7 ИЮНЯ 1948 г.,
		Пламенный трибун

ник обскурантизма и мракобесия...>— ЭТИ
слова клеймили измену писателя своему
народу.

Белинский обращался непосредственно к
Гоголю, но его памфлет, неслыханный до-
толе по своей силе, был направлен против
всего о феодально-кропостничеевого о строя,
против царизма, против литературной, фи-
лософской, политической реакции.

Белинский говорил: «Самые живые, ©0-
временные национальные вопросы в России
теперь: уничтожение крепостного права,
отменение телесного наказания, введение
по возможности строгого выполнения хотя
тех законов, которые. уже есть». С внешней
стороны — это требование реформ. Но
парекое правительство © полным основани-
ем приняло письмо Белинского Е Гоголю
как документ, проникнутый духом револю-
ции, как угрозу крестьянским восстанием.

Царь Николай [ дал ееою политическую
оценку письму Белинского. 3 чтение
вго—только за чтение!—в крузжке петра-
шевцев Достоевский был приговорен в
смертной казни, которая впоследствии была
заменена каторгой. Памфлет Белинского бил
ве только по крепостному UpaBy,— OH pa-
зил силой революционного ©лова всякий
общественный строй, при котором трудя-
щиеся закрепощены и их человеческое до-
стоинство унижено. Уже и крепостное
право было формально отменено, и помещи-
чий строй был расшатан в своих основа-
ниях, a письмо Белинского к. Гоголю
оставалось вплоть до 1905 года нелегаль-
ным революционным произведением.

В этом письме Белинский раскрывается
полностью как революционный демократ и
как материалист-революционер, непримири-
мый и нетерпимый враг всякой мистики и
мракобесия, всякого утнетения и произвола.

В. И. Ленин в 1914 году говорил о пиеь-
ме к Гоголю, что оно сохраняет «громадное,
кивое значение и по сию пору». Конечно,
относятея эти ленинские слова не только
в ланному, отдельному письму. Представляя
собой «итог» деятельности Белинского, оно
заключает в ©6бе главное, что есть в е10
важнейших произведениях.

В частности, письмо в Гоголю было на-
писано вскоре после появления в печати
известной и тоже знаменательной статьи
«Взгляд на русскую литературу 1846 ro-
да». Она также представляет собой своего
рода завещание Белинского и адресована
через толовы ‘его современников нашей
эпохе.

В этой статье Белинский повторяет из-
любленную свою мысль о великом будущем
русского народа, о передовом ето месте ере-
хи наролов мира. Белинский борется на
	  ipa фронта: © врагахи прогресса, демовра-
	тии, науки, с защитниками попятного дви-
жения и застоя — и в их числе’ со елавя-
нофилами,— с одной стороны; © адвоката-
ми западноевропейской буржуазной куль-
туры, подражателями-космополитами, про-
поведниками низкопоклонства перед ино-
странщиной, ——с другой стороны.
Белинский-горячий и убежденный сто-
ронник европеизации старой, дворянско-по-
мещичьей, царской Росспя. Он не` видит
пного пути для развития русского варода,
	хотя бы и пришлось пройти через воемен-
	ноз господство буржуазии, которую Белин-.
ский страстно и горячо ненавидел. Но это
не значит, что русский народ должен раб-
ски копировать западные образцы. Нет, в
общем движении народов вперед великий
русский народ прокладывает свои собствен-
ные пути. Он не идет по пятам за другими
народами, а может сам указывать им доро-
гу в будущее. Белинский писал: «Да, в нас
есть пациональная жизнь, мы призваны
еказать миру свое слово, евою мысль, но
какое это слово, какая мысль,— 06 этом
пока еще рано пам хлепотать. Наши вну-
ки или правнуки узнают это без всяких
усилий напряженно!о разтадывания; пото-

