` 8 ИЮНЯ 1948 г., № 160 (10901)

ПЕЧАТИ
	Школьные экзамены
	в осБещении городских газет
	i сожалению, газета не поинтересова-
	часъ. причинами такого явления. В самом
деле, ‘почему излишне волнуются, робеют
даже знающие ученики? Очевидно, потому.
	ЧТ на’ экзаменах царит сутолока и учаши-
еся нервничают. Школа должна была по-
мочь им преодолеть страх, вселить в их
сердиа уверенность в свой силы, создать
	спокойную обстановку. Тогда они, наверное,
	чувствовали бы себя спокойно и неприну-
жденно.

Недоумение вызывает заметка под за-
главием «Плохие ответы по Конститупии»,
помещенная в газете «Кулебанский метал-
пист» (Горьковская область). В ней гово-
рится:

«...В школе № 11 проходил экзамен по
Конституции СССР в УНП классе «А».
Экзамен прошел сухо, вяло, учащиеся
долго думали над вопросами, отвечали
слабо, В ответах много путаницы, нет
четкого понимания...»

Критика огульная и не совсем справед-
ливая. Может ли это быть, чтобы целый
Класс, вее ученики до единого отвечали
слабо? Автор заметки утверждает, что они
«долго думали». Можно предположить, что
их очень торопили и это сказалось отрица-
тельно. А газета вместо того, чтобы разо-
браться глубоко в причинах неудовлетвори-
тельных ответов, вместо того, чтобы помочь
работникам народного образования на ходу
Устранить недостатки в организации экза-
мена, печатает непровеоенные заметки, от-
нюдь не помогающие делу.

Некоторые газеты пишут 66 экзаменах
в слащавом тоне. Иные авторы видят и
расписывают лишь внешнюю обстановку.
Вот праздничное убранство классов, пве-
ты всякие, праздничная одежда и т. д. Это
вее очень хоропю. Нельзя, однако, забы-
вать существа дела. Это ведь главное,
первостепенное.
	Ногинская газета «Голос рабочего» (Мо-
сковская область) сообщает в одной замет-
ке, что в школе № 12 четырехклассники
перед экзаменом переживали

«свою ответственность перед страной за

качество учебы».

Пусть лучше газета покажет, чему нз-
учились дети в школе, как проходит экза-
MeH.—— это гораздо важнее.
	Экзамены и переводные испытания про-
водятся из года в год. Уже накоплен бога-
тый опыт всесторонней проверки и оценки
знаний ‘учащихся. Высокая  требователь-
ность к ученикам не только не исключает,
а, напротив, ‘предполагает сердечное, дру-
желюбное отношение к ним. Строгая требо-
вательноеть исключает какой бы то ни бы-
ло формально-канцелярский подход. Речь
идет не 9 послаблениях, не 0 скилке, & 0
справедливости, чуткости и помощи. Между
тем кое-где учащийся, пришедший на экза-
мен в родную школу, встречает подчеркнуто
холодный, черствый, бездушный прием. В
отлельных случаях экзаминалмюры придира-
лись в школьникам, старались сбить их <
толку, чтобы довести до бедственной двой-
ки либо единицы.

`Газеты должны решительно бороться ¢
подобными замашками отдельных экзами-
наторов, унаследованными от буржуазной
школы, бороться < различными извраше-
ниями в организации и проведении экза-
менов.
	ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ
ТАШКЕНТ—СОЧИ
ТАШКЕНТ, 7. (Корр. «Правды»). 0т-
крылось регулярное воздупное сообщение
Ташкент — Сочи. Новую линию обслужи-
вают многомеетные комфортабельные самю-
леты.
	была отброшена Белинским в последний
	период, а наоборот: она помогла ему сфор-
мулировать самые блестящие из своих вы-
	водов в области общественной борьбы и
литературы, как это можно видеть на
«Письме Белинского к Гоголю» и на статье
«Взгляд на русскую литературу 1847 года».

В своем материализме, особенно послед-
них лет, Белинский оставил далеко позади
себя не только буржуазных позитивистов
типа Конта, он находилея и на значительно
более передовых позициях, чем Фейербах.
Белинский был воинствующим атеистом и
ресь — в политике.

