кино
	Шо страницам

ВАЖНЫЙ РЕЗЕРВ
		—щ Цветение ржи началось. Товарищи
звеньевые! Успешно проведем искусствен-
ное опыление! — с таким призывом обрз-
тилась газета «Курская правда». к колхоз-
никам своей области,

Искусственное опыление ржи — весьма
действенный способ повышения урожайно-
сти. Этим устраняется череззерница; А она
нередко достигает больших размеров. (0-
бенно большой бывает череззернина в такое
лето, когда цветение ржи совпадает с хожд-
ливой погодой. Нередко в таких случаях
недобор зерна достигает 25 процентов.

В прошлом году многие колхозы дополни-
тельно опыляли рожь по 2 — 3 раза.

Газета приводит интересные ланные:
	«Колхоз имени Фрунзе, Корочанского
	района, от искусственного опыления на

площади 142 гектара получил дополни-

тельно 248 центнероз. ржи».

Недавно исполком Курекого областного Co-
вета депутатов трудящихся принял решение
провести в этом. году искусственное опыле-
ние ржи на всей плошади посевов. Опыле-
ние долгкно быть проведено не менее двух—
	трех раз и в первую очередь на семенных
	участках.

Колхозы южных районов уже проводят
массовое опыление. Из Микояновки  сообща-
ют, что

«в артели «12 годовщина Октября» на

сортоучастке в 12,5 гектара опыление

произзедено два pasa. Приступают

к этой работе и многие другие колхозы,

Всего в районе, по предварительным
данным, опылено 680 гектаров ржи».

В специальной статье газета раз’ясняет,
как нало проводить искусственное опыление.

Широко развернулись работы по искус-
ственному лодпылению хлебов в Мелито-
польщине. Опыту этого района газета
«Большевик Запорожья» ‘посвятила не-
сколько материалов в одном из последних
номеров. Прелселатели колхозов. агронамы,
бригадиры, звеньевые, подчеркивая важное
значение этого ‘агропрвема, рассказывают,
как широко и повсемеетпо он применяется.
Там, где закончено опыление ржи, готовятся
к опылению люперны, кукурузы, проса,
похсолнечника. Всего в районе искусствев-
ному лоопылению булут подвергнуты посе-
вы на плошади 17 тысач гектаров.
	‚ Значение этого. чрезвычайно простого аг-
	ротехнического приема очень велико. Скоро
запветет рожь в центральных областях
страны, на Урале и на Востоке, Надо по-
всеместно помочь колхозам и совхозам орга-
низовать массовое, искусственное опыление
ржи.
		ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НЕМЕЦКИМ
МОНОПОЛИЯМ
	вестно, в рурской угольной промышленности
даже не было и намека на декартелизапию,
& был созлан центральный орган. во главе
воторого стоит американский угольный маг-
нат. Делами немецкого угольного управле-
ния руководят политически скомпромети-
рованные немепкие промышленники.
Более двух месяцев назал генерал Клей
дал начальнину американского отдела по
хекартелизации Ричарлу Бронсону устный
приказ прекратить разукрупнение неменких
промышленных монополий (которое. впра-
чем, как следует и не начиналось в амери-
канской зоне). Правда, генерал лей за-
явил, что этот приказ не касается’ промыш=
ленности товаров пирокого потребления. но
в ней концентрация никогла не имела столь
опасных. политических последетвий, как в
тяжелой индустрии. :
Следуя приказанию своего начальника,
мистер Бронсон сделал своему штабу «раз’-
яенение», что вертикальные экономические
об’единения и монополии вообще ебответ-
ствуют правилам и не лолжны устраняться.
Логическим следствием этой коннепиаи
является фактическая ликвиляпия отдела
	 дебартелизации при американской военной
	администрации в Германии, в котором сей-.
Час занято всего несколько незначительных
канцелярских служащих. Можно ли удив-
ляться, что газета «Нью-Йорк таймс». ссы-
лаясь на «хорошо информированных чинов-
ников военной администрации», сообщала в
тем, что директора промышленности «И. Г.
Фарбенинлустри» в Бизонии уже восстано-
вили порванные связи и разработали пла-
ВЫ для того, чтобы в`скором времени вновь
открыто оперировать в качестве треста.

