4 ЯНВАРЯ 1948. г., № 4
	ПРАВДА
		РАЗОБЛАЧЕННАЯ ЛЕГЕНЛА
	Ивановский текстильный институт... Пе-
ред государственной квалификационной ко-
миссней выступает студент последнего кур-
са, спокойно и уверенно защищающий
свой дипломный проект. Чуветвуется, что
дипломант — подготовленный молодой спе-
циалист. Но вот один из членов комиссии
задает ему вопрос:

«— Вы запроектировали узловязатель
Карбер-Кольмана. Почему? Он импортный
и имеет очень высокую стоимость, У нас
есть свой, отечественный узловязатель
системы советского инженера Башкирова,
лауреата Сталинской премии. Он лучше
и дешевле заграничного. Почему вы
приняли такое решение?

— Консультант посоветовал, — стыдли-
во сообщает студент...»,

Так на конкретном примере ивановская
областная газета «Рабочий край» вскрыва-
ет факт, иллюстрирующий раболепие перед
иностранщиной в текстильной технике.
Факт печальный и, увы, не единичный.
Студенты института имеют смутное пред-
ставление о том, кто является действитель-
ными творцами изучаемых ими машин. Да
и как студентам это знать, когла им вну-
шают мысль, что пионерами текстильного
машиностроения являются иностранцы,
& имена русских, советских  новаторов
остаются в тени. :

Газета указывает, что в BHCTUTYTe HA
почетном месте висит портрет англичанина
Ричарда Аркрайта, которого до сих пор
считают изобретателем прядильных машин,
но о котором Марке в первом томе «Капи-
тала» писал: «Из всех великих изобрета-
телей ХУП века это был бесспорно вели-
чайший вор чужих изобретений и самый
низкий суб’ект».

Между тем еще в ту эпоху, когда в льня-
ной промышленности Франции, Германии и
Англии безраздельно господствовал ручной
труд, т. е. в ХУШ столетии,

«наш соотечественник Родион Глинков

выступает пионером механического льно-

прядения, идея которого получила веще-
ственное оформление».

Глинков не только придумал «самопря-
дочную машину»,— он впервые в мире
применил гидравлический двигатель в льно-
прядильном производстве.

«На лучших немецких самопрялках
в 60-х годах восемнадцатого века удава-
лось выпрядать в час 325 метров пряжи,
производительность машин Глинкова была
в три раза большей при значительном
повышении ровноты и крепости пряжи.
Что же касается производительности чело-
веческого труда, то она возрастала в пять
раз».

Шаг за шагом «Рабочий край» в серии
статей, написанных специалистами, разо-
блачает старые легенды о приоритете ‘ино-
странных ученых и изобретателей в тек-
стильной науке и технике, легенды, кото-
рые созданы были в царской России людь-
ми, лишенными чувства национального до-
стоинства. Мы узнаем о том, что в 1876
году профессор Дмитриев опубликовал труд
«Бумаго-прядильное производство», кото-
рый по форме и содержанию ‘превосходит
более поздние произведения этого рода анг-
лийских специалистов. Мы узнаем о вы-
хающихея работах профессора“ Васильева,
положаршего начало иселелованию такого
	В высших учебных заведениях столицы
началась зимняя экзаменационная сессия.

ней участвует 120 тысяч московских
студентов — на. 20 тысяч больше, чем
в прошлом году.

В Московском государственном универ-
ситете им. Ломоносова экзамены начались
на всех факультетах. Отуденты первых
курсов исторического и филологического
факультетов экзаменовались 2 января по
древнерусскому и лалинскому языкам. На
механико-математическом факультете со-
стоялись первые экзамены по теории упру-
гости, на юридическом факультете — по
финансовому праву.

Хорошо подготовился к экзаменационной
сеесии Московский институт стали
	сложного процесса, как вытягивание, ROTO-
рый до сих пор в иностранной литературе
находит лишь самое примитивное толкова-
ние. Наконеп, мы узнаем о тех огромных
успехах, которых добились работники тек-
стильной науки и техники нашей страны
после Октябрьской революции.

