6 ФЕВРАЛЯ 1946. г.,- № 31 (10113)

PABA

Первая сессия Генеральной Ассамблеи организации Об’единённых наций
Заседание  Совата 6ezonacHocty при положения, выдонаутые в самом конце фактов, при чем большинство, подавляющее   шелие вооруженных сил мел
	ЛОНДОН, 4 февраля. (ТАСС). Сегодня
состоялось заседание Совета безопасности.
Открывая заседание, председатель Совета
безопасности Мейкин приветствовал гене-
рального секретаря организации Об’единен-
ных наций Трюгзе Ли.

После принятия повестки дня Мейкин об’-
явил, что сейчас обсуждается письмо испол-
няющего обязанности главы советской де-
	Я хочу остановиться на заявлении, кото-
здесь было в прошлом заседании   фев-
раля сделано г-ном Бевином.

Одной из характерных черт речи г-на Бе-
вина, которую мы здесь выслушали   фев-
раля, является то, что можно было бы на-
звать весьма свободным обращением с
фактами. Поэтому мне приходится остано-
виться в своем сегодняшнем выступлении
на этих фактах и на той своеобразной ин-
терпретации этих фактов, которая ‘была да-
Ha в прошлом заседании г-ном Бевином.

Касаясь истории постановки Советским
правительством и Совегской делегацией в
Совете безопасности вопроса о Греции, г-н
Бевин, между прочим, сказал, что, когда
бы ни возникла проблема о Греции во вре-
мя переговоров с Советским Союздм, это
всегда случается. когда мы обсуждаем во-
прое о Румынии, Болгарии или Польше.
Г-н Бевин добзвил, что этот вопрос, т. е.
вопрос о Греции, всегда поднимается co-
ветской стороной в качестве контратаки
против Британии. Он сказал: «когда бы мы
ни затрагивали проблем, касающихся ка-
кой-либо другой часта Европы». Насколь-
ко неправильно и насколько тенденциозно
гв Бевин излагает данный Вопрос, можно
судить по тем фактам, какие я далее хотел
бы привести.

В самом деле, как обстояло дело с гре-
ческим вопросом на Берлинской конферен-
ции? На Берлинской конференции 20 июля,
где предселательствовал г-н Трумэн, слу-
шалось сообщение Народного Комиссара
Иностранных Дел Советского Союза
Молотова о том заседании трех министров
иностранных дел, на котором рассматри-
вадся ряд вопросов, в том числе и вопрос
о Греции. В этом сообщении было сказано,
	что государственный секретарь Соединенных
	Штатов Америки г-н Бирне предложил за-
клюзить соглашение трех держав и обес-
печить в Италии, Греции, Румынии и Бол-
тарни свободный допуск. представителей
пресы Соединенных Штатов Америки,
Соединенного Королевства и Советского
Союза < тем. чтобы этим представителям
была дана воэможность свободно передви-
гаться по стране и свободно давать свою
янформацию о различного рода событиях.
В докладе Бирнса ‘далее говорилось, что
г-н Иден присоединился к этому предло-
жению. Говорилось также в докладе, что
Молотов заявил. что он не видит необходи-
	мости в посылке специальных наблюдате-
	лей в Румынию и Болгарию. Что касается
Греции, то точка зрения Советского прави-
тельства изложена в документе, который
был тогда же представлен.

И вот я должен здесь заявить, и это
можно подтвердить официальным докумен-
Ом, что в этом документе, т.-е. в меморан-
думе Советского правительства относитель-
но Греции, ни одного слова не говорилось
относительно Великобритании. В этом до-
кументе указызалось на террористический
режим, который в Грешии был в то время
установлен под покровительством тогдаш-
него греческого правительства, указыва-
лось на угрозы со стороны Греции военны-
мя действиями в отношении Албании и
Болгарии; -

Я не хочу быть голословным, делая такое
заязление в Совете безопасности. Я мог бы
npocuTh Совет ознакомиться со всем доку-
ментом от 21 июля полностью. Но, чтобы
He утомлять внимание Созета и не тратить
много времени на цитирование всего этого
документа я ограничусь цитированием
только двух предложений, которые были
знесены тогда Советским правительством.
Эти предложения следующие:

Восстановить в ближайшие дни диплома-
тические отношения с Румынией, Болга-
рией, Финляндией и Венгрией, так как даль-
нейшее промедление в этом отношении не
находит себе оправдания.

И второе, что касалось непосредственно
Греции, гласило:

Рекомендовать греческому регенту не-
медленно принять меры к образованию де-
мократического правительства в духе ‹о-
глащения, заключенного в Варкизе 12 фев-
раля 1945 года между представителями то-
тдашнего греческого правительства и пред-
ставителями греческой демократии.

Вот два положения. И вот, в заключение,
8 этом документе от 21 июля, который Со-
зетская делегация внесла на совещание трех
руководителей великих держав в Берлине,
указывалось на то, что Советское прави-
тельство выражает уверенность, что изло-
женные выше мероприятия встретят под-
держку со стороны правительства Соеди-
анных Штатов Америки и со стороны ве-
анкобританского правительства. ;

какой документ был Torma mpea-
язлен Советским правительством, и вот этот-
70 документ г-н Бевин на заседании ! фев-
раля и назвал советской контратакой про-
тив Великобритании.

