1946 г., № 10 (10032)

OO отправке советских граждан
	прибалтийского
	происхождения _
	Судебный процесс no делу
о зверствах немецко-фашистских захватчиков
в`гор. Николаеве и Николаевской области
		НИКОЛАЕВ, 11 января. (ТАСС). После
отлашения обвинительного заключения суд
переходит к допросу подсудимых. Все под-
судимые, кроме Шмале, признают себя вн-
новными в пред’явленных им обвиненпях.

Первым дает показания подсудимый
Санднер. Он признает, что в Киеве он по
заданию командования «СС» возглавил
команду, которая в сентябре 1941 года рас-
стреляла около тысячи советских граждан.
В ноябре 1941 года Санднер получает на-
значение в Николаев, где, руководя поли-
цией безопасности, был организатором и
непосредственным участником массовых
расстрелов советских граждан.

В декабре 1941 года Санднер во главе
карательного отряда выехал в село Ново-
Александровка, Баштанского района, rie
по его приказу было расстреляно 54 чело-
века, в том числе дети, женщины и стари-
BH.
Санднер неоднократно выезжал также в
лагерь советских военнопленных в окрест-
ностях Николаева. Его приезд сюда обыч-
по сопровождался многочисленными  рас-
стрелами, пытками, истязаниями. По его
приказу за короткое время бызо расстреля-
но 200 человек.
	В 1942 году Санднер дает указание для
устрашения населения города Николаева
повесить 10 советских граждан. По указа-
нию Санднера были также расстреляны 20
врачей и 22 члена их семей.

— В чем были виновны эти люди? —
спранивает прокурор.

Обвиняемый: Ни в чем.
	Отвечая на вопросы председательствую-
mero, Санднер вынужден признать, что
органами СД было уничтожено 200 боль-
вых, находившихся на излечении в лечеб-
нице.
	Перекрестным допросом подсудимый так-
же уличается в. расстреле 1.500. мирных
граждан, массовом применении пыток и
истязаний, поголовном истреблении еврей-
ского населения области и цыган.

Пытаясь умалить свою вину, Caninep
говорит, что он все это делал, подчиняясь
приказам немецкого командования. На во-
прос прокурора, как же можно назвать все
эти действия, Санднер ответил:

— Действиями убийц и насильников.

Допросом Санднера заканчивается утрен-
	нее заседание,
*
	«Фаиист номер Ова»
	(От спеннального корреспондента «Правды»)
	Он создал концлагери в Германии. Геринт—
организатор самого мрачного, самого жесто-
кого. самого бесчеловечного террора. Он весь
	облеплен грязью и кровью — с ног до го-

Териянг был одним из основных зачинщи-
ков второй мировой войны. Именно ему
принадлежит лозунг: «Пушки вместо мас-
ла». Он руководил подготовкой к войне
германской военной промышленности.

В дни войны Герман Геринг зажал в сво-
ем кулаке все хозяйство захваченной гитле-
ровнами Европы. Он издавал законы, ин-
струкции и приказы о введении габекого
труда. Только на его собственных пред-
приятиях, которые были названы заволами
Германа Геринга, работало до восъмиеет ты-
сяч человек. Здесь изнывали от тяжкое
труда, от голода, ст побоев, от непрестанных
издевательств насильно согнанные сюда
русские, украинцы, чехи, поляки, франпу-
зы. бельгийцы, голландцы, норвежцы.

Теперь Герман Геринг стремится дока-
зать, что он всегда был за мир, за сегла-
пение е европейскими государствами. Он
забрасывает суд своими запросами отно-
сительно вызова свидетелей защиты. То
ему требуется какой-нибудь промышленник
из Стокгольма, который смог бы подтвер-
лить. что он, Геринт. образец миролюбия.
То ему нужен какой-нибудь английский
журналист, который должен вепомнить, что
однажды в интервью Геринг высказался
вполне дружелюбно по адресу соседних го-
Cy Tapers.

Он требует вызвать бывшего главного
судью германского воздушного флота, не-
коего фон Гаммерштейна, который мот бы,
как думает Геринг, доказать, что он, Геринт,
всегла был «лордом права». Защитник пра-
Ba, уничтоживитий в концлагерях. сжегитий
в печах сотни и сотни тысяч людей, гоз-
давиий экономический таб для разграб-
ления и удушения СССР и физического
истребления 30 миллионов славян, Геринг
разработал все основные инструкции изве-
стной «зеленой папки»——плана nasrpafze-
  ния богатств Советского Союза. Эта папка
ложит на столе Трибунала. Она издана в
июне 1941 года — еще до нападения на
Советекий (003.

