СТАРИННЫЕ
ПЛАНЫ
МОСКВЫ
	КОЛЛЕКЦИИ. МУЗЕЯ
` РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЬ!
	В доме № 5 ва улице Калинина,
построенном по проекту ‚ прослав-,
ленного Зодчего М, Казакова, нача-
лась подготовка к’ открытию ° Госу-
дарственного” музея русской архитек-
туры. Реставрируются залы будуще-
го музея. Возобновляется художест-
венная роспись плафонов:— Облицо-
ванные белым мрамором стены и
колонны залов очищаются от позд-

] нейшей гокраски. . ле х 5

Закупочная комиссия музея приоб-
Peta ценные! экспонаты — архивные
документы, проекты и чертежи рус-
ских зодчих, рисунки и произведения
живописи.

Большой интерес представляет од-
но из последних приобретений музея
— серия старинных, не публиковав-
шихся ранее планов Москвы; Пред-
полагается, что эти планы, точная
датировка которых сейчас устанавли-
вается, относятся к началу прошлого
века.

В числе приобретений музея —ори-
гинальные офорты М. Казакова и по-
длинные чертежи выдающегося архи-
тектора начала ХПХ века А. Григорь-
ева, деятельно участвовавшего в вос-
становлении Москвы после пожара

-   1812 года. Приобретены также ра
- ты одного из представителей рус-

забытый
рынок
	Раннее воскресное утро. B эту
пору хозяйки спешат на рынок. На
Варшавском ‚шоссе оживленное дви-
жение. Мзатся колхозные грузовики
с картофелем, молоком, свежей зе-
ланью. Широкая асфальтированная
магистраль связывает пригородные
сельскохозяйственные артели с Зеле-
ногорским, Даниловским и Зацепским
рынками.
	Па Даниловском и Зацепском не
протолкнешься. До шестидесяти
колхозов, ежедневно продают свою
продукцию на каждом из них. На
вырученные деньги колхозники могут
приобрести здесь. мануфактуру, обувь
кухонную посуду, скобяные изделия
Только на Даниловском рынке—сем-
надцать палаток Москворецкога
промторга,. две — районного треста
местной промышленности, одиннад:
цать — промкооперации, одна —
Ленинского универмага, две — Мо-
скворецкого универмага.
	Что же делается Ha Зеленогор-
ском колхозном рынке? Он располо-
жен в центре крупного рабочего рай-
она. Через дорогу —- фабрики имени
	РЕКОНСТРУКЦИЯ
БОЛЬШОЙ ПИРОГОВСКОЙ
УЛИЦЫ
			Подготовку земляного полотна за:
кончили в полдень. Каменотесы, экс-
каваторщики и землекопы ушли по
Большой Пироговской вперед, туда
где за зеленью сквера вырисовыва-
лись корпуса клиник. Теперь в 06б-
рамлении серых гранитных бортов
желтый песок трассы выделялся осс-
бенно отчетливо.

Трудно переоценить значение для
Фрунзенского района столицы Maru:
страли Зубовская улица — Большая
Пироговская. От шумного Садового
кольца простирается она до окраины
города.

На Большой Пироговской располо-
жены многочисленные клиники Ака-
демии медицинских наук и медицин-
ских институтов. Улица связывает C
центром города большой жилой мас-
сив Усачевки и Кочек, крупные пред-
принятия — завод «Каучук» и другие.

Эта оживленная магистраль рань-
ше была  замощена булыжником, во-
достоки на ней отсутствовали, осе-
нью и весной на улице стояло поло-
водье.

Вот почему такой живой отклик
нашло в районе решение Московско.
	го совета о реконструкции маги:
страли.
Зимой 1947 года, собравшись на
	очередную сессию, депутаты Фрун-
зенского районного совета подробно
обсудили все ‘вопросы, связанные ©
реконструкцией Большой Пироговской
улицы. В одном из залов были вы-
ставлены тогда проекты магистрали:
прямая, широкая, залитая асфальтом,
озелененная улица, новые тротуары,
подземные водостоки. ,
Ныне эти проекты претворяются в
жизнь. Реконструкция магистрали в
разгаре.
- B сквере Девичьего поля стоит не-
большая деревянная постройка. Сов
сем недавно здесь помещалась трам-
вайная станция. Сейчас трамвайные
рельсы сняты, надобность в станции
отпала, и в домике разместился штаб
стройки. Производитель работ А. П.
Зенин нетороплив, но находит время
на все. Много раз в сутки обходит
он трассу, вникая во все детали.
Почти на километр растянулась
стройка магистрали. Вдоль сквера
установлены гранитные борта, и метр
за метром растет бетонная плита —
основание для будущего проезда.
Недавно для ускорения работ и эко-
номии цемента здесь впервые при-
менили новый для дорожного строи-