Оказывается, что, когда Советское пра-
вительство предлагает рекомендовать гре-
ческому регенту принять меры к образова-
нию демократического правительства и ког-
да Советское правительство выражает
узеренность, что эту рекомендацию поддер-
жит правительство Великобритании, Г-Н
Безин заявляет, что это — контратака Со-
ветского правительства. Но, поистине, мож-
#0 только зыразить удивление о том поня-
тия г-на Бевина об атаках и контратаках,
которое он проявляет в данном случае.

Г-н Бевин в своей речи сказал, что В. М.

олотов в случаях, когда обсуждается
вопрос о Румынии, Болгарии или Польше,
вытаскивает из колоды короля и заявляет:
«Ну, вот мой ловкий ход!». Г-н Бевин доба-
вил при этом: «Но тогда мы ходим с туза».
Я не хотел бы следовать за г-ном Бевином в
уподоблении международной конференции
нгорному дому, в уподоблении внешней по-
литики картежной игре. Но если г-н Бевин
предпочитает пользоваться такими анало-
THIMH, TO a мог бы сказать лишь одно,—
что туз’ г-на Бевина мало похож на туза, и
Что ход г-на Бевина далеко не самый удач-
НЫЙ трюк, как выражается сам г-н Бевин.

Я должен остановиться на втором BO-
просе.

Излагая историю греческого вопроса,
г-н Бевин не остановился перед тем, чтобы
вю вину за греческие события возложить
на коммунистов. Я не имею намерения вы-
ступать здесь в качестве защитника грече-
ских коммунистов и не имею никаких по-
добного рода полномочий. Я уверен, что они
сами, сумеют себя защитить. Но я должен,
тем не менее, поскольку г-н Бевин поста-
вил именно так вопрос, остановиться и на
этой его интерпретации.

В обоснование своих обвинений г-н Бевия
ссылался на отчет делегации тред-юнно-
ноз. Я готов со всем уважением отнестись
К добросовестности этой делегации и к ее

et PE.
	докладу. Но я не могу без критики принять

ЕЯ о ле ра 0 В
	‚ все, что содержится в этом докладе, И,
	фядке, желаюг ли они сделать дополнитель-
ные замечания или ответить на вопросы,
поднятые в дебатах. После этого мы пред-
ложим другим членам Совета принять уча-
стие в общей дискуссии.

Предложенная Мейкиным процедура -была
принята, A OH предоставил первое <лово
глазе советской лелегации А. Я. Вышин-
	мире, заявление, которое, — я тут
же должен это сказать,—не имеет под собой
решительно никакой почвы, что такое за-
явление согласуется со словами о дружбе?

Когда раздались злесь, в Совете безопас-
ности, со скамьи английской делегации эти
слова, мы все, созетские делегаты, не мог-
ли не почувствовать, что вдруг пахнуло хо-
лодным дыханием печального прошлого. Мы
не могли отрешиться от ощущения, что
здесь присутствуют незримо мрачные тени
тех, кто при своей жизни своей работой и
деятельностью служил не делу дружбы, а
делу вражлы между нашими странами. *

Это, действительно, старая песня о про-
паганде Москвы.

Еще в 1921 году лорд Керзон бросал та-
кие обвянения советскому правительству,
не останавливаясь даже перед пред‘явле-
нием нам ультиматумов. Эти обвинения,
однако, были легко опровергнуты, и затея
лорда Керзона провалилась.

В 1926 году, в 1927 году по пути лор-
ла Керзона пошел тогдашний министр
иностранных дел Великобритании г-н Остин
Чемберлен. Он послал советскому прави-
тельству ноту об антибританской пропаган-
де Москвы. В то же время, как известно,
действовал по своей линии министр внутрен-
них дел Англии г-н Хикс, в поисках дока-
зательств советской пропаганды приказав-
ший взломать сейфы в советско-английском
акционером обществе Аркос. На этот раз,
г.-е. в 1925—27 годах, эти обвинения Со-
ветского Союза в пропаганде против Бри-
танской империи с треском провалились, но
остался след, след тяжелый, след опасный,

Г-н Бевин говорит о пропаганде Москвы,
когда слышит наши дружественные пре-
дупреждения по поводу положения в Гре-
ции. Когда мы говорим о бесчеловечном
террористическом режиме в Греции — это,
оказывается, — московская пропаганда.
Когда мы говорим о том, что пребывание
британских войск в Греции используется
резкционными и авантюристическими эле-
ментами против интересоз и самого грече-
ского народа, и всех Об’единенных наций
и в том числе и Великобритании, то это
тоже об’является пропагандой Москвы
и т. д.

Но пусть тогда говорят опять английские
парламентарии. Предоставим им в таком
случае слово. .

