Ссзещания А. Я. Вышинского,
А. Гарримана и А. Н. Керра
с румынским королём
и делегацией румынского
правительства
	БУХАРЕСТ, 2 января. (ТАСО). А. Я. Вы-
шинский, А. Гарримач и А. К. Керр начали
совместные переговоры с королем и прави-
тельством. После вчерашней беседы с ко-
ролём сегодня утром состоялась встреча
Вышинского, Гарримана и Керра с делега-
цией румынского правительства, возглавля-
емой премьер-министром Гроза. В делегацию
вошли представители всех’ политических
партий и организаций, составляющих прави-
	тельство.
	Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге
	щего свидетеля обвинения Дитера Вислече-
ни — члена гитлеровской партии, активного
работника СД, гауптитурмбаннфюрера СС.
Свидетеля допрапизает представитель аме-
риканского обвинения подполковник Бурк-
хардт. Прежде всего он устанавливает непо-
средственную связь Вислечени с Адольфом
Эйхманом — начальником четвертого отдела
имперского управления безопасности. Сви-
детель описывает организационную структу-
ру отдела, который занимался исключитель-
но «еврейским вопросом», а также сообща-
ет, что он лично знал почти каждого из
работников этого отдела и его начальника—
Эйхмана. Отвечая на вопросы обвинителя,
свидетель описывает схему организации
истребления еврейского населения.

— Вначале, — говорит Вислечени, — бы-
ла задача решить еврейский вопрос в Гер-
мании и в занятых ею облаютях, а также
регулировать передвижение еврейското на-
селения. Далее была поставлена задача
концентрации евреев в гетто, и последняя
фаза — это так называемое окончательное
ренение еврейского вопроса, то-есть. плано-
мерное уничтожение евреев.

По предложению Эйхмана свидетель был
отправлен в Братиславу для того, чтобы
практически «решать там еврейский вопрос».
Затем свидетель с этим же заданием коман-
дируется в Грецию. .

бвинитель спрашивает: известен ли сви-
детелю приказ об уничтожении всех ев-
реев?

«Да, — отвечает Вислечени, — я видел
такой приказ у Эйхмана. Эйхман сказал мне,
что он может показать мне этот приказ в
письменной форме, чтобы я мог успокоить
свою совесть. Он достал из своего ящика
папку, которую перелистал, и показал мне
затем приказ Гиммлера начальнику полиции
безопасности. В этом приказе было написа-
но: «Фюрер приказал окончательно рещить
еврейский вопрос с завершением этого во-
проса СД». Этот приказ был подписан са-
мим Гиммлером. Я точно знал подпись Гим-
млера, и у меня сомнений не был. Этот
приказ был адресован одному из начальни-
ков полиции безопасности, а также инспек-
тору концлагерей. Этот приказ носил гриф
особой государственной важности. Он был
издан в апреле 1942 года и был разослан
лично Гиммлером. Эйхман сказал мне, что
этот приказ предусматривает окончательное
разрешение вопроса. Эйхмен подтвердил, что
ему поручили выполнение этого приказа и
что он лично отвечает за то, чтобы этот
приказ был осуществлён». «Эйхман сказал
мне, — добавил Вислечени, — что я не
должен быть сентиментальным, что это при-
каз фюрера, и он должен быть выполнен».

Обвинитель: Знаете ли вы, был ли этот
приказ проведен в жизнь?

Свидетель: Да, этот приказ оставался в
силе до октября 1944 года.

Обвинитель: Кто был начальником управ-
ления безопасности, когда был издан этот
приказ?

Свидетель: Гейдрих.

Обвинитель: Выполнялся ли этот приказ
Кальтенбруннером с такой же силой?

Свидетель: Да, выполнялся.

Далее свидетель сообщает Трибуналу,
что Кальтенбруннер и Эйхман данно знали
друг друга и давно были связаны друг с
другом своей работой в ‘органах безопаю-
ности. Обвинитель предлагает свидетелю
рассказать, в каких странах и на каких тер-
риторнях принимались репрессизные меры
против евреев, о которых лично известно
свидетелю. Вислечени отвечает, что ему из-
вестно о мероприятиях, проводивинихся про-
тив евреев в Чехословакии, Греции, особен-
но в Венгрии, а также в Болгарии и в Хор-
ватии. Из Чехословакии, говорит свидетель,
в Полышу было отправлено в одном случае.
17 тысяч евреев. Все ‘они’ были увезены.
в концлагерь Освенцим. Их постигла общая
участь евреев, находившихся в этом лагере.
Кроме того, в Полыцу было выслано 35 ты-_
cau семей еврейских рабочих. С ними обра-

щались там соответственно изданным при-
казам. Часть из этих членов семей осталась
в живых, Но только та, которая нужна была
для работы. Другая часть была уничтоже-
на. Осталось. в живых примерно 25—30 npo-
центов. В Словакию в 1944 г. приехал Каль-
тенбруннер. Он с помощью немецкой поли-
ции сконцентрировал болышое число евреев
и отправил их в Освенцим. Судя по выска-
зываниям самого Кальтенбруннера, там бы-
ло уничтожено много людей.