Необходимо! представить себе последствия
этай американской политики. Она означзет
отказ от политики Рузвельта и Потсдамского
соглашения, в котором союзники в августе
1945 года ясно заявляли: -

«В практически кратчайший срок гер-
манская экономика должна быть депентра-
лизована с целью уничтожения существую-
щей чрезмерной концентрации экономиче-
ской CHIE, представленной особенно
в форме картелей, синдикатов, трестов и
других монополистических соглашений».

Вместо того, чтобы выполнить это ими
самими подписанное соглашение, политияе-
ские деятели и генералы из Вашингтона
восстанавливают мощь промышленных 6б3-
ронов, которые всегла боролись © профсою-
зами, уничтожили Веймарскую республику
и представляли собой острие копья герман-
ского милитаризма.

В Лондоне американской делегации уда-
лось добиться отказа от социализации рур-
ских шахт и настоять на участии американ-
ского монополистического капитала в не»
мецкой сталелитейной и угольной промыш-
ленности. Бурная радость царит во дворнах
прежних господ Германии, которые теперь
вновь намерены руководить немецкой эко-
номикой и немепкой политикой в союзе с
Уолл-стритом».°
	БЕРЛИН, 10 июня. (ТАСС). Газвта
«Лейчланле штимме» опубликовала нелавно
статью Алберта Норлена «Дуэль за рурскую
сталь».

«Тат, кто хочет знать, почему лонлон-
скив переговоры между представителями за-
падных держав о сульбе Запалной Германии
длительное время были безуспешными. —
пишет газета, — должен прочесть орган ав-
глийской военной администрации в Герма-
нии  гамбургекую газету «Ди вельт» от’ 15
мал. Там он найдет следующие утвержде-
НИЯ:

«Влюч в пониманию американской поли-
тики в Западной Германии лежит. в интёре-
се, который проявляется американцами. к
вемепкой химической, стальной и угольной

промышленности, формально еще не имею-
щей владельпев. Межлу тем доллар стал
контролирующим фактором».

Яснее выразиться нельзя: сувереном пад
ключевыми отраслями промышленности в
Западной Германии является доллар. Заявле-
ние газеты «Ди вельт» звучит как призыв
0 помощи, чем оно и является в лейства-
‘тельности. Ведь за кулисами антисоветского
единства межлу Лондоном и Вашингтоном
разыгрывается ожесточеннейшая дуэль. ко-
торая в вопросе о Палеетине проявляется
внешне, а в`вопросе о Западной Германии
ведется за закрытыми дверями, но с не
меньшим ожесточением.._
	В нашем распоряжении, указывает
«Дейчландо штимме», имеется протокол за:
седания англо-американского контрольного
органа от 14 апреля во Франкфурте, на ко-
тором произошло бурное’ столкновение ме:
жлу генералами Клеем и Робертсоном.

