СЕЗОНА
	‚Б ТЕАТРЕ ДРАМЫ
	БЕСЕДА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ
РУКОВОДИТЕЛЕМ ЛАУРЕАТОМ
СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ
НАРОДНЫМ АРТИСТОМ СССР
н охлопковым
	Завтра спектаклем . «Ромео и
Джульетта» мы начинаем ©вой новый
театральный сезон. В первом спек-
такле в заглавных ролях участвуют
лауреат Сталинской’ премии М. Баба-
нова и А. Лукьянов. Трагедия Шек-
спира идет в новой постановке лау-
реата Сталинской премии А. Попова.
	В конце прошлого сезона в театре
состоялась премьера пьесы А. Штей-
на «Закон чести». Этот спектакль бу-
дет показан 21 сентября. Участвуют
	Л. Свердлин, А. Ханов, Г. Кириллов,
Ф. Раневская К.  Половикова,
М. Штраух. °

К 31-й годовшине Великой Ox-
	тябрьской социалистической ‘револю-
ции готовится постановка пьесы по
повести Горького «Мать». Автор но-
вой инсценировки Н. Охлопков. По-
становка спектакля поручена Ф. Ка-
	зерину, художник — В. Рындин.
	В конце года театр покажет новую
пьесу прогрессивного американского
драматурга Лилиан Хелман. Москов-
ский зритель уже знаком с ее пьеса-
ми «Лисички» и «Семья Ферелли те-
ряет покой».
	Переходящей работой на 1949 год
явится постановка «Гамлета» Шек-
спира. В ноябре репетиции этого спек-
такля будут перенесены на сцену (по-
становка Н. Охлопкова, художник—
В. Рындин). В конце 1948 года нач-
нутся также репетиции новой пьесы
драматурга А. Штейна.
	«МОСКОВСКИЙ KOMCOMGJIEL»
	Редакция газеты «Московский ком-
сомолец» об’явила конкурс на лучшие
рассказ, стихотворение, песню, по-
священные 30-летию ленинского ком-
сомола.
	Рассказы, стихи, песни, прислан-
ные на конкурс (до 20 октября
1948 г.), должны быть написаны на
одну из следующих тем: ` история
ВЛКСМ, комсомол в боях за Родину,
трудовые подвиги комсомольцев, уче-
ба и досуг комсомольцев.
	Размер рассказа не должен превны-
шать 10—12 страниц на машинке,
размер стихотворения — 100 строк.
	Лучшие рассказы, стихи, песни,
	присланные на конкурс, будут пре-
мированы.
	Телеграммы из-за границы
			на участке Косовица. Снаряды упалн
на албанской территории в.100 мет-
рах от границы.

9 сентября в! часов греческие
королевские войска произвели 10 вы-
стрелов из минометов из деревни
Фальцата в направлении албанской
территории в районе пограничного
знака № 35 на участке Трестеник
(Вилишт). Снаряды упали на албан-
ской территории в 200—300 метрах
от границы.

В тот же день в 16 часов королев-
ские войска произвели 33 артиллерий-
ских выстрела по направлению ал-
банской территории в районе погра-
ничных знаков № 41 и 42 на участке
Косовица. Снаряды упали на албан-
ской территории в 50 метрах от гра-
ницы.