Процессу кручения и евязанным с ним
вопросам крепости и усадки пряжи поевя-
щен ряд работ советских ученых — тт. Ко-
стицына, Корицкого, Афончикова, Вороши-
лова и др. Вопросы трения волокнистых ма-
териалов глубоко изучены в работах про-
фессора Зотикова, профессора Линде, Кра-
гельского, Моисеенко и др. В области строе-
ния тканей крупные работы осуществлены
тт. Новиковым, Синициным, Васильевым,
Кузнецовым. В годы Великой Отечествен-
ной войны работники Ивановского научно-
исследовательского текстильного института
тт, Королев и Смирнов разработали ориги-
нальные структуры 0с0бо носких тканей
для специальных родов войск.

Огромного развятия достигло в советской
стране отечественное текстильное машино-
строение, хотя оно еще не в силах удовле-
творить растущие нужды текстильной
промышленности. 38 годы сталинских пяти-
леток на наших предприятиях стали изго-
товляться не только простые механические
ткапкие станки, но и более совершенные —
автоматы, причем по насыщенности автома-
TAMA советская текстильная промышлен-
ность в несколько раз богаче английской.

Автомат Климовского завода марки АТ,
хемонстрировавшийся в 1933 тоду за гра-
ницей, был признан лучиим по сравнению
с немецкими станками. Поставленные на
Глуховском комбинате станки лучшего
американского завода оказались менее CO-
вершенными, чем наши,— они давали
большую обрывность и меньшую произволи-
тельность.

«Конструктор` Кананьин, — пишет ra-
зета, — разработал тип. легкого ткацкэ-
го автомата. Скорость этого станка мо-
жет быть доведена до 220—230 ударов в
минуту, что превосходит последние до-
стижения американской техники».
Существенные изменения в технику тка-

чества впосит бесчелночный ткацкий ста-
нок инженера Леонтьева. Такой совершен-
ной техники еще не. знает текстильная
промышленность калиталистических стран.

Газета напоминает, что в области орга-
низации труда в текстиле мы давно и
далеко ушли вперед.

Материалы «Рабочего края», направлен-
ные против низкопоклонства и раболепия
перед иностранщиной, повышают нацио-
нальную гордость советеких людей, воспи-
тывают их в духе советского патриотизма.
Нельзя не отметить также, что этот важ-
ный вопрос газета освещает не эпизодиче-
ски, а регулярно, продуманно, причем
делает она это не в декларативной форме,
а опираясь на научно-обоснованные факты,
которыми изобилует каждая опубликован-
ная статья. Редакция сгруппировала вокруг
себя большой коллектив авторов из мест-
ной техкической и научной интеллитенции.

Почин «Рабочего края» весьма ценен.
Он, несомненно, получит признание чита-
телей.
	им. И. В. Сталина. Подавляющее большин-
ство. студентов здесь своевременно сдало за-
четы и аккуратно посещало специально
организованные консультации профессоров
и преподавателей. На первом экзамене но
грузоподемным и транспортным механиз-
мам стуленты получили. преимущественно
Фтличные и хорошие оценки. Около 100
ВЫПУСЕНИКОВ Института BO время сессии
будут защищать дипломные проекты. Они
прошли предварительно практику на круп-
нейших металлургических заводах страны.

Организованно прошел первый. день. ‹ес-
сии в Московеком высшем техническом
училище им. Баумана, в Станкоинструмен-
тальном институте, в Институте химиче-
ского машиностроения и других.

стематически препятствуют деятельности
такой демократической организации, как
Словелско-итальянский антифашистский
союз (СИАУ), который добивается установ-
ления мирного сотрудничества между ва-
циональными группами и отстаивает эко-
номическую и политическую независимость
Триеста. Ясно, что такая деятельность СИАУ
и поддерживающих его единых профсоюзов
Свободной Территории не устраивает ны-
нешних хозяев Триеста, опирающихся на
реакцию и держащих курс на искусствен-
ное разжигание межнациональных трений.

Раепоясавшиеся фашистские элементы в
Трниесте, фактически поошряемые англо-
змериканскими властями, — попытались
«ознаменовать» день вступления в силу
мирного договора е Италией рядом прово-
каций и пювинистических манифестаций.
Рабочие Триеста ответили всеобщей заба-
стовкой, для подавления которой антло-
американские власти пустили в ход войска
и полицию, не останавливаясь перед кро-
вавой расправой с бастующими. Похороны
жертв фапшиестекого террора превратились
в мощную демонстрацию протеста, в кото-
рой приняло участие ‘до 150 тысяч человек.