с ранними работами Маркез, Эти работы еще   рой революции». Ставя ее’ сознательно fi
более убеждали Белинского в’ научной 060-   службу прогрессивным общественным ¢i-
	CHOBAHHOCTH материализма и атеизма.
	С огромной силой прозвучали на BCH
мыслящую Россию. утверждения материали-
ста Белинского © том, что мир являетея
природой, вечно существующей и не нужда-
ющейся для своего 0б’яснения в привлеча-
нии каких-либо сверх’естественных CHA
и духов; что «духовную природу  чело-
века не должно отделять от его физической
природы, как что-то особенное и независи-
мое от нее, но должно отличать от нее, как
область анатомни отличают от области фи-
зиологии» (Письма, т. НР стр. 175), что
«духовное... есть не что иное, как деятель-
ность физинесвого» (там же).
	Белинский был стороннихом материализ-
ма в теории познания и решительным враз
гом агностидизиа и скептицизма. Он ‘был
выдающимся диалектиком, стремившимся
соединить свою философию не только ©
наукой, литературой и ‘иекусством, HO
и с ‘революционной ‘политикой. Белин-
ский провозгласил диалектический принципи
развития как всеобщий закон. существова-
ния не только природы, но и человеческого
общества. В протироположность Гегелю
Белинский доказывал, что «нет предела раз-
витию человечества, и никогда человече-
ство не скажет себе: стой, довольно, больше
итти нбкугра!». Белинский подчеркнул ту
мысль, что все «движется дизлектически,
из низшей ступени переходя на высшую.
Этот непреложный закон,— писал он,—мы
видим и в природе, и в человеке, и в чело-
вечестве» (Соч., т. VIII, erp. 61).
	Развитие Белинский трактовал кзк борь-
бу нового со старым, как отрицание старого,
отживающего новым, развивающимся. Он
один из первых русских мыслителей пришел
в твердому выводу, что весь окружающий
нас мир есть не что иное, как мир вечной
борьбы будущего с прошедшим, и что эта
борьба в конечном счете всегда завершается
победой нового над старым, прогрессивного
Hat резкционным. «Вее живое, — писал
Белинский в 1845 году, — есть результат
борьбы; вее, что является и утверждается
	Гы Белинский вооружал передовых людей
  Pocena на решительную борьбу против 9т-
жившего свой век реакционного самодержав-
но-крепостнического режима.
Вплотную подойдя к диалектичесвому
матеркализму в познании ряда важных CT
pon действительности, Белинский, каб и
Герцен, остановился перед историческим Na-
териализмом.

Будучи выдающимся диалектиком, Белия-
ский высказал ряд гениальных догадок 9
закономерности исторического попе
о роли народных масс и личности в историй,
о характере буржуазного «равенства» и
буржуазных «свобод», о происхождении,
сущности и значении искусства и т. д, Вов
` целом в решении вопроса о развитии ©бще-
`ствз п законах этого развития Белинский
He вышел за пределы идезлистического 10-
нимания истории, He стал на позиции псто-
`рического материализма. Задача создания
  подлинной науки об обществе, а равно и
науки о наиболее общих законах развития
  природы была решена лишь великими иде
логами пролетариата — Марксом и Энгеть-
\ сом, Лениным и Сталиным.
		Неистовый Висса
	ки, призванной раз’яснять значение и цен-
ность произведений художественной лите-
ратуры, именно © точки зрения отражения
ею народной жизни, ее служения народным
интересам. Такой критики у нас ве было
до Белинского,.и такую критику Белинский
создал. . ot 1 ;

«Будь чем хочешь — хоть журналистом,
хоть зльманашником — все будет хорошо,
только будь посмирнее», — уговаривал
Велинското’ один из его друзей, Станкевич.
Но «быть посмирнее» неистовый Виссарион
и не мог, и не хотел. В дело своей жизни —
литературную критику -—— он Полностью
внес вею <вою «натуру бойца», весь свой
пламенный и гневный темперамент <три-
буна». .

