Обсуждение вопроса о бывших
итальянских колониях
		В конце августа Советское прави-
тельство поставило перед правитель-
ствами США, Великобритании и
Франции вопрос о необходимости об-
суждения в Совете Министров Иност-
ранных Дел судьбы бывших итальян-
ских колоний в соответствии с Мир-
ным договором с Италией. Ввиду то-
го, что правительства трех’ западных
держав не дали определенного ответа
на этот вопрос, Советское правитель-
ство направило 4 сентября mpaBH-
тельствам США, Великобритании и
Франции ноту, в которой предложило
созвать Совет Министров Иностран-
ных Дел до истечения предусмотрен-
ного Мирным договором срока, т. е.
до 15 сентября с. г. чтобы рассмот-
реть вопрос о бывших итальянских
колониях в порядке, установленном
ААирным договором.
	Массовые аресты
в Афинах.
	АФИНЫ, 9. (ТАСС): Сегодня ©
пяти до восьми часов утра во мно-
гих ‘кварталах Афин происходили
повальные обыски. Полиция аресто-
вала 890 «подозрительных лиц».
	‚ Заседание комитета
пс вопросам аграрной
политики при немеином
	Народном совете

БЕРЛИН, 9. (TACC). Комитет по
вспросам аграрной политики при. не-
мецком Народном совете избрал на
своем первом заседании вице-предсе-
дателя Немецкой экономической ко-
миссии Штейдле (ХДС — Христиан-
ско-демократический союз) председа-
телем, а генерального секретаря O6 e-
динения крестьянской взаимопомощи
Фивега — заместителем председателя
комитета. Штейдле поставил перед ко-
митетом задачу разработать принципы
общегерманской прогрессивной аграр-
ной политики с учетом в особенности
опыта, накопленного в странах На-
родной демократии. ДЖалее комитет
констатировал, ччю ‘успехи, достиг.
нутые сельским хозяйством советской
оккупационной зоны, служат доказа*
тельством ‚того, что новый путь, Ha
который вступило крестьянство с0-
ветской оккупационной зоны Германии
в результате проведения земельной
реформы, является правильным и что
мероприятия то развитию сельского
хозяйства полностью гарантируют по-
степенное улучшение снабжения на-
селения.
		7 сентября правительство Велико-
британии передало Советскому Послу
в. Лондоне тов. Зарубину ответную но-
ту, в которой выразило согласие при-
нять участие в таком совещании Co-
вста Министров Иностранных Дел и
предложиго созвать его в Париже, не
опрелелив, однако, срока созыва это-
го совещания.

Правительства США и Франции не
дали пока ответа на ноту Советского
правительства от 4 сентября.

8 сентября Советское правительство
сообщило правительству Великобри-
тании о своем согласии на созыв Со-
вега Министров Иностранных Дел в
Париже и предложило дату этого со-
вещания — 10 сентября.

Аналогичное сообщение Советское
правительство направило правительст-
вам США и Франции. (ТАСС).
	Новая греческая
провонация на албанской
границе
	ТИРАНА, 8. (ТАСС). Албанское   КОШЕГ
	телеграфное агентство передает co-
общение дирекции информации ©
злодейском нападении греческих мо-
нархо-фашистов 6 сентября на де-
ревню Косовица (округ Аргиро-
кастрон), во время которого греческий
самолет сбросил 12 бомб, причинив-
ших разрушения. Имеются жертвы
среди гражданского населения.
Нападение произошло при следую-
щих обстоятельствах: 6 сентября в
10 часов греческий трехмоторный
самолет, следуя от горы Кацидиари
(Греция), пересек границу между по-
граничными знаками № 39 и 40 на
участке Косовица и углубился на
3.000 метров на албанскую террито-
рию. Самолет летел на высоте 1.500
метров. В течение 30 минут самолет
летал над Косовицей, а затем сбро-
сил 12 бомб, шесть из которых упа-
ли около казармы пограничников и
повредили ее. Остальные бомбы упа-
ли в Косовице, где повредили два
дома и ранили трех человек. Сбросив
бомбы, самолет повернул обратно.
	Коммюнике бюро Всеобщей
Конфедерации Труда
	ПАРИЖ, 9. (ТАСС). Как передает.
	агентство Франс Пресс, очередное за
седание бюро ВКТ (Всеобщая Конфе-
дерация Труда) было посвящено,
главным образом, начавпемуся 7 сен:
тября правительственному кризису.

