Исторический документ,
воплощенный в жизнь
	ского Дальнего Востока, возвращелись ©89-
ему законному хозяину.

Соглашение трех держав утверждало со-
хранение статус кво (существующего по-
ложения) Монгольской Народной Республи-
ки. Лавнишние стремления монгользкого Ha.
рода к государственной независимости
получили международное признание.

Что касается статус кво Монгольской
Народной Республики, & также Дайрена
(порта Дальний), Порт-Артура и железных
дорог Маньчжурии, Крымекое соглашение
оговаривало дополнительное согласие китай-
ского союзника. Последнее было получено
во время советско-кнтайских переговоров в
Москве, завершивигихся подписанием Jo.
говора о Дружбе и Сотозе между СССР и Ки:
таем.

В день 8 августа, ровно через три мегя-
ца после капитуляции Германии, — точно в
срок, предусмотренный соглашением тут
держав, — Советский Союз об’явил войну
Японии. Так советское правительство пога-
зало новый блестящий пример твердого л
неуклонного выполнения своих междунари-
ных договорных обязательств.

Красная Армия нанесла врагу удар о-
крушительной силы. Она опрокинула, pax
резала на части и поставила на колени от.
борную Бвантунекую армию —— оплот япон-
ского империализма в Маньчжурии. Ta
океанских просторах действовали корабли
советского Тихоокеанского флота. Вэтупе
nue Советского Союза в войну против Япо-
нии ускорило её разгром и приблизило дол.
гожданный миг окончания мировой войны,
Уже 2 сентября Янония подписала акт о
безоговорочной капитуляции. Под ген
альным  водительством  Генералисоянуе
Сталина советский народ и Враеная Арал
ликвидировали пятно о поражения, Rompe
легло на Россию в 1904 году.

Захватив больше сорока лет назад Юх-
ный Сахалин и утвердившиеь на Куряь
ских островах, японские империалисты се.
тали свои островные базы постоянной угу
зой для советского Дальнего Востока; om
закрыли вее выходы из советеких Boy 3
Тихий окезн. Ныне Курильские острова п
Южный Сахалин стали первой линией в
ветокой обороны против возможности новы
японской агрессии. Из препятствия на п].
тях в окван они превратплиеь в срелети
прямой связи Советского Союза с ожеани
и базой обороны СССР от японских агрь-
воров.

Восстановление исторических прав (00
на Лальнем Востоке является новым све
тельством мудрости сталинской внешне
нолитики советского правительства, напри:
-  ленной к обеспечению интересов Советекот
‚  Союза и к укреплению. мира между Hay.
-   дами.

е
	В столицах трех великих держав, в Mo-
скве, Ватингтоне и Лондоне, одновременно
опубликован документ, подписанный ровно
год назад, 11 февраля 1945 года: соглатие-
ние об участии Советекого Союза в войне
против Японии. Историчеекое соглашение
скреплено подписями И. В. Сталина,
Франклина Рузвельта, Уинетона Черчилля;
оно было заключено во время Крымской
конференции трех держав. Обстоятельства
военного характера. делали невозможным
опубликование этого документа в свое вре-
мя. Но война стала пройденным этапом;
вместе с ней исчезли причины, мешавшие
отлашению документа от 11 февраля 1945
года. H ныне он опублякован в годовигину
своего подписания.

Год тому назад Союз Советских Социали-
стических Республик дал согласие на вету-
пление в войну против Япония через два
три месяца после капитуляции Германии и
окончания войны в Евроце. С6СР руковод-
ствовалея при этом высокими и благород-
ными мотивами: чувством  союзнического
долга, стремлением ускорить наступление
вееобщего мира, а также необходимостью
обеспечить евою собетвенную безопаеноеть
Ha востоке, которая на протяжении десяти-
летий постоянно находилась под угрозой
японской агрессии.

С глубоким удовлетворением” ознакоми-
лась еоветекая общественность в опублико-
ванным текстом соглашения трех держав.
Условия соглашения предусматривали вос-
становление исторических прав СССР на
Дальнем Востоке. В 1904 году японские

империалисты нагло нарушили эти права,

предательски напав на Россию. Но все те,
кто пытается поживиться за счет нашей
великой страны, в конечном эчете оказыва-
ются в проигрыше; это еще раз продемон-
стрировал плачевный опыт японских агрес-
соров.

На основании Крымекого соглалнения Со-
ветскому Союзу возвращался Южный Саха-
лин и прилегающие острова. Советский
Союз получал преимущественные права
в Дайрене (порте Дальний). Важнейшая во-
енно-морская база на Тихом океане Норт-
Артур возвращалась Советскому Союзу.
Врымекое соглашение предусматривало так-
же совместную эксплоатацию Китайзко-Вос-
точной и Южно-Маньчжурской железных
дорог на началах организации смешанного
Советско-Китайского Общества с обеспече-
нием преимушественных интересов .Совет-
ского Союза.