Как показывает далее свидетель, из Сло-
вакии было вывезено 25 тысяч евреев, и с
ними расправились в соответствии с прика-
зами Гиммлера. Однажды, продолжает сви-
детель, Эйхман приказал мне отправиться в
Салоники, установить там связь с военными
властями и решить еврейскую проблему.
Я установил связь с военным советником
доктором Местер. В Салониках все евреи
были собраны в определенном квартале. Их
было около 15 тысяч. Позже был получен
	приказ от Эйхмана, предписывающий отправ-
	ку этих евреев в Освенцим. Я сообщил Эйх-
ману, что среди евреев наблюдаются забо-
левания тифом, но он не обратил на это
внимания и приказал тотчас же отправить
евреев. Всего ‘из Македонии и Салоник было
отправлено в результате приказа Эйхмана
до 40 тысяч евреев. Для этого было ис-
пользовано от 20 до 25 транспортов.

Переходя к вопросу об истреблении ев-
рейского населения в Венгрии, обвинитель
устанавливает, что Эйхман лично с боль-
шой командой отправился в Венгрию для
проведения этой «операции». Эйхман прежде
всего предложил собрать всех евреев в
Венгрии и отправить их в Освенцим. Увов
евреев из Венгрии начался 5 мая 1943 г.
Около 430 тысяч евреев постигла тяжёлая
сульба. Они были доставлены в Освенцим, и
там < ними расправились. Только 25—30
процентов из них уцелело, и они были по-
сланы на работы.
`В конце допроса свидетеля обвинитель
задаёт ему следующий вопрос: Во время
ваших совещаний с другими «специалиста-
ми по еврейскому вопросу» и Эйхманом по-
лучали ли вы какие-нибудь сведения относи-
тельно общего числа евреев, умерщвлённых
согласно общей программе и приказам?

Свидетель: Эйхман лично говорил мне о
4 млн. уничтоженных евреев и даже назы-
вал число, доходящее до 5 миллионов. По
моим подсчётам, это было около 4 млн. лю-
дей, которые подверглись расправе. Сколь-
ко евреев осталось в живых, я не могу, ко-
нечно, сказать.

Несколько вопросов было задано свиде-
телю представителями защиты.

На этом вечернее заседание Трибунала
закончилось.
	фюрер СС и генерал-майор войск СС. В про-
должение ряда лет он был начальником 6-го
отдела главного. управления имперской без-
опасности, занимавшегося разведывательной
деятельностью за пределами Германии.
	Представитель американского обвинения  `
	полковник Эмин спрашивает свидетеля о со-
	глашении, которое было заключено непо-
средственно перед нападением на CCCP
между представителем командования. гер-
манских вооруженных сил и службой без-
опасности. Шелленберг показывает, что в
мае 1941 года состоялись перегозоры ‘между
представителем вооруженных сил генералом
Вагпнером и. тогдашним начальником’ поли-
ции безопасности обергруппенфюрером СС
Гейдрихом, которые закончились подписа-
нием специального соглашения. Свидетель
присутствовал на заключительном совеща-
нии и лично вел его протокол.

На вопрос полковника Эмина о содержа-
нии подписанного документа свидетель’ от-
вечает, что оно было посвящено выполне-
нию приказа Гитлера о подавлении в пред-
стоящем походе на Россию всякого сопро-
тивления в тылу германских войск. В це-
лях оказания поддержки боевым соедине-
‘ниям армии эти задачи должны были вы-
‘полняться полицией безопасности и СД; а
войсковые соединения брали на себя обес-
печение оперативных групп боеприпасами,
средствами связи и продовольствием. Дета-
лизируя подробности подписанного согла-
шения, представитель обвинения устанавли-
вает, что этот документ свидетельствует о
прямой связи между германскими воору-
женными силами и так называемой служ-
бой безопасности.

Затем к допросу свидетеля приступили
представители защиты. Защитник Кальтен-
бруннера адвокат Кауфман задает Шеллен-
бергу те же вопросы, которые он накануне
ставил другому руководителю германской
«службы безопасности» — свидетелю Олен-
дорфу.

На вопросы адвоката о том, не знает ли
свидетель об установках Кальтенбруннера
в отношении вабкнейших вопросов политики
гитлеризма, Шелленберг отвечает, что хотя
он никогда не беседовал с Кальтенбрунне-
ром по этим вопросам, но он не замечал в
практической деятельности Кальтенбрунне-
ра никаких расхождений с установками гит-
леровской партии:

Адвокат Кауфман спрантивает. свидетеля,
известно ли ему, что Кальтенбруняер был
ссвобожден от работы, связанной с кон-
центрационными лагерями и казнями, и что
за ним была оставлена только разведыва-
тельная работа.

— Этого я никогда не слыхал, — отве-
чает Шелленберг и добавляет: — То, что
я слышал об этом, противоречит тому, что
вы сейчас сказали.

Вслед за этим ряд вопросов свидетелю
задали защитник фон Папена адвокат Ку-
бушек, защитник Розенберга — Тома, за-
щитник СС и СД адвокат Бабелл.

