Ne 42 (10064

Aglare ei

ПАРТИИ
	Парторг

В колхозном музее села Жаргалантуй
можно видеть любопытные экспонаты:
ветхую войлочную PTY, жесткую кошмя-
ную постель, леревянную соху и беснова-
того шамана, в исступлении изгоняющего из
больного... «злого духа».

В жалкой утвари домашнего обихода, в
примитивных земледельческих орудиях и
нехитрых диаграммах видно все: и старый
гнетущий быт, и отеталый экономический
уклад, и резкое сопиальное расслоение
прежней бурят-монгольской деревни. Корот-
кая, но выразительная справка повествует
о социальном состазе жителей села. В нем
	было два кулака и 140 батраков и бедня-!
		м а

Опека над семьями
	погибших воинов
	КИРОВ, 13. (Корр. «Правды»). В семье
Анны Михайловны Ворониной сейчаю нет ни
одного трудоспособного. Муж ее погиб на
фронте, сама она — инвалид,

ноЯ речушки Убукун, раскинулся поселок,
резко отличающийся съоими строениями и
планировкой от окружающих его селеннй.
Это и есть новая усадьба колхоза имени
Тельмана. В ней 180 домов. Мечта стала
реальностью. В область преданий отошел
вочевой быт, его извечная спутница — ан-
тисанитария. Люди живут по-современному.
В их домах есть электричество, радио, а в
некоторых — даже телефон. Своя больница,
родильный дом, ясли, баня. И, что совсем
немаловажно, — свой артезианский коло-
Fell.
	Но Данзанов не такой человек, чтобы
удовлетвориться достигнутым. У него вели-
колепно развито чувство нового, необычай-
ная тяга к переловой культуре.
	...Приближалаеь  страдная пора —
уборка урожая. Тогочи по горло окунулся
в работу. Проверял готовность тракторных
отрядов. Помогал расставить силы в. поле-
вых бригадах. Слелил за созреванием хле-
бов. Заботился о том, чтобы почтовое отде-
ление наладило своевременную доставку га-
зег. В эти лни в колхоз приехали прел-
ставители подшефного завода. В разговоре
кто-то обмолвился о новинке, введенной на
заводе, — диспетчеризации.

— Что такое? Расскажите подробно, —
заинтересовался Данзанов. Ему об’яснили.
	«Хорошая штука. Нельзя ли применить
©е у нас» мелькнула у Данзанова мысль.

Тогочи перечитал много технических
журналов. нашел ответ на запимавшие его
вопросы. И вот в полевых станах. появи-
лись телефоны. & потом и радио. Все это
внесло четкость в работу бригад, помогло
более оперативно руководить уборкой: кол-
хозники стали регулярно слушать новости
из родной Москвы.
	Б колхозе есть электростанция. Она
обеспечивает его электроэнергией. Но Дан-
занов решил, что выгоднее иметь гидро-
станцию: не надо будет расходовать горю-
чее. И на берегу местной речушки развер-
нулось строительство. Придет время, и ее
Даровая энергия потечет по проводам, лит-.
няя лампочка зажжется в домах, будет воз-
можность осветить улипы в поселке, поль-
зоваться бытовыми электрическими  при-
борами, а возможно — и одолжить некото-
рую часть электроэнергии соседям.

Некоторое время тому назад у Данзанова
ролилась идея — создать. колхозный музей
«Прошлое и настоящее села Жаргалантуй».
Музей создан. Подрастающее поколение ви-
дит. как их отцы и матери порвали с коче-
вым образом жизни и обрели радость и сча-
стье в колхозе.

Но самое замечательное качество Тогочи
Данзанова — это умение растить, воспи-
тывать людей.

Даровитый, пытливый самоучка, сам
смонтировавлтий колхозный радноузел и
электростанцию, Тогочи организовал курсы.
длЧ обучения колхозников самым разнооб-
разным ‘профессиям. Среди ето односель-
чан — бывших кочевников — можно встре-.
тить и элетриков, и ратиомонтеров, и шо-.
феров.

Парторганизация когла-т9о насчитывала.
единицы коммунистов. Теперь в ее рядах
десятки самых передовых людей колхоза.
Все они — питомцы Данзанова, его опора».
ближайшие советчики и верные товарищи в
работе.

Коммунисты и беспартийные глубоко
уважают парторга, видят в нем чуткого и
заботливого руководителя, человека с госу-
дарственным кругозором.

Не случайно, когда проходило mpexBsi6op-
ное собрание, колхозтики выдвинули своим
каглидатом в депутаты Верховного Совета
СПСР Тогочи Данзанова. Кандидатуру кол-
хезного парторга с радостью поддержали все
избиратели Джидинского избирательного
округа.

