Станок для скоростного
	бурения
	Прибытие А. Я. Вышинского в Софию
	культурных организаций и дипломатическо”
го корпуса.

А. Я. Вышинского встречали также заме:
ститель председателя Союзной Контрольной
Комиссии генерал-полковник Бирюзов, гене-
рал-лейтенаит Черепанов, поверенный в де-
лах СССР в Болгарин Левычкин, члены
СКК и советской миссии.

На вокзале был выстроен почетный Kapa-
ул, были исполнены гимны СССР и. Болга-
рии. Вокзал был украшен болгарскими и со-
ветскими флагами. На вокзале собралось
большое количество публики со знаменами и
плакатами. 1
	СОФИЯ, 9 января. (ТАСС). Заместитель
Народного Комиссара Иностранных Дел
СССР А. Я. Вышинский в сопровождении
посланника СССР в. Болгарии С. П. Кирса-
нова сегодня вечером прибыл з Софию. На
вокзале А. Я. Вышинского встречали члены
болгарского правительства во главе с вре-
менно исполняющим обязанности премьер-
министра Добри Терпешевым, председатель
парламента В. Коларов, Г. М. Димитров,
представитель регентов генерал Неделков,
начальник генштаба генёфал-лейтенант Ки-
нов, генералы армии, члены Национального
комигета Отечественного фронта, члены
парламента, представители общественных и
	Экзаменационная
сессия в вузах
	Началась зимняя экзаменационная сессия
в высших учебных заведениях страны.

Экзамены проводятся на всех факульте-
тах Московского государственного универ-
ситета имени Ломоносова. Несмотря на по-
вышенные требования, около М уже экзаме-
невавшихся студентов получили здесь от-
личные и хорошие оценки. Хорошее мнение
у экзаминаторов о знаниях студентов, вер-
нувшихся из Красной Армии.
	В Московском авнационном институте
имени Орджоникидзе нет ни одного случая
пропуска студентами экзаменов без уважи-
тельной причины. 70 проц. всех ответов на
состоявшихся экзаменах аттестованы отлич-
ными и хорошими отметками.
	Хорошие результаты показали также в
первые дни сессии студенты Московского
высшего технического училища имени Бау-
	мана.
	Производственный ‘под’ем на предприятиях
Сталинского района Москвы
	на 250 проц. Своему слову он верен. 3 ян-
варя залание им выполнено на 485 про-
центов. а 5 января-—на 495 проц. Молодеж-
ная бригада Трушина (этого же завода)
заявила, что она поднимет производитель-
ность труда ва 12 пропентов, а в лействи-
тельности ежедневно выполняет норму. на
115 процентов.

Маптиностроительный завод Наркомата
электропромышаленности,  изготовляющий
токарно-винторезные станки,  15-тонные
прессы, моторы лля электрочатефонов и
проч., за 7 лней января выполнил месяч-
ную программу на 23 прон. Сборщица мо-
торов Маркова ежедневно выполняет зада-
ние не менее чем на 280 проц., обмотчица
Выкова-—более чем на 200 проц., слесарь-
сборщик-—на 400 проп., г строгальщик Cro-
лятюв — на 530 upon.

На деревообделочном заводе план изгото-

вления футляров ATA часов и радиоприем-
ников ежедневно перевыполняется. Группа
мастера Романова за 7 дней января выпол-
нила план на 125 проц.
’ Производственные успехи трудящихся
Сталинского района столицы овидетельству-
ют 06 огромном желании рабочих, инжене-
ров, техников, служащих и командиров
производства притти ко дню выборов в Вер-
ховный Совет с новыми достижениями на
трудовом фронте.
	Коллективы предприятий  Сталинского
района столицы стремятся ознаменовать
предстоящие выборы в Верховный Совет
CCCP высокой производительностью труда,
увеличением выпуска готовой продукции.

Тонкосуконная шерстепрядильная фаб-
рика «Освобожденный труд», занятая ны-
не изготовлением тканей для населения,
38 семь дней января выполнила план на
104 процента. Бригады Белоцерковокого и
Бойцова выполняют задание на 108 про-
пентов, & работницы Покровская и Толо-
концева — на 114—118 процентов.

Работа трикотажной фабрики «Красный
Восток» отличается в эти дни ритмично-
стью, равномерным выпуском продукции.
Бригада Генераловой выработала 7 января
норму на 150 пропентов, a сама Генера-
лова — на 179 проп.

На электроламповом заволе большин-
ство молодежных бригад выполняет и
перевыполняет нормы выработки. Бригаха
Еомакозой дает ежедневно сверх плана по
130—135 сложчых излелий. Особенно хо-
‘рошей работой отличаются монтажницы
Лида Полякова, Вера Штынова, Алексант-
ра Проеенова и Татьяна Шатова.

