„ДА ЗДРАВСТВУЕТ
КОМСОМОЛЬСКоЕ
ПЛЕМЯ!“
	ПЛАКАТЫ
К ЮБИЛЕЮ ВЛКСМ
	Па рисунке — старый кадровый ра-
бочий. Он указывает на портрет мо-
лодого стахановца, трудь которого
украшена Золотой Звездой Героя Со-
циалистического Труда. Как бы об-
ращаясь к зрителям, старый произ-
водственник с гордостью говорит:
«Мой ученик!». Такой плакат работы
художника В. Говоркова вышел в из-
дательстве «Искусство» к 30-летию
ВЛКСМ. Он иллюстрирует приведен-
ные на плакате слова И. В. Сталина:
«Молодежь — наша будущность, на-
ша надежда, товарищи».
	Государственное издательство «Ис-
кусство» выпускает к юбилею ВЛКСМ
десять художественных плакатов.
Уже вышли плакаты лауреата Ста-
линской премии Л. Голованова «Пар-
тия ведет к коммунизму», И. Ганфа
«Да здравствует трижды орденонос-
ный ленинско-сталинский комсомол»,
Б. Зеленского — «Верно служим Ро-
 дине!», И. Семенова — «Слава тру-
ду!» со стихотворным текстом поэта
С. Маршака и плакат художника
Н. Чернышева с текстом «Гимна де-
мократической молодежи мира».
	На плакате художника Б. Мухина
«Комсомольцы — герои Великой Оте-
чественной войны» воспроизведены в
художественном оформлении портре-
ты Героев Советского Союза Олега
Кошевого, Александра Матросова,
Зои Космодемьянской и других слав-
ных воспитанников  ленинско-сталин-
ского комсомола, отдавших жизнь в
боях за Родину.

На-днях выходят из печати плакат
художника Н. Карповского «Да здрав-
ствует комсомольское племя!» и пла-
кат П. Голубя, посвященный москов-
скому орденоносному комсомолу.
	Книжная
		Телеграммы из-за границы

Трудовое соревнование в Румынии в честь 31-й 1 K anahacra
	годовщины Великой Октябрьской социалистической
еволюции
	БУХАРЕСТ, 9. (ТАСС). В редак-
ции газет «Скынтейя» и «Ромыниа
либера» продолжают поступать 43
различных городов страны сообще-
ния о новых производственных побе-
дах, достигнутых трудящимися РУу-
мынской народной республики в хо-
де широко развернувшегося трудово-
го соревнования в: честь приближа-
ющейся 31-й годовщины Великой
Октябрьской социалистической рево-
	люции. Крупных ‘ производственных
успехов достигли’ шахтеры свинцо-
вых и цинковых рудников Xepra
	(Баямаре), где отдельные бригады
выполнили свой план на 1000—1400
процентов.‘ Значительными трудовы-
	Военные действия
в Греции
	БЕЛГРАД, 9. (ТАСС). Радиостан-
ция «Свободная Греция» передала
сообщение об операциях частей Де-
мократической армии в Фессалии,
Восточной Македонии, Западной Ма-
кедонии и Фракии. В Фессалии ка-
валерийские части Демократической
армии прорвались на равнину между
Ларисой и Триккала и вышли к се-
лам Терпситеа, Томан и др. Bo
время боев королевские войска по-
несли большие потери. В Западной
Македонии продолжаются бои в сек-
торе Каймакчалан. Только в тече-
ние последних 7 дней на этом сек-
торе противник потерял 102 челове-
ка убитыми и 160 ранеными. Унич-
тожены 19 грузовиков и 4 танка
противника.

