ВМЕСТО
ФЕЛЬЕТОНА
	HA ТОПОР
	Накануне переезда! на дазу гража
данин С. эспомнил: надо купить  тое
пор. (В первый же день понадобится
нарубить дров. ‘чтобы   пригоховить
обед, Кроме тоголнадо починить ог“
раду, поправить калитку; сделаты
новое корытцеспля`етока-воды-улко=
лолца. : а

И гражданин. С. направался в близ
жайший  магазин- Мосжиленаба #2
улице Чернышевского.

Продавец, отпускавший посетителю

электрическую течь» откровенно уд=-

ЛЬ РИ:
	вился человеку, который ‘требовал
TOMO ow , : :

— Топориками не торгуем, — сказ
зал он-Москва ‚газифицируется, а вы
вдруг, извините, топор... Вот, реко=
мендую, электрическая двухконфо-
рочная плита. «Ect шпингалеты
оконные. :

22 МаБ nymeb ‘tonop, — СКаЗАЛ  С.
— Eenu y pac Tonopos нет, скажите;
res HX: MOKHO HalitTH вап“

— Поищите на  Садовой-Черногряз
ской, — ответил продавец.

В магазине на Садовой С. увидел
множество красивых никелированных
шпингалетов. фигурных дверных руч
чек, замков, отверток и точильных
камней. Стояли бочки с белилами. На
топоров не было.

— He помню даже, когда они бы
ли, — заявил! продавец, удивленно
глядя? на покупателя.

Пришлось пойти ‘в третий магазин
— на Большой Колхозной площади.
Искатель топора снова увидел знач
комое великолепие шпингалетов и
точильных кругов. Топоров не было,
но продавец посоветовал:

— Идите на 1-ю Мещанскую ули®
цу, в базу № 3 Мосжилсенаба . Там
топоры есть. Но только предупреж-
даю — зам их не продадут, сколько
ни просите. Продают только’ учреж=
дениям, по нарядам.

Действительно, там. были топоры,
Оправдалось и предсказание продав-
ца о том, что топор без наряда не
отпустят.

— Что вы, что вы! — ужасалея
заместитель директора базы тов:
Волков. — Вы хотите, чтобы я под
суд пошел? Продать топор без’ на*
ряда?

a
	Удивления достойны методы TOPs
говли, практикуемые  Мосжилснае
бом. Любой гражданин может зай»
ти в магазин столицы й Kye
пить без наряда любую вещь, на“
чиная от шпингалета и кончая мото=
циклом «Москва». А топор — это
крайне несложное в изготовлении И
необходимое в условиях дачной жиз-
ни орудие — отпускается только при.
пред’явлении специальной бумаги с
подписями и печатью. Академия наук
СССР имеет возможность приобре-
сти топор, но тр. С., снявший дачу
в Малаховке, — никогда. Наряд,
тслько наряд! Можно подумать, что
речь идет по крайней мере о под”
емном кране.

Топор — изделие, предназначенное
для самого широкого употребления.
Это не блюминг и не гусеничный
трактор. .Сию. ‚истину Не мешало бы
уяснить иным торговым работникам
Мосжилснаба, если они всерьез ду-=
мают об улучшении обслуживания
населения.
	С. Гревский.
		Реконструкция
хлебозаводов“
	‘ и Fe %

На заводах и в крупнейших пекар-
нях столицы  осушествлена высокая
механизация всех процессов работы.
Советские инженеры внесли много
нового в технику хлебопечения. Ра-
ционализаторы хлебопекарной про-
мышленности продолжают работать
над усовершенствованием оборудова-
HHA, .

Главный инженер ремонтно-механи-
ческого комбината городского треста
хлебопечения т. А. Гречников  рас-
сказал нам о новых машинах, кото-
рые изготовляются. сейчас заводом
комбината. .