Молодой токарь завода электромашин
Михаил Солдатов в честь прелстояших вы-
боров в Верховный Совет СССР обязался
сжелневно выполнять задание не менее чем
	КЕМЕРОВО, 9. (Корр. «Правды»). Со-
трудник Кузнецкого научно-исследователь-
ского угольного института инженер Мор-
довский сконструнрозал новый буровой ста-
нок облегченного типа для скоростного бу-
рения скважин. Два опытных станка, изго-
товленных в мастерских института, были ис-
пользованы на шахтах Прокопьевского руд-
ника для бурения вентиляционных скважин
и показали ряд существенных преимуществ
перед другими аналогичными машинами.

Новый буровой станок отличается порта-
тивностью и простотой в эксплоатации. Ве-
CET он со всеми подсобными установками
всего 70 килограммов, во много раз меньше
применяемых ныне машин. Скважину диа-
метром 150 миллиметров, на глубину до
15 метров он проходит за 40—45 минут.

Киселевский механический завод комби-
ната «Кузбассуголь» выпустил первую
крупную партию буровых станков новой
конструкции.

МЫ Ч
	Мать, воспитавшая 24 детей
	АРХАНГЕЛЬСК, 9. (ТАСС). Указом
Президиума Верховного Совета CCCP Ma-
рии Егоровне Колодишниковой присвоено
звание Матери-героини. На-днях ей вручили
орден «Мать-героиня».

Всю свою жизнь Мария Егоровна провела
в деревне Чужгоры, Приморского района.
Она вырастила и воспитала 13 своих и 11
приёмных детей. С первых дней Великой
Отечественной войны на фронт ушёл её муж,
с ним она послала на защиту Родины 8 сы-
новей и 2 дочерей. Сама она, не покладая
рук, трудилась в родном колхозе. За ис-
текший год тов. Колодишникова выработала
400 трудодней.
		Центральный комитет ЭАМ о положении в Греции
	ного комитета ЭАМ—Сантос, Критикос, Кир-
кос и Иконому посетили регента и премьер-
министра и вручили им резолюцию централь-
ного комитета ЭАМ. Представители ЭАМ
особенно настаивали на необходимости
удовлетворить справедливые требования
рабочих и служащих и подчеркнули усиле-
ние террора, банкротство закона о разгруз-
ке тюрем, а также антиконституционный
характер закона о печати. Представители
ЭАМ подчеркнули также, что только уча-
стие народа в деле зосстановления может
возродить страну. Для этого необходимо
восстановление народного доверия к прави-
тельству, что может быть достигнуто толь-
ко путем образования представительного
правительства.

ЭАМ, заявили они, готов разделить от-
ветственность за управление страной и <по-
собствовать её восстановлению.

Отвечая предстазителям ЭАМ, премьер-
министр признал, что активность террори-
стических организащий монархистов усили-
лекь, и заявил, что оч решил положить это-
му конец. Относительно участия ЭАМ в пра-
вительстве премьер-министр заявил, что он
рассмотрит этот вопрос. Регент также за-
явил, что он изучит меморандум ЭАМ н
точку зрения, высказанную его представи-
телями_
	АФИНЫ, 9 января. (ТАСС). Централь-
ный комитет Национально-Освободительного
фронта (ЭАМ) принял резолюцию, в кото-
рой говорится, что после полутора месяцев
пребывания у власти правительства «демо-
кратического центра» положение в стране
не только не улучшилось, но значительно
ухудшилось, что правительство позволяет
плутократической олигархии продолжать
ограбление трудящихся.

«Несмотря на заявление лидеров центра, —
говорится далее в резолюции, — об уста-
новлении порядка и равенства, террор ни-
когда не достигал таких размеров. как сей-
час. Террористические организации предпри-
няли общее наступление по плану, разрабо-
танному совместно с государственными ор-
ганами безопасности. Правительство не про-
извело никаких перемен в армии, органах
безопасности и юстиции, продолжает пре-
следовать участников движения сопротив-
ления и утверждает повышение в чинах
офицеров, служивших врагу... Выяснилось,
что по закону о разгрузке тюрем будет
освобождено не более 10 процентов полити-
ческих заключенных».