Литературизя деятельность Белинского
	протекала В ^` исключительно ^ неблагопри-
	ятных условиях. Он в буквальном смысле
этого слова сгорал за срочной журнальной
работой, которой заваливал . его издатель
«Отечественных записок» Враевекий, пла-
	тивший, к тому же, гроши. На этой почве.
	и развилась смертельная болезнь — чахот-
ка, которая безвременно, в возрасте менее
сорока лет, свела в могилу Белинского.
Герцен составил зловещий список писа-
телей -— жертв самодержавно-крепоствиче-
ского строя; Этот «кровавый синодик» OT-
крывается именем повешенного Рылеева. А
о Белинеком. там сказано коротко и страш-
но: «Убит... голодом и нищетой»... Белин-
	ский и вам сознавал, что работа у экеилоа-.
	татора Враевского убивает его, во он <лиш-
ком дорожил возможностью говорить во все-
услышание со страниц журнала, которому
статьи Белинского создали небывалую до
того популярность.
«Умру на журнале и в гроб велю поло-
жить под голову книжку «Отечественных
записок»... Литературе  расейской моя
жизнь и моя кровь», — говаривал он друзь-
ям. Поистине кровью сердца написано почти
все, что выходило из-под пера Белинского.
В этом и заключается огромная заражающая
сила, необыкновенное подкупающее  дей-
	‘ствие ето статви,
		— эти   му что это 6100, ЭТА МЫСЛЬ будет сказана
	НМИ...?. *

Белинский резко критически относился
к «западником», которые рабеки переви-
мали запалноевропейскние образцы и по-
вторяли чужие слова, превлоняяеь слепо
перед иностранными авторитетами.

Белинский пиезл против буржуазных
либералов, против радикальных кобмополи-
тов, которых он называл «беспачпортными
бродягами в человечестве»: «..Пора нам
перестать восхищаться европейским пото-
му только, что оно не азизтекое; но лю-
бить, уважать ет, стремиться Е нему
потому только, что OHO человеческое,
и на этом основании, все европейское, в чем
нет человеческого, отвергать. с такою xe
энергиею, как и все азиатское, в чем нет
человеческого».

Произведения Белинсксго сохранили ©вое
хивое значение на протяжении всех ста
лек, истекших со дня его смерти, и на про-
тяжении. всего столетия враги демократии,
социзлизма, рабочего класса вели ожесто-
ченную борьбу против Белнисзото. В рус-
ской революционно-демократической публи-
цистике Белинский был знаменем нате-
ризлистической философия, крестьянской
революции, передовой науки. 3a Белинско-
ro parm бой Чернышевский и Добролюбов,
Против Белинского, как представителя мате-
риалистической идеологии в философии
и эстетике, выступали пропагандисты
идеализма и символизма B русской ли-
тературе 90-х годов — Волынский и Ива
нов. Свой поход против демократин и [е-
волюции после 1905 года ренегаты, 0б’еди-
ненные «Вехами», начали © попытки раз»
венчать Белинского. Ленин, большевики
разоблачили господ Струве, Булгакова, Из-
тоева и иных лакеев реакционной Gypmya-
зии. Произведения Белинского и самая его
личность, личность борца-революционера,
всегда служили народу. .

Они служат ему и теперь, в наши дви,
когла исполнилось пророчество Белинекого
и великий русский народ, «кроме победо-
носного русского меча», положил «на весы
европейской жизни еще и русскую мысль»;
котла литературно-политические внуки и
правнуки Белинского сказали миру св0е
слово, свою мысль, воплощенные в творе-
виях Ленина и Сталина; котда реальностью
стал тот общественный строй, который
лишь смутным видением вставал перед
умственным взором Белинского.
	Из богатого духоввого арсенала, остав-
ленного нам великим борцом, пламенным
публицистом-трибуном, мы берем и сейчас
острое оружие против реакционного идеа-
лизма и мистики, справаяющих свои дикие
оргии в странах капиталистического Запада,
Мы воспитываем натту молодежь на 0браз-
пах идейной непримиримости к врагам де-
мократии,— этими образцами полны статьи
Белинского. По этим статьям мы учимся
и учим тому, чтд есть подлинный патрио-
THM, революционно-демократический для
прошлого времени, советскай — для наше-
го,— между ними прочная связь и истори“
ческая преемственноеть. Белинекому было
противно всякое проявление низкопоклон-
	ства перед иностраащиной, как оно’ про«
		0 знаменитом «Письме ‘в Гоголю»
В. И. Ленин сказал, что оно подводит «итог
литературной деятельности Белинского».
Герцен назвал это письмо «завещанием»
Белинского.