Студенты Московского политехние
кума Министерства затотовок СССР
герой Советского Союза Н. БАЗ-
ДЫРЕВ и Е. ФОФРОВ готовятся
к экзаменам  в филиале Государ-
ственной библиотеки им. В. и.
Ленина, расположенном в парке
культуры и отдыха «Сокольники».

. ото В. КУНОВА.
	Продавец,
в белом
халате
	Белый халат — неот’емлемая при“
	надлежность работников продовольч
ственных магазинов, столовых. Сани“
тарвые правила, утвержденные испол.
комом Моссовета, обязывают всех
	продавцов продуктов питания быть
	одетыми в чистую белую одежду.
Эти правила усвоили работники ма“
газиков Молкомбината имени Горько-
го. Продавцы тщательно соблюдают
правила санитарии и гигиены.
	Но заглянем в другие торговые
	предприятия. По существующим пра“
	лолжен
	рилавка,
место,
	вилам, работник
	На заводе «Фрезер». Резьбошли-
фовщица A. KOHCTAHTHHOBA,
выполняющая более двух норм в
смену.
		‚ ВИНОГРАДНИЕВ
В НОЛОМЕНСКОМ
	В этом уголке Коломенского ис-
покон веков был фруктовый сад. Мо-
	Реконструкция Большой Пироговской улицы. НА СНИМКЕ: строительство
основания проезжей части. На бетон накладывают специальные щиты, по-
сле чего по резиновым шлангам откачиваятся воздух и лишняя влага. Это
		повышает прочность бетона.
	тельства способ уплотнения бетона.
На бетонное полотно укладываются
18 квадратных щитов. От каждого
тянутся резиновые шланги к насос-
ной установке. Шумит мотор, и на-
сос выкачивает из бетона воздух и
лишнюю воду. Бетон уплотняется,
прочность его повышается на 25 про-
центов. `На обработанное таким обра-
зом бетонное основание можно класть
асфальт двумя днями раньше. А это
очень важно при поточных работах.
	Жители Фрунзенского района ‘по-
могают быстрее и лучше перестроить
магистраль. В мае свыше двух с по-
ловиной тысяч человек приняло уча-
стие в воскресниках.
	Недавно строители собрались
клубе завода «Каучук». Они обсуди-
ли призыв передовых предприятий
Москвы о досрочном выполнении го-
дового плана. Было решено сдать ма-
гистраль на месяц раньше срока —
к   августа. Обязательство  серьез-
ное. Надо произвести 16.000 кубиче-
ских метров земляных работ, уложить
5.000 погонных метров гранитного
борта, 36.000 квадратных метров бе-
тона и 63.000 квадратных метров ас-
фальта,
	Вечером следующего дня на трас-
се появились «молнии»: «Сегодня все
бригады, занятые на основных рабо-
тах, перевыполнили дневные задания».
Бригада бетонщиков П. Т. Вельма-
		кина при задании в 210 квадратных рунзе, имени Балинина с много-

