10 ФЕВРАЛЛ 13456 г., № 35 (10117)

В длинной цепи подлых преступлё®ий He
мецко-фашистских оккупантов особое место
занимал насильственный угон в,Германию
на рабско-крепостнический труд мирных
граждан — мужчин, женщин и детей.
	Документы свидетельствуют, что гитле

вское правительство и германское вер-
ховное командование осуществляли угон в
немецкое рабство советских граждан путем
обмана, угроз и насилий. Советские граж-
jane продавались фашистскими насильника-
ин в рабство предприятиям и частным ли-
нам в Германия: невольники были обречены
на голод, зверское обращение и в конечном
нтоге на мучительную смерть. Я в дальней-
шем остановлюсь на бесчеловечных, вар-
зарских директивах, распоряжениях и при-
хазах гитлеровского правительства и вер-
хозного командования, которые издавались
з целях осуществления угона советских лю-
дей в немецкое рабство и за которые несут
ответственность привлеченные по настоя-
цему делу подсудимые, в частности. Геринг.
Кейтель Розенберг, Заукель и другие.
Имеющиеся в распоряжении советского об-
зннения документы, захваченные Красной
Армией в штабах разгромленных немецко-
фашистских войск, изобличают подсудимых
в совершенных ими злодеяниях.
	В докладе на заседании германского тру-
дового фронта в ноябре 1942 года Розенберг
привел факты и цифры, подтверждающие
	‚ огромные масштабы организованного Зауке-
	лем угона советских людей на рабско-кре-
постнический труд в Германию.
	7 ноября 1941 года в Берлине состоялось
секретное совещание, на котором Геринг
дал своим чиновникам указания об исполь-
зовании советских людей на принудительных
работах. Эти указания нам стали известны
нз документа, являющегося секретным цир-
куляром №-42006/41 хозяйственного штаба
германского командования на востоке от
{ декабря 1941 года. Вот что гласили эти

указания:
	 . «Следует использовать русских людей,
главным образом, для дорожного строитель-
ства, строительства железных дорог и убо-
рчных работ, разминирования и устройства
аэродромов. Следует расформировать не-
мецкие строительные батальоны (например,
зоенно-воздушного флота). Немецкие ква-
лифицированные рабочие должны работать
ввоенной промышленности; они не должны
копать землю и разбивать камни, для этого
‹уществует русский»,
	2. «Русского необходимо использовать, в
первую очередь, на следующих участках ра-
боты: горное дело, дорожное строительство,
юенная промышленность (танки, орудия,
аппаратура для самолетов), сельское хозяй-
тво, строительство, крупные мастерские
(апожные мастерские), специальные коман-
in для срочных непредвиденных работ».
	3. «При применении мер поддержания по-

дка решающим соображением являются
быстрота и строгость. Должны применяться
ишь следующие разновидности наказания,
3 промежуточных ступеней: лишение пи-
иння и смертная казнь решением военно-
левого суда». .
	Главным уполномоченным по использова-
ню рабочей силы приказом Гитлера от
марта 1942 года был назначен подсуди-
ый Фриц Заукель.
	20 апреля 1942 г. Заукель разослал в
прого секретном порядке правительствен-
м и военным органам свою «программу
павного уполномоченного по использованию
рабочей силы», которая по своей подлости
уступает указанному выше циркуляру.
Вот что говорится в: этой «программе»:
	«Крайне необходимо полностью использо-
“ть в оккупированных советских областях
 еющиеся людские резервы. Если не
дастя добровольно привлечь нужную ра-
чую силу, то необходимо немедленно при-
тупить к мобилизации или к принудитель-
уу подписанию индивидуальных обяза-
тельств. Наряду с уже имеющимися военно-
енными, находящимися в оккупированных
областях, главным образом, необходима мо-
лизация гражданских . квалифицирован-
щх рабочих и работниц из советских обла-
ей в возрасте старше 15 лет для исполь-
ззания их на работе в Германии.
	Для того, чтобы заметно разгрузить от