Группа инженеров сконструировала
твинвейер — Двухвинтовый. тране-
портер для штучных грузов. Погруз-
ка и выгрузка мешков © мукой из
автомашин на склад была недоста*
точно механизирована. Эти работы
оставались наиболее трудоемкими и
тяжелыми на большинстве хлебозаво-
дов. Установка на складах твинвейе-
ра полностью обеспечивает механи-
зацию этих процессов. Устрейетво
его чрезвычайно просто. Он. состоит
из нескольких звеньев, которые сое-
диняются ‹ при помощи шарниров.
Скрепляя отдельные звенья, можно
удлинить или укоротить весь Mexa-
низм, придать ему нужное направле-
Hue. Завод комбийата приступил к
	изготовлению пятнадцати TBHHBeHe-
ров: в
в изобретение инженера
	И. И. Жукова — бараночная маши-
на. До сих пор баранки, бублики,
сушки делались вручную. Квалифи-
цированный работник может сделать
в час 180—200 баранок. Машина,
сконструированная тов. Жуковым,
делает за этот же срок 21 тысячу
штук баранок. В ближайшее. время
завод. комбината приступит к изго-
товлению опытного образца такой
машины,

Болышие работы ведет ремонтно-
механический комбинат по. реконст-
рукции хлебозаводов и пекарен. На
заводе имени Бадаева, одном из
крупнейших в Москве, — шесть кон-
вейерных печей. Четыре из них были
реконструированы в прошлом году.
Сейчас переоборудуются две послед-
них печи. Увеличивается их мощ-
ность, изменяется тепловой режим.
Комбинат изготовляет для этого за-
вода шесть  усовершенствованных
тестомесильных машин конструкции
инженера Ткачева. Такие машины
сейчас имеет только один завоц
-_ им. Сталина.
	Заканчивается капитальный ремонт
хлебозавода имени 1 Мая. Здесь ус-
	тановлены универсальные печи ‹ста-
	хановки», Они отличаются высокой
производительностью, хорошим тег
ловым режимом, могут выпекать не
только буханки, но и штучные из-
делия, =} г
В течение летних месяцев комби-
нат отремонтирует и реконструирует
еще несколько районных хлебозаво-
дов и семнадцать больших пекарен.

Строитель тоннелей
		Уголь вместо дров
	Каждый день Михаил Иволин де-
лает один шаг вперед. Шаг. немногим
больше полуметра длиною. Но чтобы
сделать его, Иволину и его товаря-
щам по бригаде проходчиков. Метро-
	строя нужно в совершенстве знать
горное дело. Больших трудов стоит
этот шаг: надо по строго очерченно-
му кругу, глубоко под землей, вы-
нуть десятки кубометров ‚породы и
уложить тяжелое кольцо чугунного
тюбинга. .

Недавно Иволин подсчитал, сколь-
ко он со своей бригадой вынул зем-
ли из недр Москвы за десять лет.
Итог йолучился внушительный: 250
тысяч вагонеток.

Высококвалифицированный мастер
проходки Михаил Иволин . упрямо
рвется на самый трудный, самый от-
ветственный участок. Сегодня мы за-
стаем его в забое под Москвой-рекой.
Три из. четырех подводных тоннелей
первого участка Большого кольца
уже готовы. Сейчас бригада Иволина
завершает проходку . последнего —
четвертого но счету. Он соединит бу-
дущие станции «Калужская» и «Цен-
тральный парк культуры и отдыха
имени М. Горького».
	Условия работы здесь сложные.
Близость реки дает себя знать оби-
лием подпочвенных вод. ‘Потоки ее
струятся из мельчайших скважин.
Вода больше чем на метр затопляет
забой. Но никакие коварства недр не
могут задержать Иволина и его то-
варишей. Самоотверженно трудятся
Константин Борисов, Семен Гладкий,
Василий  Самусенков, ‘Александра
Платонова, Любовь Романова. Они
систематически перевыполняют нор-
мы. Сейчас бригада работает уже в
счет августовского плана.