Клей возражал против предложенного Ро-
бертсоном отчета о разукрупнении концер-
нов железоделательной и сталелитейной
промышленности Западной Германии. Еели
Клей ничего не имел против того. чтобы ис-
пыталные при гитлеровском режиме «верт-
виртшафтсфюреры» и их подручные были
поставлены во главе железолелательных и
сталелитейных фирм, то он протестовал про-
тив самого факта разукрупнения. Амери-
канский генерал ясно высказался за новую
конпентранию этих решающих отраелей
прамытшленности. Клей настойчиво потребо-
вал участия американцев в управлении же-
лезоделательной и сталелитейной промыш-
ленностью. Он заявил, что американское
	правительство никогда ве согласится с прел-
	ложенной англичанами программой, соглас-
но которой липа, несущие ответственность
за  декартелизапию, руководят  собетвен-
ностью и делами немецкой промышленно-
сти.
Затем Клей, как говорится. «выпустил
кота из мешка». Он потребовал. чтобы воз-
никпгие вследствие разукрупнения OTHOCH-
тельно небольшие промышленные фирмы
были снова об’единены и вся железодела-
тельная и сталелитейная промышленность
была организована по примеру угольной
	промышленности Рурекой области. Вак из-
	местных газот
	состояния складских помещений, недобросо-
вест_ой работы кладовщиков на некоторых
предприятиях, сообщает газета, допускают-
ся потери и порча материалов.

В ведении клаловшика Алапаевского ме-
таллургического завода Барышникова не
сыпучие и HO жидкие вешества, & желез-
ные формы для выпечки хлеба, И все же за
короткое время у него образовалась вело-
стала на 18 тысяч рублей. Здесь же; у кла-
довшипы Мельниковой, нехватает чугуна,
Бровельного железа и лопат на несколько
тысяч рублей. .

В иных случаях и руковолатели пред-
приятий мало беспокоятся о порялке wa
складах, мирятся © бесхозяйственным хрз-
ненлем материалов, плохо борются © поте-
пями. На том же заводе имени Калинина,
па словам начальника центрального оклада
тов. Лоханева, еще многое нало сделать для
улучшения хранения государственных пен-
ностей, 5

В складах Алапаевского завода занята
большая группа люлей. Но руковолетво. за-
вола и общественные организации о них по-
чему-то. забывают.

«На, претензии, запросы и нужды кла-
довщиков руководящие работники завода
почти‘ не огзываются. ‘

„.На одном из совешаний 33 кладовшика
взяли сониалистическое обязательство,
Они выразили желание развернуть между
собой индивидуальное социалистическое
соревнование. Олнако ви  завком, HH
партком эту инициативу не возглавили».
«Уральский: рабочий» правильно“ полчер-
кивает, что

«кладовщик — это страж государствен-

ных, народных ценностей...

Порядок, в склалском. хозяйстве —
важное условие в борьбе за рентабель-

HOCTh производства»,
	ТАМ, ГДЕ БЫЛИ
«БЕЛЬЕ ПаТНА»

«ЗОЗБРАЩЕНИЕ С ПОБЕДОЙ,
	Победоносная борьба советского народа с
птлеровскими оккупантами вдохновляла и
бует вдохвовлять советских хуложников.
Эюй теме посвящен и новый хуложествен.
лый Фильм «Возврашение с побелюй», по-
ставленный Рижекой киностудией по пьесе
wrecTHord латышского писателя Вилиса
Даписа.

фильу показывает самоотверженную
борьбу трулящихея Латвии с неменкичи
захватчиками за честь и пезависимость го-
ветекой Родины. В молодой Советской Лат-
вийской республике, незалолго 10 гитлеров-
свого нашествия воссоединенной с ве-
зикем Советским Союзом, эта борьба upn-
обретала свои особенные черты. Гитлер.
mesma в буржуазной Латвии агентуру,
перел нападением на Советекий Союз навол-
низ республику резнаентами из прибалтий.
скл неупев. В лни войны это затрудняло
ммавертывание партизанской борьбы и рз-
{оту большевистского полполья.

По вет в мире силы, которая бы сломила
волю советских людей. В лесах, в рабочих
поселках, на хуторах, в горолах действовали
уногочислевные — партизанские = отрялы.
Дезорганизуя фашистский тыл, латвийские
партизаны приближали час освобождения
стаей Родины, посильно помогали Советской
Аруии, в рялах которой храбро сражались
в латышские части.