В резолюции подчеркивается необходи-
мость создания представительного прави-
’ тельства с участием SAM.
	5 января вечером представители централь-
	Кинофестиваль в Москве
	С 1 января пою 1Ю февраля в крупнейших
кинотеатрах, дворцах культуры и клубах
Москвы проводится кинофестиваль, посвя-
щенный выборам в Верховный Совет СССР.
Кинофестиваль построен по специально раз-
работанной тематической ограмме: в нее
включены фильмы на тему «Сталинская Кон-
ституция СССР», кинокартины о революци-
онном прошлом нашей Родины и историче-
ские фильмы («Ленин в Октябре», «Ленин в
1918 году», «Яков Свердлов», «Выборгская
сторона», «Чапаев», «Член правительства»,
«Петр 1» и др.), художественные фильмы о
великих русских полководцах («Александр
Невский», «Суворов», «Кутузов»), фильмы о
героизме советских людей на фронте и в ты-
лу в период Великой Отечественной войны
(<Зоя», «Она защищает Родину», «Радуга»,
«Небо Москвы» и др.), а также ряд доку-
ментальных и научно-популярных фильмов.
В лни фестиваля перед сеансами устраи-
ваются краткие лекции, а также консульта-
пии и беседы < посетителями ло вопросам,
касающимся выборов в Верховный Совет.
Широко используются кинопередвижки. В
кинофестиваль включились также районные
фильмотеки гороно, обслуживающие около
500 школ, районные дома пионеров, госпита-
ли и домоуправления.
	Собрание памяти К. Д. Ушинского
	ЛЕНИНГРАД, 9. (Корр. «Правды»). Сего-
дня в зале Государственной филармонии со-
стоялось торжественное собрание, посвя-
щенное памяти великого русского педагога
К. Д. Ушинского в связи с 75-летием со дня
его смерти.

Собрание открылось вступительным сло-
вом президента Академии педагогических
наук народного комиссара просвещения
В. П. Потемкина.

Действительный член Академии педагоги-
ческих наук И. Ф Свадковский прочел до-
клад на тему «Великий русский педагог
К. Д. Ушинский». Были также заслушаны
доклады действительного члена академии
Н А. Константинова и члена-корреспондента
академии Б. Г. Ананьева на темы «Народ-
ность как основа педагогической системы
К Д. Ушинского» и «Ушинский как пси-
холог».
		Забота о демобилизованных
	рублей в качестве единовременной помощи.

Правительством Таджикской ССР для
детей погибших воинов выделено значитель-
ное количество продуктов. Семьи погибших
и инвалиды Отечественной войны получили
на 200.000 рублей хлопчатобумажных тканей,
на 235.000 рублей шерстяных, швейных изде-
лий, обуви и одежды.

Большую материальную помощь оказыва-
ют демобилизованным трудящиеся Туркмен-
ской и Киргизской ССР. Для этой цели со-
браны сотни тысяч рублей, многие сотни
голов скота, десятки тонн различных про-
дуктов, большое количество обуви, ману-
фактуры, одежды. Ничего не жалеют кол-
хозники, рабочие, служащие для защитни-
ков Родины.

Партийные и советские организации рес-
публик Средней Азии сейчас занялись
трудоустройством  демобилизованных. Как
показала проверка, абсолютное большинство
уже получили работу„ приступили к трудо-
вой ЖИЗНИ.
	ТАШКЕНТ, 9. (Корр. «Правды»). Тру-
дящиеся республик Средней Азии проявля-
ют большую заботу о воинах-гобедителях,
вернувпихся по демобилизации из Красной
Армии в города, кишлаки, аулы. Прибываю-
щим воинам оказывается теплый прием. Ра-
бочие и служашие встречают их с подар-
ками. На вокзалах, в пунктах сборов про-
ходят многолюдные митинги, на которых
выступают бойцы, сержанты, офицеры. Де-
мобилизованным оказывается большая мате-
рнальчая помощь.

В беседе с коррэспондентом «Правды»
начальник политупразления Туркестанского
военного округа генерал-майор тов. Шишкин
сообщил, что только за последние пять
месяцев в областях Таджикистана демоби-
лизованным выдано 50 тонн зернопродуктов,
300 голов скота, пять с головиной тысяч
метров мануфактуры. Для семей военно-
служащих отремонтировано 2.300 квартир,
выдано - 130.000 рублгй в долгосрочную
ссуду на жилищное строительство и 280.000
	Открытие конькобежного сезона
	На-днях в Москве на стадионе «Динамо»
состоялись традиционные  соревнованчя
конькобежцев на призы газеты «Красный
спорт». Встреча московских скороходов про-
шла ‘с болыншим спортивным интересом.
Командный приз газеты «Красный спорт»
завоевал коллектив общества «Динамо».
Этот приз динамовцы завоевывают четвер-
тый год подряд. Личные призы газеты выиг-
рал А. Люскин (ЦДКА), пробежавший
500 метров в 47 секунд и 3 тысячи метроз
в 5 мин. 40,5 сек., и Н. Гамуло («Динамо»).
Она покрыла 500 метров в 54,4 сек. и 1.500
метров в 3 минуты 5 сек.

