31 АПРЕЛЯ 1948 г. № 462 (10843;
		ЕТСКОМУ. СОЮЗУ
		Ускорить восстановление
угольных шахт в Донбассе
	34 два года пятилетки. строители, мон-
тажники и горняки Ворошиловградекой об-
ласти проделали большую восстановитель-
ную работу. За это время откачано из за-
топленных шахт более 140 миллионов ку-
бических метров воды, восстановлено и
пройдено свыше 500’ тысяч погонных мет-
ров горных выработок, восетановлено: и по-
	строено еколо миллиона кубометров. про-
	мышленных зданий и надшахтных coopy-
жений, построено около 300 тысяч квад-
ратных метров жилой площади. Благодаря
этим   работам шахтеры Ворошизовградекой
области за два года увеличили добычу угля
на-54 нроцента. my .

Но руководители строительных организа-
ций использовали предоставленные нрави-
тельством средства не. в полной мере, До-
статочно сказать, что в прошлом году план
восстановления и строительства шахт был
выполнен только на 70 процентов.

Некоторые руководители трестов, восета-
навливающих шахты хозяйственным ©1060-
	бом, без всяких оснований неребрасывают
	рабочих на экоплоатационные работы. и тем
самым срывают сроки восстановления шахт.
	Так случилось, например, с шахтой № 3-бис
	треста «Араснодонуголь», восстанавзивае-
	мой хозяйственным епособом с 1944 года.
TIlaxva эта ло сих пор не готова: не откачана,
	вода, не подготовлен фундамент под под’ем-
ную машину. ‘не смонтирован гопер:
	Восстановительные работы, нередко про-
водятся без’ проектной документации, без
	графиков очередности. Такая: практика, не
	только не сокращает сроков ввода шахт в
	действие, но затягивает эти сроки, значи-
	тельно Улорожает себестоимость строи-
		Шахта Ново-Дружекая не имела проек-
	тов на прохождение горных выработок,  ‘ра-
	боты были начаты Вадиевским трестом `0е3
проектов. В результате подготовительная
линия забоев — 394 погонных метра —
завалилась. На шахте № 725, воестанавли-
ваемой: Ворошиловградеким трестом, не было
трафика очередности работ. Здесь своевре-
менно не смонтировали электроподетанцию,
[и эт очтянуло пуск шахты бюлеё чем но
	три месяца...
	Министерство угольной промышленности
западных районов СССР сдает шахты» в
эксплоатацию по частям. Носзе сдачи шах-
ты‘в частичную эксплоатацию нормальные
	восстановительные работы здесь прекраща-
	ются. 06 освоении производетвенных мощно-
стей шахты  забывают.. Шахта № 6 —
6-био° «Брянка», например, частично
пущена в четвертом’ квартале, 1947 года
с пезавершеннымя. горными работами. Хотя
среднесуточная добыча в январе и феврале
не превышала 9 процентов от проектной
мощности, восстановление шахты почти
		Такое же положение и на других шах-
тах, введенных в действие частично:
«Новая Голубовка», № 4—2-бис Ирмино,
№ 17—17-6ис и многих других. .

Еще хуже идет строительство зданий для
культурно-бытовых нужд и жилищ. Спе-
циальный трест, призванный строить жилье
для утольщиков, — «Ворошиловграджил-
строй» освоил в 1947 году только 45 проц.
отпущенных ему средств — почти в полтора
раза меньше, чем в 1946 году, а трест «Во-
решиловградшахтовосстановление» в 1947
году выполнил план жилищного етроитель-
ства только на 30,5 нроцента..

западных районов СССР ослабило свои тре-
‘бования к строителям, Жилищ строили мз-
ло, строителей не обеспечивали матернала-
ми; инструментом, фронтом работ. Текучесть
рабочей силы достигла больших размеров.

По призыву ленинградцев шахтостроите-
ли и угольщики. Вороптилевградской области
в письме. товарищу Сталину дали твер-
дое шахтерское слово досрочно выполнить
пятилетний план добычи ‚угля, достигнуть
в четвертом квартале 1949 года уровня до-
бычи угля, установленного на 1950 rox.