Таков историчеекий фон, на котором раз-
вертывается лействие фильма «Возвращение
с победой». Ценность этого Фильма прежле
всего в том, Что он правтиво передал кар-
тиву партизанской борьбы в Латвии. пока-
341, Как отвАЖНЫМ латвийским рабочим.
крестьянам, лесорубам и бзтракам, об’ели-
CORA BH сплочевным латвийскими больше-
впками в партизанские огряды, прихолилось
сажаться как бы ва лва фронта: с немеп-
кии Фаптистами, их ваймитами из срелы
затышекой буржуазии и с тайными аген-
аи гестапо, прюликавтими в партизан-
кую среду и часто ловко маскировавти-
упея в личиНУ борпов и воинов. Напряжен-
вый сюжет фильма заставляет нае ‘внима-
тельно слетить за событиями. развертыва-
эшимися на экрале. Сюжет этот не вылу-
узн, Он был подсказан художнику реальной
обстановкой тех лет.

He etont поло9бно пересказывать солер-
хание фильма. В нем ярко, с любовью на-
риговяны герой (течественной войны и пре-
хр всего простой латытлекий крестъячин.
toveomoren Август  Гриезе, начинающий
ьбу в рядах Советской Армии. а потом.
	* Новый фильм, Производство Рижской
мулии художественных фильмов. Спена-
рий М. Блеймана и К. Меаева по пьесе
В. Лациса «Побела». Постановка режиссера
Александра Иванова. Гл. оператор — Эдуард
Тиссэ, композитор — А. Лиепинь.
		эвлеветавный предателем, вынужденный
Изменить свое имя и снова прославивший-
ся, как аегензарный паргизав Ерум. Эту
слижвую роль хорошо играет артист А. Ди-
митер. Тепло рассказано в фильме но мате-
ри Гриезе (актриса Д. Шоильберг)— простой
Латышекой крестьянке, свято хранящей
в своем серлие воспоминания о муже —
борце за молодую Советскую республику,
убитом белогвардейцами. —Запомиваются
Также образы честной, мужественной де-
вушки Бируты (актриса В. Тине), сражаю-
щейся в латьшиеких частях Советской Ар-
мии и проносяшей свою зюбовь к Августу
через все испытания военных лет, и комис-
сара партизанского отряда Драулиня (артист

млиниек) — старого воиня, революпио-
нера, сподвижника Феликса Дзержинского.
‚ достаточной убедительностью обрисованы
й Браги: эсэсовский командир барон Будберг
(артист Г. Зоммер) и тайный агент гестапо
Нагла (артист 9. Зиле).

Но злесь следует сказать и об одной верь-
езной неудаче постановщика фильма. Образ
пусского партизана Мельникова (артист

Волков), сражающегося в латытиском от-
ряле, получилея бледным и неубелительным.

Русский народ — старший брат в равно-
правной семье советских наролов—показал
в дни Отечественной войны примеры вели-
колепного мужества, стойкости п безгранич-
ной любви к своей советской Родине. Рус-
ские партизаны, ‘сражавитиеся в Советекой
Латвии, передавали латышеким собратьям по
вружию свой большой боевой и революцион-
ный опыт, служили им примером отваги.
боевога мастерства и умения, влохновляли
на борьбу. В трактовке образа Мельникова
режиссер-постаповтик Алексанлр „Иванов
вопреки истобичеекой правле принизил этот
пбраз, духовта обетнил его.

нелочетам фильма слелует” отнести
также и нелостаточно яркий показ пойбел-
ного возврашения Спветской Армии. Ието-
рия говорит о том, что, преследуя огрызаю-
щегося врага, Советская Аруия вернулась
в Латвию во всеоружии своей. боевой и
технической моши, покрытая славой, непо-.
бедимо могучая. Режиссер А. Иванов й one-
ратор 9. Тисез лолжны были найти пля.
показа этого исторического момента более
Убетительные крагки. .

