в ТОСТИ.
В COBETCKHM
ВОИНАМ
	_ Союз советских композиторов и
Главное Политическое Управление
Вооруженных Сил СССР направляют
з части Советской Армии, Военно-
Морского Флота и Военно-Воздушных
Сял композиторов-песенников, Ком-
позиторы получат возможность ближе
познакомиться © историей боевых
подвигов ВОиНСских подразделений и
отдельных героев во время Великой
Отечественной войны. Другая цель
творческих командировок — помощь
армейской и. флотской художествеп-
ной самодеятельности.
	На специальных творческих встре-
чах композиторы познакомят бойцов
и офицеров с новыми  советскимя
песнями, проведут беседы, посвящен-
вые Постановлению ЦК ВКП(б) об
опере «Великая дружба» В. Мураде-
ли, решениям первого с’езда coser-
ских композиторов. у

К морякам Северного и Тихооке-
анского флотов, в Приволжекий во-
енный округ, в летные части уже
выехали композиторы К. Листов,
В. Кручинин, 3. Компанеец, В. Ма-
каров, М. Магиденко. В гостях у
советских летчиков и моряков по-
бывают композиторы Б. Терентьев,
лауреат Сталинской премии А. Нови-
ков и другие. -
	История
советской
песни
	Центральный музей музыкальной
культуры готовит к 31-й годовщине
Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции большую выставку,
посвященную советской песне.
	Цель зыставки — дать представле-
ние о возникновении и развитии со
ветской песни, начиная с первых лет
революции. Будут показаны рукопи-
си, печатные издания, лучшие образ-
цы песенного творчества советских
композиторов. Афиши, фото, выдерж-
ки из различных высказываний, ста-
тей дадут представление о пропа-
ганде лучших песен на советской
эстраде, по радио.

В материалах вводного раздела вы-
ставки Характеризуются отдельные
этапы ‘развития русской народной
песни.
	Готовится также научная сессия
ва тему: «Русская классика и со-
ветская музыкальная культура». Бу-
дут прочитаны доклады: «Ленин и
Сталин 0 классическом наследии»,
«Реализм и народность в русской
классической музыке», «Эстетика
оперной драматургии», «Народное
творчество и русская классическая
музыка», «Демократические традиции
русской музыкальной критики» и т. д.
	Горький
и Станиславский
	«Главным начинателем и создате-
лем общественно-политической линии
унашем театре был А. М. Горький»:
Эя слова выдающегося русского
театрального деятеля К. С. Стани-
славского написаны на одном 43
стэндов в Музее А. М. Горького,
	Большая творческая дружба свя-
зывала великого писателя и замеча-
тельного режиссера. В музее можно
вндеть высказывания Станиславско-
го 0 пьесах Горького, запечатленные
на фотоснимках сцены из  горьков-
ских спектаклей в Художественном
театре, На фото А. М. Горький на
фоне декорации к пьесе «Мещане»,
поставленной в МХАТе К. С. Ста-
ниславским и В. В. Лужским.
	На стэндах — два портрета К. С:
Станиславского. На одном он изобра-
жен в жизни (1900 год), на другом
— в роли Сатина в пьесе «На дне».
В письме к К. П Пятницкому, напи-
санном в 1902 году, Горький изла-
гает свои впечатления о спектакле
«На дне»: «Игра поразительна. Моск-
ван, Лужский, Качалов, Станиелав-
ский, Книппер, Грибунин. Совершен-
Н0 что-то удивительное». В музее
собраны афиши горьковских поста-
новок в МХАТе — «Мещане», «На
Дне», «Дети солнца», — экземпляры
пьес Горького, которыми пользовал-
ся Станиславский, и другие матери-
алы.
		лёграммы й3-за границы.
		ЧЕХОСЛОВАЩКИЙ ОТВЕТ НА НОТУ ПОСОЛЬСТВА США
[О-ПОВОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРОРИСТОВ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
	После совершения убийства ему было
обещано убежище в американской
оккупационной зоне.

‚ У арестовенных был найден список
зопрос”в, ответы на которые могли
интересовать только иностранную
контрразведку.

