8 ИЮНЯ 1948 г., № 160 (10901) ?

O103Y
	4.000 крестьян
	строят HOBBIC дома
	УЖГОРОД. Около четырех ‘тысяч кре
стьянских хозяйств Закарпатья строят
в-нынешнем году дома, Сорок благоустроен-
пых домов будет воэведено в колхозах им,
Димитрова и имени Ленипа, Мукачевского
округа; и в колхозе имени Хрущева, Ужг-
родекого округа.

Государство оказывает большую помощь
застройщикам. Им отпущено 50 тысяч ку-
бометров леса, 6 миллионов штук кирпича
и 5.900 тысяч штук черепипы.

Особую заботу государетво проявило 0
хозяйствах, потерпевших от зимнего павод-
ка. По постановлению Совета Миниетров
	Украинской СОР пострадавшим булет вы-
	дано более двух миллионов рублей долго-
срочной ссуды, выделено большое количе-
ство леса.

Не забывают о бытовых нуждах колхоз-
ников и сельскохозяйственные артели,
В колхозе имени Ленина немало людей, ко-
торые десятки лет батрачили у помещиков
и кулаков, а евоего угла не имели. Прав-
ление артели добивается, чтобы у каждом
колхозника был свой красивый и уютный
дом. В этом году выстроено пять домов,
(«Занарпатская Украина»).

Торжественное. заседание
	Белинского
	памяти В  .
	От колхозников, колхозниц, работников МТС, совхозов и специалистов
сельского хозяйства КЕМЕРОВСКОЙ`! области
	шу С
	Товари

(Окончание. Начало на 1-й стр.)
	Итатский район — расширить посевную
площадь яровой пшеницы на 2.100 гекта-
ров, получить урожай яровой птеницы нз
плошали 10.000 гектаров по 105 пулов с
тектара.

Колхоз «Ленинский путь» — получить
урожай яровой. пшениды на площади 330
гектаров по 150 пудов с каждого гектара.

Колхоз «Трудовая» — получить урожай
яровой пшенипы на площади 500 гектаров
по 150 пудов с каждого гектара.

Звено т. Денисенко, колхоза «Трудо-
вая» — получить урожай яровой ошеницы
на площади 35 гектаров по 180 пудов е
кажлого гектара.

_ Звено т. Чесаковой, колхоза «Врестья-
пин» — получить урожай яровой птеницы
на площади 20 гектаров по 180 пудов с
каждого гектара.

Звенья тт: Гребнева и Кривошеина, кол-
хоза «Ленинекий путь» — получить. урю-
жай яровой пшенапы на плошади 30 гек-
таров по 190 пудов с каждого гектара.

Анжеро-Судженский район — расширить
посевную площаль яровой пшеницы на
1.400 гектаров, получить урожай яровой.
пшеницы на плошади 9.000 гектаров по 105.
пудов и озимой ржи на площали 7.600 гек-
гзров по 110 пудов с каждого гектара. =

Колхоз «Искра» — получить урожай
яровой пшеницы на площади 350 гектаров.
по 120 пулов е каждого гектара.

‚ Колхоз «Передовик» — получить урожай
яровой пшеницы на площади 300 гектаров
по 120 пудов с каждого гектара.

Звено т. Сюткина, колхоза «Маяк» —
получить урожай яровой пшеницы на пло-
щади 15 гектаров по 250 пулов е каждого
гектара.

Звено т. Латникова, колхоза «Передо-
ВИЕ» — получить урожай яровой пшеницы
на площади 15 гектаров по 180 пудов ©
каждого гектара.

Тяжинский район — получить урожай
яровой пшеницы на площади 10.500 гек-
таров по 100 пудов с гектара и картофеля
на плошади 1.000 гектаров по 900 пудов с
каждого гектара.

Вюлхоз «Большевик»— получить урожай
яровой пшеницы на площади 370 гектаров
и озимой ржи на площали 220 гектаров по
120 пудов с каждого гектара.

Звено т. Ворониной, колхоза «Путь к co-
диализму»—получить урожай яровой пше-
ницы на площади 40 гектаров по 180 пу-
дов с каждого гектара.