Час спустя было произвелено’ че-
тыре артиллерийских выстрела в рай-
		ТИРАНА, 14. (ТАСС). Албанское
телеграфное агентство передает сле-
дующее сообщение дирекции инфор-
мации Народной ‘республики Алба-
нии: Греческие королевские войска
совершили за период с 7 по 10 сен-
тября 20 провокаций на южном уча-
стке албанской границы. За этот пе-
риод они несколько раз открывали
артиллерийский огонь по населенным
пункгам, находящимся на албанской
территории.
	7 сентября в период с 15 до 18 ча-
сов греческие королевские войска 9
раз открывали артиллерийский огонь
по албанской территории в направле-
нии пограничных знаков № 45 и 46
на участке Земинец. В тот же день
с территории Греции было произведе-
но несколько артиллерийских выстре-
лов по албанской территории между
пограничными знаками № 40 и`41 на
участке Коесовипа. Снаряды упали
	на албанской территории в 300 мег-
pax от границы. Несколько артилле-
	рийских снарядов упало на албан-
ской территории на расстоянии 1000
метров от границы в зоне погранич-
ных знаков № 37 и 38 ва участке
Лонго (Аргирокастро). В тот же день
в 19 часов’ 30 минут королевские вой-
ска произвели три выстрела из мино-
	мета из деревни Аргирохор в на-
правлении албанской территории в
районе пограничлого знака № 33, на
участке Гора. Мины ‘упали на’ албан-
ской территории в 200 метрах от
границы.
	5 сентября в 13 часов королевские
войска произвели пять артиллерий-
ских выстрелов в районе погранично-
го знака № 41 на участке Косовица.
Снаряды упали на албанской терря-
тории в 400—500 метрах от границы.
В тот же день королевские войска
произвели 22 артиллерийских выстре-
ла в районе пограничного знака № 41
	Заявление американской
	НЬЮ-ИОРК, 14. (ТАСС). Орган
профсоюза портовых грузчиков Запад-
ного побережья, входящего в КИП
(Конгрессе производственных  гроф-
союзов), газета «Диспетчер» опубли-
ковала сообщение делегации этого
профсоюза о ее пребывании в Совет-
ском. Союзе. Делегация в составе. 4
человек — Напууноа, Стювеляр, Зу-
бер и Браун — сообщает, что ей был
оказан в СССР весьма радушный при-
ем.

Выражая возмущение по поводу
клеветы, распространяемой америкав-
ской печатью и радио против Совет-
ского `Союза, делегация заявляет:
«Мы посетили многие заводы, фабри-
ки, больницы, дома отдыха, дома
культуры и т. д. Всюду ведется ог-
ромное строительство, предприятия
имеют самое современное’ оборудова-
ние. Рабочие на предприятиях высо-
коквалифицированные. Между адми-
вистрацией и рабочими существуют
товарищеские отношения.

Вся экономика страны переключена
на мирное строительство с целью по-
вышения жизненного уровня населе-
ния. Никто в стране не желает вой-
ны. Часто нам было стыдно. за отвра-
	тительную ложь и клевету на Совет-
	ский Союз, которая ежедневно pac-
	престраняется по радио и в печати в.
	Соединенных Штатах. Советские лю-
ди полны веры’вто, что американ-
ский народ никогда не позволит свое-
му правящему классу вести войну
против советской страны. Мы заве-
рили советских рабочих, что по воз-
вращении сообщим правду о Совет-
	\® ЧИКАГСКИЙ корреспондент га-
зеты «Дейли уоркер» пишет, что вла-
дельцы американских мясных компа-
ний умышленно накапливают запасы
мяса с. тем, чтобы еще более вздуть
цены. Корреспондент сообщает, что
входящий в Конгресс производствен-
ных профсоюзов (КПИ) профсоюз
рабочих мясной промышленности об-
винил владельцев компаний в том,
что они накапливают запасы мяса
для того, чтобы повысить прибыли.

\ ПОСЛЕ трехнедельного пребы-
вания в Японии генерал Чжан Июнь
самолетом возвратился в Китай.