Последовавшие затем новые репрессии
англо-американских властей были направ-
лены не против фаптистов, виновных в тер-
рористических актах, а против рабочих, яв-
лявшихся жертвою фапиетских провокаций.
Так, например, на верфи «Святого Марка»
было арестовано 9 ‘рабочих. Пятеро из них
были осуждены военным судом на разные
сроки тюремного заключения. Председатель
фабричного комитета получил 6 месяцев
тюрьмы только за то, что сказал: «Капи-
тализм доведет триестинских рабочих до
голодной смерти».

Преследование и подавление демократи-
ческого хвижения, поощрение реакционных
элементов и разжигание национальной
вражды сопровождаются открытым курсом
англо-американских военных властей на
экономический отрыв Триеста от Югосла-
Вии.

Известно, что в период своего господ-
ства над Триестои и Юлийской ЕКрайной
Италия, располагающая рядом крупных
портов на бредиземноморском побережье,
сознательно тормозила экономическое раз-
витие Триеста. Она нарушала экономиче-
ские связи Триеста со отранами Европы п
прежде всего с Югославией. В результате
	Зимние экзамены в вузах

тракторы к началу
	22607!
	Ompemonmuposams все
		11 января—выборы в местные советы Белоруссии,
	ербайдэкана и Киргизии
	Казахстана, Грузии, Аз
	За средними пифрами
не вилят отстающих МТС
	10 часов утра, ав 5 часов вечера уже по-
кидают территорию МТС. Директор станция
тов. Лукьянов не принимает никаких ` мер,
чтобы ускорять ремонт.

Нельзя обойти молчанием по меньшей
мере странную позицию  Ново-Спасекого
райкома партии. Массово-политическая pa-
бота в МТС запущена, ведущей роли ком-
мунистов на ремонте не чувствуется, о с9-
ревновании даже не упоминают. Обращение
куйбышевских механизаторов He обсужда-
лось. Однако это не тревожит райком пар-
тии. Он безучастно относится в тому, что
происходит в МТС.

Такая же неприглялная каротина набло-
дается и во многих других МТС. Этим и
0б’ясняется, главным образом, тот факт,
что значительное количество станций не
выполнило квартального задания и напо-
ловину. Более того, есть такие МТС, где ре-
монт не развернут по-настоящему и по сей
день.

Областное управление сельского хозяй-
ства допускает прошлогоднюю ошибку.
Оперируя средними цифрами, оно не заме-
чает отстающих MTC, не оказывает их
должного внимания и практической помо-
щи. В аппарате управления работают
6 инженеров-механизаторов. Нельзя ска-
зать, что они не выезжают в МТС. Зналчи-
тельную часть времени эти спепиалиеты
проводят в команхировках. Но, бывая в
районах, они не занимаются главным, что
решает успех ремонта, — организацией тру-
да в ремонтных мастереких. Недавно из
поездки в Теренгульский район возвратился
инженер Иричкин. В течение пяти дей он
побывал в двух МТС. Что практически on
сделал там, какую помощь оказало стан-
циям? Никакой. Такой же гастролерский ха-
рактер носят поездки в МТС и других ра-
ботников областного управления сельского
хозяйства.
	hak 2 B прошлом году, руководители мно-
гих МТС при попустительстве областного
управления сельского хозяйства недооцени-
вают. всей важности своевременной и перво-
очередной подготовки к полевым работам
гусеничных тракторов. ‘Отремонтировано
пока лишь 9 пропентов этих машин. В ряде
МТС не сочетают подготовку тракторов с
ремонтом прицепных машин и орудий.