Далее было полтверждено запро-
токолированными показаниями ниже
поименованных лини, что капитан аме-
риканской разведки, известный под
кличкой «Уилли» и живший в Штрау-
бинге, в главном здании американской
разведки, комната № 116, инструк-
тировал М. Баррака, посланного 8
Чехословацкую республику с задани-
ем убить генерала Свобода и других
видных лиц из чехословацкой армии.
Перед от’ездом Баррака в Чехозлова-
кию капитан «Уилли» доставил его в
закрытом автомобиле в неизвестную
ему виллу в Штраубинге, где ов по-
лучил инструкцию в присутствии. 12
американских офицеров. Как было
установлено, названный Баррак полу-
чил на дорогу 10 тысяч крон в чеш-
ской валюте, тысячу американских
папирос, большое количество мясных
и молочных консервов и шоколад.
Гравицу Баррак перешел нелегально,
под охраной агентов американской
разяелки и немецкой пограничной
стражи.

Из показаний арестованных лиц
вытекает, что в Регенсбурге, т. е. в
американской зоне, в здании школы
ва улице Гете, 22, по крайней мере,
до конца мая 1948 года проживал
И. Вавра, по прозвищу «Старик»,
бывший школьный инспектор в горо-
де Злине, который с ведома амери-
канских оккупационных органов раз-
вивал активную диверсионную, под-
гывную и террористическую деятель-
ность, направленную против Чехослв-
вацкой республики.

Ввиду убедительности и точности
показаний арестованных лиц, совпада-
ющих друг с другом, у заинтересо-
ванных чехословацких органов нет
никаких оснований относиться с не-
доверием к засвидетельствованным
фактам». ,

Министерство иностранных дел в
своей{ноте настаивает на расследова-
нии приведенных фактов американ-
скими военными властями с тем, что-
бы виновные понесли наказание. -
	ПРАГА, 5. (ТАСС). Министерство
внутренних дел и министерство на-
циональной обороны в правительст-
венном сообщении от 18 июля сего
года довели до общего сведения, что
органами безопасности закончено
следствие по делу банды  террори-
стов, прибывших на территорию Че-
хословацкой республики из американ-
ской зоны оккупации Германии. У
террористов была цель — убийство
6 видных чехословацких деятелей и
шпионаж на территории Чехословац-
кой республики. Террористам уда-
лось убить в конце мая известного
партизан“кого командира майора
Шрам. Следующей жертвой был на-
мечен министр Свобода. В связи с
тем, что в правнтельственном сооб-
шении говорилось о связи террори-
стов с органамн американской контр-
разведки, американские военные орга-
вы обратились к американскому по-
сольству в Праге с требованием, что-
бы чехословацкое министерство ино-
странных дел выступило с заявле-
нием о том, что американские воен-
ные органы и их подчиненные в ка-
кой-либо связи с террористами не
состояли, Американские военные ор-
ганы, кроме того, настаивали на том,
чтобы посольство в Праге потребова-
ло от чехословацкого министерства
иностранных дел взять назад выдви-
нутые против американцев обвинения
и принести свои извинения.

В связи с этим министерство ино-
странных. дел Чехословакии ответи-
ло нотой, в которой оно подробно ос-
ветило факты, приведенные в сообще-
нии министерств внутренних дел и
национальной обороны. В ответ на
категорическое утвержление амери-
ванских военных властей, что ни их
органы, ни подчиненные этих органов
не имели ничего общего с названной
группой террористов, чехословацкая
нота сообщает следующее:

«Допросом лиц, арестованных в
связи с убийством майора Шрам,
установлено, что М. Хоц, совершив-
ший 27 мая 1948 года названное
убийство, отправился в Чехословац-
кую республику с ведома американ-
ской разведки. Перед своим от’ездом
из города Регенсбург в Чехословакию
он был привят чиновником службы
информации американской разведки.
	Газета «Юманите»
о полощении
	во Франции
	ПАРИЖ, 5. (ТАСС). В связи с
предстоящим обсуждением в Нацио-
нальном собрании финансовых проек-
тов Поля Рейно, газета «Юманите»
напечатала статью, в которой срав-
нивает эти проекты с мероприятиями
бывшего министра финансов Рене
Мейера. «Оба министра фивансов, —
пишет газета, — действуют на один
манер. Как прежде Рене Мейер, так
и теперь Поль Рейно пытается оправ-
дать сзои мероприятия трудностями,
которые стоят перед страной. Но в
результате деятельности Мейера труд-
ности возросли еще больше. Рене
Мейер утверждал, что из’ятие из об-
ращения денежных знаков создаст
благоприятную обстановку для сни-
жения цен; в результате же оказа-
лось, что цены возросли на 20 про-
центов. Рене Мейер обещал сбалан-
сировать бюджет; в результате его
деятельности оказалось, что бюджет-
ный дефицит возрос до 80 миллиар-
дов франков. Проводя девальвацию
франка, Рене Мейер утверждал, что
это мероприятие позволит увеличить
экспорт Франции; в результате ока-
	залось, что Французский экспорт сни-
	зился. на 8 процентов. `Рене Мейер
знал, что он делает. Пребывание его
на посту министра финансов дало
возможность капиталистам значитель-
но увеличить свои прибыли. Так, по
подсчетам Всеобщей конфедерации
труда, прибыли капиталистов за 1
квартал этого года увеличились на
420 миллиардов франков. Таков в об-
щих чертах итог` деятельности Рене
Мейера.
	Поль Рейно теперь намерен сокра-
тить кредиты на обновление промыш-
ленного оборудования, что приведет
страну к катастрофическим результа-
там. Это мероприятие превратит про-
мьиленность Франции в отсталую
промышленность— со старой техни-
кой и, следовательно, увеличит за-
висимость страны от заграницы. Уже
теперь можно сказать, что Поль Рей-
но еще больше усугубит то положе-
ние, к которому привел страну Рене
Мейер, проводя свою политику».
		*\ МИНИСТР ПРОМЬНИЛЕННО-
СТИ Чехословакии Климент в своем
выступлении по радио заявил, что
из 2.700 предприятий, подлежащих
национализации по последнему зако-
ну, уже национализировано 2.200
прелюриятий. Всего в Чехословакии
национализиоовано 4.300 промышлен:
ных предприятий. В национализиро-
ванчой промышленности в настоящее
время занято 93 процента всех рабо-
чих и служащих страны:
	КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
Юнайтед Пресс сообщает из Сан-
Хуана (Порто-Рико), что новые по-
пытки урегулировать продолжающу-
юся в течение двух недель забаслов-
ку 8 тысяч портовых грузчиков в
Порто-Рико провалились ввиду OT-
каза пароходных компаний удовлет-
ворить требования рабочих о повВы-
шении заработной платы.
	х КАК СООБЩАЕТ газета «Эт-
телаат» (Иран), в Лондоне начались
переговоры между представителями
пранского правительства и представи-
телями правления  Англо-иранской
нефтяной компании но вопросам при-
менения и изменения статей концес-
сионного договора.
	ж ИТАЛЬЯНСКАЯ палата депу-
татов вчера распущена на летние ка-
никулы, котсрые продлятся, повиди-
	мому, до середины сентября.
	Портрет работы лауреата Сталинской премии
	которая идет не от бедной, а от 60-
гатой и щедрой фантазии.

В те годы, когда создавались эти
образы, не было даже тех несовер-
шенных средств, которыми мы рас-
полагаем сейчас, чтобы запечатлеть
актерское мастерство. Не сохранились
даже фотографии отдельных ролей
Станиславского. Остались’ только
воспоминания очевидцев и некоторые
критические свидетельства. Но те,
которым довелось видеть Станислав-
ского в таких ролях, как доктор
Штокман (в одноименной пьесе Ибсе-
на) или Вершинин в «Трех сестрах»
Чехова, или Сатин в «На дне» Горь-
кого, или Астров в «Дяде Ване», —
никогда не забудут ни той худой, уг-
ловатой фигуры Доктора Штокмана,
с вз ерошенными волосами и бородкой
клинышком как у Дон-Кихота, ни
глубоко взволнованного голоса Вер-
шинина в последние минуты расста-
вания с Машей, ни гневные речи Са-
тина, требовавшего уважения к че-
ловеческой личности, ни тонкого,
нервного лица Астрова с темнорусы-
ми волосами и бородкой И Гаев, и
Фамусов, и мольеровский Оргон, и
Крутицкий, и Ракитин — все эти ро-
ли очаровывали своей жизненной убе-
	дительностью, яркостью психолога-
ческих характеристик, мастерством
деталей.
	Перефразируя слова поэта, можно
сказать, что создатель этих ролей
всегда горел тем огнем вдохновения,
	Воспитанники
СЕНСКОГО.
	детских домов Сталинградской области на приеме у министра просвещения РСФСР А. А. ВОЗНЕ-
			ПОРАЖЕНИЕ
«СПАРТАКА»
			Лучше других работает секция опе-
раторов и художников, возглавляемая
А. Головней, Б. Волчеком, Л. Косма-
товым. Только она одна и обсуждала
удостоенные ‹ Сталинской премии
фильмы «Сказание о земле Сибир-
ской», «Русский вопрос», «Сельская
учительница» и др. Операторы высту-
пали как настоящие критики, B TO
время: как драматурги, режиссеры и
критики отмалчивались.
	Молчали и композиторы. Актив-
ность их секции выразилась лишь В
организации конференции, посвящен-
ной обсуждению постановления ЦК
ВКП(б) об опере В. Мурадели «Вели-
кая дружба». Но формалистическая
музыка некоторых кинофильмов так ий
не обсуждалась ни на конференции,
ни в секпии.
	Не было в Доме кино в этом году
ни творческих отчетов мастеров со-
ветской ‘кинематографии, ни творче-
ских вечеров лауреатов Сталинских
премий.