Фильм «Возврашение с побелой» — Оле.
из новых свидетельств роста напиональ-
ного советского киноискусства в. прибалтий-
ских республиках. Оп еще раз говорит о
плодотварности творческого сотрулничества
мастеров напионального искусства с масте-
рами русского искусства, сотрудничества,
уже столько раз приносившето обильные
плоды и еще раз оправлавшего себя в этом
	фильме.

Б. ПОЛЕВОЙ.
			28 мая 1948 гола исполнилось лесять
лет со дня образования Мурманекой обла-
сти. Трудящиеся ‘Мурманска, Мончегорека,
Кировска и других городов и сел области
отметили эту дату новыми победами в борь-
бе за выполнение пятилетки в четыре
года.

Областная газета «Полярная правда» по-
святила этому субытию <пениальный но-
мер. Она напечатала: карту области, рял ин-
Тересных статей, рассказывающих в чудес-
ных преобразованиях там, гле были «бе-
лые пятна».

Интересна и’ содержательна  странипа,
озаглавленная: «Сталин сказал — совет-
ские люди сделали». В годы сталинских
пятилеток на Вольском полуострове постро-
exh горола: Кировск, Мончегорск, поселки:
Мурмаши, Нивский, Кильдинский, Апатито-
вая гора и хругие. Восстановлен  поселов
Никель, разрушенный в годы войны.

Мурманская область дает стране никель,
апатиты, рыбу, консервы и другую про-
ДУКЦИЮ.

Неувлонно растет промышленное произ-
BOACTBO, развивается сельское хозяйство,
знаменуя собой патриотическое стремление
трудящихея области быстрее залечить раны,
наяесенные войной. Выпуск валовой про-
дукпии промышленности в 1947 голу пре-
высил ловоенный уровень,
	из Главмашчермета»
	И КЛАДОВШИКАХ
	Работники склада Уральского завола име-
ни М. И. Калинина за четыре месяца этом
rola в результате умелого хранения
сумели сберечь 1.800 килограммов бензи-
на и около двух тонн масла. Злесь умеют
бережно хранить государственные ценности.

Но везле ли так? Газета. «Уральский. ра-_
	«Глушители критики
	й. Ираминов. Второй фронт. Записки со-
втского военного корреспондента. Издатель-
во «Советский писатель», 1948 г., 222
tt), цена 6 руб.— Автор книги продолжи-
тельное время наблюлал военные дейетвия
англо-америкаяских войск на. фронтах
второй мировой войны ‘в Западной Европе
п проделал с ними весь путь от берегов
Нормандии ло Эльбы. Записки основаны на
дневниках корреспондента.

Александр Яшин, Стихотворения и псз-
мы, Архангельское издательство, 1948 r.,
410 стр., цена 15 руб. 50 коп,— Сборник
держит произведения различных лет. 0ео-
ый разлел составляют стихи о послевоен-
Ноу труде колхозной деревни. .

В, В. Докучаев. Учание о зонах природы.
[играфгиз, 1948 г., 64 стр., цена 1 руб.
60 гоп.— В настоящем излании собравы
творетические статьи великого русского
	МИНСК, 10. (Корр. «Правды»). ОтЕры-
145 новая ариалиния между столицами
Белоруссии и Латвии. Самолеты из Минека
		географа и почвовела, посвященные учению
0 естесгвенно-исторических  (географиче-
ских) зонах.
	9. М. Мурзаев. Монгольская народная
республика. Физико-географическое описа-
нпе. Географгиз; 1948, г.,. 314 „стр.; цена
10 руб.