Ульяновская область имеет все условия
К тому, чтобы досрочно и высококачествен-
но подготовить к полевым работам свой ма-
шинно-тракторный парк, надо только, что-
бы эти возмжвоти были полность
	использованы.
Г. ПАНТЮШЕНКО.
	(Корр. «Правды»).
Ульяновск.
	На колхозных полях шли еще работы, а
руководители Славкинокой МТС начали
уже заботиться о предстоящем осенне-зим-
нем ремонте тракторного парка. Срочно
была полготовлена мастерская, отремонтн-
рованы станки, на каждый трактор состав-
лена дефектная ведомость. По мере вы-
свобождения машин с полевых работ их
сразу же ставили на ремонт. С наступле-
нием заморозков все механизаторекие кад-
ры — бригадиры тракторных бригад, трак-
тористы, комбайнеры —- были переключены
на ремонт тракторов. Мастерская перешла
на работу в две смены.

Партийная организация станции проду-
манно подошла к расстановке своих сил на
ремонте. Решающие участки борьбы за
своевременную подготовку тракторного пар-
ка к весне возглавили коммунисты. Бы-
строму и высококачественному проведению
ремонта здесь подчинили всю массово-поли-
тическую. работу. Среди ремонтных рабо-
чих и трактористов началось соревнование
за выполнение плана 4-го квартала к 21 де-
кабря — дню выборов в местные советы.

И вот результат. Боллектив Славкинской
МТС с честью выполнил свош социалиети-
ческие обязательства. К 20 декабря из ма-
стерской выпущено 25 тракторов — на
5 мапин больше, чем предусматривалось
ввартальным заданием.

Своевременно началея и организованно
идет ремонт в ряде других МТС Ульанов-
ской области.

Но за успехами передовых МТС нельзя
не видеть серьезного отставания многих
машинно-тракторных станций, сорвавших
выполнение плана 4-го квартала.

Характерна в этом отношении Ново-
Спасская МТС. Здесь имеется хорошо 069-
рудованная мастерская, достаточное коли-
чество квалифицированных рабочих. He
испытывает МТС недостатка и в запасных
частях. Й все же она отремонтировала
лишь 6 тракторов вместо 25, предусмотрен-
ных планом 4-го квартала.

Все это результат того, что в мастерской
МТС нет элементарного порядка, нет твер-
дой трудовой дисциплины. Вместо 120 че-
ловек на ремонте тракторов и припепных
орудий участвует всего 40 человек. Многие
трактористы и комбайнеры, ‘бригадиры
тракторных бригад до сих пор еще отсижи-
ваются дома. Но и те, кто работает, не вы-
полняют норм выработки. Люди, занятые
на ремонте, не получают ни дневных за-
даний, ни нарялов на ту или иную работу.
В МТС есть общежитие для ремонтных ра-
бочих. Но многие из них на ночь ездят
домой за несколько километров. Появляются
они в мастерской, как правило. не раньше
	ГРУЗИЯ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ
	_ ПИ января трудящиеся Грузин будут вы-
бирать депутатов в местные советы. Пар-
тийные и советские организации реснубли-
ки все шире развертывают работу па пол-
TOTOBRE Е этому знаменательному JH.
	B агитпунктах, на предприятиях, в ©03-
хозах и колхозах проводятся лекции, до-
клады и беседы, посвященные предстоящим
выборам. Пропагандисты и агитаторы раз’-
яеняют избирателям основной закон наше-
го  соппалистического государства —
Сталинскую  КБонетитуцию, Шоложение о
выборах. 0 размахе этой работы можно
судить хотя бы по тому, что ее ведут око-
ло 3.000 агитколлективов, 2.800 агат-
пунктов и более 50 тысяч згитаторов. \
	Во всех горолах, районах, селах в еро-
ки, установленные Положением о выборах,
образованы районные, городские, сельские,
поселковые избирательные комиссии, изби-
рательные округа и участки, а также ок-
ружные и участковые избирательные ко-
миссии, в состав которых трудящиеся вы-
двинули лучших своих прелставителей. Из-
даны в достаточном количестве избиратель-
ная литература. плакаты.
	Б обстановке большого политического
пол’ема прошли предвыборные собрания, на
которых трулящиеся выдвинули своих кан-
тихатов в депутаты местных советов.
огромным воодушевлением рабочие и слу-
жащие, инженерно-технические работники
1ар0в030-вагоноремонтного завода имени
Сталина выдвинули кандидатом в депутаты
Тбилисского городского совета великого
вождя народов товарища Сталина. Канди-
датами в лепутаты Тбилисского городского
		совета выдвинуты также ближайшие сорат-
ники великого Сталина — т.т. Молотов,
Берня, Жданов, Микоян, Маленков, Булга-
ROH,