В лице Белинского мировая Зилософская
наука имеет дело с крупнейшим явлением,
корифеем русской материалистической фи-
хософии, поднявшейся на наивысшие до
Маркеа философские вершины.
		(0 школах газета, «Голос труда» Алексан-
дивскомю района, Владимирской области
пишет чрезвычайно рехко и донельзя ску-
по. Редакция не знает, чем живет школьный
унр. Начавшиеся переводные испытания и
экзамены напомнили ей о существовании
кол, побудили заговорить о них, Тут-то
013 и обнаружила свою неосведомленность,
(вопомощность и непонимание своих задач,
В одной заметке газета сообщила, что уче-
вики средней школы № 1 «с некоторой
бязнью» шли на экзамен. Газета ровне-
хонько ничего не сделала для того, чтобы
мочь школьникам преодолеть эту боязнь.
{с материалы ие настраивали учеников на
деловой и бодрый лад. В передовой статье
38 18 мая она обращается непосредственно
в детям:

«..Экзамены... это отчет учащихся об их
добросовестной работе за год перед... на-
родом...»

Несколько дней спустя газета писала:

«Каждый ответ учащегося перед экза-
менационной комиссией — это ответ моло-
дого человека перед своей советской Ро-
диной, перед лицом всего советского на-
рода...»

‘(pa такой постановке вопроса даже
ззрслый, видавший виды человек, пойдет на
экзамен с «некоторой боязнью». Немудрено,
о, прочитав эти напыщенные строки в га-
зете «Голос труда», часть детей со страхом
переступала порог школы в дни экзаменов.

Газеты «Голос кольчугинца» (Владимир-
ская область) и «Нарабашский рабочий»
(Челябинская область) перещеголяли алек-
сандровскую. Кольчугивская газета, напри-
уер, провозгласила во всеусльшшание, что

«Экзамены — это не только оценка зна-
ний, но и проверка моральных качеств уча-
ЩИХСЯ...»

(узло быть, если ученик ‘чего доброго
ответит не вполне удовлетворительно, если
‘п спотвнется, то под сомнение будут взя-
ты во моральные качества. Вот до чего
доводит погоня за громкой и звонкой dpa-
‹0й! Подумал ли редактор над смыслом этих
(108 H Hal TeM, какое действие они окажут
Ba виечатлительных детей?

Карабаская газета писала в первый
день экзаменов:

«Школьники, получившие положитель-
ные оценки... находятся в общей шеренге
строителей коммунизма».

Are же, в таком случае, находятся
уники, получившие неудовлетворитель-
ую оценку?

Нужно ли доказывать, что такая стряпня
«кобна лишь породить путаницу в головах
ущихся.

Многие городские газеты неудовлетвори-
тельно освещают ход экзаменов. Нередко
цечатаются бесцветные заметки, написан-
ны равнодушной рукой. Газета «Ржевская
правда» (Калининская область) сообщает:

«В Муравьевской школе выявились
недостатки организационного порядка, В
результате испытания проходят вяло».
Что это за недостатки такие? Почему

Зета не вскрывает их перед лицом всей
®щественности?.; Что надо. понимать под
свами-«нроходят вяло»?. Неизвестно.

Газета «Номмунар» (гор. Ворошилов,
Приморского края) выявила, что

«есть учащиеся, которые недостаточно

твердо отвечают на экзаменах, излишне

волнуются и, зная материал, иногда не мо-
гут правильно его осветить».
		ЧЕРНИГОВ, 7. (Корр. «Правды»). В Coc-
RTROM, (ктероком, Куликовском и других
монах  Черниговокой области начато
стоительетво жилых домов для сельских
	Е СЕНЯ еле,

_ утиелей. В этом году будет сооружено 195
	удущие либералы и кое-кто ‘из будущих
	хранителей самодержавия.

Пора отбросить либеральную легенду,
отрвергнутую еще Добролюбовым, будто
Белинский стал «учеником» в этом кружже.

Белинский пришел в этот кружок, имея
8 плечами антикрелостническую драму
Дмитрий Калинин», написанную под фи-
зкофеким и литературным влиянием преж-
№ ею книги Радищева и ходившег в
бепензурных списках «Горя от ума».
`В идейном багаже гениального сына
уездного лекаря из Чембара были Ломоносов,
Раищев, Пушкин, декабристы, Франпуз-
ские философы-просветители и вся русская
Imepary pa. .

Бединский проходил свой самостоятель”
ный, порожденный реальными русскими
усовиями — и потому не похожий ни ва
немецкий, ни на Французский, ни на какой.
Wyre — путь философекого развития.

