Ё :
	Соболезнование японских
деятелей культуры
по поводу кончины
	тов. А. А. пданова
	ТОКИО, 5. (ТАСС). Председатель
«Общества изучающих СССР» про-
фессор’ Хориз и председатель «Об-
щества культурной связи с СССР»
известный режиссер Хидзиката по-
сетили ‘советское. представительство
в Союзном совете для Японии и
просили передать Всесоюзному об-
ществу культурной связи с заграни-
цей соболезнование по случаю без-
	временной кончины А. А. Жданова.
пни ee
	Успехи трудовего
соревнования венгерских
		К вопросу о бывших итальянских
	колониях
		Как уже сообщалось в печати, 31  поручению Советского Правительства,
	августа совещание Заместителей Ми-
нистров Иностранных Дел в Лондоне
представило свои рекомендации Со-
вету Министров Иностранных Дел по
вопросу о бывших итальянских ко-
лониях. При этом, однако, представи-
	направили 4 сентября правительствам
Великобритании, США и Франции но-

ты, в Которых говорится’ следую-
щее:

В связи с окончанием работы За-
местителей Министров. Икостранных
	тели трех западных держав не выска-   Дел четырех держав по вопросу ©

зались о том, когда Совет Министров.
Иностранных Дел будет рассматри-,
вать вопрос о бывших итальянских,
колониях в соответствии с Мирным.
договором. Между тем вопрос 0’
дальнейшей судьбе бывших итальян-
ских колоний вызвал большие разно-
гласия на совещании заместителей и

не было достигнуто согласования мне- :

ний всех четырех держав, Ни по одной

бывших итальянских колониях и. в
соответствии со статьей 23 Мирного
договора с Италией и приложением
ХГ к этому договору Советское Пра-
вительство считает необходимым до.
истечения предусмотренного Мирным
договором срока, т: е. до 15 сентября
сего года, рассмотреть в Совете Ми-
нистров Иностранных Дел вопрос о.

бывших итальянских колониях в по-.
	Ввиду этого Посольства, СССР в
Лондоне, Вашингтоне и Париже.‘ по
	Положение
	ПАРИЖ, 6. (ТАСС). Печать сооб-
щает, что 40 тысяч рабочих текстиль-
ных предприятий города Рубэ после
24-часовой забастовки добились от
предпринимателей согласия на повы
шение заработной платы. Одновре-
менно продолжают поступать сооб.
щения о новых соглашениях между
трудящимися в борьбе за удовлетво-
рение своих требований — пересмот-
	ре заработной платы и создании
правительства демократического
единства.
	Правые газеты отмечают, что пра-
вительственный кризисе произвел
неприятное впечатление в США
«Эпок» опасается, что внутренняя об-
становка в стране может оказать
серьезное влияние на применение
«плана Маршалла» во Франции. Га-
зета выражает сомнение, удастся ли
новому коалиционному правитёльству
Шумана, даже с помощью утверж-
денных парламентом особых полно-
мочий, осуществить «план Рейно»,
который направлен на ‹<оздание уз-
ловий, благоприятствующих приме-
нению во Франции «плана Маршал-
ла».

‚ Почти все газеты высказывают
сомнение в отношении прочности но-
вого коалиционного правительства.
	`рядке, установленном Мирным дого-
_ вором.
  (ТАСС).
	во Франции
	Федерация квартирантов департа-
мента Изер от имени 8 тысяч семей
обратилась к президенту республики
< письмом, настаивая на образова-
нии правительства демократического
единства. С таким же требованием
выступили демократические органи-
зации департамента Ло и Гаронна
Профсоюзные организации ВКТ (Все-
общая конфедерация труда), ФКХТ
(«Французская конфедерация христи-
анских трудящихся») и ‹Форс-уври-
ер» в письме к Венсану Ориоло тре-
буют создания правительства, кото-
рое бы представляло трудящихся и
проводило такую экономическую по-
литику, которая гарантировала бы
покупательную способность  трудя-
щихся, пересмотр заработной платы,
стабилизацию и ‘снижение цен.