метров’ бетона ‘уложила   пятьсот. Ка-   Этажными жилыми корпусами. He-
ГОК В за 2 ТА ая. ^^ много подальше — большой завод
	имени Карпова, а вокруг — много
мелких предприятий.
	У ворот Зеленогорского рынка —
трамвайная остановка. По утрам
здесь ожидают попутных трамваен
домашние хозяйки с сумками. На
	«СВОЙ» рынок они даже не загляды-
вают, а едут на Даниловский, на За-
	цепу. Мимо рынка, не задерживаясь.
мчатся колхозные машины, проезжа-
	ют возы с овощами, мясом, молоком,
Они тоже спешат на`Даниловку.
	На Зеленой горе рынок существует
	давно. Но в Управлении рынками он
	состоит Ha положении пасынка.
Здесь нет мясо-молочной контроль-
ной станции, и поэтому колхозники
не могут продать ни мяса, ни моло-
ка;  Вот й приходится и продавцам и
покупателям поневоле прибегать к
услугам других рынков, делая не-
сколько лишних километров.
	На рынке только одна колхозная
палатка артели «Заветы Ильича», да
и та почти всегда на замке. На сто-
лах — немного зелени да случайные
товары. Плохо организована встреч-
ная торговля промышленными това-
рами. В трех палатках Москворец-
кого промторга нет железо-скобяных
изделий, кухонной посуды, в то вре-
мя как на других рынках их доста-
		менщики бригады Сучкова установи-
ли 60 погонных метров борта вместо
тридцати.

Помимо дорожников в реконструк-
ции магистрали участвуют работники
трамвая ‘и строители водостоков. По-
ка что они отстают. До сих пор не
	закончена прокладка новых путей.
Это не позволяет полностью снять
трамвайное движение с Большой Пи-
роговской улицы. Если до 15 июня
трамвайные рельсы не будут сняты,
график земляных работ сорвется. Не
закончена прокладка водосточных
труб. В недалеком будущем это мо-
жет задержать бетонщиков и `асфаль-
тировщиков.

Не выполнили указаний Моссовета
и райсовета некоторые хозяйственни-
ки. Чтобы расширить улицу, надо
перенести ограду 1-го Медицинского
института. Многолетние деревья, ра-
стущие вдоль изгороди, следовало
еще весной пересадить. Однако заме-
ститель директора института Лиф-
шиц пренебрег этим указаниём ис-
полкома.
	„..Полночь. Засыпает ‘город. Но pa-
бота на трассе не прекращается.
Прожекторы освещают земляное по-
лотно дороги, бетон, машины. От за-
ри до зари идет стройка магистрали.
	О. Емельянов.
	ДЕТСВИЕ
ПЛОЩАДЕИ
	B

КАЛИНИНСКОМ

РАЙОНЕ
	Коллективы предприятий Калинин-
ского района изготовили оборудова-
ние для детских площадок. В скве-
рах и садах, расположенных на тер-
риториях предприятий, а также на
пришкольных участках открыто 15
площадок. В ближайшие дни откро-
ются еще семь. Все они оборудованы
пс одному образцу: на каждой есть
спортивный уголок, читальня, игроте-
ка, уголок дошкольника. С детьми
занимаются педагоги, пионервожатые,
преподаватели физкультуры. Коллек-
тивы художественной  самодеятель-
ности заводов выступают с .копцер-
тами. Ежедневно каждую площадку
посешают 200 и больше детей.
	рэгы 1940 года нанесли ему непо-   ской классической архитектуры
правимый урон, много деревьев при- Н. Львова.
шлось выкорчевать. На месте погиб-  Значительными художественными
	достоинствами обладает приобретен-
ный музеем портрет зодчего Л. Рус-
ка, работавшего в России в _ конце
ХУ\УПГ и в начале ХХ веков. Портрет
принадлежит кисти известного порт-
ретиста И. Лампи.

Среди экспонатов, иллюстрирую-
щих историю русской — архитектуры
более позднего периода,— работы ар-
хитекторов Н. и Л. Бенуа, акварели
и рисунки С. Ноаковского и В. Щуко
и художника Е. Лансере-старшего.
Творчество советских графиков, пос-
вященное архитектурной тематике,
представлено работами В. Фалилеева
и гравюрами на дереве А. Кравченко.

Почетное место среди экспонатов
нсвого музея займет уникальная се-
рия негативов старейшего русского
фотографа И. Барщевского с изоб-
тажениями выдающихся архитектур-
ных памятников России.

Большов число редких изданий по
истории архитектуры и искусства
закуплено для научной библиотеки
музея, в которой уже насчитывается
больше двух тысяч томов.
		ТУРИСТОВ _

Наступает пора летних путешест-
BH и л походов. Туризм — люби-
	мый вид отдыха московских школь-
ников, В прошлом году несколько
тысяч юных москвичей провели похо-
ды по родному краю, совершили пу-
тешествия по Советскому Союзу.
	К летним походам школьники на-
чали готовиться давно. В Бауманеком
	районе организовано 216 туристских
отрядов. Снаряжение готово, отряды
скоро отправятся в путь.