В коммюнике, опубликованном по
сле окончания заседания, бюро ВКТ
констатирует все возрастающую оппо-
зицию народных масс реакционной по-
литике и призывает всех трудящихся
об’единиться с тем, чтобы таким пу-
тем добиться создания правительства
демократического единства, которое
обеспечило бы выполнение требова-
ний рабочего класса и освободило бы
Францию от опеки иностранных капи-
талистических трестов.

Бюро ВКТ убеждено в том, что де-
мократия могла и должна быть осу-
ществлена на основе такой правитель-
ственной программы, в основу кото-
рой положена программа Националь-
ного совета сопротивления.

Кроме того бюро ВКТ полностью
поддерживает сформулированные ра-
нее требования, относящиеся к зара-
ботной плате, и с удовлетворением
констатирует непрерывный рост могу-
чего об’единительного движения в
стране.
	Бесчинства итальянской
полиции
	_ РИМ, 9. (ТАСС). В ночь на 7
сентября крупные силы итальянской
полиции произвели облавы и обыски
в целом ряде: коммун провинции
Мантуя. По сообщению газеты
«Унита», было схвачено и @рошено
в тюрьму около 100 человек, в том
числе 10 женщин. Полиция врыва-
лась ночью в дома местных жите-
лей, взламывая двери и арестовывая
мужчин и женщин, не дав им воз-
можности даже одеться.

Все арестованные профсоюзные ор-
ганизаторы, партизаны, руководите-
ли сельскохозяйственных кооперати-
вов == участники всеобщей взабастов-
ки протеста против покушения на
Тольятти. ‚

В центрах, подвергавшихся поли-
цейским налетам, началась всеобщая
забастовка.
	русскому освободительному движе
нию. Толстовщина в свое время серь-
езно мешала делу освобождения тру:
дящихся масс. С настроениями, по-
добными толстовщине, и сейчас при-
ходится сталкиваться и вести борьбу
передовым людям Индии, Китая, где
еще немало отсталых настроений
смирения и покорности в широких
массах крестьянства, страдающего от
двойного гнета — господства  ино-
странных империалистов и насилий
собственных помещиков и капитали-
стов. Всякая идеализация и замазы-
вание реакционной толстовщины дол-
жны встретить в нашей среде реши-
тельное и резкое осуждение. Боль-
шевистская партия всегда неприми-
римо боролась с толстовщиной, ра-
зоблачала ее реакционное содержа-
ние, мешавшее политическому просве-
щению народных масс.
	Ленин показал, что указанные про-
тиворечия Толстого являются отра-
жением противоречий первой русской
революции, противоречий в настрое-
ниях отсталого русского патриархаль-
ного крестьянства,  ненавидевшего
помещичье-капиталистический строй,
но не знавшего, как с ним бороться,
какими путями завоевать свободу.
	«Толстой велик, — писал Ленин,/—
как выразитель тех идей и тех. на
строений, которые сложились у мил-
лионов русского крестьянства KO
времени наступления буржуазной ре-
волюции в России». «В. произведени-
ях Толстого выразились и сила и
слабость, и мощь и ограниченность
именно крестьянского массового дви-
женйя».

Величие и мировое влияние Толсто-
го как художника состояло в том,
что он сумел поставить в своих про-
изведениях такие великие вопросы,
которые волновали не только Рос-
сию, но и все передовое человечество.
Как художник, Толстой поднялся до
такой высоты, что его произведе-
иря заняли одно из первых мест в
мировой художественной литературе.
		И КОНЦЕРТНОЙ
ЭСТРАДЕ
	Народный артист СССР И. Козлов-
ский поделился с корреспондентом
«Вечерней Москвы» своими творче-
скими планами.