Высокое мастерство пришло к Иво-
лину не сразу. В 1935 году молодым
крестьянским парнем приехал он из
Воронежской области в столицу. Под-
земная стройка сразу привлекла его
внимание. Вскоре Иволина зачисля-
ют в бригаду проходчиков. Он строит
тоннель между станциями «Белорус-
	Пока еще немало квартир моск-
вичей отапливается дровами. Расход
их составляет сотни тысяч кубомет-
ров. Завоз малокалорийного древес-
ного топлива необходимо сокращать,
переустраивая печи, приспособляя их
для отопления углем.

В прошлом году жилишные орга-
низаиии переложили шесть тысяч
печей. Сейчас ремонтные конторы
имеют задание приспособить к Сжи-
ганию антрацита еще 26 тысяч пе-
чей.
	Первое Ленинское жилищное уп-
равление принялось за работу, не
дожидаясь особых директив. К
июня здесь переоборудовали 207 пе-
чей — значительно больше, чем на-
мечалось на этот срок.

Успешно справляется © заданием
жилищное управление Октябрьского
района. Ему помогает население. В
домах на Бутырской и Вятской ули-
	цах переустройство печей ведут Ca-
	модеятельным порядком, а жилишщ-
ное управление предоставляет строи-
тельные материалы.
	_— 8 UIOKHA —

> КИЕВЕ открылось совещание pe-
	В КИЕБЕ открылось совещание рс`
дакторов республиканских и 06-
ластных газет Украинской ССР, с03-
ванное ИК КП(б)У. В работе сове-
шания участвуют руководящие ра-
ботники Управления пропаганды и
агитации ЦК КП(б)У, киевских га-
get, РАТАУ, слушатели республи-
канской партийной школы при
цк КП(б)У — всего свыше 800 че:
ловек. Совешание продлится несколь-
ко дней («Известия»).
	*%
(коло четырех тысяч крестьян“
ских хозяйств Закарпатья стро-
ят в нынешнем году дома. Государ-
ство оказывает большую помощь 3а-
стройщикам. Им отпущено 50 тысяч
кубометров леса, 6 миллионов штук
кирпича и 5.900 тысяч штук черепи-
цы. Особую заботу, пишет  «Прав-
да», государство проявило © хозяй=
ствах, потерпевших от зимнего па-
водка. По постановлению Совета
Министров Украинской ССР постра-
давшим будет выдано более двух
миллионов рублей долгосрочной ccy-
ды, выделено болыное количество
леса.
	В АЗЕРБАЙДЖАНЕ убирают хле-
ба. Зерно первых обмолотов на
автомашинах и арбах колхозники от-
возят на  заготовительные пункты.
Поставки хлеба государству начали
лесять районов. Колхозы Астрахан-
Базарского района, сообщают «Из-
вестия», за несколько дней сдали
государству свыше семи тысяч пу-
дов зерна.
	ро регулярное воздуш-
ное сообщение Ташкент — Сочи.
Новую линию обслуживают  много-
местные комфортабельные самолеты.

(«Правда»).
	х
(СТАЛИНСКИЙ завод металличе-
ских конструкций начал изготов-
лять из металла громадные заводские
трубы, строящиеся обычно из кирпи-
ча Большие  цельнометаллические
секции труб будут монтироваться на
фундаментах посредством сварки.
Как сообщают «Известия», найболь-
wan труба высотою в 75 метров и
диаметром в три метра устанавлива-
ется в мартеновском цехе Сталин-
ского — металлургического завода.
	ская» и: «Динамо». Природная’ смет-
ка, любовь к труду помогли молодо-
му колхознику быстро освоить труд-
ную профессию. Уже через ‘год он
руководит комсомольской бригадой.

Иволин неустанно повышает свое
мастерство и‘в поисках новых путей
увеличёния йроизводительности труда
дополнительно изучает профессии
тюбингщика;. чеканщикау › зизолиров=
щика, бетонщика. Он участвует в.
сооружении станций «Электрозавод-
ская», «Новокузнецкая», «Сталин-
ская». Но для отделки этих станций,
построенных в годы войны, недоста-
вало квалифицированных мраморщи-
ков. Иволин по призыву комитета
комсомола становится мастером-мра-
моощиком. Отделка станций  завер-
шается в рекордные сроки.