12 июня на Клязьминском водохра-
нилище будет дан старт летним 10-
ходам и путешествиям. Лучшие от-
ряды туристов школ столицы прибу-
дут на место традиционного слета
пешком, на пароходах, в поездах.
	ших тянутся теперь к небу молодые
яблони, зеленеют густые ряды кры-
жоРнИиКа, смородины, малины.

Но не только эти культуры сейчас
находятся в центре внимания работ-
ников коломенского огделения’ Мос-
ковской опытной селекционной стан-
ции Главконсерва. Управляющий от-
делением С. Киселев и агроном И.
Кочетов по нескольку раз в день на-
ведываются на новый участок, где
решается судьба большого начина-
ния — коломенские селекционеры за-
вялись виноградом.
	На южном склоне оврага, выходя-
щего к Москве-реке, они выбрали
“аиболее защищенную от ветров
площадь в один гектар. В начале мая
готовили почву под посадку. Вскапы-
вали глубоко —-до семидесяти сан-
тиметров. Верхний плодородный слой
земли очутился внизу, а нижний,
глинистый — наверху.

Из Елецкого совхоза Росглаввино
«Ключ жизни» привезли посадочный
материал — 1475 «чубуков» виногра-
да в бумажных горшках. Посадкой
молодых растеньиц руководил вино-
градарь совхоза тов. Руй. В каждую
ямку закладывали двадцать KHJO-
граммов перегноя.
	Прошло две недели. На темной
земле, У подножья выстроившихся
ровными рядами свежевыструганных
метровых кольев зеленеют нежные
листочки «Русского конкорда», «Буй-
тура», «Коринки» — сортов  вино-
града, выведенных мичуринскими ме-
тодами.

Ни один корень не погиб. Листья
зодмосковного винограда имеют со-
веошенно здоровый, жизнеспособный
ВИД.
	производственное MEL IM, AMELIA TE
снять халат. Однако так поступают
	далеко не все.

Недавно прохожие обратили внима-
ние на человека в белом халате, раз-
гуливавшего на площади возле
станции метро «Сокольники». Это
был заместитель заведующего булоч»
	ной № 530 Пронин, который «прове*
	рял» работу лотошников магазина,
Руководитель не заметил, что про“
давщица той же булочной Харламова
в грязной спецодежде торговала пи:
	рожками.
	Москворецкий райпромтрест, выпу-
скающий часы, замки, кровати, хозяй-
ственную посуду и десятки других
промышленных изделий, торгует в
своей палатке... уксусом, сухими
фруктами, кофе, сиропом. Палаток
промкооперации нет совершенно,

Зеленогорский Колхозный рынок
является филиалом Даниловского.
Директор последнего. тов. Безноси-
ков заявляет:

— На Зеленой горе торговля идет
плохо потому; ‘что! туда ‘не идут но-
купатели. По этой же причине не
хотят HTTH BK KOJXO3HHKR,

Неубедительное об’яснение!

На необходимость оживить торгов-
лю на Зеленогорском рынке тов. Без-
носикову не раз указывал исполком
Москворецкого райсовета. Но какова
цена этим‘ указаниям, если сам ис-
полком не принимает мер к развер-
тыванию встречной торговли.
		Детали, изготовляемые на заводах
	Шлакобетонная перегородочная
плита и шлакоалебастровая облицо-
вочная плита помогают шире приме-
нять индустриальные методы возве-
дения зданий. Изготовляемые на за-
водах, эти материалы на постройках
льшь монтируются. При этом от рабо-
чих не требуется высокой квалифика-
ии. Трудоемкие ‘оперании упроща-
ются, ускоряется ход работ.
	Скоро стройки Моссовета начнут
получать еще одну важную деталь
заводского изготовления — железо-
бетонную плиту для перекрытия са-
нитарных узлов. В ней имеются го-
товые отверстия для установки тру@
водопровода, канализации, газа, ото-
пления и т. д. Изготовляемая по ти:
повым размерам, одна плита будет
покрывать всю площадь санитарного
узла.
	Следует отметить, что все эти
крайне нужные стройкам детали
должны были изготовлять предприя-
тия Городского управления промыш-
ленности стройматериалов. Однако
они слабо учитывают и удовлетворя*
ют нужды и запросы строителей. По-
этому последние вынуждены своими
силами налаживать производство
многих деталей.
	woOH A =