Все эти недостатки новому руко-
водству Дома кино надо учесть.

Следует чаще, чем это делается,
приглашать в стены Дома работников
печати, писателей, деятелей театров.
Такие встречи создают благоприятные
условия для обмена творческим опы-
том.

Два года назад «Вечерняя Москва»
писала о слабой постановке идейно-
политической работы, об отсутствии
боевой принципиальной критики в До-
ме кино, об оторванности ведущих
мастеров от основной массы кинора-
	ботников и зрителей. Тогда же была  -
	намечена перестройка всей творческой
деятельности клуба мастеров совет-
ской кинематографии. Перестройка в
какой-то мере произошла, но’ недоста-
точная, слабая. Сейчас в Доме кино
вновь сменилось руководство, кото-
рому и предстоит завершить эту пе-
рестройку. Московский дом кино дол-
жен стать одним из центров искусст-
воведческой и воспитательной работы
среди советских кинематографистов.
		Дневник
искусств
	ж ВЕРНУЛАСЬ из поездки по
обслуживанию бойцов и офицеров
Московского военного округа брига-
да артистов Центрального театра
Красной Армии под руководством на-
родного артиста УССР Г. Полежае-
ва. Артисты показали три спектакля:
«Встреча с юностью», «Беспокойная
старость» и «Глубокие корни».
	*ж ИЗДАТЕЛЬСКИЙ отдел Все-
союзного дома народного творчества
имени Н. К. Крупской готовит изда-
ния для кружков художественной
самодеятельности. Среди этих изда-
ний — сборник «Произведения на-
родного творчества о Москве», бро-
шюра о современной частушке, позо-
бия для кружковцев и т. д. Авторы
брошюр — режиссер Ф. Каверин,
драматург Ан. Глебов и др.
		В постановлении ЦК ВКП(б) о ки-
нофильме «Большая жизнь» указано,
что «отсутствие критики в области
кинематографии, атмосфера семейст-
венности в среде творческих работни-
ков кино являются одной из главных
причин производства ‘плохих KHHO-
фильмов».

Это указание-и сегодня еще можно
отнести к практике работы Москов-
ского дома кино. Спора нет, кое-что
здесь изменилось. Просмотры загра-
ничных фильмов проводятся с после-
дующим обсуждением. Нет больше
безидейных развлекательных вечеров
с обязательным иностранным «боеви-
ком» в финале. Была проведена спе-
циальная конференция`на тему о пре-
восходстве советского кино над бур-
жуазной кинематографией зарубежных
стран. Организован филиал Универси-
тета марксизма-ленинизма.

Однако к важнейшим творческим
проблемам советского кино, к вопро-
сам повышения профессионального ма-
стерства киноработников, художест-
венного воспитания молодых кадров в
Доме кино проявляют полнейшее рав-
нодушие.