Затем к допросу свидетеля вновь возвра-
щается американский обвинитель Эмин. Он
спраигивает, знает ли свидетель о посеще-
нии когда-либо Кальтенбруннером концент-
рационных лагерей по собственному жела-
вию. Свидетель отвечает на это утверли-
тельно и рассказывает, как в самом конце
войны Кальтенбруннер отдал распоряжение
©б эвакуации концлагерей с территории, на
которую наступали союзные войска. Вопоми-
ная подробности, Шелленберг заявляет, что
лавке Гиммлер не был в курсе этого распо-
ряжения и что Кальтенбруннер выполнял
личные указания Гитлера.

Член Трибунала от СССР генерал Никит-
ченко уточняет у свидетеля функщии «служ-
бы безопасности» и затем спрашивает Шел-
ленберга:

— Можно ли так понять, если сформули-
ровать коротко, что функции эти сводились
к подавлению тех, кого правительство и
гитлеровская партия считали своими вра-
гами?

Свидетель считает, что подобное опреде-
ление былс бы слишком односторонним. Од-
нако, отвечая на последующие вопросы ге-
нерала Никитченко, свидетель Шелленберг
признает, что указанные функции входили
в обязанности «службы безопасности». Ге-
нерал Никитченко спрашивает свидетеля,
изменились ли эти функции после прихода
Кальтенбруннера ва должность начальника

главного управления безопасности. На этот
вопросе Шелленберг отвечает отрицательно.

Затем генерал Никитченко просит свиде-
теля охарактеризовать задачи оперативных
групп, которые должны были быть созданы
по соглашению между военным командова-
нием и управлением безопасности.

— Согласно соглашению, о котором я го-
ворил,—отвечает. Шелленберг,—задачи co-
стояли в том, чтобы обеспечить охрану по-
рядка в тылу войск и пытаться сдержать
всякое сопротивление, которое могло воз-
никнуть в войсковом тылу.

Никитченко: Или подавлять?

Шелленберг: Буквально гласило: «Подав-
лять». :

Генерал Никитченко спрашивает, какими
средствами должно было подавляться это
сопротивление. В ответ на заявление свиде-
теля, что в соглашении методы и средства
подавления сопротивления даже не обсуж-
дались, генерал. Никитченко спрашивает
Шелленберга:

— Но вам-то известно; какими средствами
осуществлялось это подавление?

Шелленберг отвечает, что, например, в
борьбе против партизан, а также в отноше-
нии гражданского населения предпринима-
лись многочисленные расстрелы.

К допросу свидетеля Шелленберга при-
ступает от имени английского ‘обвинения Дэ-
вид Файф. Он расспрашивает свидетеля о
беседе, которую подсудимый Кальтенбрун-
нер вел с двумя группенфюрерами весной
1944 года в Берлине по поводу. убийства
группы английских военнопленных. Шеллен-
берг отвечает что хотя он и не участвовал
в беседе, но подробно сльнпал о ней. Речь
шла о том, в какой форме представить рас-
стрел группы союзных военнопленных, так
как по этому поводу уже поступил запрос
со стороны международного Красного Кре-
ста. Свидетель показывает, что Кальтен-
бруннер предложил представить дело та-
ким образом, будто большая часть этих во-
еннопленных погибла в результате взрыва
бомб, а остальные были расстреляны при
сопротивлении и при попытках к бегству.
На последующие вопросы английского об-
винителя Шелленберг припоминает, что речь
шла примерно o 50 военнопленных офице-
рах.

После Шелленберга допрашивается сле-
дующий свидетель — служащий соедине-
ния СС «Мертвая голова» Алоиз Хельригль,
который в течение нескольких лет, до са-
мого конца войны состоял в охране концен-
трационного лагеря Маутхаузен.

На вопрос американского’ обвинителя пол-
ковника Эмина, не приходилось ли свиде-
телю видеть в этом лагере Кальтенбрун-
нера, Хельригль рассказал, что он лично
видел, как Кальтенбруннер знакомился в ла-
гере с действием газовой камеры. Кроме то-
го, Хельригль встречал в этом же лагере
Бальдур. фон Шираха.

Эмин: Не помните ли вы его внешность,
чтобы установить личность Шираха?

Хельригль: Думаю, что он в последнее
время изменился, но полатаю, что узнаю
его.

_ Эмин: Сколько времени прошло с тех пор,
как вы его видели?
	Хельригль: Это было осенью 1942 года, и
с тех пор я его не видел.

На предложение полковника Эмина по-
смотреть, не находится ли Ширах в зале
суда, Хельригль осматривается и указывает
на Бальдура фон Шираха, сидящего на
скамье подсудимых.

Отвечая на дальнейшие вопросы амери-
канского обвинителя, свидетель рассказы-
вает о методах убийства заключенных в
концентращионном лагере Маутхаузен, кото-
рые ему неоднократно приходилось  наблю-
дать. Когда он охранял участок, примыкав-
шыий к каменоломне, то часто видел, как
эсэсовцы проводили ‹ мимо Hero плекных
группами по 6—8 человек. Эсэсовцы изби-
звали пленных и заставляли их сбрасызаться
вниз с обрыва высотой в 30—40 метров.
В лагере Маутхаузен истребляемые таким
способом носили специальное название
«парашютисты».