%х В БУДАПЕШТЕ — состоялась
конференция работников пищевой
промышленности Венгрии. Председа-
тель профсоюза пищевиков Форгач
	ное и неизменное сгремление в ва”
стоящей и большой правде’ жизни по-
могли коллективу найти путь к серд-
цу революционного. народа, впервые в
истории человечества стазшего хо-
зяином своей судьбы, активным со-
зидателем новой, более высокой и
истинно-человечной культуры.
	Великая Октябрьская ‹оциалисти-
ческая революция дала театру но-
вые идейные стимулы, раскрыла пе-
ред ним новый мир отношений, сво-
бодных от капиталистического  свин-
	ства, новый круг образов и тем. Мо-
	лодая советская драматургия обога-
тила творческую жизнь театра, рас-
ширила его художественные  гори-
зонты. С пьесами Вс. Иванова и
А. Афиногенова, К. Тренева и Л. Ле-
онова, А. Корнейчука и Н. Вирты на
сцену пришли образы рабочих и
крестьян, образы передовой совет-
ской интеллигенции, герои револю-
ции, энтузиасты  социалистического
строительства. «Бронепоезд 14-69».
Вс. Иванова обозначил перелом и но-
вый взлет TeaTpa, новую главу его
жизни.
	Если советские произведения пер-
вого периода, утверждая пафос ре-
Болюционной борьбы, показывали
главным образом непосредственную
схватку < силами старого мира, про-
изведения последующей эпохи стре-
мились вскрыть процессы становле-
ния нового общества. . Героем. этих
пьес все чаще становится человек
беспокойной творческой мыели, истин-
ный патриот’ своего социалистическо-
го отечества. Его мысли, воля, чув-
ства целиком направлены на цели со-
зидательные. Между сознанием и чув-
ствами этого человека уже нет кон-
фликта. Это — личность гармони-
ческая, ставящая себе большие обще-
ственные цели, действующая в кол-
лективе и ради коллектива. В ряде
своих постановок Художественный
театр сумел ‘вплотную подойти к
изображению этих героев нашего об-
щества.
	Совершенно новыми глазами взгля-
нули мастера Художественного Te-
атра и на своих старых друзей —
классиков мировой литературы, Ос-
	НА

Снаряды   упали

Aan

оне пограничных зчаков № 4 и 42. на
участсга Косорипа Снараты упали на
	участке Косовица. Снаряды упали на
албанской территории в 100 метрах
от границы.

10 сентября с 14 до 17 часов сол-
даты королевских войск открывали
несколько раз пулеметный оголь по
албанскому пограничному посту в
Ламбрица на участке Вилишт и про-
извели 40 выстрелов из миномета.
Мины упали на албазчекой территории
	в 600 метрах от ‘границы в районе
пограничного знака № 31  на участке
Капештице.

В тот же день в 10 часов 30 минут
греческие королевские ‘войска произ-
вели 42 артиллерийских выстрела по
албанской территории в районе по-
граничных знаков № 41 и 42 на уча-
стке Косовица. Снаряды упали на
албанской территории в 200 метрах
от границы.

В течение этих дней самолеты гре-
ческой королевской авиации несколь-
ко раз совершали полеты над албан-
ской территорией.
	профсоюзной делегации
	ском Союзе в надежде на то, что это
изменит позицию многих введенных
в заблуждение людей».

Далее делегация пишет: «Лидеры
АФТ (Американская федерация тру-
да) постоянно твердят, что в СССР
профсоюзы не являются свободными.
Мы заявляем, что если бы-в АФТ и
во многих профсоюзах КИП была
хотя бы одна десятая часть такой
демократии, какая существует в
СССР, тогда гринам, тобиным, хатче-
сонам, кэри и всем другим баронам
в американском рабочем движении
пришлось бы искать честную работу.
Ни один закон, касающийся рабочих,
не ‘принимается без одобрения проф-
союзов».

В заключение делегация указыва-
ет, что в СССР существует полная
свобода вероисповедания и нет ни-
какой монополии одной религии.
	Заявление национального
комитета Совета цеховых
старост союза
машиностроителей Англии
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, национальный
комитет Совета цеховых старост ма-
шиностроительной и смежных отрас-
лей промышленности принял резолю-
цию, в которой отвергается решение
правительственной арбитражной ко-
миссии об увеличении недельной ва-
работной платы машиностроителей
лишь на 5 шиллингов вместо 13
шиллингов, требуемых рабочими.
	сообщил, что в декабре произойдет
слияние профсоюзов работников пи-
щевой, кондитерской, мукомольной и
мясной промышленности в единый
национальный профсоюз работников
пищевой промышленности. ‘Форгач
заявил, что работники пищевой про-
мышленности Венгрии решили выйти
из состава Международной федера-
ции работников пищевой промышлен-
ности, которая стала на службу
«плану Маршалла» и не является за-
щитником интересов рабочего класса.