В конце 1945 гола из Греции вернулся
член английского парламента г-н Морис
Эдельман. Он сказал: «Страх является не-
отемлемым элементом гречесной жизни.
Гражданская война не язляется причиной.
Причина в том, что наше вмешательство
пошло на пользу крайним правым. Прави-
тельство Вулгариса во всех случаях благо-
желательно относилось к противникам
ЭАМ. 17 тысяч заключенных находятся в
тюрьмах. Существует мало надежды на
улучшение положения, поскольку, по име-
ющимся сведениям, в руках полиции на-
ходится 50 тысяч ордеров на арест. Акт
«Хабеас корпус» не защищает этих людей.
Они могут быть заключены на неопределен-
ный срок в тюрьму по простому заявлению
двух человек и одного свидетеля. Имеют-
ся тюрьмы, в которых находятся мужчины
и женщины с марта месяца, и они еще не
предстали перед судом. Не приходится
удизляться, что тысячи сторонников ЭАМ,
опасаясь мести и тюремного заключения без
суда, прячутся в горах. Сама полиция, хотя
она частично очищена от коллаборационн-
стов и от агентов батальонов безопасности,
находившихся под германским контролем,
эще не может быть названа беспристраст-
ной. Она гораздо лучше обращается с мо-
лодчиками` хитосами, роялистами, чем со
сторонниками движения сопротивления. Хи-
тосы занимаются избиением, запугиванием
и принуждением в знакомой, хотя и полу-
забытой манере нацистских СА тогда, ког-
да они очищали улицу от левых. .

Как может воля греческого народа быть
выражена при таком положении перед вы-
борами?». :

В конце 1945 года из Греции вернулся
другой член парламента майор Л. Уилкс.
Я цитирую «Рейнольдс ныюос». Он сказал:
«Греческий кризис не разрешится до тех пор,
пока будет продолжаться сушествующее
положение вещей под носом у британской
армии и британских политических чиновни-
ков, при котором представители лучших
элементов греческой жизни рассматривают-
ся, как преступники, и когда с ними обра-
щаются, как с преступниками».

Наконец, я сошлюсь на выступление по
греческому вопросу в палате общин, со-
стоявшееся тогда же, лейбористского чле-
на парламента г-на Гринвуда, который ска-
зал: «Нетерпимым, я думаю, является то, к
чему не могут равнодушно отнестись наро-
ды этой страны, а именно, что британские
войска использовывались для того, что при-
вело теперь к международной ссоре в Гре-
ции. Войска его величества не могут быть
использованы в качестве партизан ни в Гре-
ции, ни в какой-либо другой стране (не я
изобрел термины — на одной или другой
стороне и левые и правые, и я никогда не
применял их в этой палате), а ведь это
третий раз, когда мы могли подавить не
только простых позстанцев в Греции, но а
людей с плохими намерениями. Это совер-
шенно верно; Но мы фактически подошли
очень близко к тому, что называют правыми,
протиз того, что называли левыми».

Так говорят английские политические
деятели, насколько мне известно, доволь-
нс близкие к той партии, к которой при-
надлежит и сам г-н Бевин.

Я закончу эту часть своих об’яснений
отлашением заявления г-на Софианопуло-
са — бывшего министра иностранных дел
Греции и бывшего главы греческой делега-
ции в Генеральной Ассамблее,

В конце июля 1945 года в «Ньюс кро-
никл» было опубликовано сообщение о вы-
ступлении г-на Софианопулоса. Вот что он
сказал: «Невероятный террор, проводимый
этими организациями (он говорил о правых
организациях), стал угрозой не только бе-
зопасности демократическим гражданам,
но также увеличил ‘опасность внешних ос-
ложнений. Если можно допустить, что мо-
жет быть найдено какое-либо оправдание
страстям в том, что со стороны некоторых
жертв декабрьских событий имеется стрем-
ление к отмщению, то никакого оправда-
ния не может быть для ‘ответственного
правительства, которое не только не суме-
ло успокоить эти страсти, но и предотвра-
тить террор».

С тех пор прошло около полугода, и
вот сегодня, 4 февраля, мы могли прочи-
тать в «Ньюс кроникл» статью о том, по-
чему г-н Софианопулос покинул организа-
нию Об’един®нных наций и вернулся в Афи-
ны. В этой сфатье я хотел бы обратить вни-
мание Совета безопасности на следующие
	фактов, при чем большинство, подавляющее
большинство этих фактов, было почерпнуто
из английских источников.

Советская пелегация заявила, что такое
положение, означающее вмешательство во
внутренние дела Греции при помощи во-
оруженных сил иностранной державы, соз-
дает такую ситуацию, чреватую тяжелыми
последствиями для греческого народа и
для поддержания мира и безопасности,
мимо которого нельзя пройти.

Г-н Бевин требовал сказать, чем именно
создается со стороны британского прави-
тельства угроза миру и безопасности.

И мы тоже ответили на этот вопрос.
Банды хитосов, банды других авантюристи-
ческих элементов разжигают в Греции не
только гражданскую войну, но и провока-
ционно действуют на границе со своими
соседями. Так было при Вулгарисе, когда
была опубликована в афинской газете
«Эмброс» статья. интервью Вулгариса и за-
явление греческого министра печати и про-
паганды тогдашнего правительства Закин-
финоса в июле 1945 года, где высказыва-
лись прямые угрозы по адресу соседних с
Грецией стран. Я уже не говорю о ряде
случаев, когда группы греческих солдат
переходили албанскую границу в ряде
	пунктов, нападали на албанское население,
	грабили, избивали и уводили с собой ал-
баниев.