Стойкий большевик. одаренный сын сво-
его народа, Тогочи Данзанов будет лостой-
	ным представителем трудящихея bypar-
Монголии в верховном органе нашей
страны. р

Г. КРЕСЛАВСКИЙ.
	1906 по 1916 год., он выпустил 26 паро-
вых турбин общей мощностью 8.980 квт. с
наибольшей мощностью в одном агрегате в
1.250 киловатт.

Правление было полунемецкое, а завод
был русский.

В октябре 1905 года большевиетская
«Повая жизнь» писала о нем:

«Подобно тому, как в Невском районе
Семянниковекий или Обуховекий. так, злесь
Выборгский металлический завол задает
тон целому ряцу других более мелких окру-
жающих его заводов. И в последнюю поли-
тическую забастовку металлический стойко
держался от 14 до 21 октября, снимал ра-
бочих с других заволов и строго следил за
исполнением всех постановлений Рабочего
Совета».

На заводе сохранились старые пролетар-
ские кадры. Живая летопись завода — это
семья Бушуевых. Дед был рабочим, отеп —
мастером, внук С. Н. Бушуев — ныне глав-
ный инженер завода.
	Дореволюционные здания завода терятотея
среди цехов, построенных в годы советской
власти. Памятниками трех пятилеток явая-
ются параллельные гигантские цехи: кот-
лотурбинный, гидротурбинный и башен-
ный. Завод выходит на Неву. На противу-
положном берегу в отдалении высятся строй-
ные громады Смольного.

наследство от старого завод получил
довольно пеструю номенклатуру. Он. про-
	иззодил котлы и туроины наряду с другими
машинами. 05’ем производства непрерывно
разрасталея, а с ним развивалась техниче-
ская мощь завода. По кругу’ больнтого кару-
сельного станка (20 с половиной метров в
диаметре) может раз‘’езжать автомашина.
Это уникальный станок, его собетвенное
хозяйство составляет завод средних разме-
ров.

В электротехническом хозяйстве етраны
Металлитческому заводу имени Сталина при-
надлежит виднейшая роль. Мало таких
электрических станций в Союзе, на которых
не было бы машин с маркой ЛМЗ. Завод
выпускал до войны все более крупные тур-
бины, а всего с 1923 года им построено 184
паровых турбины общей мощностью 3.760

тыс. квт. и 153 гидротурбины на 918 тыс.
киловатт. `
	Судебный процесс но делу
о зверствах немецко-фашистских захватчико
в гор. Николаеве и Николаевской области
	НИКОЛАЕВ. 13 января. (ТАСС). На ве- гих русских художников — были отданы
	  офицерский кабак.

Выполняя приказ Винклера, немецкие 4,
перы накануне бегства гитлеровцев из
колаева заминировали жилые дома, што
корпуса завода имени Марти и другие,

Суд приступает к допросу подеудиму
Хапп, бывшего обер-ефрейтора 783 ох
ного батальона. Хапп признает, что он п
нимал участие в массовом истреблении уп
ных советских граждан и военнопленны
истязаниях и пытках.

В лагере военнопленных, по словам тн)
судимого, за короткое, время было рзсету,
ляно более 2.000 человек. 20 военнопле
ных расстрелял лично обвиняемый.

Лопросом подсудимого Хаппа вечернее хх
	тывалось не менее 70 трупов детей, стаи,
ков, старух.

Далее дает показания  свидетельнии
Л. П. Тищенко, научный работник Нин,
лаевского художественного музея им,
решагина, рассказывающая суду о вара}
ском разграблении и разрушении немцам:
этого музея.
	— Немцы расстреляли моего MYRa~—
говорит свидетельника Е, И. Барг. — 4;
был предселателем научной секции врачи,
Вместо с ним были расстреляны 20 други
местных врачей. Делали это фапшиетскь
изверги, которыми командовал  сидящи
здесь подсудимый Санднер.
	(обрашаясь 1
	вы этот факт’
Да. Я арестовал т
	Прадседательствующий
	подсудимому Санднеру):
	— Подтверждаете ли
Подсудимый Сзиднер:
	расстрелял этих врачей.
	Бюро обкома ВКП(б)
обсудило пятилетний
	план колхоза.
	‚ МАХАЧКАЛА, 13. (Корр. «Правды»).
Правление колхоза имени 9 января, Хасав-
юртовокого района, воставило пятилетний
план развития хозяйства. Этим планом пре-
дусмотрено расширение посевных площадей
на 300 гектаров и введение лесятипольнэ-
го севооборота. Посевы корнеплодов и мно-
голетних трав увеличатся в четыре раза.
Урожай пшеницы должен возрасти в два
Раза, озимого ячменя — в семь раз. Ило-
щадь садов и виноградников намечено дове-
сти до 73 гектаров.