ЕСЯТЬ лет назад Азербайджан
собрал первые 115 центнеров
	чайного листа со своих молодых
плантаций. В нынешнем году чайные
	плантации имеются уже в 123 кол-
хозах и 4 совхозах. Чаеводы обяза-
	лись сдать государству 3.000 центне-
ров зеленого чайного листа — в пол-
тора раза больше, чем в прошлом
геду («Правда»).
	0 ПОЧВЕ
	В ЛАБОРАТОРИИ ЛАУРЕАТА
СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
В А ЧЕРНОВА
		Для устройства внутренних пере:
городок строители жилых зданий
применяют обычно лес или гипсовые
перегородочные плиты. Заводы Уп-
равления жилищного строительства
исполкома Моссовета недавно нача-
ли давать стройкам новый материал
для перегородок — шлакобетонные
пустотелые плиты. Они успешно за-
меняют лес, в котором стройки ощу-
щают острую нужду. Новый материал
имеет значительные преимущества
перед гипсовыми плитами—юон устой:
чив против влаги, более прочен и
удобен. Квадратный’ метр шлакобе-
тонной плиты почти вдвое дешевле
гипсовой ПЛИТЫ.

Из шлакобетонного камня уже де-
лают перегородки в домах на улице
Горького, в Истоминском проезде в
т. д.

Подсобные предприятия Управле“
ния жилищного строительства изго“
товляют и другую строительную но“
винку — шлакоалебастровую облицо.
вочную плиту. Ею отделывают сте
ны лестничных клеток. При этом ис-
ключается штукатурка, устраняются
так называемые «мокрые» процессы,
Поверхность новой плиты тщательно
и аккуратно отделана, и строителям
уже не приходится’ ее обрабатывать.
		Работник ресторана «Сокольники»
Дрендеев в белом халате отправился
в парикмахерскую. На замечания ин-
спекторов он ответил:

— Кому какое дело, в чем я хожу!

Повар столовой № 695 Зутдимина
шла -в ‘белом халате по улице. Вы-
слушав замечания работников инспек-
ции, она удивленно спросила:

— А разве нельзя ходить в халате?

Работники парикмахерской № 12
также не соблюдают правил санита-
рии. Мастера парикмахерской № 10
Васильева; Бородачева, Красовская
не стесняются работать в рваных,
грязных халатах.

Все эти факты отмечены в Соколь-
ническом районе. Начальник районной
пищевой инспекции Нечепарович и
подчиненные ему работники своей
бездеятельностью поошряют наруши-
телей правил.
	Совсем иначе поставлено дело в
соседнем Железнодорожном районе.
Пищевая инспекция (начальник тов.
Баженов) обязала руководителей
предприятий торговли и обществен-
ного питания правильно использовать
спецодежду. Нарушителей привлека-
ют к ответственности. За появление
в белом халате на улице подвергну-
ты  административному взысканию
продавщица магазина № 4 райпише-
горга Сергеева, официантки столовых
№№ 82 и 87 Оедлецкая, Тимофеева,
Прудцева, Уланова.
	Правила санитарии и гигиены обя-
зан строго соблюдать каждый торго-
вый работник. Ни одно нарушение не
должно оставаться безнаказанным.