Особый пункт соглашения обуславливал
передачу Советекому государству Куриль-
еких островов. Таким образом, эти острова.
имеющие крупнейшее значение. для совет-

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге.
		НЮРНБЕРГ, 12 февраля. (ТАСС). Утрен-
нее заседание Трибунала 12 фезраля нача-
лось перекрестным допросом свидетеля
Паулюса. Защитник подсудимого Кейтеля
алзокат Нельте задает свидетелю ряд во-
прэсов, касающихся личного состава и по-
рядка подчиненности в верховном командо-
вании германских вооруженных сил. Пере-
ходя к допросу по существу, адвокат Нельте
спрашивает:

— Правильно ли я нонял вас вчера, когда
вы сказали, что осенью 1940 г. вам стало
	известно. о намерениях Гитлера напасть на
	Советский Союз.

— Да, — ответил Паулюс. — В.то время
уже велись приготовления к этому нападе-

Нельте: Значит, вы тогда были твердо
убеждены, что речь идет о нападении на
Советский Союз.

Паулюс: Да.

Адвокат Нельте ставит свидетелю вопрос,
	делал ли он какие-либо замечания тогдаш-
Бему главнокомандующему сухопутными с\-
	лами Браухичу и начальнику штаба верхов-
ного командозания сухопутных ©ил Галь-
	деру по поводу готовян«нцетося нападения на
Советский Союз. {
	— Я выступаю здесь в качестве ©виде-
теля, — отвечает Паулюс, — и считаю себя
в праве не отвечать на вопросы, ‘которые
	нацелены на то, чтобы обвинить меня.
	Председатель Трибунала Лоуренс, посо-
вещавигись с судьями, указывает, что сви-
детель должен ответить ча этот вопрос.

Тогда Паулюс сообщает, что по мораль-
ным и военным причинам он высказывал
тогдашнему начальнику штаба  генерал-
полковнику Гальдеру свои: сомнения по по-
воду готовящегося нападения на Советский
Союз и что Гальдер разделял эти сомнения.
		Отвечая на дальнейшие вопросы запцитни-
ка Нельте, Паулюс говорит, что в резуль-
тате чудовищной гитлеровской ‘пропаганды
и он не представлял себе того об’ема пре-
ступлений, которые заключались в развязы-
вании войны против Советского Союза.

Следующим свидетеля Паулюса допрайти-
вает защитник подсудимых Шираха и Функа
адвокат Заутер. Напомнив, Что в своих по-
казаниях свидетель Паулюс считает пре-
ступным имперское правительство, Заутер
пытается добиться у Паулюса ответа, что
подсудимые Функ и Ширах, будучи члена-
ми имперского правительства, не были по-
священы в агрессивные планы гитлеровских
заговорщиков и даже не допускались на за-
седания кабинета. Паулюс отказывается,
одчако, дать положительный отвел на этот
вопрос и заявляет, что ему ничего не извест-
но по этому поводу.
	После этого адвокат Заутер задает сви-
детелю ряд вопросов, касающихся разгрома
германской армии под Сталинградом. Отвечая
на вопросы защитника, Паулюс сообщает,
что оперативные приказы продолжать бес-
смысленное сопротивление в Сталинтраде
поступали от гитлеровского командования
вопреки его, Паулюса, протестам. Паулюс
показал также, что примерно 20 ноября
1942 г. он информировал гитлеровскую
ставку о том, что положение безнадежно и
что дальнейшее ‹сопротизление приведет к
огромному количеству челореческих жертв.

— Несмотря на это, — говорит Паулюс,—
верховное командование ответило: - капиту-
ляция исключается, 6-я армия должна дер-
жаться до последнего человека.

Вопроса о поражении немецких войск под
Сталинградом касается также защитник под-
судимого Модля адвокат Экснер.

— Вы утверждаете, — говорит он, обра-
шаясь к Наулюсу, — что Кейтель и Hons
несут ответственность за то, что катитуля-
ция немецких войск под Сталинградом
была запрещена и что это привело к траги-
ческим последствиям?
	Паулюхс отвечает, что за запрещение ка-
питуляции и за последствия этого несёт от-
ветственность верховное командование гер-
манских вооруженных сил, которое было
представлено тогда Иодлем и Кейтелем.

К микрофону подходит защитник верхов-
ного командования германских вооруженных
сил и генерального штаба адвокат Латерн-
зер. Адвокат пытается убедить свидетеля,
что план захватнического нападения на Со-
ветский Солоз возник не осенью 1940 года,
а позже. Однако, Паулюс утверждает, что
он может в деталях показать раззитие этого
плана валоть до его реализации, и что имен-
но осенью 1940 г. он был привлечен к раз-
работке этого плана.

Повторяя клевету гитлеровской пропа-
ганды, защитник Латернзер спрашивает сви-
детеля:

— Зяаете ли вы, что еще до развертыва-_
вия германских сил на восточной границе
уже стояли мошные соединения советских
войск, особенно танковые  с<оединения
в районе Белостока?

Свидетель Паулюс категорически отверг
это измышление.

Защитник Латернзер: Вы вчера’ сказали,
что в марте 1941 года в имперской канцеля-
рии имело место совещание, на котором вы
присутствовали, и Что генерал-полкозник
Гальдер в качестве оснований для нанаде-
ния на Югославию выдвигал устранение
угрозы с фланга, а также, чтобы освободить
правый фланг в случае нападения на Рос-
сто. Скажите, не привел ли Гальлер каких-
либо других причин?