2. Для того, чтобы получить такой уро-
жай, мы полностью подготовим добротные
семена для посева, в 25 марта высококаче-
ственно отремонтируем все тракторы и при-
цепной сельскохозяйственный инвентарь в
МТС, колхозах, совхозах и подеобных хо-
зяйствах, полностью завезем на весенний
сев горючее и смазочные масла;

Проведем енегозадержание на всей пло-
щади посева озимой ржи, вывезем на поля
2.250.000 возов навоза и перегноя.

Проведем тщательный весенний уход за
посевами озимой ржи — боронование и
подкормку.

`Посеем яровые культуры на высоком

ловье лошадей на 16 пропентов, круппого
рогатого скота на 28 процентов, свиней
на 77 процентов, овеп на 30 процентов и
птипы ва 85 процентов.
	Получить на 100 голов. маточного »пого-
ловья: 55 жеребят, 88 телят, 105 ягнят
и на одну евиноматку 10 поросят.
	Довести удой молока на каждую Фураж-
вую корову в колхозах ло 1.500 литров и
в совхозах ло 2.200 литров. Настричь шер-
сти ло 2.7 килограмма на каждую взрослую
овпу. Метизировать не менее 100 тысяч
голов овеп.

Закончим раннее сплосование KOPMOB 8
сенокошение ло начала уборки урожая и
заготовим на каждую взрослую голову скота
не менее 30 пентнеров-грубых кормов.и 35
певтнеров еочных кормов.

Для создания. хороших условий содержл-
ния общественного скота построим 8
1948 году конюшни на 8 тысяч мест,
скотные дворы на 10 тысяч мест, те-
лятники на 6 тысяч мест, евинарники —
на 20 тысяч голов. кошары на 20 тызяч
мест и птичники на 50 тысяч штук птии.
	По отдельным районам области колхозни-
ки взяли на себя следующие обязательства
по развитию общественного животноводства.

В Гурьевсном районе — получить на
каждые 100 голов маточного поголовья:
жеребят 75, телят — 90, ягнят — 120,
поросят — 1.300. Надоить на Фуражвую
Борову молока 1.600 литров.

В Ленинском районе — получить на каж-.
дые 100 голов маточного поголовья: жере-
бят 60, телят 90, ягнят 110, поросят —
1.100.

В Подунском районе — получить на каж-
бят — 65. телят — 90, ягнят — 120 и по-
росят 1.200. Надоить на фуражную корову
молокз 1.800 литров.

В Тисульском райсне— получить на каж-
бят — 65. телят — 90, ягнят — 115, по-
ровят — 1.100. Увеличить удой молока на
фуражную корову на 600 литров.

В Промышленновском районе — получить
чз 100 голов маточного поголовья: жере-
бят — 65, телят 90, ягнят — 110, по-
роеят — 1.100.

Мы обязуемся в 1 декабря 1948 г. вы-
полнить годовой план сдачи государству’
всех продуктов животноводства: мяса, мо-
лока, выработки и закладки животного. мзс-
ла, яиц и шерсти.

Заверяем Вас, дорогой Иосиф Виссарио-
нович. что мы. трудящиеся социалистиче-,
ского сельского хозяйства Кузбасса, не по-
жалеем сил и труда, сделаем все для того,
чтобы взятые нами обязательства выпол-
нить. с честью.

Да здравствует наша’ Великая Социали-
стическая Родина!

Да здравствует наша славная партия
Ленина — Сталина!

Ла здравствует наш мудрый, любимый
	агротехническом уровне, в лучшие и ежа-
тыв сроки для каждой культуры в отлель-
ности — рыжика и гороха до 5 мая, яр9-
вой пшеницы и ячменя — ло 15 мая, овса и
картофеля — до 20—25 мая.

Зная о том, что собственные сортовые се-
мена являются основой высокого урожая,
большое внимание уделим семенным УчЧа-
сткам с тем, чтобы на них вырастить вы-
сокий урожай и обеспечить в 1949 году
колхозы и совхозы собственными чието-
сортвыми семенами. .

3. Добъемея выработки вз 15- сильный
трактор в среднем. по области не менее 520
гектаров. и на 25 пронентов подвимем вы-
работку на 15-футовый комбайн.
	Булем бороться за дальнейшее енижение
себестоимости тракторных работ, выполве-
ние семенных норм выработки каждым трак-
TOPUCTOM, не допускать перерасхода горю-
чего, экономно раеходуя его в каждой МТС.