— Начинающийся музыкально-теат-
ральный сезон сулит много интерес-
ного и зрителям и исполнителям. Мне,
в частносги, предстоит в нашем теат-
ре увлекательная творческая работа
над ролью  Юзодивого в новой поста-
новке музыкальной прамы Мусорг-
ского «Борис Годунов».
	Воплощение этого образа — труд-
ная задача и В сценическом и в во-
кальном отношении. Как исполнитель.
	я чувствую глубокое удовлетворение
	от того, что готовящаяся у Нас поета-
HcBKa «Бориса Годунова» включает
«сцену под Кромами», ранее часто
опускавшуюся.

Кроме того я, вероятно, приму уча-
стие в возобновленных театром спек-
таклях «Ромео и Джульетта», «Дуб-
ровский» и т. д.

Для своих концертных выступле-
ний я подбираю песни и романсы
советских композиторов. Среди них —
элегии и романсы Ю. Шапорина на
слова Тютчева и других русских поэ-
тов, цикл лирических песен М. Коваля
на слова С. Городецкого, романсы
В. Власова и т. д. Эти произведения
должны исполняться в сопровождении
симфонического оркестра, причем в
программу будут включены и редко
‘исполняемые арии из опер Лысенко,
’Галевя, Обера и других композито-
ров.
	Есть у меня еще давнишняя мечта
— осуществить, хотя бы в концерт-
ном исполнении, постановку оперы
Монюшко «Галька» — одно из са:
мых обаятельных и проникнутых на-
родной поэзией произведений сла-
вянской оперной классики. Арии и
ансамбли из этой оперы прочно
вошли в репертуар наших вокалистов,
но вся опера около тридцати лет
не ставилась на московской сце-
не. Мне приходилось не раз испол-
нять партию Ионтека в этой опере
на сценах разных театров.

Для камерных программ мне хочет-
ся подготовить в этом году с кем-ни-
будь из наших певиц замечательные
украинские народные дуэты, обнару-
женные мною в одном из присланных
с Укранны сборников народных песен.

Летом я побывал на гастролях в

центре Донбасса — дал ряд концертов
для шахтеров и выступал B NATH
	спектаклях оперного театра города
Сталино: «Евгений Онегин», «Риго-
	Сталино: «Евгений Онег
летто», «Травиата» и др.

На Международной выставке политического плаката и рекламы в Вене
большой интерес вызывают советские экспонаты. Посетители подолгу за-
	ДЕНИ, ИВАНОВА,
	держиваются у плакатов художников КУКРЫНИКСЫ,
	у плакатов союзных советских республик. НА СНИМКЕ: в отделе CU-
	ветского плаката.
	Фото В. ШЕНДРИКА (ТАСС).
	Агентство Телепресс о работе
	ресса британских тред-юнионов
	ПРАГА, 9. (ТАСС). Лондонский
корреспондент агентства Телепресс
пепелает сообщение. озаглавленное“
	передает сообщение, озаглавленное“
«Бешеная травля коммунистов нача:
лась в первый же день работы кон:
гресса британских тред-юнионов».
	Явное указание на то, что Генсо-
вет тред-юнионов намеревается на-
вязать конгрессу свою непопулярную
политику в атмосфере антикоммуни`
стической истерии, было дано 6 сен:
тября на первом заседании конгрес-
са, когда председатель Генсовета
Флоренс Хэнкок, открывая заседа-
ние, призвала делегатов «выбросить»
коммунистов.

Таким образом, пытаясь с самога
начала конгресса свести всю ero
работу к травле «красных», Генсо-
вет показал, что главная его задача
заключается не только в том, чтобы
запугать делегатов и заставить ия
принять свою политику, продиктован:
ную крупным капиталом, но также
развернуть реакционное политическое
наступление с целью превратить все
профсоюзное движение в безмолв“
ный придаток Федерации британских
промышленников и в орудие амери-
канцев, управляющих английской
промышленностью.