Это быт путь искания прогрессивной
тории, способной об’яснить и помочь ре.
щить проклятые противоречия русской
<изни, Это был путь от идеализма к мате-
мализиу и от метафизического до диалек-
тического взгляда на явления. /

В литературной деятельности Белинского
примерно до середины сороковых годов 0с-
нова его философеких воззрений оставалась
иеалистической, & последние ‘четыре или
пять наиболее плодотворных лет эта основа
тада материалистической. Переход произо-
щел не сразу. С самого начала этого пути
TAR называемый «стыдливый» или «ети-
хийный», а с начала сороковых годов все
лее осознающий себя материалист Белин-
can бунтует против идеалиста Белинсь®го,
бунтует все упорнее и, наконец, побеждает
ндезлиста.

Еели бы этото не было в развитии Бе-
инекого, как возможна была бы глубокая
хизненность, ве потерявшая BO многом
своей силы и до сих пор, большинства его
произведений, написанных до того, как он
мал последовательным материалистом.

В статьях о Пушкине (1843—46 rr.)
и именно не в первых, & В последних с0-
вершается вполне сознательный переход на
позиции материализма.

До конца его дней это был лучший пе-
род литературной деятельности Белин-
ского. Этот период был одновременно самым
ярким и последовательным в революциенно-
{емократической деятельности Белинского.

Таким образом, Белинский прошел путь
от идеализма к материализму, путь, проде-
ланный на самых кровоточащих жизнен“
ных вопросах общественной борьбы, путь,
свидетельствующий о самостоятельном и
поистине тениальном уме Белинского.

Что касается «диалектики», то, вопреки
утверждениям Плеханова, она ие только не
	Протесты в Германии против террора
американских властей
	ного опрова — внести вклад в дело обесте-
чения немецкого единства и создания де-
мократической Германии. Это цели,  Еото-
рые поставили себе оккупационные. держа-
вы в Ялтинском и Потедамеком соглашени-
ях и в соглашениях в Союзном контрольном
совете.

3) Народный опросе проводитея тремя
разрешенными партиями— СЕПГ, ЛДИ и ХДС
при поддержке шести. демократических мас-
совых организаций — ОСН, Союза демо-
	кратических женщин Германии,  «Свобод-
ная немецкая молодежь», — об’единение
жертв фашизма, 0б’единение комитетов
	крестьянской взаимопомощи и «Вультур-
бунд» во исполнение решений 2-го немеп-
кого народного. контресса и немецкого На-
родного совета».

Далее в письме заявляется решительный
протест против арестов немецких граждан,
против запугивания, избиений и yrpe3 B
связи с народным опросом.

«Мы требуем немедленного прекращения
этих произвольных, незаконных и антиде-
мократических мероприятий, — товорится
в письме. — Особенно мы  протестуем
против приговоров, которые выносятся не-
мецким антифашистам со ссылкой на статьи
и сообщения известных органов печати.
Этим самым нарушаются элементарные. за-
оны всякого судопроизводства: никакого
наказания без закона».
	БЕРЛИН, 7 июня. (ТАСС); B связи ©
арестами немецких граждан в  американ-
ском и французском секторах Берлина за
активное участие в проведении народного
опроса за единство Германии и справедли-
вый мир председатели президиума немен-
кого Народного совета Вильгельм Ник, Отто
Нушке и профессор Кастнер направили 4
июня Союзному контрольному <овету, а
также командующим четырех оккупацион-
ных держав в Германии письмо следующего
содержания:

«В связи с народным опросом в амери-
канском и французеком секторах Берлина
и в американской оккупационной зоне Гер-
мании до настоящего времени арестовано
48 человек и ‘часть из них осуждена на
длительные сроки тюремного заключения.

Ввиду этото от имени немецкого Народ-
ного совета мы заявляем;

1) Народный опрос за единство  Герма-
нии является законным и демократическим
средством выражения общественного мне-
ния и волеиз’явления народа. Он прово-
дится соответственно определениям  Вей-
марекой конституции и новых конституций
немецких земель.

2) Так как народный опрос, согласно не-
мецкому праву, является демократическим
и законным мероприятием, то он также со-
ответетвует правопорядку, установленному
оккупационными державами. Цель  ‘народ-
					ГАЗЕТА «ПИПЛ,у О
		ЛОНДОН, 7 июня. (ТАСС). Газета «Пипл»
отводит видное место сообщению евоего ди-
пломатического обозревателя под заголов-
ком: «16 стран готовы сказать’ «нет». Ев-
рона стоит перед новым ‘кризисом в связи
с планом Маршалла»,

Дипломатический обозреватель пишет,
что решение палаты представителей США
© ‹окращении ассигнований по «плану
Маршалла» вызвало живой отклик по эту
сторону Атлантического океана.