ж СДАН в оэксплоатацию ‘буда-
пештский южный железнодорожный
мост через Дунай. Строительство это-
го моста длиной около 500 метров
было закончено на 84 дня раньше
намеченного срока.
	  вободившись от налета нарочитого
 ‹об’ективизма», который часто был
  свойственен старым спектаклям, Te-
атр дал ряд постановок, выдающих-
‚ся по глубине идейного осмысления
произведений классической литерату-
Гры и по мастерству исполнения. Зри-
  тель впервые увидел со сцены под-
‘ линного и блестяще раскрытого
Л. Толстого — «Воскресение» и«Ая-
ну Каренину», раскрепощенного от
полицейской цензуры, по-новому и
глубоко прочитанного М. Горького
— «Враги» и «В людях». Новая ре-
дакция ‹ пьес Чехова, «Последняя
жертва» Островского покорили ‹ зри-
‚теля убеждающей новизной трактов-
ки и неповторимой глубиной и та-
лантливостью исполнения большинст-
ва ролей.

Московский Художественный театр,
его гениальные создатели, его выдаю-
щийся коллектив оказали и оказыва-
ют огромное и плодотворное влияние
на все мировое искусство. Все, что
осталось мало-мальски передового,
прогрессивного в растленной «культу-
ре» капитализма, не может игно-
рировать выдающегося опыта Художе-
ственного театра. «Школа МХАТ»,
«школа Станиславского» — понятия
нарицательные. Они выражают стрем-
ление к отображению большюй прав-
ды жизни и непревзойденный уровень
художественной культуры. Они обоз-
начают также высокие этические
принципы — общественные и профес-
сиональные. Вот почему, говоря ©
лучших достижениях советской теат-
ральной культуры, всегда имеется
`в виду и последняя четверть века ра-
боты Московского Художественного
театра. Его значение еще в самые
первые годы пеятельности лучше
других выразил А. М. Горький:
«Художественный театр — это так
же хорошо и значительно, как
Третьяковская галлерея, Василий

Блаженный и все самое лучшее в
Москве». Ныне. на исходе первого
полувека замечательной деятельности
театра, можно только восхищаться
прозорливостью Горького и повто-
рить его превосходное определение.
	Вл. Млечин.
	Конференция английской
	компартии
	в Лонлоне
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). По сообще-
нию газеты «Дейли уоркер», 12 сен-
тября состоялась конференция лон-
донской окружной организация ан-
глийской компартии. Выступивший с
политическим докладом секретарь
лондонского окружного комитета ком-
партии Джон Магон заявил, что по-
литика лейбористского правительст-
ва не привела к разрешению ни од-
ной проблемы в Англии. Каждый ра-
бочий и каждая домашняя хозяйка
знают, что после трехлетнего пребы-
вания лейбористов у власти условия
жизни ухудшаются, а не улучшаются.
События на конгрессе тред-юниозов
и речь министра финансов. Криппеа,
бесспорно, предвещают новое ‘на-
ступление на заработную плату рабо-
чих. ‘

Maron продолжал: «Мы ставим
своей целью привлечь на свою сторо-
	„Ну миллионы рабочих, которые пове-
	дут решительную борьбу с полити-
	KOH лейбористского правительства и  шиллингов.
	капиталистов». Как только мы нач-
нем борьбу против предпринимате-
лей и помещиков, сказал Магон, мы
убедимся, что боремся против лей-
бористских лидеров, потому что OHH
находятся на одном фронте с ка-
	питалистами и проводят их полити-
ку против рабочего’ класса.

Магон потребовал более энергичной
работы для того, чтобы рассеять
иллюзию относительно верности не-
‘которых рабочих лейбористскому пря-
вительству. Он заявил: «Криппс, Бе-
вин и Моррисон и все остальные
уже давно утратили все права, какие
они когда-либо имели, на верность
рабочего в английском рабочем дви-
жении. Они показали себя в Англии
и за ее пределами в тысячу раз
хуже Макдональда, Томаса и Сноу-
дена».

В настроении рабочих Англии про-
исходят очень быстрые перемены,
свидетельством чего являются заба-
<товка лондонских докеров, забастов-
ка рабочих автомобильного завода
Остин и демонстрация тысяч маши-
ностроителей на улицах Глазго в
поддержку выдвинутого ими требо-
вания повышения зарплаты на 13
	На конференции выступил с речью
генеральный секретарь английской
компартии Гарри Поллит.