Созванное  Воротялевградеким обкомом
КП(б)У совещание‘ руководителей трестов и
шахт, занимающихся восстановлением и
строительством шахт си жилищ, показало,
что в Ворошиловградекой области имеются
все возможности, чтобы выполнить социа-
листические обязательства.

ь : М. МАСЛОВ.

Уполномоченный Госплана СССР

по Ворошиловградской области.
Ворошиловград.
		Б Министерстве финансов СССР
	_ ОБ ОБМЕНЕ ОБЛИГАЦИИ В СВЯЗИ _
 КОНВЕРСНЕЙ ГОСУЛАРСТВЕННЫХ ЗАЙЛОВ
	Постановлением Совета Министров OCCP
	и ЦВ 851 (5) от 14 декабря 1947 тода «0.
	проведении денежной реформы и отмене
карточек на продовольственные и промьш-
ленные товары» предусмотрено проведение
конверсии государственных займов и <ви-
детельств сберегательной кассы нз получе-
ние специального вклада.

В связи < конверсией, облигации вех
государственных займов, выпущенных {10
1947 года, и евилетельства сберегательной
кассы на получение специального вклада
подлежат обмену на облигации Государ-
ственного 2% займа 1948 года, кото-
рый выпущен постановлением Совета Ми-
нистров СССР на сумму 39 миллиарлов
	Размер выигрышей
на двухсотрублевую
	рублей, сроком на 20 лет—6 1 января
1948 года по 1 января 1968 года.

Государетвенный 2% заем’ 1948 тода
состоит из двух выпусков — выигрышного,
облигации которого предназначены для BH-
дачи населению, и процентного выпуска —
для выдачи колхозам и  кооперативным
организажщиям.

Облигации выпускаются достоинством в
1000200, 100, 50 и. 25 руб.

Ежегодно, начиная с 1948 года, по вы-
игрышному выпуску займа будет произво-
диться два тиража выигрышей. В тиражах
на каждый. разряд выигрьпшного выпуска в
 500 млн. рублей разыгрывается следующее
воличество выигрышей:
	Количество выигрышей
	Промышленные прелприятия
помогают колхозной деревне
	МИНСК, 10. (Корр. «Пзавды»). Воллек-
тив Минского тракторного завода обратился
ко всем предириятиям‘ и учреждениям Бело-
русеий © призывом помочь колхозной де-
ревне успешно провести сельскохозяйетвен-
ные работы текущего года,

В своем письме работники завода расска-
зывают, как они шефствуют над Октябрь-
ской маинно-тракторной станцией и кол-
хозом «Новый шлях», Бегомльского района.
В прошлом году для подшефной станции за-
вод подготовил токарные стаяки, инструмен-
ты, изготовил 70 шестерен. В колхозе уста-
новлен двигатель, произведена электрифи-
кация производетвенных зданий и жилых
домов. Бригада заводских рабочих построила
пять жилых домов.

Ви внеурочное время рабочие и специа-
листы тракторного завода изготовили 12 пе-
редвижных мастерских на автомашинах.
	К текущей посевной navies oe
120 болотных ПлУГОВ. Изготавливаются
200. хомплектов узлов для зерносутилок
и многое другое.

Сейчас заводской коллектив пранял на
себя новые обязательства: послать B под
шефные машинно-тракторные станции и
колхоз бригаду специалистов для помошл
трактористам, группу лучших агитаторов и
докладчиков, коллектив художественной са.
модеятельности, Минчане обещают досрочео,
в 1 сентября, выполнить Годовое задание
по производству запасных частей, в апреле
дополнительно Изготовить 180 болотных
плугов, к июлю электрифицировать одну
машинно-тракторную станцию и два кода
хоза и т. д.

ЦЕ ЕП(б) Белоруссии одобрил инициатич
ву завода.
	Новый метод производства стальных труб
	МАРИУПОЛЬ, 10. (Корр. «Правды»).
Группа инженеров Мариупольского завода
имени Ильича: А. Ф. Гармашев, П. М. Ходос,
П. Й. Проскуряков, Г. И. Холин внесли
ценное предложение, осуществление ко-
торого коренным образом изменяет техно-
логию производства стальных труб большо-
го диаметра, увеличивает их выпуск и уде-
шевляет стоимость.