Бригада «Вечерней Москвы»:
В. ЕГОРОВ, М. ШАКЛЕЕВ,
В. ЛУКЬЯНОВ.
	Глидний газ
в доме
	Невдалеке от станций метрополи-
тена «Сокол» возведены два опытных
малоэтажных жилых дома. Опытны-
ми являются в них не только строи-
тельные конструкции и материалы.
Здания оборудованы и новой для
Москвы системой снабжения газом.
	Зажигая здесь горелку газовой
плиты, вы не заметите никаких OCO-
бенностей. Между тем они есть
Дом не присоединен к городской га-
зсвой магистрали. Во дворе установ
лена специальная цистерна, напол-
ненная жидким газом. Он находится
там под давлением до 10 атмосфер.
Через регулятор давления, имеющий-
ся на цистерне, топливо по подзем-
ной трубе поступает в дом. Сюда оно
приходит в газообразном виде, под
низким давлением и используется для
отопления квартир, горячего воло-
снабжения и других хозяйственных
нужд.
	Жидкий газ занимает мало места,
в небольшую цистерну вмещается
значительный его запас. Емкости од-
ной цистерны хватит четырехквар-
тирному дому на месяц в зимнее
время, когда действует и отопление.
Летом этого же количества доста
точно на 3—4 месяна.
	БВ обоих домах установлены опыт»
ные водонагреватели на газовом топ-
ливе. Они дают горячую воду для
систем отопления, которые яВляют-
ся индивидуальными в каждой квар-
тире, и для бытовых нужд жителей:
Водонагреватель, сконструированный
инженерами института — «Мосгаз-
проект» и изготовленный на заводе
«Искра», действует автоматически.
Специальное устройство, в нужных
случаях (например, при перегреве во-
ды), автоматически выключает газ.

В домах у «Сокола» произведут
опытную проверку всей аппаратуры
для снабжения газом домов, не при-
соединенных к газовой сети. В даль-
нейшем такие установки найдут при-
менение в районах, удаленных от ма-
гистральных газовых сетей,
	В учительском клубе
	ление, избираемое на клубной конфе-
ренции раз в два года. Свыше десяти
лет председательствует Зинаида Ни-
колаевна Разумовская, в прошлом са-
мз педагог. Этот замечательный орга-
низатор и преданный своему делу че-
ловек — единственный освобожден-
ный работник клуба. Остальные чле-
ны правления — педагоги и директо-
ра школ Свердловского района. Сре-
ди  них—заслуженная учительница
РСФСР, депутат Верховного Сове-
т» СССР О. Ф. Леонова, директор
школы № 636, заслуженный учитель
РСФСР А. Ф. Солохин, заведующий
райОНО П. Г. Савченко и другие.
Большую поддержку ‘оказывает До-
му учителя обком профсоюза работ-
ников начальной и средней школы.

Не прекращает своей деятельности
Дом учителя и в дни, когда в шко-
лах идут экзамены. В перерывах ме-
жду лекциями и концертами учителя
с увлечением рассказывают друг дру-
гу о ходе экзаменов, о самом близ-
ком, профессиональном, о том, чему
посвящена их жизнь.
	Скоро в школах столицы закончат-
ся экзамены. Однако Дом учителя и
тогда не прекратит своей работы. На
летний период он наметил много ин-
тересного. В течение каникул Дом
учителя организует свыше сорока
экскурсий. Будет проведена экскур-
сия на пароходе по маршруту _Мо-
сква — Горький. Эта поездка рас-
считана на олинналцать дней.
	Уже сейчас Дом учителя составля-
ет план работы на осенне-зимний пе-
риод. В него включена организация
музыкального университета. В пер-
вые же осенние месяцы Дом учителя
посетят коллективы артистов театра
имени Ленинского комсомола и Ма-
лого театра.

Самодеятельное искусство пред-
ставлено здесь кружками драматиче-
ским, хоровым, хореографическим и
фортепианным. Кроме того хорошо ра-
ботает кружок художественной вы-
шивки, кройки и шитья. Несколько
дней назад драматический и вокаль-
ный коллективы успешно выступали
в Доме актера, показав отрывки из
комедии Лопе де Вега «Учитель тан-
ere и сольные выступления вокали-
сгов-кружковцев,

При Доме учителя ведется боль-
шая работа с детворой. Для детей ор-
ганизуются популярные беседы поз-
навательного характера о подмосков-
ной флоре и фауне, экскурсии в Бо-
танический сад и Зоологический парк,
специальные детские утренники.

Хорошо работает библиотека. За
1947 год ее посетило 8.000 учителей.
Она организовала двенадцать детских
утренников, три читательские конфе-
ренции.

У Дома учителя имеется большая
исгория, есть свои традиции. Радует
0, что здесь ищут и находят новые,
анаересные пути для того, чтобы
учителя имели все возможности рас-
ширять свой кругозор, пополнять
знания, быть в курсе событий, проис-
холящих в стране и за рубежом. И
эти поиски нового приносят свои пло-
Aa

Мих. Полин.
	Цому учителя’ Свердловского рай-
она Москвы недавно исполнилось
лвадцать семь лет.