Отдельные МТС принимают более повы-
шенные обязательства:

Кузнецкая МТС — довести выработку
на 15-сильный трактор не менее чем до
1.000 гектаров, Сталинская — 1.000 гек-

таров, Кемеровская — 1.000 гектаров,
Елыкаевекая — 850 гектаров, Кулебякин-
ская — 750 гектаров, Горскиновая —

750 гектаров, Зарубинская — 700 гекта-
ров, Усть-Сертинекая — 700 гектаров,

Топкинская — 700 гектаров, — Лебедев-
ская — 650 resrapos,  Промышлевнов-
ская — 650 гектаров, Враснинская —

650 гектаров, Худяшевская — 650 гекта-
ров, Байкаимовская — 650 гектаров.

180 трактористов взяли на себя обяза-
тельства выработать на 15-сильный трак-
тор 1.000 и более гектаров.

4. Обеспечим тшательный уход за посе-
вами картофеля, овощных и зерновых
культур. На всей площади посева картофе-
ля проведем двухкратное окучивание, &
также обеспечим тщательную междурядную
обработку овощных культур.

5. Подымем в этом году в колхозах обла-
сти не менее 270 тысяч гектаров паров.
Организуем хороший уход за парами.
Вепашем не менее 340 тысяч гектаров зя-
би. Такое количество паров и зяби позво-
‘лит нам посеять в 1949 году яровую пше-
нину, картофель и овощи только по парам
и зяби.

Посеем озимую рожь под урожай 1949
года только по сдвоенным, хорошо 0брабо-
танным парам до 25 авгуета.

6. Примем все меры к тому, чтобы весь
выращенный урожай был убран своевре-
менно и без потерь. Выполним государ-
ственный план хлебозатотовов по области к
30 октября 1948 года.

7. Примем все меры по дальнейшему
расширению ‘парниково-тепличного хозяй-
етва и развития садоводства в колхозах,
бовхозах и подсобных хозяйствах области.

8. Выполняя постановление февральско-
го Пленума ЦК ВЕИ(б) по под’ему социали-
стического животноводства, мы обязуемся
	в почетный президиум Политбюро Oh
ВКП(б) вс главе. е великим вождем и
учителём  советекого ‘народа товарищем
И. В. Сталиным,

Браткое вступительное слово произнес
заместитель председателя Всесоюзного ко-
митета. по проведению. столетия CO дня
смерти В. Г. Белинского академик В. П. Вол-
гин. Тов. Волгин подчеркнул огромную лЮ-
бовь, < БОТорой советские люди изучают
творения Белинского, чье имя товарищ
Сталин назвал в своем докладе о 24-й го-
довщине ‘Великой Октябрьской сопналисти-
ческой революции в чиеле лучших сынов
великого русского народа.

(С докладом «Белинский и  современ-
ность» выступил председатель Всесоюзного
комитета по проведепию столетия со дня
смерти В. Г. Белинекого генеральный се-
кретарь Союза советских писателей Союза
ССР тов. А. А. Фадеев.

После торжеетвеняого заседания состоял-
	Вчера в Вюльшом театре Союза СОР co-
стоялась торжественное заседание, посвя-
щенное столетию со дня емерти великого
руеского критика, революционного лемокра-
та Виссариона Григорьевича Белинского.

В ‘зрительном зале — представители
общественности столипы: ученые, писате-
ли, критики, стахановцы, артисты, партий-
ные и советские работники, студенты.

В президиуме заседания — А. А. Фадеев,
В. П. Волгин, М. Т. Айбек, Н. Ф. Бельчи-
ков, И. Г. Большаков, С. И. Вавилов, А. А.
Вознесенский, А. С. Гундоров, А. М. Его-
лин, В. В. Ермилов, Л. Ф. Ильичев, С. В.
Кафтанов, И. А. Каиров, С. М. Бухало,
П. И. Лебелев, Г. Н. Леонидзе, Л. М. Леонов,
ff. А. Михайлов, М, В. Нечкина, И. А. Нар-
фенов, П. Н. Поспелов, М. И. Ролиовов,
Б. ПН: Черноусов, Д. Т. Шепилов, И. В. Шя-
ккн, А. А. Яблочкина, @. С. Тихенов, А. В.