‹ До сего времени на заводах нашей стра-
ны, производящих из легированных сталей
сварные трубы диаметром от 40 сантимет-
ров до 1 метра, трубы сваривались Fa
специальных машинах. Скорость сварки на
этих машинах не превышает 5—6—8 мет-
pos. в «горячий час». Мариупольские ин-
женеры разработали технологию, спроекти-
ровали и емонтировали на заводе имени
	Ильича оборудование для Производства
стальных труб большого диаметра методох
академика Е. 0. Патона, т. ©. путем авто+
матической электробварки под. слоем флюса:

Применение Этого метода показало отромч
ные его преимущества. Прежде всем 9т-
падает необходимость в газогенераторной
станции, не нужно расходовать большого
количества антрацита, упрощается техно-
логия, впятеро ускоряется процесс сварки п
значительно повышается ее качество,
больше чем наполовину сокращается число
рабочих, получается возможность изготовч
лять трубы диаметром до 2,5 метра.

При новом методе сварки стоимость тон+
ны труб снижается почти в три раза, Вроме
того, на ‘каждую тонну продукции эконо“
мится 50 килограммов металла.
			— Ane eee eee eee

B 1—10

облигацию, включая тиражах ра Ни НЫ “aD, а
нарицательную разыгры- ‘  разыгры-   разыгрые- ‚ . разыгры- у
етоимость облигации вается ваетёя вается вается PaskirpEt-
в каждом в каждом в каждом в каждом вается
50.000 рубаей 2 2 2 2 80
25.000 рублей 10- 10 10 10 400
10.000 рублей 25 25 - 25 25 1.000
5.000 рублей 50 50 50 50 2.000
1.000 рублей 500 500 500 500 20.000
  400 рублей 12.163 11.963 11.863  11.663 476.520
Общее количество :
выигрышей 12.150 12.550 12.450 12.250 500.000

Общая сумма вы-
игрышей (в тыс.

pyé.) 6.215,2  6.135,2 6.095,2 6.015,2 244.608

Невыигравшие облигации поташаются  С 15 мая 1948 г. — в городах: Горьком,
	Куйбышеве, Новосибирске, Молотове, Омеке,
Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске,
Сталинграде, Челябинеке, Киеве, Харькове,
Баку, Тбилиси, Ташкенте, Минске, Ашха-
баде, Сталинабаде, Фрунзе, Алма-Ата, Ере-
ване, Кишиневе, Рите, Вильнюсе, Таллине
и Петрозаводске, Горьковской, Куйбышев-
ской, Ленингралекой, Молотовекой, Москов-
ской, Новосибирской, Омской, Ростовской,
Саратовской. Свердловской,  Сталинград-
ской, Челябинской,  Киевекой. и_ Харьков-
ской областях.

C 25 мая 1948 г.— 20 всех остальных
республиках, краях и областях.

0бмен облигаций будет ин 20
1 августа 1948 года.

До 1 августа 1948 ода производится
также выплата выигрышей по облигациям
государственных займов, подлежащих ‘кон-
верени, а также оплата по этим займам ку-
понов, срок которых- наступил до 16; де-
кабря 1947 года, и талонов, Ni 1g Ni 2 or
свидетельств сберегательной кассы на по-
лучение специального вклада.

Обмен облигаций и свидетельств произ-
водится непосредственно центральными и
районными ‹берегательными кассами, гбе-
регательными кассами 1 фазряда, предприя-
тиями, учреждениями и колхозами. Кален-
дарный график проведения обмена облига-
ций в каждом предприятии, учрежлении ‘и
колхоее устанавливают городские (район-
ные) финансовые отделы и центральные
(районные) сберегательные кассы, © утвер-
	NN ЗЕ СФЬНР 15 К. ТР ЧА ФЕ eR

жления исполкома местного Совета депута-.
тов трудящихся,
+ (ТАСС).
	{выкупаются) по их нарицательной стои-
мости с 1 января 1953 года в ‘течение
15 лет, остающихся до конца срока займа.

Доход по облигалиям процентного вы-
пуска выплачивается по купонам за ка-
Mab истекший год, начиная © 1 января
1949 гола.

Облигации процентного. выпуска выку-
паются по их нарицательной стоимости ©
1 января 1964 года в течение пяти лет,
равными частями ежегодно.