‚ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ
	остунительная речь Главного Обвинителя от, СССР
тов. Р. А. Руденко
	3. Угон в рабство
	тальных... экономическая деятельность
должна ограничиваться использованием об-
наруженных запасов».
	Третья цитата: «Все нужные нам сырье-
вые товары, полуфабрикаты и готовую про-
дукцию следует изымать из торговли путем
приказов, реквизиций и конфискаций. Не-
медленный сбор и вывоз в Германию платн-
ны, магния и каучука. Выявленчые в прн-
фронтовой полосе и тыловых областях про-
дукты питания, а также средства бытового и
личного потребления и одежды поступают в
первую очередь в распоряжение военно-хо-
зяйственных отделов для удовлетворения
потребностей войск... Непринятое ими пере-
дается последующей вознно-экономической
инстанции».
	Как я уже говорил вначале, основной
целью нападения Германии на Советский
Союз являлось ограбление советской стра-
ны, получение экономических ресурсов,
необходимых гитлеровской Германии, без
которых она не могла осуществить свой
империалистические агрессизные замыслы.
	«Зеленая папка» Геринга представляла
собой заранее разработанную фашистскими
заговорщиками широкую программу органи-
зованного ограбления Советского Союза.
	Этот план предусматривал ‘хонкретные
планы грабежа: насильственное из’ятие цен-
ностей, организацию  рабовладельческого
труда в наших городах и селах, отмену за-
работной платы на предприятиях, бесконт-
рольный выпуск ничем не обеспеченных де-
нежных знаков и Т. д. Для осуществления
этого грабительского плана было предусмот-
рено создание специального аппарата с соб-
ственным «хозяйственным командованнем»,
«экономическими штабами», со своей «раз-
ведкой», «инспекциями». «воинскими частя-
ми», «отрядами по сбору средств производ-
ства». «отрядами по сбору сырья», «военны-
ми агрономами», «сельскохозяйственными
офицерами» ит. д.
	Бместе с наступающими немецкими вой-
сками продвигались комачды экономичесхо-
го отдела армий, задача которых заключа-
лась в установлении запасов зерна, скота,
топлива и иного имущества. Эти команды
были подчинены находившейся в тылу Осо-
бой хозяйственной инспекиии.
	Вскоре же после нападения на СССР ука-
зом Гитлера от 29 июня 1941 г. всё руковод-
ство ограблением оккупированных террито-
рий было возложено на подсудимого Герин-
га. Гсриягу этим указом было предоставлено
право принимать «все меры, которые требу-
ются для максимального использования най-
денных запасов и экономической мощи в ин-
тересах германской воечной экономнки».
Подсудимый Геринг осуществлял свое ру-
ководство грабительскими действиями не-
	шейся оккупации. проживало до войны
38 миллионов человек. валовой выпуск про-
мышленной продукции составлял 46 мил-
лиардов рублей (в неизменных государствен-
ных ценах 1926—27 г.г.), было 109 миллио-
нов голов скота, в том числе 31 миллион
голов крупного рогатого скота и 12 миллио-
нов лошадей, 71 миллион гектароз посевов
сельскохозяйственных культур, 122 тысячи
километров железнодорожной колеи.
	Пемецко-фашистские захватчики  пол-
ностью или частично разрушили и сожгла
1.710 городов и более 70 тысяч сел и де-
ревень, сожгли и разрушили свыше 6 мил-
лионов зданий и лишилн крова около 95 мил-
лионов человек. Среди разрушенных и наи-
более пострадавших городов — крупнейшие
промышленные и культурные центры:
Сталинград, Севастополь, Ленинград, Kues.
Минск, Одесса, Смоленск, Новгород, Исков.
Орел, Харьков, Воронеж, Ростов-на-Дону
я многие другие.
	немецко-фашистские захватчики разру-
шили 31.850 промышленных предприятий, на
которых было занято около 4 миллионов
рабочих; уничтожили или вывезли 239 ты-
	мецких воинских и экономических отрядов
с величайшим усердием.

На совещании 6 августа 1942 года с рейхс-
комиссарами и представителями военного
командования Геричг требовал усилить ог-
рабление оккупированных областей. «Вы по-
сланы туда, — указал Геринг, — не ‘для то-
го, чтобы работать на благосостояние вве-
ренных вам народов, а для того, чтобы
выкачать всё возможное».
	И далее: <...Я намереваюсь грабить и
именно эффективно».

Как установлено Чрезвычайной Государ-
ственной Комиссией, выполнение этих дирек-
тив Геринга проводилось имперскими миня-
страми и представителями немецких фирм,
которым были подчинены различного рода
хозяйственные группы, технические баталь-
оны, экономические штабы и хозяйственные
инспекции. Особенно активно расхишали
имущество Советского Союза немецкие
фирмы: «Фридрих Крупп и К», «Герман Ге-
ринг», «Сименс Шуккерт», горнометаллур-
гическое общество «Восток», акщионерное
общество группы «Север», «Генрих Ланц»,
«Ландмашиненбауминдустри», «И. Г. Фарбен-
индустри» и многие другие.

