Телеграммы из-за границы
			Гостиница «Карлтон».
	Сегодня исполняется 100 mer co дня смерти В. Г. Белинского
	великий русский критик-демекрат
	его содержание, тогда как искусство,
намеренно отрезанное от жизни, от
человеческой мысли, является «пред-
метом какого-то сибаритского насла-
ждения, игрушкою праздных ленив-
цев».

Критик писал далее, что искусство
и литература являются выражением
общественных интересов и философ-
ской мысли своего времени и что ис-
тинный поэт — гражданин своей зем-
ли, сын своего народа. Белинский
	отдавал предпочтение тем произведе-
ниям, которые не искажали жизнь,
	Рисунок Б. И. ЛЕБЕДЕВА.
	не впадали в фальшь, а правдиво за-
трагивали общественные вопросы и
чувство патриотизма и гражданского
долга. Призывая писателей к высоко-
му служению народу, великий кри-
тик указывал, что писатели не долж-
ны терять чувство действительности,
а должны изучать жизнь в ее самых
разнообразных проявлениях, запаса-
ясь наблюдениями и опытом, прежде
чем браться за перо. Он говорил, что
поэт не может творить из себя, вы-
думывать действительность, а дол-
жен преобразовать то, ‘что видел и
слышал, в поэтические образы. Так,
анализируя рассказы И. С. Тургенева,
Белинский указызал, что писатель
не поосто списывает с натуры, а пе-
рерабатывает взятое им готовое ‹о-
держание по своему идеалу, и от
этого у него выходит картина более
живая, гсворящая и полная мысли,
нежели действительный случай, по-
давший ему повод написать картину.
Не отрицая значения художественно-
го мастерства в творчестве, критик
вместе < тем раз’яснял, что художе-
ственность сама по себе без глубоко-
го общественного содержания не име-
	ет значения. Он понимал, что обще-
	ство его времени чрезвычайно нужда-
лось в литературе, полной высоких
гуманных идей и больших чувств.
Идея была для него выше формы, он
требсвал от искусства прежде всего
«дела», разумея под этим реальную
	пользу для народа. Идею же нарол-.
	ности он связывал с общественным
прогрессом, < подлинным демократиз-
MOM.

Но’не только к правдивому изобра-
жению жизни призывал Белинский.
Он требовал, чтобы в творчестве вы-
ражалась «гуманная суб’ективность»,
«пафос» поэта. Иначе говоря, он тре-
бовал действенного искусства, в ко-
тором активно проявлялись бы идеи
и взгляды передового писателя. «Па-
фос», по определению критика, это
«страсть, возжигаемая в душе идеей».
Бесстрастность писателя была в его
глазах доказательством слабости
творческой силы. Он прямо заявлял.
что чувство общественности должно
громче других говорить в сердце пи-
сателя, что писатель должен следить
	Белинский явился первым критиком
и историком литературы, положив-
шим ваучные основы демократической
эстетики.

Интерес Белинского к литературе
определялся тем. огромным значением,
которое имела она в ту пору в Рос-
сии. Именно в литературе выража-
лись в ту эпоху интересы народз,
несмотря на жесткую цензуру. И ес-
тественно, что, великий трибун, не
имевший возможности ‘отдаться от-
крытой политической деятельности,
со всей присущей ему страстью
	устремляется в’ лйтературу. С кеви-
данным мастерством, искусно обходя.
цензурные рогатки, он сумел в своих
статьях поднять важнейшие чолити-
ческие вопросы, смог выразить рево-
люнионные устремления народных
масс. Недаром враги называли его
бунтовщиком, который за неимением
возможности бунтовать на площади
бунтовал в журналах.

Свои требования к искусству Бе-
линский основывал на материалисти-
ческих принципах. Как революционер-
демократ он выдвинул учение о
правдивом искусстве, которое долж-
но служить интересам народа. Исто-
рическая заслуга Белинского состоит
в том, что он первым обосновал за-
коны художественного реализма в
литературе и тем самым произвел в
искусстве настоящий переворот. Были
и до пего критики, которые об’явили
борьбу классицизму и романтизму, но
они не имели такой силы, чтобы по-
вернуть всю литературу на путь рез-
лизма и создать школу критического
направления; ндущую в. разрез о ©
установившимися литературными тра-
линиями. Он считал реализм и прав-
	дивость непременным условием ху-
дожественного творчества, а истину
и простоту — первым требованием
	красоты в искусстве. Критик неодно-
	кратно говорил, Что только такое ис-
кусство заслуживает уважения CO-
	кусство заслуживает  уважети” >
временников в памяти потомства, ко-
торое верно действительности и про-
никнуто высокими общественными

MB ВА >,

идеалами. Уже в первых статьях: «Ли-
тературные мечтания» (1834 г.) и «О
	ЕЖА. -

русской повести и повести Гоголя»
(1835 г.) он выдвинул реализм и на-
оодность как основу передового ис-
кусства. Эти принципы нашли свое
	дальнейшее развитие в более позд-
	них статьях и особенно в статье
«Взгляд на русскую литературу
1847 года».