Греческое правительство бессильно кон-
тролировать эти авантюристические элемен-
ты и группы, которые фактически держат
в своих руках политическую власть. Прово-
кационные выступления хитосовских банд,
которых до сих пор не в состоянии были
призвать к порядку и находящиеся в Гре-
ции британские войска, создают то чрезвы-
чайно напряженное положение, которое
чревато тяжелыми последствиями для под-
держания мира и безопасности. М об этом
именно считает своим долгом заявить Со-
вету безопасности советская делегация от
имени Советского правительства.. ‹

Г-н Бевин приводил в своем заявлении
цифры о количестве югославских и болгар-
ских войск, пытаясь ‘доказать, что соотно-
	Выступление Бевина
	хорошую иллюстрацию к библии». Англия
не посылала в Грецию войск с нелью нару-
шить там мир. Верит ли в это Вышинский?

Является ли ЭАМ большинством в Гре-
ции?— спросил Бевин. На этот вопрос невоз-
можно ответить до проведения выборов.
Ответ будет дан подсчетом избирательных
бюллетеней. Английская политика заклю-

чается в том, чтобы добиться создания в
Греции устойчивого правительства, а затем
уйти оттуда.

Английские войска, находящиеся в Гре-
ции, заявил Бевин, заботятся лишь о под-
* © #€
Агнидес согласился с тем, что «положе-
ние в Греции сейчас неблагоприятное» и
что «трудности увеличиваются». Греческий
народ желает демократии в стране, а это бу-
дет, по словам Агнидеса, осуществлено «пу-

тем выбоэов в надлежащее время».
	Поздно вечером, после выступлений
	Заседание Совета безопасности
	реходит к следующему вопросу повестки
дня». :

Третья резолюция была предложена де-
легатом Египта Риазом. В этой резолюции
говорится, что Совет’ безопасности, «считая,
что присутствие английских войск в Греции
не представляет угрозы для мира или безо-
пасности во всём мире, принимает во внима-
ние сделанное делегатом Соединенного Ко-
ролевства заявление, что английские войска
будут отведены из Греции, как только при-
чнны их пребывания будут устранены».

Ни одна 43 этих резолющий, однако,
не была принята.

После этого завязалась длительная дис-
куссия о том. является ли это вопросом
процедуры или вопросом по существу и
имеют ли право голосовать Советский Союз
и Англия. А. Я. Вышинский заявил, что это
определенно не процедурный вопрос, по-
	Заселания Комитета № 3
	преступников, как это имеет место сеичас».

«Первая задача в деле организации помо-
щи беженцам состоит в том, чтобы прекра-
тить помощь предателям и военным пре-
ступникам, скрывающимся под видом бежен-
ues. Многие выступавшие здесь делегаты
требовали этого. и мы должны это записать
в рекомендацяях Генеральной Ассамблее,
Экономическому и Соцчальному совету и
следить, чтобы ве на словах, а на деле по-
мошь квислинговцам я предателям была
прекращена. Мы должны быть осторожны,
чтобы не дать себя обмануть красивыми
словами о гумачизме. Истинный гуманизм
заключается в том. чтобы воздать должное
предателям и зоенным преступникам, нака-
зать их, как этого требует справедливость,
и не смешивать этих гитлеровских агентов
с несчастными беженцами, которые были
насильственно изгнаны гитлеровцами из сво-
их родных мест»,

Говоря далее о методах решения пробле-
мы беженцев, проф Арутюнян заявил:

«Если исключить из группы беженцев раз-
личного рода прелателей и псевдобеженцев,
то действительных беженцев можно разде-
лить на следующие группы:

Первая группа — этс лица, которые были
изгнаны или сами были вынуждены поки-
нуть в свое время гитлеровскую Германию
и другие фашистские или полуфашистские
страны. Это прежде всего различного pola
демократические элементы. Я особо хотел
бы отметить в этой связи испанских респуб-
ликанцев.  В первую группу беженцев вхо-
дят также те, кто покинул Германию по
расовым и национальным признакам, напри-
мер, еврен.

Вторая группа настоящих беженцев со-
стоит из лиц, насильственно вывезенных
гитлеровцами из оккупированных стран. Эта
категория беженцев составляет значитель-
ное большинство. Их называют теперь пере-
мещенными лицами,

Основная задача в деле помоши беженцам
заключается в том, чтобы помочь беженцам
вернуться на ‘родину Организация Об’еди-
венных наций не может превратить инсти-
тут беженцев в постоянно действующий.
Мы должны принять все меры к тому, что-
бы в возможно короткий срок устроить всех
беженцев и покончить раз и навсегда с
проблемой о них. Не могут существовать
вечные беженцы.