Паулюс: Мне неизвестны никакие дфугие
причины.

Далее защитник Латернзер уточняет,
действительно ли нападение на Югославию
должно было прелшествовать нападению на
CCCP с тем, чтобы обеспечить фланг немен-

ких войск. Свидетель отвечает утверди-
тельно.

Защитник Фриц, представляющий интере-
сы подсудимого Фриче, старается устано-
вить, действительно ли Фриче, находясь
одно время в армии, которой командовал
свидетель, старался возражать против при-
казов, в силу которых советские военно-
пленные должны были расстреливаться.
Свидетель Паулюс “отвечает, что он не при-
поминает подобных случаев выступлений
подсудимого Фриче.

Адзокат Серватиуюс, зашищающий руково-
	нариса указание активизировать контрразве-
дывательные работы в местах сосредоточе-
ния германских войск на советско-герман-
ской границе».
	Бывший начальник первого отдела раз-
ведки и контрразведки германской армии
Пиккенброк детализирует мероприятия гер-
манской разведки в области подготовки вой-
ны против Советского Союза.
	«В марте 1941 г.,— говорит Пиккенброк,—
я был свидетелем разговора Канариса < на-
чальником отдела диверсий и саботажа —
«Абвер два» полковником Лахузен о меро-
приятиях по «плану Барбаросса». При этом
они всё время ссылались на имеющийся у
Лахузена по этому поводу письменный при-
каз. Я лично, как начальник «Абвер один»,
начиная с февраля 1941 г. и вплоть до 22
июня 1941 г., неоднократно вел деловые пе-
реговоры по «плану Барбаросса» с.началь-
ником отдела иностранных армий генераль-
ного штаба генерал-лейтенантом  Типель-
скирх и начальником отдела «Восток» пол-
ковником Кинцель. Эти разговоры касались
уточнения различных заданий «Абвер» по
Советскому Со:озу и, в частности, по пере-
проверке старых разведывательных данных
о Красной Армии, а также по уточнению
дислокации советских войск в период под-
готовки нападения на Советский Союз».

Свидетель подробно рассказывает об ор-
ганизационных мероприятиях, проведенных
германской разведкой для координации всех
разведывательных мероприятий против Со-
ветского Союза. Разведка и контрразведка
вели энергичную подготовку к войне с Со-
ветским Союзсм. На неоднократных совеща-
ниях, происходивших в феврале — мае 1941
года, присутствовал заместитель Иодля ге-
нерал Варлимонт, руководивший этой под-
готовкой. На этих совещаниях был решен
вопрос о создании частей специального на-
значения «Бранденбург 800», предназна-
ченных для диверсионной работы.
	Показание свидетеля Эрвина Штольце,
заместителя Лахузена по второму отделу
германской. военной разведки и контрразвед-
ки, раскрывает эту область подготовки.
Штольие показывает:
	«Я получил указание от Лахузена офрга-
низовать и возглавить специальную группу
под условным наименованием «А», которая
должна была заниматься подготовкой ди-
версионных актов и работой по разложению
в советском тылу в связи с намечавшимся
нападением на СССР. В качестве директи-
вы Штольце получил приказ оперативного
штаба вооруженных сил, подписанный Кей-
телем или Варлимонтом по его поручению и
Иодлем.
	«В приказе,— показывает Штольце, —
указывалось, что в целях нанесения молние-
носного удара против Советского Союза
‹Абвер два» пои проведении подрывной ра-
боты против России должен использовать
свою агентуру для разжигания националь-
ной вражды между народами Советского
Союза. Выполняя упомянутое выше указа-
ние Кейтеля и Модля, я связался с нахо-
дившимися на службе германской разведки
украинскими националистами и другими
участниками националистических фашист-
ских группировок, которых привлек для вы-
полнения поставленных выше задач. В част-
ности, мною лично было дано указание ру-
ководителям украинских националистов гер-
манским агентам Мельнику (кличка «консул
первый») и Бандере организовать сразу же
после нападения Германии на Советский
Союз провокационные выступления на УК-
раине ¢ целью подрыва ближайшего тыла
советских войск, а также для того, чтобы
убедить международное общественное мне-
ние. в происходящем якобы разложении <о-
ветского тыла. Нами были подготовлены
также специальные диверсионные группы
для подрывной деятельности в прибалтий-
ских советских республиках. Кроме того,
была подготовлена для подрывной деятель-
ности на советской территории специальная
воинская часть — учебный полк особого на-
значения «Бранденбург 800», подчиненный
непосредственно начальнику «Абвер два»
Лахузен».
	Обвинитель Зоря, указав, что разведыва-
тельной работой в Германии занималось
также ведомство Кальтенбруннера — управ-
ление имперской безопасности. и службы
безопасности, подчеркивает, что немецкие
шпионы, диверсанты и провокаторы работа-
ли рука об руку с. германскими дипломата-
ми. Кальтенбруннер душа в душу работал
с Риббентропом. Зоря оглашает письмо
Кальтенбруннера от 28 июля 1943 г. Риб-
бентропу, показывающее характер сотрул-
ничества гитлеровских гестаповцев с немец-
кими липломатами.
	«Мы, — говорится в письме, — непосред-
ственно связались с Ираном и получили со-
общение о возможности немецкого влияния
на ход выборов в иранский парламент. Для
того, чтобы оказать решающее влияние на
выборы, нужен подкуп. Для Тегерана необ-
ходимы 400 тыс. туманов, а для всего осталь-
ного Ирана, по крайней мере, 600 тысяч ту-
манов. Следует отметить, что национали-
стически настроенные иранские круги ожи-
дают вмешательства Германии. Прошу вас
сообщить мне, возможно ли получение од-
ного миллиона туманов от министерства ино-
странных дел. Переслать эти документы
можно будет с людьми, отправляемыми нами
туда самолетом».