Белинский писал свой пламенный пам-
флет против Гоголя меныше чем 33 год до,
своей смерти: в июле 1847 года, находясь
за границей в немецком городке-курорте
Зальцбрунне. Он был тяжко болен,. устал,
лечился. Он уже напечатал в. «бовремен-
нике» осуждающую, резкую статью 0 Ени-
те Гоголя «Выбранные места из переписки
< друзьями». Но гнев не остыл. Цензура
не дала возможности сказать полностью и
CO всей откровенностью то, что теснилось
в мыслях и накинело в душе.

Пришло письмо от Гоголя. Пряча под
маской смирения свое раздражение, писа-
тель обличал Белинекого в нетерпимости,
в пристрастии... Нетерпимость! Белинский.
ставил себе. в заслугу. нетерпимость в реад-
пии во всех и всяких ее вилах. Незадолго
хо этого, в феврале 1847 года, он страстно
обрушилея на одного своего слишком «тер-
пимого» друга, на Боткина, именно за то,
Что тот исключал «нетершимость из числа
великих благородных источников силы и
достоинства человечеекого».

Ответное письмо Гоголя взволновало Бе-
лннского, © новой силой возбудило в нем
негодование против всего, что он считал
злом для России, враждебным для развития
своего народа. Он забыл © TOM, что нахо-
‘дитея на лечении, что предпиеан ему вра-
чами определенный режим. Царская цензура
не стояла за его спиной, не ловила каждое
его неосторожное слово, Он дал волю своему
перу. Впервые он. говорил совершенно
свободно, доказывая до конца свои мыли,

Нам близка и дорога идейная нетерпи-
мость Белинского. Мы называем ее. прин-
ципиальностью, партийностью. Онз исклю-
чает оппортунизм, соглашательство, по-
блажки врагу, идейному противнику. 919—
принципиальность революциовера-демокра-
та. Белинского. не остановил ни на минуту
высокий художественный. авторитет ге-
ниального русского писателя. Он He дал
увлечь себя чувству любви к Гоголю, как
автору «Ревизора» и «Мертвых душ», зна-
чение которых он же, Белинский, первый
истолковал русскому читателю. Гоголь
стал  слутой царского самодержавия,
Тоголь выступил © оправданием  кре-
постничества, ©  вобхвалением церкви,
которая верно служит парям,— и кичем
нельзя смягчить вину писателя перед на-
родом, нет для него оправдания... «Пропо-

`ведник кнута, апостол невежества, п0бор-
	Берлинском университете, как это сделал
Белинекий. Подобно молодому Энгельсу, слу-
шавшему лекции Шеллинга и выступив-
шему против него < памфлетом, Белинский
считал величайшим позором для науки про-
иаганду Шеллингом © философской кафедоы
религиозного мракобесия и фатализма. 0т-
ступление Шеллинга от натурфилософии
Белинский назвал изуверством. Именно в
связи с этим Белинский в 1845 году
предупреждал русских ученых: больше все-
го надо беречься мистицизма в науке, так
как мистицизм, внесенный в науку, заета-
вляет признавать бывшим и сущим то, чего
не было и нет.

Охновременно Белинский наносил удары.
	И по «святоотеческой» философии славяно-
	филов (Киреевевкий, Хомяков, Самарин
и др.), являвшихся активными привержен-
цами Шеллинга в России и пытавшихся,
исходя из его философии, повернуть разви-
тие России вспять, к временам донетровекой
Руси.

Белинский высоко ценил положительные
стороны философии Гегеля, он знал ее так,
как мало кто знал ее в самой Германии. Но
после того, когда при проверке этой филосо-
фии в ходе практики действительной жизни
все ее догмы потерпели крах, Белинсзий
решительно рвет с этой философией. «Я дав-
но уже подозревал, что философия Гегеля —
только момент, хотя и великий, но что абсо-
лютность ее результатов ни к... не годится,
что лучше умереть, чем помириться с ними...
он из явлений жизни сделал тени, сцепив-
шиеся костяными руками и пляшущие на
воздухе, над кладбищем» (Письма, т. П,
стр. 212—213). .
		ский.—Д. Б.) чувствует, что границы ли-
тературных вопросов тесны... ему нужна
жизнь, а не толки о достоинствах поэм Пуш-
кина или недостатках повестей Марлинского
и Полевого».