Резолюцию, требующую сформиро-
вания правнтельства демократическо-
го единства, приняли шахтеры —
	члены ВКТ, ФКХТ и «Форс увриер»
города Саломе, национальный коми-
тет союза республиканской молоде-
жи Франции, семьи жертв фашистов
департаментов Сены и Сены и Уазы,
национальный комитет защиты фран-
цузской авиации и др.
	В Центральном парке культуры и
отдыха имени Горького в Москве
открыта Финская промышленная
выставка. На многочисленных стэн-
дах выетавлено около 10 тысяч экс-
понатов. Представлены продукция
транспортного машиностроения. бу-
	мажной, лесной, электротехничес-

кой, текстильной промышленности,

спортивные и  радиотовары. HA

СНИМКЕ: посетители осматривают
выставку.
	<ОТО Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
	АНГЛИЙСКАЯ ПЕЧАТЬ 0 РАБОТЕ
ОРГАНИЗАЦИИ «ЕВРСЛЕЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА»
	ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Парижский
корреспондент английской - газеты
«Обсервер» указывает, что отсрочка
на неопределенное время намеленно-
го на 4 сентября в Париже заседа-
ния совета организации ‹европейско-
го экономического сотрудничества»
свидетельствует о  «серьезнейшем
кризисе в истории помощи по’ пла-
ну Маршалла. Делегаты,  добиваю-
щиеся европейского восстановления
и собравшиеся в конце недели, ли-
хорадочно пытаются отвести  евро-
пейское сотрудничество от тех скал,
у которых ему грозит опасность
пойти ко дну. Организация европей-
ского ‘экономического сотрудничест-
ва в своей работе уже на несколько
недель отстала от графика, и теперь
кажется невероятным, чтобы годовая
программа была готова к середине
этого месяца — к сроку, назначен-
ному американской администрацией.
Тем не менее пришлось отложить
заседание совета, так как стало
очевидно, что невозможно найти ос-
нову для соглашения в вопросе о
распределении помощи между 17
странами».
	Корреспондент указывает, что, по
мнению английской делегации, эта
неудача может быть почти роковой
для престижа в Америке планов
«европейского восстановления».
	Парижский корреспондент газеты
«Санди таймс» сожалеет, что. дости-
жение соглашения откладывается.
	Военные действия
в Греции
	БЕЛГРАД, 6. (ТАСС). Радиостан-
ция Свободной Греции сообщает, что
части Демократической армии про-
рвали линию обороны королевских
войск в районе Северного Пинда и в
ходе наступления заняли большую
часть сектора Загорие и Смолика.
Продолжая наступление в северном
направлении, части Демократической
армии освободили населенные пунк-
ты Лептоктария, Лаиста, Диплато,
Самарина и многие другие.

В секторе Дендрохори и Иеропиги
части Демократической армии отрази-
ли все атаки королевских войск. Ар-
тиллерия Демократической армии раз-
била на шоссе Месопотамия—Касто-
рия колонну грузовиков, которые
подвозили подкрепления и боеприпа-
сы для королевских войск. Против-
ник в ходе этих боев потерял 128
человек убитыми и ранеными.
	Извержение вулкана
на Филиппинах
	ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Как сооб-
щает манильский  корреспондечт
агентства Рейтер, на острове Ками-
гин (Филиппины) происходит извер-
жение вулкана, которое угрожает
крупнейшему на этом острове городу
Манбаджао. Расположенные ‘вблизи
города населенные пункты уже за-
топлены  расплавленной лавой. Из
района извержения вулкана прово-
дится массовая эвакуация населения.
	Отовсюду
	ж ПОЛЬСКИЙ народ торжествен-
но отметил День авиации. В Варша-
ве на аэродроме Окенце состоялся
большой воздушный парад, на кото-
ром присутствовало около 100 тысяч
человек. День авиации проведен так-
же во всех воеводских и крупных
уездных центрах страны.
	\ В БУДАПЕШТЕ сдан в экспло-
атацию большой цех электромоторов,
	построенный по трехлетнему плану
на — электромеханическом` заводе
«Гани».
	*® СЕГОДНЯ в Праге открывается
Международный конгресс  ассоциа-
ции  юристов-демократов, который
будет проходить под лозунгом «Пра-
во — на службу миру».

*% ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Националь-
ного Совета ресурсов безопасности
США Хилл об’явил, что бывший
председатель компании «Сперри жи-
роскоп компани» Реджинальд Джил-
мор назначен вице-председателем Со-
вета. Джилмор в последнее время
возглавлял промышленный отдел
змериканской миссии в Грепии.
	ПО СООБЩЕНИЮ Анатолий-
ского агентства, в связи с засухой в
восточных вилайетах ‘Турции ощу-
Щается большой недостаток в зерно-
вых и в кормах для скота.
	ях КАК СООБЩАЕТ газета «Ак-
шам», на основе соглашения, заклю-
ченного во время второй мировой вой-
ны между Турциейи Англией, англий-
ское правительство решило напра-
вить в Турцию военные материалы
на сумму 10 млн. фунтов стерлингов.
Первая партия этих материалов уже
прибыла в Стамбул.
		Ответственный редактор
Г. А, МЕЩЕРЯКОВ.
	БУДАПЕШТ, 6. (ТАСС). Подведе-
ны итоги первых пяти с половиной
месяцев всеобщего трудового ‹сорев-
нования, = широко. развернувшегося.
между предприятиями, цехами,
бригадами, отдельными рабочими 4
специалистами Венгрии.

Как отмечает в своем решении
Общегосударственное бюро трудово-
го соревнования, за период с   мар-
та по 15 августа, т. е. за первые
пять с половиной месяцев трудового
соревнования,. коллективы промыш-
ленных предприятий, шахт и желез-
ных дорог достигли значительных
производственных: успехов.
	Металлургическая промышленность
выполнила [Wah пяти с половиной
месяцев Ha 110 — 112 процентов.
Работники текстильной промышлен-
пости снизили себестоимость кило-
грамма пряжи с 5,85 до’ 5,35 форич-
тов. Таких же ‚ отличных успехон
добились и рабочие других отраслей
промышленности.

Па’ решению Общегосударственно-
го бюро трудового соревнования,
лучшим коллективам предприятий и
отдельным передовикам соревнования
вручены премии.
		В Центральном парке культуры и отдыха имени Горького на карнавале, посвященном 30-летию ВЛКСМ.
			ото В. КУНОВА,

Народная площадь сегодня назы-
вается «Цветник талантов». Здесь
каждый участник карнавала может
показать ‘свои способности. Талант-
ливых людей так много, что, даже
непрерывно сменяя друг друга, «ар-
тисты» из публики не убывают.

Вальсы, польки, краковяк, лезгин-
ки, испанская Ффарандола, кабардин-
ская кафа доносятся из разных кон-
цов парка. Под ногами шуршат рос-
сыпи конфетти; ленты  верпантина
вьются над танцующими, какая-то
девушка, ловко опутывая цветной
полоской дежурного милиционера, го-
ворит ему, улыбаясь: «Разве можно
на карнавале не быть украшенным!».
	Молодые поэты на одной из эст-
рад читают стихи; устроившись на
свободном клочке земли, ловкий фо-
кусник извлекает из рукава своего
смокинга пестрые платки, а балетная
пара исполняет изысканный танец.
	„.Часы летят незаметно. Над пар-
ком то и дело вспыхивают огни фей-
ерверка, рассыпаясь фантастическими
букетами или простираясь, как звезд-
ный шатер.

Здесь для тебя, молодая Москва,

Гремят оркестры и шепчет листва.

Улыбками ярче‘ огней сверкая,

‚ Веселись, Москва молодая!
		Девятый карнавал
	ты бьют девять. В небо взлетают
зеленые ракеты — сигнал открытия
праздника. Ha плошади Фонтанов
вспыхивают бесчисленные лампочки
	башни, лучи прожекторов взлетают
	ввысь. Оркестр играет Гимн СССР,
над парком с треском раскрываются
жаркие цветы фейерверка.