«В конце недеди,— пишет  обозрева-
тель.— происходили срочные консультации
между 16 странами по вопросу о том, есть
ли смысл вообще принимать урезанную пэ-
мощь, учитывая условия, предлагаемые
Америкой. В последние дни до посольств
16 стран дошли тревожные слухи. Помимо
угрозы сокращения ассигнований. стали из-
вестны новые. детали американских требо-
ваний, и все это вызвало кризис в европей-
ских делах. Америка сопровожлает план
	Маршалла тремя «политическими» условия-
ми. Во-первых, Америка сохраняет за собой
право предложить любой стране девальва-
цию валюты и указать степень девальва-
ции. Во-вторых; Америка настаивает на’ том,
чтобы администратор Гофман имел право от-
казать в помощи в любой момент, «если это
будет соответствовать американским инте-
ресам». В-третьих, Америка навязывает 16
странам условия торговли на Дальнем Вос-
токе с Японией и Кореей.

16 стран считают эти три условия такя-
ми политическими условиями; которые не
должны быть навязаны. В результате этих
препятетвий и последнего сокращения са-
мого займа 16 стран решили организовать
общий фронт. Они считают, что при опреде-
ленных условиях не будет иметь никакого
смысла получать помошь и что для Европы
будет лучше столкнуться с трудностями
теперь, чем принять помощь на таких усло-
виях, которые не гарантируют восстановле-
Hug».

ПАРИЖСКАЯ ПРЕССА ВЫСКАЗЫВАЕТ РАЗОЧАРОВАНИЕ
		НЬЮ-ИОРК. 7 июня. (ТАСб). Вак с008- ] по ассигнованиям против сокращения фон-
	дон на «план Маршалла».

Корреспондент подчеркивает, что обозрева-
тели сомневаются в TOM, чтобы ассигновз-
ния нз план Маршалла были полностью
восстановлены, указывая. на TO, YT, даже
если сенат проголосует за восстановление
	ассигнований. противоречивые законопроек-
	ты 06 ассигнованиях должны будут быть
рассмотрены  об’единенной ‘согласительной
комиссией палаты представителей и сената.
		шает вашинттонский корреспондент газеты
«Нью-Йорк таймс», председатель сенатекой
комиссии по иностранным делам Ванденберг
возьмет на себя инициативу © целью до-.
биться изменения решения палаты предстз-
вителей о резком сокрашении ассигнований
fa «план Маршалла» и на другую «по-
мащь» иностранным государствам. Ванден-
берг заявил, что он попросит, чтобы ему
Бак можно скорее предоставили возмож-
ность выступить перед сенатской комиссией
	самым закрыть CBOH рынки для американ-
ских товаров».

Шарль Ронсак во’ «Фран-тирер» пишет:
«Было опасно строить всю нашу политику
на основе плана, принятого Вашингтоном
сроком на один год. Теперь эта опасность
становится особенно наглядной».

«Так не лучше ли — пишет в заключе-
ние Ронсак,— не садиться в эту дырявую
лодку, которая уже. наполняется водой,
пока мы точно тах же нуждаемся в Восточ-
ной Европе, как в ней нуждается и «план
Маршалла». Ратифицировать  лондонское
соглашение-—9эт0 значит работать без вся-
кой выгоды для себя».

Решение © сокращении кредитов по
«плану Маршалла» является полным про-
валом французской дипломатии, пишет
Пьер Куртад в тазете «Юманите». Фран-
цузекие дипломаты видят теперь, что «они
продали Францию за кусок хлеба... Фран-
цузекое правительство превратило Францию
в наемника под тем предлогом, что за это ее
будут кормить. В конце концов она стала
наемником, но ее не кормят. Наряду с этим,
по заявлению комиссии палаты представи-
телей, «восстановление немецкой экономи-
ки» остается основой американской. полити-
ки в Европе. Трудно придумать более позор-
ный провал. Итти по этому пути еще даль-
ше — это значит полностью погрязнуть в
предательстве»:
	ПАРИЖ, 7 июня. (ТАСС). Ряд париж-
ских газет высказывает большое разочаро-
вание в связи < принятием американской
палатой представителей решения 0 сокра-
щении на 25 процентов кредитов по «пла-
ну Маршалла».