Белинский ратовал против «Чисто-
го искусства» и доказывал, что ис-
кусства, не зависимого от жизни, ни-
когда не было и не будет. Он также
показывал, что служение обществен-
ным интересам не только не унижа-
ет искусство, а, наоборот, придает
ему силу, возвышает его и расширяет
	В ТЯЖЕЛЫЕ и мрачные годы ни-

eres eee ern} a
	—  колаевской реакции 30—40-х
годов прошлого века поднялась ги-
гантская фигура Виссариона Гри-
	горьевича Белинского — великого ре-
волюционного демократа, замечагель-
ного мыслителя-материвлиста, гени-
ального литературного критика, бор-
ца за интересы русского народа. Его
голос был устремлен в будущее, это
был пророк ¢ орлиным взором. Боль-
шевистская партия и советское пра-
вительство придают его трудам ис-
ключительное значение. Оно обуслов-
лено ролью Белинского в истории
русской общественной мысли и рус-
ского революционного лвижения.
	Белинский завоевал огромный авто-
ритет в передовых слоях русского об-
разованного общества и снискал
злобную ненависть правящих кругов.
«В этом застенчивом человеке. —
писал Герцен, — в этом хилом теле
обитала мощная гладиаторская нату-
ра. Да, это был сильный боец».
	Белинский был великим патриотом
своей Родины. Все советские люди
помнят его пророческие слова, напи-
санные в 1840 году: «Завидую вну-
кам н правнукам нашим, которым
фхуждено видеть Россию в 1940 году,
стоящую во главе образованного ми-
ра, дающую законы и науке, и искус-
ству и принимающую благоговейную
дань и узажение. от всего просве-
щенного человечества».

Особенно велика роль Белинского
в развитии русской литературы. Кри-
тик-патриот глубоко раскрыл вели-
Чие и громадное значение русской
культуры и истолковал крупнейшие
явления русской литературы — твор-
чество Пушкина, Гоголя, Грибоедова,
Лермонтова, Кольцова, Гончарова,
Герцена, Тургенева и других. На его
статьях воспитывалось целое поко-
ление мыслящих людей и талантли-
вых писателей. Эти статьи будили
политическое самосознание в народе.
Русская классическая литература
воспринималась через его оценки. Эс-
тетические положения и заветы вели-
кого критика в отношении реализма
легли в основу всего последующего
развития русской литературы. Он <по-
собствовал развитию русской лиге-
ратуры, ставшей одной из великих
литератур мира.

Белинский создал школу демокра-
тической литературной критики и за-
ложил научные основы истории рус-
ской литературы. Он отстаивал прин-
цип высокой идейности и народности
в литературе и искусстве, настойчиво
вел борьбу за идейность и глубокое
содержание и требовал от писателей
	беззаветного служения народу. Бе-
линский связывает ‘искусство <
жизнью, эстетику < социологией.
	Требование изображения жизни «как
она есть» выдвигалось им на перед-
ний план. Критик вступил в полеми-
ку с немецкой романтической теорией.
Литература рассматривалась им как
общенародное дело, как средство,
призванное служить прогрессивному
движению.
	Идея ‹<оздания национальной, под-
линно народной литературы является
главной в творчестве Белинского.
Исходя из предпосылки, что худо-
жественная литература должна выра-
жать всю внутреннюю жизнь своего
народа до ее сокровеннейших глубин,
критик ставил серьезные задачи, пе-
ред русской литературой. Он требо-
вал, чтобы она была проявлением на-
циочального народного духа, чтобы
служила интересам народа, а не груп-
пе привилегированных людей, состав-
ляющих просвещенное общество. С
этой точки зрения он проводил ана-
лиз всей русской литературы от Кан-
темира и Ломоносова до Гоголя.
Всех писателей критик оценивает ©
точки зрения того, насколько они при-
близились к реальной жизни и выра-
зили напиональные интересы.
	Портреты
В. Г. Белинского

В Государственной — историческо
	В Государственной исторической
5нблиотеке открыта выставка, посвя-
ттевная 100-летию со AHA смерти
	шенная 100-летию со дня смерти
В Г Белинского. Среди разнообраз-
	ных Материалов, представленных на
	выставке, привлекают внимание ре
продукции со старых рисунков, порт-
ретов, картин, акварелей, иллюстри-
	рующих жизнь и деятельность В. Г.
	Белинского. .