Известно, что` правое руководства
конгресса тред-юнионов в тесном
Иа с Эрнестом Бевином
и Стаффордом Криппеом еще до на.
ana конгресса достигло с предста:
	вителями крупного капитала полной
	договоренности о том, чтобы всеми
силами заглушать на заседаниях го-
лос протеста рядовых членов \ проф-
союзов. Это стало ясно из опубли-
кованного 5 сентября заявления,
в котором выражалась оппозиция
Генсовета всякому ограничению при:
былей законом й в то же время вы-
сказывалась поддержка реакционной
правительственной политики замора
живания заработной платы.
		ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Критикуя
речь английского министра финансов
	Криппса на конгрессе британских
тред-юнионов в Маргете, газета
«Дейли yopkep» в редакционной
	статье пишет: «После. речи Крийп-
са положение ‘стало . абсолютно
ясным. Заработная плата англий-
ских рабочих не будет увеличе-
на, несмотря на рост цен, и при
лейбористском правительстве не бу-
дет никакого перераспределения бо-
	% ВЫСШИЙ ВОЕННЫЙ СУД
в Праге приговорил к 5 годам тю-
ремного заключения бывшего на’
чальника политического разведыва-
тельного отдела министерства внут“
ренних дел генерала” Бартика. Оч
был признан виновным в том, что
при своем уходе из министерства
взял с собой секретные военные до:
кументы, в частности шифровальный
ключ. Кроме того Бартик передал
документы секретного характера вра:,
гу народа, бывшему генеральному
секретарю народно-социалистической
партии Крайне.

ж КАК СООБЩАЕТ = газета
«Свенска  дагбладет», в Стокгольм
прибыл второй заместитель морско-
го министра Англии контр-адмирал
	Джеффри Хоукинс.
	В своем вступительном слове, яв“
но рассчитанном на то, чтобы зара“
нее заклеймить как «раскольников»
и «коммунистов» всех тех членов
профсоюза, которые должны были
выдвинуть требования повышения
заработной платы, Флорене Хэнкох
заявила: «В английском профсоюзном
движении есть смутьяны. В Англии.
так же, как и в других странах, су-
ществует организация, которая пыл
гается всеми способами нарушить
мир в профсоюзном движении»

Отражая опасения Генсовета 0
поводу того, что за прогрессивную
политику и увеличение заработной
платы будет подано много голосов,
и признавая, что коммунисты поль-
зуются широкой поддержкой рабо-
чих, Флоренс Хэнкок продолжает:
«Мы должны всеми мерами пытать-
ся выбросить этих людей из движе-
ния, потому что. они используют в
	вводят в заблуждение некоторых

членов профсоюза».
Призыв к изгнанию коммунистов
	рассматривается как проводимая
правым руководством кампания, на-
правленная в особенности против че-
тырех коммунистов, а именно: про»
тив Артура ’Хорнера из националь-
ного союза горняков, Дж. Гарднера
из профсоюза, литейщиков, У. Сти-
венса из профсоюза рабочих элек-
тропромышленности и Дж. Хорнера
из профсоюза пожарников.

Открыто призывая к их устране-
нию, руководство взяло на себя
	очень тяжелую задачу. Артур Хор*
нер, в особенности, пользуется ко-
лоссальным престижем и популярно-
стью ‘не только срели горняков, но
и во всем рабочем классе, а другие
также хорошо известны своими за“
слугами перед профсоюзным движе“
нием.
		Скульптор В. Цигаль недавно вернулся из поездки в Донбасс, где он ра-
ботал над серией портретов знатных ‘шахтеров. НА СНИМКЕ: В. ЦИГАЛЬ
заканчивает отделку скульптурного портрета почегного шахтера Н. Губ-
				Всесоюзная худозкественная
выставка
	В честь 30-летия ВЛКСМ
	сунками работают семнадцать MO-
сковских художников. С. Дудник пи-
шет композицию «Речь В. И. Ленина
	на 3-м <’езде комсомола», Д. Налбан-
дян — картину «В. М. Молотов в
Артеке», В. Шыплаков — полотно
«М. И. Калинин среди молодежи».
Героика Великой Отечественной вой-
ны найдет свое отражение в картине
Д. Шмаринова «Зоя», Е. Ильина
«Полвиг Александра Матросова»,
	«Подвиг Александра — Матросова»,
В. Одинцова «Клятва молодогвардей-
	ев» и других произведениях.