Софронов и другие.
	Бурными аплодисментами встречают
		участники заседания предложение избрать! ся большюй концерт.
	Траурный митинг на могиле В. Г. Белинского
	ЛЕНИНГРАД, 7. (Норр. «Правды»). Ua
Велковом клалбише Ленинграда на «Лите-
раторских мостках», рядом с могилой Н. А.
Добролюбова, покоится прах великого кри-
тика, революционного демократа В. Г. Бе-
линского. Сегодня, в день столетия сс ANS
его смерти, у убранного цветами надгробно-
го памятника состоялся траурный митинг,
на котором выступили от Ленинградекого
универеитета профессор Н. И. Мордовченко,
учительница Н. Н. Житомирова, работник
		завола ° «Электросила» В. Р. БВрючков
и другие.

Затем под скорбное звучание траурной
музыки делегаты общественных организа-
пий, институтов и предприятий Ленинграда
возложили na могилу В. Г. Белинского
венки.

Сегодня же в Ленинграде состоялось тор-
жественное заседание, посвященное памяти
			Выполнили план сева
	ГОРЬВИЙ, 7. (По телефону). Колхозы
Горьковской области 4 июня выполнили
план <ева, зерновых и ‘бобовых культур на
100,8 процента, в том числе колосовых —
Ha 102 процента. Яровой пшеницей засеяно
на 55 тысяч гектаров больше, чем в пр-
илом году. 6 июня выполнен план cepa
ЛЬНА.
		даретвенный план сева яровых культу!

Марийская республика перевыполнила,

Значительно расширена площадь под пше-

нипей. Посевы льна увеличены вдвое. [р-

должается сверхплановый сев гречихи,
—O—~
	Лаборатория
	стахановского труда
	На московекой обувной фабрике им, Вап-
ранова полгода назад была ©сбздана так на-
зываемая, лаборатория стахановекого труда.
Она изучала приемы работы стахановцев и
вносила научные коррективы в организа-
цию их труда. В работе лаборатории при-
нимали участие научные работники Инети-
тута психологии при Академии педагоги-
ческих наук.
	Исследовательская рзбота показала, чт.
	даже у лучших стахановпев фабрики есть
нерапиональные приемы, устранение KATO
рых может дать большую экономию мате
риала и ускорить процессе производеты,

Лаборатория привлекла к. своей работе
молодого рабочем Виктора Федорова, вв
выполнявшего. нормы. Систематичеевая ян-
струвтивная помощь лаборатории нриучвла
Федорова к таким процессам труда, которые
позволили ему’ выполнять норму ва
230 процентов. В’день он кроит 384 пары
и при этом экономит материал на 25 пар
Броя. Такой выработки на фабриве никто
еще не достигал. Сейчас, применяя те xe
методы, столько же продукпии начали [ie
вать старые закройщипы М. Смирнова,
М. Нечаева и Т. Барыкина.

Цервый успех стахановской лаборатории,
которой руководит кандидат педагогических
наук 0. Н. Архангельский, привлек внима-
ние многих спепиалиетов обувной промыш:
	нему находясь на идеалистичесвих поз
циях, восстал на «действительность» и ¢0-
вершил ‘переход-к, диалектике Гегеля, Й, в4-
конец, четвертый, «фейербаховский», кото-
рый ИШлеханов пазывает «четвертым атом
драмы», когда Белинский полностью раз-
рвал с идеализмом и перешел на матерпали-
стическую точку зрения Фейербаха, в звз-
чительной степени утратив будто бы из
лектику. ;

Здесь верно только то, что Белинский в
своем философском развитии действительно
шел от идеализма к материализму.