Несколько позже сотрудничество между
Кальтенбруннером и Риббентропом было
оформлено специальным соглашением, под-
писанным обоими подсудимыми. Огласив этот
документ, обвинитель отмечает, что он пока-
	зывает, насколько трудно было разобрать-
	ся в условиях фашистской Германии, где
кончалось гестаповское ведомство Гигамлера
и начиналось иностранное ведомство под-
судимого Риббентропа. Этот документ по-
зволяет также утверждать; что под назва-
нием германских дипломатических предста-
вительств в странах, поддерживавших с
Германией нормальные дипломатические от-
ношения, в действительности работала раз-
ветвленная сеть гестапо».
	После этого обвинитель Зоря переходит
к представлению доказательств по третьему
разделу его речи «Сателлиты Германии».
Обвинитель напоминает о том, что в «плане
Барбаросса», представленном американским
обвинением, имеется второй раздел, посвя-
шенный «предполагаемым союзникам и их
задачам». Огласив этот раздел, в котором
говорится об активном участии Румынии ни
Финляндии в войне против Советского Сою-
за, обвинитель цитирует так называемый
«временный план Барбаросса», являющийся
по сути дела календарным планом приго-
товлений к напалению на Советский Союз.
	Обвинитель напоминает Трибуналу пока-
зание свидетеля Паулюса о том, что подго-
товка партнеров Германии к войне против
СССР, в частности Румынии, началась еще
в сентябре 1940 года. Это показание под-
тверждается личной записью Мона Антоне-
ску, найденной в его архивах, захваченных
частями Красной Афрмии.
	Оглашением этой записи закрывается ве-
чеонее заседание Трибунала 11  февраля.
	круги в решение вопросов, принимавнихея
лично Гитлером? Не принимал ли Гитлер
свои решения через голову правительства?

Паулюс: Я по своему положению в ген-
штабе не мот судить и знать о государ-
ственном руководстве и как в правитель-
стве принимались решения. Но я должен
сказать, что если глава государства, в дан-
ном случае Гитлер, с его обычной жесто-
костью и семовластностью, пытался назязы-
вать свою волю, то правительство не должно
было мириться с этим и предоставлять Гит-
леру свободу действий: Оно должно было
вмешизаться в ход событий и принимать не-
обходимые меры. И это нужно было делать
самое позднее тогда, когда для всего мира
уже стало очевидно, что этот глава прази-
тельства является безумным преступником,
	Защитник Риббентропа адвокат Горн
спрашивает свидетеля, как он пытался пре-
дупредить немецкий народ о грозящей ему
спасности и гибели. Паулюс отвечает, что
он имел возможность говорить < немецким
народом по радио и раз’яснять ему не толь-
ко создавшееся военное положение, но и
события 29 июля. Мы, говорит свидетель,
считали своим долгом дать раз’яснения не-
мецкому народу о грозящей ему гибели.

Председатель Трибунала указывает за-

шитнику, что мысли и действия свидетеля,
как военнопленного. не относятся к делу.-
	После представителей зашиты свидетелю
задали несколько вопросов судьи Биддл,
Лоуренс и Никитченко. Вслед за этим пред-
ставитель советского обвинения т. Зоря
приступает к пред’явлению документальных
доказательств по разделу обвинения «Аг-
рессия против СССР». Для установления
взаимоотношений Германии с её сателлитами
в агрессии против Советского Союза обви-
нитель цитирует показания. бывшего марша-
ла Румынии Иона Антонеску. «На всём поо-
тяжении своего пребывания у власти в Ру-
мынии, показывал Ион Антонеску. я прово-
дил политику укрепления связи с Германией
и пользовался её помощью в деле переобу-
чения и перевооружения румынской армии».

На совещании Антонеску с Гитлером было
условлено, что Германия будет вести работу
через военную миссию по перестройке ру-
мынской армич по неменкому образцу, а
также будет поставлять в Румынию самоле-
ты, танки, тракторы, зенитную и протизотан-
ковую артиллерию, автоматы и другое во-
оружение, получая взамен из Румынии хлеб
и бензин для нужи германской армии.