Обмен облигаций будет производиться из
расчета три рубля в облигациях прежних
займов за один рубль в облигациях Госу-
дарственного 20) займа 1948 года. По
такому же соотношению обмениваются
свидетельства оберегательной кассы на п9-
лучение спепиального вклада, т. е. один
рубль в облигациях Государственного
-2%. займа 1948 тода приравнивается к
трем рублям стоимости Талонов № 3 в
№ 4, обозначенной на самих талонах.

Облигации, сданные на хранение в ебе-
регательные кассы, обмениваются при лич:
ной явке или по письменным заявлевиям
их владельцев.

Лица, получившие ссуду под залог об-
лигаций государственных займов, подлежа-
щих конвежеии, могут погасить полученную
ссуду наличными деньгами без уплаты на-
росших пропентов и. выкупленные из за-
дога облигации в общем порядке обменять
на облигации Государетвенного 2% займа
1948 года.
	  Обмен облитаций начнется в слелуюие.
	SPOR A:
С 3 мая 1948 т.—в гор. Москве a rop.
	закрылось веесоюзное совещание TEKCTHIBINAKOB
	Три дня продолжалось всёеоюзное сове-   тов. Савельева с фабрики «Большевичка»
	щание хозяйственного актива текстильной
промышленности. После доклада министра
тов. Седина делегаты обобщали опыт нова-
торов произведства, вскрывали недостатки.
Многие текстильные предприятия медленно
осваивают  среднепрогрессивные нормы
использования: оборудования. Ряд предприя-
тий допустил перерасход сырья.

Помопеник мастеза фабрики имени Ноги-
	  на в Вичуте тов. Кузнецов, стахановки —
	Cmpoumenocmeo
	Латвийской ССР, тов. Кузнецова с Ферган-
окого комбината, тов. Спиридонова с фаб-
рики имени Лакина и другие — поделилась
опытом своей работы:

В созещании актива принял участие 4+
меститель Председателя Совета Министров
СССР тов. А. Н. Косыгин.

С огромным воодушевлением ‘участвикя
совещания приняли привететвенное письмо
BORO Heroion товарищу Сталину,
	Арамской ГЭС
	НОВЫЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ,

ПРОКОПЬЕВСК, 10. (Корр. «Правды»).: Открытый с10соб разра
На шахте «Маненха» требта «Прокоцьбвек- Гутольных пластов; часто вы:

° 2 верхность, является наиболе!
голь» вступил в действие новый уголь-
у TY д й У эффективным. Производителе

ный разрез. Все процессы добычи и транс-  по забою нового разреза в 8
портировки угля механизируются.   изводительности рабочего по
	А. Н. ОСТРОВСКИЙ (1823—1886):
	maton, Мелузов,  Несчастливцев,  учи-
тель Иванов, Негина — являютея ‘носи-
телями высокого этического принципа, они
живут не только для себя, но и «другим на
пользу», в отличие от «мерзавцев своей
жизни», проживающих готовое и живущих
только «себе на потеху».

После отмены крепостного права, после
буржуазных реформ 60-х годовов его ко-
медиях усиливается критическое отноше-
ние к изображаемой жизни, громче звучат
негодующие ноты, острее становится сатира.
«Темное царство», правда, видоизменив-
щшееся сообразно новому времени, продолжало
существовать. Его изображал. Островский
в комедиях «Бешеные деньги», «Лес»,
	«Волки и овпы», «Таланты и ЮБлонники»,
	«Бесприданница». Обитатели «темного цар-
ства» той поры были умнее и страшнее
своих предшественников, они были овободны
от их предраксудков, более. дальновадны и’
тонки в своих расчетах, они усваизали люсв
и циничность европейских буржуа. Главным
в них оставалось. корыстолюбие, циничное
стремление все и всех рассматривать как
об’ект купли или продажи.

С огромной силой рисует Островский мир,
в котором господствуют деньги, в- котором
все продажно: ум, честь, талант, красота,
искусство. В мировой драматургии нет бо-
лее правливого, проникновенного и яркого
изображения растлевающего дейсттия буз-
жуазных отношений ва все, что дорого и
свято человечеству.
	В электростанции продолжаются. Сейчас го
	ловной участок форсирует железобетонные
работы на водосбросе, заканчивает мон-
таж подемных механизмов ‘На обводной
штольне и водоприемнике.