Защитник Шираха адвокат Заутер инте-
ресуется некоторыми моментами, касаюнии-
мися своего подзащитного. Он пытается
установить, был ли Ширах в лагере один
или в сопровождении других посетителей и
какова была численность этой группы. На
настойчивые вопросы Заутера, состояла ли
группа из 10 или 20 человек, свидетель под
общий смех в зале отвечает:

— Видите ли, тогда я их не считал, по-
тому что не знал, что это мне понадобится
в дальнейшем.

Поюле окончания допроса свидетеля Хель-
ригля американское обвинение в лице пол-
ковника Тейпора приступило к представле-
нию доказательств преступности германско-
го Генерального штаба и Верховного комав-
дования вооруженных сил.

Германский Генеральный штаб и Верхов-
ное командование, заявил Тейлор, отли-
чаются от других групп и организаций, про-
тив которых мы выдвигаем обвинение. На-
пример, СС и СА были важными ответвле-
ниями гитлерозской партии; германская по-
лищия имела определенные корни и прел-
историю, которые предшествовали  гитле-
ризму; имперское правительство было по су-
ществу комитетом или рядом комитетов им-
перских министров, в которых министерские
посты занимали преимущественно  гитле-
рэвцы. Эти группы или другие организации.
заключает полковник Тейлор, связаны про-
исхождением или своим развитием с гитле-
ровцами. С помощью этих организаций гит-
леризм поднялся к полной власти и тирании
в Германии. :

Германский милитаризм не был разрушен
и не был серьезно подорван даже в резуль-
тате германского поражения в 1918 году. По
Версальскому договору размеры и размах
деятельности германских вооруженных сил
были строго ограничены. Когда Гитлер при-
шел к власти, в Германии имелся неболь-
шой рейхсвер и группа профессиональных
офицеров. Руководители ‘этой группы со-
ставляли Генеральный штаб и Верховное
командование германских вооруженных сил

Сотрудничество между гитлеровцами и
руководителями германских вооруженных
сил, говорит Тейлор, привело к усилению
деятельности военной машины. В свою оче-
рель военное министерство и опыт руково-
дителей германских вооруженных сил во
многом помогли в выполнении гитлеровской
программы. Руководители германских воору-
женных сил были согласны с основными
целями гитлеровцев, и генералы получили от
Гитлера возможность играть важную роль
в достижении этих целей. Генералы вска-
рабкались на нацистский вагон, говорит об-
винитель. :

Касаясь функций и построения Гечераль-
ного штаба, полковник Тейлор говорит, что
это была уже не та организация, которая
зв течение первой мировой войны именова-
лазь «Большим германским штабом».
Такой организации, — заявляет он, —с 1918
года не существовало. В Германии имелась,
олнако, группа людей, ответственная за по-
литику и действия вооруженных сил. Это
сфицеры, которые несли главную после Гит-
лера ответственность за планы и операции
германских вооруженных сил.

Затем представитель обвинения предста-
вляет краткий обзор развития Верховного
командования германских вооруженных сил
< 1933 года и его структуру после реоргани-
зации, произведенной в феврале 1938 гола.
Тейлор сообщает, что в 1933 году, когда
гитлеровцы захватили власть, германские
вооруженные силы контролировались импер-
ским министром обороны фельдмаршалом
Бломбергом. Ему же подчинялись начальни-
ки армейского и военно-морского штабов
(Фрич и Редер). Воздушные силы в то время
не могли существовать официально. В 1935
году в Германии были введены новые воен-
ные правила, однако структура управления
сохранилась. Остался на своем посту Блом-

Гнездо югославских
	ВЕНА, 4 января. (ТАСС). Как соэбщает
газета «Эстеррейхише фольксштимме», фа-
шистские главари из Югославии и другмх
стран создали в Австрии свой штаб и оргл-
низуют там загоБоры и диверсии против
Югославии. Самымн от’явленными югослав-
скими фашистами являются ставленники
Гитлера Милан Недич — бывший диктатор
Сербии, его хорватский коллега Анте 11аве-
лич и словенский генерал Лео Рупник —
платный наёмник Муссолини. Все трое ра-
зыскиваются югославским правительством
как военные преступники. Недич находится
5 американской зоне, остальные двое скры-
ваются в Каринтии. .

В качестве, центра фашистских заговор-
шиков, продолжает газета, фигурирует ко-
митет в Зальцбурге. В Зальцбурге находят-
ся Тоша Данич — кровавый министр поли-
пии Недича, а также и помощник государ-
ственного секретаря в правительстве Неди-
ча его зять Бранко Иованович. Они создали
в Зальцбурге так называемый Националь-
ный комитет сторонников короля Петра.
Президентом этого комитета является адво-
кат из Скопле по фамнлии Трифунац, а ге-
неральным секретарём — агент гестапо из
Сербии Еремич.