Лучших сынов и дочерей народа, безза-
ветно преданных делу Ленина-— Сталина,
Баметили трудящиеся республики на пред-
выборных собраниях своими кандидатами
в депутаты местных советов. Срели канди-
хатов в депутаты Тбилисокого городского co-
вета—марикыл Советского Союза Ф. И. Тод-
бухин, технолог станкостроительного завода
имени Кирова (С. А. Татришвили, стахановка
трикотажного комбината Е. Д. Казалика-
швили, врач детской поликлиники Ф. Н.
Марташвили, старший мастер Тбилисской
ТЭЦ С. И. Шаповалов, профессор Тбилис-
свого государственного университета Р. Г.
Натадзе, заслуженный педагог 7-й мужской
школы В. М. Вардиашвили, осмотрщик ва-
тонов станции Навтлуги Р. Н. Окрошидзе,
народная артистка Грузинской ССР В. И.
Анджапаридзе и другие. Среди кандидатов
в депутаты Рустазского поселкового сове-
та—начальник <троительства Закавказекого
металлургического завода Н. А. Георгадзе,
знатный  стахановец стройки — мастер
каменной клалки Ф. П. Марков и др.

Сейчас в республике широко разверну-
лась агитация за кантилатов блока комму-
нистов и беспартийных, организуются
встречи кандидатов в депутаты с избирате-
лями.

В оставшиеся ло выборов дни нам пред-
стоит устранить все недостатки в органи-
зационно-технической подготовке к выба-
рам. & этому мы принимаем все меры.
	Беседа с заведующим оргинструкторским отделом
ЦК КП(б) Грузии тов. К. ЧИЧИНАДЗЕ
		Предложения избирателей сельского района
	_ АЛМА-АТА, 3. (Норр. «Правды»). ©
большой активностью прехолят в Базахста-
He собрания, на которых кандидаты в депу-
таты местных советов встречаются со сво-
ими избирателями. Трудящиеся вскрызают
недостатки в деятельности местных органов
власти, вносят предложения, направленные
к потему промышленности и сельского
хозяйства, улучшению культурно-бытового
обслуживания населения, благоустройству
районов и городов.

Недавно избиратели 26-го избирательно-
то округа по выборам в Алма-Атинскай
районный совет встретились со своим кан-
дилатом в депутаты тов. Бояркиным—пред-
седателем нсполкома районного совета. Бан-
дидат подробно рассказал об успехах района.

Тем ве менее избиратели — члены кол-
х0за имени Сталина — не удовлетворялясь
достигнутым. Они поставили перед исполко-
	MOM районного совета ряд важных вонросов.

— Живем мы зажиточно, — сказал на
собрании Колхозный кузнец Тов. Чегуя.—
а посмотрите на наши дома. Большинство
их требует ремонта. Шри колхозном строе
мы в силах построить новые хорошие дома.
В чем же хело? В строительных материа-
лах. Нало построить в районе кирпичный
	и черепичный заводы, помочь колхозам
	строительными материалами. -

— В нашей библиотеке, — заявила кол-
хозница Черняховская, — мало хуложе-
ственной литературы. На участке «Rpac-
ное поле», где живет почти половина на-
ших колхозников, нет ни клуба, ни крас-
HOTO уголка.

Избиратели говорили также 0 необходи-
мости построить в колхозе гидроэлектро-
станцию, отЕрыть врачебный или фельл-
шерский пункт.
	Вступила в строй Арамская гидроэлектростанция
	ТБИЛИСИ, 3. (Корр. «Правды»). Грудя-
шиеся Грузии получили в новому году з3-
менательный подарок: 31 декабря был пу-
щен первый агрегат Храмской гидроэлек-
тростанции. :

Е полудню в горное ущелье, где на пло-
адке старого русла реки Храми высится
тенераторное здание Храмской гидроэлек-
тростанции, стали прибывать из Тбилиси и
из окрестных деревень многочисленные
прехотавители советских, партийных и хо-
зяйственных организаций. Собрался весь
коллектив строителей и монтажников Храм-
ской ГЭС. Торжественно и  праздничео
Убран огромный машинный зал.
	2 часа дня. Председатель Совета Мини-
стров Грузинской ОСР тов. Чхубианишвияи
пох бурные аплодисменты собравшихся пз-
ререзает ленточку, прикрепленную к регу-
лятору турбины. Начальник строительства

тов. Чанкотадзе включает ток. Энергия
Храмекой ГЭС мощным потоком пошла по
проводам в Тбилиен, в систему «Грузэнер-
го».