Нет преступления, которого не совершил
бы Герман Геринг за двадцать пять лет ево-
ей черной разбойничьей деятельности. Он
инспирировал политические убийства, мас-
совые уничтожения мирного населения. Он
дал указание германской тайной полинии
0 ТОМ, ЧТО «еврейский вопрос должен быть
репен окончательно». Эта короткая дирек-
тива повлекла за собой гибель миллионов
евреев. Герингу принадлежит изобретение
тотального воздушного террора. Это он пре-
вратил в руины Гернику и Роттердам, Бел-
грал и Ковентри, Смоленск и Новгород.

Геринг метил высоко. Он собирался
	стать фактическим диктатором Германии.
	Геринг добивался многого. Он уже ви-
тел всю Европу, весь Ближний Восток, всю
Африку в своих руках. Он уже мечтал о
прыжке через Атлантику в Америку.
	„Но когда весной 1945 года Геринг уви-
тел, что дело гитлеровцев ироиграно окон-
чательно, он улизнул в Южную Германию.
Теперь он пытается использовать этот по-
бег, утверждая, что он якобы пытался что-
то изменить, исправить, с кем-то начать пе-
реговоры. Но весь мир знает, что всякий раз
при приближении опасности Герман Геринг
бежал, как крыса с корабля, Это— факт из
его личной характеристики. А. содеяяпые
им за четверть века преступления говорят
за себя. Могилы миллионов людей вопиют
0 суровом возмездии. Земля покрыта руина-
ми русских, польских, чешеких, голланд-
ских, бельгийских, французских, англий-
ских городов. Оти напоминают о Геринге,
0б его «Юнкерсах».

Они напоминают фразу, которую Геринг
сказал в 1933 году: «Если это убийство,
‘то я — убийца».

Всеволод ВИШНЕВСКИИ.
Нюриберт.

При пред’явлении персональных обвине-
ний главным немецким военным преступ-
никам американские обвинители подробнее
всего останавливалиеь на фигуре Германа
Геринга, которого они называют «фалистом
номер два».

Геринг вышел из типичной немецкой
милитаристической среды. Его отец быя
участником агрессивных войн Пруссии.
Впоследствии он был назначен на пост гу-
бернатора германской Юго-Западной Афри-
ки——колонии, где немцы практиковали са-

мые зверокие методы укрощения и экеплтоа-

тации туземцев. Сынок воспитывалея от-
цом в духе истинно прусских «фридрихов-
ских традиций». Он окончил кадетский кор-
пус. В пехотном полку, на юге Германии,
молотым вольноопределяющимея OH HCOl-
нократно подвергался арестам за пьянство
и лебоши. Вогла началась первая мировая
война, этот xchourrp был лейтенантом.
Окончив курсы летчиков-наблюдателей, он
служил в разведывательных и истребитель-
ных эскадрильях. Именно в ту пору прояви-
лись «деловые и коммерческие» слоеобно-
сти этого вояки. Он сумел завязать связи ©
баварскими моторостроительными заводами,
которые делали поставки для авиалии.. Ге-
ринг стал приемшиком и испытателем м-
торов. Не стесняясь, он брал с фирм комис-
спонные и подарки. Он не особенно счи-
тался с качествами моторов и однажды на
глазах самого приемлтика в куски разле-
толея новый самолет этой фирмы, на кото-
ром летал комантуюттий третьей воздушной
эскадрой Рейнхард. Геранг не очень печа-
лилея по поводу этой утоаты и сумел сам
устроиться на место Рейнхарда,

После разгрома Германии в 1918 1015
Геринг устроился на службу рейсового гру-
з0-пассажирского летчика в Дании; а затем
в Швеции. В олной из шведских провинций
Геринг, котопому привычки не позволяли
жить на жалованье пялового летчика, же-
нился на баронессе фон-Фохк, облатавшей
состоянием и связями. За 2—3 гола он
промотал большую часть состояния своей

жепы. Полойки и лебоши {еринг сочетал.
	се употреблением морфия, к которому вн при-
страстился еще будучи в авиации. Неодно-

кратно` «железного 1ермана» отправляли В
КЛИНИКИ.