К комитету примыкают несколько гене-
галов старой югославской армии, которые
в немецких лагерях для военнопленных раз-
вернули кампанию травли югославской ар-
мии освобождения, сотрудничали с немпами
и выдавали им тех офицеров, которые сим-
патизировали партизанам. Наиболее видны-
ми из этих генералов являются М. Ковачич,
Брашич и А. Попович. Они ставят своей
целью свержение Югославской республики
и восстановление в Югославии фашистского
режима во главс с экс-королем Петром. С
	Облавы в Палестине
	ЛОНДОН, 4 января. (ТАСС). В Иеруса-
лиме, по сообщению лондонского радио,
продолжаются полицейские облавы. Во вре-
мя последней облавы было допрошено
200 человек, 6 из которых задержаны.
	ЛОНДОН, 4 янзаря. (ТАСС). Лондонское
радио передает, что, согласно голландским
сообщениям, лорд Маунтбэттен принял ре-
	На Язе создаются военные суды
	жизни — Д 5-35-42;
етариат — д 3- 15-84:
	фашистов в Австрии
	этой целью‘они готовят в Австрии террори-
стические акты против Югославии. Onn op-
танизуют из своих сторонников банды для
посылки их в Югославию, ездят из лагеря
в лагерь и совещаются с различными. груп-
пами. Они издают также свой журнал «Сло-
бодна мисао», который распространяется в
Австрии, Германии и Италии.
	Уже сейчас, продолжает газета, эта банда
засылает своих агентов через границу в це-
лях создания опорных пунктов. Центром
этих интриг служит лагерь в Понгау, гле
находится около 1.500 бывших югославских
офицеров. В Штирии, Каринтии, Зальцбурге,
Тироле, Форарльберге и Верхней Австрии,
южнее Дуная раскинулась буквально целая
сеть этих лагерей. Из этих лагерей уже пэ-
сланы агитаторы в Германию с задачей раз-
вернуть там подобную же деятельность. Тра
недели тому назад в Зальцбурге были соз-
даны вооружённые «ютряды, которые дол-
жны служить в качестве ударных частей.
Усташи Павелича также сгруппировались в
лагере на юге и на западе Австрии. В Рах-
штадте находится бывший павеличевский
министр Зебич.
	Тазета указывает, что бывший болгар-
ский министр Цанков находится также в
Австрии, он живёт в отеле «Меран» в Бад-
гаштейне. Цанков, который был главой

соз-
данного Гитлером в Германии бо

лгарского
эмигрантского ‹правительства», сейчае на-
	ходится в тесной связн с югославскими фл-
шистами.
	° Эти происки югославских фашистов, за-
являет газета, превращают Австрию в очаг
опасности для Центральной Европы и пред-
ставляют серьёзнейшую опасность для са-
мой Австрии.
	Фашист Скорца бежал в Швейцарию

ПАРИЖ, 4 января. (ТАСС). Агенгство
Франс Пресс передаёт, что бывший секре-
	тарь итальянской фашистской партии Скорца
бежал в Швейцарию.
	чтение о создании на Яве военных судов, ко-
торые будут разбирать дела о «преступле-
ниях против военной администрации»,
	a
Пропаганды — Д 3-33-88; Сельскохозяйственн

Отдел об’явлений — Д 3-30-25 ни Д 3-39-00.
	Вечернее заседание 3 января
		берг с сохранением звания имперского BUth-
ного министра. Остался также Фрич. Армей-
ский штаб и военно-морской флот были под-
чинены верховному командованию. Герман-
ский воздушный флот представлял собой в
то время независимое ведомство под личным
командованием Геринга. 4 февраля 1938 года
Гитлер издал декрет о реорганизации воору-
женных сил. Обвинитель Тейлор цитирует
этот декрет, подписанный Гитлером, Лам-
мерсом и Кейтелем.

Полковник Тейлор демонстрирует Трибу-
налу схему организации германского воея-
ного командования. Вверху этой схемы нахо-
дится верховный главнокомандующий воору-
женными силами, так называемый оберстер
бефельсхабер, которым, как явствует из упо-
мянутого декрета, являлся Гитлер. Затем
следует ОКВ (Оберкомандо дер вермахт —
Верховное командование вооружённых сил),
начальником которого был назначен Кей-
тель. Наиболее важным подразделением это-
го штаба был оперативный штаб, во главе
которого стоял Иодль. Ниже ОКВ следуют
три ответвления вооруженных сил — <ухо-
путные, морские и воздушные. Подсудимый
Редер и после 1938 года оставался главно-
командующим военно-морского флота, Фрич
был. заменен Браухичем. Геринг продолжал
быть главнокомандующим воздушными си-
лами. В 1942 году Браухич был заменен, как
главнокомандующий армией, самим Гитле-
ром, а в 1943 году Редер был заменен Дени-
пем, и только Геринг продолжал оставаться
на посту главнокомандующего воздушными
силами до конца войны. ОКВ, так же`как и
верховное командование сухопутных, мор-
ских и воздушных сил, имело свой собствен-
ный штаб. Генеральным штабом назывался
штаб сухопутных военных сил. Далее на схе-
ме вниз идут различные войсковые соедине-
ния — армейская группа, об’единяющая две
и более армии, и так далее. Что касается
германских военно-воздушных сил, то самое
болыное его соединение было известно под
названием «воздушный флот»... Менее значи-
тельные соединения назывались корпусами
и дивизиями.