Начинается митинг. От имени ЦК КП(б)
Грузни и правительства Грузинской CCP
тов. Чхубианишвили поздравляет строите-
лей и монтажников с большой произвол-
ственной победой.

Затем выступают знатные люди стройки
тут. Оболадзе, Мурзин, Хатитов и другие.
Поэт-академик Гришашвили посвящает
свою стихотворную речь героике труда
строителей Храмской гидроэдектростанции.

С огромным воодушевлением на митинге
был принят рапорт на имя великого вождя
народов товарища Сталина.

Брупнейшая в Грузии Храмская регуля-
рующая гилроэлектростанция вступила в
нормальную эксплоатацию.
	МТС УКРАИНЫ ПЕРЕВЫПОЛНИЛИ КВАРТАЛЬНЫЙ ПЛАН
РЕМОНТА ТРАКТОРОВ
	монт тракторов МТС Вировоградекой, Дне-
пропетровской ий Харьковской областей,
выполнившие квартальные задания на
129—132 проц. Не выполнили кварталь-
ного плана ремонта МТС двух областей —
Черниговской и Херсонской.
	КИЕВ, 3. (Норр. «Правды»). По данным
Министерства сельского хозяйства, МТО
Украины к 1 января выполнили кварталь-
ный план ремонта тракторов на 111,4 про-
цента. Выпущено из ремонта на 3 тысячи
тракторов больше, чем за тог же срок в
прошлом году. Наиболее успешно ведут ре-
	УСПЕХ МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ СТАНЦИ

Й БЕЛОРУССИИ
	вого плана ремонта тракторов МТС Брест-
ской и Пинской областей.

Квартальный план ремонта сельскохозяй-
ственных машин и орудий МТС выпол-
нили: по тракторным. плугам — на 207
проц., сеялкам — на 335 проц., комбай-
нам — на 127 проц., молотилкам — на
	таможенный союз © Италией, тогда как в
отношении Югославии применяетея дискри-
минационный режим. Тем самым нару-
шается статья 24, пункт 4, приложения
УГ к мирному договору с Италией. глася-
щий: «Экономическая уния или 0б’единения
исключительного характера © каким-либо
государством несовместимы CO статусом
Свободной Территории». Подобные факты
противоречат также духу решений Москов-
ского совещания министров иностранных
дел от 22 апреля 1947 г., в которых ясно
предусмотрено равноправие Федеративной
Народной Республики Югославии и Италии
в их отношениях со Свободной Территорией
Триест. Наконец, нарушением приложения
УТ мирного договора © Италией является и
тот факт, что триестинская железнодорож-
ная дирекция все еще находится в системе
итальяноких государственных железных
дорог. -

Товарообмен между Италией и Триестом
носит весьма своеобразный характер, от-
нюдь не отвечающий интересам Свободной
Территории: Триест, например, получает
птальянокий цемент только в обмен на спе-
циально завозимый и оплачиваемый валю-
той американский утоль. А между тем ку?
да проще и выгоднее было бы для Триеста
получать цемент из соседней Югославии в
обмен на продукцию триестинской промьии-
ленности, что создавало бы предпосылки
для развития этой последней! Антло-амери-
канская военная админиетрация резко огра-
ничила потребление электроэнергии в Три-
есте, что, безусловно, не может не сказать-
ся на жизни города и состоянии его проз
мышленности. Чем было вызвано это меро-
приятие? Только нежеланием англо-амери-
ванских властей разрешить Триесту пользо-
ваться энергией югославских электростан-
ций, хотя это предусматривается мирным
договором с Италией,

Пока антло-американские военные власти
подрывают таким образом экономику Свобод-
ной Территории, а пресса Англии и США
усиленно доказывает, что Триест якобы «не
может» обойтись без американской «moMo-
щи», магнаты Уолл-стрита торопятся pac-
пространить на Свободную Территорию
«план Маршалла». Стэнлей Соммер, руко-
водитель американской «мисспи помощи»
зоне «А» Юлийской Крайны, следующих
	’ (Окончание на 4-Й стр.)..
	Машинно-тракторные сланции  Белорус-
ской ССР на 1 января 1948 года выполни-
ли план ]\У квартала 1947 года по ремонту
тракторов на 123 проц.