Тысячи участников карнавала рас-
сеялись по аллеям и площадям пар-
ка. Близ Голицынского пруда тоже
немало зрителей. Прибрежные ку-
сты опоясапы гирляндой огненных
цветов‹ Они ‘переливаются яркими
красками, отражаются в темной воде.
А на середине пруда — целая флоти-
лия разукрашенных цветами и лен-
тами лодок. Пылает алый бенгаль-

ский огонь «Костра дружбы поколе-
НИЙ».
	В Сокольниках
	Отмечая 30-летие — ленинско-ста-
линского комсомола, парк культуры
и огдыха «Сокольники» организовал
цикл вечеров для молодежи. Вчера
в парк были приглашены воспитан“
ники комсомола — летчики, авиамо-
делисты, конструкторы и члены Все-
союзного добровольного общества
содействия авиации.

После открытия выставки учебных
самолетов, планеров и авиамоделей
ДОСАВ?’а в лектории Майского про-
сека начались выступления прослав-
ленных летчиков — Героев Совет-
ского Союза Ермакова, Платонова,
Блиноза и Назарова. Летчики при-
звали юношей и девушек занимать-
ся интереснейшим видом спорта —
летным делом и авиамоделизмом.

Особый успех ‘имел вечер трех по-
колений советских летчиков. На нем
присутствовало свыше трех тысяч
человек.
			РИВЫЧНЫЙ парк в этот вечер
стал неузнаваемым. За высокой
белой оградой возник вдруг город
зеселой юности, мир чудесных пре-
вращений. Встречали гостей у входа
скоморохи; «иванушки», звездочеты,
великаны. Осыпая их бойкими шу -
ками да складными прибаутками, они
как бы опускали за пришедшими не-
видимую завесу и вводили их в сказ-
xy.
 bee вокруг действительно каза-.
лось сказочным. В черной воде пруда.
колыхались изогнутые стебли дико-
винных цветов в алых, малиновых,
желтых колокольцах. На деревьях,
как причудливые плоды, подрагивали
‚ бумажные фонарики. Посреди площа-
ди, словно многоцветный огненный
остров, полыхал помост-эстрада, и
фанерные фигуры плясунов от игры
электрического света казались жи-
ВЫМИ. 1
В аллеях восседали подле. своих
стеклянных ларьков продавщицы кар-
навальных масок и, как волшебницы,
обращали девушек и юношей в`тиг-
po и кошек, в китаянок и коломбин,
жокеев и алхимиков. Со 3BOHKHM
смехом маски бежали к группам ря-
женых,  опутывали их непрочными
узами серпантина, осыпали мягкой
порошей конфетти и направлялись к
площади Фонтанов. Там на щитах
были подняты портреты комсомоль-
kes — героев труда, лауреатов Ста-
линских премий. А в центре площади
виднелся силуэт ажурной 24-метро-
not башни, ‚увенчанной эмблемой
КСМ. Девятый по счету карнавал
а Центральном парке культуры и
отдыха имени Горького был посвя-
щен близящемуся 30-летию ленинско-
сталинского комсомола.
Не видно звезд в темном небе. Тем
ярче горит в высоте развевающийся
флаг карнавала. Кремлевские куран-
	Американские военные
материалы для Ирана
	ТЕГЕРАН, 6. (ТАСС). В газетах
опубликовано официозное сообще-
ние, в котором говорится, что «пер-
вый транспорт с военными материа-
лами, закупленными иранским прави-
тельством у правительства США,
вскоре прибудет в норт Бендер-Шах-
пур в Персидском заливе. Админист-
рация железной дороги создала ко-
миссию по наблюдению за выгрузкой
этих материалов и по обеспечению их
перевозки в различные районы Ира-
на».
	СОЗДАНИЕ В США
ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКОЙ
НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ
	СТАМБУЛ, 6, (ТАСС). Газета
«Кудрет», ссылаясь на американскую
печать, передает, что в США созда:
на нефтяная компания «Тюркиш
америкен ойл компани» по добыче
турецкой нефти. Газета отмечает,
что поездки, которые в последнез
время совершил ‘директор геолого-
азведочного института Ихсан Рухи

рент, связаны < созданием этой
компании. В одном американском
журнале Берент даже опубликовал
‘статью под заголовком: «Для амери-
канского капитала ‘открылась воз-
можность  эксплоатации турецкой
нефти», в которой говорится: «Te,
кто хочет заняться вопросами неф-
ти, пусть вступят со мной в кон-
такт». ~
	Сиектаклем «Баги» закончил вчера свои
	Дискриминация американцами
стран Бенилюнса
	БРЮССЕЛЬ, 5. (ТАСС). Бельгий-
ская печать неоднократно сообщала
‘о плохом экономическом состоянии
бельгийского морского порта Антвер-
пен. В 1948 году особенно. сильне
сократились его доходы, ‘увеличи:
лась безработица среди грузчиков в
служащих порта.