Переходя к вопросу о составе преступной
группы германоких офицеров, обвинитель
Тейлор говорит, что к ней прежде всего
относятся те из них, которые занимали вы-
сокое положение в верховном командова-
нии. Он называет прежде всего 9 постов.
4 из них — это руководитель ОКВ, главно=
командующий армией, главнокомандующий
военно-морским флотом и главнокомандую-
щий военно-воздушными силами. 4 других
носта — это начальники итабов четырех
главнокомандующих н 9-й пост — замести-
тель начальника оперативного штаба.

Тейлор отмечает, что группа, названная в
обвинительном заключении, включает всех
лиц, которые занимали 9 указанных постов
с февраля 1938 года до мая 1945 года. В те-
чение этого периода эти девять постов за-
нимали 22 различных лица, из которых 18
живы.

Говоря далее об офицерах германской ар-
мии, которые занимали ответственные посты
в2 время войны, полковник Тейлор заявляет,
что обвинительное заключение включает
зсех главнокомандующих в армии, флоте и
военно-воздушных силах, а также всех
командующих армейскими группами и ар-
миями. В общей сложности в период между
февралем 1938 года и концом войны в Гер-
мании насчитывалось 110 таких высших
офицеров, из них примерно 12 жизы. Гене-
ральный штаб и Верховное командование
включает примерно 132 офицера.

Затем полковник Тейлор приводит пись-
менные показания, которые подтверждают
виновность Генерального штаба и Верхов-
вого командования вооруженных сил в пла-
нировании и ведении войны. Обвинитель
цитирует показания  генерал-полковника
Гальдера.
	Тейлор говорит, что он располагает так-
же пизьменным заявлением фон Браухича.
который был также членом этой группы
высших германских офицеров, и что это
заявление Браухича такого же содержания,
что и показания Гальдера.
	— Показания фен Браухича и Гальдера
полностью подтверждают, — говорит Тей-
лор, — что группа офицеров, упомянутая в
обвинительном заключении, была Генераль-
ным штабом и Верховным командованием
германских вооруженных сил и на них ле-
жало главное планирование и проведение в
жизнь всех мероприятий, связанных с ис-
пользованием вооруженных сил.
	В последующих документах, представлен-
ных Трибуналу, полковник Тейлор раскры-
вает методы разработки агрессивных дей-
ствий германской военной машины.
	На этом утреннее заседание Трибунала
заканчизаетеся.
	НЮРНБЕРГ, 3 января. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала продолжался
допрос свидетеля Олендорфа. После не-
скольких вопросов членов Трибунала свиде-
телю председатель лорд Лоуренс предо-
ставляет возможность представителям за-
щиты начать перекрестный допрос.

Первым допрашивает свидетеля защит-
ник Кейтеля — Нельте. Отвечая на его во-
просы, Олендорф показывает, что действо-
вавшие на оккупированных территориях по
прямым приказам Мюллера и Гейдриха
оперативные группы получали пожелания
от командования армии. Доклады‘о деятель-
ности оперативных групп доходили до вер-
XOBHOTO командования через Канариса.

Следующим допрашивает свидетеля за-
щитник имперского правительства Кубушек.
Он задает один вопрос — об ответственности
имперского правительства за уничтожение
еврейского населения и «нежелательных
политических элементов». Далее Кубушек
допрашивает свидетеля в качестве защит-
ника подсудимого Шиеера (защитник кото-
рого отсутствует). Знаете ли вы, спраши-
вает защитник, что Шпеер предпринял для
того, чтобы выдать Гиммлера союзникам?
Олендорф отвечает, что по этому поводу
ему ничего не известно. Далее зашитник в
своих вопросах старается создать представ-
ление, что Шпеер играл крупную роль в по-
кушении на Гитлера. Заявив, будто Шпеер
по плану заговорщиков должен был войти в
состав нового правительства, защитник
спрашивает свидетеля: Думаете ли вы, что
обвиняемый Шпеер был в своей деятельно-
сти только специалистом, а не политиком?

Олендорф отвечает, что ‘очень трудно
считать человека не политиком, когда он так
близко находится к руководящей политиче-
ской верхушке. На этом защитник свой до-
прос заканчивает.

К допросу свидетеля приступает Мер-
кель, защищающий гестапо. Он спраптивает:
Знает ли свидетель, что гестапо было со-
здано с апреля 1933 года. Свидетель под-
тверждает это и, говоря о целях гестапо,
сообщает, что эта организация была созда-
на для борьбы с политическими противни-
ками, которые могли бы угрожать гитле-
ровскому государству. Защитник интере-
суется задачами этой политической органи-
зации до 1933 года. Свидетель сообщает, что
в принципе они были те же самые. «Когда
я познакомился с германской тайной поли-
цией, — говорит Олендорф,— то мне каза-
лось, что основой ее была уголовная поли-
ция и что ведущие лица в этой полиции
стали ведушими людьми гестапо. В’ боль-
шей своей части эти люди были взяты из
внутреннего управления, ‘частично завербо-
ваны, частично командированы». После это-
го защитник уточняет задачи работников
гестапо, их обшее число, число активных
гестаповцев. Свидетель определяет общее
число гестаповцев в стране в несколько сот.
тысяч человек. Последние вопросы защит-
ника относятся к управлению концлагеря-
ми. Он спрашивает, свидетеля: Знаете ли вы
о том, кто отвечал за управление концлаге-
рями?