Вся деятельность  учительского
клуба направлена на коммунистиче-
ское воспитание и организацию куль-
турного отдыха учителей, на то, что-
бы помочь повышению их идейно-
политического уровня, общего обра-
зования` и педагогического  мастер-
ства.

Работа Дома учителя многогран-
на. В 1947 году здесь прочитано свы-
ile двадцати пяти лекций на полити-
ческие и примерно столько же на на-
узные темы; проводились ‘семинары,
консультации. За год клубом органи-
зовано двадцать вечеров отдыха,
столько же вечеров. для молодых
учителей, около пятнадцати детских
утоенников, проведено свыше сорока
экскурсий в музеи столицы, много
вечеров-концертов, выступлений мно-
	гочисленных кружков самодеятельно-
	сги, успешно работающих при Доме
учителя:
Во главе Дома учителя стоит прав-
		кую цепь доказательств,  понадоби-
лось около десяти лет сложных опы-
тов, упорной, пытливой работы.
	‚ Изучая природу почв, исследова-
тель производил разведку, заклады-
вал глубокие почвенные шурфы в
различных районах страны. Добытые
образцы кислых почв подвергались
всестороннему анализу там же, на
месте, а затем еще более глубоким
испытаниям — в Москве, в лаборато-
рии ученого. Многократно проверяя
свои предпосылки, Василий Андрее-
вич использовал новые приемы иссле-
дований, не применявшиеся до него
почвовелами.
	Многолетние усилия увенчались
блестящим успехом. Решение, кото-
рого так долго искала наука о поч-
вах, найдено. Труды В. А. Чернова
бесспорно доказали ошибочность гос-
подствовавшей до сих пор теории.
Оказалось, что не водород, но алю-
миний является основным виновником
кислотности почв. Одновременно в
соответствии с этим решением В. А.
Чернов разработал новые и точные
методы распознавания КИСЛЫХ почв и
определения их потребности в изве-
сти. Правильное решение ‘вопроса об
устранении кислотности одновремен-
но решает и другую задачу — важ-
нейшую задачу повышения урожай-
ности колхозных и совхозных полей.
	Сткрытие советского ученого
ценный вклад не только в мировую
науку. Оно указало новые пути прак-
тике сельского хозяйства, открыло
новые перспективы повышения произ-
водительности колхозных и совхоз-

ных полей.
	Выдающаяся работа новатора по-
лучила достойную оценку. Труд В. А.
Чернова «О природе почвенной кис-
лотности», в котором он изложил
результаты своих изысканий, удосто-
ен Сталинской премии.
	Н. Дилигенская.
	C OBETCKOE государство обеспе-
чивает народное хозяйство ква-
лифицированными кадрами в плано-
вом порядке. Свойственную  социа-
лизму форму планового обеспечения
вародного хозяйства рабочей силой,—
нишет в передовой статье газета
«Труд»,— представляют собою соз-
данные по инициативе товарища
Сталина Государственные трудовые
резервы. Сейчас новый большой от-
ряд воспитанников школ Министерст-
ва трудовых резервов приходит В
промышленность. Нужно хорошо вст-
ретить молодое пополнение, правиль-
но распределить зыпускникоз, обес-
лечить их работой по приобретенной
специальности, позаботиться © бла-
гоустроенных квартирах и общежи-
тиях, создать все^необходимые усло-
вия для продуктивного труда и хо-
рошего отдыха». «Одним из  важ-
пейших условий досрочного выполне-
ния пятилетки; — подчеркивается В
передовой статье,— является обеспе-
ченность каждого предприятия посто-
янными, устойчивыми, квалифициро-
ванными рабочими кадрами. Сейчас,
когда на предприятия приходит новое
пополнение, надо с первого же дня
создать все условия для того, чтобы
эти новички в будущем стали кадро-
выми рабочими. Это — задача боль-
Wore народнохозяйственного и поли-
тического значения».
	«

Y TBEPOKAEH coctas Научно-ме-
дицинского совета по физической

культуре при Министерстве здраво-

хранения СССР. Его председателем
	является заместитель министра

здравоохранения А. Шабанов.
	*
Московский завод  резино-тех-
вических изделий Министерства
угольной промышленности восточных
районов СССР приступил к выпуску
вовой резиновой обуви для подзем-
ных рабочих угольных шахт — высо-
ких бот на байке. Первые пять тысяч
шахтерских бот отправлены В Куз-
нецкий бассейн («Труд»).