Жан Фабиани в газете elia6epacton»
06060 отмечает тот факт, что сокращение
кредитов должно касаться исключительно
поставок в Европу машин и промышленно-
то оборудования. Сопоставляя это © двумя
поправками, принятыми конгрессом (пер-
вая, предложенная Андерсеном,— 0 сокра-
щении на 50 процентов поставок сельско-
хозяйственного оборудования и вторая,
предложенная Мэрреем,— об обязательной
закупке западноевропейскими странами в
США молочного порошка на 65 миллионов
долларов), Фабиани пишет: «Цель ясиа.
Речь идет о том, чтобы не слишком разви-
вать европейское производство, так как в
случае его полного возрождения оно сможет
конкурировать © американским... Если аме-
риканские депутаты готовы ‘обеспечивать
себе, пусть даже ценой предоставления
кредитов за счет американских налотопла-
тельщиков, рынки сбыта для своих сель-
скохозяйственных и промышленных изде-
лий, то они вовсе не проявляют искреннего
желания предоставлять Европе средства
производства, которые помогут ей 0бой-
тиеь воими собственными ‘силами и тез
	Англо-американские планы создания
	НЬЮ-ИОРК,. 7 июня. (ТАСС). Коррестюн-
дент тазеты «Нью-Йорк тайме» Рэймонд
передает из Эесена, что  англо-американ-
ские власти стремятся ускорить восстанов-
ление добычи угля и производства стали в
Руре © тем, чтобы обеспечить «здоровую
экономику» для предполагаемого прави-
тельства Западной Германии.

Корреспондент сообщает, что после. бесе-
дЫ © англо-азмериканскими чиновниками,
	осуществляющими контроль над добычей.
	угля, и представителями германской адми-
нистрации по’ вопросам угля вице-предее-
датель Международного банка реконструк-
ции и развития американец Гарнер заявил
	  ROPPOCHOHACHTAM, что эсли правительство
Западной Германии будет создано, то «оно
будет иметь право на помощь», и добавил,
что большинство в Международном банке
принадлежит Соединенным Штатам.
	Корреспондент также передает, что, с0-.
	гласно сведениям, полученным из автори-
тетных Источников, два видных эксперта
по вопросам стали прибывают из США и
Англии в Эссен для того, чтобы создать но-
`вую комиссию по вопросам стали вместо
прежнего органа, который был распущен в
результате протестов профсоюзов против
избрания Германа Рейша германским чле-
ном комиссий,
	правительства Западной 1ермании

Берлинские газеты 0 результатах лондонской конференции
	донские решения не смогут в течение лли-
тельного времени препятствовать единству
	Германии, но сначала, судя по всему, Tep- .
	мания будет разорвана на две части».
«Горе немецким. пособникам этого разде-
ла, — сказал далее: Вастнер. — Они несут
тяжелую ответственность перед ‘историей...
Запад принадлежит востоку, как и BOCTOR
принадлежит западу. Мы на востоке дел-
жны сделать все, чтобы быть во всеоружии
& моменту нового об’единения, а. такой. мо-
мент наступит, так как он рии
неизбежен».

Председатель социалистической ‚единой
партии Германии Вильгельм Пик заявил:
«Решения лондонской конференции’ недву-
смысленно направлёны на раздел Германии.
Без ведома немецкого народа и против ете
	воли лолжно быть создано немецкое: западе.
	ное государство, которое 25 лет будет окку-
пировано иностранными войсками. Сепарзт-
ная валютная реформа вызовет увеличение
цен, понижение заработной платы и безра-
ботицу для западного ‘населения Германии:
Эти решения являются тяжелым ударом по
трудящемуся народу. Тем более надо забо-
титьея о том, чтобы через народный опрос
была выражена единая воля немецкого на-
рода в борьбе за единство Германии и спра-
	ши, кроме’ скучного... и несовременного,
прибавим мы». Несовременность была для
Белинского вражением отсталости, прояв-
лением не только отсутствия чувства ново-
го, но и нежелания бороться со старым.
Нал писателями, у которых «мыелию
	управляют слэва, а Не мысли. словами»;
	он издевался немало: «...5 его  пи-
‹ании есть какая-то оригинальность, какой“
то блеск выражения. Но это оригинальноеть
искусственная, это блеск фольги... Все у
него так кудряво, во всем такое изобилие
эпитетов, ‘амплификаций, что неопытный
читатель дивится... этим разноцветным и
блестящим переливам ‹лога,— и его оча-
рование только тогда исчезнет, когда... он
замечает, к удивлению своему, только одно
пухлое самолюбие и одни пухлые слова и
фразы. Это особенно: часто является на За-
паде, особенно с тех пор, как Запад начал
ГНИТЬ.. »
	Можно подумать, что Белинский поистине
глядел в сегодняшний день!