На поставленный Антонеску на следствии
вопрос — можно ли рассматривать беседу <
Гитлером как начало сговора Румынии с
немцами в подготовке войны против Совет-
ского Союза — Антонеску ответил утеерди-
тельно.
	Далее в показаниях Антонеску говорится:
«В январе 1941 г. через германского посла в
Румынии Фабрициуса я был приглашен в
Германию и имел в Берхтесгадене вторую
встречу с Гитлером, на которой присутство-
вали Риббентроп, Фабрициус и вновь назна-
ченный германский посол в Бухаресте Кил-
	лингер. Кроме них, присутствовали также
	представители германских вооруженных
сил — фельдмаршал Кейтель и генерал-пол-
ковник Иодль.

В начале беседы- Гитлер, представляя
мне Киллингера, подчеркнул, что последний
является его ближайшим другом. После это-
го Гитлер, характеризуя военное положение
на Балканах, заявил, что в связи. с неудачами
итальянцев в войне с Грецией Муссолини
обратился к нему за помощью и такую тю-
мощь он, Гитлер, намерен оказать Италии.
В связи с этим Гитлер просил меня пропу-
стить через Румынию сосредоточенные на
территории Венгрии германские войска для
того, чтобы они могли оказать быструю по-
мошь итальянцам».
	«Моя третья встреча с Гитлером, —гово-
рится в показаниях Антонеску, — состоялась
в мае 1941 года в Мюнхене. На этой встре-
че, кроме нас, присутствовали Риббентроп
ня личный переводчик Гитлера Шмидт. Мы
уже окончательно договорились о совмест-
ном нападении на Советский Союз. Гитлер
сообщил мне, что им принято решение о
военном нападении на Советский Союз. Под-
готовив это нападение, говорил Гитлер, мы
должны осуществить его неожиданно на
всем протяжении границ Советского Союза
от Черного до Балтийского морей. Неожи-
данность военного нападения, продолжал да-
лее Гитлер, даст Германия и Румынии воз-
можность в короткий срок ликвидировать
одного из самых опасных наших противни-
ков.
	Исходя из своих военных планов, Гитлер
предложил мне предоставить территорию
Румынии для сосредоточения германских
войск и наряду с этим принять непосред-
ственное участие в осуществлении военного
нападения на Советский Союз. Гитлер под-
черкнул, что Румыния не должна стоять вне
этой войны, так как для возвращения Бес-
сарабии и Северной Буковины она не имеет
иного пути, как только воевать на стороне
Германии. При этом он указал, что за нашу
помощь в войне Румыния сможет оккунирс-
вать и администрировать и другие советские
территории вплоть до Днепра.

Так как предложение Гитлера о совмест-
ном начале войны против`СССР соответство-
вало моим агрессивным намерениям, я заявил
о своем согласии принять участие в нападе-
нии на Советский Союз и обязался предоста-
вить необходимое количество румынских
войск. и одновременно увеличить поставки
нефти и продуктов сельского хозяйства для
нужд германской армин. Перед тем, как
мною и Гитлером было принято решение о
нападении на Россию, я спросил у Гитлера,
	есть ли какая-либо договоренность с Вен-
грией относительно её участия в войне. Гит-
лер ответил, что венгры уже дали своё со-
гласие участвовать в союзе с Германией в
войне против СССР. Когда именно немцы
договорились об этом с венграми, Гитлер мне
не сказал. Возвратившись из Мюнхена в Бу-
харест, я начал цеятельную подготовку к
предстоящей войне... После вторжения на
созетскую территорию румынские войска,
	BEI CTV THO Hat $ т Находившиеся под моим главным командо-
	ванием, оказали немцам болыную помощь,
в связи с чем Гитлер прислал на мое имя
письмо с выражением благодарности мне и
	Процитировав показания бывшего вице-
премьер-министра румынского празитель-
	Утреннее заседание 12 февраля
	приняло германское верховное командова-
ние, чтобы скрыть подготовку к этому на-
падению. В частности, гитлеровское коман-
дование сознательно пошло на жертвы сре-
ди пограничных войск, которые даже не бы-
ли предупреждены о начале военных опе-
раций.

«Все эти мероприятия говорят о том, —
заявляет свидетель, — что здесь речь идет
с преступном замысле и преступном напа-
лении»,
	‚ Руденко: Как вы определяете цели напа-
дения Германии на Советский Союз?

Паулюс: Достижение линии Волги пре-
вышало. силы и способности германской ар-
мии, но эта цель характеризует захватни-
ческую политику нацистского государства.
Экономически это означало бы обладание
важнейшими источниками ресурсов, полез-
ными ископаемыми, включая нефтяные
источники Кавказа, а также овладение про-
мышленными центрами России и централь-
ной транспортной сетью. Насколько это со-
ответствовало стремлениям Гитлера, можно
судить по тому примеру, который я знаю.
лично. 2 июня 1942 г. на совещании коман-
дующих армейской группой юга Гитлер за-
явил: «Если я не получу нефть Майкопа и
Грозного, я должен покончить с этой вой-
ной». Все экономические и адмннистратив-
ные организации для эксплоатации совет-
ских территорий были созданы еще до на-
чала войны. Обобщая, я хотел бы сказать:
указанные цели‘ означали завоевание с
целью колонизации русских территорий и
эксплоатации русских ресурсов, которые
должны были дать немцам возможность за-
вершить войну на западе с той целью, что-
бы установить господство Германии в Ев-
ропе.
	Руденко: Кто из подсудимых являлся ак-
тивным участником в развязывании агрес-
сивной войны против Советского Союза?