Сейчас в колхозе есть 1.080 овец и коз.
Е концу пятилетки их будет 3 тысячи го-
лов. Количество лошалей, крупного рога-
Того скота и евиней намечено увеличить в
Лва раза. Возрастет п продуктивность скота.

В течение пяти лет в хозяйственные по-
стройки и га возведение зданий культурных
учреждений намечено вложить свыше олно-
го миллиона рублей. Будет сооружено 10
70 различных об’ектов. Среди них: 9 жя-
вотноводческих помещений, гараж. водяная
мельница, 2 электростанции, кирпичный и
известковый заводы, клуб на 400 мест,
баня, медицинский и ветеринарный пункты,
столовая и др.

Сейчас колхоз приступил к осуществле-
нию своего пятилетнего плана. Уже построе-
НЫ электростанция, мельница, 2 конюшни,
скотный твор, коровник. Осенью прошлого
года были заложены новые виноградные
плантации и разбит фруктовый cag. Azer
строительство гидроэлектростанции. Бюро
Дагестанского обкома партии, обсудив пати-
летний план колхоза имени 9 января, одо-
брило его. Бюро обязало все партийные ор-
ганизации республики обсудить пятилет-
ний план колхоза имени 9 января и по его
примеру составить план хозяйственного и
культурного развития других колхозов рес-
	публики.
	Коллектив Слободского спиртозавода, где. чернем заседании 12 января продолжался

ж тов. Ворониной работал до войны, при:
л на помощь семье погибшего воина, взяв
под свою опеку. Рабочие завола обяза-
сь подвезти ‘топливо, отремонтировать
ртиру, обеспечить семью одеждой ий
увью, помочь продовольствием. Коллек-
‚ завода выполняет свое обязательство.

допрос подсудимого Винилзра. Отвечая на
вопросы прокурора, обвиняемый вынужден
признать, что он принимал участие в на-
сильственном угоне в Германию трех тысяч
квалифицированных рабочих, под угрозой
репрессий посылал жителей города на тя-
	муж тов. Ворониной работал до войны, при-
шел на помощь семье погибшего воина, взяв
ее под свою опеку. Рабочие завода обяза-
лись подвезти ‘топливо, отремонтировать
квартиру, обеспечить семью одеждой й
обувью, помочь продовольствием. Коллек-
тив завода выполняет свое обязательство.
В квартире Ворониной уже произведен ре-
монт, доставлены дрова и т, д.

Члены колхоза «Красный сев», Нагор-
ского района, на общем собрании обсудили
вопрос об оказании помощи семье колхоз-
ника Рычкова, погибшего ‘на фронте. По
предложению председателя артели тов. Уса:
това колхозники постановили взять эту
семью под опеку колхоза, обеспечить ез
топливом, отремонтировать дом и надвор-
ные постройки. В том же’ районе колхоз
«Прогресс» решил взять под опеку не-
сколько семей воинов, погибших в боях за
	Родину.
	Лыжный професюзно-
	комсомольский кросс
	По всей стране проходит пятый массовый
лыжный профсоюзно-комсомольский кросс,
который стал хорошей традицией советской
молодежи. Лыжный кросс в этом году на-
чался 1 января. В лыжных соревнованиях
участвуют рабочие, служащие, учащиеся
ремесленных училищ, школ ФЗО, учащиеся
стартцих классов средних школ и многие
другие.

Юноши и девушки соревнуются на ди-
станцию 2—3 километра. Мужчины должны
пройти 10 километров, а женщины — 3 и 5.
В бесснежных районах страны лыжные крос-
сы заменены пешим переходом,

В Свердловске приняли участие свыше
250 тысяч человек, в Горьком — 160 тысяч
	человек, в Москве — 114 тысяч человек,
в Ижевске — 94 тысячи, в Саратове — 63
тысячи.
	Больше 60 процентов участвовавших в
кроссе прошли дистанцию в положенное
время и сдали нофмы на значок «ГТО».

—-
		для эстонских меояков
	В красивой дачной местности в пригоро-
де Таллина—Лоху в ближайшее время от-
крывается дом отдыха для моряков Эстон-
ского пароходства и работников Таллинско-
го морского порта. Сейчас здесь заканчива-
ются ремонтно-строительные работы и вну-
тренняя отделка помещений. В доме отдыха
будут ежемесячно отдыхать 50  человек.
		желые оборонительные работы.