Соответствие формы содержанию было
пятым положением реалистической эете-
тики Белинского. Поскольку форма, ло Бе-
линскому, определяется содержанием, он
ценил все многообразие форм, привносимых
каждым художником, и всегда доводил ана-
лиз произведения до конкретного, далее мель-
чайшего разбор» формы — того индивиду-
ального и нового, что характеризует именно
данного художника.

Мимо внимания Белинского не прошли ни
большие явления — Державин, Крылов,
Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тур-
генев, Гончаров, Некрасов, — ни средние,
ни малые явления литературы. Он писал
не о том, о чем хочется написать, как это
большей частью принято сейчас у наших
критиков-сибаритов, а 0б0 всем, как хо-
зяин, расчищая с помощью литературы и
через нее путь для лучшего будущего на-
рода.

Из всех литературных критиков пропло-
то Белинский ближе всех стоит к нашему
пониманию того, каким должен быть литеё-
ратурный критик, и до сих пор может слу-
жить нам образцом.

Tis воех деятелей прошлого — до рево-
люционеров-маркоистов -—— Белинский  на-
ряду с Чернышевоким о принципам ©во-
им и по характеру больше всего отвечает
духу нашего времени, времени Ленина —
Сталина.
	И столько любви к нашей Родине, к на-
роду, столько дупевной силы и крови серд-
Ца вложил он в свои великие творения, —-
РГО, Можно не сомневаться, они будут жить
и при коммунизме, который мы строии и
построим под водительством Сталина —
нашего Вождя и учителя.

А, ФАДЕЕВ. `
	БЕРЛИН, 1 июня. (ТАСС). Газета «Нейес
Дейчланд» в сообщении,  озаглавленном
«Немецкий ответ на лондонскую конференв-
цию», пишет, что лондонские предложения
направлены на превращение Западной Гер-
мании в колонию американского монополь-
ного капитала. «Не спрашивая немецкий
народ, — указывает газета, — не спраши-
вая население Западной Германии, хотят
отделить от Германии западные зоны и с
помощью односторонней валютной реформы
приковать их — в качестве «семнадцатой
страны» — к обладающим финансовым
господетвом иностранным державам. Не пре-
доставив слова ни одному немцу, в Лондоне
тайно присудили Германию к смерти. Но
нали ‘народ жив, и он это докажет».
	Б ответ на лондонские предложения га-
зета призывает всех немцев принять актив-
ное ‘участие в ‘народном опросе за единство
и справедливый мир.
	«Берлинер цейтунг» в передовой статье
приводит заявления руководящих полити-
ческих деятелей о результатах в
конференции.

Так, по словам газеты, член презилиума
	немецкого Народного совета и член правае-
naa JU (либерально-лемоктатическая пар-
	тия) локтор Кастнер заявил: «Новые лон-   ведливый мир».

WW.
Tb

ware
ACTS.

» 8b
‘a
TBA.
орые

Aa
пары
» BSD.
НИКО
№ 26
в Ne
BOB,
	Крит,
КИ
Bt
yl
	Забастовка железнодорожников в Японии
	нодорожных экспрессов, в которой прини-
мает ‘участие около 100.000 человек.
В забастовке участвует 390 отделений это-
10 союза во всех районах Японии.

ТОКИО, 6 июня. (ТАСС). Как ‹ообщает
агентство Киодо Цусин, в результате про-
вала переговоров < администрацией вчера
началась забастовка рабочих—членов все-
	  японского союза рабочих компании желез-

отношению к народу характер буржуазной   нального состояла в том, что оно включа-   марксистеко-ленинская наука о литературе
власти. но и способность капиталиетов про-   Jo цередовое просвещение (< его всемирным   вобрала: в себя и развила на новой основе.
	( самого начала и ло конца своей: лите-
	опытом), и в этом было глубокое принци-
	власти, но и способность капиталистов про-
давать свое отечество в корыстных классо-
вых целях. «Влалычество капиталистов
покрыло современную Францию вечным
10зором,— писал он в 1847 году, —напом-
нило времена регентства, управление Дю-
буа, продававшего Францию. Англии...
Bee... мелко, ничтожно, противоречиво;
HeT чувства национальной чести, нацио-
нальной гордости...» Можно подумать, что
Белинехий заглянул в сегодняшний день.