Существующие десять творческих
секций не работают или работают
плохо. Одна из основных секций Дома
кино — секция теории, критики и ре-
жиссуры. Заниматься она должна тео-
рией и критикой в области советского
киноискусства.
	Но в этом году не состоялось AA
одного собрания секции (руководите-
ли — В. Сутырин, К. Фельдман, М.
Ромм, В. Пудовкин и др.), не про-
ведено ни одной творческой дискус-
сии, не обсуждалось ни одного ново-
го фильма. Ничего не делала весь год
и секция кинодраматургии, возглав-
ляемая А. Спашневым, Е. Помещико-
вым, В. Шкловским и др. Секция не
наладила связи с союзом советских
писателей, не обсудила ни одного но-
вого сценария. Также ни разу не со-
биралась актерская секция (руково-
дитель М, Жаров).
	ПРОИЗВЕДЕНИЯ
КОМПОЗИТОРОВ-
HAACCHHOB
	Государственное музыкальное из-
дательство “за последнее время вы-
пустило в свет ряд произведений
русских композиторов-классиков. Сре-
ди изданий — партитуры «Камарин-
ской» и «Вальса-фантазии» Глинки,
«Манфреда» и струнной серенады
Чайковского, «Ночи на Лысой горе»
Мусоргского.

Вышел также первый том полного
собрания сочинений Рахманинова, с0-
держащий фортепианные произведе-
ния композитора: сонату, десять
прелюдий, вариации на тему Шопена,
юношеские произведения и т. д.
	В академическом издании произ-
ведений Римского-Корсакова вышла
партитура его оперы «Майская ночь».
	Итак, после семи побед лидер ро-
зыгрыша первенства СССР по футбо-
лу «Спартак» потерпел поражение.
Команда проиграла вчера  футболи-
стам московского «Торпедо», взяв-
шим у спартаковцев реванш за про-
игрыш в первом круге.

Автозаводцы  продемонстрировали
слаженную и четкую игру. Г. Жарков
сумел плотно ‘закрыть Рязанцева.
Полузащитники энергично играли как
в защите, так и в нападении. Ини-
циативно провел матч и центр напа-
дения команды Пономарев.
	Отлично играл Акимов. Автозавод-
цы многим обязаны своему вратарю.
Три раза нападающие «Спартака»
выходили один-на-один с торпедов-
ским вратарем, и каждый раз Акимов
спасал ворота, казалось, от верного
гола.

„Хочется отметить и ветерана коман
ды Каричева, а также Соломатина &
Мошкаркина.

Спартаковская защита провела
матч нервно, неуверенно. По ее вине
и был забит единственный гол. После
ошибки Соколова последовала пере-
дача справа от Сочнева, и набежав-
	ий Пономарев в прекрасном броске
головой забил мяч в нижний угол во-
	рот. Акробатический бросок Леонтье-
ва неё помог.
	_ Необходимо отметить слабое су-

действо Моргунова, который не смог

во-время пресечь грубость ‹ отдель-

ных игроков, особенно Сальникова,
o * :

Вчера же было сыграно еще два
матча на первенство СССР по футбо-
лу.

Вничью закончилась состоявшаяся
в Москве встреча московского «Ло-
комотива» и сталинградского «Тор-
педо» — 1:1.

Команда ЦДКА, игравшмя в сто-
лице Белоруссии с минскям «Дина
мо», вышла победительницей с ре-
зультатом 4:1.

Таким образом в розыгрыше пер’
венства СССР сейчас лидирует , мос
ковокое «Динамо», набравшее 25 оч.
ков после 16 игр. У «Спартака» 25
очков после 17 игр. У ленинградского
и тбилисского «Динамо» одинаковое
количество очков — по 22 после 16
игр.
	К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ.
художника Н. УЛЬЯНОВА,
	ми наслоениями, и в самой художе-
ственной практике Станиславского,
нередко увсдившей его в сторону от
реалистического, правдивого искусст-
ва. Вспомним хотя бы такие поста-
новки, как «Драма жизни» К. Гамсуна
или «Гамлет» Шекспира с участием
декадента Гордона Крэга.
	Только Великая Октябрьская со0-
циалистическая революция сняла ос-
новные противоречия в исканиях
Станиславского, и раскрыла перед ним
широкую перспективу развития соци-
алистического искусства, высокого
по своим идеям, благородного по
своей морально-нравственной основе.
	В результате многолетней теорети-
ческой работы Станиславский сделёл
много ценных выводов и заключений
об актерском труде, о природе вдох-
новения, о работе актера над собой
и над ролью, обогативших и воору-
живших творческую мысль артиста,
указавших ему правильный путь в
искусстве — путь жизненной правды,
высокой идейной сознательности, бес-
корыстного служения народу.
	Но Станиславский велик не только
как театральный теоретик и мысли-
тель. Он генизлен и как актер и ре-
жиссер.
	Образы, созданные Станиславским,
поражали своей достоверностью, пси-
хологической глубиной, отточенно-
стью деталей и той особой простотой,
	чу
iH
		Су
ар.
		ON
Hap
poe