В Николаеве было расквартировано боле
60 тысяч немецких солдат. Для них по рас-
поряжению Винклера были предоставлены
	лучшие городские здания—Шшколы, кл убы,
техникумы, музеи. Bee имущество. находив-
	шееся в этих помещениях, расхищалось. По
его же указанию пенные экспонаты худо-
жественного музея — редкостные картины
	Но вот вы вышли из музея и словно шаг-
нули через столетие, — до того разительно
все, что расстилается перед вашим взором:
прямые озелененные улицы, добротные де-
ревянные дома. прекрасная школа, клуб,
столовая, гостиница, электростанция, ра-
диоузел, телефонная станция — культур-
ный, благоустроенный городок!
	Артель имени Тельмана передовая в рес-
публике. В трудную военную пору колхоз-
ники, вдохновенно трудясь для фронта, про-
должали развивать и совершенствовать свое
артельное хозяйство. Увеличили посевную
площадь. Кроме прежних культур: пшени-
цы, ржи, овса, ячменя, гречихи, проса, ос-
воили новую-—сахарную свеклу. Повысили
урожайность. Планы развития обществен-
ного животноводства ежегодно неревыпол-
няются. В колхозных стадах более 7 ты-
сяч коров, овец, лошадей. 300 скакунов пе-
реданы Красной Армии. Поставки государ-
ству выполняются в первую очередь. Кол-
хоз сдал в фонд обороны свыше 4 тысяч
центнеров зерна, почти 75 тысяч центне-
ров мяса, сотни тысяч литров молока, много
шерсти и четверть миллиона рублей. 2 ты-
сячи коров и овец переданы районам, пост-
радавшим от немецкой оккупации.

Колхозники гордятся тем, что великий
Сталин прислал им благодарность Красной
Армии,

Вто же ведет к все новым успехам кол-
лектив колхоза? Вто является душой, зачи-
нателем всех его славных дел? Колхозный
парторг Тогочи Данзанов, замечательный
масеовик, настоящий  большевик-вожак.
Этот сухощавый, подвижной человек напол-
нен неистощимой энергией. В нем постоян-
не живет дух созилания. $
	Однажды в центральной печати промельк-
нула заметка о том, что один из колхозов-

миллионеров строит новый благоустроенный
поселок.
	— А ведь и нам, пожалуй, под силу, —
подумал Данзанов.

Эта мысль настолько завладела им, что
не давала покоя. Но Данзанов-——не бесплод-
ный мечтатель, а человек дела. Он знал,
Что пол лежачий камень и вода не течет.
Но ночам Тогочи делал набросок будущего
поселка, подсчитывал, сколько потребуется
для строительства людей,  матерпалов.
Исколесил на мотоцикле окрестности, облю-
бовал место для новой усальбы колхоза. Кэ-
гда план окончательно созрел, парторг по-
ехал в обком партии.

— Большое дело задумал. Вот тут все
написано, — сказал ен, передавая свои
расчеты секретарю обкома.

Получив поддержку в обкоме, Данзанов
побывал в Наркомземе республики, у шефов
колх033 — на паровозоремонтном заводе,
увлек их своими планами, договорился о
UOMOMIE.
	Вернувшись в колхоз, созвал собрание.
На этот раз оно было особенно многолюд-
ным. Шутка ли,—построить городок! Дан-
занов < увлечением рассказал о своем про-
скте. Решение былс коротким и единолуш-
ным: немедленно приступать к строитель-
CTBY.

Составили смету, утвердили  аесигнова-
ния, заготовили лес, всякие другие MaTe-
риалы, ‘наметили, кому быть плотником,
кому — столяром. Работа закипела...

...Между двумя грялами высоких гор,
в чудесной плодородной долине. близ стен-

Айвазовского, Шиапкина, Верещагина и дуу-  седание заканчивается.
kx + *
		НИКОЛАЕВ, 13 января. (ТАСС). Сегодня
на утреннем заседании суд начал допрос
свидетелей. Их показания рисуют страш-
ную картину жизни советских людей под
игом немецких оккупантов, издевательств,
массовых расстрелов еоветских военнослу-
жащих и мирного населения, осуществляв-
птихся немцами в гор. Николаеве п Нико-
лаевекой области.
	Первым дает показания свидетель Г. Г.
Перогуда, старый рабочий морского порта,
ныне инвалид труда. Он рассказывает о
зверских методах, которыми сопровождался
угон советских граждан в немецкую нево-
лю. Под видом розыска оружия и партизан
немцы устраивали в ‘городах и селах мас-
совые облавы. Задержанных бросали пач-
ками в товарные вагоны. Тех, кто уклонял-
ся от отправки в Германию, расстреливалч.

06 угоне молодежи на каторгу показы-
вает также на судебном засёдании свидетель
Н, Л. Вышеслазский, заведующий кафедрой
электротехники Николаевского  корабле-
строительного института. Он был также еви-
детелем планомерного, преднамеренного
уничтожения гитлеровцами культурных уч-
реждений и учебных заведений Николаева.
Немецко-фашистекие варвары разрушили и
разграбили Николаевский  кораблестрои-
тельный институт, судостроительный тех-
никум, пединститут и др.