Поскольку Белинский не мог подняться
до понимания классовой борьбы, как дви-
жущей силы развития общества, и роли
пролетариата, его представления © разви-
тии общества не могли быть до конца по-
следовательны.

Но, когда в конце сороковых годов под
влиянием крестьянских бунтов началось
некое движение в правительстве, Белин-
ский понял самое существо дела: «Нрави-
тельство не хочет дать свободу крестьянам
без земли, боясь пролетариата, и в то же
время не хочет, чтобы дворянство осталось
без земли, хотя бы и при деньгах».

Революционный демократизм Белинского
не может быть рассмотрен отдельно от ето
патриогизма, ибо опи слиты воедино и пи-
тают друг друга.

Можно сказать, что Белинский принад-
лежит к тем исключительным людям про-
шлого, характер патриотизма которых наи-
более близок нашему пониманию и нашему
сердну.

По Белинскому, каждый народ может <о-
вершить свой вклад в развитие ,человече-
ства не иначе, как в напиональной форме.

И сколько замечательных черт русекого
пзционального хараклера помогла открыть
Белинскому кровная любовь «к плодовито-
му зерну русской жизни»!

Народность; как ее понимал Белинский,
была в его устах самой высокой оценкой
исторического деятеля, писателя, артиста.
Народный для Белинского одновременно зна-
чило и национальный. Белинский видел в
народе носителя лучших черт нации. Би-
чуемые им черты раболепия перед ино-
странным свойственны были людям, сидя-
щим на шее народа.

Это в адрес этих тоспод,— с торлостью
за лучшие творения русской литературы,
вырастающие на глазах его,— бросал упрек
Белинский: «Было время, когда на Руси
ВИктТо не хотел верить, чтоб русский ум,
русский язык могли на что-нибудь 1о-
хиться: всякая иностранная дрянь легко
шла за гениальность на святой Руси, a
свое русское, хотя бы и отличенное высо-.
кою даровитостию, презиралось за то толь-`
ко. что оно русское». Но прогрессивность
	пиальное отличие его от лицемерия «оела-   ратурной деятельности Белинский все более
	вянофилов» .

Белинский раньше и лучше всех в про-
шлом понял всю прогрессивность того фад-
та, что русская нация так рано создала на-
циональное государство, что означало силу
русской нации.
	On же первый 09’яенил многие черты
	реакционной отсталости немцев их затянув-
	шейся феодальной раздробленностью. Имен-
но это понимание роли государства вее вре-
мя толкало его к мысли о необходимости
разрубить противоречие между величием
русской нации и ее противонародным и
косным правительством.
	Белинский глубже, чем кто бы TO HH OHI-
ло до него, понял в истории России ее про-
грессивные моменты: значение победы над
тевтонскими рыцарями, освобождение от та-
	сознательно отстаивал ту точку зрения, что
литература — продукт общества, отражает
и выражает развитие общества. Это первое
положение его эстетики.

С самото начала и до конца своей дея-
тельности Белинский стоит на точке зрения
общественного значения литературы, ее
влияния на общество, ее воспитательной
рели, а во второй, наиболее плодотворной
половине своей деятельности открыто при-
знает литературу оружием в общественной
борьбе. Это—второе положение его эстетики.

«Начиная © Белинского, — говорил
товарищ данов, — все ‘лучшие представи-
тели революционно-демократической русской
интеллигенции не признавали так называе-
мого «чистого искусства», «искуества для
искусства» и были глашатаями искусства
для народа. его высокой илейности и обще-
	Этот взгляд Белинского на искусство ш-
могал ему разбираться в том, какую роль
играет писатель, даже отдельное произведе-
ние, в жизни— прогрессивную или реакци-
онную, за кого и против кого оно направлено.

Он восславил Гоголя — критического реа-
листа, и он же осудил те из его повестей
(поеле «Вечеров на хуторе близ Диканьки» ),
где проявился Гоголь — болезненный фан-
таст и мистик.