Почти все эти произведения были
созданы при жизни критика. Выпол-
ненные с натуры, они представляют
всобый интерес.

Один из наиболее ранних акварель-
ных портретов Белинского создан не-
иззестным художником в 1838 году,
в московский период жизни критика.
Мы видим молодое  вдохновенное
лино < болышими горящими глазами.
В портрете чувствуется рука большо-
го мастера.

По мере того, как росла извест-
ность Белинского, появляется ряд
проигведений  художников-современ-
зиков. Это — портрет работы изве-
стного иллюстратора — «Мертвых
душ» Боклевского и портрет, создан-
ный К. А. Горбуновым в 1843 году.
Последний портрет был до револю-
пии наиболее популярным и часто
всспроизводился. Однако И. С. Тур-
генев считал его несколько’ идеали-
зирующим внешность Белинского.

Особую ценность представляют
дружеские шаржи. На одном из них,
работы А. Хлещенко, изображен ху-
дощавый человек (Белинский), на
которого взобрался тучный господин
(издатель Краевский). — Вспомним
здесь слова И. С. Тургенева: «Всем
известно, какую обузу наваливал на
Белинского  расчетливый издатель
журнала. Какие сочинения не прихо-
дилось ему разбирать — и сонники,
и поваренные и математические
КНИГИ...».

Интересны и зарисовки художника
Степанова «Типографские превраще-
ния» (Белинский сам не узнает сво-
ей статьи после напечатания) и «Бе-
линский и Некрасов».

Широко популярна картина А. На-
мова «Белинский перед смертью»,
изображаюшая Н. А. Некрасова и
Ы. И. Панаева у постели умирающе-
го Белинского. К последним дням
жизни Белинского относится извест-
ный портрет работы И. Астафьева.

Нужно упомянуть и об интересней-
шей работе, созданной несколько
позднее. Это акварель А. Максимова
«Белинский в кружке Н. Станкеви-
чах, изображающая обстановку, B KO-
торой происходили собрания кружка,
сыгравшего значительную роль B
жизни великого критика.
	В. Фооловский.
	за судьбой ‹воего народа, должез
чувствовать себя гражданином и по-
могать обществу в его борьбе за про-
гресс и свободу.

Непременным условием демократи-
зации и художественных достоинств
литературы Белинский выдвинул
требование народности и реализма.
Свою теорию народности он резко
противопоставил «официальной  на-
родности», продолжая борьбу, нача-
тую еще Пушкиным, с полицейской,
казенно-патриотической журналисти-
кой Булгарина и Греча. Путь к под-
линной народности Белинский видел
в сближении литературы с современ-
ной народной жизнью, в отражении
потребностей и новых идей своей
эпохи.

Среди русских дворян-крепостников
было распространено слепое прекло-
нение перед иностранной культурой.
Они высокомерно и презрительно от-
носились к своей стране, к своему
народу и к культуре, выросшей на
народной почве. Как истинный патри-
от, Белинский не мог пройти мимо
этого позорного явления и уже в пер-
вой статье поставил вопрос о само-
стоятельном национальном развитии
русской культуры, созданной «наши-
ми трудами», взращенной «на родной
почве». Он выражал надежду, что
«мы будем иметь свою литературу,
явимся не подражателями, а <опер-
никами европейцев».

Белинский не смог увидеть свой
народ свободным и счастливым —
потребовалось много усилий и вре-
мени, чтобы совершить то, к чему он
стремился. Но он занял выдающееся
и почетное место в ряду пламенных
борцов за русскую культуру, за на-
родную демократию, приложил поис-
тине огромные усилия, чтобы прибли-
зить день, когда народ свергнет иго
рабства, возьмет свою судьбу в свои
руки и начнет строить первое в исто-
рии социалистическое государство.

Только борьбой за счастье народа,
только характером и направлением
идейно-политической борьбы. в рус-
ском обществе 30—40-х годов про-
шлого века определялись идейные
искания Белинского. У него были и
заблуждения и ошибки, но, преодоле-
вая их, он ш@л своим самостоятель-
ным, самобытным путем от идеализ-
ма к материализму. В своих полити-
ческих взглядах он был утопическим
социалистом, но совсем не западно-
европейского типа. Его утопический
соцчализм был слит < революцион-
ным демократизмом, и путь к со-
циалистическому обществу Белинский
видел не в мирном переходе к нему,
как учили западники, а в народной
революции. :

Поэтому для нас Белинский всегда
был и навсегда останется активным
участником нашей борьбы за свободу
и счастье трудящихся. Его бессмерт-
ные произведенич вошли в золотую
сокровищницу русской и мировой
культуры. Его неумирающее литера-
турное наследие хранит, изучает H
разрабатывает советская литератур-
ная паука и критика.