Но здесь неверно главное. Выходит, во-пер*
вых, что Белинский проходял как бы «с3\0-
образовательную» отвлеченную школу, л
еще у иноземных учителей, а не великую
историческую школу социальной борьбы в
России своего времени. Получается, во-вто-
рых, что Белинский, которого сзм же [1е-
ханов назвал «гениальным сопиологом» и
«одной из высших философских организа-
ций», занималея не выработкой в интере-
сах русского народа и  прогрессивиого
развития своей напии такой тель
которая реально помогала бы решить
реальные нужды, для чего Белинский
и перерабатывал весь теоретический опыт
России и Запада, — а просто челов
рабеки переходил от охного немепкого физо-
софа к другому, прикладывая BX 0т8ле*
ченности к России, в зависимости от 70°
9, у кого он сейчае учится, Получается;
в-третьих, что человек, никогда не зая
мавшийся философией. именно в © 01826
ченном немецком смысле, а всю жизнь 10-
святивший русской литературе, а 9783
литературу— конкретным вопросам с0цизл1-
ной борьбы в Росейи и вопросам руссво!
истории, на этол и через это выражзя св01
философские взглялы, — получается, IT
этот человек в формировании своего MEM
воззрения миновал почему-то всех. русевях
философов, историков и писателей.

В этом взгляде Плеханова на Белинского
отразилея его оппортуниетический взглях,
согласно которому Россия во всем — 0 3
экономическом, и в. политическом отноше“
нии, и в формировании своего революцщион
ного мировоззрения — всегда будто бы 43

и должна итти ведед за Евроной, 8 ee 3H-

сте,

Паеханоз считал, что в «западническом»
кружке, в который вошел молодой Бели“
ский после исключения из университета, 08
Белинский, предетавлял «крайнюю левую»:

Это неверно. Белинский в’ этом дворяЕ-
ском кружке представлял совсем #0806,
отличное от остальных явление. Он бы,
примкнувший к кружку 3а неимением дру-
гого, более прогрессивного, первый passe:
чинец-бунтарь, будущий революционные
демократ и будущий основатель своей
«партни». А окружали его настоящие #
	Вечера, посвященные памяти Белинского,
состоялись в Тбилиси, Сухуми, Батуми,
Кутаиси и других городах и районных пен-
трах Грузии.

В Пензе. у здания 30-й начальной шко-
лы собрались на митинг жители Южного
района города. К зданию школы прикреп-
лена мраморная мемориальная доска с над-
mucho: «Здесь, в Пензенской гимназии
учился великий русский критик В. Г. Бе-
линский с 1825 года по 1829 год».
	членов семьи Ивановых). затем разнообраз-
ные материалы, относящиеся к пребывз-
нию Белинского в Московском универеите-
те, цензурные документы © «Дмитрии Ka-
линине», жанлармские донесения о связях
«неистового Виссариона». с революциенно
наетроенными кружками в Москве и Т. д.

Ряд новых фактов © Белинеком  с00б-
maior публикуемые‘ воепоминания М. Пог-
дина (особенно ценны ‘здесь сведения 06
отношениях Пушкина к Беланскому) и
многочисленные (более 80) письма совре-
менников, извлеченные из архивов Герпе-
на, Огарева, Станкевича, Неверова, Пыпи-
на, Краевского и др.

Спениальный раздел второго тома зани-
мают статьи и публикации, относящиеся
к изучению знаменитого письма Белинско-
го к Гоголю, подлинник которого не сохра-
нился. Главной задачей является установле-
ние научно-проверенного текста этого заме-
чательного памятника.
	ми против нарола, буржуазные либералы в
конце концов открыто выступили против
Белинского, осенив себя ‘флагом религии.

Их эстетствующие подголоски, буржуаз-
ные декаденты, которые стремились в прош-
лом превратить Белинского чуть ли не в
сторонника «чистого искусства» и даже
тщились примирить его с Христом. тоже
	подняли протяв Белинского вой как раз за
	пламенную пропзганду общественного зна-
чения искусства и за воинствующий  ате-
изм, в которому пришел Белинский.

Ленин навеки заклеймил этих господ в
статьях «0 «Вехах», «Еще один поход на
демократию» и во многих других.

Знамя Белинского приняли почти из рук
в руки революционные шестидесятники, та-
кие же, как он, разночинцы. «Учителем»
называли они Белинского. «Да, в Белин-
ском наши лучшие идезлы, в Белинеком
же история нашего общественного’ разви-
тия»,-— писал Добролюбов.

Крупнейший из первых русеких маркси-
стов Плеханов, имя которого также принал-
лежит к лучшим именам русской нации,
развернул теоретическую борьбу за Белин-
ского против его врагов. Плеханов назвал
его «гениальным социологом» и «одной из
высших «философских организаций», когда-
либо выступавших у нас на литературное
поприще».

