
	‚лет, раскрыло вотатства: севера ` евро-
	пейской части Союза и во многом
	содействовало под’ему его народного
	хозяйства. Большая заслуга в откры-
тии крупных. железорудных место-
	рождений на Кольском полуострове
	и подготовке сырьевой железорудной
базы для организации северо-запад-
ной черной металлургии принадлежит
доктору геолого-минералогических
наук Д. Ф. Мурапюву, начальнику
отлела черных металлов Министер-
	ства геологии СССР Д. В. Шифрину’
и ассистенту Ленинградского госу-.
парслвенного университета К. М. Ко-
	шицу. (Они удостоены Сталинской
премии второй степени.
	Советские геологи-разведчики удо-
стоены Сталинских премий за новые
способы морской сейсмической раз-
ведки нефти, за успешные геологи-
ческие исследования и разведку по-
лиметаллических месторождений, за
разработку нового аэрометода иссле:
дования болот и торфяных месторож-
дений.

Советская геология может по праву
гордиться своими выдающимися
представителями — лауреатами Ста-
	линских премий.
	казательство развития этих отраслей
знаний. Выдающихся успехов достиг-
ли советские: геологи, географы и
почвоведы. Экспедиционная работа и
обобщение полученных экспедиция-
ми результатов значительно расши-
	рили наши знания о строении земной
поверхности и земных недр.

Там, где сравнительно недавно гос-
подствовало вековое безмолвие, куда
раньше не ступала нога человека,
сейчас выросли крупнейшие промыш-
ленные центры. В этом. историческом
преобразовании страны сыграли свою
роль многочисленные комплексные
научные экспедиции советских гео-
логов, географов, почвоведов. Поиски
нефти привели к открытию так на-
зываемого «Второго Баку», имеющего
крупное народнохозяйственное значе-
ние, а успешные разведки залежей
природного газа дали возможность
соорудить газопровод Саратов — Мо-
сква.

Советские ° ученые `` исследовали
отромные богатства Кольского полу-
острова, «омолодили» Урал, содей-
ствовали экономическому и культур-
ному развитию республик Средней
Азии и других районов страны.

Список элементов, найденных и до-
полнительно изученных в годы совет-
ской власти, почти исчерпывает таб-
	лицу химических элементов Менде-.
	леева. Исключительные успехи поис-
ковых и разведочных экспедиций ‹о-
ветских ученых достигнуты благода-
ря внедрению геофизических, магнит-
ных, гравитационных, сейсмических,
радиоактивных и других новых ме-
толов исследования.

Донецкий угольный бассейн пре-
вратился в «Больнюй Донбасс». Вы-
яснилось, что угольные запасы Куз-
нецкого и Подмосковного бассейнов
во много раз больше, чем предполага-
лось ранее. Сотни миллионов тонн
высококачественных. железных руд
обнаружены  геологическими экспе-
дициями на Урале. Созданы железо-
рудные базы для черной металлургии
Сибири, северо-западных, районов
страны.

Высок и теоретический уровень на-
учно-исследовательских трудов <со-
ветских ученых, особенно тех авто-
ров, работы которых удостоены
Сталинских премий. Изучая природ-
ные богатства Родины, они содей-
ствовали быстрейшему восстановле-
нию и развитию народного хозяйства.

В этом году среди новых лауреа-
тов — профессор В. П. Батурин. В
его лице мы имеем одного из круп-
нейших советских ученых, развивше-
го в нашей сГране петрографию оса-
дочных пород. Его капитальное ис-
следование в этой области. помимо
теоретического значения, является
весьма важным для поисков новых
источников нефти и других полезных
ископаемых.

В научном труде «Петрографиче-
ский анализ геологического прошло-
го по терригенным компонентам» ав-
Top дает исчерпывающий анализ фор-
мировапия нефтеносных и разделяю-
щих их толщ, а также прогноз про-
мышленной нефтеносности ^ соответ-
ствующих отложений. Работа Батури-
на — крупный вклад и в мировую
литературу.