фраз
{ных
‚ ВИ.
ого
	cA
pa
	yor
	, He
ABC
	кото
- ae
‚м
ть
				УРНИР В СТОКГОЛЬМЕ
	После четырнадцатого тура
	из-за разгромной атаки. Уже на 2/-щ
ходу Пахман сдался.
	Бондаревский сильно играет во вто-
рой половине турнира. Вчера в партии
с Лундиным он, не выпуская ини-
циативы, в хорошем стиле выиграл
на 39-м ходу.

Тартаковер добился победы над
Пирцем. =

Вничью закончили партии Котов со
Штальбергом после оживленной борь-
бы, а также Яновский со Штольцем
в положении, где белые имели все
основания продолжать игру.
	У Найдорфа в отложенной партии
конь занимает более активную пози-
цию, чем слон Глигорича. Сабо имезт
материальный перевес против Лилн-
енталя (две ‘ладьи, слов в четыре
пешки против ладьи, двух слонов и
четырех пешек). У Бека лишнее ка-
чество за пешку в партии с Трифу-
носвичем._
	После 14-го тура впереди Бронш-
тейн, имеющий 9 очков при одной
отложенной паргни, Болеславский—
9 очков, Сабо — 8% очков при двух
стложенных партиях, Котов — 8
очков, Лилиенталь — 8 очков при
двух отложенных партиях. У Флора
и Штальберга по 8 очков, у Найдор-
фа—715 очков при двух отложен-
ных партиях, у Глигорича — 7, у
Бондаревского — 6% очков при
одной отложенной партии и т. д.
	Сегодня — пятнадцатый тур. Игра-
ют: Сабо — Болеславский, Шталь-
берг — Лилиенталь,  Глигорич —
Котов, Бек — Бронштейн, Флор —
Трифунович, Рагозин — Тартаковер,
Пахман — Бондаревский, Пири —
Найдорф, Лундин—Яновский, Штольц
—Лтейнер.
	ставит и решает ее советская эстети-
ческая мысль.
	Но к этому утверждению реалисти-
ческой художественной правды ак-
терского искусства он пришел слож-
ным путем. На этом пути были и
увлечения натурализмом и условным
театром. Но живая душа художника
чувствовала всю ограниченность этих
увлечений и продолжала искать но-
вых путей к правде искусства, т. е.
к реализму. Эти пути были найдены,
0б этом говорят его книги, его’ пос-
ледние режиссерские работы. Это
утверждает великолепная практика
МХАТ а, во многом содействовавшая
разработке основ `социалистического
реализма на театре.
	Это утверждает и весь путь разви-
тия советского театра, следующего в
своей творческой практике заветам
Станиславского. Руководствуясь мето-
дом социалистического реализма, доб-
росовестно и внимательно изучая на-
шу действительность, стараясь глуб-
же проникнуть в сущность процессов
нашего развития, советское искусство
должно воспитывать народ и воору-
жать его идейно. Об этом когда-то
мечтал Станиславский, Ныне его меч-
та о театре, ставшем могучим орули-
ем воспитания людей, претворяется
в действительность.
	Станиславский для нас навсегда
останется живым, смелым новатором,
неутомимым испытателем, открывате-
лем новых художественных истин. Он
вошел в нашу эпоху с открытым
сердцем, чистыми помыслами, дерз-
новенными замыслами. Вошел и на-
Бсегда остался как гениальный наш
современник, великий ученый и бле-
стящий, неповторимый артист,
	Имя его стоит в одном ряду c Tes
ми, кто создавал мировую славу рус-
ской науке и искусству.