Победителям вручены ценные призы га-
зеты «Красный спорт».
		Позиция компартии Испании
Письмо Долорес Ибаррури Мартинесу Барио и Хиралю
	Далее Долорес Ибаррури пишет: «Ком-
партия Испании предлагает обусловить этот
народный опрос решающими факторами,
которые радикально отличаются от плебис-
цита, предлагаемого сторонниками компро-
мисса. Народный опрос должен происхо-
дить после отстранения Франко и фалан-
ги от власти и не под иностранным контро-
лем, а пол руководством национального
коалиционного правительства, в котором
примут участие все силы: от республикан-
цев, социалистов, членов национальной коч-
федерации труда, коммунистов, представите-
лей Каталонии, Страны басков, Галисии до
монархистов и военных-противников фран-
кистского режима. Для сотрудничества в
деле организации этого опроса могли бы
функционировать автономные правительства
в Каталонии и Стране басков, такого же
характера, как и национальное правитель-
	ство.

В задачу национального коалиционного
правительства войдет освобождение заклю-
ченных, облегчение возвращения эмигран-
тов, освобождение государственного аппа-
рата от всех следов фаланги и организация
опроса народа. Узнав волю нации, прави-
тельство, если, в чем мы уверены, народ
выскажется за республику, должно будет
вручить власть временному президенту
республики, который поручит формирова-
ние нового правительства согласно выра-
жению народной воли. Это правительство
восстановит республиканские институты и
проведет в кратчайший срок выборы».

В заключение в письме Долорес Ибарру-
ри говорится: «Таково решение, которое
предлагает компартия Испании, движимая
стремлением ускорить падение франкизма и
прекратить кровавые страдания нашего на-
рода. Это, впрочем, не исключает нашего
намерения рассмотреть любое другое реше-
ние, которое может быть предложено. с те-
ми же целями»...
	—Оо—

О притязаниях США
	на Гренландию
	КОПЕНГАГЕН, 6 января. (ТАСС). Газета
«Моргенбладет» пишет: «Датский журнал
«Данске тиденде», выходящий в США, по-
местил реферат статьи американского офи-
цера Чарльза Хаббарда в журнале «Коль-
ерс», требующего, чтобы США купили Грен-
ландию.

В начале своей статьи Хаббард обращает
внимание на большое значение Гренландии
как метеорологической станции. «Тот ‘факт,
что Гренландия,— пишет Хаббард,— при-
надлежит маленькой нации, затерявшейся
где-то в географическом хаосе Европы, яв-
ляется скорее случайностью, чем осмыслен-
ным явлением. Что, если мы, например, за-
хотим заплатить Дании 50 миллионов дол-
ларов? Когда речь идет о Гренландии, нам
нечего скупиться!».

Далее автор рисует бесчисленные опас-
ности, которые могут грозить Америке, если
какой-либо враг завладеет Гренландией.
Ввиду своего географического положения
Гренландия может сыграть большую роль в
развитии международных воздушных линий
Америки. Гренландия находится на прямой
аэролинии и почти на полпути от центра
Америки до новых промышленных центров
в Восточной России.

«Становится как-то не по себе, — заявляет
газета «Данске тиденде», — когда военный
человек говорит с таким интересом о том, как
попасть в Россию. Почему же именно в Рос-
сию? Не скрыты ли здесь намерения обо-
стрить отношения между Америкой и Рос-
сией?

Хаббард — опасный тип, один из тех
агрессивных американцев, которые, если им
удастся добиться своего, могут принести
всему миру много несчастья. Он совершенно
игнорирует Об’единенные нации, которые
организовались для обеспечения мира. Он
говорит о линии обороны Америки, которая
каждый раз, когда выступает такой Хаб-
бард, удлиняется на несколько вершков. Эта
линия понемногу будет расширяться по
всему земному шару и ударит нас самих по
затылку.
	Хаббард — не настолько честный человек,
чтобы сообщить, как, собственно, Америка
получила свои воздушные базы на Гренлан-
дии. Он не говорит о том, что это произо-
шло по предложению датского посланника в
Вашингтоне. Ему одновременно следовало
бы понять, что документ, подписанный то-
гда американским министром иностранных
дел Хэллом относительно возврата Гренлан-
дни Дании, ответственные американцы не
считают клочком бумаги.
	Приличные люди, желающие купить иму-
щество другого лица, обычно сначала спра-
шивают владельца, продается ли.оно, пре-
жде чем говорить о цене. Лица же, которые
сами берут, как это делал Гитлер. в Евро-
пе., как это, бишь, мы называли этих про-
клятых нацистов?»
	МЕКСИКО. 8 января. (ТАСС). Журнал
«Эспаньа популар» опубликовал текст пись-
ма Долорес Ибаррури Мартинесу Барио и
премьер-министру эмигрантского испанского
правительства Хиралю, отражающего пози-
цию компартии Испании в вопросе о разре-
шении испанской проблемы.

