в ИК ВКИ(6)
	ПК ВКП(б) получил ИР .
славии на 5 с’езд компартии К
делегацию на с’езд от BKIN(6).
делегации на с’езд КПЮ ввид
славии отказался участвоват
компартий и тем самым поста
стических партий.
	ОДНОГО
КОНКУРСА
	РАБОТА
комплексных
БРИГАД
	Недавно закончился шШестимесяч”
ный конкурс по рационализации и
изобретательству, проведенный Мини-
стерством машиностроения й прибо-
ростроения. В период конкурса за-
метно оживилась работа БРИЗ’ов на
всех 96 столичных заводах этого Ми-
нистерства. Рабочие, инженерно-тех-
нические работники и служащие по-
дали 2.674 предложения, из которых
уже внедрено в производство 1258.
Они дают годовую экономию в сум
ме свыше 10 миллионов рублей.

Основным условием конкурса были
сбор и внедрение в производство ра-
ционализаторских предложений и
повышение — качества выпускаемой
продукции. Помимо: большой . эконо-
мии денежных средств, Конкурс’ по3-
волил сберечь тысячи тонн металла,
много основных и  всномогательных
материалов, инструмента,  электро-
энергии, топлива и т. д. На ряде
московских заводов Министерства
сокращены сроки освоения новых. Ма-
шин, внедрены поточные методы об-
работки деталей и сборки машин и
приборов,  механизированы многие
трудоемкие процессы.

Успешно прошел конкурс на заво“
де счетных и пишущих машин. Здесь
экономия от внедрения 138 предло-
жений составила 3120 тысяч рублей

Хорошие результаты достигнуты
на заводах «Красный факел», $Тиз-
прибор», 1-м часовом заводе им. Ки-
рова, экспериментальном заводе хими-
ческого машиностроения, «Платино-
приборе» и экспериментальном заводе
испытательных машин и весов. Рацио-
нализаторы 2-го Московского часово-
го завода внедрили 102 предложения
с экономией 1.279.000 рублей. На экс-
периментальном заводе текстильного
машиностроения от внедрения 20
предложений получена экономия в
225.000 рублей.

В ходе конкурса выявились огром-
ные преимущества коллективного
творчества. Рационализаторы органи-
зовали комплексные бригады и совме-
стными усилиями создавали конструк-
ции и первые образцы. Комплексные
бригады работали также над внедре-
нием новой технологии, потока, устра-
нением неполадок’ и т. п.

Например, на заводе счетных и пи-
шущих машин бригады рационализа-
	  торов разработали и внедрили в про-
	изводство новую технологию — изго-
товления ряда деталей для пишущих
машин и арифмометров. Сейчас здесь
организованы новые _ комплексные
бригады. /

Конкурсе показал, «ro c6op, pac-
смотрение и внедрение рационализа-
торских предложений не везде еще
организованы, как требуется. Слу-
чается, что с момента поступления
предложения до внедрения его в про-
изводство проходит не один месяц.
Примером хорошей постановки этой
работы является Московский экспери-
ментальный завод испытательных ма-
шин и весов. Здесь хорошо организо-
ван учет прохождения предложений,
проводятся консультации с рациона-
лизаторами и показ их творчества.
		ил приглашение от ЦК компартии Юго-
‘партии Югославии с просьбой прислать
	КПЮ ввиду того, что
vaacTBOBaTh Ha CoBe
	ЦК ВКП(б) решил не посылать
пл. что ИК компартии Юго.
	Г м.
‚ на Совещании Информбюро
зил КПЮ вне семьи коммуни-
	СТРОИКАМ
РОДНОГО
ГОРОЛА
	ИЗДЕЛИЯ ЗАВОДА

СУХОЙ
ШТУКАТУРКИ
	В Москве, в Нижних Котлах, есть
небольшой завод. Он поставляет
стройкам столицы cyxme штукатурные

плиты.
Вначале эти изделия были встреч
	чены строителямв с недоверием,

— Даже опытные специалисты, —
говорит главный инженер завода, —
считали, что применение сухой штука-
турки отразится на качестве отделоч»
ных работ. Теперь все убедились в
полноценности новых материалов,

Одна“ из комнат заводоуправления
целиком отделана материалами, вы-
пущенными предприятием. Светлые
тона красок ласкают глаз.