Причины экономического упадка
Антверпенского порта и голландско-
го порта Роттердам газета «Драпз
руж» видит в том, что, начиная ©
1945 года, эти порты систематиче-
ски подвергаются дискриминации со
стороны Соединенных Штатов Аме-
рики и особенно со стороны военной
администрации Бизонии.

Антверпенская католическая газета
«Метрополь», выражая точку зрения
деловых кругов Антверпена, выска-
зывает недовольство переговорами
между Вашингтоном и бельгийским
правительством по поводу люртов
стран Бенилюкса (Бельгия, Нидер-
ланды, Люксембург). По заявлению
газеты, эти переговоры, ведущиеся
без всякого результата в течение
трех лет, привели Антверпенский
порт к экономическому упадку. 1
тысяч человек здесь оказались без
работы.
	гастроли в Москве Азербаид-
	Бургомистр Антверпена — Кребек
и! начальник Антверпенского порта
послали премьер-министру Спааку в
министру экономической координа’
ции и национального переоборудова-
ния Полю де Грооте телеграмму, в
которой просят предпринять в Ва-
шингтоне демарш относительно того,
чтобы «грузовые суда, которые
обычно прибывали в порты стран
Бенилюкса и в том числе в Антвер-
пен, не направлялись больше в гер‘
манские порты, так как это проти-
воречит интересам оздоровления в
реконструкции европейской экономи-
ки и обрекает трудящихся Антвер-
пенского порта на безработицу и ни-
щету».
	Предстоящее прибытие
в Турцию членов комиссии
по расследованию
антиамериканской

/ деятельности

СТАМБУЛ, 6. (ТАСС). Газета «Ва-
тан» сообщает о предстоящем прибы-
	тии в Турцию членов «Комиссии по
расследованию антиамериканской де-
	-   ятельности» во главе © Мундтом или
	Никсоном. Газета указывает, что
прибытие вышеуказанной, миссии хра-
чится турецкими и американскими
зластями в строгой тайне. «Миссия,
— пишет газета, — изучит деятель-
ность. коммунистов в Турции и в
Европе и представит американскому
конгрессу ‘соответствующий доклад».
	Инфляция
	в Италии
	Центральный парк культуры и от
дыха имени Горького интересно, изо-
бретательно подготовил  карнаваль-
ные развлечения. К сожалению, стои-
мость билета — 15 рублей — слиш-
KOM высока.для молодых носетителей
парка, среди которых много студен-
тов. Да и время для карнавала —
начало сентября — нельзя ‘сказать,
чтобы было удачно выбрано.
	Л. Андреева.
	На родине великого русского писателя
		Исполнилось 65 лет со дня смерти
великого русского писателя И. С.
Тургенева. Корреспондент «Вечерней
Москвы» связался по телефону с
	Орлом. В городе и области сохрани-.
	10сь много памятных мест, домов,
усадеб и парков, связанных < именем
великого писателя.

Как сообщил нашему корреспон-
ленту директор местного музея И. С.
Тургенева тов. Ермак, трудящиеся
Орловской области отмечают 65-ю го-
довщину со дня смерти своего знаме-
Нитого земляка. На заводах, фабри-
ках, в учебных заведениях, в колхо-
зах области проходят вечера, посвя-
щенные памяти Тургенева. Местное
Издательство выпустило из печати в
	0)-й сезон
	В ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
КРАСНОЙ АРМИИ

Вчера спектаклем «Призвание» на
большой сцене и комедией «Замуж-
Няя невеста» на малой сцене открыл-
ся новый сезон в Центральном театре
Красной Армии.