Весьма ценны для науки и вместе
с тем для наролного хозяйства много-
	Приобретения
для музеев
	Государственная закупочная Ко-
миссия Комитета по делам искусств
при Совете Министров CCCP приоб-
рела для пополнения музейных фон-
дов страны живописные и графичес-
	кие произведения старых русских,
советских И западноевропейских ху-

JIOMUAKOB.
	Две серии рисунков, посвященных
жизни и революнионной деятельности
В. И. Ленина, приобретены у лауре-
атов Сталинской премии 1. Василь-
ева и Н. Жукова. У Кукрыниксов
приобретены оригиналы их извест-
ных ‘политических карикатур перио-
да Великой Отечественной войны.
Большой интерес’ представляют HI
люстрации лауреата Сталинской ape-
мии Е. Кибрика к романам Ромэн
Рсллана «Кола Брюньон» и «Очаро-
ванная душа» и книге Шарля де
Костера «Тиль Уленшиигель», гра-
вюры народного художника РСФСР
И. Павлова на тему «Старая Моск-
ва».
	ТОКИО, 5. (ТАСС). Как сообщает
агентство Киодо ЦПусин, выпуск банк.
нот Японским банком в мае текущего
года составил 3.058 млн. иен. На ко“
нец ‘мая в Японии в обращении на
холилось 193.498 млн. иен.
	moscwoy
	х КАК ПИШЕТ газета «Cun
вэньбао», в кругах промышленников
и среди рабочих в Северном. Китае
резко возражают против ‘переводз
правительственных сталелитейных за-
водов из Таншаня на юг Китая. Фе-
дерация труда провинции Хэбэй со-
звала в Бэйнине пресс-конференцию,
на которой заявила протест против
такого перевода, ибо в таком случае
свыше 80.000 рабочих будет выброше-
но на улицу, а 370.000 членов их
семей останутся без куска хлеба.

*ж КОПЕНГАГЕНСКИЙ городской
суд приговорил к смертной казни
пять датских фашистов,  обвиняв-
шихся в убийстве 20 датских патрио-
	ТОВ.

\ НА-ДНЯХ состоялось второе
общее собрание членов Финско-со-
ветской торговой палаты. Собрание
единогласно одобрило отчет о дея’
тельности палаты в 1947 году. Пред-
седатель Всесоюзной торговой пала-
ты М. В. Нестеров сделал на собра:
нии доклад о предпосылках совет-
ско-финской ‘торговли. Доктор ЮНн-
нила выступил с докладом о финской
внешней торговле.
	рода, свидетельством всемирно-исто-
рического значения русской литера-
туры.
	Первым в европейской литературе
Белинский развернул ‘учение о кри-
тическом реализме, как особом мощ-
ном творческом методе, проникаю-
щем в самую суть законов общест-
венной жизни. Сочетание высокой
идейности с правдивым изображением
действительности, сочетание револю-
ционной социалистической думы
с верным изображением человека и
общества — таков художественный
идеал великого борца за реализм.
	Так, обобщая творческий опыт ве-
ликих мастеров художественного
слова, Белинский пришел к учению
с критическом реализме и обшест-
венной содержательности искусства.
«Искусство нашего времени, — за
являет он, — есть выражение, осу-
ществление в изящных образах со-
временного сознания, современной
думы о судьбе и цели жизни, о пу-
тях человечества». Подчеркивая ак-
	THBHYIO общественно-преобразова-
тельную роль литературы, Белин-
ский ведет страстную. неутомимую
	борьбу с теорией чистого искусства.
Самым решительным образом он от-
рицает. существование «искусства
для искусства», красоты для красо-
ты. «В наше время искусство и ли-
Tepatypa больше, чем когда-либо
прежде, сделались выражением об-
щественных вопросов, потому что в
наше время эти вопросы общедо-
ступнее всем, яснее, сделались для
всех интересом первой степени».