Но только большевики. смогли до конпа
понять историческое значение Белинекого,
об’яснить то новое, что внесено им в наше
и общемировое теоретическое наследство,
отетоять его наследство OT всех врагов п
сделать достоянием широких Macc совет-
	ского Hapodda.
	Во многих городах страны вчера, в день
100-летия со дня смерти великого критика
и революпионного демократа В. Г. Белин-
ского, состоялись  торжественно-траурные
заседания, собрания, митинги.

В Киеве общегородской торжественный
вечер открыл председатель  республикан-
ского комитета по ознаменованию ‹ юбилея
Белинского писатель А. Е. Корнейчук.
докладом о жизни и деятельности великого
критика выступил випе-презилент Акаде-
мии наук Украинской ССР А, И. Белецкий.
	Институт литературы Академии наук
СССР подготовил к печати два тома «Лите-
ратурного наследства», посвященные Бе-
линскому, я

В первом томе печатается ряд теорети-
ческих статей: И. Сергиевского «Борьба за
наследие Белинского», Jl.  Заславекого
«К вопросу о политическом завещании Бе-
линского», А. Лаврепкого «Мировое значе»
ние критики Белинского» и 5. Bypcosa
«Плеханов и Белинский» (в статье исполь-
зованы новые материалы из плехановеких
рукописей). .

Документальная часть представлена
вновь открытыми текстамв Белинского: пе-
чатаются 27 ранее неизвестных его ста-
тей, рецензий, заметок и два письма.

Второй том в основном посвящен архив-
ным материалам, относящимся к биографии
Белинского. Здесь печатается обширная
неизданная переписка критика с родны-
ми (141 письмо Белинского и_68 ответных
писем отца, матери, брата Константина и
	Оталина. Он наложил печать своих в0ззре-
ний на все развитие русской литературы, и
можно сказать, что она во многом обязана
ему своим всемирно-исторяческим знач6-
нлем, о котором с гордостью говорил Ленин.

Таково историческое звачение Белин-

ского.
. * 8 &

Борьба вокруг идей Белинского, развя-
занная им самим при жизни, еще больше
разгорелась поеле его. смерти. К врагам его.
явным принадлежали: зубры-крепостники
во главе с царем и вся их челядь — выео-
копоставленные попы, гоголевокие чину-
ши, среди них и чинуши от литературы из
числа царских доносчиков;  крепостники
«просвещенные», из лагеря так называемых
«славянофилов», которых, по выражению
Герцена, Белинский «додразнил до мурмолок
и зипунов», в мнимой «народности» их ра-
екрыв лицемерных защитников тех же вре-
постнических порядков.

После раскрепощения крестьян эти две
разновидности открытых врагов Белинско-
го фактически слились в один лагерь охра-
нителей помещичьего вемлевладения, еамо-
державия, церковного мракобесия, в лице
своих духовных  выразителей — прямых,
вроде князя Вяземекого, или с вывертами,
вроде Достоевокого (не говоря уже о второ-
разрядных),— они обливали грязью имя
Белинокого до конца своих дней.

Тайные враги Белинского, буржуазные

либералы, дол пытались извратить его
наследство в духе своих взглядов, прикры-
вавших их постепенное приспособление к
‚власти помещиков, другие выдавали Белин-
ского чуть ли не за сторонника господства
` капиталистов в России.

Немалую роль в этом сыграли бывшие
друзья его, в молодости даже состоявшие ¢
ним в одном кружке, из лагеря так вазы-
ваемых «западников», .с которыми Белин-

‘ский скрестил идейное оружие.