После занятия немцами Николаева, по-
казывает суду свидетельница учительница
Н. А. Крыжановская, гитлеровцы начали
разрушать школьные здания, детские учре-
ждения. Так были взорваны прекрасные
здания новых школ №№ 8, 10, 13, унич-
тожена ботатейшая детская библиотека, на-
считывавная около 20.000 томов.
	Свидетель М. К. Левашез, житель села
Октябрьское, Октябрьского района, расска-
зывает о большой трагедии, которая произо-
шла в его семье. Когда немпы уходили из
села, вечером в его дом ворвались несколь-
ко гитлеровцев. Они выгнали на улицу
трех сыновей, в том числе 14-летнего сы-
на Ваню. Спуетя несколько дней Левашов
нашел обезображенные трупы своих сыно-
вей в яме, возле элеватора. Здесь насчи-
	НИКОЛАЕВ, 13 января. (ТАСС). Сего-
дня на вечернем заседании продолжался до-
прос свидетелей.

Свидетельница М. С. Ацеховеная, жи-
тельница местечка Березнеговатов, подтвер-
ждает, что неоднократно видела, как подсу-
димый Михель жестоко избивал арестован-
ных советских граждан, которые после это-
го оставались навеки калеками.

Врач-невропатолог 0. А. Доброславская
показывает суду, что немцы уничтожили
прекрасно оборудованную психолечебницу в
Херсоне, расстреляв около 900 больных.
	Сахарный завод в Армении
	ЕРЕВАН, 13. (По телеграфу). Вблизи
станции Амамлы выросли новые ко пуса
первенца сахарной промышленности Арме-
нии. Основные строительные работы закон-
чены. Уложены под’ездные пути. Завод
вступает в пусковой период. Он будет вы-
рабатывать ежедневно‘ 800 центнеров саха-
ра. Создается рабочий поселок, который
застраивается красивыми двухквартирными
домами из матового розового туфа,
	Ныне Металлический завод готов взять
на себя изготовление части турбин для
Днепра. Они должны быть мощностью в 100
тысяч лошадиных сил, более совершенной
конструкции. Он обладает для этого подго-
товленными кадрами конструкторов, инже-
неров, техников. Коллектив завода, награ-
жденног в июле 1945 года орденом
Тэнина, воодушевлен своей ответственной
задачей. Подготовка к досрочному выпол:
пению заказа на первую турбину идет
энергичными темпами. Между Невой и

Днепром протянулись нити сотрудничества
и дружбы.
	`Уязвимым местом в деятельности Метал-
лнческого завода является отсутствие у
него собственной металлургической базы.
Это не было бы недостатком в иных усло-
виях. Но сейчас это создает повышенную
зависимость завода от кооперирующихся
C HAM предприятий Отливки гигантских
деталей Моталлический завод получает от
Ново-Краматорекото завода, поковки — от
Уралмаша. Обязательства одного завода
неразрывно связаны с обязательствами дру-
гого завода. Тут должно быть единство В
планировании,  едилство в исполнении.
Тенинградцы убеждены в том, что ново-
краматорцы и уральцы не «подкачают»,
что Металлический завод сможет своевре-
менно поиетупить к обработке вполне от-
вечающих условиям многотонных деталей.
Отпако заботливость и даже некоторая
тревога ленинградцев понятны и извини-
тельны. Для них турбины Днепрогэса, — это
основное и самое ответственное дело. Не-
обходимо, чтобы оно стало таким же отрет-
	ственным делом и для всех предприятий-
СсмМОЖнНиИкКоОвВ.
	Стоит хотя бы на самое короткое время
		ского завода, чтобы почувствовать силу
благородных традиций этого города, при-
выкшего стоять на передовом посту совет-
ской культуры. Мы Витим, как выглядит
восстановление. Это не реставрация, не
возврат к прошлому. Это непременно шаг
вперед, творчестве. новая, более высокая
ступень в техническом развитии и в науч-
HOH MBICIH.
	Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
Ленинград.
				Далее лает показания свидетель, сы
	щенник православной церкзи А. №, Сви;/
дозский:
	— ч\зндармы арестовали мою жену
	говорит он. — be держали. в жандармери:
Баштанского района, rie подвергали Hex
	овеческим мучениям и пыткам, a& зат
	расстреляли. Я был также очевидцем 387
ского отношения немцев к военнопленныу
	Как-то по херсонской дороге на Никола»
шла большая группа пленных. краснозруе
цев. Они были почти раздеты. еле держа
лись на ногах. Я видел, как один из од.
ны подошел к обессилевшему красноарме.
цу и тут же пристрелил его. Затем пали
ногами отбросил труп в кювет.