— Обратите внимание на розетки
и карнизы. Это — новые изделия, не

плавно освоенные, — замечает глав»
	ный инженер.

Архитектурные детали из гипса
(розетки, плафоны, карнизы, пояски,
фризы и т. п.} до сих пор изготовля-
ются лепщиками вручную. С’ разви»
тием жилищного ‘строительства спрос
на них, естественно, увеличивается,
Возрастают и требования к качеству
отделки. Ручной труд лепщиков до-
рого обходится стройкам. Механиза-
ция производства ‘лепных украшений
— задача неотложная.

Специалисты завода сухой штука“
турки пришли к мысли применить бу*
мажную массу, использовать Метод
вакуумного литья. Детали из бумаж-
ной массы обходятся в десятки раз
дешевле, чем из гипсал К тому же
они не бьются при транспортировке,

Инженеры Пушев, Головина, Быв»
шева разработали весьма простой тех»
нологический процесс. Заводские ме-
ханики тт. Воронич, Ваврунич и Ани»
симов смонтировали гидравлический
	пресс. Много хлопот потребовало из“
	готовление матриц и форм для прес*
сования.

Изготовление потолочных розеток
диаметром в 250 миллиметров под
твердило целесообразность принятой
технологии: Несколько позднее ос-
воили производство карниза простого
профиля.

Завод готовит производство рисун“
чатых потолочных розеток диаметром
в 400 миллиметров и дверных налич-
ников. В дальнейшем предполагается
выработка‘карнизов с более сложным
рисунчатым профилем.

Кроме того сейчас строится новый
цех. Он будет выпускать плиты 43
картона, проваренного в специальном
битуме и покрытого цветной мине»
ральной крошкой. Это — новый“ кро“
вельный материал, безопасный в 10*
жарном отношении, прочный, легкий #
красивый. Мощность нового цеха —
25.000 кв. метров кровли в месяц.

Немало делая в поисках нового, за»
вод в то же время непрерывно увели“
чивает выпуск основной продукции —
штукатурных плит, улучшает их ка“
чество. Коллектив завода обязался
заверцить годовую программу в те
чение десяти месяцев и успешно идет
к этой цели.
	И. Козловский,
	CTO
ТЫСЯЧ
ДОНОРОВ
	В 1940 году 178.000 москвичей ов-
ладели в кружках Красного Креста
комплексом «Готов к санитарной
обороне». Самоотверженно выполия-
ли свой патриотический долг активи-
сты Красного Креста в годы вой-
ны. Сто тысяч доноров дали фронту
пятьсот тысяч литров крови.
	Эти цифры были оглашены на мо-
CKOBCKOH городской конференции
Красного Креста. Участники конфс-
ренции обсудили отчет городского
комитета общества.

Период войны естественно занял
наиболее значительное место в отче-
те. В кружках ГСО за 1941—1945 го-
ды подготовлено к санитарной обо-
роне около 1.200 тысяч человек, в
том числе 200.000 школьников. Почти
14 тысяч медсестер и свыше 19 тысяч
санитарных дружинниц, подготовлен-
ных московским Красным Крестом,
приняли участие в обороне, оказывая
помощь раненым на фронте и в ты-
лу. Количество санитарных постов на
предприятиях, в домоуправлениях и
учреждениях столицы увеличилось
почти в три раза по сравнению с до-
военным уровнем,

3500’ граждан Москвы удостоены
высокой правительственной Harpa-
ды - нагрудного ‘знака «Почетный
донор СССР».
	После окончания войны перед ор-
	ганами здравоохранения встала серь-
	езная задача ликвидации ее санитар-
ных последствий. Активное участие в
этой работе приняло общество Крас-
ного Креста.