Конференция приняла резолюцию,
призывающую рабочих Лондона до-
биться прекращения войны против
малайского народа. ;
	Газета «Глобо» о действиях администоации
	«Глобо» пишет, что это решение
значительно увеличивает и без того
огромный дефицит итальянского пла-
тежного баланса и, кроме того, про-
тиворечит об’явленным целям «плана
Маршалла», в частности обещанию
«ускорить восстановление торгового
флота европейских стран».
	По мнению газеты, «директивы ац-
министрации по осуществлению пла-
на Маршалла приобретают все более
явный протекционистский характер в
отношении американского торгового
флота, что совершенно не вяжется с
теми целями, которые  приписыва-
лись плану Маршалла».
		по ссуществлению «плана Маршалла»
	РИМ, 14. (ТАСС). Газета «Глобо»
сообщила, что администрация по осу-
ществлению «плана Маршалла» на-
несла еще один чувствительный удар
интересам итальянских судовладель-
цев и всей итальянской экономике в
целом. Эта администрация  постано-
вила, что за фрахт судов, перевозя-
щих поставки по «плану Маршалла»,
в долларах будут получать только
американские судовладельцы. Для су-
дов всех других стран фрахт будет
отлачиваться в валюте соответству-
ющих стран. В результате этого
итальянский платежный баланс
окончательно лишается одной из
важнейших статей валютных поступ-
лений.
		ХЕЛЬСИНКИ, 14. (TACC). Kax co-
общает газета «Тюэкансан саномат»,
губернатора Ваазской губернии
Альбека посетила делегация бывших
политических заключенных. Делега-
ция обратила внимание , губернатора
на продолжающуюся активизацию. ре-
акционных элементов иона их угро-
зы по адресу бывших политических
заключенных. Делегация обратила

Плакат работы художника Б. ЗЕЛИНСКОГО, выпущенный
	«Искусство» к 30-летию ленинско-сталинского комсомола.
	BAKOM
		Его снимает режиссер А. Ованесова
(постановщик фильма «Международ-
ный кинофестиваль молодежи»). С
15 октября на экраны выйдут специ-
альные номера киножурналов «Пио-
нерия» и «Советский спорт», посвя-
щенные комсомолу.

Советские ‘ писатели ознаменуют
славную годовщину выпуском ‘новых
произведений, рассказывающих ©
героическом труде советской моло-
дежи, бессмертных подвигах комсо-
мольцев в годы войны.

Издательство детской литературы
готовит юбилейный сборник стихов
«Орлиное племя», сборник «Пионер-
ский салют», повесть А. Мусатова
«Стожары» — о жизни колхозных
детей, приключенческую повесть из
жизни пионеров «Кортик» А. Рыба-
кова, поэму С. Шипачева «В ‚добрый
путь» и повесть Медведева «Это
было под Ровно» — о борьбе парти-
зан в тылу врага в годы Великой
Отечественной войны.

Сорок писателей и поэтов в дни,
предшествующие юбилею, прочтут до-
клады и.лекции на вечерах молоде-
жи. Темы их выступлений: «Роль co-
ветской литературы в воспитании
характера молодого человека нашего.
времени», «Образ комсомольца в со-
ветской художественной литературе»,
«Писатели — воспитанники  комсо-
мола», «Маяковский и комсомол».
	В Колонном зале Дома союзов и
Политехническом музее организуются
вечера «Писатели — комсомолу». На
этих вечерах выступят зиднейшие
советские писатели и поэты. Цент-
ральный дом литераторов готовит
встречу- писателей с молодежью на
тему «Слово читателей о новых кни-
гах».

Красочными стэндами и книжными
выставками, посвященными истории
комсомола, украшены библиотеки сто-
лицы. Государственная библиотека
СССР имени В. И. Ленина печатает
библиографический указатель «Ком-
сомол — вёрный помощник ВКП(б)».

В клубах и красных уголках начи-
наются комсомольские чтения, цикл
лекций, посвященных вопросам HCc-
тории комсомола, жизни и быту со-
ветской молодежи. Коллективы Ху-
дожественной самодеятельности го-
товят К юбилейным дням специаль-
ные программы.
	К _50-ЛЕТИЮ МХАТ
	_ Навстречу
		0 66 пребывании в боветеком 60036
	ДУ
	Писатели, ученые, артисты — молодежи
	Приближается ‚славная тридцати-
летняя годовщина ленинско-сталин-
ского комсомола.