Свидетель говорит об осквернении нем
ми русской церкви. Гитлеровцы, разрушил
храмы в селах Воскресенске, Конетантиии,
ке, Погореловке и др. В селе Бормасоге из
цы устроили в церкви конюшню.

Свидетельница В. И. Напран рассказ:
вает о том, как она была угнана в немоь
кое рабство и испытала на себе, как ид:
гие невольники, издевательствах и унихь
НИЯ.

Свидетельницы М. М. Лещенко и Ф, (л
кисоза привели ряд фактов фаптистеких ги.
прав над мирным населением, жертвами
	etx явились, они озми и их семьи.
*
	Свидетель, житель местечка Баштаны
П. С. Гапон, рассказывая о зверствах жа
дармерии, приводит факт расстрела гии
ровцами в апреле 1943 года в Каменолона
более 150 советских граждан. Свидетя
В. С. Захаров и М, С. Балушнин привит
	факты массовых расстрелов гитлеровцам
советских военнопленных, трупы ROTO!
	затем сжигались в целях скрытия слей
преступлений.

Допросом свидетеля Балушнина вечере
заседание заканчивается.
	Пребывание делегации
хозяйственных деятелей
	Чехословакми в Ленинграде
ЛЕНИНГРАД, 13 января. (ТАСС), Нах
дящаяся здесь делегация хозяйственны
деятелей и рабочих Чехословакии вчера п
сетила заводы имени Сталина и и
Карла Маркса, где осматривала цехи ни 3
	комилась с организацией  пооизводети
Гости побывали также в педнатрическо! `
институте.
	Вечером в Доме ученых имени М. Горько
состоялась встреча членов делегации с  ’
ководящими работниками промышленност
и профсоюзным активом Ленинграда,

их
	Областной с’езд
	медицинских работников
	ГОРЬКИЙ 13. (Корр. «Правды»). Закой
чился продолжавшийся два дня област
с’езд медицинских работников, С’езд засл
шал доклад председателя  облисполкох
тов. Педьева о состоянии здравоохрарени
	“ очередных задачах медицинских работни
ков области.
	в WHat ih, к .
Докладчик сообщил интересные даннь’,

wn meme РАН
	характеризующие самоотверженный тр
медицинских работников в годы войны, }
настоящее время заболеваемость брюшям
тифом по области уменыпилась по сраме
нию < 1940 годом на 72 проц, дизентерней-
на 83 проц., дифтерией — на 86 проц., ск
латиной — на 31 проц. Вдвое  снизалю,
детская смертность. Сеть лечебных завые
ний выросла на 650 больничных коек, Jet
ских яслей — на 3.770 мест, В районах %
ласти создано 11 новых врачебных уча
ков, около 100 новых фельдшерских лук
тов, 28 детских и женских коноультаций,

ля участников областного с’езда- вр
чей, фельдшеров, акушерок, медицини
сестер — был прочитан ряд научных докл
дов, посвященных диагностике и лечении
гипертонии, сепсической ангины и некот
рых других болезней.

Учшим лечебным учреждениям и нан®
лее отличизшимея медицинским работники

В о memes

6 EEE EEE EEE ee SER —
ыли вручены переходящие знамена я Ю
четные грамоты.
	—о—-
«Наш. общий друг»

me и 13 января Московский тет
ени  МЛенинского Комсомола’ показ
	„ремьеру спектакля «Наш общий друг» к
роману’ Диккенса (инсценировка Натали
Венкстерн). Постановка народного артки
РСФОР и УзССР И. Берсенева.

В спектаклях участвовали: В. Серова !
Е. Фадеева (Бэлла Уильфер), Г. Карповит
Валуа (Джон Хармон) В Всавололов (4
	he

Уильфер), И. Мурзаева (м-с УильфеЙ

Козлова (Лавиния), В. Марута (“1
Боффин), В. Благовилова (5-е Боффи)
Б. Плотников (Лайтвуд), Б. Свобода (№
Лэммль), Н. Делекторская (м.с Лэмм)
	ase

А. Пелевин (м-р Флэджби) и другие,

Спектакли прошли с успехом.
	В местных организациях
ГОРЬКИЙ
	Городекой комитет ВКП(б) направил
в сельскохозяйственные районы области на
время избирательной кампании 250 квали-
фицированных агитаторов. Перед от’ездом
все они прошли специальный семинар, по-
лучили необходимые методические указания
и литературу.

В ближайшие лни в колхозы области
выезжает также несколько художественных
агитбригад, в состав которых входят участ-
ники кружков художественной  самотея-
тельности и хоровых коллективов дворцов
культуры и рабочих клубов горьковских
предприятий, а также артисты лучших
театров города.