Московские организации. шефству-
ют над инвалидами и детьми, родите-
ли которых пали в боях за Родину:
В этой работе участвуют 3440 пер-
вичных организаций Красного Креста
фабрик, заводов и учреждений. Они
оказывают непосредственную помошь
2862 инвалидам, 23 детским домам и
8 ломам млаленпа.
	Большое внимание московские ор-
ганизации Красного Креста уделяют
распространению среди населения
санитарно-гигиенических знаний, ока-
занию помощи органам здравоохране-
ния. В Москве имеется одиннадцать
тысяч санитарных постов. За послед-
ний год зарегистрировано 103 тысячи
случаев помощи при.ушибах, мелких
ранениях и внезапных заболеваниях,
оказанной дежурными санитарных
постов до прибытия врача.

Конференция признала работу го-
родского комитета Красного Креста
удовлетворительной. Избраны новый
комитет и делегаты на второй Все-
союзный с’езд обществ Красного
Креста и Красного Полумесяца, ко-
	ЗАБОТА
QO МНОГОДЕТНЫХ
МАТЕРЯХ
	Завтра исполняется четвертая го“
довщина со дня опубликования Ука-
за Президиума Верховного Совета
СССР «Об увеличении государствен-
ной помощи беременным женщинам,
многодетным и одиноким матерям,
усилении охраны материнства и дет-
ства, об установлении почетного зва-
ния «Мать-героиня» и учреждении
ордена «Материнская слава» и меда-
ли «Медаль материнства».

Каждое слово этого закона, издан-
ного в разгар Отечественной войны,
отражает великую заботу больше-
вистской партии и советского прави-
тельства о женщине-матери и ее ре-
бенке.

За истекшие четыре года социали-
стическое государство оказало мно-
годетным и одиноким матерям круп-
ную материальную помошь. Только в
Москве им выдано пособий на сумму‘
138.180.000 рублей. Эти деньги полу-
чили 84.11] жительниц столицы.

Особенно значительной государст-
венной поддержкой пользовались
женщины, имеющие но десять детей,
Среди таких Мария Сергеевна Кису-
рина в Екатерина Михайловна Боча-
рова. Каждая из них получила на
воспитание детей по 39 тысяч рублей.

Но помощь одиноким и многодет-
ным матерям в нашей стране не ог-
раничивается денежными пособиями.

Когда гражданка Абдюханова ро-
дила десятого ребенка, исполком
Коминтерновекого райсовета предо-
ставил ей дополнительную. комнату.
Ребенка одинокой матери Чичериной
определили в. Краснопресненском
районе.в санаторную детскую группу.
В. этом же районе с помощью меет-
ных организаций 162 матери устроены
на работу.

Эти примеры не единичны. Они ха-
рактерны и для других районов сто-
лицы. Многим матерям предоставлена
возможность поместить детей в ясли
и сады, проведен ремонт квартир,
обеспечено специальное лечение, ока-
зано содействие в приобретении необ-
ходимых вещей.

Значительная роль в оказании по-
мощи многодетным и одиноким ма-
терям принадлежит общественности
районов и работникам правовых ка-
бинетов женских и детских консуль-
таций. Среди последних особенную
активность проявляют тт. Иваницкая _
(Кировский район), Польшина (Киев-
ский район), Штейн, Федорова и.
Брежнева (Свердловский район). Они
часто посещают матерей на дому,
помогают им получить нужные до-
кументы для назначения государст-
венных пособий.

Женщина-мать окружена в Совет-
ском Союзе всенародным почетом.
Воспитание. детей в нашей стране —
дело большого государственного зна-
чения. Ярким свидетельством этого
служат правительственные награды,
вручаемые многодетным матерям. За
истекшие четыре года в Москве на-
граждено ` орденами и медалями
16.512 матерей, из них 315 удостое-
	ЛЮДИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
	Машинист экскаватора
Прокофий Ковтун _
	Сегодня-завтра исполнится десять
лет этой памятной встрече человека
с машиной. Крепкий, коренастый па-
рень в защитной военной гимнастер-
	ке и гражданской кепке стоял в
группе любопытных на улице Горько-
го и, как зачарованный, следил за экс-
каватором. Машина творила чудеса.
Она казалась большим, разумным 4
сильным животным. Ее ощеренная
пасть опускалась вниз; стальными
зубами вгрызалась в почву и, захва-
тив очередную порцию земли, подни-
малась кверху. Машина медленно
поворачивалась, занесенный над трех-
тонкой ковш, сверкая сталью, фас-
крывал днище, и земля мягко ссы-
палась в кузов. На зеленом вагон-
чике экскаватора было выведено:
«ЛК-83».