Грабя и расхищая государственное и част-
ное имущество, гитлеровские захватчики
обрекали на голод и смерть население раз-
грабленных районов. В приказе фельдмар-
шала Рейхэнау от 10 октября 1941 г., кото-
рый был разослан, как образцовый, всем
германским частям с упоминанием о том, что
Гитлер признал этот приказ превосходным,
содержится следующее подстрекательство
к грабежу и истреблэнию населения: «Снаб-
жение питанием местных жителей и военно-
	‚пленных является ненужной гуманностью».
	В ‹«заметках» о совещании в Ровно
(26—28 августа 1942 г.), найденных в архи-
ве подсудимого Розенберга, указывается:
«Цель нашей работы заключается в том, что
украинцы должны работать на Германию,
что мы здесь не для того, чтобы осчастли-
вить этот народ. Украина может дать то,
чего нехватает в Германии. Эта задача дол-
жна быть выполнена, невзирая на потери».

Следуя указаниям подсудимого Геринга,
мэстные органы власти производили полное
и беспощадное ограбление населения окку-
пированных территорий. В приказе, обнару-
женном частями Красной Армии в ряде
пунктов Курской и Орловской областей,
дается перечэнь имущества, подлежащего
передаче военной власти. В приказе упоми-
наются такие предметы, как. весы, мешки,
соль, лампы, кастрюли, клезнки, шторы,
патефоны с пластинками. «Всё это имущест-
во, — говорится в приказе, — должно быть
доставлено в комендатуру. Виновные в на-
рушении данного приказа будут расстрели-
ваться».
	работы крайне занятую немецкую кресть-
ннку, фюрер поручил мне доставить в Гер-
манию из восточных областей 400—500 ты:
	сяч отборных, здоровых и крепких деву-
тек».
	Обвинением представлен Трибуналу еще
один секретный документ относительно ис-
пользования работниц из восточных обла-
стей в домашнем хозяйстве Германии. Этот
документ представляет собой выдержки из
протокола заседания у Заукеля, состоявше-

гося 3 сентября 1942 г. Приведу некоторые
из.этих выдержек:
	1. <Фюрер распорядился о немедленном
привлечении 400—500 тысяч украинских
женщин в возрасте от 15 до 35 лет для
использования их в домашнем хозяйстве».
	2. «Фюрер в категорической форме выра-
зил желание онемечить болыное число этих
девущек».
	3. «По воле фюрера, через 100 лет в Евро-
пе должно жить 250 миллионов человек, го-
ворящих по-немецки».
	4. «Рассматривать этих работниц из Ук-
раины, как работниц Востока, и делать на
них метку «Восток-Ост».
	5. «Гаулейтер Заукель добавил, что неза-
висимо от привлечения работниц в домаш-
нее хозяйство предусмотрено использование
дополнительно миллиона рабочих рук с. Во-
стока».
	6. «Ссылка на трудные условия доставки
хлебных запасов из других стран в Герма-
нию его, Заукеля, совершенно не трогает.
Он нашел бы пути и средства для исполь-
зования украинского хлеба и скота, мобили-
зуя всех евреев Европы, установив из них
живую цепь для передачи тары на Укран-
Ну».
	Предвидя неизбежносль провала меро-
приятий по насильственной вербовке совет-
ских людей на работу в Германию, Заукель
в секретной инструкции от 31 марта 1942 г.
№— ФА 578028/729 приказывал: «Вербовка»,
за которую вы отвечаете, доляяна форсиро-
ваться всеми доступными мерами, включая
суровое применение принципа принудитель-
ности труда». Заукель и его агенты приме-
нули все возможные средства давления и
террора, чтобы выполнить вербовочные пла-
ны. Обреченных на эту «вербовку» совет-
ских людей морили голодом, завлекали на
вокзалы под предлогом раздачи хлеба, оцеп-
ляли солдатами, под угрозой расстрела гру-
зили в эшелоны и отправляли в Германию.
Но и эти насильственные меры не помогали.
«Вербовка» не удавалась. Тогда Заукель и
его агенты прибегли к разверстке. Об этом
свидетельствует приказ германского комен-
данта, захваченный войсками Красной Ар-
мии при освобождении оккупированной ча-
сти Ленинградской области, следующего ‹о-
держания:

«Волостным бургомистрам!.. Так как до
сих пор на работу в Германию заявилось
очень малое количество люлей, то каждый
волостной бургомистр должен совместно со
старостами деревень поставить еше по 15 и
больше человек с каждой волости для ра-
боты-в Германии. Поставить людей поздо-
ровее и в возрасте от 15 до 50 лет».