Паулюс: Из числа подсудимых, насколь-
ко я их здесь вижу, я хочу назвать следую-
щих важнейших советников Гитлера, а
именно: начальника верховного командова-
ния вооруженных сил Германии Кейтеля,
начальника оперативного штаба Иодля и
Геринга, главного фельдмаршала, главно-
командующего военно-воздушными силами
и уполномоченного по вопросам вооружения.
	Руденко: Правильно Ли я заключил из
ваших показаний, что еще задолго до
22 июня 1941 г. гитлеровское правитель-
ство и верховное главное командование пла-
нировало агрессивную войну против Совет-
ского Союза с целью колонизации террито-
рий Советского Союза?

Паулюс: Для меня в этом не существует
никаких сомнений.

После окончания допроса Паулюса Глав-
ным обвинителем от СССР председатель-
ствующий предлагает обвинителям и’ за-
щитникам задавать вопросы. Представители
французского, английского и американского
обвинения заявили, что они вопросов не
имеют. Защита стала ходатайствовать раз-
решить им подвергнуть свидетеля перекрест-
ному допросу завтра, поскольку ни один за-
щитник не был готов допрашивать его се-
годня. Суд удовлетворил ходатайство за-
щиты. Слово было предоставлено обвини-
телю от Советского Союза Зоря.
	Обвинитель Зоря напоминает Трибуналу
о показаниях, данных Трибуналу 30 ноября
1945 г. свидетелем Лахузен, который, ме-
жду прочим, перечисляя сотрудников на-
чальника германской разведки и контрраз-
ведки адмирала Канариса, назвал фамилию
Пиккенброка. Генерал-лейтенант герман-
ской армии Ганс Пиккенброк, попавший в
плен, дал 12 декабря 1945 г. в Москве по-
казания, которые разоблачают агрессивные
планы гитлеровской Германии в отношении
Советского Союза. Пиккенброк показал,
что «Уже с августа—сентября 1940 г. со
стороны отдела иностранных армий геншта-
ба стали значительно увеличиваться разве-
дывательные задания «Абверу» (германская
военная разведка) по СССР. Эти задания,
безусловно, былн связаны с подготовкой
войны прстив СССР. О более точных сро-
ках нападения Германии на СССР мне ста-
ло известно в январе 1941 г. от Канариса.
Каким источником пользовался Канарис, я
не знаю, однако он сообщил мне, что напа-
дение на Советский Союз назначено на
15 мая».
	Показания начальника 3-го отдела гер-
манской военной контрразведки генерал-
лейтенанта Франца фон Бентивеньн, также
попавшего в плен, подтверждают, что Гер-
мания начала готовиться к нападению на
Советский Союз еще летом 1940 г.
	<О подготовке Германией военного напа-
дения на Советский Союз,— показал Бенти-
веньи 28 декабря 1945 г.,— впервые я узнал
в августе 1940 г. от руководителя герман-
ской разведки и контрразведки. адмирала
Канариса. `В неофициальной беседе, ‘про-
исходившей в служебном кабинете Кана-
риса, он сообщил мне, что Гитлер присту-
пил к проведению мероприятий для осу-
ществления похода на Восток, о котором OH
об’явил еще в 1938 году в своем высту-
плении на берлинском совещании гаулей-
теров».

Приведя эти показания членов верхушки
германского генералитета, Зоря цитирует
далее показания генерала Мюллер. Мюллер
показал:
	«Подготовка-к нападению на Советский
Союз началась еше в июле 1940 года». В
качестве иллюстрации к этому заявлению
Мюллер. ссылается на. переброски армей-
ских штабов из Франции на территорию
Германии для формирования новых армий.
	Обвинитель ссылается на показание сви-
детеля НПаулюса о том, что начатая в ав-
густе 1940 г: разработка предварительного
плана «Барбаросса» закончилась проведе-
нием двух военных игр под руководетвом
Паулюса в штабе германской армин в Цос-
сене. Свидетель Мюллер подтверждает, что
подобная военная игра проводилась в ян-
варе 1941 года в Сен-Жермене, около Па-
рижа, в армейской группировке Рундштедта.
Этой игрой руководил начальник штаба‘ ар-
мейской группировки. Задачей игры была
разработка наступления на Советский
Союз с территории Румынии и Южной
Польши в направлении на Киев. Игра ве-
лась с расчетом на ‘участие румынских
войск. На игре присутствовали: Рундштедт,
начальник генштаба армии Гальдер, на-
чальники штабов 6-й и 11-й армий, началь-
ник штаба танковой группы Клейста и др.
	Резюмируя показания о подготовитель-
ных мероприятиях Германии к нападению
на Советский Союз, обвинитель заключает:
«По времени эти мероприятия охватили зна-
чительную часть 1940 года и начались по
крайней мере за 6 месяцев до появления на
свет директивы №`21 о варианте «Bap6a-
росса».
	Обвинитель отмечает далее, что «активи-
зация работы разведывательных органов
протиз Советского Союза началась, в авгу-
сте 1940 г.». Свидетель Бентивеньн показал:
«Еще в ноябре 1940 года я получил от. Ка-
		Обращение краевего народе о-ссвободительного немитета
Словенсксго примозья и Триеста к Генеральной Ассамблее

общим приказом № 11 упразднила вародную
власть народно-освободительных комитет»
и поставила на её место представителей вла
сти, которые не пользуются доверием Ae
рода».