Именно от бывших друзей, временных
попутчиков Белинского пошла фальшивая,
«западническая» легенда 9 нем, как о шко-
ляре, будто бы всю жизнь переходившем из
FAaCCa в ЕЛасе немецкой идеалястической
философии. По этой легонде Белинский пе-
ренимал немецкую науку у них, богатых и
«образованных» друзей Белинского, его
«учителей», но был непоелелователен, чем,
	Два тома «Литературного наследства»
	в 1948 году увеличить в колхозах пого-  учитель, вождь и отец товарищ Сталин!
Письмо обсуждено и принято на собраниях в колхозах, MTC
	и совхозах Кемеровской области.
	Белинский и наша современность”

Виссаррон Григорьевич Белинский ро-
дился в 1811 году и умер в 1848 году. Его
сознательная жизнь протекала в период
самой глухой и зверской реакции после
разгрома восстания декабристов в 1825. ro-
ду. Это была Россия Николая первого, Рое-
сия неграмотная, отсталая, прилавленная
врепостником-помещиком. Но это была Рос-
сия после победоносной Отечественной вой-
ны 1812 года. Росеня, в которой при ка-
жущейся неподвижности многое уже едви-
нулось с места.

Врепостной крестьянин был уже не
прежний,

«Что выдвинуло в 40-х годах на сцену
мужика, что сделало из нем в 50-х первое
липо в литературе? Историки об’ясняют этот
факт влнянием западного социализма и
тлавныхм образом-—валиянием романов Жорж
Занд... — не без иронии писал Горький в
своей «Истории русской литературы». —
Но—это едва ли верно, & если и верно, то
лишь отчасти... интерес и внимание в нему
вызвал он сам, и вызвал грубейшим odpa-
зом, именно, путем бунтов и волнений. Он
занималея этим делом чрезвычайно усердно
	и все с большей энергией».
Победоносная Отечественная война
1812 года, разгромившая Наполеона и
	освободившая порабощенные им страны,
подняла национальное самосознание и гор-
дость русского народа, и это отразилось В
деятельности наиболее передовых 0бразо-
ванных людей. Декабризм был разгромлен,
но появились Герцен, Белинский. Время это
было временем бурного ‹тановления великой
русской литературы:

Передовые люди России не могли не ви-
деть вопиющего противоречия между вели-
чием русской нации, победившей Наполео-
на, ее духовной культуры, творимой бук-
вально на глазах, и крепостническим .уклз-
пом всей жизни, технической и культурной
отеталостью, гнусвой реакпионной ролью,
которую играл паризм внутри и вне стразы.

Этим противоречием в жизни Poceny
об’ясняетсая, что в воззрениях передовых лю-
дей, и прежде всего Белинского, глубокое
чувство патриотической гордоети было так
неразрывно связано © желанием изменить
положение дел в России. ‘

Белинский был самым передовым и наи-

болев сознательным представителем этого
периода развития России.
	* Сокращенная стенограмма доклада в
Большом театре, 7 июня 1948 г. на торже-
ственном заседании, посвящен!ом памяти
В. Г. Белинского.
	никами русской социал-демократии и на-.
звать их так именно в связи с задачей
борьбы нашей партии за переловую, подлин-
но революционную марксиетскую теорию.

В этой мысли о великой роли предшест-
венников партии большевиков Ленин воз-
вращалея не раз. «Марксизм, как единет-
венно правильную революционную Tev-
рию,— писал он,— Россия поистине вы-
страдала полувековой историей неслыхан-
ных мук и жертв, невиданного революцион-
ного героизма, невероятной энергии и без-
заветности исканий, обучения, испытания
на практике, разочарований, проверки, со-
поставления опыта Европы».

Это не значит, конечно, что взгляды ре-
волюционных демократов можно смешивать
с взглядами большевиков или настолько
сближать эти взгляды, как это иногда
делают, что теряется принципиальная раз-
ница между учением Маркса—Энгельса—
Ленина-—Сталина 0б общеетве, историче-
ским. материализмом и взглядами револю-
ционных демократов на общество, с их
материализмом, который не был и не мог
быть до конца научно-последовательным и
революционным.

Но значение ленинских опенок револю-
ционных демократов, как предшественни-
ков большевиков в Росеии, тем выше, что
оценки эти связаны с выражением чувства
величайшей национальной гордоети за то,
что Россия стала родиной самого передового,
указывающего путь миру революционного
движения, ‹ возглавленного большевиками,
и первая опрокинула капитализм.

Как ке высоко должны расценивать мы
деятельность наших предшественников
в свете той великой роли, которую наша
советская Родина играет сегодня во всем
‘мире!

В этом глубокое патриотическое значение
высказывания товарища Сталина, в дви
Великой Отечественной войны назвавшего
Белинского и Чернышевского в ряду людей,
наиболее полно выражающих величие рус-
ской нации.