В столетие со дня смерти Белин-
ского народы многонационального
социалистического государства выря-
зят свою  благодарную признатель-
ность светлой памяти русского народ-
ного гения. Дии‘ламяти Белинского,
когда к его творениям вновь и вновь
обращаются миллионы людей, послу-
  жат дальнейшему развитию нашей со-
циалистической культуры, помогут
решению великих задач, стоящих пе-
ред советской литературой и искус-
ством.

Профессор Ф. Головенченко.

антифашистской венгерской
		НЬЮ-ЙОРК, 7. (ТАСС). Редактор
выходящей в Нью-Йорке ежеднев-
ной газеты Ha венгерском языке
«Мадьяр ево» Дик в редакционной
статье, опубликованной 4 июня и оза-
главленной «Открытое письмо Тру-
мэну», критикует письмо Трумэна,
	опубликованное 2 июня в выходящей
	в Нью-Йорке ежедневной профаши-
стской газете на венгерском языке
«Америкай мадьяр непсава», в кото-
ром Трумэн восхвалял эту газету.

Дик отмечает, что газета «Амери-
кай мадьяр непсава» в течение по-
следних 20 лет была полуофициаль-
вым органом профашистского прави-
тельства Хорти в Соединенных Шта-
тах, полностью поддерживала поли-
тику правительства Хорти во время
второй мировой войны и восхваляла
Гитлера. Дик также пишет, что чле-
ном редколлегии этой газеты являет-
ся фашист Экхардт.
			БУХАРЕСТ, 7. (ТАСС). Газета
«Ромыния либера» публикует заявле-
ние генерального секретаря мини-
стерства народного образования Лау-
ренциу Цико, в котором он указы-
вает, что только после прихода К
власти правительства доктора Петру
Гроза национальные меньшинства в
Румынии получили возможность об-
разования на родном языке. Сейчас
в Румынии существуют 2072 Ha-
чальных венгерских школы, 184
средних учебных заведения, венгер-
ский университет, в котором обуча-
ются на родном языке 3500 студен-
тов.

В Бухаресте, Браиле и Галаце
созданы болгарские школы, в Буха-
ресте и Констанце функционируют
армянские школы. Открыты две гре-
ческих гимназии и имеется MHOTO
греческих начальных школ.

В Румынии существуют 23 еврей-
ских гимназии, 69 начальных Школ,
30 детских садов, 12 польских школ,
7 сербских школ и многочисленные
школы, где преподают на немецком,
итальянском, турецком и других язы-
ках.

Все эти школы, сказал  Цико,
полностью содержатся на средства
государства. Кроме того, созданы
многочисленные школы для  взрос-
лых, где преподавание ведется так-
же на родном языке.
	ПОЛОЖЕНИЕ
В ИНДОНЕЗИИ
	ГААГА, 7. (ТАСС). По последним
сообщениям голландских газет, по-
ложение в Индонезии продолжает
осложняться.

Газета «Де Ваархейд» в статье,
озаглавленной «Голландское  давле-
ние на республику», пишет: «Разви-
тие событий в Индонезии и поведе-
ние голландских властей дают осно-
вание полагать, что сейчас положе-
ние такое же, как и тогда, когда
началось военное нападение на рес-
публику. Недавние шаги  голланд-
ского правительства — яркое под-
тверждение этого. В настоящее вре-
мя голландцы требуют выполнения
всех пунктов Ренвилского ‹<оглаше-
ния, Которое было навязано респуб-
лике с помощью американцев. Гол-
ландские власти послали республике
снова, как и в прошлом году, Уль-
тимативную ноту; наряду с этим
американские представители оказы-
вают давление на республиканских
руководителей. Сообщается, что в
первую очередь эта нота требует,
чтобы республика не устанавливала
консульских. отношений с Советским
	Союзом и чтобы республика при-
знала суверенитет Голландии над
всей Индонезией».