В беседе с нашим корреспондентом
художественный руководитель театра
лауреат Сталинской премии  народ-
НЫЙ артист СССР А. Попов расска-
зал: .

— В этом году театр начинает
вой двадцатый сезон. Нашей основ-
ной задачей на протяжении двадцати
лет было создание спектаклей ‚на
военную тему. Таковы постановки
«Мстислав Удалой», «Военком», «Бой-
цы», «Падь серебряная», «Артилле-
ристы», — «Пархоменко», «Фронт»,
«Сталингралцых», «Призвание», «Юж-
НЫЙ узел» и другие.

Продолжая работать над военной
темой, мы покажем в ближайшее вре-
мя пьесу А. Барянова «На той сторо-
не». Участник Отечественной войны
А. Барянов дебютирует в драматур-
тии. Он написал пьесу о героических
подвигах советских разведчиков.

ействие спектакля, который ставит
В. Канцель, происходит накануне
войны с Японией. Кроме того мы ча-
чали работу над инсценировкой за-
писок одного из руководителей пар-
тизанского движения на Украине —
А. Федорова «Подпольный обком дей-
ствует» (автор инсценировки О. Ли-
товский). Для театра написал пьесу
© подводниках драматург И. Прут. .

Признавая военную тему главной
Для нашего театра, мы не намерены,
однако, ограничивать ею свои TBOD-
ческие задачи. Зритель ждет от
Цейтрального театра Красной Армии
разнообразных по теме постановок.

ервая премьера нового Ce30Ha —
Пьеса братьев Тур «Цель жизни» —
ознаменитой русской ученой—матема-
тике Софье Ковалевской. По заданию
Театра драматург Н. Винников напи-
сал пьесу «Степь широкая» — © ЖИЗ-
ни колхозной деревни, о борьбе за
урожай. ‘
	ворвавшиеся в Спасское, разграбили.
	заповедник. Голько стремительное
наступление Красной Армии спасло
усадьбу от полного уничтожения. В
парке фашисты вырубили сотни де-
ревьев, уничтожили строения, имею-
щие историческое значение.
	За короткий срок высажено 1.300
новых деревьев, парк приведен в об-
разцовый порядок. «Мы народ юный
и смелый, который верит и имеет
право верить. в свое будущее!» —
этими словами великого писателя
встречают экскурсантов ‘плакаты в
памятных тургеневских местах.’ А
экскурсантов приезжает сюда очень
много. За лето здесь побывало ‘более
4.000 человек. Среди них — трудя-
щиеся из четырнадцати городов на-
шей страны — Москвы, Ленинграда,
Воронежа, Астрахани и т. д. Прихо:
дя в парк, посетители проводят мно-
го времени в’ любимой беседке Тургг-
нева, окруженной вековыми де-
ревьями.
	Советское правительство ассигно-
	вало крупные суммы для восстанов-
	ления тургеневской усадьбы в том
виде, в каком она была при жизни
писателя. Вчера в Спасском-Лутови-
нове состоялся болышой вечер, по-
священный памяти И. С. Тургенева.
	— общечеловеческая тема судьбы
женщины в условиях темного цар-
ства, которая также близка и по-
нятна была народам Азербайджана в
недавнем прошлом.

Кручинину играет Марзия Даву-
дова. В певучих, близких к русскому
языку интонациях ее голоса много за+
дущевности и теплоты. Вот она вхо-
	дит величественная и строгая, произ-
	носит несколько фраз, и ярко возни-
Kaer перед нами образ доверчивой
страдающей женщины. Марзия Даву-
дова проникновенно передает печаль
© сыне, воспоминания о пережитом.
Люди, в особенности такие, как Не-
знамов, вызывают в ней доверчивое
участие. Все это — основные краски
образа. В напряженной, действенной
сцене с Галчихой, в последующих
встречах с Муровым Кручинина вы-
глядит менее убедительной, лишен-
ной подлинного драматизма, ощуще-
ния переживаемой трагедии.