Этот день и.решил дальнейшую
судьбу »Прокофия Ковтуна. Утром в
конторе треста «Мосжилмеханизация»
он пред’явил документы.

— На какую работу пойдете? —
спросил механик.

— Поближе к экскаваторам. Хочу
учиться.

Его послали учетчиком. Через три
дня Ковтув пришел к механику.

— Иван Григорьевич! Не могу
больше... Люди работают, а я с ка-
рандашиком хожу.

Его послали линейным слесарем.
Трудно было бы подыскать слесаря
более любознательного, добросовест-
ного и исполнительного.

Вскоре машинист «ЛК-83» Павел
Афонин попросил дать ему Ковтуна
в помощники.

Экзамены Ковтун сдавал на улице
Горького. Строгая комиссия специа-
листов молча наблюдала, как моло-
дой экскаваторщик фоет котлован.
На все вопросы он отвечал отлично.

В 1939 году Афонина призвали в
Красную Армию. Он передал экска-
ватор своему другу и помощнику:

— Люби и береги машину. Службу
закончу — приеду.

Десять лет Прокофий Гаврилович
Ковтун не расстается с «ЛК-83».
Горы земли переворотил он — и не
полечитаешь. Его экскаватор рыл
котлованы пол новые дома на улице
	Горького, на Б. Калужской и Mo-
жайском шоссе. В дни войны
«ЛК-83» без устали рыл противо-
	танковые рвы на подступах к Москве.
Заболел сменщик. Ковтун работал по
двадцать часов в сутки — в кабине
ел и спал.

Замечательная машина у Ковтуна!
За десять лет ни одной неисправно-
сти, ни одной аварии. Об’ясняется
это просто. Ковтун — образцовый
хозяин; ов никогда не работает на
последней детали. Его знают в ма-
стерских. Часто в свободное время
сн сам становится за станок. Но уж
если машинист попросит в8делать де-
таль, то ему никогда не откажут.

Своих учеников (а их было немало)
он учит:

— Перед началом работы проверь
машину — не ослабли ли болты, все
ли в порядке, есть ли масло в моторе,
как смазаны трущиеся детали...

Экскаваторщик должен ‘иметь и
органиЗаторскую сметку:

— Подумай, с какой стороны на-
чать выемку грунта и как ее вести—
обеспечь фронт работ не только се-
бе, но и автомашинам. Создашь
пробку — значит и у них время про-
пало и у тебя простой.

По полторы и две нормы дает Про-
кофий Ковтун на своем экскаваторе.
Его имя не сходит с красной доски
треста «Мосжилмеханизация».

Летом 1945 года встретились учи-
тель и ученик — демобилизованный
Павел Афонин, награжденный боевы-
ми орденами и медалями, и Проко-
фий Ковтун.

Афонин осмотрел экскаватор, сел
на свое старое место и привычным
движением включил мотор... «ЛК-83»
работал безотказно.

— Спасибо, — сказал он ученику,
— сберег машину,

Павла Афонина назначили участко-
вым механиком. И нет того дня, ког-
да оба товариша не встретились бы
у машины, связавшей их крепкими
узами дружбы.
		Фабрика «ШЩерсть-сукно» Министер-
ства текстильной промышленности
РСФСР досрочно закончила про-
грамму шести месяцев текущего
года. Коллектив предприятия обя-
залея выполнить годовой план K 7
ноября. НА СНИМКЕ: винтовщица
О. КУТУЗОВА, систематически вы-
полняющая норму на 130-140 про-
	центов.
«ото В КОШЕВОГО (ТАСС),
	НАВСТРЕЧУ
30-ЛЕТИЮ
BIRCH
	На заводе имени Владимира Ильи-
ча молодые рабочие обязались BH-
полнить свои годовые задания К
знаменательной дате — 29 октября.
Повышая свои технические знания,
внедряя передовые методы труда, мо-
лодежь готовится встретить 30-ле-
тие ВЛКСМ новыми достижениями.
Она дала слово сберечь государству
за, счет правильного использования
основных и ‘вспомогательных матери-
алов не меньше 250 тысяч рублей.