(Корр. <«Правды»).
	ВОЛОГДА
	Ранний сев овощей
МАХАЧКАЛА, 13. (Корр. «Правды»). В
Дагестане стоит теплая солнечная погода.
Пользуясь погожими днями, колхозники
приступили к полевым работам.
В Дербентском районе начался ранний
сев овощей. Из парников высажена на грунт
рассада капусты. Идет сев моркови и чес:
	HOKa.
—}—

В парках и на стадионах
Москвы
	Несмотря на оттепель, вчера в Москве
был болышой спортивный день. Тысячи мо-
лодых физкультурников столицы провели
свой отдых в парках и на стадионах.

В Измайловском парке культуры и отдыха
имени Сталина было много лыжников.
В пробеге на 5 километров приняли участие
молодые рабочие ни работницы моторострон-
тельных заводов, завода АТЭ- , «Аремз»,
фабрики «Красная заря», студенты Москов-
ского механического техникума, учашиеся
ремесленных училищ и другие. Одновременно
проходили соревнования участников проф-
союзно-комсомольского лыжного кросса.

Здесь же открылись массовые лыжные
соревнования на первенство Артиллерий-
ской академии Красной Армии им. Дзержин-
ского. Хорошие результаты на дистанции
в 5 километров показали слушатели акаде-
мии: капитан Карев, прошедший дистанцию
за 22 минуты 10 секунд, старший лейтенант
Алейников — 22 мин. 15 сек. и капитан
Можин — 22 мин. 17 сек.

В детском городке Сокольнического пар-
ка вчера было большое гулянье. Свыше
1.500 московских школьников катались на
санных поездах и на тройках. В заключение
дяя ребят был дан эстрадный концерт,
	лю турэинным JeTCKAM салом. Здесь изго-
товляются микротурбины для колхозных
электростанций.

восстановительной работе завод при-
ступил еще во время блокады. Если в столь
короткий срок после войны удалось пустить
в ход Дубровекую станцию пот Ленинградом,
залечить самые тяжелые рамы на Свири,
восстановить турбины в Сталиногореке,
лаль свет и энергию Днепродзержинску,
Риге и другим городам нашей страны. то
это—заслута Металлического завода. Он ча-
стично превратилея в гигантскую каонику
для раненых турбин. Вы видите в цехах
искалеченные. немцами, искареженные ва-
лы, ротэры, раздробленные лопатки,

Завод не просто лечит их. Он улучшает
WX, повьмцает прежнюю^ мощность, снаб-
жает новыми лопатками, несравненно 6бо-
лее эффективными. Наряту © восстановле-
нием идет производство совсем новых ма-
шин огромной мощности. Сдана в экеплоа-
тацию турбина для Рыбинска в 109.000
лошадиных сил.

Всего этого достаточно было бы для ста-
рой славы Металлического завода. Но «Ро-
зовая книга» не 0б этом мечтала. Она стоят
за то, чтобы Металлический завол стал за-
золом мощных паровых и вэдяцых турбин,
осроболивщиеь от веех других видов про-
дукции. В этом случае заводскому коллек-
тиву удалось бы полностью развернуть все
свой богатейшие возможности.

Завод чувствует в себе силу для самых
трудных технических задапий. Люди на fe-

регу  Невы думают о чудесной плотине на
берегах Лнепра.
	’ Турбины для Днепрогэса строились аме-
риканцами, разрушили их немпы. Метал-
araeonntl завод стоит на том, что наново
строить их должны советские инженеры и
мастера.

Вес девять гидротубин на Динепрогэсе
были изготовлены американской фирмой
«Ньюпорт ньюс». Это были для своего вре-
мени самые мощные турбины в мире — по
90 тыс. лошадиных сил каждая. Опи ре-
кламировалиеь по всему миру, как дости-
  жение американской техники. В оборуло-
  ВНИИ Днепрогэса _ Металляческий завод
	мог участвовать 15 с лишком лет назал
			Начались занятия второго набора голич-
ной областной нартийной школы. Из при-
нятых в школу ста двадцати восьми чело-
век большинство — участники Великой Оте-
чественной войны. Среди курсантов-—Герои
Советского Союза т.т. Фарунцев и Оплетов.

Школа хорошо подготовилась в приему
нового набора учащихся. Капитально отре-
монтированы здания. Библиотека получила
большое количество новой учебной литера-
туры п пособий.

(Kopp. «Правды»).
		Б районах области проведены двухне-
дельные курсы секретарей‘ первичных пар-
тийных организаций. На курсах занима-
лись 643 чел. Ими прослушаны лекция ий
важнейшим вопросам марксистско-ленин-
ской теории, организапионно-партийной и
массово-политической работы и колхозноге
строительства. Большое внимание уделено
задачам партийных организаций в связи: ©
ни к выборам в Верховный Совет

‘р.