Если артистку в этой роли можно
упрекнуть в недостатке темперамен-
та, то Незнамов в исполнении Исмаи-
ла Дагестанлы, наоборот, < трудом
сдерживает проявление своих чувств.
	Он — порывист и резок, озлоблен на
людей. Временами это мешает зрите-
лю по-настоящему поверить в тот пе-
релом, который совершается в нем
под влиянием встречи с Кручининой.
Наиболее впечатляющий момент спек-
такля — последний монолог Незна-
мова, звучащий у артиста взволно-
ванно и страстно.
	К 65-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ

И. С ТУРГЕНЕВА -
		новом издании «Записки охотника».
В школах организуются «уголки Тур-
генева».
	Заметно увеличилось число посети-
телей музея И. С. Тургенева. В горо-
де существуют два музея Тургене-
ва — литературный и бытовой. В по-
следнем сохранена обстановка гости-
ной Тургенева, столовой, кабинета,
спальни, библиотеки, где имеются за-
мечательные книги. В соседнем зда-
нии расположен ‘литературный музей,
пять отделов которого посвящены
жизни и творчеству писателя. Музей
пополнился новыми экспонатами, в
частности большим количеством ил-
люстративного материала. a

В последнее время особенно повы-
сился интерес к государственному за-
поведнику. в Спасском-Лутовинове,
где писатель провел многие годы сво-
ей жизни. Здесь в Гостях у Тургене-
ва бывали Некрасов, Л. Толстой, Гар-
шин, Тютчев, Фет, Шепкин, Савина.

Во время Великой Отечественной
войны немецко-фашистские войска,
	на спектаклях
Азербайденанского
театра
	ЗЕРБАЙДЖАНСКИИЙ драмати-
ческий театр имени Азизбекова
существует 75 лет. За это время он
не раз обращался к постановкам вы-
дающихся произведений русской и
мировой ‘классической драматургии.
В советские же голы бессмертные
творения Пушкина, Лермонтова, Го-
голя, Островского, Горького не схо-
дят со. сцены театра. :
Особенно полюбились азербайджан-
скому зрителю пьесы Островского.
Нет театра в Азербайджане, где не
ставились бы «Без вины виноватые».
В театре имени Азизбекова это так-
же один из наиболее любимых спек-
таклей. Он не раз появлялся на сце-
не в новых постановках. Последняя
из них показана весной этого года в
дни празднования 125-летия с0 дня
рождения великого драматурга. И вот
«Без вины виноватые» мы видим в
	Москве...

С первых же сцен спектакля убеж-
	даешься, что театр нашел свой само-
стоятельный путь к раскрытию пьесы.
Исполнители не стремились К точно-
му воспроизведению. русского быта,
обрядов, обычаев. Основное для них
	РИМ, 5. (ТАСС). Официозное «Фи-
нансово-экономическое агентство» со-
общило, что количество лир, нахо-
дящихся в обращении в Италии, до-
стигло в конце июля 1948 г. 846 млрд.
лир. В течение июля обращение уве-
личилось на 31 млрд. лир, т. е. эмис-
сионный банк печатал и выпускал в
обращение в среднем 1 млрд. лир в
лень.

С мая 1947 г. (т. е. со времени вы-
хода коммунистов и социалистов из
правительства) денежное обращение
  в Италии увеличилось ва 234 млрд.
лир. Эти данные свидетельствуют о
провале экономической политики
правительства де Гаспери, обещав-
шего «стабилизацию лиры» и «прекра-
щение инфляции».
	жанский государственный драматический театр имени Азизбекова. Пред-
ставители театральной общественности Москвы тепло простились © гостя-
ми. НА СНИМКЕ: артист Большого театра С. ГОЦИРИДЗЕ, народный ар-
тист Азербайджанской ССР СИДГИ РУХУЛЛА и народный артист СССР
			«Без вины виноватые» — спектакль
хорошего актерского ансамбля, где
почти каждый исполнитель интересен
и своеобразен: неудержимо стреми-
тельная, темпераментная  Марвари
Новрузова-КорЯнкина; Мустафа Map-
данов, сумевший ярко передать ко-
медийность образа Шмати и в то же
время его обаяние и приниженность;
степенный М. Шамхалов—Дудукин.