*

3 АВОДЫ треста «Мособлсельмаш»
досрочно выполнили план перво-

ге полугодия. С начала года для кол-

хозов Полмосковья изготовлено 3.025

сортировок, клеверотерок, молотилок

и пругих сельскохозяйственных  Ма-

шин. Годовое задание по выпуску

запасных частей выполнено Ha

[ee SLLGH OB.
	НА СТОЛЕ в небольшой лаборато=
рии развернуты листы  расцве-
ченной многими красками карты. Эта
карта почв нашей страны символи-
зирует содержание осуществляемой
здесь научной работы. Изучению
почвы, ее свойств, нераскрытых еще
возможностей повышения ее плодо-
родия уже двадцать лет посвящена
деятельчость доктора геолого-мине-
ралогических наук В. А. Чернова.

Нередко внезапно возникший во-
прос, непонятное явление природы
рождают стремление к точному науч-
вому знанию.
	Крестьянский паренек Вася Чернов
не раз задумывался о причинах ску-
пости земли своего района.

— Земля «кислая», неурожайная...
— другого ответа ов не услышал
тогда ни в школе, ни дома.

В Московском университете, двери
ваторого широко открыла перед быв-
шим красноармейцем Василием Чер-
новым родная советская власть, он
стал изучать агрохимию — молодую
науку, тесно связанную с увеличени-
эм плодородия почв. Уже в универ-
ситете молодой почвовед приступил к
самостоятельным научным исследова-
ниям. Преобразование силой науки
необозримых пашен родной страны
стало целью его изысканий.

Труды В. А. Чернова, посвященные
нействию удобрений на повышение
урожайности и другим вопросам, свя“
	Лауреат Сталинской премии доктор геолого-минералогических наук В.А.

С а а
		й лаборатории,
	занным с нуждами сельского хозяй-
ства, выдвинули его в ряды выдаю-
щихся почвоведов-новаторов. Споци-
алисты отмечали смелость опытов
молодого ученого, широту его науч-
ного мышления, способность к обоб-
шению найденных фактов.
	Одна из работ В. А. Чернова, вы-
полненная уже в Почвенном инсти-
туте Академии наук СССР, была пре-
мирована на московском, а затем и
на Всесоюзном конкурсах молодых
советских ученых. Без защиты дис-
сергации он получил ученую степень
канлилата химических наук.
	Здесь же, в лаборатории Почвен-
ного институга в Пыжевском переул-
ке, Василий Андреевич вплотную по-
лошел к вопросу о кислых почвах,
гак занимавшему его в юные годы.
Вооруженный многолетним опытом и
знаниями, он хорошо понимал теперь
и сложность и огромное значение
2108 проблемы. Ей было посвящено
иного научных трудов. Для почвове-
цев и химиков всего мира вопрос ©
причинах кислотности почв был пред-
метом многочисленных оживленных
дискуссий.
	Обычно се кислотностью боролись,
внося в почву известь. Но не было
строго достоверных методов опреде-
ления количества извести, необходи-
мой, чтобы устранить враждебную
рзетениям кислотность.
	„..Расематривая горсть земли, мы
видим e@ однородной, бесцветной,
безжизненной. Иной представляется
она взору ученого. Каждая щепотка
почвы состоит из множества разнооб-
разных веществ, из более крупных и
микроскопически малых частиц. От
их состава, соединений и качеств в
значительной мере зависят питание,
рост живущих в почве растений. До
сих пор большинство ученых об’ясня-
ло причины неблагоприятной для ра-
стений кислотности наличием ионов
водорода, поглощаемых мельчайшими
«коллоидными» частицами почвы. И
в соответствии с этим по количеству
водорода принято было определять и
дозы устраняющей кислотность из-
везти.
	К иным выводам пришел в резуль“
тате своих наблюдений Василий Анд-
реевич. Чтобы обосновать эти выво-
ды, чтобы выковать нерушимо креп-