В. Залесский.
т а с оееннций
Ответственный релактор
		СТОКГОЛЬМ, 6. (По телефону.
Наш спец. корр.). На международ-
‘ном шахматном турнире вчера днем
доигрывались несконченные партии.
	Всего два хода было сделано
Штальбергом и Найдорфом в четы-
рехладейном эндшпиле, после чего
была зафиксирована ничья. Так же
быстро согласились на ничью Лун:
дин с Котовым. Бронштейн точно
провел эндшпиль против Пирца и до-
бился победы на 58-м ходу. Тартако-
вер, несмотря ` на упорную защиту,
проиграл на 69-м ходу Сабо. Вновь
отложены партии Пахман — Лилиен-
таль (с лишней пешкой у советско-
го гроссмейстера), Рагозин — Трифу-
нович (с преимуществом у черных) и
Бондаревский — Яновский (с шанса-
ми на выигрыш у белых).
	Вечером игрался четырнадцатый
тур, проходивший в очень напряжен-
ной борьбе.
	Всеобщее удивление вызвал Брон-
штейн, избравший против Рагозина
старинное начало — королевский
гамбит. Борьба развивалась очень
интересно, изобилуя острыми момен-
тами. Партия прервана в эндшпиле
при полном материальном равенстве.
Позиция Бронштейна, однако, заслу-
жквает предпочтения,—у него имеет-
ся отдаленная проходная пешка.
	После шести ничьих одержал по-
беду Флор. В защите Каро-Канн он
черными переиграл Штейнера и до-
бился явного преимущества. В хул-
шей позиции Штейнер попал в цейт-
нот, потерял фигуру и вскоре признал
себя побежденным.
	Болеславский с под’емом провел
партию против Пахмана. Одно время
оба коня Болеславского находились
под ударом, но взять их нельзя было
	которым горел поэт в момент созда-
ния этих образов.
	Но это достигалось не наитием,
не мгновенным просветлением и ни-
схождением вдохновения — свыше,
Вряд ли есть в истории мирового те-
атра еще такой артист, который бы с
таким упорством, — последователь-
ностью и терпением умел работать
над ролью, как Станиславский.
	Огромно значение Станиславского
и как выдающегося, гениального ре-
жиссера русского театра. Являясь ав-
тором пятидесяти режиссерских ра-
бот, Станиславский поднял на не-
обыкновенную высоту это искусство.
И на этом пути деятельность Станис-
лавского распадается на ряд перио-
дов, принципиально между собой от-
личных. Если в начальный период
своей режиссерской — деятельности
Станиславский увлекался чисто ре-
жиссерскими задачами и решениями,
часто не считаясь < основной фигу-
рой на театре — актером, почему его
подчас называли режиссером-дикта-
тором, то зв более поздние времена
он рассматривает роль режиссера с
позиций актерского искусства, счи-
тает, что режиссер призван помочь
и облегчить творческую задачу ак-
тера.

И в теории, и в практике актерско-
го и режиссерского мастерства Стани-
славский с начала. своей творческой
деятельности разрабатывал и утверж-
дал принципы сценического реализма.
В этом отношении он был прямым
продолжателем великого дела Пуш-
кина, Щепкина, Гоголя, этих родона-
чальников русского сценического ре-
ализма.
	Но Станиславский являлся не толь-
ко продолжателем великих реалисти-
ческих традиций прошлого, интерпре-
татором заветов Шепкина, В понятие
сценического реализма он внес много
принципиально нового, прогрессивно-
го, передового, вплотную подойдя кв
современному научному пониманию
теории. Под конец своей жизни проб-
лему реализма он ставил и реал, как
	Великий преобразователь театра
	К 10-летию со дня смерти
К. С. Станиславского
		O  «знал одной лишь думы власть,

одну, но пламенную - страсть...»
Эти слова Лермонтова прекрасно
зыражают ту целеустремленность, ко-
Торая на протяжении всей жизни вла-
дела помыслами и поступками К. С.
Станиславского, великого русского
артиста, преобразователя театра, вы-
дающегося режиссера и теоретика
театрального искусства. Е

Жизнь этого человека навсегда
связана с судьбами русского театра.
юношеских лет и до глубокой ста-
рости он жил и творил для искусства,
80 имя той правды и красоты, кото-
рые должно рождать это искусство.