Демократическая республика Вьъет-Нам.
Документы и материалы. Перевол 3. Якоби.
Государственное издательство . иностранной
литературы. 1948 г., 64 стр., ценз 2 руб.
75 коп.— Читатель найдет в книге декла-
рапию везависимости, конститупию демо-
кратической республики Въет-Нам и другие
документы и матераалы.
	Л. Гольдберг и Л. Аллев. Атомы, звезды и
туманности. Перевод © английского проф.
Б. А. Воронпова-Вельяминова. Гоетех издат,
1948 г., 284 стр., пена 6 руб. 50 коп.
	на Ригу отправляются три pasa в неделю.
Расетояние между этими городами они по-
крывают за два часа.
	ФРАНЦУЗСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК СБ АНГЛИЙСКИХ КОЛОНИЯХ
В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ
	ПАРИЖ, 10 июня. (ТАСС). Еженедель-
ник «Аксьон» опубликовал. статью ‚своего
специального нью-йоркского корреспонден-
та под заголовком «Маршалл и Латинская
Америка против Великобритании».

Как указывает корреспондент, во’ время
официозных переговоров, которые состоя-
лись во время пребывания Маршалла в Бо-
готе, он ясно заявил представителям Гвате-
малы, Чили и Аргентины, что правитель-
ство Соединенных Штатов будет‘ расематри-
вать как справедливые претензии Гватема-
лы на Британокий Гондурасе и претензии
Аргентины и Чили на Фолкленлекие острова
и пограничный с ними сектор Антарктики
между 25-м и 90-м меридианами Гринвача.

Маршалл обещал, что влияние американ-
ского правительства будет якобы поставлено
на службу этим требованиям и что, хотя хля
него невозможно немедленно подвергнуться
риску ухулшения отношений с Англией, оно,
не поколебляеъ, открыто окажет им поддерж-
ку в случае бльгопраятных обстоятельств.
	ны

ский концентрационный лагерь УП-А.
Здееъ-то и началась его карьера.

Он быстро приспособился к фашистекому
режиму; угодливостью и раболепием он сни-
СЕал себе 060б0е расположение гитлеровских
хандскнехтов. С их благословения и написал
он в концлагере пресловутый «Ёвартет нА
конец мира». Страх и отчаяние породили
это патологическое «произведение», хан-
жески проповедующее «блаженство» рабъего
смирения.

Заумную музыку квартета Мессиен сам
«поясняет» цитатами из апокалипсиса, ми-
стическими заклинаниями и фарисейскими
рассуждениями о божественных звуках «ли-
тургии кристалла» (7!); о: «гармоничной ти-
шине неба» (это в 1941 году, в фашистеком
конплагере!), «о непорочном свете и вен-
HOM покое. итп
	A через некоторое время господин Мес-
сиен преблагополучно вынырнул и оказался
прямо в оккупированном немпами Париже,
гле исправно сотрудничал с гитлеровнами.

И вот ныне реакционная критика Запад-
ной Европы и Америки, захлебываясь от ми-
стического восторга, провозтласила Месеие-
	на «мессией», музыкальным пророком на-
	стоящего и будущего. Мессиен и группи-
рующиеся вокруг него композиторы ведут
разрушительную работу, уничтожая лучшие
традиции реализма и народности в музыке,
возрождая средневековое мракобесие и по-
цовщину, шантажируя слушателей своим
«музыкальным` шаманством». «Квартет на
конец мира» Мессиена, так же как его «20
взглядов на младенца Христа» («поэма» для
фортепиано), «Литургия божественного пре-
осуществления» и другие «потусторонние»
произведения являются утонченными 06-
разцами воинствующей музыкальной реак-
ЦИИ.
	Це удивительно, что трезво мыеляшие
французы должны признать, что «состояние
музыкального искусства во Франции весьма
плачевно» и ‘что «свобода музыки нахолит-
ся при смерти». Это послелнее утверждение,
как мы видели, нужно полностью отнести ко
всей современной буржуазной музыке ка-
питалистических стран.
	В 1922 гоху Ленин пясал: «Старая бур-
жуазная и империзлистская Европа, Ео-
	торая привыкла считать себя пупом земли,
	загнила и лопнула в первой империалист-
ской бойне, как вонючий нарыв. Вак бы
	Можно себе предотавить, продолжает
корреслюндент, какое раздражение: эта ‘по-
зиция должна была вызвать в английских
дипломатических кругах. Перейдя к. дей-
ствиям, английское министерство иностран-
ных дел обратилось во второй половине
апреля © нотой к правительствам СПА,
Гватемалы, Аргентины и Чили, в которой
территориальные требования стран ЧЛатин-
ской Америки подверглись резкой критике.
Британское правительство  олновременно
об явило, что оно намерено передать спор в
международный трибунал в Гааге.