В Восточной Македонии и Фракии
части Демократической армии совер-
шили нападение на опорные пункты
королевских войск в секторе север-
нее Пападеса, около Драмы. В этих
операциях королевские войска поте-
ряли 300 человек убитыми и ране-
ными. Кроме этого, предпринят ряд
атак на позиции противника около
Микро Верия и Родоливоса, в сек-
торе Драмы. Противник потерял 100
человек убитыми и ранеными. Унич-
тожены один бронепоезд и 2 танка.
В ряды Демократической армии всту-
пило 47 добровольцев.
	Экспорт машин
из Полыии
	ВАРШАВА, 9. (ТАСС). Благодаря
быстрому восстановлению и разви-
тию польской промышленности Поль-
ша становится экспортером многих
типов Машин: фрезерных станков,
	компрессоров, машин Для текстиль-
ной, бумажной и Фахарной промыш-
ленности и т. п. Машины экспорти-
руются в страны народной демокра-
тии, а также в Голландию, Данию,
Швецию, Бразилию, Аргентину и ряд
других стран.
	Библиотека им. А. С. Пушкина
Бауманского района деятельно го-
товится к 30-й годовщине ленинско-
сталинского комсомола. На пред-
приятиях, в общежитиях и домо-
управлениях библиотечные работ-
ники проводят обзоры книжных вы-
ставок, посвященных юбилею. В
ближайшие дни намечаются кол-
лективные экскурсии читателей в
музеи Маяковского и Островского.
НА СНИМКЕ: библиотекарь комсо-
молка К. АРТЮХИНА подбирает
литературу для выставки, посвя-
шенной 39-летию ВЛЕСМ.
	ми подвигами встречают годовщину
рабочие медных и золотых рудников
в Бая-Маре и Бая-Сприе. Пример
горняков Бая-Маре подхвачен шахте-
рами угольных районов Мунци Апу-
сень и района Валя Жиулуи. всту-
пившими в предпраздничное copes-
нование. Шахтеры обязуются пере-
выполнить производственную  прог-
рамму на 10 процентов, снизить на
10 процентов себестоимость  аро-
	дувкции.

В соревнование вступили также
крупные текстильные предприятия
«ИТА» и «Флорида», а также круп-
ные железнодорожные мастерские в
	городе [1ашкани.
	№ забастовочному движению
во Франции
	являет готовности удовлетворить
требования горняков. Наоборот, оно,
повидимому, больше склонно к про-
ведению репрессивных мер. Все ча-
ще поступают сообщения о провока-
ционных  вылазках «республикан-
ских отрядов безопасности», оккупи-
ровавших шахты угольного бассейна
	Мозеля. Так, например, по сообще-
нию газеты  «Юманите», в городе
Опиталь 150 солдат «республикан-
	ских отрядов дезопасности» заняли
зал, в котором должно было со-
стояться собрание шахтеров. Они
покинули зал лишь после энергич-
ных протестов со стороны шахтеров.
В другом городе был арестован без
всякого повода один из бастующих.
Он был освобожден лишь после то-
го, Kak забастовочный комитет зая-
вил о том, что в знак протеста про-
тив незаконного ареста рабочего
группы охраны безопасности в шах-
тах прекратят выполнять свои функ-
HHH,

В министерстве внутренних дел под
председательством Андре Мари. со-
стоялось совещание, на котором при-
сутствовали Робер Лакост, генерал
Ревер (начальник генерального шта-
ба французской армии. — Ред.), пре-
ректы департаментов Нор и Па-де-

але, супрефект Северного района и
генеральный директор «Сюрте наси-
ональ» Пьер Бурсико, а также ряд
других высших чиновников. На co-
вещании обсуждался вопрос о поло-
жении в угольных бассейнах Нор и
Па-де-Кале.

После этого совещания  состоя-
лось заседание правительства, по
окончании которого было опублико-
вано следующее официальное KOM-
мюнике: «Совет министров ознако-
мился с положением, создавшимся в
связи с забастовками в северных и
восточных департаментах Франции, и
решил принять необходимые меры
для обеспечения охраны сооружений
ий сохранности оборудования».

Отказываясь удовлетворить  тре-
бования бастующих горняков, пра-
вительство предусматривает меры по
сокращению потребления угля. В
частности уменьшается число паро-
возов, ‘работающих на угле, намече-
но снизить напряжение в электриче-
ской сети и давление в газовой се-
ти, а также временно прекратить
подачу электроэнергии потребителям.

Для того, чтобы пустить в ход
коксовые предприятия и обеспечить
охрану шахтного оборудования и
шахтных сооружений, а также обес-
лечить наблюдение за состоянием
шахт, правительство, как об этом со-
общает  правительственная печать,
намерено обратиться к помощи «доб-
ровольцев».

Охрана оборудования шахтных со-
оружений и наблюдение за состоя-
нием шахт проводятся в настоящее
время специальными группами из
бастующих рабочих, профсоюзные
организации которых заявили о том,
что если и в дальнейшем будут по-
вторяться провокации со стороны по-
лиции, то эти группы прекратят вы-
полнение своих функций.

Решение правительства взять на
себя «заботу» о состоянии шахт и
шахтного оборудования в этих ус-
ловиях само по себе говорит о том,
что оно намерено принять те меры,
против которых его предупреждали
профсоюзные организации.