Однако вся несравненная сила критики
Белинского заключалась в том, 910 и в
своих статьях о литературе он умел, несмо-
тря на все рогатки царской цензуры, гово-
рить о том, что накипело в душе, ста-
вить и решать многие и многие наболевшие
общественно-политические вопросы COBpe-
менности. Да и само ниспровержение Бе-
линбким ложных литературных авторите-
тов, яростное изничтожение им всего резк-
ционного, безидейного, пошлого в литера-
туре, что махровым пустоцветом расцвета-
20 в условиях николаевской реакции, бы-
ло формой борьбы и против этой реакции.
Такой же формой борьбы была и страстная
пропаганда Белинским национальных гени-
ев — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, произ-
ведений молодых. писателей «натуральной
Школы».
	Неукротимо боевой, революционный дух,
которым проникнуты литературно-критиче-
ские статьи Белинского, чуветвовали ‘и его
	друзья, и его враги. «Белинский был He:
	что иное, как литературный бунтовщик,
который, за неимением у нае места бунто-
вать на площади, бунтовал в жуоналах», —
писал один из его многочисленных полити-
ческих недругов.

Со всей силой и страстью бунтарокое
существо деятельности Белинского прорва-
лось в его «Письме к Гоголю». Белинский
относился с безтраничным энтузиазмом к
	творчеству автора «Ревизора» и «Мертвых
	душ», выносившего грозный обвинитель-
ный приговор THYCHOMY  самодержавно-
крепюстническому строю. «Я люблю вас со
всею страстью, с какою человек, кровно
связанный с своей страною, может любить
ев надежду, честь, славу, одного из. вели-
ких вождей ее на пути сознания, развития,
прогресса», — писал он Тоголю. Но, когда,
отрокаясь от своего ‘прежнего творчества,
Гоголь выступил с реакционной «Перепи-
ской с друзьями», страстная любовь Белин-
ското сменилась столь же жгучей нена-
BACTHIO. .
	Это письмо явилось ярчайшей вспышкой
того революционного пламени, которого был
	неполнен огненный дух «неистового Висеа-
	риона»,
		За блатородную страстность и прямоту в
отстаивании своих взглядов и убеждений,
за неустанные и напряженные поиски ис-
тины, за гневную нетерпимость ко всякой
фальши, неправде, злу друзья прозвали
молодого Виссариона Белинского «неисто-
вым Виссарионом». Сам Белинский охотно
принял это прозвище как боевое имя. «Я—в
мире боец», — заявлял он. «Это был силь-
ный боец!.. могучая гладиаторская нату-
ра»,.«...это был... трибун», — согласно сви-
летельствовали о нем такие разные люди,
как Герцен и Гончаров. . .

Сохранилея характерный рассказ, в 50-
тором необыкновенно ярко проявились и
задушевнейшие убеждения Белинского, и
BCA страстная «ненетовость» ето боевого
темперамента. Как-то во время великого
поста Белинский зашел ‘пообедать к одному
из знакомых литераторов: <...подают пост-
ные блюда. «Давно ли; = спрашивает
он, вы сделались так богомольны?» — «Мы
едим, — отвечает литератор, — постное
просто на просто для людей». («Людьми» на-
зывали тогда крепостную прислугу.—Д. 6.).
«Для людей? — спросил. Белинский и по-
блелнел. Для людей!?» — повторил он и
бросил свое место, «Где ваши люди? Я им
скажу, что они обмануты; всякий откры-
тый порок лучше’ и челювечественнее этого
презрения в’ слабому и необразованному,
этого лицемерия, поддерживающего невеле-
ства:-Й- вы думаете, что вы свободные лю-
ди? Насодну вас. доску со ‘всеми царями,
попами и’ плантаторами! ‚Прощайте, я сне
eM постного для поучения, у меня нет
людей!»

Да, у сына бедного полкового лекаря,
разночинца, «плебея», как. он. сам с горди-
стью. себя называл, не ..было крепостных
люлей. С гневом и яростью обрупгивался. он.
и НА сам0е «право» владения людьми.