Отовсюду
	* СОВЕТ министров Болгарии вы-
нес постановление о мерах по разви-
тию промыслов и улучшению быта
населения отсталых районов страны.
В постановлении намечена конкрет-
ная программа экономического и
культурного строительства в 15 уез-
дах, отставших от общего уровня
развития страны.
	дение, — или реакционное «CMHPCHO”
мудрие» Гоголя — путь рабства, па-
триархального смирения и терпения.

йти от этой дилеммы не мог ни
олин талант. Белинский дал народу
великий критерий эценки любого та-
ланта, любого произведения искусст-
ва: идейность.

После смерти Белинского его за-
вещание стало идейной платформой
великих русских революционных де-
мократов — Некрасова, Добролюбо-
pa, Чернышевского, Салтыкова-Шед-
рина. Для певца революционной де-
мократии, друга и соратника Белин-
ского — поэта Некрасова цели И
назначение искусства полностью ON-
ределялись знаменитым «Письмом к
Гоголю». Белинский всю жизнь был
для него «истинным светилом», «учи-
телем», которому он, поэт, &всем
обязан».

Для Добролюбова, Чернышевского
а Салтыкова-Шедрина письмо Белин-
ского, так же как и для Герцена и
Некрасова, стало знаменем идейно-
сти искусства. Добролюбов принимал
1847 год за год великого перелома в
идейном развитии русского искусст-
ва. Эзоповским, подцензурным языком
в статье «О степени участия народно-
сти в развитии литературы» Добро-
любов подчеркивает историческую
роль знаменитого письма, говоря, что
Белинский первый об’яснил России
«великое значение ее национального
цисателя».

Добролюбов отмечал благотворное
влияние идей Белинского на всех
лучших русских писателей. Даже те
из них; которые стояли в стороне от
революционной демократии, испыта-
ли на себе всю силу влияния письма
Белинского.

И. С. Тургенев по-дружески отно-
сался к Белинскому и Некрасову,
Добролюбову и Чернышевскому, но
никогда не был их единомышленни-
ком. Тургеневу не суждено было
подняться до подлинного понимания
революционных идей Белинского. И
все же мы не можем ни на минуту
сомлеваться в искренности слов ве-
ликого русского писателя, когда он
говорил, что «Белинский и его пись-
ма — это вся моя религия». Идеи
Белинского вызвали к жизни «Запи-
	ото А. ВОРОТЬТНСКОГО
	Адрес Генералиссимусу И. В. Сталину
от Центрального 0б’единения профсоюзов
Финляндии
	кодушном решении правительства
Советского Союза мы усматриваем
ясное выражение того понимания, ©
которым народ Советского Союза в
его правительство относятся к Has
шей стране и нашему народу, а так-
же серьезное стремление к построе-
нию дружественных и мирных от-
ношений между нашими народами.
Члены профсоюзных организаций на-
шей страны выражают свою глубо-
кую радость по поводу такого кур-
са развития и будут, со своей сто-
роны, содействовать этому развитию:

Хельсинки, 5 июня 1948 года.

Президиум Центрального об’еди“
нения профсоюзов Финляндии

Вяйне Таттари (второй  председа-

тель), Аку Сумму (первый секре-

тарь)».

С благодарственными адресами К
правительству Советского Союза и
Генералиссимусу Сталину обращают-
ся рабочие крупнейшего полиграфи-
ческого предприятия страны — TH-
пографии Тильгман, рабочие и слу-
жащие завода «Сименс», собрания
демократических граждан городов
Пори, Турку, Пиетарсаари и многих
других городов из всех частей стра-
HEL
	ХЕЛЬСИНКИ, 5. (ТАСС). Совет-
скую миссию в’ Финляндии продол-
жают посещать делегации от раз-
личных демократических, обществен-
ных ооганизаций, профсоюзов и со-
браний рабочих. Делегации вручаюг
посланнику Советского Союза Г. М.
Савоненкову адреса и письма на имя
Генералиссимуса Сталина с выраже-
нием признательности и благодарно-
сти за уменьшение  репарационных
платежей.

Адрес президиума Центрального
об’единения профсоюзов Финляндии
(ЦОПФ) гласит:

«Генералиссимусу Сталину, Моск-
ва, Кремль.

От имени 350 тысяч рабочих —
членов профсоюзов выражаем глу-
бокую благодарность советскому
правительству и его главе
Генералиссимусу Сталину за приня-
тое правительством Созетского Сою-
за решение о снижении на 50 проц.
наших репаращионных платежей. Это
решение является значительным об-
легчением для нашей восстановитель-
ной работы, причем оно одновремен-
но создает лучшие предпосылки для
повышения жизненного уровня рабо-
чих нашей страны. В этом вели-
	Берлинские газеты о результатах
лондонской конференции
	и восток принадлежит западу. Мы на
востоке должны сделать все, чтобы
быть во всеоружии к моменту ново-
го об’единения, а такой момент на-
ступит, так как он исторически не-
избежен».