По возвращении в Германию Геринг
встретился в Мюнхене на одном из уличных
митингов с Гитлером... Рыбак рыбака валит
издалека. Гитлер, присмотрезпгись к вовому
знакомцу, спустя некоторое время сделал
ему предложение стать во главе штурмовых
отрядов. Геринг принял предложение. Он
окунулся с головой в гитлеровскую авантю-
ру, произносил течи, формирозал банды.
террористов. Но при нерзом же провале гит-
леровпев во время мюнхенского путча 1928
года он вновь бежал за границу. Осенью
1927 гола, когда в Германии была 0б`явлена
амнистия, он снова вынырнул на немецкой
политической арене.

В составе первой маленькой групики
гитлеровцев Геринг пролез в рейхстаг.
С целеустремленностью авантюриста он
рвался к власти. И когда Гитлер пришел к
власти, Геринг стал премьером Пруссии,
` министром внутренних дел Пруссии, на-
чальником ° гестапо; затем — министром
звиации рейха, командующим военно-воз-
душными силами Германии, главным упол-
номоченным по экономике империи, членом
тайного совета, министром по делам лесов п
охоты...

С каждым голом ловкий аферист обога-
щался, У него появились огромные име-
ния, дворцы, виллы. По данным иностран-
ной печати, его капитал доходил до 35—40
миллионов долларов в наличных, акциях,
страховых полисах ит. д.

Теринг не останавливался ни перед чем.
Для того. чтобы разгромить все демократи-
	ческие оргализации в Германии, он инеце-.
	нировал поджог рейхстага, приписав его
коммунистам. Он приказывал прусским по-
	из Дании в Германию
	родину. В Копенгагене всех завербованных
направляют в так называемую Цитадель,
где собирают в группы и затем на автома-
шинах переправляют через датско-герман-
скую границу. Здесь все говорят о том, что
приемкой и отправкой их занимаются воен-
нопленные офицеры немецкой армии, нахо-
дящиеся под контролем английских воен-
ных властей. Эти. действия властей вызы-
вают возмущение в поэогрессивных кругах.
	КОПЕНГАГЕН, 10 января. (От <©об. корр.
«Правды»). Как сообщают, в зоне располо-
жения английских войск в Дании, среди на-
ходящтихся здезь советских граждан — вы-
ходцев из прибалтийских республик, прово-
дится работа по вербовке их в Германию.
Эта вербовка сопровождается враждебной
Советскому Союзу пропагандой, чтобы скло-
нить вербуемых жителей советских прибал-
тийских республик к Невозвращению на
	Заселание Союзнического совета в Австрии
	кации (устранении гитлеровцев) государст-
венного асктазата Аветрии.
	Союзническим советом принято решение о
расформировании военных и полувоенных
австрийских н немецких формирований в
Австрии. Создана специальная комиссия для
проверки выполнения этого решения по `зо-
на\и.

Принято решение о восстановлении меж-
дународной телефонно-телеграфной связи
Австрии < другими государствами, кроме
Германии и Японии.

Были рассмотрены и утверждены дирек-
тивы австрийскому правительству о чистке
книжных фондов Австрии от нацистской и
антисоюзнической литературы.
	ВЕНА, 11 января. {ТАХС). 10 января <о-
стоялось очередное заседание Союзническо-
го совета под председательством Маршала
Советского Союза Конева.

Маршал Конев и другие главнокоманлую-
щие — генерал Марк Кларк, генерал-лейте-
нант Маккрири и корпусной генерал Бету-
ар — в присутствии своих политических со-
ветников и заместителей рассмотрели и
одобрили ряд новых законов австрийского
правительства. Союзнический совет принял
релнение о направлении ЮНРРА следующей
очередной телеграммы об оказании продо-
вольственной и доугой помощи Австрии на
1946 гол. Было высказано единодушное мне-
	ние об ускорении этой помощи.
Было принято также решение о денацифи-
	НИКОЛАЕВ, 11 января. (ТАСС). Вечер-
нее заседание 10 января началось допросом
подсудимого Берга, сотрудника полевой
жандармерии. Это — убийца и грабитель с
большим стажем — он принимал участие
в походах против Польши, Франции, Греции
и других стран.

В сентябре 1941 года Берг вместе со сво-
ей частью полевой жандармерии прибыл
в Николаев. До этого он успел побывать в
городе Бендерах, где за 3 дня при его уча-
стии полевая жандармерия расстреляла до
15,000 жителей.