За трудовые успехи правительство
удостаивает Иволина высшей награ-
ды — ордена Ленина.

Начались мирные годы восстанов-
ления и развития народного хозяйст-
ва страны. Иволин продолжает тру-
диться на благо Москвы. Весь свой
богатый опыт, все силы он отдает
строительству Большого кольца мет-
ро.

Все больше механизмов появляется
в забое. Давно уже работа проходчи-
ка перестала быть просто физическим
трудом. Теперь бригадир должен
уметь обращаться со многими слож-
ными механизмами. Прекрасно пони-
мая это, Иволин кончаег техническую
школу Метростроя и получает право
самостоятельно вести горные работы.

Недалеко то время, когда по пер-
вому участку Большого кольца пой-
дут поезда метро. В пути они долж-
	ны дважды пересечь Москву-реку.
Строители тоннелей — Михаил Иво-
лин и его бригада — дали слово за-
	вершить проходку под рекой досроч-
но — в июле.
А_ Басманов.
	НА СНИМКЕ: бригадир проходчи-
ков М. ИВОЛИН (слева) и его на-
парник К. БОРИСОВ укладывают

тюбинги. Фото А. СТОЛЯРЕНКО.
	Многа домов с печным отоплением
находится в ведении Бахметьевского
жилищного управления. За летние
месяцы здесь должны приспособить
под уголь не менее 900 печей. Но
работы развертываются слабо. Вепо-
минается прошлый год. Тогда график
	был сорван ремонтной конторой — не
запаслись своевременно топочной ар-
	матурой. Сейчас ждут доставки ша-
MOTHOH ГЛИНЫ.
	Медленно ведутся работы в Гаган-
ском рабоне. Еше хуже дело, обстоит
в Куйбышевском: работа до сих пор
	не начата, и в ЖИЛИЩНОМ управлении.
	не знают, когда приступят К делу.
Исполком райсовёта не придает это-
му вопросу должного значения,
	Для успешной работы ремонтных
	организаций надо, чтобы трест «Мос-\
	жиленаб» обеспечил конторы мате-
риалами, в частности огнеупорным
кирпичом и хорошей топочной apMa-
турой.

Требуется также усилить техниче-
ский контроль. Прошлым летом до-
моуправления Советского района пе-
реустроили печи Плохо, уголь не
горел. Сейчас их надо переделывать.

Ремонт печей и перевод их с дров
на уголь нельзя откладывать Ha
осень. Жилишные управления долж-
ны уделить этому делу болыше вни-
мания,
	ОТКРЫТИЯ
СОВЕТСКИХ
ФИЗИНОВ
o
	Академик А. ИОФФЕ
&
	К АЖДЫЙ день и каждый факт
повседневной жизни нашей Роди-
ны показывают, Как далеко! мы. ушли
по пути социалистического производ-
ства и культуры. И все же каждый
тод, когда Сталинские премии под-
водят итог крупнейшим нашим  до-
стижениям, нас все вновь И вновь
поражают темпы роста ваших сил.
	Я еще помню, как перед самой
революцией мы < интересом слуша-
ли доклады о замечательных работах
Д. С. Рождественского, единствен-
ного тогда специалиста по спектро-
скопии. Другой‘ важный раздел оп-
	такий — люминесценция — находился
	в вародышевом состояний.
			Соревнования
на экономию
бензина
	Вчера утверждены результаты
состоявшихся в воскресенье инте-
ресных соревнований водителей гру-
зовых автомобилей отечественного
производства на экономию бензина.
Соревнования провел Центральный
московский автомотоклуб совместно
со Сталинским автомотоклубом. За-
дача водителей состояла в том, чтобы
пройти ‘наибольшее расстояние на вы-
данном количестве бензина, полагаю-
щемся по норме на километр пробега.
Записался 31 водитель.