В цехах идут молодежные стаха-
новские вахты. Более 80. человек уже
завершили 8-месячную программу.
Передовики производства, молодые
стахановцы и стахановки тт. -Кали-
нина, Ермолаева, Овчинников, Чепар-
ский уже сдают продукцию в счет
ноября. Формовщина тов. Хаустова
первой среди литейщиков выполнила
годовое задание.

В соревновании молодежи Москво-
рецкого и Ленинского районов доби-
лись большого успеха молодые ста-
хановцы инструментального цеха. За
шесть месяцев выполнили 10-месяч-
ную программу шлифовщики Маль-
ков, Домашнева и токарь Кузютин.
Токарь Наумов, .слесари Иванов и
Тимофеев первыми закончили свой
годовые задания. До конца года они
обешают выполнить еше по шесть
	месячных норм.
В. Охотников.
	ны почетного звания «Мать-героиня».   тсрый состоится в ноябре этого года.
	НА СНИМКЕ; машинист экскава-
тора П. КОВТУН.
		В бригаде наладчика Наумова
	На 2-м Государственном подшипни-
ковом заводе бригада знатного на-
ладчика автоматно-токарного цеха
тов. Наумова добилась хороших ре-
зультатов в борьбе за экономию ме-
талла. Раныше, например, рабочие де-
лали подрезку торца колец для под-
шипников до полутора миллиметров,
сейчас она сокращена до 0,5 милля-
метра. Это позволяет бригаде эконо-
мить за смену до шести метров ме-
талла.

Большие потери были раньше при
обработке на кольца металлических
штанг. Их концы дливой до 160 мм.
выбрасывались в лом. Сейчас, благо-
даря удлинению подающих металл
труб, штанги дорезаются до 80 мм.
Это позволяет при обработке за смену
100 штанг экономить восемь метров
металла.

По техническим нормам расход
масла на обработку 98 тысяз колец
	= 7 июля __
	ме” промышленности
строительных материалов СССР
перевыполнило план второго квартала
‘по выпуску валовой продукции. По
производству цемента плав выполнен
на 102 процента, оконного стекла —
на 115 процентов, мягкой кровли— ва
106, шифера — на 116, стандартных
домов — на 109, кирпича — на 101 и
асбеста — на 105 процентов.
		должен был составлять 0594 кило-
грамма, сейчас расходуется только
420 килограммов. Этой экономии
бригада добилась за счет бережливо-
го отношения к расходованию масла
и применения на автоматах конвейер-
ной системы:

Автоматический станок без KOH-
вейера’заливался ежедневно тремя-
четырьмя ведрами масла, а при кон-
вейерной системе рабочие ° заливают
автомат маслом только раз в пяти-
дневку. Раньше стружка, обильно
промасленная, попадала в корыто, а
оттуда выбрасывалась на двор. Те-
перь она падает на конвейер и посте-
пенно подается в специально приго-
товленный таз. Масло стекает, и
стружка выходит наружу сухая.

Сократился и` расход режущего ин-
струмента. По техническим нормам
на обработку 28 тысяч колец полага-
лось 47 отрезных резцов, а теперь,
благодаря правильной их заточке и
хорошей наладке станков, количество
резцов сократилось до 10.

Тов. Наумов обратился ко всему
коллективу завода с призывом вести
неустанную борьбу за экономию, ва
рентабельность предприятия.
	П. Колганов,
редактор местного радиовещания.
	ТВОРЦЫ
HOBBIX
РАСТЕНИЙ
	YIEBA стоят стеной. На севере,

западе и востоке до самого го-
ризонта — тучные ‹ нивы.  ШЩедрое
июльское солнце золотит налившие-
ся колосья. Но мы не на колхозном
поле. Вдоль межи — этикетки с над-
писями: «Коллекционный участок»,
«Контрольный питомник». На колось-
ях белеют тысячи бумажных пакети-
ков.