В ответ ‘на этот протест Гватемала,
Аргентина и Чили пряшли к соглашению
передать вопрос о лаквидации европейских -
колоний в Южной Америке в Организацию
05’единенных Наций,

Нет сомнения, пишет в заключение кор-..
респондент, что эти события окажут значи-.
тельное влияние на будущее англо-амери-,
кансоких отношений.

Но следам материалов «Правды»
	Пол таким заголовком была опублико-   Зайцеву A. B— выговор и Разумному А. Е.
	поставлено на. вил за беспринпипноеть, пар-
тийный ‘комитет Министерства черной ме-
таллургии признал необходимым обсудить
статью «Глушители критики из Главмаш-
чермета». на собрании. партийной органи-
запии Главмашчермета, на совещании се-
вретарей ‘партийных организаций и на-
чальников главных управлений и отделов
министерства, & также на собраниях пар-
тийных организаций главных управлений
п отделов.
	вана корреспонденция в «Правде» от 26
мая. -
‚Партийный комитет Министерства черной
металлургии признал, что факты, изложен-
ные в ней, полностью подтверждаются.
Партком признал также, что он мало
помогал парторганизации Главмашчермета,
глубоко не занимался содержанием работы
парторганизации.
В дополнение в своему решению от
1 мая, которым за зажим критики Под-
дьякову Н. 3. об’явлен строгий’ выговор,
	Авиалиния Минск — Рига

буржуазного Запада, чтобы не умереть с го-
лода, вынуждены «руководствоваться» этой
унижающей «эстетикой доллара».

В США музыка превращена. в. «бизнес», в
выгодный источник прибылей для несколв-
ких монбпольных компаний, которые пол-
новластно контролируют исполнение всей
музыки в стране; эти компании развращают
вкус «среднего американца», повсеместно
распространяя прежде всего ходкий коммер-
ческий товар — музыкальную порнографию
современного западного джаза.

Горький дал убийственно меткую харак-
теристику этой ствратительной «музыки
толстых». Он писал: «Нечеловеческий бас
ревет английские слова, оглушает какая-то
дикая труба, напоминая крики обездоленно-
го верблюда, грохочет барабан, верешит
скверненькая дудочка, раздирая душу, Еря-
кает п гнусаво гудит саксофон, Раскачивая
жирные бедра, шаркают и топают тысячи,
десятки тысяч жирных ног.

. Наконеп, музыка для толстых разрешает-
ся оглупгительным грохотом. как, будто е не-

вывернутым наизнанку ритмом, с ее диким

‚натуралистическим звукоподражанием, с ее

цинично обнаженной сексуальностью, с ее
воем, визгом и хрипом, способна удовлетво-
рить линть низменный вкуе гангстеров.

На такой «вкус» рассчитана ‘нашумев-
щая в Америке «опера» композитора Джан-
карло Менотти «Медиум». Только больное,
извращенное воображение могло счесть
оперой эту джазовую смесь порока, пошло-
сти и мракобесия. С каким-то патологиче-

.ским сладострастием изображает автор в

«Медиуме» пьяную мистику спиритизма с
вызыванием душ мертвых детей, с воплями
одураченных родителей, г драками и убий-
ством. Нз этом фоне «гангстерокой роман-
тики» густо размазана уродливая «любовь»
истеричной героини к глухонемому маль-
чику-слуге. «Перлом» извращенности яв-
ляется любовный хуэт г глухонемым перео-
нажем в этой «опере».