В классе автомобилей «ЗИС-5»
первое место занял водитель С. Чу-
буков с результатом 3.401 метр, пе-
рекрыв рекорд 1947 года, поставлен-
ный водителем Успенским (2.487,7
метра). Второе место занял И. Рай-
ченков, третье — М. Васильев (все
трое — водители автобазы Мини-
стерства текстильной промышленно-
сти СССР).

В классе автомобилей «ГАЗ-АА»
первое место занял водитель И. Ко-
новалов (автобаза завода «Комега»),
покрывший 9.170 метров, второе, —
А. Ветощенков (автобаза Московско-
го инструментального завода), тре-
лье — И. Трубицын.
	торфяной
	оснащенные лаборатории по Гидрав*
лике и гидротехнике, лаборатории
торфяной механики, электрификации
торфяных предприятий.

Институт ‘усиленно готовится К
встрече’ очередного пополнения. Ве-
дутся отделочные работы в надстрой-
ке пятого этажа. К началу учебного
года здесь откроются новые аудито-
рии и лаборатории, а среди послед»
	них — лаборатория по искусствен-
ному обезвоживанию и брикетиро-
ванию торфа. ’Организуется специ-
	альная  кинофотолаборатория. Тут
для лучшего освоения студентами
специальных дисциплин будут зыпу-
скаться учебные фильмы, На границе
Московской и Ярославской областей,
в районе  Переяславля-Залесского
создается полигон для геодезической
й гидрологической практики студен-
TOB.

Обращается также внимание на
улучшение бытовых условий студен-
тов института. Ремонтируются два
шестиэтажных корпуса общежитий, к
ссени закончится строительство трех
восьмиквартирных домов под Мо-
сквой, на станции Никольское, Горь-
ковской ‘линии Московско-Курской
ж. д. Торфяному‘ институту передан
совхоз Петровское, где организуется
вузовский дом отдыха.

На первый курс института будет
принято 300 человек.
	НА СНИМКЕ: студенты Московско-
го торфяного института в лаборато-

рии машин,
Фото И. АКУЛЕНКО.
	«Серп и молот». Обещано было уста-
новить ограду ‘в сквере на Пролом-
ной площади. Не ‘сделано. Привести
в чорядок сквер ‘у заставы Ильича,
Не сделано. Сквер на площади Пря-
микова, который расположен у зда-
ния заводского клуба, запущен до
врайности. У зданий, где живут ра-
бочие и специалисты завода (дом
№ 72 на шоссе Энтузиастов и № 10
на Красноказарменной улице), не
посажено ни деревьев, ни цветов.

Примерно то же можно сказать й
еще о нескольких предприятиях, от-
меченных райсоветом в январе как
«проявивших ценную инициативу В
озеленении».

Районный план посадок этой вес-
ны (630 деревьев и 8.300 кустарни-
ков) был явно занижен. Несмотря на
бездействие ряда коллективов, жизнь
опровергла его: по далеко не полным
данным, посажено 2.175 деревьев и
больше 20.000 кустов. Но это, в 0С-
новном, заслуга недавно созданной в
районе конторы зеленого строитель-
ства, а также нескольких школ.

Жилищные управления отошли В
сторону, они и не подумали опереть-
ся на актив населения.

Начальник Улвяйовского райжил-
управления тов. Юхацков был изум-
лен, когда его запросили о Количе-
стве деревьев, посаженных во дво-
рах.

— Мы ничего не сажали, — 0т-
ветил он райисполкому, — вы же
нам средств не огпускали! —

Потом выяснилось, что население
домов посадило 100 деревьев и 600
кустов. Впрочем за точность этих
цифр никто не ручается: может быть
— меньше, возможно — и больше.

Допустим, что цифры верны. Но
как это мало для нескольких сот до-
моуправлений! Ведь, например, толь-
ко одна 411-я школа сумела выса-
днть на школьном дворе 25. яблонь и
400 кустов смородины и малины.