«Вступайте в переговоры С горня-
ками! He провоцируйте  столкнове-

ний!» — призывает газета «Фран-
тирер». «Вмешательство вооружен-
ных сил, — продолжает газета, —

приведет к инцидентам, которые
лишь усложнят положение»

Однако реакционные газеты, как,
например, «Паризьен-либере»,  утг-
верждают, что «правительство пое-
дусматривает принудительную моби-
лизацию некоторых категорий спе-
циалистов и занятие коксовых пред-
приятий полицейскими силами».

«Правительство, — пишет газета
«Эпок», — противопоставляет «план
охраны» плану блокады ВКТ».

Реакционная газета «Орор-Франс
либр» считает намечаемые  прави-
тельством мероприятия весьма «скром-
ными» и полагает, что лишь генерал
де Голль может справиться с поло-
жением.

Бастующие горняки повсюду уси-
ливают забастовочные пикеты и при-
нимают меры для недопущения BO
можных провокаций.
	ли мира труда в программе восста-
новления».

Среди профсоюзных деятелей, при-
глашенных на обед, находятся: Га-
стон Тессье — председатель ФКХТ,
Робер Вотеро — генеральный секре-
тарь бюро «Форс увриер» и Леон
Жуо — председатель «Форс уври-
ер», а также их итальянский сообщ-
ник Джулио Пасторе — член нацио-
вального совета «Христианской ассо-
циации итальянских трудящихся» и
2 представителя Бизонии.

Газета «Юманите» по этому пово-
ду замечает: «Гарриман «компетен-
тен» в рабочих вопросах. Чедавно
он играл роль штрейкбрехера во вре-
мя забастовки докеров и моряков в
Нью-Йорке. Ему принадлежат суда
компании «Америкэн стимшип ком-
пани», а также и суда некоторых
других заатлантических компаний».
	Omoscindoy
	х КАК ПЕРЕДАЕТ агентство
Рейтер с Мальты, американский тя-
желый крейсер «Олбани» прибыл в
главную гавань Мальты, где в на-
стоящее время уже находятся авна-
носец «Рузвельт», крейсеры «Про-
виденс» и «Литтл рок», а также
другие крупные корабли американ-
ского’ средиземноморского флота.

ж КАК СООБЩАЕТ — корреспон-
дент агентства Ассошиэйтед Пресс
из Боготы, полиция арестовала чле-
на ЦК Конфедерации трудящихся
Латинской Америки Роберто Морено,
прибывшего в Колумбию в связи ©
проведением континентального  Кон-
гресса борьбы за мир и демократию,
который состоится в Мексико в ян-
варе будущего года. Морено заявил,
что во время ареста полиция осмот-
рела его бумаги и из‘яла у него блок-
нот.

\ ГАЗЕТЫ СООБЩАЮТ о ре-
организации министерства торговли
Румынии. Создаются министерство
торговли и снабжения и министерст-
во внешней торговли. Министром
внешней торговли назначен Алексан-
дру Барладяну, министром торговли
	и снабжения — Букур Шкиоцпу.
	ПАРИЖ, 8. (ТАСС). Пятый день
продолжается забастовка горняков.
В течение этих дней во Франции не
было добыто ни одного грамма уг-
ля, ци одного грамма руды, ни один
шахтер не спустился в шахты, на
один из бастующих не проявил на-
мерения возобновить работу. Наобо-
рот, повсюду низовые организации
Французской конфедерации христи-
анских трудящихся (ФКХТ) и «Форс
увриер», вопреки директивам цент-
рального руководства этих профсо-
юзных организаций, призывают’ сво-
их членов крепить единство с ВКТ
(Всеобщая конфедерация труда) и
продолжать забастовку.

Множатся факты возвращения
членов профсоюзов, примыкающих к
«Форс увриер», в профсоюзы, входя-
шие в ВКТ.

Весьма характерно, что в дни за-
бастовки участились случаи вступ-
ления в ВКТ целых организаций
«Форс увриер». Так, например, в
гор. Дрокур (департамент Па-де-
Кале) в ВКТ вернулись все члены
профсоюзов шахт №№ 4 и 5 во гла-
ве < их руководителями. В гор.
Сент-Элуа профсоюзная организация
шахтеров и трудящихся смежных
предприятий, примыкающая к «Форс
увриер», призвала своих членов не
прекращать забастовки до тех пор,
пока не будут удовлетворены требо-
вания шахтеров. Между профсоюза-
ми, входящими в ФКХТ, и профзою-
зами, входящими в ВКТ шахтерского
города Рикамари (департамент Луа-
ра), заключено соглашение о продол-
жении забастовки до полного удов-
летворения всех требований шахте-
ров и т. д.

Однако руководство конфедераций
ФКХТ и «Форс увриер» все еше
продолжает предпринимать расколь-
нические действия.