Среди скульптур, заказанных това-
риществом «Росскульптор», — работы
35 художников:  «Девушка-строи-
тельница» А. Грубе, «Ульяна Громо-
ва» Т. Поляковой, «Молодой боец»
Г. Мотовилова ит. д.

В музеях и картинных галлереях
для выставки отобрано уже около ста
работ. В ближайшее время представи-
тели выставочного комитета выезжа-
ют на Украину, в Грузию и дру-
гие республики Союза, где начинает-
ся прием работ для юбилейной
	выставки.
	Осенью в Москве откроется Всесо-
юзная художественная выставка, по-
священная 30-летию ВЛКСМ. Вы-
ставка организуется Комитетом по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР совместно с ИК ВЛКСМ.
	На выставке будут представлены
произведения живописи, скульптуры
и графики, посвященные истории ком-
сомольских организаций, образам про-
славленных Комсомольцев — героев
труда и участников Великой Отечес?-
венной войны.

Первое место в экспозиции отво-
дится произведениям молодых худож-
ников, учащихся высших учебных
заведений и художественных школ.
Наряду с новыми произведениями в
ЭЕсПОЗИЦИЮ включаются наиболее
известные работы на темы о комсо-
моле, выполненные представителями
старшего поколения советских ху-
дожников.

По заказу издательства ик
ВЛКСМ «Молодая гвардия» над но-
выми живописными полотнами и ри:
	ПОЭТЫ СОВЕТСКОЙ ЛИТВЫ.
Составила С. Мар. Государственное
издательство художественной  лите-
р Москва. 1948.

Сборник «Поэты советской Литвы»
отнюдь не является антологией, охва-
тывающей все области поэтического
творчества литовского народа с древ-
нейших времен до наших дней. Сбор-
ник этот, как и указывается в преди-
словии, можно в известной мере рас-
сматривать как творческий отчет ли-
товских поэтов перед советскими Чи-
тателями всех национальностей 0
пройденном за последнее время пути.
За исключением некоторых стихов,
принадлежащих крупнейшим - литов-
ским. поэтам и относящихся к про-
шлым годам их литературной работы,
в книжке помещены главным образом
произведения, написанные их автора-
ми за последние семь-восемь лет.
	Читатель найдет здесь наиболее
характерные образцы творчества поч-
ти всех поэтов советской Литвы.
Сборник открывается стихами народ-
ного поэта Литовской ССР Людаса
Гиры и Саломеи Нерис — поэтов
большого таланта и яркой прогрессив-
ной — революционно-демократической
мысли. Оба вместе с А. Венцловой,
К. Корсакасом и другими были зачи-
нателями советской литовской  поэ-
зии. Это поэтическое поколение
представлено в сборнике кроме того
стихами Витаутаса Монтвила, Вале-
рии Вальсюнене, Теофилиса Тильзи-
тиса, Казиса Инчуры и др. Представ-
лена здесь и молодежь, выросшая в
годы Великой Отечественной войны.

Читатель, уже знакомый со стиха-
ми Людаса Гиры (сборники его сти-
хов на русском языке вышли. в Мос-
кве в 1940 и 1943 гг.), с удовольстви-
ем прочтет их вторично. Лучшие из
них: `«ЛССР» — о Литве, ставшей
советской республикой, о буквах, ко-
торые принесли с собой новую жизнь,
— и «Слово борьбы», написанные в
1942 голу, когда Литва была в ти-
сках немецкой оккупации, — строки,
проникнутые горячей ненавистью к
врагу, осквернившему родную землю.
С интересом читаешь стихи, написан-
ные поэтом незадолго до смерти (он
умер в 1946 году); они полны бодро-
сти, оптимизма, веры в светлое буду-
щее своей страны.