В первые же дни пребывания в Николае-
ве он принял участие в расстреле 28 рабо-
	чих, которых обвиняли в том, что они
. oom
	ВИВЮЛАЕВ, 11 января. (ТАСС). Утрен-
нео заседание суда начинается допросом
подсудимого Михель, бывшего заместителя
начальника жанларуерии Больше-Алексан-
дровекого района, a позднее начальника
жзндармерии ^^” Березнеговатекого района.
Это — типичный  гитлеровский полицей-
ский служака, у которого бандитизм яв-
ляется бновным ремеслом. Находяеь в
Больше-Александровском районе, он вмеете
0- своими подчиненными  жандармами
‘устройл массовую облаву на мирных совет-
ских граждан. Во время облавы было за-
хержано более 250 ни в чем не повинных
людей, которые были переланы так назы-
вземой полиции безопасности для расправы.

Стараясь умалить свою вину, Михель от-
рицает факт расправы жандармов над мир-
ными людьми. Тогда председательствующий
оглашает выдержку из показаний Михеля
на предварительном следствии, где нодсу-
димый говорил: «Жанхармы систематически
избивали советских людей — кулаками,
плетью, резиновыми дубинками, Это было
у нас обычным явлением». Уличенный 50
1жн, обвиняемый вынужлен подтверлить:
свои показания; ханные на предварительном
следствии. -

Получив «повышение», Михель был пз-
реведен в Березнеговатекий район. Злесь он
организовал массовый угон населения в не-
yeuroe рабство, За короткое время Михель
насильственно отправил в Германию более
тысячи советских граждан, в том чаеле
подростков, женщин. детей, глубоких ста-
риков. Михель и его жандармы систематиче-
сви учиняли кровавые расправы нал мит-
выми жителями и военнопленными. Гитае-
ровские банлиты произвели, например, ди-
кую расправу нал 10 залержаннымч гозет-
скимй военнопленными, бежавшими из ла-
геря.
	ЕЛАБУГА, 11. (По телеграфу). Здесь
пущен первый в Татарской АССР консерв-
ный завод. Предприятие уже изготовило
несколько тонн джема и варенья из черной
смородины и малины. Освоено производетво
	якобы хотели подложить мину под здание
Николаевской электростанции.
	На вопрос предселательствующего, было
ли произведено расследование виновности
советских людей, обвиняемый ответил:

— Нет, нам это не нужно было. Мы их
расстреляли, а виновны ли они были или
нет,—это нас не интересовало.

В ходе судебного следствия устанавли-
вается также, что подсудимый Берг при-
нимал личное участие в пытках и расетре-
лах ни в чем не повинных мирных совет-
ских граждан,
	седание.
	Допросом Берга закончилозь вечернее за-
	Очередное заседание Межссюзнической комендатуры сены
	Бургомистр Белы получил от комендачтов
указание провести новую тщательную про-
верку школьных библиотек с целью из’ятия
из них книг фашистских писателей. В мае
уже были удалены из библиотек книги трех
тысяч фашистских авторов.

На заседании был обсужден вопрос‘о ра-
бочей силе в Вене. Сейчас нехзатает от 40 до
50 тысяч чернорабочих, хотя, по данным кар-
точного бюро, в Вене насчитывается 149 ты-
сяч безработных. Спрос не удовлетворяется,
так как подавляющее большинство безработ-
ных го возрасту или по состоянию здоровья
не подходят для тяжелой работы. Вследет-
вие тяжелого положенчя с рабочей силой
следует ожидать введения закона о трудовой
повинности,
	Протест иранской общественности
против состава делегация Ирана на
сессию Генеральной Ассамблеи

ТЕГЕРАН, 9 января. (ТАСС). Централь-
ный совет «Фронта свободы», а также IK
Народной партии Ирана в своих обращениях,
опубликованных в тегеранских газетах, про-
‘тестуют против состава иранской делегация,
назначенной на сессию Генеральной Ассамб-
леи Об’единенных наций, и`в частности про-
тив назначения глазой этой’ делегации Таги
Заде, нынешнего иранского посла в Лондоне.
В обращении совета «Фронта свободы» ука-
зывается, что Таги Заде «совершил преда-
тельство по отношению к Ирану в интересах
одного иностранного государства и поныне
покровительствует его целям».

Выступая против назначения Таги Заде
главой делегации, газета «Мардом» пишет,
что иранский народ презирает Таги Заде,
как сторонника иностранцез еще с момен-
та продления, при его содействии, известного
соглцения о нефтяных концессиях на юге
Ирана.