61 МТС республики выполнила годовой
план ремонта тражторов.

Полностью завершили выполнение годо-

такой политики искусственного удушения
экономики Триеста этот крупнейший
и. безусловно, важнейший морской порт
пришел в полный упадок.

Владея Триестом и Юлийской Крайной,
Италия стремилась к осуществлению своих
главным образом политических и стратеги-
ческих задач. Триест был нужен итальян-
ским империалистам в качестве плацдарма
для развертывания экспансии против бал-
канеких стран. История второй мировой
войны показала значение Триеста как
плацдарма для итальянской агрессии против
Югославии, a ‘также связующего звена
между фашистской Италией и гитлеровской
Германией,

Казалось бы, что экономическая полити-
ка союзной администрации в период подго-
товки Свободной Территории к независимо-
сти должна быть направлена к установле-
нию и расширению международных связей
Триеста и прежде всего его ранее нару-
шенных связей со странами Центральной
Европы и Балкан, что, разумеется, отнюдь
не исключает экономических связей Трие-
ста с Италией.

Однако англо-американская военная ад-
иннистрация в Триесте, действуя в <06т-
вететвии с далеко идущими планами англд-
американского империализма, по сути дела
повторяет тактику итальянского фашизма.
Вместо укрепления международных эконо-
мических связей Свободной Территории
англо-американские власти стремятся отч-
рвать экономику Триеста oT экономики
Центральной Европы и Балкан и поставить
Триест в полную зависимость оп США ин
Англии.

В своих действиях англо-американское
военное управление в Триесте не останавли-
вается перед прямым нарушением условий
мирного договора © Италией. Так. например,
союзные власти отказывают в визах на В’езд
в Триест ютославским официальным лицам,
в то время как в’езд и выезл в англо-аме-
риканскую зону Своболной Территории из
	Италии и обратно происходит совершенно
	беспрепятотвенно. Союзные власти разре-
шили свободный товарообмен между Итали-
ей и англо-американской зоной. Олновре-
менно они ввели в отношении Югославил
режим импортных и экспортных лицензий
и запретили ввоз и вывоз пехого ряда то-
варов. Своим постановлением № 3 Союзное
военное управление фактически установиле
	К положению в Гриесте
	тории как единому целому. Лено, что су-
ществование такото координационного 9} -
гана могло бы ускорить подготовку во-
бодной. Территории к <озданию демократи-
ческого управления и позволило бы нала-
дить нормальные отношения между Сво-
бодной Территорией и соседними государ-
ствами.

Тем не менее английское и американское
правительства до сих пор’ не ответили на это
предложение. Вместо этого американский и
английский представители вручили гене-
ральному секретарю 00Н упомянутые выше
письма, в которых, по существу, отвергается
предложение Югославии. Эта политика ста-
нет вполне понятной. если вспомнить, что
англо-американцы оккупируют сейчас важ-
нейшую часть Свободной Территории-—самый
город Триест и полностью контролируют
его порт. Англо-американские военные вла-
сти усвопли практику сепаратных дей-

ствий и, взяв курс на разрыв Свободной
Территории на две части, отгородили 0б’-
единенную англо-американскую зону от
югославской зоны таможенным кордоном.

Ясно, что политика разрыва Триеста на
две части, политика создания некоего по-
добия пресловутой «Бизонии» в Триесте
ни в какой степени не соответствует поло-
жениям мирного договора!

Англо-американские войска находятся в
Триесте уже два с половиной года. Каковы
же достижения носителей «западной демо-
кратии», не забывающих повторять, что
они заботятся только’ о нуждах населения
и егб благополучии?

