ПРАВДА
	1. МАРТА 1948 г., № 61 (10302)

Выполнение государственного
хозяйственного плана Югоолави
В 1947 году
	БЕЛГРАД, 29 февраля. (ТАСС). `В ры.
граде опубликовано сообщение плановой зо.
миссии о выполнении государственного 10.
зяйственного плана за 1947 г. В целом то.
зяйственный план республики выполнен ва
101,7 процента, в том числе: промышае.
ное производство — на 106,0 процентов,
сельское хозяйство — 97. процентов, ла,
ная промышленность и лесное хозяйств
95 процентов, транспорт — 104,3 процев.
Ta, капиталовложения в новое строите.
ство — 98,3 процента.
	—о—-
_ Шахматный
чемпионат мира
	Сегодня в Гааго открывается матч-ту
на звание чемпиона мира по шахматах
За шахматной доской встретатея пять Ie.
тендентов на это высокое звание, в т
числе три представителя Советского (он
В беседе с корреспондентом «Правды» внщь
президент Международной шахматной феть
рации (ФИДЭ) гроссмейстер. тов. В. В. ра.
гозин сообщил:

— В соревновании примут участие со.
ветские гроссмейстеры — чемпион (CP
Павел Керес, Михаил Ботвинник, п Васити
	Смыелов, экс-чемпион мира тголлавскй о
	гроссмейстер Макс Эйве и американски
гроссмейстер Самуил Решевекай. Пре
полагалось, что звание чемпиона утра
будет оспаривать также Рубен Файн. (ди.
KO этот американский гроссмейстер зан
недавно о своем отказе от учаетия в пре:
стоящей встрече сильнейших шахматист,
Каждый из участников начинающему
матч-турнира известен своими выдающих.
ся успехами на международной зрене,
	заслуженную славу приобрел советки
		гросомейстер М, М. Ботвинник. Мнотокри.
ный победитель турняров нд первенету
	СОСР, он уверенно завоевывал также пе.
			вые места в крупнейших междунатодныт
соревнованиях, оставляя позади себя tary
корифеев шахматного искусства, как Аль
хин, Вапабланка и Ласкер. Ботвивник бы
победителем международных  турниив в
Ленинграде, Москве, Ноттинтеме, Гронунг.
не. Новым его триумфом закончился пу
дившийся недавно в Москве турнир сламь
ских стран памяти Чигорина,.

Шахматистом мирового класса в м
проявлял себя и чемпион СССР гри
стер П. П. Керее. Шахматная общестия.
ность хоропю помнит ето блестящие пой.
ды на международных турнирах в Амте
даме и Зоммеринге, где он оставил ки
себя и Алехина и Капабланку. В 1940 п.
ду Керес в блестящем стиле выиграл зач
У Эйве. В прошлом году он занял первые
места в двух крупнейших состязаниях 6
ветских шахматистов, тле участвовали в
сильнейшие гроссмейстеры, за исключень
ем Ботвинника.

Восходящей звездой шахматном xm
справедливо называют советекого проси:
	стера В. В. Смыслова. Ето игра отличает
глубоким знанием теории, смелостью, H-
LN3ZHOH и изобретательностет_
	BUZHOH и изобретательностью.

Самуил Решевский — сильнейший паг
матист Соединенных Штатов Америки,

Голландский гросемейстер доктор №
Эйве являетея единственным пз участи:
ков матч-турнира, кто уже однажды вк.
звание чемпиона мира, выиграв в 1935 1
ду матч у Алехина. Однако спустя spa пи
он потерял звание чемпиона мира в мат _
реванше. Алехин умер в марте 1946 то,
и © тех пор шахматный мир осталя ®
чемпиона.

По существовавшей традиции первевсти

мира разыгрывалось в матчах, в коми
против чемпиона мира выступал в ми.
борстве его соперник.

Первый официальный матч на пере
ство мира был проведен в 1886 году мл
В. Стейницом и И. Цукертортом, Матч зы
чграл Стейниц. Главным сопервиком (1
ница был велякий русский maxyanit
М. И. Чигорин. Можно напомнить, напуе
мер, что в серьезнейшем  соревновани
по телеграфу, где требовзлось особенно в
сокое мастерство, Чигорин выиграл у (1
ница обе партии матча. Слейниц был 1
пионом мира до 1894 года, когда пот
пел поражение от Эм. Ласкера.