Прошло менее одного года после оконча-
ния войны с гитлеровской Германией, и уже
многие сотни тысяч беженцев возвратились
домой, на родину. Таких результатов мы не
видели после первой мирозой войны. Они
были достигнуты благодаря тому, что была
найдена правильная форма разрешения во-
проса о беженцах, а именно: форма двусто-
ронних соглашений между заинтересован-
ными странами — между страной, граждана-
ми которой являются беженцы, и страной
их пребывания. Такой успешный опыт раз-
решения вопроса о беженцах, естественно,
вызывает сомнение в целесообразности ‹о-
здания особого международного аппарата
тем более, когда этот аппарат берут в свои
руки государства, не имеющие непосред-
	три положения, выдвинутые в самом конце
этой статьи. Вот что говорится в конце
этой статьи собственными словами г-на Со-
фианопулоса. Я цитирую: «Теперь я поль-
зуюсь возможностью заметить, что, как я
сказал британским должностным лицам, мы
не можем говорить о возможности свобод-
ных и подлинных выборов, пока не будет
предоставлена широкая амнистия. Она не
была предоставлена законом, изданным
правительством в целях разгрузки тюрем.
Во-вторых, терроризм, проводимый ответ-
ственными организациями и государствен-
ными органами, должен быть прекращен.
Этот терроризм отчетливо проявился в не-
давних событиях в Каламате. В-третьих,
государственная машина должна быть очи-
щена от всех фашистских и реакционных
элементов, которые остаются на своих ме-
стах, остаются на своих постах, несмотря на
то, что они являются остатками как дикта-
туры, так и вражеской оккупации».

Теперь я спрошу г-на Бевина: Вот все эти
заявления, которые я здесь цитировал, за-
явления английских политических деятелей,
все эти голоса тревоги и законного беспо-
койства за все‘ то, что происходит сейчас в
Греции и что чревато такими тяжелыми и
опасными последствиями не только для гре-
ческого народа, но и для всего дела мира
и ‘безопасности, что же г;н Бевин скажет,
что это тоже пропаганда Москвы, что это,
может быть, тоже московские контратаки?

Заканчивая свою речь, г-н Бевин сказал,
что он обращается к Совету безопасности
с просьбой вынести прямой приговор: «Угро-
жали ли миру, — сказал он,/— во всем мире
я и мое правительство? Я прошу прямого
ответа на этот вопрос».

Советская ‘делегация уже ответила на
этот вопрос, и ответ ее вполне ясный и
определенный. Советская делегация зая-
вила, что присутствие британских войск в
Греции превратилось в средство давления
на внутриполитическое положение в стране,
которое нередко используют реакционные
элементы против демократических сил стра-
ны. В доказательство правильности этого
суждения нами было приведено немало
	Вслед за А. Я. Вышинским на заседании
Совета безопасности выступил Э. Бевин. По
словам Бевина, он не осуждал ЭАМ и даже
поддерживал эту организацию. Бевин при-
знал, что ЭАМ хорошо сражался против нем-
Wes. В действительности я лишь сказал,—
продолжал Бевин, — что ЭАМ прекратил
сражаться против немцев и попытался за-
хватить властьу.
	Останавливаясь Ha приведенных т. Вы-
	щинским свидетельствах печати, Бевин
заявил, что пресса «He всегда дает пра-
вильную информацию» и что «немногие
	люди в Англии рассматривают прессу, как
	После выступлений А. Я. Вышинского и
>. Бевина слово было предоставлено главе
греческой делегации Агнидесу.

Агнидес отверг какую-либо возможность
военных осложнений между Грецией и Бол-
гарией и заявил, что нет сомнения в стрем-
лении всего греческого народа к дружбе с
советским народом,
	ЛОНДОН, 5 февраля. (ГАСС). Как уже
ссобщалось, вечером 4 февраля на заседа-
нии Совета безопасности были предложены
три резолюции в завершение прений по заяв-
лению советской делегации о положении в
Греции.

Резолюция, внесенная председателем Со-
вета безопасности, ограничивается об’явле-
нием вопроса _исчерпанным, считая, что в
ситуации нет ничего, что бы могло повести
к международным трениям.

Резолюция, предложенная кольским де-
легатом Модзелевским, гласит: «Принимая
во внимание заявления, сделанные делегата-
ми Советского ‘Союза, Соединенного Коро-
левства и Греции, а также заверения делега-
та Соединенного Королевства, что англий-
ские войска будут отведены из Греции по
зозможности скоро, Совет безопасности пе-
состоялось заседание Комитета Ne 3 (HO
социально-гуманитарным вопросам и во-
просам культуры), на котором продолжа-
лось обсуждение вопроса о беженцах.

Первым на заседании выступила делегат
Белорусской ССР народный комиссар
просвещения т. Уралова, которая указала,
что свыше 380.000 граждан Белоруссии
было угнано в германское рабство. Когда
война окончилась, советское правительство
предприняло все необходимые меры для
того, чтобы помочь этим людям вернуться
на родину. Свыше 200.000 человек из них
уже вернулось домой. Советское прави-
тельство делает все возможное, чтобы
помочь этим людям начать новую счастли-
вую жизнь у себя дома, От имени своего
правительства и народа т. Уралова выря-
знла благодарность союзникам и особенно
польскому правительству за помощь, ока-
занную ими при репатриации советских
граждан.