Не случайно перрой же пробой пера сту-
дента Белинского была драма «Дмитрий
Калинин», в которой «со веем жаром серд-
ца, пламенеющего любовью в истине, со
всеми негодованием души, ненавидящей не-
справедливость», ополчилея он против: кре-,
постничества. из

Многое в драме Белинокого было юно-
шески незредо, наивно, романтично, HO в
ней громко зазвучал тот же голое, который
лот за сорок до того раздалея в знаменитом
«Путешествии из Петербурга в Москву»
Радишева, который продолжал звучать
«велед Ралищеву» в «вольных стихах»
Пушкина. Не удивительно, что пьеса Бе-
линского заставила негодовать и ужасаться
университетское начальство. Реакционные
заправилы университета грозили Белин-
скому каторгой и Сибирью, а затем носпе-

шили избавиться от «крамольного» автора
«Дмитрия Калинина», уволив его из числа
студентов. Антикрепостническая пьеса Бе-
линского и антикрепостническое «Письмо к
Гоголю», которое было написано на пороге
смерти и в котором © громовой силой отра-
зились «настроения крепостных крестьян
против крепостного права» (Ленин), яви-
лись нак бы прологом и эпилогом всей 06-
шоственно-литературной деятельности ве-
тикого бойца и трибуна.

Страстная любовь к литературе,  худо-
жественному слову проявилась у Белинско-
TO C самых. ранних лет. Однако литературу
Белинский ценил нз только за  эстетиче-
скую усладу чувств. Литература была для
него хрким и прекрасным выражением луч-
ших сторон духовной жизни народа и, вме-
сте с тем, великой трибуной — мощным
средством воздействия на общественное <о-
	знание, могучим рычагом освободительного
движения,
	В пору николаевской реаклии значение
	а О ОР ЧЕ ge

этой трибуны ое\бэнно возрастало. «Только
	в одной литературе, несмотря нз татарекую
цензуру, есть еще жизнь и движение...»,—
вогклипал Белинский.
	Велика была и роль литературной крити- ! подметил
	Ha протяжении целого столетия Шла
ожесточенная борьба за идейное наследие
Бетинского, 3а традиции, воплощенные в
его творениях, История давно решила этот
вопров, ‘заявив устами вождей ‘большевиете
ской партии — Ленина и Сталина, чт
идейное наследство великого революциовно-
го мыслителя принадлежит революционному
пролетаризту и народным массам России,
пм и только им,

Белинский сыграл выдающуюся роль В
освободительном движении России. Он оста-
вил глубокий след в истории развития рус-
ской прогресеивной культуры, поднял наци-
ональное самосознание русского народа Ha
огромную высоту. Он явился одним из осЕо-
роположников классической русекой фило-
софии Х[Ховекз и родоначальником класеи-
ческой русской эстетики — эстетики кри-
тического. реализма. Его’ революциопнымн
демократическими и  <оциалистическими
идеями влохновлялись русекая литературз,
русское искусство. Революционеры-«тшести-
десятники» © гордостью называли Белин-
ского своим учителем и воспитателем.

Водикнй-Ленин заявлял, что’ Белилекий
является одним из предшественников рос-
енйской социал-демократии. Имя Белинского
великий Сталин назвал в ряду имен лучиеих
сынов великого русского народа.

= р * € % 1

В лице Белинского и Герцена прогрессив-
ная: Россия 30—40-х голов- вышла в азан-
тард философского развития домарксовекого
периода. пройдя путь, который 3a гораздо
более продолжительное время прошли, вме-.
сте. взятые, три таких страны Европы, как
Франция, Англия и Германия: Передовые
русекие мыслители в беззаветных поисвах
революционной теории и’ научного миросо-
зерцания взяли на себя труд синтезирования
всего лучшего, что имелось в развитии. рус-
ской и мировой философской и политической
мысли, и создания ‘единого, органически
елитного мировоззрения, способного служить
делу обоснования прогрессивных обществен-
ных преобразований.