В юбилейные дни в театрах сто-
лицы будет показано много ‘спек-
таклей о молодежи. Кроме уже из-
вестных пьес — «Молодая гвардия»
по роману А. Фадеева, «Юность от-
цов» Б. Горбатова, «Старые друзья»
Л. Малюгина, «Двадцать лет спус-
тя» М. Светлова — зрители увидят
новые спектакли: «Гастелло» И. Што-
ка, «Душа университета» И. Финка,
«Два капитана» В. Каверина. Ком-
позитор М. Чулаки создал балет
«Юность», композитор А. Спадавек-
киа — «Берег счастья».
	Композиторы готовят К юбилею
новые симфонии, кантаты, марши,
песни о комсомоле.
	Готовится программа в Московском
цирке. На арене посетители увидят
молодых артистов национальных рес-
	публик. .

Тринадцать красочных плакатов
выпустит к юбилею издательство
«Искусство». -

Всесоюзное общество по распро-
странению политических и научных
	знаний вместе с ЦК ВЛКСМ устра-
ивает для молодежи цикл. лекций о
ленинбко-сталинском комсомоле.

В Москве откроется всесоюзная
художественная выставка. На ней бу-
дут показаны произведения молодых
художников, скульпторов, графиков.
Большой интерес представит всесо-
юзная художественная выставка дет-
ского творчества.

Министерство кинематографии
СССР проводит < 1 октября
1 ноября кинофестиваль, побвящен-
ный юбилею. Будут — демонстри-
роваться фильмы: «Молодая гвар-
дия», «Ленин в Октябре», «Ленин в
1918 году», «Клятва», «Зоя», «Рядо-
вой Александр Матросов», «Как за-
калялась ‘сталь» и другие, — всего
семнадцать кинофильмов.  Одновре-
менно в кинотеатрах столицы начнет-
ся кинофестиваль для детей. Кроме
нового фильма «Молодая гвардия»,
школьникам будут показаны Картины
«Красный галстук», «Тимур и его
команда», «Детство Горького» и др.

Центральная студия документаль-
ных фильмов приступила к работе
над короткометражным документаль-
вым фильмом «XXX лет ВЛКСМ».
		внимание и на то, что правая и пра-
вительственная печать занимается
опубликованием ‘статей, вдохновляю-
щих реакционные элементы, и потре-
бовала прекращения подобной пропа-
	ганды. Делегация запросила, какие
меры принимаются правительством
для обеспечения безопасности быв-
тих политических заключенных.
	СТУ-
	Вчера в Московском тородском театральном училище состоялся вечер, посвященный встрече бывших
	дентов училища с преподавателями. НА СНИМКЕ: художественный. руководитель училища, заслуженный артист
	республики лауреат Сталинской премии в. отовыев (первый справа) сеседует с оывшими студентами.
Слева направо: в первом ряду — артистка Московского драматического театра 3. КУЗНЕЦОВА, преподава-
тельнина Т. МАРИНИЧ, артистка Центрального детского театра Г. НОВОЖИЛОВА, артист театра им, Ленин-
	ского комсомола А. ШЕШКО, артистка театра Балтфлота Е. ДОРОНИНА; во втором ряду: преподаватель учи-
	комсомола В. ЕСИН,
драматического театра
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.
	образах живых, конкретных. Молодой
коллектив, воспитанный своими тре-
бовательными руководителями в духе
передовых традиций, сумел донести
до зрителя эту ‘мечту «о новой пре-
красной жизни, для создания которой
надо много, много работать, трудить-
ся и страдать».

Осуществление этой мечты мере-
щилось Чехову в дымке отдаленно-
го будущего. Ощутимее, явственнее
выразил ее первый художник рабо-
чего класса, основоположник совет-
ской литературы М. Горький. Его
пьесы, насыщенные волей к актив-
ной борьбе, вскрыли революционные
идеи эпохи, чаяния и надежды тру-
дового человека. Драматургия Горь-
кого приобщила театр к новому ми-
ру.