Председатель социалистической
единой партии Германии Вильгельм
Пик заявил: «Решения лондонской
конференции недвусмысленно направ-
лены на раздел Германии. Без ведо-
ма немецкого народа и ‘против его во-
ли должно быть создано немецкое
западное государство, Которое 25 лет
будет оккупировано иностранными
войсками. Сепаратная валютная ре-
форма вызовет увеличение цен, пони-
жение заработной платы и безработи-
цу для западного населения Герма-
нии. Эти решения являются тяжелым
ударом по трудящемуся. народу. Тем
более надо заботиться о том, чтобы
через народный опрос была выражена
единая воля немецкого народа в
борьбе за единство Германии и спрз-
ведливый мир».
	Военные действия
в Палестине
	ТЕЛЬ-АВИВ, 6. (ТАСС). По сооб-
щению радио «Голос Израиля», вой-
ска государства Израиль захватили
деревню к юго-востоку от Дженина.

В восточном секторе египетские
войска упорно пытаются прорвать го-
зиции окруженных езрейских войск,
которые подвергают египтян обстре
лу тяжелой артиллерии. Expelickne
войска укрепляют занятые позиции в
районе Тель-Карма и Дженина.

БЕРЛИН, 7. (ТАСС). Газета
‹«Нейес Дейчланд» в сообщении, 03a-
главленном «Немецкий ответ на лон-
донскую конференцию», пишет, что
лондонские предложения  направле-
ны на превращение Западной Герма-
нии в колонию американского моно-
польного капитала. «Не спрашивая
немецкий народ, — указывает газе-
та, — не спрашивая население За-
надной Германии, хотят отделить от
Германии западные зоны и с по-
мощью односторонней валютной ре-
формы приковать их — в качестве
«семнадцатой страны» — к облада-
ющим финансовым господством ино-
странным державам. Не предоставив
слова ни одному немцу, в Лондоне
тайно присудили Германию к смерти.
Но наш народ жив, и он это. дока-
жет».

В ответ на лондонские предложе-
ния газета призывает всех немцев
принять активное участие в народном
опросе за единство и справедливый
мир. ,

«Берлинер  цейтунг» в передовой
статье приводит заявления руководя-
ших политических деятелей о ре-
зультатах лондонской конференции.

Так, по словам газеты, член пре-
зидиума Немецхого народного совета
и член правления ЛДИ (либерально-
демократическая партия) проф. док-
тор Кастнер заявил: «Новые лондон-
ские решения не смогут в течение
длительного времени препятствовать
единству Германии, но сначала, су-
дя по всему, Германия будет разор-
вана на две части». «Горе немецким
пособникам этого раздела, — сказал
далее Кастнер. — Они несут тяже-
лую ответственность перед HCTOPH-
ей... Запад. принадлежит. востоку, как
	ски охотника», а письмо Белинского,
бесспорно, помогло Тургеневу  под-
няться ло «Отцов и детей».
	И когда в 1883 году Лев Толстой,
в начале своих религиозных иска-
ний, провозгласил отказ от литера-
турной деятельности, Тургенев остро
почувствовал ‹ свой общественный
долг, несомненно осознанный им под
влиянием письма Белинского. Турге-
	`> обозтился К Толстому с обраще-
ная конференция Ky RO uIEBCKOrO pa
	она Москвы. В президиуме секрета.  орьковские срамеае © пе
ри МГК ВКП(б) тт. Парфенов и Гове», высоко оцелевные Лениным,
рошкин, секретарь ЦК ВЛКСМстатьи «О карамазовщине» и «Еще ©
т. Михайлов, генерал армия т. Хрукарамазовщине» в ХХ веке сыграли
лев, академик Митин, министры СССРне меньшую роль в борьбе с толстов-
тт. Скворцов, Юдин, Горшенин, Горелщиной и достоевщиной, нежели в
мыкин, министр просвещения РСФСЁевсе время знаменитое письмо Белин-
	т Вознесенский.
	ского в борьбе с гоголевским «смн-
	Альбом
рисунков
	В Государственном издательстве
хулсжественной литературы вышел
большой альбом рисунков художника
Б. Лабедева, посвященных жизни и
деятельности В. Г. Белинского.

В альбоме 54 рисунка, созданные
художником на основании разнооб-
разного литературно-документального
материала — писем, воспоминаний,
дневников и Т. п.