Обобщая огромный художествен-
ный опыт русской литературы от Ло-
моносова до Гоголя, Белинский при-
зывал искусство к тесной связи с
народной жизнью, к искреннему уча-
стию в судьбах народных. Он при-
зывал искусство к борьбе за рево-
люционное преобразование общест-
ва.. Все это сделало замечательные
статьи Белинского ценнейшей частью
культурного наследства русского на-
рода. Они по праву вхолят в золотой
фонд мировой культуры и социа-
листической эстетики.

М. Поляков.
	7 июня исполняется 100 лет со дня смерти В. Г. Белинского
	Полвижник русской.
литературы
	1834 °4 стал памятной датой в
истории русской литерату-
ры; В январе этого года появилась
первая книга пресловутой «Библиоте-
ки для чтения». В этом же году
явился и величайший противник ре-
акционного направления этого жур-
нала.

Есть что-то глубоко знаменатель-
ное в том, что в этом году в один
день и месяц подписаны цензором
в Москве — газета «Молва» с пос-
ледним фельетоном знаменитой «эле-
гии» Белинского «Литературные меч-
тания» и цензором в Петербурге —
«Миргород» Гоголя. Этот день —
23 декабря 1834 года. Новое сильное
течение в русской художественной
мысли заявило о себе книгой Гоголя
и критической ‘элегией Белинского.
Это было рождение’ демократичес-
кого мировоззрения в литературе и
эстетике, создавшего знаменитую
«натуральную школу», школу кри-
тического реализма, через которую
прошли величайшие русские писате-
ли ХХ столетия.

Деятельность Белинского связана
< четырьмя журналами. «Телескоп»
и «Московский наблюдатель» в 30-х
годах, «Отечественные записки» и
«Современник» в 40-х были теми
прославленными трибунами, с кото-
рых раздавалось вешее слово гени-
ального критика.
	С 1839 до середины 1846 года Бе-
линский неутомимо работает в «Оте-
чественных записках», а с 1847 го-
да — в «Современнике». Именно он
превратил их в самые. популярные и
наиболее передовые журналы. Здесь
напечатаны его лучшие работы: ге-
ниальные статьи о Пушкине, голо-
выё литературные обзоры, ядовитые
памфлеты против славянофилов и
проникновенные литературные порт-
реты Лермонтова, Гоголя и других
	представителей передового искусст-
ва. Уже в 1840 году Белинский пи-
шет своему приятелю, что он рабо-
тает не для узкого круга друзей, а
для публики. «Их будут читать, —
пишет он о своих статьях, — и они
будут полезны, а я чувствую, что
совсем не автор для немногих».

Белинский уже далеко ушел от
своих ранних статей. Он настойчиво
подчеркивает теснейшую связь  ли-
тературы с обществом. «Рассматри-
вая литературу какого бы то ни бы-
ло народа, — замечает он, — не-
возможно отделить ев развитие от
развития общества. Это особенно дол-
жно относиться к русской литерату-
ре...». Все более решительно Белин-
ский отказывается от понимания по-
эта, как человека, стоящего над
схваткой, вне общественной борьбы.

С этих позиций Белинский дает
ничтожающие разборы творчества
Ронеликтовй. Хомякова, Марлинского.

Появление романа Лермонтова
«Герой нашего времени» еще более
укрепляет позицию критика. В мае
и июне 1840 года он помешает спе-
циальный разбор этого’ произведения,
показывая органическую связь поэта
с передовыми идеалами русского об-
щества. Лермонтов — человек одно-
го поколения с Белинским, Огаре-
вым, Герценом. Поэзия Лермонтова
явилась сзязующим звеном между
декабристами и поколением ` Черны-
шевского и Некрасова.
	Белинский один из первых уяснил
себе подлинное историческое место
Лермонтова, гражданский пафос его
поэзии. По наблюдению П. Аннен-
кова, Лермонтов оказал ‚огромное
вляние на развитие Белинского. Его
поэзия. проникнутая ненавистью К
‹гнусной российской действительно-
сти», заключавшая в себе страстный
порыв к активному протесту, помо-
	,*