Одно из самых сильных произведе’
ний в сборнике—«Поэма о Сталине»
Саломеи Нерис, любимейшей поэ-
тессы литовского народа. В этих стро-
ках, прочитанных автором с трибуны
Верховного Совета СССР 3 августа
1940 года — в тот день, когда пол-
номочная комиссия литовского народ-
ного сейма об’явила с той же трибу-
ны всему миру о неколебимом жела-
НИИ ЛИТОВСКОГО народа войти в брат-
	В ЯСНОЙ
ПОЛЯНЕ
	120-летие со дня рождения Льва
Николаевича ‘Толстого ‘отмечается В
Ясной Поляне как большой праздник.
Работники музея выпустили к Юби:
лею сборник «Здесь жил Толстой». В
сборник входят статьи: «История до“
ма Л. Н. Толстого», «Ясная Поляна
за 30 лет советской власти», «Ясная
Поляна в жизни и творчестве Тол-
стого», «Музей-заповедник Ясная По-
ляна» -и другие.

За последнее время в музее полу-
чены новые материалы о жизни 4
творчестве великого писателя. Найден
неиэвестный ранее очерк Л. Н. Тол-
стого о бедственном положении Ра“
бочих завода английского акционер-
ного общества. Выставлено много но“
	вых фотографий.
		ТРЕД-ЮНИОНОВ В МАРГЕТЕ
	гатств. В то время, Когда почти пол»
тора миллиона человек находятся ли-
бо в вооруженных силах, либо про-
изводят для _них материалы, Крипие
сетовал на нехватку рабочей силы, но
умолчал о намерении кабинета усу-
губить эту нехватку путем замедле-
ния демобилизации с тем, чтобы под-
держать империалистическую NOM
тику и колониальные войны... Такую
речь мог бы произнести любой кон-
серватор. — министр финансов».
	OY
	к АГЕНТСТВО Рейтер сообщает,
что премьер-министр Англии Эттлу
назначил Фрэнсиса Уайли директо-
ром компании Суэцкого канала от
английского ‘правительства.
	te КОРРЕСПОНДЕНТ агентства
Ассошиэйтед Пресс ‘передает из
Асунсьона, что парагвайское прави“
тельство об’явило о признании госу“
‘дарства Израиль.
	ж ПРЕЗИДЕНТ Венгерской pec
публики наградил «Офицерскими
крестами ордена Венгерской респуб-
лики» за организацию помощи вен“
герскому населению пограничных
районов во время наводнения пол-
ковника пограничных войск СССР
Тулякова В. И. и подполковника
Егорова A. JI.
		скую семью народов СССР, — выра-
жены мысли и чаяния освобожденно-
го народа, обращающегося с горячей
любовью и благодарностью к вели-
кому Сталину.

Много сильных патриотических
стихов можно найти у Вэнцловы, Кор-
сакаса, у расстрелянного. немцами Ви-
таутаса Монтвилы, у поэта и драма-
турга Петраса Вайчунаса, Валерии
Вальсючене, у современной поэтиче-
ской молодежи Литвы —- Эдуардаса
Межелайтиса, Эугениюса Матузяви-
чуса, Вациса Реймериса и др.

р *

Н. А. НЕКРАСОВ. ПОЛНОЕ С0-
БРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ.
Tom П. Гослятиздат. 1948. Тираж
	50.000. Цена 15 руб.
В книгу включены стихотворения
	поэта, написанные с 1856 по 1877 год.
ГИ ДЕ МОПАССАН. ПОЛНОЕ
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Tom IX.
	Гослитиздат, 1948. Тираж 20.000.
Цена 10 руб-

В книге — два романа писателя:
«Пьеь и Жан» и «Сильна, как
	смерть». В конце тома помещены по“
дробные комментарии к романам, со-
ставленные Ю. Данилиным.

А. А. ИГНАТЬЕВ. 50 ЛЕТ В
СТРОЮ. Гослитиздат. ‘1948. Лена
16 рублей. *

Издание содержит все четыре тома
воспоминаний А. Игнатьева.
	т и толстой.
	ЕГОДНЯ советский народ и все