Это звание Ласкер носил более четв
века—вплоть до 1921 года, до ветре
кубинским шахматистом Х, Р. Капабие
ROH, закончившейся поражением Jacrep

В 1927 году звание чемпиона №703 1
решло к Алехину, одержавшему в ву
женной борьбе победу над Капабланкй,

В 1935 году Алехин © незначительных
результатом (151%: 14%) пропгры в
	Эйве, но уже в `1937 году вернул вии
	чемпиона мира обратно.
Первая часть турнира играется 8 Tor
ландии, вторая — в Москве.
будет крупнейшим событием паг.

матной жизни всего мира. Несоувенн,
партии предстоящего чемпионата BACT
много ценного в теорию шахматного Kt
кусства. Несомненно также, что предетоящи
‘чемпионат мира будет способствовать 181
нейшему развитию шахмат в (Совету.
Союзе — в стране, где это искусств о
годы советской власти получило пиирозай
щую популярность в народных м0. =
ИИ Ен анинаиипипанинненениннны я
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

(Начало спектаклей в 7 ч. 30 м, Bev?!
	МХАТ СССР — Дядя Ваня.
ФИЛИАЛ МХАТ — Идеальный мух. 1-
а Т-Р им. МОССОВЕТА (пл. Куравлева,
телло.
1 ГОС. КАМЕРНЫЙ Т-Р—Судьба Реджинатьй
эвиса. в
Т-Р им. ЕРМОЛОВОЙ — Укрощение 5
теля.
ЦЕНТР. Т-Р КР. АРМИИ — Давным-дав ;
ЦЕНТР. Т-Р ТРАНСПОРТА — Коварство
овь.
T-P ОПЕРЕТТЫ -- Вольный ветер.
МОСК. Т-Р ДРАМЫ и КОМЕДИИ — Ка?
ская старина,

МООК. ДРАМ. Т.Р — Поздняя от вазы
ЦЫГАНОКИЙ Т-Р «РОМЭН» — Кр
свадьба. =

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА щи
сегодня юбилейное представление, по om
ное Б0-летию артистической деятельное
служенного артиста РОФОР Н, А. Ник
Начало в 8 час. вечера.

АТО действовал
3 СПИНОЙ чехословацких
заговорщиков
	ПРАГА, 29 февраля. (ТАСС). Газета
«Руде право» поместила статью Андрэ Си-
мона 0 недавних событиях в Чехословакии.

Теперь стало ясно, пишет Андрэ Симон,
что за границей были три центра конепира-
ции: один группировалея вокруг Вильяма
Буллита — бывшего американского посла в
Москве и Париже, поддерживающего тесней-
ший контакт с предателями, бежавшими из
Восточной Европы; второй затоворщический
центр возглавлялея одним дипломатом, ак-
кредитованным в Риме, который теено свя-
зан с одной крупнейшей в мире банковской
корпорацией, и всем известны его дружеские
связи со слованкям военным преступником
Дурчанским; третий конспиративный центр
находится в Лондоне, где каждый план,
цаправленный против народной демократии,
паходит поддержку не только со’ стороны
Уинстона Черчилля и его «Комитета 0б’-
единенной Европы», но также и со стороны
видпых деятелей лейбориетской партии.

Когда была услановлена дата созыва
англо-змерикано-французской конференции
в Лондоне по германскому вопросу, ино-
странная и внутренняя реажция пришла к
соглашению о том, что переворот в Чехосло-
вакии должен быть проведен до окончания
этой конференции, пишет Андрэ Симон.

Реакция опасалась, что чехи и словаки
будут глубоко обеспокоены конференцией,
которая благоприятствует возрождению гер-
манской угрозы, и это ослабит влияние
чехословацкей — народно-социалистической
партии, которая открыто поддерживала мя-
тежные планы’ реакции.

Близкие к Буллиту круги утверждали,
что правительство Готвальда падет даже до
того, как будут закончены переговоры о
Тризонии, указывает Андрэ Симон. Во второй
половине февраля в Лондоне, Вашингтоне и
Париже усилились слухи о предстоящем па-
дении правительства Готвальда. Одному ла-
тино-американскому дипломату в Праге
его министерство иностранных дел сообщи-
ло, что высокие круги в. Вашингтоне заин-
тересованы в падении Готвальда и установ-
лении антикоммунистического режима в
Чехословакии.
	«Дейли мейл» о предполагаемом
военном договоре США, Англии,
Франции, Бельгии и Голландии
	ЛОНДОН, 29 февраля. (ТАСС). Во вче-
рашнем вечернем выпуске «Дейли мейл»
на самом видном месте опубликовано с0об-
щение ее нью-йоркского корреспондента,

Корреспондент пишет, что США разраэба-
тывают сейчас летали «оборонительного»
договора, который они хотят заключить с
Англией, Францией, Бельгией и Голландией.
Как указывает корреспондент, госудазствен-
ный департамент сейчас склонен считать,
что «план Маршалла» — недостаточно
сильное средство.