(Корр. «Правды»).
					Немцам было известно значение Метал-
тического завода имени Сталина в Ленин-
траде, — поэтому завод был мишенью сч-
стематического обстрела и воздушных на-
летов. Из многих снарядов и бомб, предназ-
наченных для него, 96 снарядов попали в
цель. Прямым попаданием 12 авиабомб при-
чинили немалые разрушения. Зажигатель-
ных было больше сотни, и пламя пожаров
не раз озаряло заводскую площадь. Памятен
работникам завода день 16 апреля 1943
года. Шесть часов подряд немецкие тяже-
лые орудия обстреливали завод... Но ника-
кие усилия немцев не могли заставить ге-
фоический коллектив приостановить рабо-
ту. Он был частью Ленинградского фронта,
и тяжелые танки из заволеких ворот от-
правлялись прямо на передовую линию.

Следы разрушений еще видны на завот-
ской территории. Вам покажут обгорев-
ший край одного большого цеха, развалины
части другого цеха. Вы увилите оетов
полсобной постройки. В этих памятниках
войны нет ничего необычного для Ленин-
града. Вы найдете такие и в других ме-
стах. Но есть один необычный памятник
блокады. Перед ним останавливаешьея с
изумлением и глубоким уважением. Это не
развалины. Напротив, это совсем‘ новое
строение, новый большой пех. Его стены
еще не потеряли своей яркости, не запы-
лились, не закоптели. Он выделяется кра-
сочным пятном среди других  заводеких
зданий,

\ Этот новый цех работники завода строи-
ли своими собственными руками во время
блокады, под сильным обстрелом, как цех
для мирного времени, для послевоенной
продукции. Немпы еше не отказались тог-
да от гитлеровского замысла стереть с ли-
ца земли Ленинград, Не только в Гермазин
фашистокая пропаганда, но и в Швеции
Свен Гедин призывали к уничтожению чу-
лесного города. Ленингралцы  самоотвер-
женно оборонялись. Металлический завод
производил вооружение и снаряды, и Так
сильна была уверенность в победе, в тор-
жестве советского нарола. что в 1943 году
заводской воллектив уже думал о послевэ-
енном производстве и начал подготовку к
	нему. Немцы старались разрушить старые
цехи, а завод строил новый.

Вам покажут этот замечательный памят-
ник блокады и расскажут о «Розовой ЕНИ-
га».

Эта книга — плод коллективного труда
руковотителей завода, его конструкторов,
плановиков, экономистов, партийных работ-
ников. Эта книга составлялась в 1943 готу
под грохот разрывающихея снарядов. Онз
посвящена будущему. В ней — програм-
ма послевоенного производства. Это мечты
строителей, инженеров, техников. облечен-
ные в Форму математических расчетов в
точных чертежей.

Эта программа получила поллержку
ленинградского партийного руководства.
Через линии немецких окопов «Розовал
книга» соверитила, путешествие в Москву.
Ответом было воздушное путешествие спе-
циальной правительственной комисеии в
блокированный Ленингрзл. «Розовая книга»
стала отобренной программой завода на по-
слевоенное время.

* * *

Осколок немецкого енаряда пробил окно
и влетел в кабинет директора В. В. Кожари-
нова. Он упал на стол, за которым директор
завтракал на скорую руку. Осколок не пэ-
мешал завтраку и не отклонил мыели от
	обычного пути. Было ли это бесстрашие?
Конечно. Но также и привычка.

Мысль работала в одном направлении. За-
вод не может просто возобновить довоенное
производство. Он должен сделать шаг впе-
ред и подняться на ступень более высокую.
Отечественная война дает возможность кол-
лективу завода перестроиться коренным об-
разом и открыть новую главу в своей исто-
рии.

История у завода замечательная. Он на-
ходился до революции в руках немецких ка-
питалистов, и председатель правления
Шварп соединял в своем лице «Акционер-
ное общество С.-Петербургекого металличе-
ского завода» с берлинскими заводами Си-
менс-Гальске. Завод считался крупным, и по
тем временам производил он весе, что утод-
110,—OT паровых котлов и железных мостов
до церковных куполов и пгпилей. Он выпус-
	кал и паровые турбины. da десять лет,
		UR
про
Ky ]

ну
BOE
One
ay
sony
Пан
	2:5: гбо> ГА Ь ф 7” OEE NEON

- Это — завод колоссальных деталей. Ро в  только одной турбиной для местных нухжа
с! нем есть цех, который кажется посетите- на 3.500 лошадиных сил.