Начальник политической полиции и служ-
бы безопасности в Харькове в своем докла-
де о положении в городе Харькове < 23
июля по 9 сентября 1942 года доносил:
«Вербовка рабочей силы доставляет coorT-
ветствующим учреждениям беспокойство,
ибо среди населения наблюдается крайне
отрицательное отношение к отправке на ра-
боту в Германию. Положение в настоящее
время таково, что каждый всеми средствами
старается избежать вербовки (притворяют-
ся больными, бегут в леса, подкупают чи-
новников и т. д.). О добровольной отправке
з Германию уже давно не может быть и
	рези”.

В отношении советских граждан, угнан-
ных в немецкое рабство, был установлен са-
мый зверский режим, о ‘чем свидетельству-
ет громадное количество жалоб и заявле-
ний, собранных Чрезвычайной Гозударствен-
ной Комиссией по установлению и расследо-
ванию злодеяний немецко-фашистских за-
хватчиков.

Такой же участи подвергались угнанные
в немецкое рабство граждане Польши, Че-
хословакии и Югославии.
	сяч электромоторов, 175 тысяч металлоре-
жущих стааков.
	Немцы разрушиля 65 тысяч километров
железнодорожной колеи, 4.100 железноло-
рожных станций, 36 тысяч почтово-телеграф-
ных учреждений, телефонных станций и
других предприятий связи.
	Немцы уничтожили или разгромили
40 тыс. больниц и других лечебных учреж-
дений, 84 тыс. школ, техникумов, высших
учебных заведений, научно-исследователь-
ских институтов, 43 тык. библиотек обще-
ственного пользования.
	Гитлеровцы разрушили и разграбили
98 тыс. колхозов, 1.876 совхозов и 2.890 ма-
птинно-тракторных станций; зарезали, ото-
брали или угнали в Германию 7 миллионов
лошалей, 17 миллионов голов крупного po-
гатого скота, 20 миллионов голов свиней,
27 миллионов овец и коз, 110 миллионсв
голов ломашней‘ птипы.
	Общий ущерб, причиненный Советскому’
Союзу преступными действиями гитлеров-
ских войск, определяется в сумме 679 мил-
лиардов рублей (в государственных ценах
  1941 года).
			УТ
Преступления против человечности
	Бы видите, господа судьи, каких чудовищ-
ных масштабов достигли преступные з2мы-
слы гитлеровских изуверов.

Особенно жестоко расправлялись гитле-
ровцы с советской интеллигенцией.

Еще до нападения на СССР были подго-
товлены указания о беспощадном уничтоже-
нии советских людей по политическим и
расовым мотивам.

В приложении №-2 к оперативному при-
казу №-8 начальника полиции безопасности
и СД от 17 июня 1941 г. говорилось:
«Прежде всего необходимо выявить: всех
выдающихся государственных и партийных
должностных лиц, в особенности профессио-
нальных революционеров; деятелей Комин-
терна; всех влиятельных деятелей коммуни-
етической партии СССР и примыкающих к
ней организаций в Центральном Комитете,
в окружных и районных комитетах; всех
народных комиссаров и их заместителей;
всех бывших политкомиссаров Красной Ар-
мии; руководящих лиц государственных
учреждений центрального и среднего звень-
ев; руководящих лиц в хозяйственной жиз-
ни; советско-русских интеллигентов и всех
евреев».
	В директиве для команд полиции безо-
некности и СД от 17 иючя 1941 г. указыва-
лось на необходимость применять такие же
меры не только к русскому народу, но и к
украинцам, белоруссам, азербайджанцам,
армянам, грузинам, тюркским народностям н
другим.

Созетское обвинение представит суду кон-
кретные документы и факты по этому по-
воду.

В своих планах фашистские заговорщики
наметили поголовное уничтожение еврейского
населения мира, и они проводили это унич-
тожение на всем протяжении заговоршиче-
ской деятельности, начиная с 1933 года.