Корреспондент пишет, что «новый договор
по содержанию почти не отличается от того,
который был предложен Бевином западно-
европейским странам», разница лишь та,
что теперь к нему присоединится Америкд.

Корреспондент добавляет, что формальное
предложение о заключении пакта будет от-
ложено до того, как Трумэн вернется в
Вашинттон из отпуска, который он проводит
во Флориде.
	Преследование
прогрессивных газет
	в Буэнос-Айресе
	НЬЮ-ИОРВ, 28 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает корреспондент атентетвь Ассошиэй-
Tex Пресс из Буэнос-Айреса, муниципаль-
ные власти закрыли типографию, в которой
печаталиеь 12 прогрессивных газет на ела-
вяноких языках © ежедневным тиражом бо-
лее 100 тысяч экземпляров. Городские вла-
сти в качестве мотива своих незаконных
действий выставляют то, что при строи-
тельстве типографии были якобы нарупе-
ны строительные правила. Раскрывая ис-
тинную причину реакционных действий: му-
ниципальных властей Буэнос-Айреса, кор-
респондент сообщает, что эти газеты в по-
следний год проявляли доброжелательное
отношение к Советскому Союзу.

Кав здесь стало известно, руководители
типографии и славякокие организации неод-
нократно обращались в муниципалитет и
полицию, но всюду вотречались либо с изде-
вательским предложением начать формаль-
ную тяжбу с муниципалитетом, либо © пря-
мым отказом. Один пз чиновников полиции
с циничной откровенностью заявил: «Еели
вы думаете, что вам удастся добиться от-
крытия типографии, то вы глубоко оттибае-
тесь».

В то же время, по свадетельству лиц,
приезжающих из Буэнос-Айреса, там ©
каждым днем увеличивается число резжцн-
онных газет на русском и увраинеком язы-
ках, как издаваемых на месте, так и засы-
лаемых из США п западных зон Германии
и велущих клеветничеекую кампанию 1D0-
тив Советского Союза и стран новой демо-
кратии,
	‚ Праздник нобедь.
народной демократии
	Мощная манифестация чехословацкого крестьянства
	ПРАГА, 29 февраля. (ТАСС). Свыше
100.000 крестьян, в том числе делегаты
с’езда представителей крестьянских комис-
сий из, сел и деревень Чехословакии, собра-
лись сегодня Ha Ваплавской площади в
Прале.

Это была еше невиланная в истории Че-
хословакии манифестация крестьян, мани-
фестация победившей демократии, единства
рабочего класеа и крестьянства. На этом на-
родном собрании в качестве гостей присут-
ствовали делегаты пленума общеславянско-
го комитета и в их числе Масларич и Гун-
доров.

Врестьяне пришли Ha манифестацию
празднично одетыми, в бодром, приподнятом
настроении, © оркестрами и песнями.

На многочисленных транспарантах были
написаны лозунги: «Да здравствует наш
Клемент Готвальд!», «Ла здравствует новое
правительство Готвальда!», «Да здравствует
наш лучший друг ® союзник — Советский
(0ю3!», «Ла здравствует министр земледе-
лия Дюриш!». Бурными овациями и возгла-
сами «ура» участники манифестации встре-
чали появление нз трибуне членов нового
чехословацкого правительства во главе ©
Готвальдом и представителей братских сла-
вянских народов-—делегалов пленума Обще-
славянокого комитета.

Прималор Праги доктор Вацек привет-
ствовал участников манифестации — кре-
стьян и крестьянок Чехословацкой реслтуб-
лики — от имени населения столицы,

Затем слово было предоставлено премьер-
министру Готвальту. Буря возгласов и при-
ветствий по его адресу долго не позволяла
ему начать свою речь. «В эти исторические
дни,— сказал Готвальд,— трудящиеся на-
шей республики одержали крупнейшую
победу над силами реакции. Они продемон-
стрировали исключительную сплоченность
своих рядов и непреоборимую силу народной
демократии. Сетодняшняя манифестация
знаменательна тем, что она © новой силой
показывает, что основные слои нашего на-
рода — рабочие и крестьяне — идут вместе
рука об руку, одним путем к единой цели —
социализму. Ham лозунг — рабочий за кре-
стьянина, крестьянин за рабочего — в этом
главная гарантия всех будущих успехов».