Олендорф: Полковник Поль.

Меркель: Имело ли отношение гестапо к
руководству и администрации концлагерей?

Олендорф: По моему мнению, нет.
После этого защитник своими вопросами
старается преуменьшить участие гестапов-
цев в зверствах, совершавшихся в концла-
герях. Однако последний ответ свидетеля
сводит на-нет все предыдущие старания за-
щитника. Меркель спрашивает: Было ли ге-
стапо в какой-либо форме повинно в массо-
вом уничтожении людей? Олендорф отве-
чает: Повинно так же, как и всякая другая
организация из тех, которые были в соста-
ве оперативных групп и руководили ими.
Защитник гитлеровского генерального
штаба и ОКВ (Верховного командования во-
оруженными силами) Экслер своими вопро-
сами пытается умалить роль своих подза-
щитных организапий в деле истребления
еврейского населения и в других преступле-
ниях.

Вслед за Экеслером свидетеля допраши-
вает защитник Шахта. Все его вопросы ка-
саются ареста Шахта после покушения на
Гитлера.

Затем защитник Геринга задает свидете-
лю несколько вопросов, касающихся орга-
низаций гестапо и расширения его деятель-
ности в Германии. Защитник Редера задает
свидетелю вопросы относительно участия
армейских соединений в выполнении указа-
ний Гитлера по уничтожению евреев в Вос-
точной Европе. Свидетель подтверждает,
что эти указания Гитлера были известны
представителям военного командования и
что генералы выполняли указания «фю-
рера».

Отвечая на вопросы защитника СС и СД,
Оленлорф сообщает, что хотя СД не имела
на оккупированных территориях своих под-
вижных соединений, однако на оккупиро-
ванные территории были посланы отдельные
члены и группы СД для проведения «соот-
ветствующих мероприятий». Далее свиде-
тель сообщает, что каждая оперативная
группа, действовавшая на оккупированной
территории, имела роту солдат СС. Защит-
ник задает вопрос, касающийся лично  сви-
детеля: «Скажите,— спрашивает on, от
кого был получен вами приказ о ликвида-
ции евреев и в какой форме?» Свидетель
отвечает, что его задачей было руководство
оперативными группами за границей и что
приказ об убийствах евреев был подписан
Гиммлером и Гейдрихом. Затем свидетель
подтверждает, что он, как руководитель
оперативных групп, имел прямое задание
следить за выполнением ими приказов.

«Значит,— спрашивает защитник — вы не
не имели возражений против проведения
приказов в жизнь?»

Олендорф: «Конечно, нет». При этом
Олендорф, пытаясь смягчить свою вину, за-
являет, что он не мог не выполнить прика-
зы, которые дает государство. На этом пе-
рекрестный допрос свидетеля Олендорфа
защитниками заканчивается.

Представитель американского обвинения
полковник Эмин задает последний вопрос
свидетелю. Он спрашивает: Какие органи-
зации ведали снабжением оперативных групп
и отрядов, какие организации снабжали ору-
жием оперативные отряды и какие органи-
защии снабжали группы кадрами? Олендорф
отвечает, что снабжение производилось вы-
пестоящими организациями, оружие дава-
лось через управление армии, а кадры опе-
ративные группы получали от управления
имперской безопасности. На этом допрос
свидетеля Олендорфа заканчивается.

Трибунал вызывает для допроса следую-
	НЮРНБЕРГ, 4 января. (ТАСС). На утрен-
нем заседании трибунала 4-го. января про-
должался допрос свидетелей. В зал суда
под охраной вводится свидетель Вальтер
Шелленберг, один из крупнейших руководи-
телей германской службы безопасности,
старый член гитлеровской партии, бригаден-
	390 борцов за права
македонского народа
заключены в греческую

тюрьму ;

Обращение македонских политических

заключённых к правительствам великих

держав

БЕЛГРАД, 4 января. (ТАСС). Как сооб-
тает белградское радио, македонские поли-
тические заключенные, находянтиеся в тюфь-
ме в Касандре (Греция), опубликовали обра-
шение к правительствам Советского Союза,
Великобритании и США, в котором  гово-
рится:

В эти исторические дни мы, жители Эгей-
ской Македонии, боровшиеся против окку-
пантов, вынуждены вести тяжелую борьбу
протиз греческой реакции, которая ненави-
дит нас за то, что мы — македонцы, за то,
что мы зашищаем свои права, за то, что мы
хотим жить как свободный народ. За права
македонского народа былю пролито много
крови нашими дедами и отцами. В тюрьме
Касандры находятся 350 македонцев; кото-
рые живут, как во времена средневековья.
Нам строго запрещается говорить на родном
языке. По нескольку месяцев нас держат
в тюрьме без всякого следствия. Нас по-
сылают на принудительные работы, пде мы
должны, как рабы, целыми днями копать
землю. Мы совершенно изолированы от
остального мира. Нам запретили даже чи-
тать газеты. Мы Фбращаемся ‘к правитель-
ствам союзных стран с просьбой помочь
признанию прав македонского народа, кото-
рые он завоевал, чтобы мы могли жить как
	свободные люди. .
—CO}—
	срранцузская делегация на сессию
Генеральной ассамблеи
	ПАРИЖ, 4 января. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс передает:

Назначена французская делегация на сес-
сию Генеральной ассамблеи организацин
Об’единённых наций. Делегацию возглавля-
ет министр иностранных дел Жорж Било.
Главными делегатами будут: министр без
портфеля Венсзя Ориоль, министр народного
хозяйства Бийу и бывший председатель
французской делегации на конференции в
Сан-Франциско Поль Бонкур. В состав за-
местителей делегатов входят, в частности,
Эрве Альфан и Леон Жуо.
	— о
Обрашение «Фронта свободы»
	ТЕГЕРАН, 3 января. (ТАСС). За послед:
нее время в иранской прессе усилилась кри-
тчка иранского правительства, возглавляе:
мого премьер-министром Хакими. 29—30 де-
кабря в Тегеране распространялось обраще:
ние союза прогрессивных газет «Фронта сво-
боды», в котором разоблачается предатель-
ская деятельность в Иране Сеид Зия-эд-
Дина. «Фронт свободы» резко критикует
также политику премьер-министра Хакими,
обвиняя его в гонениях и репрессиях против
демократического движения в стране и в 32-
крытии прогрессивных газет за правдивое
освещение ими событий в Иранском Азер-
байлжане. В обращении говорится:

«Правительство Хакими пошло по непра-
вильному пути. Мы еще раз заявляем руко-
водителям Об’единенных наций, всем демо-
кратическим организациям мира, что гнет
правящего аппарата над иранским народом,
террор мысли, лишение свободы, массово
запрещение газет и репрессии военного гу-
бернаторства ничуть не ослабли и продол-
жаются».
	Отставка двух иранских министров
	ТЕГЕРАН, 2 января. (ТАСС), Тегеранские
газеты сообщают, что министр путей соб
щения Фируз и министр почт и телеграф
Нариман подали в отставку. Сообщают так:
же, что министр внутренних дел также на:
меревается подать в отставку.
		Приезд Маннергейма в Хельсинки
	АЕЛЬСИНКИ, 4 января. (ТАСС). Хель:
синкские газеты сообщили о приезде в
Хельсинки маршала Маннергейма.
	—_0)o—.
Шахматный турнир в Гастингсе
	ЛОНДОН, 4 января. (ТАСС). В пятом
туре международного шахматного турнир
в Гастингсе партии Женкер — Томас, Штей
нер — Прэнс и Мизес — Серджент закончи-
лись вничью. Эйве выйграл у Дефоса, Тар-
таковер —у Экстрема, Айткен — у Кристо-
феля.

Отложенная партия Дефос — Тартаковер
закончилась вничью. .

ЛОНДОН, 4 января. (ТАСС). Шестой
тур принес победу Тартаковеру, Денкеру,
Мизесу и Томасу. Мизес выиграл у Кристо-
феля, Тартаковер — у Серджента, Томас —
у Дефоса, Денкер — у Штейнера. Партия
Прэнс — Айткен закончилась вничью. Пар-
тия Экстрем — Эйве отложена.

После шестого тура лидером турнира стал
Тартаковер, у которого четыре с полови-
ной очка. Всего на пол-очка от Тартаковера
отстали Прэнс и Денкер.
	SS a a
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

(Начало утренних спектаклей в 12 ч, дня,
вечерних — в 7 ч. 30 м. вечера).
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР —
оп. Князь Игорь. 7,4
	ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — оп. Цар-
ская невеста.
	ТОСУДАРСТВЕННЫЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 09-
творение мира.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — Царь Федэр
Иоаннович.

ФИЛИАЛ МХАТ — Дядюшкин сон.

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — Сталич-
градцы.
. ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (улица
Горького, пер. Садовеких, 10)- Последний дель.

Московский ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (Мал,
Бронная, 2) — Замужество, ns

IOC. MOCKOBCKHA КАМЕРНЫЙ TEATP
(Тверской бульвар, 23) — утро и веч. — Верпые

2, ewe 9
	сердца. ит. Е ЕЙ
МОСКОВСК. ТКАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19)

Утро — Отчий дом; веч. — Лисички,

roo. ДРАМ. ТЕАТВ им. МОССОВЕТА (Карёт-
	т mee EE SOS EIA LEE ER Ne OE SF RRR ERG ES ™
Брасавец-мужчина.
московский ТЕАТР САТИРЫ (плош. Мая-
ковского, д. 1/29) — Веселый глешник.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТА (ул.
Казакова, 8) — Матенька.
	МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ: ($. Садо-
вая, 18) — Марипа.
	oro — Д 3-10-85; Экономического -—
Эпспедиция — Д 3-34-19. =
	Изд. № 865.
	Ympennee заседание 4 января

: Мосвва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правлых.
		Д 3-35-32; Иностранного — Д 3-37-50; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47;
	д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-69: Пагтийной
Ниформацин — Д 3-15-80; Литературы и искусства—Д 3-38-73; Военного—Д. 3-37-63; Секр
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.