Он в первых же произведениях Достоев-
ского, написанных после «Бедных людей»,
почувствовал идейную фальшь и подверг их
беспошадной критике.

Особенность этой критики состояла в том,
что Белинский проверял произведения Го-
голя и Достоевского жизнью и прежде всего
вскрывал несоответствие произведений
жизни, искажение жизни.
	Соответетвие изображаемого жизни, прав-
дивость изображения жизни —— таков был
третий принцип реалистической эстетики
Белинского.

Белинский видел резлизм не в копирова-
нии того, что попадется пох руку, & в отра-
жении существенного, типичного, в свете
идеи, которую это титичное должно выра-
SHTB.

Белинский делал четвертый вывод: ‘Что
содержание в искусстве — главное. «Содер-
жание дает поэту жизнь ero народа».
«Только содержание, & не язык, не слог м0-
жет спасти от забвения писателя».

Рассматрит?ая жизнь в развитии, он в во-
пробе о содержании искусства придавал
особенное значение современности. Нет поч-
ти ни одной его критической работы, где
бы он не говорил о современности. «Воль-
тер прав, сказав, что все роды поэзии хоро-
	Общественно-литературную деятельность
Белинского современная советская паука
делит чаще всего на два периода — демо-
кратически просветительский, длившийся
примерно до 1839 года; и революционно-
демократический, примерно с начала соро-
ковых годов и до конца жизни Белинского.

Первый —= когда он бул бы нв при-
знавал насильственного изменения креш-
стнического строя, а пыталея  воздейство-
вать на всех, в том числе и на крепостни-
ков, пропагандой своих демократических
взглядов, пока не дошел до «примирения <
тнусной  действительностью». Второй —
когда он <о всей решительностью разделал-
ся с0 своим примирением и присоединил Е
пропаганле своих демократических и уже
соппалистических взглядов признание необ-
ходимости народной революционной борьбы
за ликвидацию крепостничества, самодер-
жавия и осуществление социализма в его
понимании.

Это не вполне точно.

Самое главное в том, ‘что Белинский
всегда был антикрепостником.

И признавал он возможность насиль-
ственного вмешательства в «гнусную дейст-
Рительность» не <о второй половины ‹03н4-
тельной жизни, а с юности, со времени на-
писания антикрепостнической драмы «Дмит-
ий Калинин».

Из сопоставления опыта России с опы-
том запалноевропейеких стран Белинский
	‘приходил к предположению, что Россия то-
	же должна пройти путь капиталиястического
развития.

Но из опыта тех же западноевроней-
ских стран и Соединенных Штатов Амери-
ки он видел большую разницу, если упот-
реблять его выражение, между «буржуазия
в борьбе» и «буржуази торжествующей».
	TADCROMO ига и польской интервенции, 4   ственното значения».
	особенно значение Отечественной войны
1812 года, и он восславил таких деятелей
в шошлом России, как Александр Невский,
Дмитрий Донской, Минин и Ножарский,
Кутузов.
	0н понял прогрессивную толь Ивана
	Пюозного в создании русского государства,
& особенно роль Петр» Великого. Но пора-
зительный демократизм Белинского позво-
лил ему подметить и отрицательную CTopo-
ну петровской реформы: по мнению Белин-
ского, реформа породила и обезьянничание
У заграницы, породила потому, что была
произведена только «сверху».

Известны высказывания. его 0 том, что
Россия сумеет лучше разрешить социальный
вопрос и будег давать законы науке и
	искусетву, принимая «благоговейную дань   вскрывал
	уважения от всего просвещенного человече-
ства». Эти высказывания не были только
пророчеством, они имели для Белинского
свое историческое обоснование.

В лице Белинского в условиях крепост-
ной России был загнан в гроб крупнейший
тосударственный деятель нового демократи-
ческого типа.

Только в нашем советском патриотизме
навсегда исчезли противоречия, мучившие
Белинского. Ибо слились воедино народ и
его социалистическое государство. Й вся
деятельность народа, руководимого великой
партией большевиков, деятельность, направ-
ленная на укрепление социалистического
тосударства, стала выражением веемирно-
исторической задачи освобождения  челове-
чества. +

„ #*

Белинского смело можно назвать осново-
положником эстетики классического реализ-
ма, самые существенные стороны которой
	В своих статьях и письмах Белинский 0ле-  ко, что оно русское».
	стяше вскрыл не только угнетательский по! понимания Белинским народного и нацид-