Под бурные овации Готвальд заверил уча-
стников манифестации, что все справедли-
вые требования крестьян, каю и требования
с’езда представителей заводеких советов и
профсоюзных ортанизаций, новым прави-
тельством и Национальным фронтом будут
выполнены в кратчайший срок.

Выступивший министр национальной 060-
роны генерал Свобода заверил крестьян, что
чехословацкая армия была и остается вер-
ной своему народу и народно-демократиче-
скому режиму в вместе со своими союзни-
	ками и прежде всего великим Советским
Союзом готова защитить республику от на-
паления любого врага.

Бурными возгласами — «Да здравствует
чехословацкая армия!», «Да здравствует на-
ша освободительница — Советская Армия й
Генералиееимуе Сталин!» — встретили уча-
стники манифестации заключительные ©ло-
ва генерала Свободы.

От имени Общеславянского комитета уча-
стников манифестации приветствовал гене-
рал Масларич. Горячей овацией и возгла-
сами «Дэ» здравствует дружба славянских
народов!», «Да здравствует новая демокра-
тическая Ютославия!», «Да здравствует
маршал Тито!» встретили участники мани-
фестации появление на трибуне Масларича.

«Вы не смотрите, — заявил Масларич, —
в сторону Запада, в сторону американского
империализма, —он вам не поможет. O6pa-
щайте свои взоры и надежды на самих себя,
на свой труд, на славянские и другие демо-
кратичеекие государства, на нашего велико-
го брата и освободителя — Советский 60103,
который бескорыстно помогает нам строить
счастливую жизнь и отстаивает нашу сво-
боду и независимость, наш суверенитет от
покушения любых врагов». Эти слова ора-
тора был встречены бурной овацией.

С большой речью на манифестации вы-
ступил министр земледелия Дюриш. «Ны-
нешний день, — заявил Дюриш, — являет-
ся большим праздником для чехословацких
крестьян. Мудрая политика Готвальда по-
зволила нашему народу одержать победу
над реакцией без кровопролития. Победа
демократии и новое правительство Готваль-
да являются лучшей гарантией того, что
будет проведена новая земельная реформа,
проведено всеобщее социальное страхование.
Земля булет передана тому, кто ее обрабаты-
вает. Конституция гарантирует наделы зем-
ли, не превышающие 50 га на хозяйство».

Дюриш ‘развернул широкую программу
под’ема сельского хозяйства Чехословакии
на оенове ликвидации помещичьих хозяйств
и оказания помощи мелкому и среднему
крестьянству маптинами, тракторами, удо-
брениями и кредитами.

Заместитель премьер-министра и предсе-
датель центрального совета профсотозов 3з-
потоцкий приветствовал участников мани-
фестации от имени рабочего класса и тру-
дящейся интеллигенции, об’единенных в
едином революционном профеотюзном движе-
нии. Последние события, заявил Запотоц-
кий, показали, что нет такой силы, которая
могла бы побороть единый фронт трудящих-
ся нашей страны.

Манифестация закончилась исполнением
тосударственных гимнов Чехословакии и
Советского Союза.

Литовская советская
	В Мосвве началась декада литовской ли-
Тературы. Это событие имеет большое зна-
чение не только для литовского народа, ко-
торый преисполнен признательности пар-
тии, правительству, веей советской обще-
ственности за внимание к его национальной
культуре. Декада имеет значение для всех
народов CCCP как новое свидетельство
братской связи их культур, как выраже-
ние нерушимой дружбы народов” нашей
Родины.

Литовская советская литература впитала
в себя лучшие прогрессивные демократиче-
ские традиции литовской литературы, уже
ярко проявившиеся в творчестве ее осново-
положника  ристионаса Донелайтиса
(1714—1780), певца тяжелой кестьян-
свой крепостной доли, автора замечатель-
ной реалистической поэмы «Времена года».

На развитие прогрессивных тенденций в
гитовской литературе и на развитие нацио-
нально-освободительного движения в литов-
ском народе огромное влияние оказали идеи
великих русских революционных демокра-
тов — Белинского, Герцена, Чернышевско-
го, Лобролюбова.