Выступая в поддержку югославского
предложения относительно беженцев, Ура-
лова подчеркнула, что скрывающиеся под
именем беженцев люди, которые помогали
врагу и боролись против Об’едиченных на-
ций, не должны получать помоши и убе-
жиша от Об’единенных наций; Уралова
указала, что их следует переправлять в их
страны и предавать там суду.

В заключение Уралова отметила, что
проблему беженцев следует передать Эко-
номическому и Социальному совету для
всестороннего и детального. рассмотрения.

Делегат Панамы Деметрио Поррас зна-
чительную часть своего выступления по-
святил вопросу o6 испанских беженцах
ин испанских политических заключенных.
	Поррас подчеркнул необходимость выне-
сти определенное решение по этому во-

просу.
	ЛОНДОН, 5 февраля. (ТАСС). Выступая
на состоявшемся вчера заседании комитета
№ 3 (по социально-гуманитарным вопросам
и вопросам культуры) в прениях по вопросу
о беженцах, представитель советской деле-
гации проф. Арутюнян, напомнив об олыте,
имевшемся после первой мировой войны,
сказал:

«Наша организация Об’единенных наций
должна сделать вывод, что всё дело помо-
щи беженцам должно быть организовано на
чисто гуманитарных основах, исключая воз-
можность использования беженцев в поли-
тических антилемократических целях. К со-
жалению, в настоящее время это положение
не всегда соблюдается. Мы располагаем
сведениями, что в отдельных лагерях для
беженцев в западных зонах оккупации Гер-
мании, в Италии и других местах ведется
политическая пропаганда против интересов
Об единенных наций. Лица, сотрудничавшие
с гитлеровцами во время оккупации, поль-
зуются полной свободой продолжать свою
прелательскую работу в этих лагерях. С та-
ким положением вещей необходимо реши-
тельно покончить. Совершенно недспусти-
мо, чтобы под видом помоши беженцам
кормилч квислингов, предателей и военных
	эсгации о положении в Греции. На послед-
нем заседании, сказал Мейкин, мы заслу-
шали заявление представителей Советского
Союза, Соединенного Королевства и Греции.
Если Совет согласится, мы будем следовать
той же процедуре, которая была применена
при обсуждении положения в Иране, и спро-
сим представителей Советского Союза, Сое-
днненного Королевства и Греции в этом по-
	застности, выдержку из прочитанного г-ном
Безином доклада этой делегации. В пункте
доклада, который цитировал в прошлый
раз г-н Бевин, говорится, что в то время,
когда английские войска двигались на се-
вер, преследуя немцев, они, т.-е. немцы,
проходили мимо отрядов сопротивления,
двигавшихся в обратном направлении. В
этом отрывке, г-ном Бевином прочитанном в
прошлый раз, говорится о том, что этот
факт, несомненно, свидетельствовал о том,
что эти войска, т.-е. войска движения со-
противления, были больше заняты вопросом
возвращения в Афины для завоевания вла-
сти, чем задачей борьбы с немцами. При
этом выходит, что отрицается в самом до-
кладе делегации тред-юнионов тот факт,
что войска ЭАМ—ЭЛАС и вообще войска
дзижения сопротивления в Греции принима-
ли участие в борьбе с немцами.

Повторяю, я вовсе не имею какого бы то
ни было намерения здесь выступать за-
щитником ЭАМ или ЭЛАС, но я дол-
жен сказать, что из того, как двигался
какой-то отряд этих войск сопротивления,
приходить к заключению о том, что эти
войска не боролись против немцев, ни на
чем решительно не основано,

Я считаю такого рода заключение, если
ему придать более общий характер, совер-
шенно неправильным. И в подтверждение
этого я хочу сослаться на некоторые ан-
глийские источники. Я, в частности, со-
шлюсь на парламентские дебаты, которые
имели место год тому назад в палате об-
щин по греческому вопросу.

Позвольте мне сослаться раньше всего
на выступление члена палаты общин г-на
Кокса. Вот что говорил Кокс по этому
поводу: «Как я всегда понимал, войска
ЭЛАС нейтрализовали 10 дивизий немцев».

Его с места прерывает г-н Притт, говоря:
С помощью оружия, предоставленного
нами.

Кокс продолжает: «Да, и они нейтрали-
зовали 10 дивизий немцев, они проделали
зесьма полезную работу, они взрывали
мосты и уничтожали поезда. И тогда, ког-
да немцы послали войска в Северную Аф-
рику, они взорвали железную дорогу в
Греция, проходяшую   с севера на юг, и
этим оказали нам большую помощь. Как я
понимаю, когда мы вторглись в Сицилию,
мы просили о помощи, и они нам ее дали.

Я считаю, что сегодня мы не поступаем
честно, когда говорим, что эти люди, кото-
рых мы снабжали оружием в течение не-
которого времени, не участвовали в битвах».

Так обстояло дело, если судить по авто-
ритетному заявлению достопочтенного
Кокса, члена лейбористской партии, я ду-
маю, не подвергающемуся никакому сомне-
	нию ий исключающему какую бы то ни
было возможность говорить о том, что
здесь сказывается влияние «московской
пропаганды».
	Г-н Бевин говорил здесь о попытках
меньшинства в Греции захватить в свои
руки политическую власть и указывал, что
именно это являлось причиной кровавых
событий в Греции. Но в действительности
причина этих событий лежит в другом.
Эти так называемые меньшинства в дей-
ствительности вовсе не являются мень-
шинством, они являются самим народом.