Плохо проверял о исполком райсо-
вета выполнение решений сессии!
	Г. Загорский.
——_—щ—=—_
	ПО СЛЕДАМ НАШИХ

ВЫСТУПЛЕНИЙ
	«Почин передовиков
не подхвачен»
	1 июня в <Вечерней Москве» бы-
ла опубликована корреспонденция
«Почин передовиков не подхвачен».
В ней говорилось о том, что руково-
дители пароходства канала Москваы—
Волга и бассеЙновый комитет проф-
союза слабо руководят  соревнова-
нием.

Президиум Центрального комитета
союза рабочих речного транспорта об-
судил 4 июня доклады заместителя
начальника пароходетва тов. Крюко-
ва и прёдседателя бассейнового коми“
тета тов. Бондаровского. Президиум
отметил неудовлетворительное состо-
яние руководства руслановским дви-
жением. Только небольшое число
барж и паротеплоходов имеет стаха-
новские планы. Но и эти планы не
подкреплены практическими  обяза-
тельствами береговых служб.

Президиум Центрального комате-
та обязал бассейновый комитет проф-
союза в трехдневный срок обсудить
состояние руслановского движения в
пароходстве и наметить практические
мероприятия по развертыванию  со-
циалистического соревнования.
	Инженеры
	Среди домов Большого Бузовского
переулка` заметно выделяется здавие,
занимающее.чуть ли неё целый квар-
тал. Здесь размещен институт, где
готовят инженеров для торфяной про.
мышленности. .
	Высшее учебное заведение, создан*
ное в советские годы, выпустило за
17 лет существования свыше полу-
тора тысяч квалифицированных спе-
циалистов.

Кануло в вечность то время, когда
добыча торфа велась © помощью
обычной лопаты и простейшей элева-
торной машины. Теперь весь произ-
волетвенный процесс в значительной
ере механизирован. Мощные гидро“
мониторы размывают торфяные мас-
сивы ударами водяных ‘струй, давле
ние которых достигает 14—17 атмос*
Ффер. Специальные механизмы убира:
ют и грузят торф.

В разных концах страны ‘бывшие
питомцы института руководят разра-
боткой торфяных месторождений, раз:
вивают механизацию его добычи, уча-
ствуют в строительстве новых пред
приятий, расширяют и совершенству-
ют их промышленный: транспорт.
эти дни на’ торфоразработках Мо-
сковокой; . и, Ивановской областей,
наряду < выпускниками  Торфяного
института, можно встретить немало
его теперешних студентов. 247 стар-
шекурсников проходят здесь произ-
водственную практику.

В вузе высококвалифицированные
кадры преподавателей. Здесь хорошо
	‚ Первомайский районный совет, об-
суждая на своей январской сессии
План озеленения на’ 1948—5650 гг.,
признал озеленение «одной из важ-
нейших задач благоустройства рай-
на».
— Как можно больше зелени! —
передавали депутаты наказ избира-
телей. Многие жители района выра-
 зили желание сами участвовать B MO-
садке деревьев, разбивке клумб.
Представители крупнейших  пред-
приятий района от имени своих кол”
лективов заверили совет, что помогут
и они. Сессия одобрила эту инициа-

тиву:
Сезон ‘весенних посадок прошел.
Пора оглянуться — как выполнены

указания сессии.

о Завод имени Буденного обязался
поивести в порядок так называемый
Пригородный бульвар на Госпиталь-
ном валу — посадить, новые деревья,
продолжить аллеи до линии желез-
ной дороги, поставить ограду, окра-
сить ее и т, п. Ничего этого не сде-
лано. На заводе попросту забыли о
своих обещаниях.

Завод имени Войтовича брался при-
вести в порядок ‘сквер на шоссе Эй-
тузнастов и озеленить участок шко-
лы № 416. Кроме буйно растущей
травы, там ничего не видно.