Закончен монтаж второй «нитки» метал-
лического напорного трубопровода, и к 1 мая
будет смонтирована последняя -— третья
«нитка». Смонтированы вторая и третья
турбины.

В жилом поселке построены два 8-квар-
тирных дома и здание школы. Начало строп
тельство второй цепи линии передачи Храм
roc — Тбилиси — Загэе.
	Лев Николаевич Толстой писал Остров
скому: «Я по опыту знаю, как чита-
ются, слушаются и запоминаются твоя
вещи народом...» и называл его «общела-
редным в самом широком смыеле шисатеч
лем». Писатель И. А, Гончаров писал: «Вы
один достроили здание, в основание которо+
го положили краеугольные камни Фон-Вяз
зин, Грибоедов и Гоголь. Но только morse
Вас мы, русекие, можем е гордостью ска“
зать: «У нае есть свой русский, нацио-
нальный тзатр. Он, по’ справедливости, дол-
жен называться: «Театр Островского».

Островский мечтал создать в Москве
общедоступный и художественный театр,
предназначенный для самых широких кру-
тов народного зрителя.

Мечта Островоком © народном Testy?
осуществялась только” носле Великой ОЕ-
тябрьской социалистической революции.
Чьесы Островского. замимают-сейчае. побет-
вое место в репертуаре обветокого тезлра,
их видит подлинно народный, многомиллиоп-
ный зритель.

Островского знает. и ‘любит не тольк
русский зритель — его пьесы илут на 0е-
нах советских театров на языках вст
народов Советекого Союза.

Большой интерее к пьежм Cerpestnc:
проявляется в зарубежном театре, С баъ-
шям ‘успехом плут сейчас пьееы взлихог
драматурга на сценах театров Чехолсва-
вил, Болгагии, Польши, ТОгославии.

Большой успех пьес Островского соиде
тельствует о том, что исполняются eT)
мудрые слова, обращенные ко русенлу
писателям:

«История оставила название великих п
тенпальных только за теми писателями, ко-
торые умели пихать для везто народа, п
тольхо те произведения пережиля вокал,
которые были истинно народными у себя
40м3; таки” ирсиовецения со временем де-
лаютея понятными и ценными и для других
	’Воеродов, 3 HARON и для всего срота».
	Уже около гоха живут на русекой сцене
бессмертные творения Островокого. ит
сохраняют и пыне сзою силу и свежесть.
Его славные традиции хранятся и разви-
ваютея советским театром. Пьесы (стров-
ского дают широчайшие возможности театру.
Оня являются великолепной пволей мастс-
ствзо для драматического актера.

лизоеть к народу, ясноеть и проетота
художественной формы, ее совершенство
характерны для творчества Островехого —
одной из ботатейших сокровитиняц клаеси
ческого наследства, из которого лолжны
	черпаль все лучнке деятели советского
Искусства,
	Б. АСЕЕВ,
Кандидат искусствоведческих наук,
	ТБИЛИСИ, 10. (Hopp. «Правды»). ВБ
начале текущего гола был пущен в экеплоа-
тацию первый агрегат Храмской ГЭС. Энер-
rua XpaMrec, включенная в кольно станций
Грузэнерго, пошла на ‘нужды Тбилиси и
других городов республики.