Отметив, что краевой народно-освободи-
тельный комитет во многих случаях и устю
и пуем посылки протестов военной адуянт
страции, а также меморандумов правитель
ствам Великобритании и США обращал в!
мание на сложившуюся невыносимую 0бзте:
новку, комитет в своей резолюции заявляет:

«Но все меморандумы, протесты и предл
жения оказались безуспешными. Таким 05.
разом, в нашем ‘крае создалось тяжелое, я
выносимое положение; которое не TOME
не ведет к умиротворению душ и укрех:
нию услозий развития демократии, но, #*
оборот, усиливает недоверие и недовольст®.
И 6=з того тяжелое экономическое положе
ние всё больше ухудшается и создает серь
езные прелятствия для установления покое
ствия и для разрешения проблем мирной <
вместной жизни народа на этой территорий,
Народ Словенского приморья и Три
принеситий столь большие жертвы за обще
союзное дело и за свободу, шлет Генерал
вой Ассамблее организации  Об’единенны
наций сзои приветствия с уверенностью, т.
принципы Атлантической хартии о само .
ределении народов и основные принцилы №
мократии будут узажаться и что народ Сл”.

венского приморья и Триеста сможет TOE

устранения указанных обстоятельств Bor
пользоваться плодами победы над фашизи
и всеми завоеваниями народно-освободител
ной борьбы. Народ Словенского приморы
и Триеста узерен, что работа организа
Об’единенных наций принесет пользу вс
прогрессизному демократическому миру, #
также и населению Словенского приморья?
Триеста, которое так много перестрадал
Народ Словенского приморья и Триеста 03
бочен тяжелым положением, в котором BH
ходится население этой территории Berl
ствие отсутствия всякого интереса и вет!
нятия мер со стороны администрация в 0
исшенин снабжения этой территории».
	Приезд в Ленинград
торговой делегации МНР
	ЛЕНИНГРАД, 12 февраля. (ТАСС). (а
дня из Москгы в Ленинград прибыла 1%
говая делегация Монгольской Народ
Республики во главе с заместителем пре!
ёр-министра республики г-ном Лубсанох
Делегация пробудет в городе несколь®
дней, ознакомится < его достопримечатет
ностями, историческими и архитектурный,
памятниками.

Сегодня делегация совершила экскур®
по городу, побывала на его центральны
магистралях и площадях. Вечером ТИ
присутствовали на спектакле «Риголетто ?
Малом оперном театре.
	ST
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

(Назало утренних спектаклей в 12 час. де“
вечерних — в 7 час. 30 мии. вечера). re-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ TEA
бахчисарайский фонтан, ето.
ФИЛИАЛ БОЛЬНОГО ТЕАТРА — Риго
ТОС. МАЛЫЙ ТЕАТР — Болки и овцы. 1H
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — Стакан ae)
МХАТ СССР имени ГОРЬКОГО — Царь
Нозннович. -
.ФИЛИАЛ МХАТ — Пиввиккский HANG, ae
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АР
Учитель таннев.

ot enh
	ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА — В
годняя ночь (премьера). выл
ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР — Цвей кувилт°
ТЕАТР имени ЛЕНИНСКОГО КОМСОМ02:
Семья Ферелли теряет покой. МЕ:
МУЗ. ТЕАТР им. СТАНИСЛАВСКОГО и Н
РОВИЧА-ДАНЧЕНКОВиндзозские проазяя
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — Дама-невидихка.
МОСК. ТЕАТР ЛРАМЫ — Круг, oe
	БЕЛГРАД, 10 фезраля. (ТАСС). Пленум
краевого народно-освободительнсго комите-
та Слозенского приморья и Триеста напра-
вил в адрес Генеральной Ассамблеи органч-
зации Об’единенных наций резолюцию, в ко-
торой приветствует организацию Об’единен-
ных наций как инструмент мира и гарантию
полного уничтежения фашизма.

«Hapog Словенского приморья и Трие-
ста, говорится в резолюции, —принесший в
этой войне протиз фанизма за общесоюзное
дело в братском содружестве словенцев в
итальянцев огромные материальные и чело-
веческие жертвы, всё еще находится в со-
стоянии борьбы < остатками фашизма, всё
еще не достиг желанной свободы и мира.
Emé + po время народно-освободительной
борьбы были почти во всех приморских рай-
онах путем свободных выборов избраны на-
родно-освободительные комитеты, которые
© окончанием войны были пополнены новыми
членами. Эти комитеты представляли <обой
цемократическую наролную власть в этом
крае. В качестве высшего предстазителя
этой власти огромным большинством словен-
ского и итальянского населения был избран
краевой народно-освободительный комигет
Словенского приморья и Триеста.