° В сатирах Винцаеа Кудирка (1858—
1899) чувствуется влияние Салтыкова-
Щедрина. Крупнейший литовский поэт
Майроние (1862—1935) учится у великого
Адама Мицкевича, у гения русской и миро-
вой поэзии Пушкина, оказавнего большое
влияние на всю литовскую поэзию. Талант-
ливый поэт Пранас Вайчайтие (1876—
1901), поэзия которого складывалась под
заметным влиянием Некрасова, одним из
первых переводит на литовский язык произ-
ведения Пушкина. Впоследствии на литов-
екую литературу значительное влияние ока-
зали произведения Горького и Маяковского.

В конце ХГХ века, несмотря на запрет
царского правительства печатать книги и
тазеты на литовском языке, появляется
ряд писателей-прозаиков — реалистов: Же-
майте (1845 — 1921), Тумас-Вайжгантас
(1869—1933), Пеледа Лаздину (1667—
1926) и другие. Винцае Петарис (1850—
1902) в те годы написал первый литовский.
роман «Алгимантас».

Среди пролетарских писателей следует
назвать писателя  Ионаез  Билюнаса
(1879—1907), который впервые ввел в
литовскую литературу образы рабочих,
В ту пору начал свою деятельность выдаю-.
щийся революционер, впоследствии руково-
дитель литовских большевиков, Винцас
Капсукас-Мицкевич (1880—1935). В своих
книгах он описывал борьбу трудящихся
JuTBH против царизма, против. немецких
оБкупантов и литовской буржуазии.

Еще в буржуазной Литве выросла и
окрепла группа писателей, которые пере-
шли к активной антифаптистской борьбе,
возглавлявшейся коммунистической партией
Литвы. Эта группа во главе е автором ро-
мана «Земля-кормилица» писателем Петра-
сом Цвирка  группировалась вокруг
антифашистского журнала «Третий фронт».

Лишь в 1940 году, когда литовский на-
род провозгласил советский строй и литов-
ская литература стала советской, полно-
стью осуществились чаяния передовых, про-
трессивных писателей Литвы.

В период Великой Отечественной войны
литовские писатели вместе со всеми совет-
екими писателями служили своим творче-
ством делу разгрома врага. Уже в октябре
1941 года поэт Людас Гира написал свои
первые ‘военные произведения. Саломея Не-
рис, Петрае Цвирка, Антанас Венцлова,
Костас Корсакас, Ионас Марцинкевичюс,
Ионас Шимкуе, Юозас Балтушие, А. Грицюс,
9. Межелайтис, В. Вальсюнене, В. Реймерис,
В. Мозурюнас и другие своим творчеством
способствовали борьбе литовского народа
против немецких захвалчиков, воодушевляли
литовских воинов и партизан.

Не склонили головы перед оккупантами
и те писатели, которым не удалось эва-
куирозаться из Литвы. В условиях фз-
шистекой оквупации они продолжали борь-
бу с врагом. Фашисты расстреляли талант-
ливого поэта Монтвила, публициста Белец-
каса, заточили в концлагери поэтов Балиса
Сруога и Т. Тильвитиеа, многие писатели
подвергались пыткам и гонениям. Однако
непоколебимой была вера, что придет чае
освобождения. В глуши литовекой деревни
в тяжелые годы оккупации П. Повилайтие
переводил «Тихий Лон» Шолохова.

В послевоенный период серьезных успе-
хов. достигла литовская поэзия. В числе
	‘первых книг, изданных в освобожденной
Титве, были сборники стихотворений: Лю-
даса Гира «На далеких дорогах», Саломеи
Нерис «Соловей неё может не петь», Анта-
наса Венцлова «Там, гле яблоня высокая»,
Kocraca Борсакаса «Птицы возвращаются».

Ценным вкладом в литовскую литературу
были два тома посмертного собрания стихо-
творных произведений Саломеи Нерис, умер-
шей в 1945 году. За сборник стихотворе-
пий «Мой край» поэтессе в 1947 году
посмертно присуждена Сталинская премия.

Поэтическим памятником первых лет (о-
ветской Литвы является творчество Витау-
таса Монтвила. Большой период, начиная ©
1905 года. охватывает поэтическое на-
следство народного поэта Литвы Людаса
Гира (1886—1946).