Вке сооружения Храмекой станции дей-
ствуют безотказно. Огромное  водохрани-
лище бесперебойно питает энергетический
узел станции. До последних дней горизонт
воды в хранилище постепенно нонижалея,
сейчае же’он вновь стал подниматься. Это
признаю наступающего вебеннех паводка.
	Строительство и монтаж Храмекой гидро-
	Сила театра — в его близости в народу.
Это налагает большие обязательства на
драматических писателей: «Драматическая
поэзия ближе к народу, чем вое другие от-
расли литературы; книжку журнаяа прочтут
несколько тысяч человек, а пьесу проемот-
рят несколько сот тысяч. Всякие другие
произведения пишутся для образованных
людей, а драмы и комедии — для всего
народа; драматические писатели OAH
	всегда это помнить, они должны быть аены.
	И сильны. эта близость к народу нисколь-
ко не унижает драматической поэзии; &
напротив, удваивает ее силы и не дает ей
опошлиться и измельчать». ‘
Резко отрицательно относится Островский
к буржуазной публике Запада и ве искус-
ству. Высоко оценивая творческую мощь
русского народа, ‘величие его. культу-
ры, он ратует за самобытный, самостоя-
тельный путь развития. русского театра)
«Мы... жажны, — ыкал. он, -— начинать
свою родную русскую школу, а не слепо
итти за французскими образцами и писать
по их шаблонам разные тонкости, интерес-
ные только уже пресыщенному вкусу».
Островский видел, что в капиталистиче-
ском’ обществе искусство обречено играть
жалкую роль. Говоря 0 московской бур-
жуазной публике и о ев вредном влиянии
на театр, Островсклй замечает: «Буржуазия
и везде не отличается особенно блатодетель-
ным влиянием на искусство...». Островский
отстаивает свое право писать «для всего
народа», & не для буржуазной публики с ее
мелкими и узкими’ требованиями, котерые
давят и кладут оковы на драматурга. Видел
Островский и опасность нревралцения театра,
в средство наживы, в орудие в руках сшеку-
лянтов. Такой театр вреден — он «развра-
тит публику», он зарождает в публике пре-
небрежительное отношение к тезтру: де-
скать, «драматическое искусство — невеж-
ное дело; оно тешит или‘ одуряет нае»,
Велико значение Островского в Жизни
нашего театра. В пьесах Островского театр
дал зрителю правдивые и яркие картины
русской жизни. В работе над пьесами
Островского росло и крепло национальное
эктерское. искусство. Всю свою’ жизнь, весь
свой огромный талант отдавший родному
театру, он хорошо знал и любил русских
актеров, со многими из них его связывала
большая дружба. В пьесах Островского полу-
чили возможность показать свон дарования
великие актеры А. Мартынов и П. Садов-
ский, С репертуаром Островского тесно
связаны имена М. Ермоловой, 0. Садовской,
М. Садовского, В. Давыдова, К. Варламова,
А. Ленского, Е. Массалитиновой, В. Рыхо-
вой, А. Яблочкиной, Е. Турчаниновой,
А. Остужева, И. Москвина, М. Тарханова и
многих других замечательных актеров.
		Великий русский
Ораматуре
	(К 125-летию со дня рождения А. Н. Островского)
	ского горячо’ привететвовала Островского.
Разбирая комедии. Островского,   Добролюбов
подходил. к нему, как к°союзнику. «Совре-
менные стремления русской жизни, в самых
обширных размерах, — писал он, — нахо-
дят свое выражение в Островском... Рисуя
нам в яркой картине ложные отношения, со
всеми их последствиями, он чрез то ‘самое
служит отголоеком стремлений, требующих
лучшего устройства»;
	Относящаяся в этому периоду близость
великого драматурга ев. вождями резолю-
ционной демократни 50—60-х годов Чер-
нышевским, Добролюбовым и Некрасовым
сообщает его творчеству особую идейную и
художественную значительноеть. В своих
лучших пьесах он выступает подлянно на-
родным писателем, выразившим B своих
драмах чувства и мысли народа, его страст-
ную ненависть к крепостничеству и всем
его порождениям,
	Наоборот, сближение Островского в на-
чале 50-х годов со славянофильской груп-
пой во главе с Аполлоном Григорьевым
весьма отрицательно отразилось на твор-
честве драматурга. Славянофилы  610соб-
ствовали временному отказу Островекого от
принципов критического реализма, притуп-
лению его разящей сатиры. Реакционная
славянофильская идеализация  «старорус-
ского» уклада жизни, идеализация  купе-
чества, как носителя  «истинно-русского
начала», проявляющиеся в этот период в
некоторых комедиях Островского, ‘вели к
снижению . рэалистической  полноценнести
сго творчества. Не случайно ‘наиболее
«славянофильекая» из его комедий-——«Не в
свои сани не салясь» -—— первое разрешен-
	ное царской цензурой произведение Остров-
ского, является едва ли. не‘ самой бледной
изо всех пьес. драматурга.
	Одна из важнейших особенностей Остров-
ского как художника состоит в том, что,
выступая в своих пьесах страстным обли-
чителем Ликих, Тит Титычей, Подхалюзи-
ных, он видел в то же время в русском на-
роде присущую ему душевную стойкость и
духовную красоту, его способность к само-
пожертвованию, его стихийный протеет про-
тив неправды’ ‘и насилия... Островскому
чужд и глубоко враждебен пошлый герой со-
временной ему буржуазной драмы, чужда
проповедь буржуазного «здравого смысла».