Мой американский коллега цитировал уже
заявление Гитлера от 24 февраля 1942 г, о
том, что «евреи будут уничтожены».
	В речи подсудимого Франка, опубликован-
ной в «Краковокой газете» 18 августа
1942 г., говорилось:
	«Гот, кто пройдет сегодня по Кракову,
Львову, Варшаве, Радому или МЛюблину,
лолжен по справедливости признать, что
усилия немецкого управления увенчались
реальными успехами — езреев больше почти
не вилатТЬ».
	зверское уничтожение еврейского населе-
ния имело место на Украине, в Белоруссии,
в Прибалтике.
	В г. Риге проживало до немецкой оккупа-
ции около 80.000 евреев. К моменту осзобо-
ждения Риги Красной Армией там осталось
140 евреев.
	Нет возможности перечислить во вступи-
тельной речи преступления, совершенные
подсудимыми против человечности.
	Советское обвинение располагает значи-
тельными документальными материалами,
которые будут пред`явлены суду.
	Господа судьи! Я выступаю здесь, как
представитель Союза Советских Социали-
стичежких Республик, принявшего на себя
основную тяжесть ударов фашистских за-
хватчиков и внесшего огромный вклад в
дело разгрома гитлеровской Германии и ее
сателлитов.
	От имени Советского Союза я пред’являю
подсудимым обзинение по всем пунктам
ст. 6 Устава Международного Военного
Трибунала.
	Вместе с глазными обвинителями Соеди-
ненных Штатов Америки, Великобритании и
Франции я обвиняю подсудимых в том, что
они подготовили и осуществили вероломное
нападение на народы моей страны и ве сво-
бололюбивые народы.
	Я обвиняю их в том, что, развязав миро-
вую войну, в нарушение основных начал
международного права и Ими заключенных
договоров, они превратили войну з орудие
массового истребления мирных гражкдеа, в
орудие грабежа, насилий и разбоя.
	Я обзиняю подсудимых в том, что, об’я-
ABS себя представителями ими измышлен-
ной расы господ, они всюду, куда проника-
ла их власть, создавали режим произвола и
тирании, режим, основанный на полирании
элементарных основ человечности.
	Теперь, когда в результате героической
борьбы Красной Армии и союзных войск
гитлеровская Германия сломлена и подав-
лена, мы не впразе забыть о понесенных
жертвах, не вправе оставить без наказания
виновников и. организаторов чудовищных
преступлений.

Во имя священной памяти маллионов не-
винных жертв фашистского террора, во имя
укрепления мира во всем мире, во имя без-
опасности народов в будущем, —мы пред’-
являем подсудимым полный и справедлизый
счет. Это — счет всего человечества. счет
	воли и совести свободолюбивых народов.
Пусть же свершится- правосудие!
	Все подсудимые подготовили, организо-
вали и совершили не поддающиеся описа-
нию, никогда в истории не встречавшиеся
кощунственные преступления против чело-
вечности, против основ человеческой мора-
ли и международного права.

В формуле обвинения ТУ раздела обвинч-
тельного заключения справедливо указы-
вается, что самый план или заговор был ор-
ганизован также с целью совершения пре-
ступлений против человечности.

Фашистские заговорщики начали совер-
шать преступления против человечности с
момента образования гитлеровской партии.
	Эти преступления приобрели огромные
масштабы после прихода гитлеровцев к
власти. у

Организованные в 1933 году концентраци-
онный лагерь в Бухенвальде и в 1934 г. ла-
герь в Дахау оказались лишь бледными про-
образами Майданека, Освенцима, Славуты,
многочисленных лагерей смерти, учрежден-
ных гитлеровцами на территории Латвии,
Белоруссии, Украины.

Самый приход гитлеровцев к власти был
ознаменован многими провокациями, которые
послужили поводом для совершения тяжких
преступлений против человечности.
	Широкое распространение ‘получила вне-
судебная расправа гитлеровцев со всеми,
кто не разделял «мировоззрение» фашист-
ской клики.
	«Мы лишаем правовой защиты врагов
нарбда...». «Мы — национал-социалисты —
сознательно выступаем против фальшивой
мягкости и фальшивой гуманности...». «Мы
не признаем заумных адвокатских выдумок и
хитроумных юридических тонкостей», —писал
Геринг еще в 1934 г. в статье, опубликован-
ной за океаном в газетах Херста. (Геринг.
«Статьи и речи», Мюнхен, 1940 г., стр. 159).
	В одной из статей, датированной 1955 го-
дом, Геринг ставил себе в заслугу то, что он
перестроил всё руководство гестапо, подчи-
нив тайную полицию непосредственно себе
и организовав для борьбы с политическими
противниками концентрационные лагери.
	«Так‚,— говорил Геринг,— возникли кон-
центрационные лагери, в которые мы дол-
жны были вскоре водворить тысячи работ-
ников аппарата коммунистической и социал-
демократической партий».