0, посвятив себя искусству, Ста-
ниславский не отгородился от живой
жизни, В искусстве‘он видел не цель,
8 средство сделать жизнь людей пре-
красной и красивой. Да, он был меч-
татель с пылким, увлекающимся серд-
цем! Но все его мечты были связаны
< реальной действительностью, под-
чинены одной. цели — сделать теат-
ральное искусство наиболее близким
и понятным народу, превратить его
из средства развлечения, каким оно
являлось в дореволюционной Poc-
сии, в могучее орудие воспитания
людей.

Начало театральной деятельности
. С. Станиславского совпало с тем
периодом в истории русского театра,
Когда все более явственно начинало
обозначаться кризисное явление Te-
атрального искусства. Это были 80—
-е годы праилого столетия. Русскую
сцену еще украшали такие имена, как
рмолова, Федотова, Ленский, Варля-
Mos, Давыдов, но русский театр, ли-
шенный в тот период передовой, про-
трессивной драматургии, отданный во
власть ‘тупых царских чиновников или
предпринимателей-антрепренеров, при-
ходил в упадок. На его подмостках
утверждались пошлость, фальшь, Ис-
Кусственность, дешевка, жалкое ре-
месленничество.
	полняла сознание глубокими мысля-
ми, словом, оказывала не поверхност-
ное, а могучее и глубокое впечатле-
ние.

Первоначально на эти вопросы Ста-
ниславский искал ответа в чисто э<-
тетических средствах игры, еще не
задумываясь над проблемами репер-
туара, ° философским и  политиче-
CKHM оначением для общества те-
атра. Но и тогда он ясно понимал,
что сила воздействия театрального
искусства—в его искренности, в той
правде жизни, которую в опоэтизиро-
ванном виде нужно утверждать на
театральных подмостках.

Но как добиваться этой правды,
как достигать того творческого со-
стояния, когда актер может свобод-
но ‘владеть своим вдохновением и
уметь вызывать его тогда, когда это
нужно, а не когда этому вдохнове-
нию угодно снизойти свыше?
	Исходя из своей артистической
практики, наблюдая игру своих спод-
вижников. Станиславский начинает
	искать средства и способы овладения
этой чудесной «синей птицей» —
вдохновением. Так начинаются ero
аналитические изыскания, сложивши-
еся в цельное учение, известное под
именем «системы» Станиславского.
Первые элементы этой системы бы-
ли положены в 1906 году, когда опуб-
ликованы первые его теоретические
статьи. Но совершенно ясно, что ус-
ловия ‘дореволюционной театральной
действительности, общее состояние
тогдашней эстетической мысли, нахо-
дившейся под большим влиянием вся-
ких упадочнических, декадентских,
формалистических теорий, в значи-
тельной степени мешали Станислав-
скому и нередко уводили его на 00-
ковые пути и перепутья. Следы этих
чуждых эстетических влияний мы ви-
дим и в засорении «системы» (в Том
виде, как она первоначально склады-
валась) различными идеалистически-
	Отдельные усилия таких замеча-
тельных деятелей русского театра,
как А. П. Ленский или А. И. Южин,
не могли изменить общего положе-
ния дела. Все душили казенщина,
корыстный расчет, денежный мешок.
Пресыщенная буржуазная публика
диктовала свои вкусы, которые в
свою очередь определяли и реперту-
ар и стиль актерского искусства.
Театру грозило полное вырождение,
как это впоследствии и случилось на
Западе, в капиталистических CTpa-
нах.

В этих условиях начинал свою де-
ятельность молодой Станиславский.
Сначала почти в одиночестве, а затем
об’единившись < другим выдающим-
ся деятелем русского театра — Вл.
И. Немировичем-Данченко и теми не-
многочисленными последователями,
которые к тому времени вокруг них
сгруппировались, Станиславский на-
чинает, борьбу за театр, за восстанов-
ление в нем великих  щепкинских
традиций, за очищение театрального
искусства от всего. наносного, чуж-
дого, что ‘засоряло его репертуар и
препятствовало дальнейшему его раз-

BHUTUN,
	Так энергией этих людей. в 1895
году был создан. Московский Худо-
жественный театр, открывший новую
страницу в истории русского и миро-
вого театра.
	Уже в те годы Станиславский. за-
дается вопросом, как надо играть
на сцене, чтобы игра производила
на зрителя наиболее сильное впечат-
ление, чтобы она‹волновала его, за-
ставляла думать и чувствовать, на-