В своем письме Долорес Ибаюрури энер-
гично осуждает маневры фашистов и про-
чих реакционеров, «предлагающих компро-
мисс между франкистским режимом и
некоторыми республиканскими кругами, что
на практике привело бы к укреплению в
Испании реакционного режима, крушению
надежд и чаяний трудящихся масс народа
и превращению Испании в вассала безраз-
лично какой именно иностранной державы».

Долорес Ибаррури указывает, что «лю:
бой компромисс с франкистсюнм режимом не
только не позволит избежать кровопроли-
тия и продолжения гражданской войны,
уже идущей в скрытом виде в Испанин, но
и сделает неазбежным развитие этой вой-
ны. Сторонники компромисса говорят об ор-
ганизации плебиспита под руководством
франкистских агентов и под иностранным
контролем, понимая, что в таких условиях
плебисцит был бы кровавым фарсом и скан-
дальным обманом, который позволил бы
Франко придать демократическую внеш-
ность своему террористическому  фашист-
скому режиму».

«Компартия Испании, — говорится далее в
письме, — решительно выступает против
всякого компромисса < Франко и не примет
иностранного вмешательства, которое на-
несло бы ущерб суверенитету и независи-
мости нашей страны».

Ибаррури указывает, что компартия стре-
мится организовать вооруженную борьбу и
поднять национальное восстание против
диктатуры Франко и фаланги, считая это
лучшим способом покончить с врагом. Од:
нако компартия не отказывается от других
методов, и в этих целях «компартия, стре-
мясь положить конец страданиям испан-
ского народа, хочет притти к соглашению
со всеми антифранкистскими национальны-
ми силами относительно организации опро-
са народа, во зремя которого последний
свободно и демократически выскажется за
режим, при котором он хочет жить».
	рочно поддерживала Петэна, Лаваля и про-
чих коллаборационистов.
	Вот что пишет Лимэн 06 отношениях
Ватикана с японским агрессором: «Вати-
кан также все время состоял в тесной свя-
зи с японскими милитаристами и поздер-
живал их авантюры. За это Япония обежала
католикам ряд привилегий на оккуциро-
ванной ею территории. Во время японских
побед на Тихом океане Ватикан тепло при-
ветствовал японского посла в Ватикане ге-
нерала Харада».
	В ходе войны в Ватикане строились
планы копромиссного мира между фашиет-
скимл агрессорами и западными державами:
авторы этих планов упорно старались до-
стичь компромисса за счет Советского Союза.
	Rak известно, в. европейских странах,
вступивших на демократический путь раз-
вития, проводятся мероприятия, ограничи-
ваюшие власть монополистического капи-
тала. Между тем Ватикан тесно связан с
монополистическим капиталом в лице
банков и концернов многих стран. Такой
зполотет Ватикана, как американский
журналист Чианфарра, автор книги «Вати-
кан и война» *), считает нужным отметить:
«Папа, в противоположность миреким пра-
вителям, не публикует своего бюджета и
ревниво хранит в тайне все сведения о
своем экономическом положении». Однако
иностранная печать разоблачила, что Вати-
каном вложены огромные капиталы в про-
мышленность и банковское дело во Фран-
пии, в Испании, в Швейцарии, в странах
Латинской Амелики. Ватикану принадле-
	жит около отной трети акций француз ко-.
	го банкирского дома Ворме, активно прово-
лившего политику коллаборационизма. В
руках Ватикана — лве пятых капитала
франко-итальянского банка Южной Амери-
ки. Под контролем Ватикана находится
концерн «Компаниа итало-архентина де
электрисидал» с филиалами в Швейцарии,
Аргентине, Перу, Парагвае. 06 этом нельзя
забывать, когла мы слышим Филиппики
римского папы против народной демокра-
THH.
	Повсеместная поддержка Ватиканом наи-
более реаклионных течений, партий и
	правительств — неоспоримый факт. Это
еще раз подтверждают рождественские по-
слания Пия ХИ.

И. БОРИСОВ.
	3) «Ватикан и война», — Камилле Чиан-
фарра, Нью-Йорк, 1944 г.
	Охотник-снайпер
	ЯКУТСК, 9. (Корр. «Правды»). С первых
дней войны из колхоза «Первый шаг», Ток-
кинского райоча, в ряды Красной Армии
ушел эвенк Иван Кульбертинов — знатный
охотник Якутни. За годы войны он уничто-
жил более 400 немцев. Девять боевых орде-
нов и медалей украшают грудь воина.

С окончанием войны Ивам Кульбертинов
вернулся в родчой колхоз.

Сменив боевую винтовку на охотничье
ружье, он снова ушел в тайгу. В лесу стали
раздаваться меткие выстрелы снайпера. За
два месяца тов. Кульбертинов выполнил
две квартальных нормы, сдав государству
шкурки белки, горностая, лисицы, песца,
соболя. Он продолжает добывать пушнину
сверх плана.
		 ]кольные каникулы в Москве
	Весело прошли дни каникул У шШколь-
ников Москвы. Десятки тысяч юных зрите-
лей и спортсменов проводили свой досуг в
дворцах культуры, театрах, клубах, парках
и на стадионах, в Колонном зале Дома сою-
зов.