Поэт Теофилие.Тильвитие в ряде сти-
хотворений воепевает созидательный труд
литовского народа и дружбу народов
советской страны,

Во весь голос звучит поэтическое <лово.
Антанаса Венцлова. Большой цикл стихо-
творений поэт посвятил 800-летню Москвы,
30-летию Октября, освобождению и восста-
новлению Советской Митвы, братевим с0-
ветским республикам. Значительным дости-
жением поэта является перевод нз литов-
ский язык «Евгения Онегина».

Серьезных успехов достигла поэтесса
Валерия Вальсюнене, автор сборника CTHX0~
творений «Светлый день» и поэмы «Песнь
о Марите Мельникайте». Вышли новые
стихотворные сборники поэтов Витаутаса
С. Гира, А. Хургинаса, В. Мозурюнаса,
9. Межелайтиеа. Талантливый поэт стар-
шего поколения В. Миколайтис-Путинае
выступил в печати со стихами о Советской
Литве, об Октябре и дружбе советских на-
родов. Следует отметить новые стихотворе-
ния поэтов Ионаса Шимкуса, Альбинаеа
Жукаускаса, Костаса Корсакаса.

В области новой литовской советской.
драматургии пионером является Борис.
Даугуветие, автор пьес «Новая борозда»,
«Задание», «Хутор Жалдокаса».

Важным темам посвящены = пьесы
Ю. Балтушиса «Поют петушки», Ионаса
Марцинкевичюса «Каволюнай» и «Возвра-
пение», А, Грицюса «До крайнего’ преде-
ла», В. Милюнаса «Тяжелый путь»,
И. Пуоджюнаса «Строим новую жизнь»,
В. Бернотенаса «За победу». Талантливый
драматург Балис Сруога, умерший в 1947
году, издал исторические пьесы «Предрас-
светная доля», «Казимерае Сапега» и
оставил незаконченную пьесу © жизни
заключенных в немецком латере смерти.

Из этого перечня видно, какую большую
творческую работу ведут литовские лиса-
тели, поэты и драматурги. Однако в их
творчестве есть еще много существенных
недостатков.

15-й пленум ЦЕ КП(б) Литвы подверг.
резкой критике работу ряда литовеких.
писателей, которые еще He изжили
своей идеологической — отсталости,  от-
странились от литературного творчества
или выступают е неполнопенными, 6ез-
идейными, аполитичными произведениями.
Но и активно выступающим литовским пи-
сателям надо еше много п упорно ‘работать
нал собой.

Неред литовекой литературой открылись
сейчае широчайшие возможности. Общение
с великой русской литературой и литера-
турой других братских республик дает
ъивой творческий  пмпульс. Литовские
писатели чувствуют постоянную помошь и
интерес к их работе. На русский язык пе-
реводятся и становятся достоянием всего
советского народа все лучшие  произведе-
ния литовских классиков и современных
писателей. На литовском языке издаются
лучшие произведения русской  классиче-
ской и современной советской литературы.

Огромное значение для поднятия актив-
ности и повышения идеологического уров-
ня нашей литературы имеют. постановле-
ния ПА ВКП(б) по вопросам литературы,
	театра, кино, музыки и доклад товарища
Ж®танова о журналах «Звезда» и «Ленин-
град».
	Декада литовской литературы в Москве
является продолжением традиционных свя-
зей с великой русской литературой, оказав-
шей столь большое и благотворное влияние
на развитие литовской прогрессивной лите-
ратуры в проплом. Это — творческий отчет,
который послужит делу дальнейшего рас-
цвета литовской советской литературы.
	Корсакас. Поэты Т. Тильвитис, В. Вальсю-
	нене, В. Сиряос-Гира. В. Реймерис и другие
	прочли свои стихи.

Затем состоялся большой концерт. Теп-
ло были ветречены зрителями заслуженные
артисты Литовской республики Александра
Сташкевичюте, Юозас Мажейка и Казис
Гутаускае, исполнившие народные литов-
ские песни, а также произведения литовских
и русских композиторов.
	грыша первенства мира по скоростному 5е-
гу на коньках для женщин. Всесоюзный
Комитет по делам физической культуры п
спорта наградил чемпионку мира М. Иса-
кову почетной грамотой и значком «Отлич-
ник физической культуры». 1. Селиховой,
3. Холщевниковой, 0. Акифьевой, М. Вало-
вовой и М. Аникановой присвоено звание
заслуженного мастера спорта. Заслужен-
ный мастер спорта Т. Карелина и мастер
спорта Р. Жукова награждены значком «0т-
личник физической культурн»,
	< Двадцатилетие старейшей в Донбассе
многотиражки «Октябрьский гудок» испол-
нилось на-днях. Газета издается на Вороши-
ловградском паровозостроятельном заводе
имени Октябрьской революции.