Каждый рисунок снабжен подроб-
ными комментариями и отрывками из
воспоминаний современников о Бе-
линском.
	менно погибли, Тургенев и Некрасов,
Говчаров и Островский еще только
начинали свой литературный _ путь.
Появление — «Переписки» Гоголя
нельзя об’яснить только психической
болезнью ее автора и оторванностью
писателя от родины с его жизнью на
чужбине. После поражения декабриз-
ма и расцвета реакции среди дворян-
ской интеллигенции стали процветать
тлетворные западные идеи признания
всего действительного разумным. Ког-
да-то близкий к Пушкину князь Вя-
земский превратился в матерого хо-
лопа в литературе. На самом правом
крыле реакционного славянофильства
очутился некогда подававший надеж-
ды Языков. Десятки более мелких
литераторов”к эгому времени оконча-
тельно завершили свой путь ренегат-
ства. И не случайно об’явившийся
миру в эти годы Ф. М. Достоевский,
не успев обрадовать читателя «Бед-
ными людьми», тотчас же опублико-
вал «Двойник» — проповедь идейно-
го двурушничества.
	Отступчичество Гоголя наносило
еше более тяжелый удар делу осво-
бодительного движения русского на-
рода. Трудно даже представить, ка-
кие печальные последствия Могла
иметь «Переписка», не будь в Рос-
сии Белинского. И мы должны быть
счастливы тем, что в сороковых го-
дах прошлого века жил и действовал
челсвек, ум и талант которого, пла-
менный темперамент борца, глубо-
чайшая идейность демократа и рево-
люгионера создавали ему непоколе-
бимый авторитет в глазах всех пере-
ловых людей его эпохи,
	Письмо Белинского к Гоголю не
только спасло русскую литературу в
1847 году, но, став политическим за-
вещанием великого критика, оно В
последующие десятилетия определи-
ло все дальнейшее развитие русской
литературы. После 1847 года ни один
писатель не мог не определить свое
отношение к письму Белинского и
«Переписке» Гоголя. История исклю-
чала возможность  чнейтралитета».
Каждый писатель после сороковых
годов должен был сделать открытый
выбор: или гениальное революционное
завещание Белинского — путь борь-
бы вместе с народом за его освобож-
	образным противоядием против реаб®
циовных тенденций, просачивающих-
ся в русскую литературу.
Творчество Горького, явившееся
гигантским скачком в развитии миро-
вой литературы, в ее движении от кри-
тического реализма к социалистиче-
скому реализму, впитало в себя все
лучшие традиции революционной де-
мократической литературы. Горький
явился творческим наследником идей
Белинского и Чернышевского.
	ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
R 7, BEAMHCKOI
	голя могло бы удовлетворить Белин-
	ского. Но достаточно просмотреть
комплекты журналов 1847 года с
подцензурными рецензиями на книгу
Гоголя, чтобы понять, почему вели-
кий критик не мог ими удовлетво-
риться.

Не только осторожные рецечзин,
подобные письмам Н. Ф. Павлова В
‹Московских ведомостях», но даже
и резкая статья о «Переписке» Гого-
ля, написанная самим Белиноким И
помещенная во втором номере «Сов-
ременника» за 1847 год, не могла в
условиях царской цензуры передать
настроения народных Масс, придав-
ленных крепостническим гнетом, не
могла полным голосом выразить про-
тест против самодержавия, крепост-
ного права и религиозного дурмана,
не могла призвать к революционному
действию в освободительном движе-
НИ.

Гоголевское «смиреномудрие» име-
ло сильного покровителя в лице са-
модержавно-крепостнического. строя.
Но русский народ, родивший Белин-
ского, не принял проповеди рабства.
Ломая цензурные препоны сотнями и
лысячами списков, передавая из уст
в уста текст знаменитого письма, рус-
ский народ провозгласил свою волю
к борьбе за <вободу.
	В 1909 году Ленин,  разоблачая
‹веховцев», указал зависимость пись-
ма к Гоголю от настроений закрепо-
щенного крестьянства. Белинский
обращался к Гоголю от имени мил-
лионов: «Я представляю не одно, а
множество лиц, из которых ни вы,
ни я не видали самого большого чис-
ла. и когорые, в свою очередь, тоже
никогда не зидали вас».
	Белинский знал, что сороковые го-
лы были переломными для русской
литературы и гоголевская «Перепи-
ска» могла имэть пагубные последст-
вия для русской литературы. Грибое-
лов. Пушкин, Лермонтов, озарившие
мир идеями декабристов, преждевре-
	4 ТО гениальная вещь, да STO,
кажется, и завещание его», —
так характеризовал Герцен знамени-
тое письмо Белинского к Гоголю,
ставшее идейным знаменем великой
русской литературы в течение многих
десятилетий. Герцен первый понял
историческое значение письма Бе-
линского к Гоголю для русского ос-
вободительного движения и первый
обнародовал его в «Полярной звез-
де»