Положительные ‹герон, Островокого —
	В 1847 году в газете «Московокий город-
ской листок» были напечатаны отрывки из
комедии «Несостоятельный должник». Ав-
тором этих отрывков был молодой чиновник
Московского коммерческого суда Александр
Николаевич Островекий. В 1850 году под
названием «Свои люди сочтемея» комедия
появилась на страницах журнала «Мосви-
тянин». Так началась плодотворная почти
полувековая деятельность великого русекого
драматурга. © 1847 по 1886 тод им было
дано русской литературе и сцене около
пятидесяти драматических произведений,
составивших эпоху в развитии” русекого
тезтра и сказавших новое слово в мировой
драматургии.

Появление первой комедии Островехого
вызвало одобрительные отзывы прогрессив-
ной критики и демократических кругов чита-
телей, враждебную настороженность цензуры
и негодование изображенного в пьесе купе-
ческого сословия. «Кто Островекий, coun
нитель пьесы «Своя люди — сочтемея»? »—
обеспокоенно спрашивал Николай [, раепо-
рядившийея взять сочинителя «под наблю-
jeune полиции». Kh а ар на сцене
комедия была запрещена. «...Напраено
печатано, играть же о их
собственноручная резолюция царя.
	Островский вошел в русекую литературу
на грани двух исторических периодов.
Начиналея новый период большого обще-
ствечного под’ема, новый этап 06евобо-
дительного движения, на арену обществен-
ной борьбы выходили революционеры-разно-
‘чинцы. Комедии Оетровекого конца ©ороко-
вых—пюстидесятых годов, обличающие
естокие нравы крепостнической России,
дают основание сблизить их автора с рус-
скими проеветителями того времени. Харак-
теризуя мировоззрение просветителей, Ленин
говорит об их одушевленностя «горячей
вражлой к крепостному праву и всем его
‘порождения в экономической, социальной
и юридической области». Для них харак-
терны горячая защита просвещения,
отстанвание интересов народных масс. «Есть
не мало в Росспи писателей, которые
по своим взглядам подходят под указанные
черты...»,— писал Ленин. Эти черты в той
или иной мере присущи и лучшим произ-
велениям Островского.
	Русская революционно-демократическая
критика в лице Добролюбова и Черпышев-
	О портрета работы В. Г. Перова (1811 г.).
	Современная Островскому буржуазная
драма Запада, оторванная от народа; orpa-
ниченная кругом идей и интересов бур-
жуазной публики, оказывалась неспособной
дать правливое изображение жизни евро-
пейского буржуазного общества. «Власти-
телями» европейской сцены в ХХ столетии
становятся драматурги вроде Скриба—«ца-
редворца, ласкалеля, проповедника, гаера,
учителя, шута и поэта буржуазии», Kak
называл его Герцен. Это период” жестокого
кризиса европейской. буржуазной драмы.
Сценой завладели убогие. проповедники ба-
нальной буржуазной морали — Дюма-сын,
Сарлу, Ожье..

Тромадной исторической заслугой Остров-
ского является то, что он дал глубочайшее
в своей правдивости изображение современ-
ного ему буржуазного общества второй поло-
вины ХЕХ века. Именно ему принадлежит
заслуга сохракения и дальнейшего. развития
эстетических принцинов критического pea-
лизма в мировой драматургии ХГХ века,
Как колосс, возвышается. он на фоне совре-
менных ‚ему жалких пигмеев буржуазного
тезтра. Как и подобает демократу, он видел
в искусстве могучее средетво просвещения
и воспитания народа, средство развития
«народного самопознания» и «вознатель-
Ной любви к отечеству». «Театр, — пишет
Островский, — для огромного’ большинства
публики имеет воспитательное значение,
публика ждет от него раз’яснения мораль-
ных и общественных вопросов, задаваемых
		  ЖИЗНЬЮ»,