«Гроза» — вторая пьеса Остров-
‘ского, показанная театром. Здесь, к
‘сожалению, явно ощущаешь  отсут-
ствие единства актерского ансамбля.
По существу волнуют и убеждают в
спектакле только два образа: Кате-
рина в исполнении Фатьмы Кадри и
Кабаниха в исполнении Давудовой.

Катерина — Фатьма Кадри несом-
ненно войдет в сценическую историю
истолкования образов Островского.
Исполнение актрисы сохранило осо-
бенности национального театра: ее
жесты подчеркнуто темпераментны,
пластичны; интонации лишены мяг-.
‘кости и — спокойствия. Катерина
взволнованна и порывиста уже в
первый момент появления на сцене,
затаенные страдания каждую минуту
готовы прорваться < сокрушительной
силой. Оставшись наедине с Варей,
она говорит о своем детстве,  меч-
тах — это не тихая грусть о несбыв-
шемся, а гнетущшая тоска, протест,
	порыв к иному, свободному суще-
ствованию. Ощущение надвигающей-
ся грозы — не только в природе, но
и прежде всего в душе Катерины, —
нарастает с каждой ‹ценой.
	После бурной сцены признания Ка-   даются в обязательном подчеркива-
	терина в последнем акте кажется
разбитой, опустошенной. Радость при
виде Бориса скоро уступает место
еще более горькому отчаянию. Фи-
	нии их чувств звуками скрипки или
сркестра, а, например, почти все сце-
ны Кручининой не обходятся без на-
зойливого. соло скрипки — напомина-
	Значительно интересней, ориги-
	нал трагедии, — а Фатьма Кадри иг- ния о ее тоске по сыну.
	рает именно трагедию, — актриса про-
водит с огромным, неослабевающим
напряжением.

Кабаниха — Марзия Давудова сов-
	сем по-новому раскрывает творческие   Мамедовым.
	возможности актрисы. Здесь нет и
намека на ту задушевность, которой
было проникнуто ее исполнение роли
Кручининой. Кабаниха-Давудова вла-
стна и сильна, каждое слово — ве-
ссмо и резко, ее трудно ослушаться.
Внешний рисунок роли лаконичен и
скуп, и оттого каждый ее жест очень
выразителен.

В спектакле Катерина и Кабани-
ха — одиноки. Гнетущей атмосферы
«темного царства» не чувствуешь.
Разве страшен и силен этот глупый,
крикливый Дикой, каким его изобра-
жает С. Рухулла. Трудно примирить-
ся < другими образами спектакля:
Варварой, Кудряшем, Борисом, Ку-
лИгинымМ.

‚ В этом повинны не только актеры,
но и режиссура: Оба спектакля по-
ставлены А. Шарифовым и оформле-
ны художником И. Ахундовым. Ре-
жиссер не почувствовал различия
стилей произведений, а ведь тяготею-
щая к трагедин «Гроза» очень далека
от мелодраматизма «Без вины вино-
ватых». Вызывает возражение чрез-
мерное увлечение музыкой в спектак-
лях. Герои Островского вряд ли нуж-

неослабевающим   нальней режиссерский замысел спск-
	такля «Двенадцатая ночь», постав-
ленного молодым режиссером Мехти
	Режиссер самостоятельно и свежо
подошел к комедии. не побоявшись
	упреков в спорности некоторых поло-
	жений спектакля. Он смело разделил
роли Виолы и Себастьяна, которые по
традиции исполняла одна актриса.
Остроумное оформление художника
С. Ефименко дало возможность найти
ряд удачных и неожиданных мизан-
сцен. Спектакль развертывается в
стремительном темпе.

Весело и непринужденно. играют
Б. Шекинская (Виола). М. Марданов
(Мальволио), И. Дагестанлы (Ce-
бастьян), Л. Джаванширова (Оливия),
М. Новрузова (Мария) и многие дру-
гие.

Постановки пьес Островского и
Шекспира в театре имени Азизбекова
свидетельствуют о творческой spe-
лости и большой культуре коллекти-
ва. Трудный и почетный экзамен —
гастроли в Москве — театром успеш-
но выдержан. Впереди — создание
новых спектаклей, которые несомнен-
но явятся еще одной ступенью в
творческом развитии азербайджанско-
го театра.
	Н. Путинцев.