Спустя несколько десятилетий
В. И. Ленин в статье «Из прошлого
рабочей печати в России» отметил то
«громадное, живое значение», KOTO-
рее сохранило и в наш век «знаме-
нитое «Письмо к Гоголю», подводив-
шее итог литературной деятельности
Белинского», и назвал его «одним из
лучших произведений  бесцензурной
демократической печати».
	Значение письма Белинского к 10-
голю в истории мировой обществен-
ной мысли трудно переоценить. От-
сгупничество психически больного
Гоголя, отрекшегося в своей «Пере-
писке с друзьями» от прогрессивных
идеалов и воспевшего рабство, неве-
жество и тиранию, He было единст-
венным явлением такого рода в ми-
ровой литературе. Идейное отступ-
вичество имело место не только В
«олитике, философии, но и в искус-
стве многих стран мира. Но ни одна
страна, кроме России, не знала в
сосей лигературе документа подоб-
кой идейной силы, какая заключена в
эавсшания Белинского.
	Письмо Белинского далеко выхо-
диг за пределы оценки реакционной
книги Гоголя. «Выбранные места из
гереписки с друзьями» встретили
единодушную  отповедь. В отрица-
тельных отзывах не было недостат-
ка. Все журналы отозвались о гого-
левской «Переписке», как о произве-
дении больного и полупомешанного
человека. Казалось бы, такое едино-
душвое осуждение «Переписки» Го-
	Конференция заслушала и обсудифеномудрием». Голстовшина и досто-
доклад секретаря  райкомевщина в конце ХХ века и в XX
	большую
рабской
	ла доклад секретаря
т. Мартьянова.
	века представляли еще
	В Куйбышевском районе располозпасность отравления масс = pawn”

жены свыше 90 министерств и цент/еихологией непротивления и покор-
о ды: чении (0 НОСТИ. Нежели гоголевское. «емирено-
	мудрие». И великий Горький, все
творчество которого по существу бы-
ло разоблачением толстовских идей
пассивности масс, по праву считал
себя преемником и продолжателем
великого дела Белинского. Но Горь-
кий был чужд канонизированию Бе-
линского и догматическому подходу
к его наследию. Он видел огромное
различие в эпохе Белинского и в на-
шей, советской эпохе. В предисловии
к книге Н. Вагнера «Человек бежит
по снегу» в 1933 году Алексей Мак-
симович писал: «Задачи нашей кри-
тчки гораздо труднее, чем та задача,
которая решалась Белинским и Доб-
ролюбовым».
	Великий писатель всегда подчерки-
вал и идейную связь,  преемствен-
ность большевистской  публицисти-
ки от публицистики революционной
лемократии. И Горький призывал
учеться у Белинского, Добролюбова,
Чернышевского. Учиться, творчески
осваивая все их лучшие традиции и
презлолевая их историческую огра-
ниченность, завоевывая новые высоты
человеческой мысли в смелом разре-
щении самых сложных проблем на»
шей эпохи.

И Успенский.
	eee чи

Белинский научил его ценить про
грессивные традиции русской литера-
туры и осознать великое назначение
писателя,

Благотворное влияние Белинского
испытал и Лев Толстой. Белинский
помог Толстому, по собственному вы-
ражению последнего, понять истори-
ческое значение Пушкина. И недаром
Л. Н. Толстой называл статьи Белин-
ского о Пушкине «чудом». Даже в
период своих религиозно-нравствен-
ных исканий, в 80-х годах, когда Тол-
стой решил вступить в полемику с
пасьмом Белинского в защиту гого-
левской «Переписки», он так и не мог
этого сделать. Статья его о. Гоголе
ос1алась незаконченной. Подготовляя
«Переписку» к изданию (Толстой в
эти годы задумал издать ее в «По-
среднике»), он убрал из нее все ме-
ста и главы, против которых в своем
знаменитом «Письме к Гоголю» вос-
ставал великий критик. Но даже и в
сокращенном виде Толстой так и не
издал «Переписки». Видимо, под вли-
янием письма Белинскогоон убедился
в ее реакинонности и отказался от
всяких попыток полемизировать с Бе-
ликским. Даже для столь противоре-
чивого художника, как Л. Н. Тол-
стой. письмо Белинского было свое-