На московском стадионе Юных пионеров
состоялся спортивный праздник-карнавал.
Начался он парадом спортивной школы стз-
лиона. После парада выступили лучшие ма-
гтера фигурного катанья на коньках: чемпи-
он СССР” Васильев, заслуженный мастер
спорта Гранаткина, Толмачев, чемпаонка
Москвы по танцам на’ коньках Некрасова,
а также молодые фигуристы — ученики
спортивной школы. Затем были проведены
массовые соревнования на коньках.

Карнавал закончился концертом.
	Новые
	На детской технической станции Ленин-
ского района гроссмейстер „Лилиенталь дал
сезнс шахматной игры на 20 досках. По
окончании игры гроссмейстер сделал разбор
наиболее интересных партий,

В концертном зале им. Чайковского
московские школьники встретились с арги-
стами, писателями и композиторами. Перед
ребятами выступили писатель К. И. Чуков-
гкий, поэт А. ‘Жаров, народный артист
РСФСР О. Н. Абдулов, композитор Т. Хрез-
ников и другие.

В филиале Публичной исторической биб-
лиотеки профессор М. В. Нечкина для уча-
щихся старших классов прочитала лекцью,
посвященную 120-летию восстания декабрн-
СТОВ.
		Переподготовка
железнодорожников
	ВОРОШИЛОВГРАД, 9. (Корр. «Прав-
ды»). 8.000 молодых транспортников окон-
чили обучение в 1945 году на курсах и в
технических: ‘школах Северо-Донецкой `` же-
лезной дороги. Пополнили свои знания до-
рожные мастера, дежурные по станции, ма-
шинисты, их помошники, кочегары. Кроме
того, не прекращая основной работы, около
32.000 железнодорожников учились на раз-
личных курсах и в специальных школах,
		Соты

и епектакль
	В театре им. Моссовета состоялось 100-е
представление пьесы «Олеко Дундич»
А. Ржешевского и М. Каца. Постановщик
спектакля — народный артист РСФСР и
КазССР Ю. Завадский. Художник — заслу-
женный артист КазССР М. Виноградов.
	В сотый раз выступили в спектакле
М Названов (Олеко Дундич), заслуженный
артист КазССР Б. Оленин (Ходжич), И. Со-
колова (Галина), Б. Иванов (К. E.
Ворошилов), заслуженный артист РСФСР
А. Андреев, К. Сидорук, Л. Лунич, В. Сабу-
ров, В. Гвелесиани, А. Осипов, А. Зубов,
Г. Гринев, Б. Лавроз, Н. Чиндорнн, 3. Ши-
гаева.
	была выгодной для обенх сторон. По мне-
нию Сальземини и ла Пиана, заключением
договора «Ватикан дал благословение фа-
THHCTCKOMY режиму, поднял престиж Му--
	солини И значительно помог усилению
фашизма в Италии и за границей». Именно
в тот период папа Пий XI, предшествен-
ник Пия ХИ, бросил крылатую фразу:
«Муссолини — человек, ниспосланный про-
видением».

Сотрудничая с итальянским фашизмом,
Ватикан сближалея и с фашизмом гермад-
ским. Редактоэ американского журнала
«Конвертед католик мэгэзин» Лимэн пишет
в своей брошюое «Политика Ватикана 20
второй мировой войне» 2): «Подлинная
папская политяка за последние сотни лет
строится на убеждении в том, что сильная
милитаристекая авторитарная Германия
веобходима для обеспечения господства ка-
толической церкви». По утверждению Ан-
мэна, особым прогерманизмом отличале
кардинал Пачелли; ныне Пий ХП; еще в
бытность папским нунцием в Берлине он
был связан с Гитлером.

Велел за Латеранским дотовором Вати-
кан заключил конкордат с гитлеровским
правительством. В 1936 году немецкие ка-
толические епископы в пастыреком обра-
щении призывали «поддерживать фюрера в
отпоре большевизму и других его задачах».
В дни мировой войны князья католической
церкви в Германии неоднократно давали
Гитлеру подтверждения своей верности.