Ках философ-материалист о Белинский
сформировалея в 40-е roy XIX века. По
этого времени его взгаяды на окружающий
мир были идезлистическими. Окружающий
человека мир Белинский истолковывал как
проявление некоей вечной, над миром стоя-
щей, абселютной идем, предопределяющей
заранее судьбу народов. В области политики
он был демократом-просветителем, лелеяв-

‘
	шим надежду на то, что путем нравственного
усовершенетвования личности можно пере-
		Замечательные качества критика-боица,
критика-трибуна необычайно ярко ‘сказа-
лись ‘уже в первой же большой  критиче-
ской статье Белинского, его знаменитых
«Титературных  мечтаниях» 1834 г. Тако-
[0 звонко-молодого, страстного, искренчего
толоса не слышно было до тех пор в на-
шей критике. В то же время эта статья о ли-
	‘тературе прозвучала, как проповедь, как
	пламенный призыв, который должен был
особенно сильно отозваться в сердцах @-
временников в страшные годы еавции.
Проповедь эта была еще облечена в не-
сколько отвлеченные формы, в ней сказы-
вался еще непреодоленный философский
	идеализм, но в ее тоне, в самых ев интона-
	циях яветвенно ощущается автор «Дмит-
рия Калинина»: «Гордись, гордись, чело-
век, своим высоким назначением. Жизнь
есть действование, & действование есть
борьба».

«Действованием» и «борьбой» «для бла-
га ближнего, родины» была вся  деятель-
ность великого критика. Для того, чтобы
наиболее успешно бороться в это «страши-
ное время» с торжествующим самодержави-
ем и крепостничеством, Белинскому необхо-
димо было проделать сложный, порой пря-
мо мучительный процесс выработки, «вы-
страдывания» передового философского и
общественного миросозерцания, передовой
революционной теории.

Открыто проповедывать свои революци-
онные взгляды и убеждения Белинский не
мог. При всей своей пламенной любви к
художественной литературе Белинский не-
однократно с горечью ощущал узость поля,
на котором ему приходилось бороться © со-
циальным и политическим злом. Это чутко
подметил Чернышевский: «On (Белин-

строить общественную жизнь России на но-
	  вых, разумных и справедливых началах.
	Идеологи русского. контрреволюционного
либерализм: и их эсеровеко-меньшевист-
скИз союзники пытались нредставить Бе-
линскоГо, как покорного выученика и посло-
хователя западноевропейских мыслителей,
Так была сочинена версия о том, что фило-
софекая эволюция Белинского была перехо-
дом от Шеллинга к Фихте, от Фихте к Геге-
лю, от Гегеля к Фейербаху и Огюсту Кон-
ту. Раболепетвуя перед Западом и его куль-
турой, они © злорадетвом пибали о «неуетой-
чивости», «шаткости», «нетвердости» убеж-
дений Белинского.

В действительности же Белинский, виког-
ла не удовлетворявигяйся. положительным
содержанием любых Ффилософеких систем,
	‘шел только вперед и вперед, от идеализма к
	материализму и формировался как философ,
преодолевая, критикуя; ведя борьбу © немец-
кими ‘и иными идеалистическими философ-
скими системами.

В действительности Белинский при вы-
работке своего мировоззрения учитывал
прежде всего потребности общественного
развития России и опиралея ка теоретиче-
ский и практический опыт своей страны.
В системе ero твердых убеждений нельзя
не видеть мощного влияния основополож-
ника русской науки Ломоносова, револю-
ционного просветителя Радищева, чудо-
богатырей-декабристов, тениального рус-
ского материалиста Герцена и всей свободо-
любивой предшествующей и современной
ему русской литературы.

Всю порочность, антинаучность и резк-
ционность идеалистического миропонимания
Белинский испытал на себе, когда он в кон-
це 30-х годов совершил серьезную теорети-
ческую ошибку, пойдя под влиянием геге-
левской идезлистической философии нз’ вре-
менное примирение © ‘тогдашней гнусной
российской крепостнической действительно-
стью.