Зреет пшеница... Ее здесь особенно
много. В работах Института зернового
хозяйства нечерноземной полосы пше-
нице отведено главное место. Два
десятка лет академик Н. В. Цицин
и его сотрудники создают новые сор-
та этой важнейшей сельскохозяйст-
венной культуры.

Человечество занимается земледе-
лием тысячелетия. И все это время
люди думают об одном — как улуч-
шить пшеницу. Немало хороших сор-
тов ее уже выведено. Но каждый
имеет те или иные недостатки. Один
сорт хорошо переносит засуху, во
боится низких температур. Другой —
легко заражается грибком. Третий,
хотя и урожаен, во зерно у чего пло-
хое.

Как получали селекционеры вовые
сорта пшеницы? Обычно это делалось
путем отбора из местных сортов. Ши-
рокое распространение имела также
	Так ли надо торговать овощами?
	В магазинах Мосплодоовощторга и райпищеторгов
	обязан торговать картофелем. Между
тем именно  Мосплодоовощторгу над-
лежит как можно шире ‘развернуть
эту торговлю, тем более, что вблизи
овощных магазинов нет,

Многие директора магазинов 1
плодоовощных баз совершенно не
учитывают спроса покупателей. Еще
в субботу в. магазине № 1 Комин
терновского райпищеторга покупате®
ли спрашивали огурцы, Директор
т. Абрамов, однако, не попытался
связаться с плодоовощной базой, что*
бы сделать заявку на понедельник:
В результате огурцы отсутствовали
в продаже, хотя на базе они были.

Неповоротливость — вот основная
причина плохой торговли овощами
Этим страдает даже такая солидная
торговая организация, Kak м0сков»
ская контора Особгастронома. На
Сретенке, 24, в овощном магазине
Особгастронома на первый взгляд в°®
в порядке: есть капуста, есть и мор
ковь. А вот картофеля не завезли
Оказывается, директор магазива Ве“
денеев просто... забыл позвонить Ha
базу.

Еще хуже положение в Управлении
продторгов. Далеко не во всех про-
довольственных` магазинах Щербаков-
ского райпищеторга ‘открыты овощные
отделы. а там, где они имеются, пол*
	ви пустуют.
Раздосадованными выходят покупа-
тели из магазинов Калининского
	райипищеторга. Ни в одном из них вет
ни картофеля, ни овощей, если 86
считать попадающихся изредка све
кольника и моркови. Плодоовощная
база, возглавляемая тов. Монаховым,
не заботится об удовлетворении спро-
са покупателей. Тов. Монахов заяв*
ляет, что его дело — заготовляты

— А торговлю ‘пусть организует
дирекция торга, — говорит он.

Руководство. Управления торгов
оправдывает. эту мало полезную дея“
тельность довольно странной теори“
ей, оглашеюной на-днях  заместите“
лем начальника Управления пролтор“
гами тов. Фроловым:

— База-должна только заготовлять
а дирекция торга — организовывать
торговлю.

Иными словами, тов. Фролов 934“
конил беспорядки, творящиеся в Ка
лининском райпищеторге.,

Задача у торговых работников сей:
час одна: обеспечить столицу овоша’
ми. Это =— почетное и ответственное
задание, и за его выполнение надо
бороться всеми силами
	С. Михайлов,
	Лето в разгаре. На полях совхо-
зов, колхозов и подсобных хозяйств
созревают овощи. Давно уже поспели
морковь, сельдерей. На рынках тор-
гуют огурцами, ранней капустой, са-
латом, луком, появился ранний кар-
тофель. А во многих магазинах... ово-
ши являются редким товаром.

Даже беглый осмотр прилавков ма-
газинов убеждает в неповоротливости
заготовителей и работников торговли.
Чем можно об’яснить отсутствие кар-
тофеля в специализированном овош-
ном магазине № 1 Мосплодоовощтор-
га (Петровка, 15)? Директор тов.
Сердечный утверждает, что он не
	Мировая наука не знает примеров
гибридизации древесных растений с
травянистыми. А между тем превра-
щение травянистых растений в дре-
весные и обратно сулит новые, неви-
данные формы.