Напомним еще следующие факты. По-
сле  грабительского захвата Абиссинии
итальянскими войсками папа официально
поздравил Муссолини с победой. В разгар
гитлеровской агрессии против Австрии вся
католическая иерархия во главе с карли-
налом Инницером призывала австрийцев к
подчинению захватчикам. В Испании Ва-
тикан принимал самое активное участие в
подготовке и осуществлении  германо-
итальянской интервенции: победу интер-
вентов он приветствовал спепиальным ма-
нифестом. Агенты Ватикана Тисо и Глин-
ка вели подрывную работу против Чехосло-
вацкой республики и после ее падения ор-
ганизовали марионеточное правительство
Словакии; марионеточному — словацкому
премьеру Тука принадлежат слова: «Буду-
шая государственная система Словакии
явитбя сочетанием немецкого фашизма и
римского католицизма». Во Франции часть
верхушки католической церкви безогово-

2) «Политика Ватикана во второй миро-
РОЙ вОоЙНе»,— Лео Лимэн, Нью-Йорк, 1945
год.
	десная трезога», «Из трагедии «Нумансия»,
«Орда», «Брага», «Поиски героя», «Юрга»,
«Стихи о Кахетии», стихи и рассказы ран-
них лет.

Ф. Панферов. Борьба за мир. Роман.
Книга первая. Гослитиздат, тираж 100 тыс.
экз., 229 стр.

Новый роман Ф. Панферова «Борьба за
мир» посвящен теме великого подвига со-
зетских людей в Отечественной войне во
имя победы над фашистскими захватчиками,

Действие первой книги романа происхо-
дит на Урале, в Москве, на Украине, на
фронте, в Брянских лесах.

ным». Пий All выражает пожелание,
чтобы не только воечнопленные, Но и «по-
литические иленные» были поскорей ваз-
зращены «к своим нормальным довоенным
обязанностям». Под «политическими плен-
ными» явно подразумеваются главные воен-
	ные преступники, котсрые сидят на скамье
полсудимых в Нюряберге.
	Итак, чтобы доставить удовольствие
римскому папе, следовало бы вернуть Ге-
ринга в германское министерство авиацик,
водрорить Гесеь в «коричневый дом» в
Мюнхене, а Кальтенруннера снова поета-
вить у руководетвз гестапо. Тогда все они
вернулись бы к своим «нормальным 29-
военным обязанностям». И эта попытка
спасти убийц лесятков миллионов людей
преполноситея миру в дни Нюрнбергского
	процесса, раскрывзающего до кониа всю
глубину кошмарных преступлений a-
шизма!
	Не мелтает вспомнить, что в папском
рождественском послании 1944 года, в
дни. когда еще пылали алским пламенем
печи Бухенвальда и Дахау, Пий ХП не
выступил в защиту невинных  узни-
ков гиглеровских лагерей смерти, как,
впрочем, не нашел и слова осуждения для
еще здравствовавшего фашизма. Глазвым
об`ектом нападок римский папа избрал и
в то врозмя народную демократию.
	Сотрудничество Ватикана с фашизмом
Росхолит к прелзоенному периоду Итальян-
ские историки Сальвемини и ла Пиана пи-
гали в своей книг» «Что лелать с Йтали-
ей»  ) по поводу былых внешнеполитиче-
ских успехов Муссолини: «Ни один исто-
рик, ни современный, ни будущий, не суме-
вт ни понять, ня полностью  об’яснить
многочисленные успехи фашистов в межлу-
народных делах, если не учтет дружествен-
ные отношения между Ватиканом и фа-
шистской диктатурой. Фашизи не преминул
извлечь из дружественного расположения
Ватикана наибольшую выгоду для развития
своей программы экепансии и захватов».

Общеизвестно, что на основании так нз-
зываемого Латеранского договора, заклю-
ченного им в 1929 году с итальянским
фашистским правительством, Ватикан по-
лучил многочисленные привилегии и огром-
ные денежные суммы. Латеранская сделка
	1) «Что делать с Италией», — Гаэтано
Сальвемини и Джордж ла Пиана, Нью-
Йорк и Лондон, 1913 год.
	Николай Тихонов. Стихи и проза. Гослит-
издат. Тираж 25 тыс. экз., 416 стр.

В сборник стихов и прозы Н. Тихонова
вошли произведения, написанные им в дни
Отечественной войны: поэмы — «Киров с
вами» и «Слово о 28 гвардейцах», стихи,
обнимаемые циклом «Огненный год» («1919—
1941», «Наш город», «Ленинское знамя»,
«Красная Apuns, «Баллада о трех комму-
нистах», «Ленин», «Три кубка» и др.), и
«Ленинградские рассказы (черты советского
человека)».