Со дня принятия власти в зоне оккупаци-
онной военной администранией на себя, то-
есть с 12 июня 1945 года, краевой народно-
освободительный комитет стремился и не-
однократно высказывал готовность к искрен-
нему сотрудничеству на демократической ба-
зе. В пределах возможности он практически
осуществлял это сотрудничество. Но одно-
временно краевой народно-освободительный
комитет противился етведению положения,
существовавшего ло 8 сентября 1943 года, в
соответствии < чем наш край должен был
стать составной частью побежденной Ита-
лии, Комитет полагал, что народная власть
народно-освободительных комитетов и`их уч-
реждений будет уважаться. Олнако оккупа-
ционная военная администрация, хотя и вы-
разила готовность к сотрудничеству, ликви-
дировала наши учреждения, в том числе на-
родную защиту и народные суды, и, наконец,
	19-е заседание Контрольного ссвета
в Германии
	БЕРЛИН, 11 февраля. (ТАСС). 11 февраля
в Берлине состоялось очередное заседание
Контрольного совета под председательством
генерала Кениг. На заседании присутство-
вали: маршал Жуков, тенерал Макнерни,
адмирал Бэрроу. Контрольный совет утвер-
дил следующие законы: закон № 12 — об
изменениях законов о подоходном налсге,
налоге на корпорации и налоге на сверх-
прибыль; закон № 13 — об изменениях по-
	имуществезного налога; закон № 14 — об
изменениях нглога на автомашины; закон
№ 15 9б изменении закона о налоге
С оба.
	Самое крупное наводнение
в истории Англии

ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Лондоп-
ское радио сообщает, что наводнение, охва-
тившее треть всей территории Англни, по-
шло на убыль, и телерь обнаружились сле-
ды разрушенных домов и трупы домашних
животных. Во многих местах это было са-
мым крупным наволднением в истории
Англии. В Уэльсе ряд городов остался без
газа. Жители затопленных подвальных эта-
жей остались без крова и пин.
	Организатор «смертного марша»
ка Филиппинах пригозерен к расстрелу

к
	ЛОНДОН, 12 февраля. (ТАСС). Лондън.
	ское радио сообщает, что вчера в Маниле
(Филиппины) был приговорен к расстрелу по
обвинению в военных преступлениях `быв-
ший японский командующий на  Филиппинах
генерал Хомма. Хомма признан ответствен-
ным за организацию «смертного марша» на
Батаане, во время которого погибло 16.009
		Па
		блок;
		BAN
TOHO}

<.
	ляший состав гитлеровской партии, задает   ПИСЬМО с выражениоми
несколько вопросов свидетелю, касающихся   Румынской армии».
	руководства партии и того, поддержевал ли
руководящий состав партии Гитлера. Пред-
седатель, прервав защитника, заявляет, что
свидетель не сзязан с обвичением полити-
	седатель, прервав защитника, заявляет, что   ства Михая Антонеску о планах нападения
	на СССР. обвинитель указывает, что пока-
	ческого руководства гитлеровской партии и   зания свидетеля Паулюса, Иона Антонеску
	ни Михая Антонеску дают основание совет-
скому обвинению утверждать, что решение
	силу этого его не следует подвергать
допросу по этому поводу.
	Защитник Кубушек, защишающий импер-   о направлении в Румынию военной миссии
	ское правительство, своими вопросами ста-
раясь преуменьшить вину членов гитлеров-
ского правительства, пытается из показаний
свидетеля Паулюса сделать вывод, что Гит-
лер своими личными фешениями проводил
агрессивные планы, минуя рукозодяикий со-
став правительства.

Защитник Кубушек спрашивает: Былн ли
втянуты широкие политические и военные

германского генерального штаба для реор-
ганизации румынской армии в целях подго-
товки к нападению на СССР было принято
не позднее сентября 1940 года, т. е. не менее
цем за 9 месяцев до нападения на СССР. В
ноябре того. же года были полностью раз-
вернуты военные приготовления Румынии.

На этом закончилось утренчее заседание
Трибунала.
	EI EE owen sh 48 RAS SSF.

чее заседание американских и филиппинских всенноплен- я a ‚ МОССОВЕТА — АЯ ™
ABIX. a ; Ra
ТЕАТР им. М. Н. ЕРМОЛОВОЙ—Дети с02%

но& жизиг —Д 3-35-42; Пропагакды — Д 3-33-85:
—Д 3-36-27; Сехретарнат — Д 3-15-64; Стдел oF О охова ственного. van I 3- 10-€5; Bromosraaecnoro — sab

3-39-85 и Д 3-38-00; Экспедиция —_Д 3-34-12. 222
ее В ОО В Ра

Изд. № 78. LS

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. 40. Ленинградское шоссе, улица «Празды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-63; Партийн‹
Л 3-36-82; Иностранного—Д 3-37-50; Писем—Д 3-15-69; Местной сети--Д 3-15-47; Информации — Д 3-15-86; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Воснного—Д 3-37-63; Обзоров печати--
ААА А/— ААА А ЭЭЭ’ —— ——А.. Ад о5о5кдкдд—д—д—ддц_дод_д_д_ккдБкддБдЫЭЗ—з—м—

Тилогразия газеты «Поавра» имени Сталина,