Как-то Алексей Максимович Горь-
кий прислал в Москву из Сорренто
вечнозеленое, быстро  разрастающе-
	еся дерево — цифомандру. Оно одно--
	го семейства с томатами, баклажана-
ми. Но по сравнению с томатамв ци-
фомандра имеет ‘ряд важных преиму-
ществ. Это вечнозеленое дерево, не
боящееся заморозков. Оно не пора-
жается грибком и в оранжереях мо-
жет плодоносить круглый год.
Попытки опылить цветки томата
пыльцой цифомандры результатов
не лали. Тогда решили использовать
метод предварительного вегетативно-
го сближения: привить на цифоман-
дре томат. И вот на дереве начали
расти помидоры, баклажаны. И не
только расти, но и обильно плодоно-
сить. Однолетние травянистые раете-
ния сделались двухлетними.
вот другой феномен, На желтой
акации растет горох. Ученые зада-
лись целью передать гороху морозо-

rem, eee ee Ала
	тонкость, засухоустойчивость, высо-
кую урожайность многолетнего ку-
старника — желтой акации. Пока
	трудно говорить о результатах этого
смелого опыта. Но одно налицо —
возможность прививки между горохом
и желтой акацией доказана.

Советские селекционеры идут в
авангарде. мировой  сельскохозяйст-
венной науки. Они на верном пути.
Время создания невиданных сортов
культурных растений близко.
	О. Емельянов.
	В ИНСТИТУТЕ ЗЕРНОВОГО ХОЗЯЙСТВА НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ПОЛОСЫ. НА СНИМКАХ: слева — научный со-
		трудник В. ЛЮБИМОВА и лаборант С.
		ЗА и лаборант С. КБАРНИЛО осматривают зерна многолетней пшеницы;
сотрудник Ф. КРЬЮКАНОВСКИЙ исследует томаты, привитые на цифомандре,
	ки, сотни тысяч опытов, смелые эк-
сперименты. Постепенно стало ясно,
что путь избран правильный: злей-
ший сорняк — пырей — может и бу-
дет служить земледелию.

Обходим поля института. Многие
сотни сортов новых замечательных
растений испытываются здесь. Вот
урожайные щненично-пырейные гиб-
риды. От своих родителей унаследо-
вали они устойчивость к засухам, мо-
розам и болезням. Посмотрите ко-
лосья. Разве столько зерен бывает
в обычной пшенице?
	Многие сорта уже перекочевали с
опытных участков института на поля
подмосковных колхозов. Яровая аише-
ница сорта № 22850. Ее хорошо зна-
ют в Московской области. Колхозни-
ки артели «Красный Октябрь» Руз-
ского района собрали этой пшеницы
по 54 центнера с гектара. Она не по-
легает от избытка влаги, не осыпает-
ся, легко обмолачивается.
	Хорош озимый сорт № 599. Это
однолетний пшенично-пырейный гиб-
рид. Он не боится твердой головни,
не полегает, в условиях Московской
области дает урожай на 16—25 про-
центов выше стандарта.
	Крупные тяжелые колосья. Мы на
участке многолетней пшеницы. Она
дает урожай три года подряд без пе-
ресева, не осыпается, не болеет твер-
дой и пыльной головней.

Создание многолетней пшеницы —
большая победа советских селекцио-
неров. Нынешней осенью эта пшеница
будет испытываться в различных рай-
овах страны.

На участке, где собраны исходные
материалы для селекции, — предста-
витель дикой флоры — замечатель-
	ное растение элимус. На мощных
стеблях его богатырские колосья.

— Мы впервые увидели элимусы
на песках полупустынь Казахстана
и были поражены его ростом и мощш-
	ностью, — рассказывает — академик
Цицин. — Почва от жары была рас-
калена и достигала 70 градусов по
Цельсию, а ‘элимус возвышался над
песками без всяких признаков угне-
тения. Этот зеленый феномен имел,
как мы насчитали, в каждом колосе
до тысячи зерен. И тогда мы реши-
ли скрестить элимус с. культурными
злаками — пшеницей, рожью, ячме-
нем. Нами руководила  заманчивая
перспектива передать им по наследст-
ву необыкновенные свойства дикаря.