На протяжении всех этих лет мировая
печать изо дня в день сообщала о пресле-
ховании демократических организаций
антло-американскими властями и 06 их по-
пустительстве в отношении фашистских эле-
ментов. Местная полиция, создание которой
корреспондент Британской радиовещатель-
ной компании Смит расценил недавно
как «большое достижение» англо-американ-
ских властей, переполнена бывшими
фешистскими чийовникамй. В то же
время англо-американские власти всячески
ущемляют права и национальное лостоин-
ство словенского накеления. Триеста и си-
	низации 00 единенных Наций письмо, в
котором сообщается, что Союзное военное
‘управление (т. е. англо-американская во-
енная администрация) «остается у вла-
сти». Как говорится далее в письме, «пра-
вительство Соединенных Штатов считает,
что до принятия власти губернатором
командующие  британско-американской п
югославской зон Свободной Территории
Триест в качестве уполномоченных будут
осуществлять управление Свободной Тер-
риторией Триест в пределах своих зон, ©0-
гласно коложениям договора, по которому
установлена Свободная Территория Триест,
пи в таком порядке, чтобы оказывать содей-
ствие достижению конечных целей озна-
ченного договора». 17 ноября письмо точно
такого же содержания было направлено
генеральному секретарю ООН и английским
представителем Вадоганом.

Практяческая деятельность англо-аме-
риканекой военной администрации, по сей
день бесконтрольно хозяйничающей в Три-
есте, отнюдь не свидетельствует о стрем-
лении содействоваль «достижению конеч-
ных целей» мирного договора. Действия
англо-американских властей можно скорее
охарактеризовать как попытку сорвать
(прикрываясь формальными заявлениями о
соблюдении договора) подлинное выполне-
ние ранее согласованных решений и 06у-
ществить давно лелеемые планы превра-
щения Триеста в военную базу англо-аме-
риканского империализма.

Положение о временном режиме Свобод-
ной Территории Триест устанавливает, что
в момента вступления в силу мирного до-
говора на Свободной Территории должны
находиться равные континтенты британ-
ских, американских и югославских войск.
Правительство Югославии, законно считая.
что задачей командования всех трех зон
является скорейшее осуществление целей
мирного договора, еще 3 ноября предложч-
10 создать координационный штаб англо-
змериканских и югославевих военных вла-
стей (с местопребыванием в Триесте), ко-
торый лолжен был бы рассматривать все
вопросы, относящиеся в Свободной Терри-

Свободная Территория Триест начала
св0в существование 15 сентября 1947 го-
Да, с момента вступления в силу мирного
договора с Италией. Основные ‘положения
этого договора, относящиеся в Свободной
Территория Триест, сводятся вкратце к сле-
дующему:

обеспечение нормальной деятельности
Триеста, как свободного порта, призванного
сыграть крупную роль в развитии между-
народной торговяи;

забота о безопасноств и благополучия
населения Свободной Территория, в том чи-
сле — 0 правильном разрешении проблемы
взаимоотношений между основными нацио-
нальными группами; ,

превращение Свободной Терратории Три-
ест в демилитаризованную и нейтральную.
зону, целостность и независимость которой
обеспечиваются Советом Безопасности 00Н;
	содействие установлению хоропгих OTHO-
шений между Свободной Территорпей и ©0-
седними народами.

Мирный договор © Италией устанавли-
вает, что первым шагом к осуществлению
всех этих задач является назначение губер-
натора Свободной Территории Триест. Гу-
бернатора должен назначить Совет Безопас-
ности после консультации с правитель-
ствами Югославии и Италии. Прошло, од-
нако, уже более трех месяцев со дня
вступления в силу мирного договора. & гу-
бернатор Свободной Территории все еще не
назначен. Постоянный статут Свободной
Территории и другие разделы договора, ка-
сающиеся Триеста, практически не могут
быть реализованы.

Такое положение вполне устраивает
США п Великобританию. Они, повидимому,
вовсе не заинтересованы в назначении гу-
бернатора Свободной Территории, так как
его отсутствие автоматически откладывает
на неопределенное время вывол из Триеста
англо-американских войск, который, ©о-
тласно договору, лолжен быть нормально
осуществлен через 135 дней после вступае-
ния губернатора в должность.

Представитель Соединенных Штатов в
Совете Безопасности ООН Остин направил
15 ноября генеральному секретарю Opra-