прогрессивное человечество от-
мечают 120-летие со дня рождения
Льва Николаевича Толстого — вели-
кого русского писателя.
	Жизнь и творчество Л. Н. Тол-
стого охватывают огромную истори-
ческую эпоху. Толстой родился спу-
стя три года после восстания дека-
бристов, а умер всего за семь лет
до Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. Толстой вступил
в литературу накануне падения кре
постного права. Его первые пройзве-
дения призетствовали Некрасов. И
Чернышевский, предсказавшие Тол-
стому великое будущее. В шестиде-
сятые годы — эпоху под’ема русской
общественной жизни — Толстой с03-
дает свое гениальное творение «Вой-
на и мир» — величественную эпопею,
в которой с особой ‘яркостью ©то-
бражены патриотические чувства и
героизм русского народа в Отече-
ственной войне 1812 года. В семи-
десятых годах. Толстой создает
	другое бессмертное произведение ~~

oe en A
	роман «Анна Каренина», в KOTOPO™
бичует бурж азно-помещичий  соци-
альный порядок, обличает ложь и
ханжество «верхов» собственническо-
го общества, показывает трагедию
женщины ‘в условиях’ этого общест-
ва. Эти произведения поставили Тол-
стого во главе мировой литературы.
	Будучи по происхождению и вос-
питанию ‘дворянином, Толстой, потря-
сенный страданиями и нищетой мил-
лионов простых людей, рвет со сво-
им классом и переходит на сторону
народных масс, становится идеологом
	и защитником многомиллионного рус-
ского крестьянства. Он говорил сам
о себе: «Я смотрю снизу от 100 мил-
лионов». Коестьянский, мужицкий де-
мократизм Толстого и был источни-
ком его взглядов, его творчества.
Десятки тысяч страниц написаны
Толстым. Но понять и оценить Тол-
стого, как огромное историческое и
культурное явление, оказалось BOS-
можным только с позиций марксиз-
ма. Глубочайшую характеристику
взглядов и творчества Толстого дал
В. И. Ленин. Ленин разрушил леген-
ду о Толстом, как праведнике, елей-
ном старце, каким стремились сде-
лать Толстого его последователи —
толстовцы. Ленин показал, что идеи
и творчество Толстого связаны с Ча“
яниями и стремлениями миллионных
крестьянских  Macc, дал оценку все-
‚мирно-историческомо значения вели-
кого писателя в свете всемирного
значения русской революции.
	Толстой ненавидел буржуазную ци-
вилизацию, проникнутую духом с0б-
ственничества и социального эгойз-
ма. Он не раз разоблачал милитари-
стов, готовивших новые бойни, и с
гневом писал: «Что же мы этих лю-
дей оставляем в покое, а не броса-
емся` на них и не расшвыриваем всех
этих императоров, королей, минист-
ров, генералов по смирительным за-
ведениям. Ведь разве не очевидно,
что они задумывают и подготовляют
самое ужаснейшее злодеяние и Что
если мы не остановим их теперь, зло-
деяние совершится не нынче, так зав-
	тра».
Особенно npestipan “Толстой буржу-
	азных либералов. Для него было яс-
	К 120-летию со дня рождения
r+)
	Толстой+художник жил и творил в  — Васьки Буслаева и кроткая вдум*
	чивость Нестора-летописца, ‘в нем
горит фанатизм Аввакума, он скеп-
тик, как Чаадаев, поэт — не менее,
чем Пушкин, и умен, как Герцен.
Толстой — это целый мир». Мировая
слава Толстого — слава русского на-
рода.

Вместе с тем произведения Толето-
го, проникнутые безграничной лю
бовью к родному народу, к России,
были чужды какой бы то ни
было национальной исключительно-
сти. Толстой глубоко сочувствовал
борьбе Польши за свое националь-
ное освобождение, сочувствовал вели-
кой цели Яна Гуса — борца за нацио-
нальную независимость чешского на-
рода. Он выступал с протестом про-
тив насилий феодальной Австро-Венг-
рии над южными славянами. Толстой
был великим гуманистом, поборником
дружбы между народами. ;

Ленин. писал, что Толстой «дал
художественные произведения, кото-
рые всегда будут ценимы и читаемы
массами, когда они создадут себе че-
ловеческие условия жизни, свергнув
иго помещиков и капиталистов». По-
сле Великой Октябрьской  социали-
стической революции произведения
Толстого стали широко доступными
трудящимся массам. Вместе с Пуш-
киным и Горьким Толстой является
одним из‘самых любимых писателей
советского народа. Произведения Тол-
стого изданы при советской власти
тиражом в двадцать шесть с полови-
ной миллионов экземпляров. «Не зная
Толстого, — говорил Горький, —
нельзя считать себя знающим свою
страну, нельзя считать себя культур-
ным человеком».
	Бессмертные художественные про“
изведения Толстого всегда будут яв-
ляться предметом великой и законной
гордости нашего народа и всего проч
грессивного человечества,