Я опять-таки процитирую Кокса, ибо
предпочитаю говорить языком английских
документов.

Г-н Кокс в указанной речи говорил: Это
движение национального сопротивления,
движение всего народа — оно не является
добавлением к консервативной партии, лей-
бористской или социалистической партии
и т. д. Эти партии могут участвовать в нем.
Но ЭАМ — это народная ассоциация, и
многие участники ее не принадлежат вооб-
ще ни К какой политической партии. Это не
политическое, а национальное движение, и
цель, которую оно ставит перед собой, —
это освобождение Греции от владычества
стран ози, реорганизация страны и освобо-
ждение народа от всякого иностранного вла-
дычества. -

Изображают иногда это движение, как
движение каких-то экстремистов и разбой-
ников. Я хочу привести зачитанную г-ном
Коксом выдержку из письма, волученного от
английского летчика в Салониках. Этот ан-
глийский летчик описывал демонстрацию,
организованную ЭАМ. Эн писал, что участ-
ники демонстрации выходили целыми семья-
ми пешком и на повозках, старые и молодые,
стгрики и дети, гордо неся знамена всех на-
ций и партий, за исключением роялистской,
Они несли даже распятия. Сельские священ-
ники, знающие жизнь и настроение своего
народа, были вместе с ними, идя под знаме-
нами ЭАМ. В деревне остались только очень
старые и очень молодые. Для них демонстра-
ция явилась чем-то вроде праздника, и они
шли с улыбками на лицах. Эти мирные
учестники демонстрации не являются непо-
корной шайкой экстремистов, и если только
британские войска не введут в эти районы
антинародные войска, не может быть ника-
кой гражданской вейчы.

Кокс далее дает анализ того психологи-
ческого результата в отношении правых
партий в Греция, который получнлся вслед-
ствие сделанных в то время в Англии некс-
тсрых официальных заявлений. Он говорит
© гравых партиях в Греции: «Они почув-
ствовали, что англичане их поддерживают и
что, отказываясь пойти на компромисс с ле-
выми, они будут  пользоваться поддержкой
британского оружия».

И далее говорится в отчете, в парламент-
ском отчете об этих прениях: Кокс: Если мы
будем поддерживать генерала Пластираса в
его зверской политике, мы окажемся вовле-
зенными в войну в Греции против народа,
который желает только одного — быть на-
тлим союзником.

Все это говорилось в янраре 1945 года о
тогдашнем положении в Греции.

Но изменилось ли что-нибудь сейчас, и
если изменилось, TO B какую же сторону, в
лучшую или худшую? На этот вопрос мы
отвечаем твердо и решительно, опираясь на
многочисленнейшие факты, которыми полны,
между прочим, сами английские и, в частно-
сти лондонские газеты: если положение из-
менилось, то оно изменилось к худшему.

Г-н Бевин здесь заязил, что опасностью
миру во всем мире является непрекрашаю-
шаяся пропаганда из Москвы против бри-
танского содружества наций, атака против
британского правительства, будто бы, как
он сказал, между нами не существует ника-
кой дружбы. Вот, в чем видит г-н Бевин
опасность миру во всем мире, которая вос-
станавливает нас друг против друга.

Я должен сказать, что, по мнению Совет-
ской делегации, ничто не может быть оши-
	бочнее того шага, который сделал г-н Бевин
этим заявлением от ! февраля. Неужеля г-н
Бевин считает, что его заявление о пропа-
ганде из Москвы, угрожающей, якобы, миру
	шение вооруженных сил между Грецией, &
одной стороны, и Болгарией и Югославией,
с другой,— не может создать ниБакой
опасности нападения со ‚стороны Греции.
Эти цифры преувеличены. Но дело вовсе
не в том — болышая или маленькая армия
у Греции. Опасность военных столкновений
ведь не всегда определяется количествен-
ным соотношением вооруженных сил. Эта
опасность вызывается нередко таким стече-
нием обстоятельств, которое создается,
когда из-под контроля разумно действую-
щих сил выходят различные авантюристи-
ческие элементы. Именно такое положение
создалось в Греции, а присутствие британ-
ских сил в Греции, при сложившихся об-
стоятельствах, питает опасные иллюзии, ко-
	торые широко используются в Греции реак-
	ционными, иювинистическими, милитарист-
скими и иными авантюристическими эле-
ментами.

Я должен напомнить ужё цитированное
мною ` замечание г-на Кокса, который, го-
воря о безответственных действиях правых
в Греции, указывает, что они так действу-
ют потому, что думают, что они могут
пользоваться поддержкой Англии во всем,
что бы они ни сделали. Это очень опасное
положение.