В опубликованном коммюнике Бю-
ро федерации профсоюзов горняко?,
входящих в ВКТ, говорится, что тру-
дящиеся шахт ответили на клевет-
ническую и полную угроз речь ми-
нистра торговли и промышленности
Робера Лакоста укреплением един-
ства действий.

Бюро федерации профсоюзов гор-
вяков разоблачает  предательскую
‘политику руководства конфедераций
«Форс увриер» и ФКХТ, которое
снова пытается нанести ущерб делу
всех шахтеров.

Далее в коммюнике говорится о
том, что действия правительства,
направленные якобы на защиту сво-
	боды труда, ничем не оправданы,
так как подавляющее большинство
горняков высказалось  демократиче-
	ским путем за проведение всеобщей
забастовки, и что всякое вмешатель-
ство со стороны правительства яв-
ляется посягательством на KOHCTH-
тупионные права народа.

В заключение Бюро федерации
профсоюза горняков призывает своих
членов продолжать борьбу и кре-
пить единство и выражает уверен-
ность в возможности достижения
полной победы.

Французская печать сообщает о
многочисленных фактах проявления
солиларности трудящихся Франции с
бастующими  горняками. Повсюду
проводится сбор средств в фонд по-
мощн бастующим. Производится сбор
одежды и продовольствия для гор-
няков. Об’единение профсоюзов Па-
рижского района, примыкающих К
ВКТ, взяло на себя обязательство
разместить тысячу цетей бастующих
шахтеров в семьях трудящихся Па-
рижского района и т. д.

Забастовочное движение распрост-
раняется и на другие отрасли фран-
цузской промышленности. Бастуют
текстилыцщики Бруа, бастуют шофе-
ры такси в Париже. Началась 24-
часовая предупредительная забастов-
ка моряков торгового флота, прекра-
щена работа на многих железнодо-
рожных узлах. Расширяется начав-
шаяся два дня тому назад забастов-
ка железнодорожников восточных
департаментов Франции.

Парижская печать отмечает рост
недовольства среди железнодорожни-
ков всей Франции. Некоторые газе-
ты предсказывают возможность все-
общей забастовки железнодорожни-
КОВ.

Несмотря на утверждения . прави-
тельства и правительственной печа-
ти, что запасов угля хватит лишь
на один месяц, правительство не про-
	ПАРИЖ, 8. (ТАСС). Предетавя-
тель США в так называемом совете
европейского экономического <отруд-
ничества Гарриман устроил обед, на
который пригласил профсоюзных дея-
телей стран, пользующихся  амери-
канской «помошью».
	Газета «Фран-тирер» пишет: «Сре-
ди приглашенных от этих маршалли-
зированных профсоюзов находятся
представители Великобритании, Авст-
ралии, Даним, Италии, Ирландии,
Норвегии, Швеции, Бизонии, Фран-
ции, Бельгии, Греции, Люксембур-
га, Португалии и Швейцарии.
	Твоздем программы этого удиви-
тельного сборища, лозунгом которо-
го является «священное единение
вокруг плана Маршалла», будет вы-
ступление государственного секрета-
ря США Маршалла на тему о «po-
	Протесты против
американского
проникновения.
	в экономику Англии
	ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Представи-
тели лондонского отделения об‘еди-
ненного союза строительных рабочих,
насчитывающего более 50.000 членов,
приняли резолюцию, выражающую
сожаление по поводу создания анг-
ло-американского консультативного
совета по вопросам увеличения прс-
дукции английской промышленности.

Районный совет национальной фе-
дерации строительных рабочих ва
митинге в Лондоне одобрил резолю-
цию, «выражающую негодование по
поводу этого вмешательства, кото-
рое рассматривается как попытка
американских деловых кругов уста-
новигь косвенный контроль над анг-
лийской промышленностью».

Резолюция требует от исполни-
тельного комитета федерации дать
отпор «этим попыткам американско-
го проникновения» и усилить участие
рабочих в руководстве национализи-
	рованными отраслями промышленно-
		Обед у Гарримана
	А предстоящему суду
над лидерами
американской компартии
	НБЮ-ИОРК, 7. (ТАСС). Федераль-
ный суд. Нью-Йорка продолжал рас-
смотрение заявлений 12 лидеров ком-
партии США об аннулировании вы-
двинутых против них обвинений. Од-
нако никакого решения не было при-
HATO.