Несерьезно ‘отнеслись к своим. обя-
вательствам руководители завода
	физики. является TAR называете”
сверхпроходимость металлов при TeM-
	пературах, близких к абсолютному
Нулю, т; е. наинизшей возможной тем-
пературе, лежащей при —273 граду-
сов Цельсия. При”этих температурах
физические явления не только <у-
щественнНо изменяются, но и возни-
кает” ряд новых, явлений» ‚которые не
наблюдаются при обычных темпера-
турах. Явление это заключается в
том, что многие металлы при очень
низких температурах внезапно пол-
ностью теряют свое электрическое
сопротивление. Это открытие было
сделано 37 лет назад и, несмотря на
сотни настойчивых попыток,  оста-
валось неразгаданным.

Шальникову удалось показать, как
и предсказывал академик Ландау,
что; металл в «промежуточном» со-
стоянии состоит из тонких слоев, в
которых перемещаются нормальное и
сверхпроводящее состояния. Потре-
бовалось исключительное  экспери-
ментальное мастерство, чтобы обна-
ружить и с несомненностью доказать
эту тонкую структуру. Вопрос о про-
межуточном состоянии окончательно
решен. Вместе с другими исследова-
ниями Шальникова о проникновении
магнитного поля в  сверхпроводник
эти работы представляют собою са-
мый крупный шаг в мировой науке о
сверхпроводимости за последнее де-
сятилетие. Отвергая одни гипотезы,
результаты Шальникова направляют
внимание исследователей в сторону
других, ближе отвечающих цействи-
тельности, и снабжают нас деталь-
ным энанием законов сверхпроводи-
мости. ^

Достоверность полученных резуль-
татов, исключительное совершенство
экспериментального искусства, , про-
явленного Шальниковым, выделяют
его работу среди большого числа
крупных достижений советских фи-
зиков.
	промышленности
	ЗАБЫТЫЕ ОБЕЩАНИЯ
	15 ИЮНЯ--НОвЫЙ Набор
в ШКОЛЫ O30
	Городское управление трудовых
резервов подводит итоги работы школ
ФЗО за истекшие шесть месяцев.
Подготовлено для промышленности,
строительства и транспорта 8.363
квалифицированных рабочих.

Предварительные итоги показыва-
ют, что наилучших успехов в о0бу-
чении молодых кадров достигли шко*
лы №№ 3, 9, 11, 22, 24, 30, 40, 45
и некоторые другие.

В отличие от прошлых лет в этом
году к оканчивающим школы пред’
являлись более высокие требования:
При определении квалификации учи-
тывалась Не только теоретическая И
практическая подготовка, но и инди-
видуальные способности каждого вые
пускника. Несмотря на строгие Tpe-
бования, в школе № 30 почти треть
аттестованных учеников получила
повышенные разряды.

Ученики группы мастера Иванова
(школа № 9) Воробьев, Власов, Шуч-
ков, Решетов и Атанин накануне эк-
заменов первыми на Государственном
подщипниковом заводе имени Л. М.
Кагановича освоили новый шести
шпиндельный токарный автомат и
добились выполнения технических
расчетных норм на 150-180 проценз
тов.

В дни экзаменов выпускники перз
вой группы школы № 24 самостояч
тельно, без помощи старших товари=
шей, отработали на заводе «Каучук»
одну смену и при этом. значительна
перьвыволнили,   `сменное! задание.
Ученики школы № 45 к началу экз
замейов \ своими‘ силами построили
лва двухэтажных дома, которые зам
чтены им как дипломная «работа.

Сейчас московские школы 30
готовятся к новому набору, ` который
начнется 15 июня.
	Первая партия бескомпрессорных
распылителей для окраски зданий,
изготовленных на заводе «Искра»,
		Лауреат Сталинской премии действительный член Бсесоюзной ле eas
Hee ee. ne otaenannier wave un. В И Ленина профессор И. В. ЯКУШКИН
		сельскохозяйственных наук им, В. И.
беседует во студентами,
	раз превышает количество установ-
ленных премий. т