Великий писатель сразу почувство-
вал, понял выдающиеся достоинства

нового театра.
	На протяжении своей полувековой
истории Художественный театр не
избежал, к сожалению, -и серьезных
ошибок. В тяжелые годы обществен-
ного упадка, наступившего после
разгрома революции 1905 года, театр
отдал известную дань увлечения
произведениями русских и зарубеж-
ных декадентов. Решительный про-
тест передовой русской общественно-
сти вызвала постановка «Бесов» До-
стоевского. Именно великий Горь-
кий, словами восхищения  встретив-
ший зарю театра, выступил в печати
против устремлений театра, `грозив-
ших разрывом с передовой общест-
венностью страны, загнанной в глу-
бокое подполье. Дружеская, но <у-

овая и последовательная ` критика

Горького во многом способство-
вала преодолению ошибочных и вред-
ных тенденций в работе театра.
	Мы не умалим значения Художе-
ственного театра, не преуменьшим
действительно выдающейся роли его
создателей, если упомянем, что и в
первые годы Великой Октябрьской
социалистической революции театр
не сразу нашел себя в новых усло-
виях. Но здоровое идейное начало,
лежавшее в основе театра, подлин-
	артист театра им. Ленинского
	областного
	КЮ. ЖБАКОВ, артист Московского
	правлены усилия великих новаторов
сцены.

. Перечитайте переписку Немирови-
ча-Данченко с А. П. Чеховым, и вы
увидите, ‘какую энергию, какую
страсть проявили деятели молодого
театра, чтобы привлечь к сотрудниче-
ству Чехова, тогда далеко еще не
общепризнанного драматурга.
	Как ни значителен был успех пер-
вого спектакля — «Царя Федора», —
поразившего Москву искренностью
переживаний героев, болыной истори-
ческой достоверностью’ постановки,
изобретательностью и тактичностью
режиссуры, свежим тоном всего
спектакля и яркой талантливостью
молодых артистов, — «Царь Федор»,
а тем менее «Потонувший колокол»
или «Самоуправцы» не могли сами
по себе открыть новую эру’в исто-
рии русской и мировой театральной
культуры. Создатели театра знали,
что первый успех — это вексель, по
которому надо платить с процента-
ми. Они понимали, что новый театр
может существовать и развиваться,
только опираясь на передовую, идей-
ную драматургию эпохи, выражаю-
щую жизнь народа, его чаяния, на-
дежды и мечты.
	История постановки «Чайки» А. Че-
хова — одна из самых трогательных
и волнующих страниц в истории те-
атра. Очень трудно передать напря-
жение, которое царило на сцене в
день первого представления «Чайки».
Речь шла о судьбе театра, речь шла
в болышой мере о дальнейшей дея-
тельности Чехова-драматурга. 3a-
хочет ли великий художник, сможет
ли писать пьесы, если ему вновь
придется пережить горечь ‘неуспеха,
уже испытанного в связи с постанов-
кой «Чайки» в Александринском те-
атре в Петербурге?

Победа театра была полной, триум-
фальной. Чеховские спектакли —
«Чайка», «Дядя Ваня», <‹Три сестры»,
«Вишневый сад» — открыли зрителю
новый мир чувств, отношений, выра-
женных проникновенно и правдиво.
Страстная мечта о лучшей, чистой,
благородной жизни, мечта большая,
широкая, идеальная раскрывалась в
	лишща, заслуженный артист республики С. КАЛИНИН,
	артист театра им. Ермоловой

ww

помественный театр-— гордость
		Спад общественного движения
усиление политической реакции
	восьмидесятых годах оказали пагуб-
ное влияние и на развитие театра,
который все меньше стал отвечать
требованиям передового демократи-
ческого зрителя. «Театр находился
во власти царских чиновников или
кабатчиков», — констатировал К. С.
Станиславский. А.П. Ленский на
первом с’езде сценических деятелей
России нарисовал самую плачевную
картину состояния русского сце-
нического искусства. И лишь в кон-
це века обозначилось начало спаси-
тельного кризиса. Он был связан с
	движением. На арену борьбы, как но-
вая и все более растущая сила, вы-
	холил могущественный Класс фабрич-
	ных рабочих.
	Художественный театр — это
лучшие страницы той книги, какая
будет когда-либо написана © с0-
временном русском театре.