В распоряжении советского обвинения
имеются «заметки» Мартина Бормана, най-
денные в архивах германского министерства
иностранных дел, захваченных советскими
войсками в Берлине, о совещании у Гитле-
ра 2 октября 1940 г. Этот документ отно-
сится к оккупированной Польше. Он будет
пред’явлен суду. Сейчас цитирую лишь не-
которые из содержащихся в нем програм-
мных установок гитлеровского руководства.
 Совещание началось с заявления Франка о
том, что его деятельность в генерал-губер-
наторстве можно’ назвать очень успешной:
евреи в Варшаве и других городах заперты
в гетто, Краков в скором времени будет
очищен от евреев совершенно. «Не должно
существовать польских хозяев, — говорилось
цалее в этом документе,— там, где они бу-
дут, как бы жестоко это ни звучало, их
следует уничтожать...». «Должны быть уни-
чтожены все представители польской интел-
пигенции — это звучит жестоко, но таков
жизненный закон...». «...Священники будут
оплачиваться нами и за это станут пропо-
ведовать то, что мы захотим. Если найдет-
ся священник, который будет действовать
иначе, разговор с ним будет короткий. За-
дача священника заключается в том, чтобы
‘держать поляков спокойными, глупыми и
тупоумными. Это — полностью в наших ин-
тересах...». «...Последний немецкий рабочий
и последний немецкий крестьянин должен
‚всегда стоять в экономическом отношении
вынЕе любого поляка»,
	Особое место среди неслыханных злодея-
ний гитлеровцев занимают их кровавые рас-
правы с славянскими и еврейским наро-
дами.
	Гитлер говорил Раушнингу:
	XT
[69.
					5. Разрушение и разграбление культурных и научных ценностей,
монастырей, церквей и других учреждений религиозного культа
	В своей лютой ненависти к советскому
народу и его культуре немецкие захватчики
уничтожали учреждения науки и искусства,
историчэские и культурные памятники, шко-
лы и больницы, клубы и театры.
	«Никакие исторические или художествен-
ные ценности на Востоке, — указывал в
своем приказе фельдмаршал Рейхенау, —
нг имеют значения».

Разрушение исторических и культурных
ценностей, осуществлявшееся гитлеровцами,
приняло огромные размеры. Так, в письме
генерального уполномоченного Белоруссии,
адресованном Розенбергу 29 сентября 1941
года, говорится:
	«Согласно отчету майора 707 дивизии, ко-
торый сегодня передал мне остальные цен-
ности, СС-овцы оставили остальную часть
картин и произведаний искусства на раз-
грабление вооруженным силам, в том чис-
ле и весьма ценные картины и мебель ХУШ
	и ХХ столетий, вазы, мраморные скульпту-
		Об этом свидетельствует заявление обер-
штурмфюрера 4 роты батальона особого на-
значения войск СС доктора Нормана Фер-

стера, которое было в свое время опублико-
вано в печати.
	В своем заявлении Ферстер указал:
	«В августе 1941 года, будучи в Берлине,
я с помошью моего старого знакомого по
берлинскому университету доктора Фокке,
работавшего в отделе печати министерства
иностранных дел, был откомандирован из
87 противотанкового дивизиона в батальон
особого назначения при министерстве ино-
странных дел. Этот батальон был создан по
инициативе министра иностранных дел
Риббентропа и действовал под его руковол-
ством... Задача батальона особого назначе-
ния’ состоит в том, чтобы немедленно после
падения крупных городов захватывать куль-
гурные и исторические ценности, библиоте-
ки научных учреждений, отбирать ценные
издания книг, фильмы, а затем отправлять
всё это в Германию», и цалее: ^
	«Богатые трофеи .нам достались в библио-
геке Украинской академии наук, где хра-
нились редчайшие рукописи персидской,
абиссинской, китайской письменности, рус-
ские и украинские летописи, первые экзем-
пляры книг, напечатанных русским перво-
печатником Иваном Федоровым, и редкие
издания произведений Шевченко, Мицкеви-
ча. Ивана Франко».