Защитники предетавили многочис-
ленные доказательства того, что так
называемый «закон Смита», на ко-
тором основаны обвинения, нарушает
конституционные гарантии свободы
слова, собраний и печати. Защитник
Фридман подчеркнул, что пред’явле-
ние коммунистам обвинения в защи-
те «опасной доктрины» ясно показы-
вает, что у правительства нет доста-
точных улик и что эти обвинения
выдвинуты в качестве предлога для
репрессий. Фридман отметил; что вы-
двинутые против коммунистов обви-
нения являются частью плана, рас-
считанного на уничтожение политя-
ческой партии и на то, чтобы отнять
ее у американского народа.
	защитник Маккэйб подверг резкой
критике. обвинение за то, что оно
стремится добиться от суда разреше-
ния заменить существующие индиви-
дуальные обвинения против 12 of su-
няемых коллективным обвинением.
Подчеркивая, что американское за-
коноведение было по традиции осно-
вано на принципе «персонального су-
да», Маккэйб заметил представите-
лям обвинения, что они выдвинули
это требование в отчаянной попытке
путем технических уверток укрепить
свою слабую позицию.
	В итальянском
	парламенте
	К 50-летию МХАТ
		ря артист республики Алексей Николаевич Грибов при-

надлежит ко второму поколению актеров Художественного теат-
ра, поколению, воспитанному революцией. Поколение это пришло в ис-
кусство с фабрик и заводов, из Красной Армии. Оно принесло с со-
бой новые запросы, горячий интерес к жизни, стремление дать обще-
ственную оценку каждому событию, факту.
	Грибов — актер-гражданин, активный строитель жизни. Глубина
социального обобщения, тонкость и острота политического анализа
отличают образы, созданные артистом.
	В 1938 году Художественный театр поставил пьесу А. М. Горь-
кого «Достигаев и другие». Постановщик спектакля Л. Леонидов
писал: «Всей целью и смыслом нашей работы было вскрытие «до-
стигаевщины», как явления». Блестящий исполнитель роли Василия
Достигаева, Грибов ‘именно вскрывал «достигаевщину», давал ей глу-
бокое социальное обобщение. «Иезуит, ходит, нюхает, примеряется,
кого кому выгоднее продать», — говорят в пьесе о Достигаеве. Та-
ким и играл его Грибов — коварным, подлым врагом, целью жизни
которого было подставить большевикам ножку «на крутом пути, на
неверной дороге». Созданный актером сценический образ будил у
зрителей бдительность, зоркость, звал к активной борьбе.
	Суровыми красками рисовал Грибов и лакея Яшу из Чеховского
«Вишневого сада» — наглого холуя, во сне и наяву мечтавшего ©
загранице, о Париже. Безжалостен был актер и к куппу-самодуру
Хлынову из «Горячего сердца» Островского и к духовному наслед-
нику ликвидированного кулачества, обманщику народа Тихому из
пьесы Н. Вирты «Хлеб наш насущный»,
	Но эти образы все же не самое замечательное в творчестве Гри-
бова. Вершина его мастерства — образы положительных героев, лю-
дей из народа: рабочего-старика Левшина из горьковских «Врагов»,
крестьянина Фрола Баева из спектакля «Земля» Н. Вирты, воен-
фельдшера Глобы из пьесы К. Симонова «Русские люди», веселого
красноармейца Соловцова из пьесы А. Крона «Офицер флота». Од-
ной из лучших страниц в истории советского театра был созданный
им образ В. И. Ленина (спектакль «Кремлевские куранты» Н. Пого-
дина).

Отвечая в письме молодому актеру Магнитогорского театра, как
играть роль Фрола Баева, Грибов так определял ее основную тему:
«Фрол ищет правду».

Середняк Фрол Баев, в годы гражданской войны пошедший было
за эсером-бандитом Антоновым, в исполнении Грибова недоверчив,
сосредоточен, немножко угрюм. Он мучительным, сложным путем
приходил к постижению великой правды большевиков. Это был об-
раз мужественного правдолюбца, своеобразного (Сусанина наших
дней, пожертвовавшего жизнью во имя народа, во имя большевист-
	ской идеи.

«Я никогда в свои образы не влюблялся, — писал после премьеры
«Земли» Грибов в 1937 году. — Я старался сохранить спокойное
	об’ективное отношение к своим персонажам. Но Фрола я люблю, я
не могу быть равнодушным к его судьбе».
	Это признание можно также отнести и к образам военфельдшера
Глобы и красноармейна Соловцова, созданным Грибовым в годы
Отечественной войны.
	Простой советский человек, самоотверженный, благородный, пол-
ный неистребимой жажды жизни, — вот основная и любимая тема
творчества народного артиста РСФСР, дважды лауреата Сталинской
премии Алексея Николаевича Грибова.
	Б. Тверской.
		. М. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. ОТ
КЯХТЫ НА ИСТОКИ ЖЕЛТОЙ
РЕКИ. Исследование северной окра-
ины Тибета и пути через Лоб-Нор по
бассейну Тарима. М. Географгиз, 365.
стр., 14 р. 85 к. в переплете.