Газета «Цахбаз» напечатала письмо. боль-
шой группы профессоров, ’писателей, инже-
неров и студентов Ирана, которые: также
протестуют против состава иранской *деле-
гаии, назначенной на сессию Генеральной
Ассамблеи. На заседании меджлиса против
назначения Таги Заде главой иранской де-
легации выступил депутат Теймурташ,
		ВЕНА, 10 января. (ТАСС). На очередном
заседании Межсоюзнической комендатуры
Вены, состоявшемся под председательством
генерал-лейтенанта Лебеденко, было заслу-
чано сообщение начальника полиции об аре-
сте за прошедшую неделю 15 гитлеровцев.
Эта цифра характеризуется комендантами
как ничтожная.

Генезал-лейтенант Лебеденко нашел со-
вершенно недолустимым то обстоятельство,
что до сих пор гитлеровцы, служащие сред-
него разряда, беспрепятственно исполняют
свои обязанности, в частности в районных
управлениях. Союзные коменданты считают
также странным, что некоторые издаваемые
в Вене газеты характервзуют меры, приня-
тые до сего времени протиз фашистов, как
постаточные. .
	«Дух, которым проникнуты русение
в своей работе по реконструкции,
является воодушевляющим...»
	Секретарь австралийского союза
металлистов о своем посещении
Советского Союза
	СИДНЕЙ, Ш января. (ТАСС). Секретарь
австралийского союза металлистов Торнтон,
являвшийся одним из трех австралийских де-
легатов на первой международной конферен-
ции профсоюзов и посетивший недавно Со-
ветский Союз, возвратился в. Австралию
9 января. 10 января в интервью представите-
лям печати он заявил: «Моим лучшим вос-
поминанием о посещении Европы является
гостеприимство русского народа, Ни одна
страна не была так разрушена войной, как
Россия, и это разрушение, несомненно, отра-.
зилось на экономике России... Но восстанэв-
ление происходит быстро, и дух, которым
проникнуты русские в своей работе по ре-
конструкции, является воодушевляющим...
Международная профсоюзная конференция,
была исключительно успешной, и там были
достигнуты большие результаты, очень важ-
ные для рабочих».
		Далее допрашивается обвиняемый Ван-
длар, бывший начальник жандармерии
г. Херсона. Возглавляя жандармерию, oF
осуществлял все карательные меры. на-
правленные против советеких граждан, яв-
лялся инициатором всех расправ, грабежей,
насилий. На суде Кандлер пытается увиль-
нуть от ответственности, однако под пере-
крестным допросом председательствующегс.
и прокурора он изобличается во мпогих.
злодеяниях. Весной 1943 года по указанию
обвиняемого жандармы арестовали, а затем
расстреляли 15 агрономов.

В Херсонской жанлармерии была ввелена
система избиений, пыток, утонченных изде-
вательств. Вее это поошрялоеь и вдехно-
влялось подсудимым, принимавшим лич-
ное участие в кровавых расправах.

Особенно разнузданный характер пранял
террор накануне отступления немцез из
Херсона. По приказу Кандлера ежедалевно
устраивались массовые облавы. За короткое
время при облавах было задержано свъиие
1.000 советских граждан. Больше половины
из них было передано в органы «СД» для
разстрела,- остальные урнаны в-Германию—
на фалтиетекую каторгу. Всего жандармами
Херсонского озрута было угнано в’ немеп-
ую неволю более 8.000 советских граж-
дан.

В Херсон часто приезжал Бютнер — на-
чальник жандармерии Николаевской обла-
сти, сейчае сидящий на скамье подсудимых.
Бютнер давал указания своему полчинея-
ному Кандлеру проводить самую жеетокую,
беспощадную политику в отношении созет-
ских граждан. Канллер в точности выпол:
нял все эти указания, а вместе с тем нто-
являл и личную инициативу, стараясь вы-
служитьея перел начальством.

Лопросом полсулимого Кандлера заканчи-
вается утреннее заселание.
	консервоз из зеленого горошка, икры из
	о г < мт
		Руководящие органы
итальянской компартии
	РИМ, 9 января. (ТАСС). Центральный ко-
митет компартии Италии, собравшись на
нерзое заседание в сзоем новом составе,
единогласно избрал. генеральным секретарем
партии Пальмиро Тольятти, заместителем
генерального секретаря — Луиджи Лонго И
членами руководства партии — Джорджо
Амендола, Артуро Коломби, Джузеппе ди
Витторио, Джироламо МЛикаузи, Умберто
Массола, Челесте Негарвилле, Агостино
Новелла, Джанкарло Пайетта, Джиованни
	Роведа, Мауро Скоччимарро, Пьетро Секкья,
	Эмилио Серени, Паоло Сильвати и Велио
Спано.