Но по мере того как в конце 30-х ив
начале 40-х годов развертывалось освободи-
тельное движение в. России и, ка Западе,
усиливалась стихийная борьба крепостных
крестьян против помещиков и в обществен-
ное движение все шире и шире стали вовле-
“каться разночинные революционеры, Бе-
линский рептительно и безоговорочно исправ-
ляет свою ошибку и начинает переходить
на позиции революционного демократизма
и утопическото социализма. «Прокли-

наю мое гнусное стремление в примирению
с гнусною действительностию!.. Да здрав-
	Белинского называл своим: учителем ©19
современник Некрасов. Белинский был учи-
телем для Чернышевского и Добролюбова.
Он остается учителем и для советской ли-
Тературы. Он учил писателей быть верны
ми сынами своето народа, любить народ и
верить в CIO силы,— откликаться своих
творчеством на все волнующие BORDOCH
современной им общественной жизни. OH
учил правде в искусстве, той правде, кото-
рая служит народу/— а эта правда входит
составной Частью в советское учение © ©0-
пиалистическом реализме.
	Д. ЗАСЛАВСКИИ.

без борьбы, все то мертво» (Соч., т. IX,
етр. 237).
В противоположность Гегелю, принесше-
му илею отрицания в жертву идее примире-
‘ния, Белинский поовозгласил идею отрида-
ния в развитии общества совершенно зако-
номерной и необходимой, ибо без отрицания
старото новым нет жизни и прогресса, 3
«история человечества презратилась бы в
стоячее и вонючее болото» (Письма, т. Ш
` стр. 186).
		Диалектика была для Белинского «алге-
	блачал Гегеля за бареко-пренебрежительное
отношение к народным массам и з& реаб-
	ционнейнгие политические взгляды, Полч-
	тический идеал Гегеля — прусскую конети-
туционную монархию — Белинский назвал
гнусным.

Серьезную помощь в становлении на по-
зиции философского материализма оказал
Белинскому его друг А. И. Герцен, ранее
Белинского ставший  материалистом. №
1842—1844 гг. относится и знакомство Бе-
линекого © философией Фейербаха, а также
	В. Г. Белинский
	ствует разум, да скроется тьма!» — писал
Белинский Боткину в октябре 1840 года
(Письма, т. П, стр. 163).

Глубоко огознав серьезность допущенных
ошибок, Белинский высоко поднял знамя
борьбы против самодержезно-крепостниче-
кого режима, вновь почувствовал себя
	сильным бойцом в защите интересов угне-
	тенных народных .масе. «Нет, пока рука
держит перо, пока в душе еще не.остыли ни
благородное негодовавие, ни горячая любовь
в истине и благу, — не прятаться, а итти
наветречу этой гнусной действительности
буду я» (Письма, т. Ц, стр. 81).
(бобщая опыт классово-сословной борьбы
не только России, но и ‚Запада, Белинский
все более и более. становилея: не только рево-
		Хотя социализм Белинского не был и не мог
быть научным в то время, HO он органиче-
ски сливалеся в его мировоззрении © револю-
ционным демократизмом и патриотизмом и
весьма благотворно отразился на дальней-
шей эволюции философских взглядов Белин-
ского.

Переход Белинского к революционному
демократизму и утопическому социализму
означал начало его разрыва © идеалистиче-
ских миросозерцанием. Постепенный пере-
ход Белинекого от идеализма в материа-
лизму завершился в середине 40-х годов
выработкой революционно-демократического
материалистического миросозерцания:

Разрыв Белинекого с его прежней «фило-
софекой совестью» сопровождался резкой
критикой всех форм идеализма, и в 0собен-
ности тех, которые имели наиболее широкое
распространение в России 30—40-х годов.
Никто так резко не осудил Шеллинга 3a ero
философию мракобесия еще тогда, когда
Шеллинг только что начал читать лекции в
	Велико значение наследия, оставленного
Белинским. Он отдал всю свою жизнь 6034а-
нию могучей русской демократической куль“
туры. Он глубоко верил в великое будущее
России. Когда профессор Московского уни“
верситета Ф. Морошкин заявил сто лет тому
назад о том, что русские созданы «ютиста-
ми, & не философами‘ и поэтами», Белин-
ский решительно выступил против этого
утверждения: «Мы будем и юристами, 1
римлянами в юриспруденции, но мы будем
и поэтами, и философами, народом артиети-
ческим, народом ученым и народом воил-
ственным, народом промышленным, торго-
вым, общественным» (Соч., т. [У, стр. 321).

Белинский верил и предсказывал, 7
Россия раньше: и лучию других стран р33-
решит социальный вопрос. Его пророчество
	сбылось,

В ЕВГРАФОВ,