В течение 1947—48 гг. Географгиз
издал три тома сочинений великого
русского исследователя Азии Н. М.
Пржевальского: «Монголия и страна
тангутов», «От Кульджи за Тянь-
Шань и на Лоб-Нор» и «Из Зайса-
на через Хами». Новая книга сочи-
нений Пржевальского содержит опи-
сание его последней, четвертой по
счету, экспедиции в Центральную
Азию, совершенной в 1883—85 гг. В
этой экспедиции участвовал уже
П. К. Козлов — ученик Пржеваль-
ского, впоследствии ставший круп-
нейшим исследователем стран Цен-
тральной Азии.

Как и другие сочинения великого
путешественника-патриота,  рецензи-
руемая книга насыщена интересней-
шим познавательным материалом и
написана прекрасным языком. В ли-
це Н. М. Пржевальского счастливо
сочетались выдающийся ученый, ве-
ликолепный наблюдатель и неутоми-
мый исследователь. Свои экспеди-
ционные работы Пржевальский и его
спутники проводили часто в самых
трудных. условиях, но отважные рус-
ские люди, движимые горячей лю-
бовью к Родине, исследовательской
страстью и любовью к своему делу,
цспешно преодолевали все трудно-
сти. Описание путешествий Прже-
вальского — яркий = литературный
памятник силы и мужества русского
человека.

Описываемое в книге путешествие
продолжалось два года. За этот срок
экспедиция прошла на лошадях и
верблюдах около 9 тысяч километ-
ров, часто по неприступным горам,
по безводным пустыням,  проклады-
вая себе дорогу по совершенно не-
исследованным странам. Из Кяхты
путешественники прошли через Мон-
голию к озеру Куку-Нор, оттуда к
истокам Желтой реки ик реке
Яннзы, далее через Цайдам и Алтын-
Таг к озеру Лоб-Нор и, перейдя
пустыню Такла-Макан, через Тянь-
Шань вышли к г. Караколу (теперь
г. Пржевальск). Научные результаты
экспедиции были очень значительны:
сделан ряд крупных географических
открытий, собраны богатые зоологи-
ческие, геологические и этнографиче-
ские коллекции,

Нельзя не отметить, что Прже-
вальский с большой симпатией от-
носился к народам Центральной
Азии, испытывавшим жестокий гнет
со стороны как «своих» правителей,
так и продажной китайской админи-
страции. Великий путешественник
был передовым русским человеком,
а в таких людях уйгуры, дун-
гане и другие народности видели
своих могущественных друзей, спо-
собных защитить их от врагов. Не-
даром в 70—80-х годах прошлого века
наблюдался массовый уход жителей
Восточного Туркестана в Россию. В
создании такого престижа русского
человека немалую роль сыграли на-
шй знаменитые путешественники —

Семенов-Тяньшаньский, Северцов,
Пржевальский, Козлов, Роборовокий
и др.

Рецензируемая книга появляется в
свет с небольшими сокращениями по
сравнению с изданием 1888 года. В
предисловии редактора дается моти-
вировка сделанных сокращений. Нам
кажется, однако, что издавать клас-
сические работы великого путешест-
венника следует без таких сокраще-
ний.
	Ю. Миленушкин.
	РИМ, 9. (ТАСС). Отвечая в пала-
те `депутатов на интерпелляцию по
поводу требований государственных
служащих о повышении окладов, де
Гаспери и министр Казначейства
Пелла заявили категорически, что
правительство отказывается не толь-
ко принять во внимание требования
государственных служащих, но даже
выплатить им аванс в счет будущих
прибавок.
	Пелла отклонил предложение Ком-
мунистов и социалистов обеспечить
необходимые средства для ПовышШе-
ния окладов государственных служа-
щих за счет увеличения налогов на
крупные состояния. Вместо этого
Пелла предложил назначить комис-
сию в составе членов парламента,
правительства и представителей
профсоюзных организаций для «изу-
чения» вопросов реформы государсг-
венного аппарата и изыскания средств
для «улучшения» материального пб-
ложения государственных служащих,
в частности путем увольнения части
персонала государственных ‘учреж-
дений.