Кандидатами в члены руководства избра-
ны: Эдоардо Донофрио, Руджьеро Гриеко,
Рита Монтаньяна, Тереза Ноче, Джулиано
Пайетта, Умберто Террачини.
	вании писателя, берущего схожих людей
и вскрывающего при этом их внутренне
различие. Есть, например, близость между
типом Варвары Увадьевой из «Соти» и
Демидьевны из пьжы «Нашествие», но
в то же время не только их судьбы раз-
личны, но различны и они сами. Ееть
сходство между Увадьевым из «Соти» и Ли-
товченко из повести «Взятие Великошум-
ста», однако, поставив их рядом, видишь,
что совсем по-разному, разными красками
написаны эти два человека. Иногда Леонов
как бы играет в%Это несхожее сходство —
так, Виссарион с «Соти» перекликается с Фе-
хором из «Нашествия». Они оба приходят от
своего темного и преступного прошлого, оба
вынуждены долгое время скрываться от
людей, оба противостоят поступательному
движению советской жизни, но приходят
к противоположным выводам — Федор
жертвует собой в борьбе с нашествием
фапгистских гуннов, а Виссарион cam
мечтает возглавить и Начать опуетоши-
тельное длвижение по миру. Противопостав-
ление этих двух людей, более глубокое и
детальное, выходит за рамки газетной
статьи, но оно раскрыло бы интересную
черту в маноре леоновекого творчества
возвращаться (часто, может быть, даже
бессознательно) к запавитим в память чело-
веческим типам й заново ‘их перерешать, это
как бы опыты с одним и тем же характером,
погружаемым в различную историческую и
сопиальную обетановку.
	Также интересно проследить за жизнью и
развитием леоновского языка, богатство ко-
торого особо отмечал Максим Горький, за
тшательной отделкой фраз. В ранних про-
изведениях, например, в «Соти», он дости-
гает почти лесковской насыщенности каж-
Jol фразы, каждого диалога. В его газет-
ных статьях выразительный язык уже
настольйо стал для Hero органичен, чте
слова как бы сами складываются в густую,
плотную массу. Это характеризует расту-
ее его мастерство, хотя отражено оно
подчас в короткой газетной статье. Это
‘свидетельствует 0 творческой зрелости
мастера. Но развивается и совершенствует-
ея не только язык, здесь отражен прежде
весго внутренний рост писателя.
	Прибытие советского посланника
в Тирану

ТИРАНА, 11 января. (ТАСС). Вчера в Ти-
рану прибыл чрезвычайный и полномочный
посланник Советского Союза Д. С. Чувахин.
На аэродроме его встретили премьер-ми-
нистр. Энвер Ходжа,. председатель прези-
диума национального освободительного сове-
та д-р Омер Нишани, весь состав советской
военной миссии и др. Советский посланник
и Энвер Ходжа обменялись краткими при-
ветствяями.
	За время войны Леонов очень много ра-
ботал. Несколько ‘пьес, много газетных
статей, речи, произнесенные на юбилеях в
Большом театре, повесть; репортаж — са-
мая многосторонняя деятельность показали
не только его творческий рост, но и горячий
патриотизм писателя-гражданина.
	В этих статьях прежде всего замечателея
страстный голос советского патриота, заго-
ворившего о самом дорогом, заговоривигегс
в полный голос. Такая страстность Леу-
нова в его любви к своей стране, гневная
ненависть к её врагам наполняют’ все его
статьи военного времени. Война раскрыла
кеизвестную дотоле выдающуюся одарен-
ность Леонова-публициста, в этой своей
работе сумевшего сохранить лучшие черты,
свойственные ему как художнику, — уме-
ние несколькими словами очеттить харак-
тер человека, поднять ‘свой голос до
эпического звучания, беспощадной  иро-
нией высмеять достойное осмеяния, сохра-
нить при этом свой замечательный, ему од-
исму присущий язык. Широчайший круг
читателей знает статьи Леонова о Харьков-
ском, о Люнебургском и Нюрнбергском про-
цессах, такие, как «Фашистский змий»,
«Тень Барбароссы», «Когда заплачет Wp-
ма», «Поездка в Дрезден», такие статьи,
как «Величавая слава», «Утро победы»,
«Полдень победы», «Весна народов», «Имя
радости», «Русские в Берлине», «Сордце
народа» и другие. oT
	Национальная гордость великоросса сли-
вается в творчестве Леонида Леонова с гор-
тостью за весь советский многонациональ-
ный народ:

«..Я люблю мать мою, Россию, за то,
что ум и сердце её не раз’единены © её во-
лей и силой: за то, что, гордая своей пра-
вотой, она идет впереди всех народов на
штурм пристанища зла... Вот почему се-
годня родина моя становится духовной ро-
дивой всех, кто верит в торжество правды
на земле!»
	Леонид Леонов — верный сын своей Р5-
дины, и все его творчество отдано ей.
		Консервный завод в Елабуге
	кабачков и других изделий. Сейчас завод   лицейским и гестаповцам: «Надо стрелять,
	стрелять». Он говорил им: «Еели скажут,
	Рыпускает новый вид продукции — морков-
	ный джем на сахаре и мясные консервы.   что это убийство — хорошо, Убийца — я».
		пожертвования BO UMA любимого дела, ©  ся, что иначе у него и не могло быть, на-
люльми, у которых личные блага и корысти \ столько органичен и пПоследователен его
	творческий ПУТЬ.
	заслоняют просторное и могущественное чув-
ство Ролины,
	В этом романе были даны образы строите-
ля, волевого, преданного идее человека, не
только зодчего, но и воспитателя своего кол-
лектива (Увальев), и вдохновленного боль-
пой мечтой, пламенното советского патрио-
ta областного руководителя (Потемкил).
Остро выписаны типы старых специалистов,
пришедших к социалистическому строитель-
слву сложным, тяжелым путем (Ренне, Bypa-
го), и такие характеры, как Виссарион, бело-
гвардеец, скрывиийся в монашеском 06-
личье, или Лукинич, ненримиримый, хитро
затаившийся. враг.

Одно из достоинств романа «Соть» состоит
в том, что национальная форма быта ко-
стромеких и ярославских плотников, твер-
ских печников и многочисленных иных име-
нитых и безымянных тероев романа все
больше наполняется социалистическим CO-
держанием. Сознание их крепнет в процессе
работы и борьбы.
	Если в ранних произведениях Леонова
узлекала тема имеано конловой Руси, в
«Соти» одерживает победу молодая, расту-
щая страна, для которой древнерусские
формы тесны. Сила, с которой это показа-
но, явилась не только доказательством пере-
лома в творчестве Леонова, но и одной из
значительных вех в советской литературе.
	Трулно в небольшой статье проанализи-
ровать многочисленные сюжетные и пеи-
хологические линии этого большого полот-
на, звучащего сейчас, после войны, полнее
и глубже. чем в те годы, когда эта ЕНИга
писалась.
	Этими лвумя произведениями исчерпы-
вается в «Избранном» довоенное творчест-
во Леонида Леонова. И хотя в промежут-
ке от окончания романа «Соть» до на-
чала» войны прошел период активной лите-
ратурной жизни Леонова, в книге она He
отражена. И, несмотря на это, сборник дает
полное представление о замечательном совет-
ском писателе. Леонов не только с честью
выхолит из испытания временем, но важет-
	 исатель-патриот
	Недавно вышла книга Леонида Леонова °)
Она содержит избранные произведения пн-
сателя, различные по жанру— роман, лове-
сти, пьесы, газетные публицистические
статьи военного времени. Большой том —
более 40 печатных листов — далеко не
вместил даже. основных произведений Лео-
нова, созданных им за последние пятнадцать
лет. За рамками этой книги остался рял
больших его романов: «Барсуки», «Скута-
ревский», «Вор», «Дорога на океан» и дру-
гих сочинений.