Наряду с варварским разрушением и раз-
граблением сёл и городов и памятников на-
циональной культуры гитлеровцы издева-
лись и над религиозными чувствами верую-
пей части советского населения.
	Они сожгли, разграбили, уничтожили и
осквернили на советской территории 1.670
церквей, 237 римско-католических костелов,
69 часовен, 582 синагоги и 258 других зда-
ний, принадлежащих учреждениям религи-
озных культов.
	Они разрушили Успенскую церковь зна-
менитой Киево-Печерской лавры, построен-
ную в 1073 году, а вместе с нею и 8 мона-
стырских корпусов.
	В Чернигове немецко-фашистские войска
разрушили древний Ея собор,
построенный в начале ХИ века, собор По-
лоцкого Ефросиниева монастыря, построен-
ного в 1160 году, и церковь Параскевы-
Пятницы на Торгу — ценнейший памятник
русской архитектуры ХПИ века.
	В Новгороде были разрушены гитлеров-
	цами Антониев, Хутынский, Зверин, Деревя-.
	ницкий и другие древние монастыри, знаме-
нитая церковь Сласа-Нередицы и ряд дру-
гих церквей.
	Немецкие солдаты глумились над рели-
гиозным чувством людей. Они надевали на
себя церковное облачение, держали в церк-
вах лошадей и собак, из икон устраивали
нары для спанья.
	В древнем Старицком монастыре части
Красной Армии обнаружили наваленные
штабелями раздетые трупы замученных
пленных красноармейцев,
	Ущерб, причиненный Советскому Союзу
в результате разрушительных и грабитель-
ских действий германских воинских частей,
чрезвычайно велик.
	Немецкие армии и оккупационные власти,
выполняя директивы преступного гитлеров-
ского правительства и верховного военного
командования, разрушали и грабили захва-
ченные ими советские города и села, про-
мышленные предприятия и колхозы, разру-
шали памятники искусств, уничтожали, рас-
хищали и вывозили в Германию оборудова-
ние, запасы сырья, материалов и готовой
продукции, художественные и исторические
ценности, производили всеобщее ограбле-
ние городского и сельского населения. На
территореи Советского Союза, подвергав-
	..Полностью разрушен также и историче-
ский музей. Из геологической секции по-
хищены ценные, драгоценные и полудраго-
ценные камни. В университете были бес-
смысленно разрушены или похищены инст-
рументы, ценность которых составляет сот-
ни тысяч марок».
	На территории временно захваченных фа-
шистами районов Московской области ок-
купанты разрушили и разграбили 112 биб-
лиотек, 4 музея и 54 театра и кинотеатра.
Гитлеровцы разграбили и сожгли знамени-
тый музей в Бородино, исторические релик-
вии которого, относящиеся к Отечественной
войне 1812 года, особенно дороги русскому
народу. Оккупанты разграбили и, сожгли
дом-музей Пушкина в поселке Полотняный
завод. Немцы уничтожили принадлежавшие
Льсу Толстому рукописи, книги, картины
в Ясной Поляне. Могилу великого писа-
теля немецкие варвары осквернили.
	Оккупанты разграбили Белорусскую акз-
демию наук с хранившейся в ней редчай-
шей коллекцией исторических документов
и книг, уничтожили сотни школ, клубов,
театров в Белоруссии.
	Из Павловского дворца в городе Слуцке
вывезена в Германию ценнейшая дворцовая
мебель, созданная крупнейшими мастерами
ХУ века. Из Петергофских дворцов нем-
цы вывезли все оставшиеся там лепные и
резные украшения, ковры, картины, статуи.
Болыной Петергофский дворец, заложен-
ный еще при Петре Первом, после ограб-
ления был варварски сожжен.
	Немецкие вандалы уничтожили Одесскую
государственную публичную библиотеку,
насчитывавшую более 2.000.000 томов.
	В Чернигове расхищена знаменитая кол-
лекция украинских древностей. В Киево-
Печерской лавре немцы захватили доку-
менты из архивов киевских митрополитов и
книги из личной библиотеки Петра Могилы,
собравшего ценнейшие памятники мировой
литературы. Они разграбили ценнейшие
коллекции Львовского и Одесского музеев,
вывезли в Германию, а частично уничтожи-
ли богатства Винницкой, Полтавской биб-
лиотек, где хранились редчайшие экземя-
ляры средгевековой рукописной литерату-
ры, первые печатные издания ХУГ и ХУП
веков, старинные церковные книги.
	Повсеместными грабежами в оккупиро-
ванных районах СССР, производившимися
по прямому приказу германского правитель-
ства, руководили не только подсудимые
Геринг, Розенберг и находящиеся в их под-
чинении различные «штабы» и «команды».
Этим же занималось и министерство иност-
ранных дел, возглавляемое подсудимым
Риббентропом, через специальное формиро-
зание.
	4. Разрушение городов и сел, разграбление общественной
и частной собственности
	Овуществляя свои захватнические, граби-
лыкие планы, гитлеровцы систематически
хзрушали города и села, уничтожали цен-
Юли, созданные трудом многих поколений,

били мирное население.
	Совместно со своими сообщниками—пре-
пуными правительствами Финляндии и Ру-
“чи гитлеровцы разработали планы учич-
ий крупнейших городов Советского
039.
	В документе, исходящем от «руководства
кой войной» от 29 сентября 1941 года,
аглавленном «будущность города Петер-
	Ура», указывается:
	следить за тем, чтобы никто из граждав-
ских лиц не покинул этого пункта, в 0с0-
бенности с момента об’явления о разруше-
нии».
	Приказ от 24 декабря 1941 г. командира
98 германской пехотной дивизии так и назы-
вается: «Программа разрушений». В этом
приказе даются конкретные указания по
уничтожению ряда населенных пунктов и
предлагается:

«Имеющиеся запасы сена, соломы, про-
дуктов и т. д. сжечь. Все печи в ЖА-
лых домах вывести из строя закладыванием
ручных гранат и сделать, таким образом,

невозможным их дальнеишее употребление.
Этот понказ ни в коем случае не должен по-
	пасть в руки противника».
	«Фюрер решил стереть город Петербург
‘лица земли... Финляндия точно так же за-
Зла о своей незаинтересованности в даль-
	“ ищем сушествовании города непосредст-
	Нно у её новой границы».
	Были образованы специальные команды
поджигателей-факельщиков,  предававших
огню созданные трудом поколений ценностя.
	Я хочу остановить Ваше внимание, госпо-
да судьи, на документе, известном под на-
званием «Директивы по руководству эконо-
микой во вновь оккупированных восточных
областях» («Зеленая папка»). Автором этих
директив является Геринг. Этот секретный
документ датирован: «Берлин, июнь 1941
года». Я приведу из этого документа толь-
ко несколько цитат. Первая цитата:
	«Согласно приказам фюрера (Гитлера)
необхоцимо принять все меры К немедлен-
ному и полиому использованию оккупиро-
ванных областёй в интересах Германии. По-
лучить для Германии как можно больше про-
довольствия и нефти — такова главная эко-
номическая цель кампании. Наряду с этим
германской промышленности должны быть
даны и прочие сырьезые продукты из окку-
пированных областей... Первой задачей яв-
ляется наиболее быстрое осуществление пол-
ного продовольствениого снабжения герман-
ских войск за счет оккупированных обла-

стей».

Вторая цитата: «Совершенно неуместно
мнение о том, что оккупированные области
должны быть возможно скорее приведены в
порядок, а экономика их восстановлена.
Восстановление порядка должно проводить-
ся только в тех областях, в которых мы мо-
жем добыть значительные резервы сельско-
хозяйственных продуктов и нефти. А в 05-
	‚5 октября 1941 г. Гитлер обратился к Ан-
THECKY с письмом, спещиальной целью ко-
торого являлось согласование плана 3aXBa-
а и разрушения города Одессы.
	3 приказе германского верховного глав-
Ужомандующего от 7 октября 1941 г. за
дижью подсудимого Иодля предписыва-
тхь снести с лица земли Ленинтрад и Мо-
“ay. «И для всех других городов, — гозо-
№т приказ— должно действовать правило,
о перед их занятием они должны быть
Преаращены в развалины артиллерийским
нем и воздушными налетами. Недопусти-
\ рисковать жизнью немецкого солдата для
асения русских городов от огня».
	Эти указания немецкой центральной вла“
Чи широко осуществлялись военачальни-
ками разных чинов и рангов. Так, в подпи-
“аном полковником Шитниг приказе по 512
Мецкому пехотному полку предписывалось
Трезрацать захваченные гитлеровцами райо-
Ы и области в «зону пустыни». Для того,
\10бы это злодейство дало наиболее разру-
иительные результаты, приказ подробио
“ззизает «план» уничтожения населенных
тунктов.
	“Подготовка разрушения населенных
Пуктов,— говорится в приказе, — должна
ПУизводить-я так, чтобы: а) до об’явления
6 этом у гражданского населения не воз-
\икало никаких подозрений, 6) разрушение
\ЭГло начаться сразу, одним ударом, в На-
‘наченное время... в соответствующий день
з населенных пунктах нужно особо строго
	«После столетий хныканья о защите бед-
ных и униженных наступило время, чтобы
мы решили защитить сильных против низ-
ших. Это будет одна из главных задач не-
мецкой государственной деятельности на всё
время — предупредить всеми имеющимися в
нашем распоряжении средствами дальней-
шее увеличение славянской расы. Естест-
венные инстинкты повелевают всем живым
существам не только завоевывать своих
врагов, но и уничтожать их. В прежние дни
прерогативой победителя было уничтожать
целые племена, целые народы» (см. книгу
Раушнинга «Голос разрушения», Нью-Йорк,
1940, стр. 138).
	Вы уже слышали, господа судьи, показа-
ния свидетеля Эриха фон-дер-Бах-Зелев-
ского об установках Гиммлера, данных им
в речи в.начале 1941 г.
	На вопрос представителя советского обви-
нения свидетель заявил: «В речи Гиммлера
	упоминалось, что нужно сократять число
главян на 30 миллионов человек».