С. Петров, ’
кандидат филологических наук. _
	период, когда начался упадок буржу-
азного искусства и литературы, поя-
вились декадентские течения, вызы-
вавшие ‘резкую критику со стороны
великого писателя. Буржуазное ис-
кусство он называл «блудницей... под-
дельным искусством, развращением
человека» и писал о том, что «дека-
дентство есть несомненный упадок ци-
вилизации». И хотя его взгляды на
искусство были не свободны от рели-
гиозно-нравственных идей, все же Тол-
стой выступил как защитник Le 4O-
кратического искусства, уходящего
своими корнями в толщу вародную:
Произведения Толстого всегда по-
ражали современников ‘своим трез-
вым реализмом, той необыкновенной
полнотой жизни, в художественном
изображении которой великий русский
писатель не имел себе равных ни В
одной литературе мира. Это подчерк-
нул Ленин. Русские и европейские
писатели — современники Толстого
были потрясены его способностью да-
вать в своих произведениях глубокое
обобщение самой живой действитель-
ности, раскрывать, как писал Черны-
шевский «диалектику души челове-
ка». Толстой как художник соеди-
нял в своем творчестве величайшую
конкретность в изображении, казалось
бы, самых обычных и ничтожных со-
бытий жизни с огромной силой обоб-
щения, остротой мысли и поэтической
возвышенностью. Все это было недо-
ступно буржуазному искусству, по-
грязшему в тине натурализма и сим-
волизма. Творчество Толстого — ве-
личайшая ступень в развитии крити-
ческого реализма в мировой литера-
	TYPE. о
Толстой — русский национальный
гений. Имя Толстого товарищ
	Сталин назвал в ряду имен величай-
ших деятелей русской нации. «Тол-
стой глубоко национален, — говорит
А. М. Горький. — Он с изумитель-
ной полнотой воплошает в своей лу-
	ше все особенности сложной русской
психики: в нем есть буйное озорство,
	но, что заседающие в европейских
парламентах «господа Смиты и Джон-
сы» не могут быть признаны подлин-
ными представителями народа. Ио по-
воду Государственной думы, вся-
чески прославлявшейся буржуазной
печатью, Толстой заявил, что, она
производит впечатление «комичное,
возмутительное и отвратительное».
«Я надеюсь; — писал он тогда, —
что этот обман скоро откроется всем
и что мы, русскив; будем искать дру-
гих путей». «Каждое положение 8
критике Толстого есть пощечина бур-
жуазному  либерализму», — писал
Ленин.
	1 декабря 1904 года Толстой сде-
лал в своем дневнике такую запись:
«Нельзя ‘исправить существующий
‘строй с безумным богатством и из-
лишебтвом одних и бедностью и ли-
шениями масс... Нельзя всего этого
исправить конституциями, всеобщей
подачей голосов, пенсией рабочим,
отделением государства от церкви и
тому подобными паллиативами».
	Однако беспощадная критика ка“
питалистической эксплоатации соче-
талась у Толстого с проповедью не-
противления злу насилием, с полным
отказом от революционной борьбы, с
подменой идеи революционного свер-
жения эксплоататорских классов иде-
ей религиозно-нравственного воспита-.
ния человека. Толстой не понял ре-
волюции и отстранился от нее.
образах Каратаева и Нехлюдова он
провозглашает смирение, покорность,
нравственное  самоусовершенствюва-
ние как идеал жизни. Под влиянием
ложных фаталистических теорий он
сводил почти к нулю роль активной
общественной и политической’ дея
тельности человека, великую роль ра-
зума в жизни. Толстой уводил народ
от борьбы с самодержавием в 00-
ласть бесплодных, пассивных мечта-
ний о лучшей жизни. Эти реакцион-
ные стороны взглядов Толстого, ere
проповедь пассивности и обновлен-
ной религии принесли болышой вред.