Сарагатовцы и республиканцы, а
также профсоюзные лидеры. христи-
анско-демократической партии отка-
зались от своих попыток выступить,
хотя бы на словах, в защиту интере-
сов государственных служащих и
поддержали предложение правитель-
	ства о назначении комиссии с сове-
	щательными функциями, которая бу-
дет работать до 31 декабря. Прави-
тельственное большинство отвергло
резолюцию Ди Витторио о выплате
государственным служащим аванса в
счет повышения заработной платы в
сумме 5 тысяч лир.

В ответ на отказ правительства
секретарь ВИКТ Ди Витторио зая-
вил, что профсоюзные организации
будут выполнять свой долг, защи-
щая и впредь хлеб и труд работни-
ков государства.
	На гастроли в столицу
	В ближайшее время в концертных
залах столицы кроме московских ис-
полнителей выступят и гастролеры из
других городов страны.
	Из Таллина, например, приедет ди-
рижер Р. Матсов, получивший пре-
мию на первом смотре молодых дири-
жеров. В его программе — 3-я симфо-
ния Бетховена, увертюра к опере Сме-
таны «Проданная невеста», фортепи-
анный концерт Грига.
	в Большом
г  Бвгений
	Несколько концертов Е
зале консерватории даст
	Мравинский. Один концерт — из про-
изведений Чайковского — предназна-
чается для московского студенчества.
Из Ленинграда же приедет дирижер
Б. Хайкин, из Киева — Н. Рахлин и
К. Симеонов.

Ленинградская академическая ка-
пелла примет участие в исполнении
классических музыкальных произве-
дений. Среди них — кантата Рахмани-
нова «Весна», «Реквием» Верди, хоры
Мусоргского и т. д.
		ОБ ИСКУССТЬЕ
ЧТЕВА
	А ПОСЛЕДНИЕ годы искусство

чтеца завоевало признание мил-
лионов советских людей. Вся история
художественного чтения в нашей
стране свидетельствует о высокой
идейности этого искусства. Наши чте-
цы, следуя примеру зачинателей со-
ветского искусства «звучащей лите-
ратуры» А. Закушняка и В. Яхонто-
ва, научились ярко передавать <
эстрады произведения современных
писателей, а также лучшие создания
писателей-классиков.
	Чтецы выработали различные формы
исполнения — от краткого выступле-
ния в смешанном концерте до сольно-
го литературного вечера, овладели
умением создавать различные компо-
зипии и тематические программы. Все
	Выступление мастера художествен-
ного слова в смешанном эстрадном
концерте — далеко не единственная и
не основная форма выступлений. Ис-
кусство чтеца завоевало право и на
самостоятельные вечера чтения. Прав-
да, пока речь идет о выступлениях
немногих известных артистов, место
на эстраде предоставляется им очень
охотно. Но как только пытаются вы-
ступить с самостоятельными концер-
тами более молодые и менее извест-
	ные исполнители, тотчас же раздают-,
	ся протесты и пожелания ограничить-
ся краткими выступлениями в концер-
тах смешанных. Неверная это позиция!
И не помогает она воспитанию новых
кадров мастеров чтения.

Не чинить препятствия  чтецам,
стремящимся выступать самостоятель-
но, а помогать им и умело продвигать
их программы — вот почетная задача
концертных организаций.

Необходимо понять, что аудитория
чтеца в той же мере специфична, в
какой специфична и аудитория дру-
гих видов искусства.

Нужно умело организовать соответ-
ствующую аудиторию и для выступ-
лений чтеца. Нужно научиться про-
двигать искусство чтеца к такой ауди-
тории, широко оповещать слушателя
о предстоящих вечерах чтения. Этим
путем само собой ликвидируется то
ненормальное положение, когда тща-
тельно подготовленные, вполне доб-
рокачественные сольные программы
многих чтецов, заслуживающие систе-
матического повторения на эстраде,
исполняются два-три раза, а затем
сдаются в архив, в ТО время как ты-
сячи слушателей, которые охотно
ознакомились бы с данной работой
чтеца, просто не знают о ее существо-
вании.
	советская литература, стало текущим
репертуаром наших чтецов. На эстра-
де зазвучала лирическая поэзия на-
ших дней в исполнении А. Шварца.
Поэму А. Твардовского «Василий
Теркин» воспроизвели Д. Орлов, Д.
Журавлев, «Молодую гвардию» А.
Фадеева — Н. Першин, Л. Кайран-
ская. «Буря» Эренбурга послужила
основой последней работы Е. Тимс
(Ленинград). «Повесть © настоящем
человеке» Б. Полевого читает А. Глу-
мов. «Люди с чистой совестью» П.
Вершигоры — в репертуаре М. Ве-
ревкина. «Спутников» В. Пановой ис-
полняет А. Пирятинская. Исполняет-
ся на эстраде и советская классика —
«Хождение по мукам» А. Толстого
‘(читает Э. Каминка), «Педагогическая
поэма» А. Макаренко и классика —
от Пушкина (с обширным циклом
пушкинской лирики выступил недав-
но «чтец-пушкинист» В. Чернявский)
до эпических созданий восточного
эпоса, признанным исполнителем ко-
торых является С. Кочарян. В обла-
сти исполнения литературы для де-
	Превосходна идея организация «ли-
тературных пятниц» во Дворце куль-
туры имени Горбунова группой энту-
зиастов художественного чтения во
главе с С. Кочаряном! В течение двух
с лишним лет здесь проведено свыше
ста вечеров художественного слова,
достигнут подлинный контакт с рабо-
чим слушателем. Приходится пожа-
леть лишь о том, что опыт «литера-
турных пятниц» осуществлен не но
инициативе эстрадных организаций и
не находит со стороны последних ни-
какой поддержки.