Творчество Леонида Леонова — пример
редкого трудолюбия. Он юношей вошел в
советскую литературу. И с тех пор им напи-
сано иного больших произведений.
	В огромном и разнообразном материале,
поднятом Леоновым, сохранено единство сти-
ля, языка, художественных образов. Ге-
pow ero живут и действуют и в суровых в0-
логодских лесах («Соть»), и в раскален-
ных просторах Туркмении («Саранча»), и
на растерзанной немпами украинской зсм-
ле («Взятие Великошумека»), и в завод-
ских цехах. И какую бы тему ни взял пи-
сатель, он всегда умеет найти ясные и яр-
кие образы, верные детали, меткие эпяте-
TH.
	Всегда и во веём—он большой хухж-
ник, тонкий пенхолог, мастер слова. Оп ни
© чем не питет как дилетант, —садоводел во
ли это, строительство ли, лес или пустыня,
сложный ли механизм танка, таинственная
ли жизнь саранчи или заморского кактуса, —
00 всем он пишет, имея не общее предетав-
ление о предмете. а отчетливые, продуман-
ные знания. Это свидетельствует не только
9 широте его писательского кругозора, но
Ио любви к разнообразнейшим проявленя-
ЯМ ЖИЗНИ.
	Несмотря на различие материала, героев,
времени созлания произведений, вошедших
	1) Леонид Леонов. Избранное. ОГИЗ. Гос-
литиздат, 648 стр. тираж 50 тыс. экз.
	в «Избранное», вся эта книга. прочиты-
вается от первой страницы до послелней
как единое повествование, как неуклонное
развитие одной темы.
	Написанная более пятнадцати лет назад,
обдуманная в далекой Туркмении, «Саран-
ча» во многом близка к газетным статьям
военных лет. Саранча ли наползает на
хлонковые посевы, ей противостоят муже-
ственные люди, не шадящие своих сия п,
несмотря на национальные различия,
дружно делающие сообща олно дело.—ечло-
ченный коллектив советских людей. Й их
всех об’единяет искренняя, горячая любовь
к свогй Родине.
	Леонов недолго был в Туркмения (в
1930 году), но он многое там видел, встре-
чался со многими люльми. @н нашел имсина
свою тему. Горячую землю малознакомой
страны, где цвела джуда и ее могучий аромат
был сильнее пыли, он почувствовал, Бак

родную.
	Замечательно, что читатель в этой поБе-
	сти слелит не за развитием личных отно-
птений героев, & за их общей борьбой с бед-
ствием, раскрывающей их личные харак-
теры; самые ценные свои качества — Во-
лю Е поЭеде. чувство товарищества, ум —
герои раскрывают именно в борьбе: таков
хапактер выбранных Леоновым героев.
	Большой роман «Соть» был написан 38
год до поездки писателя в Азию.
	_ «Соть» — это эпопея крупного ©трои-
тельства. По времени написания это охин
из первых романов 0 социалистичесвом
строительстве, а по уровню мастерства —
одна из самых значительных книг того
периода.

В «Cora» основное внимание автора
уделено не описаниям машин и <троек, а
людям, поднятым идеей созидания, и тем,
кто мешает этому созиланию. Опять, каб и в
«Саранче», сталкиваются верные дети своей
Родины, доходящие до самоотречения и само-
	В книге Леонова «Саранча» и «Бзятие
Великошумска» поставлены рядом, и по-
весть, написанная в грозные дни войны.
кажетея развитием темы, привезенной не-
когла из солнечной Азии. Но если раньше
Теонов писал об опустошенной земле с трз-
вогой и сожалением, теперь он разоренные
немпами земли Родины показывает с мучи-
тельной болью, се волнением. которое ве
может не перелаться читателю. Это понят-
но. — там речь шла о полях, о плолах че-
ловеческого труда, здесь — о судьбе само-
го человечества. Там описывалось Част-
ное бедствие, здесь бедствие, обрупив-
шееся на весь народ. Но отдельные кар-
тины двух повестей перекликаются между
собой. и нельзя не вспомнить движения
саранчевых кулиг, читая описания неме-
ких колоян. лзижущихся к Великошумску,
а давящий их советский танк напоминает,
kak саранча трещала под сапогами на
полях хлопчатника. я
	Batreidgh sh = sheR Ae eee ee 1

Правла, в первой повести речь идет о
стихийном белствии, потобном пожару илн
засухе, во «Взятии Великопумека» —
другой враг, и писатель нигде не сближа-
ет эти два понятия, но сходство есть в том
напряжении человеческой воли, в том про-
явлелии советской дружбы, которые харак-
терны для нашего нарола в преодолении
как больших. так и малых бедствий, Одна-
ко во «Взятии Великошумска»‘ не только
повторена. но значительно развита и пере-
воплошена в четкие образы тема коллек-
тивного героизма во время войны, где под-
виг советттают не только отдельные лица,
	A скрепленные единой волей советские
коллективы,

Перокличка образов, иногда  харак-
теров, каких-то общих совпадений в
	сутьбах героев из различных КНИГ, Часто
Встречается в творчестве Леонова, как бы
соединяя разные книги в единое повество-
вание, где речь идет лишь о разных ста-
диях единой жизни, жизни нашей страны.
Но никогда, нигде человеческие характеры
не повторяются,— в них есть лишь сход-
ство, И это также свидетельствует 9 даро-
		ВВ
ами
3a°
фа-
дал
та“
ен
для
ДА“