B stom roay “pean pana блестящих
достижений боветских физиков -0<9-
бое место  ваняли открытия Аз И.
Алиханова и А. И. Алиханяна. В ре-
зультате проводимых’, ими в, течение
шести лет тшательных исследований
космических лучей открыт целый
		_@спектр новых заряженных
	тарных» частиц © различными масса-
ми,

В работе этих ученых поражает не
только результат, коренным образом
меняющий наши представления об
«элементарных» частицах, из  кото-
рых построено вещество. Увлекают и
глубина анализа и тонкость экспе-
риментального мастерства, < которы-
ми проведены эти исследования.
	Все началось с небольших на пер-
вый взгляд противоречий’ в свойствах
космических лучей. Физика различа-
ла два типа лучей’ — мягкие и же-
сткие. Первые состоят из легких
частиц =— электронов, позитронов и
электромагнитных волн (фотонов).
Вторые — из частиц, в двести раз
более тяжелых, — мезонов. Совет-
ские ученые, сопоставляя данные, по-
лученные разными приборами, обна-
ружили расхождения и заподозрили
присутствие среди легких частиц
примеси еще более тяжелых, чем ме-
зоны. Несмотря на бурную оппозицию
некоторых ученых, исследование шаг
за шагом вскрывало все новые черты
изучаемых лучей и. привело, наконец,
к открытию, за которое по праву
присуждена Сталинская премия пер-
вой степени.
	Не так легко было доказать ре-
альность новых частиц, которые ав-
торы назвали варитронами. В Арме-
нии, на вершине Алагеза, были уста-
новлены большой магнит и мощная
аккумуляторная батарея из тысячи
элементов. Десятки счетчиков и COe-
	диненных < ними лампочек следиле
за траекторией каждой отдельной
частицы. Исследования дали, бога-
тейший опытный материал, на Кото-
ром строится прочное здание науч-
НЫХ ВЫВОДОВ. р
В этой работе ‘приняли деятельное
участие уденые Армении и Грузии, мо-
сквичи и ленинградны. И результаты
оправдали громадные усилия, затра-
ценные в ‘трудные годы войны. Под-
твердилось предвидение Ленина’ о
безграничном многообразии так на-
зываемых элементарных частиц. Мы
узнали, что элементарный заряд мо-
жет обладать самыми различными
массами — от 100 до 25 тысяч элек-
тронных масс. Масса тела есть мера
заключенной в нем энергии. Следо-
вательно, заряд может обладать не
только энергией электрона, но и де-
сятками других энергий и, что 0со-
бенно интересно, частицы © больши-
ми энергиями превращаются за мил-
лионные доли секунды В Новые ча-
стины с меньшими энергиями. В ко-
смических лучах мы имеем целый
Каскап всевозможных превращений.
	Теперь после работы советских
ученых трудно уже говорить об эле-
ментарных частицах, как о предель-
ных элементах мироздания. Напраши-
вается мысль, что варитроны — лишь
различные состояния, проявляющие-
ся в мире атомов и атомных ядер.
Меняются и основы дфя построения
теории сил взаимодействия в атом-
ном ядре. Открытие’ варитронов УКа-
зывает новые пути всей ядерной фи-
зике.

Трудно оценить все значение от-
крытия для будущего физики и все-
го естествознания, но несомненно, что
мы имеем дело с одним #3 важней-
ших этапов в Познании Мира.

Большое значение, хотя И не столь
всеоб емлющее, имеют работы А. И.
Шальникова. Одной из важнейших
неразрешенных загадок современной
	А на-днях Академия наук СССР
проводила конференции по люминес-
ценции и спектроскопии, в которых
принимало участие по 200—300 уче-
ных-специалистов. На конференциях
велась оживленная дискуссия по не-
скольким десяткам новых научных
результатов, достигнутых советскими
учеными.

Советская физика тысячами иссле-
пований заполнила весь научный
фронт от механики до атомного яд-
ра. Сотни ученых известны своими
достижениями и открытиями. Только
лучшие из их трудов выдвигаются
на присуждение Сталинских премий,
a все же число кандидатур в десять