Равным образом и гастроли чтецов
поставлены неудовлетворительно. У
нас нет планомерного обмена масте-
рами художественного чтения не
только по всему Союзу, но даже
между Москвой и Ленинградом —
двумя городами, в которых искусство
художественного чтения особенно раз-
вито. Случайные гастроли некоторых
чтецов-ленинградцев в тесной среде
секции мастеров художествейного сло-
ва Всероссийского театрального об-
шества не решают проблемы.

Попрежнему остаются актуальными
вопросы о творческом и методическом
центре искусства чтения, о постоян-
ной площадке для демонстрации луч-
ших программ чтецов и проведения
лабораторной и педагогической ра-
боты.

Идейная жизнь советского народа
с каждым днем становится все более
кипучей и содержательной. Искусство
чтения призвано к активному участию
в этой жизни, более действенному и
результативному, чем ло сих пор. Вот
почему разговор о чтецах — своевре-
менный разговор, и вот почему, ду-
мается, за своевременными разговора-
ми должны последовать реальные по-
лезные дела.
	Евгения Гардт.
	МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА
В КЛАССЕ К, Н, ИГУМНОВА
	Не одному поколению воспитанви-
ков Московской консерватории хоро-
шо знаком класс № 45. Здесь в те-
чение почти полувека занимался со
своими учениками К. Н. Игумнов —
замечательный ‘артист, выдающийся
педагог, носитель лучших традиций
русского музыкального искусства.

Недавно в этом классе состоялось
открытие мемориальной доски памя-
ти К. Игумнова. На собрании, в ко-
тором приняли участие профессора,
педагоги и студенты’ консерватории,
выступили с воспоминаниями 06
Игумнове его товарищи и ученики.
Затем были прослушаны граммофон-
ные пластинки с записью произведе-
ний Чайковского, Рахманинова,  Ру-
бинштейна и других русских компо-
зиторов в исполнении Игумнова.
	  тей Нм EES МА т Е

литературные жанры — роман, 10-
весть, рассказ, поэма, драма, очерк, ТЕЙ продолжают интенсивную рт
публицистическая статья, мемуары,   своеобразного дуэтного жанра Н. Эф-
А. Эр = TT OUnnanrnactan
	рос и П. Ярославцев.

Не приходится говорить о значении
искусства художественного чтения.
Но, к сожалению, руководство эстра-
дой не всегда об этом помнит, и даль-
нейшее культивирование этого искус-
ства тормозится сплошь и рядом не-
удачным, недостаточно ответственным
посредничеством. О том, что подчас
«вкус у посредника самый среднень-
кий», говорил еще Маяковский. И мы
до сих пор слышим от устроителей
эстрадных концертов одну и ту же
фразу: «Дайте что-нибудь веселень-
ксе и — главное — покороче!». В ре-
зультате чтец занимает в программе
место какого-то досадного привеска.
	письма, научные труды — вошли в ре-
пертуар литературной эстрады. Чте-
цы не раз доказали, наконец, необы-
чайную гибкость, своеобразную «ма-
невренность» своего искусства, спо-
собного быстро откликаться на собы-
тня общественной жизни и проникать
в любые уголки нашей страны.

В послевоенный период направляе-
мые указаниями партии советские
чтецы создали множество новых ра-
бот на материале последних новинок
советской литературы. Можно с уве-.
ренностью сказать, что все новое и

лучшее, что дала за последнее время.