$2 Более 200 библиотечек отправлено на
рыбные промыслы и в рыболовецкие кол-
хозы Волго-Каспийского бассейна.
	илптература
Юстас ПАЛЕЦКИС =
	Плоды американской «чрезвычайной
помоши» Италии
	РИМ, 28 февраля. (ТАСС). Б местных
журналистских кругах продолжают ком-
ментировать подписанное недавно между
США и Италией соглашение о «чрезвычай-
ной помощи» и договор о «дружбе, торгов-
ле и навигации», которые предоставляют
американским монополиям неограниченные
возможности для полного подчинения Ита-
лии своему влиянию в экономическом и
политическом отношениях. Итальянское
правительство, поднисавшее эти соглаше-
ния, открыло широкую дорогу экономиче-
скому проникновению СИГА на внутренний
рынок Италии.

Американские товары, наводнившие ры-
HOR, не дают возможности целому ряду
итальянских фирм — «Физт», «Бреда»,
«Пирелли», «Сниа вискоза» и многим дру-
Tua — сбывать свою продукцию. Склады
	фирмы «Пирелли», производящей изделия
из резины, завалены готовой продукцией,
поскольку фирма не может найти на нее
покупателей, вследствие того, что США про-
должают посылать в Италию свою резину.
Фирма потребовала у правительства пре-
кращения завоза американской резины в
изделиях, но итальянское правительство
отказалось это сделать, тем самым поставив
«Цирелли» перед необходимостью вокраще-
ния производства и увольнения значитель-
ной части рабочих.

Угроза надвигающегося экономического
кризиса и дальнейшего роста безработицы
привела итальянские экономические круги
к решению поставить перед правитель-
ством вопрос об отказе от американской го-
товой продукции, д также о сокращении
сырьевых поставок из США.
	К демонстрации советекого кинофильма «Клятва» в Италии
	РИМ, 25 февраля. (ТАСС). Итальянская
киноцензура долго задерживала разрешение
на демонстрацию в итальянских кинотеат-
рах советского кинофильма «Клятва», тре-
буя, чтобы из фильма была вырезана сце-
на, в которой появляется французский ми-
нистр иностранных дел Боннэ, лавейски
утождавший Гитлеру. Итальянская кино-
цензура откровенно об’яснила свое требо-
вание вмешательством франпузекого по-
сольства в Риме, настаивавшего перед
итальянскими властями или на полном з2-
	прещении фильма или на устранении сцены
с Боннэ. Французское посольство тем са-
мым взяло под защиту гитлеровского аген-
та, торговавшего судьбой французекого на-
рода. Это требование сначала было принято
во внимание итальянской киноцензурой,
однако апелляционная комиссия, расематри-
вавшая это решение, не утвердила его и
допустила сейчас советский фильм «Клят-
ва» к демонстрации в Италии без каких-
либо изменений. у
			Вчера. состоялея второй вечер декады
литовской литературы.

Председательствовавший на вечере пи-
сзтель Л. М. Деонов приветствовал гостей.
От тезтральной общественности столицы
приветственную речь произнес народный
артист РСФСР Н. Н. Озеров.

0 докладом о развитии литовской совет-
ской литературы выступил член-корреспон-
цент Академии наук Литовской ССР Костас
	Свыше тысячи команд участвовало в
предварительных играх на Кубок СССР по
русскому хоккею.

Вчера. на катке москозского стадиона
«Динамо» при большом стечении зрителей
состоялась встреча столичных команд «Ди-
намо» и «Спартак», заслуживших право на
игру в финале. Матч со счетом 4: 0 выиг-
рали динамовцы, которые, таким образом, в
шестой раз завоевали кубок.

Вчера же на катке стадиона «Динамо»
были вручены награды участницам розы-
	# Поэма НИ. А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо» на туркменском языке издана
в Ашхабаде. Перевод. сделан поэтом Чары
Ашировым. .