Мы утверждаем, что при таком положе-
нии пребывание британских войск в Греции
используется против демократических сил
страны, что оно содействует параличу
этих сил, к сожалению, дает простор дей-
ствиям не демократических, а реакцион-
ных сил. Это печально, и говорить об этом
нам не доставляет ничего приятного. Но
мы должны это сказать, ибо, как говорит
латинская пословица, «Платон друг мне, но
истина дороже»,

В Греции достаточно новых и молодых
сил, способных найти выход из создавите-
гося там тяжелого положения без посто-
ронней помощи, без помощи иностранных
войск.

Советская делегация поэтому настаивает
на своем предложении о немедленном вы-
воде из Греции британских вооруженных
сил.
	держании порядка и не занимаются тем,
чтобы поддерживать одну сторону больше,
чем другую. Усилия Англии направлены
на экономическое восстановление Грецин.

Мы не сделали и не сделаем ни одного

шага, который мог бы нарушить междуна-
эодный мир, заявил в заключение Бевин.
	Вы должны либо оправдать, либо изгнать
нас. Моей стране, подобно многим дру-
гим странам, предстоит преодолеть много-
численные трудности. В отношениях меж-
ду нациями первостепенчое значение имеют
терпение и снисходительность.
	Стеттиниуса, Бидо, Веллингтона Ку, Модзе-
левского, Мейкина и др. ораторов, заседа-
ние Совета безопасности. было перенесено
на вторую половину дня 5 февраля. Были
предложены три резолюции — председате-
лем Совета безопасности, представителями
Польши и Египта.
	скольку резопюция какается самой сущно-
сти обсуждаюмого вопроса. Ряд делегатов
поддержал эту точку зрения,

Поскольку поязились. признаки того, ято
обсуждение может затянуться, председа-
тель предложил перенести заседание на ве-
чер 5 февраля. Это предложение было
одобрено.

Сегодня, 5 февраля, закедание Совета
безопасности возобновилось немногим позже
21 часа по Гринвичу (после полуночи по
московскому времени) выступлением предсе-
дателя Совета Мейкина. Мейкин в своем
выступлении повторил предложение, вне-
сенное им на предыдущем заседании, заме-
тив, что если это предложение не приемле-
мо, было бы желательным отложить реше-
ние вопроса до времени, когда можно будет
найти приемлемую для всех заинтересоган-
ных сторон формулировку.
	ственного и прямого отношения к делу Oe-
женцев. Однако если будет создан между-
народный аппарат, то интересы беженцев
требуют, чтобы этот аппарат был укомплек-
тован прежде всего представителями заин-
тересованных стран которые лучше, чем
кто-либо другой. могут понять интересы бе-
женцев».

В конце выступления проф. Арутюнян
предложил проект советской резолющии по
вопросу о беженцах, которая гласит:

«1. Генеральная Ассамблея, признавая, что
организация Об’единенных наций должна в
срочном порядке разрешить вопрос о бе-
женцах, постановляет передать Экономиче-
скому и Социальному совету вопрос о бе-
женцах для тщательного и всестороннего
рассмотрения и разработки мероприятий,
чтобы как можно скорее разрешить этот во-
прос и доложить о принятых мерах по во-
просу о беженцах на второй части первой
сессии Генеральной Ассамблеи, а также ре-
комендует Экономическому и Социальному
совету иметь в виду при разработке меро-
приятий по вопросу о беженцах следующие
принципы:

а) Основная задача Об‘’единенных наций
в отношении беженцев состоит в том, чтобы
всячески помогать их скорому возвращению
на родину;

6) Те из беженцев, которые не подпадают
пол действие пункта 2 настоящего поста-
новления и которые не хотят вернуться на
прежнее месго жительства, должны полу-
чить содействие в скором устройстве на ме-
сте с согласия правительства страны, гра-
жданами которой они являются;

в) В лагерях для беженцев не допускать
какой-либо пропаганды против интересов
организации Об’единенных наций или от-
дельных её членов, а также пропаганды
против возвращения на родину;

г) В состав обслуживающего персонала
лагерей для беженцев привлекать в первую
очередь представителей заинтересованных
государств, гражданами которых язляются
беженцы;

д) Содействовать заинтересованным стра-
нам в проведении совместных мероприятий
по репатриации беженцев на родину;

e) Создать специализированное междуна-
родное учреждение по делам беженцев.

2. Генеральная Ассамблея считает, что

а) Квислинговцы, предатели и военные
преступники как лица, запятнавитие себя со-
трудничеством в какой-либо форме с вра-
гами Об’единенных наций, не должны pact
сматриваться кзк беженцы, которые могут
пользоваться покровительством Об’единен-
ных наций. Квислингозны, предатели и воен-
ные преступники, когорые все еще скрыва-
ются под видом беженцев, должны быть
немедленно возвращены в их страны;

6) Немцы, переводимые в Германию из
других государств или убежавиие в другие
государства от союзных войск, не подла-
	дают под денствие настоящего постановле- :
ния; вопрос о них может разрешаться союз- :
ными оккупационными властями в Германии °
		по договоренности © правительствами COOT-
ветствующех стран»,
	ie

1D
оду

M3)
	Цех
	НЧеЕ
ПИТЬ

ед:
		тель
		ени
BABE
	дай
ОКВ
		reps
	Ane
	aah
one
	na