Белинский; революционный демократ и
великий русский патриот, являетея одним
из корифеев” русской материалистической
философии, на голову превосходившим со-
временных ему мыслитедей. Он является
создателем материзлистической ‘эстетики,
превзошедшей буквально все, что было
создано в этой области до эстетической
теории - Маркеа — Энгельса — Денина —
	Ленин определил Белинского, Rak mper-
пественника полного вытеснения дворян
разночинцами -B русском . освободительном
движении. Взгляды Белинского отразили
растроения крепостных крестьян, интересы
самых широких народных маес России, б0-
ровшихся в условиях крепостного гнета 33
свои элементарнейшие права. «

Белинский был родоначальником рево-
люционно-демовратического движения, ко-
торое особенно развернулось после его смер-.
ти во второй половине пятидесятых и в ше-
стидесятых годах прошлого века.

Характерной особенностью этого движе-
ния было то, что в ‘нем социализм ‘и демо-
вратизм еливались в одно целое. Социализм
был утопический, ибо на основе крестьяч-
ского движения без. руководящей роли рд-
бочего класса никакого социализма завое-
вать нельзя. Но это был утопический социа-
лизм не западноевропейекого, а русского
образца: подкрепленный программой кое-
стьянской революции, с уничтожением са-
модержавия, ликвидацией помещичьего зем-
левладения, разделом земли между кресть-
янами, то-есть программой расчистки снизу
путей для  буржуазно-демократического
строя в России.

Белинский был первым в этом лвиже-
HHK, HO O8 только подошел к программе
крестьянской революции, не успев ее раз-
вить. Позже, своим путем, ве начал разра-
батывать Герпен. Наиболее полно и по-
следовательно развил ее Чернышевский ua
освове движения крестьян з& землю после
царской реформы 1861 года.

Эта программа, несмотря на свои утопи-
ческие стороны, была самой революционной
й самой научно обоснованной программой
буржуазно-лемократической революции из
всех домарксистских программ. В теорети-
ческом отношении это означало, что рево-
люционные демократы поднялись нз самую
высокую вершину, на какую только можно
было поднаться до появления теории истори-
ческого материализма Маркеса и Энгельса.
Белинский, как первый из революпионных
демократов, шел путем мучительных по-
исков, блужданий, ошибок. Но проделал та-
кую гигантекую работу 00 сопоставлению
развития России с другими странами Евро-
пы, по теоретическому пересмотру веего
русекого и западноевропейского наследства
в области философии, истории, литературы
и применения этого опыта в русским осо-
бенностям, что многие стороны его труда
имеют действенное значение и ло сих пор.

Это и дало право Денину назвать Герцена,
Белинского и Чернышевского предшествен-
	Это не означает, что борьба вокруг Ha-
следства Белинского уже прекратилась. Она
идет, и нельзя сказать, чтобы советская
наука © Белинском всегда давала должный
отпор его противникам,
	Источником наших недостатков в этой
области является непреодолевное влияние
неверных взглядов на Белинского. Они вз-
шли свое отражение и в работах Г. В. Пле-
ханова, не преодолевшего ‘некоторых из
буржуазно-либеральных взглядов на Белин-
екого.
	Так, например, ло Плеханову, Белинекий
	собственно; и об’`левяютея его «крайности».   прошел в области философия следующие
	Tak буржуазные либералы и‘ сомвнув-
иеся с ними в конце века либералы-народ-
ники стремились выхолостить из наследства
Белинского его сущность — революционное
содержание, лишить это наследство само-
стоятельного теоретического значения, от-
нять у русского народа этот великолепный
плод его передовой патриотической мыели.

Испуганные революцией 1905  го-
да, открыто заключив C003 © помещика-
	этапы развития. Первый, «фихтеанский»,
то-есть, когда Белинский находилея будто
бы под влиянием немецкого идеалиета Фих-
те и воевал < «действительностью» во имя
«абстрактного идеала». Второй, «гогелев-
ский», тоже илезлистический, когда Белин-
ский примирилея с «лействительноетью»
цод влиянием «абсолютных» реакиионных
выводов философии Гегеля. Третий, тоже
«гегелевский», когда Белинский, юпреж-