3% Балет П. И. Чайковского «Лебединое
озеро» поставлен в Белоруссии Государ-
ственным театром оперы и балета республи-
ки, Премьера тепло встречена зрителями.
	Кубок СССР по хоккею
	Хроника культурной жизни
	От корреспондентов «Правды»
	Обсуждение книли Сейерса м Кана во Франции
	ПАРИЛЬ, 26 февраля. (ТАСС). 18 февра-
ля в Сорбонне состоялась организованная
ассоциацией «Франция — СССР» дискуссия
о книге Сейерса и Кана «Тайная война
против Советской Россни». На дискуссии
приеутствовало около 3.000 человек, в чис-
ле которых были дипломаты и обществен-
ные деятели.

Длекуеспей руководил председатель На-
циональной федерации франдузекой печати
	профессор Альберт Байе. С речами выступи-
тли генерал Пети, редактор «Акеьон» Ледюк,
известный журналист Вуфмсер. В своих вы-
ступлениях ораторы указывали, что борьба
против Советского Союза, описанная в кни-
ге Сейерса и Бана, не прекратилась и пря-
няла сейчас более ожесточенные формы.
Аудитория горячо встретила появившего-
ся в президиуме бывшего начальника фран-
	цузекой миссий по репатриации в СССР
Маркье.
	На процессе главных японских военных преступников
	развязывание военных действий против на-
шей страны.

В этот период, несмотря на явную необо-
снованность японских претензий, Сигемицу
в ультимативной форме требовал отвода со-
ветских войск с принадлежащего Советскому
Союзу берега оз. Хасан, угрожая применить
силу в случае, если такого отвода не после-
дует. 1

После вероломноге нападения гитлеров-
ской Германии на Советский Союз Сигемицу
в качестве министра иностранных дел в
кабинете Тодзио показал себя ярым сто-
ронником пакта трех держав, который, как
известно, окончательно оформил заговор го-
сударетв-агрессоров против демократических
стран и, в частности, против Советского
Союза.

В многочисленных публичных выступле-
ниях OH проповедывал общность целей Япо-
нии и Германии во второй мировой войне:
	ТОВИО, 29 февраля. (ТАСС). В течение
последних дней представители обвинения в
Токийском трибунале выступают е речами,
посвященными обоснованию степени винов-
ности отдельных подсудимых. 27 февраля
с речью, посвашенной анализу  доказа-
тельств, изобличающих подсудимого Мамору
Сигемицу, выступил представитель совет
ского. обвинения 1. Н. Смирнов.

Сигемицу — бывший японский посол в
Москве (1936—1938) и министр иностран-
ных дел Японии (1943—1945) — являлея
активным проводником агрессивной внеш-
ней политики японской милитаристской
клики. В 1938 г., будучи послом Японии в
СССР, Сигемицу спобобетвовал‘ организации
нападения японских империалистов в райо-
не 03. Хзеан на Советский Союз. Будучи
активным агентом наиболее резкционных
милитаристеких кругов Японии, враждебно
настроенных к СССР. он сознательно ел на
	самая же вторая мировая война в Европе п
A
	РОЯ Рот А: EEE ERAN

Азии рассматривалась им как общие согла-
	сованные действия Германии нп Японии, на-
правлевные на достижение единой цели.
Так, 27 сентября 1943 г. Сигемицу заявил:
«Пакт трех держав попрежнему сияет и
освещает нам дорогу к победе... Дух Японии,
сражающейся в Восточной Азии, является
также духом Германии и ее союзников,
сражающихся в Европе».

Сигемицу в качестве министра иностран-
вых дел систематически отклонял все про-
тесты против зверств японской военщины
5 отношении военнопленных и давал на эти
протесты ответы, явно не соответствующие
действительности.

В заключение своей речи Л. Н. Смирнов
указал, что Сигемицу несет ответственность
за подготовку и развязывание агрессивной
войны против СССР и других миролюбивых
стран и натодов.
	АДРЕС РЕЛАБЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградское птоссе, улица «Правды», д, 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕ
Il 3-36-82; Иностравного—Д 3-37-50; Писем-—Д 3-15-69;. Местной сети--Д 3-15-47; Информации — Jt 3-18-80: Литератувь
	:

om
	д. 21. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-30-68; Паржийной жизни —Д 3-39-16; Пропаганды —
— 1 3-18-89; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного — Д 3-37-63; Местных газет — Д 3-10-81; Науки и техники
Д 3-30-99; Секретариат —Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-39-00; Экспедация — Д. 3-59-80.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина,
	_— 253-66; Сельскохозяйственного —Д 3-10-15; Экономического —
—Д 3-35-33;

Критпхи и библиографин — Д 3-31-05; Пресс-бюро == Е