Скрестить элимус с культурными
злаками оказалось нелегким делом.
Селекционеры опылили сотни тысяч
цветов. Лишь в военные годы полу-
чили они первые гибриды. Если ко-
лос гибрила будет содержать хотя
бы по 250—300 зерен, это сулит не-
обычайно высокие урожаи.

В годы войны ни на один час не
прекращалась работа института. Сей-
чае об этом времени напоминают за-
росшие воронки от авиабомб, дзоты.
Но ни бомбы врага, ни близость
фронта — ничто не устрашило .со-
ветских людей. Ночью научные сот-
рудники дежурили на крышах, а e
	рассветом уходили к своим питомцам.
	Драгоценные колосья были сохране-
вы.
	Проходя по теплицам института,
мы обратили внимание на необычай-
ные томаты. „В глаза бросались их
большие нерассеченные листья, круп-
ные плоды. Старший научный со-
трудник Ф. Крыжановский посвятил
нас в тайну небывалых овощей,
	внутривидовая гибридизация: пшени-
ца скрещивалась с пшеницей,

Академик Цицин пошел по совер-
шенно иному, новому пути. В основу
его научных изысканий легло указа-
ние великого преобразователя приро-
ды Мичурина. Мичурин говорил, что
от скрещивания пшеницы с пшеницей
можно получить пшеницу и ничего
другого. Надо искать, указывал он,
новые пути в подборе компонента 60-
лее сильного, чем сама пшеница.

Итак, новый путь ясен. Но где ис-
кать этот компонент? Работы Мичу-
рина по созданию новых плодовых и
ягодных культур говорили: иши в
дикорастущей флоре. И академик Ци-
цин погрузился в неисчерпаемые зе-
леные, «руды» нашей родины.

Всем знаком бич земледельца —
пырей. Живучесть этого сорняка по-
разительна; Он растет на болотах и
солончаках, в тени лесов и на солнце-
пеке. По латыни пырей называется
«агропирум», что означает «огонь по-
лей». Лучше не скажешь! Пырей мо-
розостоек, не боится засух, нетребо-
вателен к почве, не знает болезней,
мвоголетен. И если один колос пше-
ницы содержит 30—35 зерен, то в
колосе пырея насчитывается 90—100
зерен. Надо только суметь передать
чудесные свойства пырея культурной
пшенице.

Начался упорный, кропотливый
труд. Каждый год, каждый опыт ста-
вили перед учеными все новые загад-
ки. Нелегко оказалось скрестить мно-
голетний сорняк с пшеницей. Когда
же получили первые гибриды, обна-
ружили, что они бесплодны. Вместо
ожидаемых многолетних растений по-
являлись однолетние,

Но люди были настойчивы. Десят-
	Члены звена колхоза имени Куй-
бышева, Куйбышевского района,
Ростовской области, Евдокии Федо-
ненко в письме товарищу Сталину
обещали собрать по 180 пудов пше-
ницы с гектара. Сейчас звено тов. Фе-
доненко уже скосило  комбайном
свой участок. Как сообщает «Прав-
ла», он дал по 330 пудов с гектара,
Весь этот хлеб члены звена достави-
ли на элеватор и сдали его государ-
ству.
	®

АКАНЧИВАЕТСЯ строительство

вокзала в гор. Пушкин. Новый
вокзал явится одним из красивейших
вдавий города, носящего имя вели-
кого русского поэта. Отдельные ча-
сти вокзала будут соединены арками
из кам8я. Внутренние помещевия ук-
рашаются живописью в скульптурой.
В центре вестибюля будет барельеф-
ный портрет А. С. Пушкина. Одновре-
менно реконструируется привокзаль-
ная площадь, в центре которой уже
установлен фундамент для памятни-
ка поэту («Известия»).
		ЕМЕРОВСКИЙ завод  сельско-

хозяйственного машиностроения
освоил в начал серийное производст-
во передвижной зерносушилки «Куз-
басс». сконструированной группой
инженеров завола при участий сог-
рудников Всесоюзного ваучно-яссле-
довагельского института зерна. Пер-
вая партия, зерносушилок «Кузбасс»,
пишег «Правла», направлена в колхо-
зы Кемеровской и других областей
Сибири.