А. Чехов.
	ЗА НЕСКОЛЬКО лет до. своей
смерти Вл. И. Немирович-Дан-
ченко высказал важную мысль, кото-
рая может служить ключом к рас-
Крытию подлинной сущности Москов-
ского. Художественного театра. «Мы
куем свое искусство, свое националь-
ное искусство, — писал он. — «Fle
надо забывать, что именно наше рус-
ское искусство обладает всеми каче-
ствами высокого и глубокого реализ-
ма, чертами. которые неё могут охва-
тить HH французская декламацион“
ность, ни немецкая напыщенность...».
	_ Исторически сложилось так, Что
Москва, а не Петербург, столица
Российской империи в. ХУЙ и XIX
	веках, стала средоточием передовой
театральной жизни России.
	Особенностью русского культурно:
го развития является его прогрессив-
ный, демократический характер.
основных и лучших своих проявлени-
ях русская литература, наука, Ис-
кусство неизменно носили характер,
враждебный крепостническому строю,
политическому деспотизму русской
монархии.

Демократические тенденции  Рус-
ской общественной мысли подчас
легче пробивались наружу в Москве,
особенно в театре, не подверженном
растлевавшей опеке императорского
двора, назойливому вмешательству
сановной бюрократии в такой степе-
ни, как в Петербурге. Это обстоя-
тельство в известной мере развязы-
вало те общественные силы, которые
обусловили пасцвет Малого театра
уже в тридцатых годах прошлого
века.
	кинских традиций», — говорит К. С.
Станиславский. В основе этих тра-
диций — высокая идейность, взгляд
на искусство, как на дело служения
народу, стремление к выражению
большой правды жизни. «Основа на-
шего искусства —` живая правда, жи-
вой человек», — говорит и Вл. И.
Немирович- Данченко.
Распространенной, но глубочайшей
ошибкой является утверждение, буд-
то новаторство «художественников»
сводится главным образом к чисто
формальным исканиям, особенно в
области режиссуры. Нет, конечно!
Сколько затейливых, не лишенных
подчас изобретательности, театраль-
ных начинаний, иногда весьма ярких
в формальном отношении, было ва
истекшее полстолетие! И все они ка-
нули в Лету, не оставив сколько-ни-
будь ощутимых следов в истории на-
шей культуры. Нет, проблемы фор-
мального мастерства не были доми-
нирующими ни при организации те-
атра, ни в его полувековой истории.
О чем беседовал молодой Стани-
славский с Немировичем-Данченко
во время того исторического свида-
ния в «Славянском базаре», которое
		i <> - М - Г]
	В недрах. растущей трудовой иН-
лигенции зрела неудовлетворен-
	теллигенции ИЕ ЕЕ ое
ность положением театра. Это чувет-
	ow

во выразилось уже в мечте ‘A. Hi.
Островского о создании «народного
	театра». Ему не суждено было осу-
	пествить свои чаяния. Два выдаю-
	шихся деятеля следующего поколе- а _
ния — К. С. Станиславский и Вл. И. reatpa? основу Художественного
Немирович-Данченко взяли в свои ру-
«Ми: ь фер
ки знамя борьбы за театр подлинно ровая- конференция. вародев, —
i Ц свидетельствует Станиславский, —
демократический, передовой, худо-   не обе ,
жественный е обсуждает своих важных государ-
. ственных вопросов с такой точ-
	ностью, с какой мы обсуждали тогда
основы будушего дела, вопросы чи-
стого искусства, наши художествен-
ные идеалы, сценическую этику, тех-
нику, организационные планы, проек-
ты будущего репертуара, наши взаи-
моотношения».

Демократизировать театр, сделать
его доступным и, главное, привлека-
тельным, интересным для новых сло-
ев зрителя, — вот к чему были на-
	Сам Станиславский подчеркивает
органическую близость нового театра
	мечте Островского о народном теат-
	ре. Но «родственные связи» молодо”

БЕ ee
	vgs =

го Художественного общедоступного

театра, как первоначально называлось
rr

детище  Станиславского и Немирови-
ча-Данченко, с лучшими устремле-
ниями, родивщимися в недрах Мало-
го театра, этим не исчерпываются.
«Наш театр родился от зерна щеп-