В книге представлены стихотворения из
циклов: «Палатка под Выборгом», «Годов-
шины», «Осенние прогулки», «Горы», «Чу-
	Речники Средней Волги
отремонтировали 14 судов
	КУЙБЫШЕВ, 9. (Корр. «Правды»). На
судоремонтных заводах, в затонах и местах
зимней стоянки судов речники Средней Вол-
ги соревнуются в честь выборов в Верхов-
ный Совет СССР. К 1 января досрочно отре-
монтировано 14 судов, в том числе паротеп-
лоходы «Свердловск», «Микоян», «Лозов-
ский», «Кронштадт» и другие. Все отремон-
тированные суда приняты с оценкой «хо-
polo». \

Рождественские послания
	KO широко известно, что Ватикан оказы-
вает им, особенно Франко, энергичную под-
держку. Решительно нет никаких основа-
ний считать, что рождественское послание
папы направлено против последних могикан
гитлеризма на международной арене.
	Пий ХИ издавна слывет большим ди-
пломатом и искусным ритором. Он привык
в рискованных случаях из`ясняться не на-
прямик, а обиняками. Но если вчитаться в
текст папекого рождественского поелания,
ого смысл становится совершенно ясным.
Жонглируя словами, папа пытается окре-
стить ненавистным хля широких масс по-
нятием «тоталитаризм» его прямую проти-
воположность: силы демократии. Полемиче-
CREM задор папы направлен против глубо-
ких демократических перемен, происходя-
щих в Европе.

Ватиканские комментаторы поторопились
поставить точки эл 1. Олин из литератуэ-
ных агентов Ватикзна, журналист Федери-
чи, посвятил папекому рождественскому
посланию статью, озаглавленную: «Рим и
Москва». Раз’ясняя заявления папы. Феде-
ричи выбалтывает, что папа использовал
ватиканское радио в канун рождества для
нападок на самых последовательных бор-
цов против фашизма во всех его видах и
проявлениях.
	В спедиальном послании к американпам,
передзнном архиепископу Нью-Йорка Спелл-
ману и опубликованном в американской
печати, Пий ХП отбрасывает всякие
риторические орнаменты и высказывается
с предельной откровенностью. Он надеегся,
что такям образом скорее встретит сочув-
ствиз за океаном. Второе рождественское
послание папы отрицает и осуждает раз-
личные формы «марксистского социализма».

Не характерно ли. что папа Пий ХИ во
всех своих посланиях ни разу не осудил
ни Гитлера, ни Муссолини, ни одного из
фашистскях убийп и поджигателей войны.
Зато он осуждает тех, кто разгромил
фашистские государства и их «новый по-
рядок?.

После этого неудивительно, что папское
рождественское послание содержит призыв
к снисходятельному обращению с пленными
гитлеровцами и военными преступниками.
Папа сетует на то, что некоторой части
военнопленных приходится заниматься фя-
зическим трудом; он считает, что военно-
пленным «негуманно отказывают в обраще-
нии, которое им полагается, как побежден-
	Римский папа в канун рождества
опубликовал два послания & своей
пастве. На этот раз ему показалось не-
достаточным традиционного выступления по
ватиканскому радио 24 декабря; помимо
него, он выпустил отдельное послание к
американцам. То, что не договаривается в
первом, расшифровывается во втором.

Пзпекое красноречие не отличается хри-
стианской кротостью. Пий ХПИ преиспол-
нен полемического задора. К концу минув-
шего гола он обнаружил, что «мир глубоко
страдает от тирании тоталитарных госу-
дарств, которые в эти ужасные годы обагри-
ли кровью земной шар». И Пий XII ropa-
ч0 полемизирует против «тоталитаризма»:
«Мир будет установлен на зыбкой почве,
вели не будет положен конец такому тота-
литаризму, который низводит людей на по-
ложение пешек в политической игре, цифр
в экономических расчетах... Тоталитаризм
заражает сообщество наций, делает их не-
епособными гарантировать безопасность от-
дельным народам и представляет собой дли-
тельную угрозу войны».

Позвольте, перебьет нас изумленный
читатель, здесь происходит явное недора-
зумение. Обитателям Ватикана, должно
быть, известно. что в минувшем году тота-
литаризи — как на западе подчас именуют
фашизм — потерпел сокрупгительный раз-
гром. Потушены главные очаги фашизма и
агрессии. После фашистской Италии повер-
жены в прах гитлеровская Германия и са-
мурайская Япония. Горячий призыв римеко-
то папы положить конец засилью тотали-
тарных держав звучит сегодня анахрониз-
хом. Уж не принимается ли какое-нибудь
старое папское выступление военного вре-
мени за свежее?

Поспешим заверить читателя, что ника-
кой ошибки не произошло. Приведенные за-
явления Пия ХЛ действительно произ-
несены им по ватиканскому радио 24 дека-
бря 1945 года, в 13 часов, и цитиру-
ются нами в дословном изложении агент-
ства Рейтер. Больше того: в прошлом мы
что-то не помним подобных папских выска-
зываний против тоталитаризма. так что его
последнее выступление невозможно спутать
ни с каким предыдущим.

Что =, скажет тогда читатель, на-
верно, пана решил напоследок выступить
против фашистского  охвоетья.— против
лепанского гаулейтера Франко, португаль-
ского диктатора Салазара и других. Однз-
		ИЯ
gi