Появление такой оперы на Западе — не
случайность. В 1945 году в Париже вышла
книга И. Стравинского, в которой он прямо

aradnnw: нь darn enateann fanan 7 (6,
	«п ча уазопьвЬа роду, оо UAV Ч Чо писал: «Дух нашего времени болен И В

= м . s

бес на землю бросили ящик посуды...» силу этого музыка отмечена чертами пато-
Джазовая какофония усиленно внедряется   логической порочности, она способствует

в массовый быт с целью охурманить и при-   дальнейтему развитию греховности в CO-

тупить сознание простых людей. зяании человека...».
	В Америке всего один настоящий оперный
театр и тысячи фешенебельных кабаков с
джазами. Джаз заполонил на Западе кон-
цертные эстрады, театр, кино, радио, вытес-
няя все жанры и формы подлинного искус-
ства. «Музыка толстых» — хороший биз-
нес, и ее поставляют не только маклеры, но
ий «маститые» представителя Tak назы-
ваемого «чистого искусства». Есть лаже
специалисты по обработке классиков, чьи
творения самым непристойным образом иска-
ЖАЮтТСя В рН уродливых НЫ
тазиях»,

Впрочем, в упадочнической, реакционной
музыке современного Запала встречаются и
произведения композиторов, стремящихся к

достижению мистического «идеала», к
утверждению... ортодоксального  католи-
цизма.

В их числу прежле всего надо отнести
утонченного мистика, об’явленного сейчас
музыкальным пророком послевоенной Фран-
ции — Оливье Мессиена.

Жизнеописание этой «устремленной к бо-
гу» души не лишено спепифического инте-
реса.
	Американский припадочный джаз стал
ныне своего рода «международным `этало-
ном», образпом резкпионного «космополити-
ческого» декадентства, которое под видом
«пового искусства» экспортируется из Аме-
рики вместе с пошлейшими кинофильмами
и порнографическими романами во все стра-
вы, находящиеся под Тяжелой дланью дяди
Coma.

Современная американская  упадочная
музыка, в которой царит исступленная да-
зовая вакханалия с ее судорожным, точно

Прихожане перкви «Святой троицы» в
Париже знали господина Мессиена и до вой-
ны: он служил штатным органистом этой
церкви. Он сочинял также декадентекие му-
зыкальные пьесы, шекотавшие воображение
и слух извращенных «пенителей искусства»
странным сочетанием католического мисти-
цизма и вульгарной «сладострастной» чув-
ственности.

В-ирачные дни гитлеровского нашествия
й военного разгрома Франции смиренный
органист «Святой троицы» бесславно сдал-
ся в плен немцам и был водворен в силез-
	ни хныкали по этому поводу Шпенглеры и
всё способные востортаться (или хотя бы
заниматься) им образованные мещане, но
этот упадок старой Европы означает лишь
OHH из эпизодов в историч падения мировой
буржуазии, обожравшейся  империалист-
ским грабежом и угнетением большинства
населения земли» (Соч, т. XXYVII,
стр. 293).

История падения мировой буржуазии,
процессе её морального, политического и
культурного вырождения развивается с вБа-
тастрофической быстротой. Загнивающий
капиталистический строй; варварекя извра-
щая и уничтожая лостижения прогрессивной
творческой мысли, порождает паразитов
культуры и искусства.

Чувствуя неотвратимую гибель капита-
лизма, буржуазия испытывает звериный
страх перед живым реалистическим искус-
ством, ибо это искусство говорит правду на-
роду, разоблачает и осуждает рабство, зовет
к непримиримой борьбе с ним. Вот почему,
прикрываясь дымовой завесой лицемерной
болтовни о пресловутой «свободе творчест-
ва», буржуазия пользуется «испытанными»
фашистскими ‘методами насилия и обмана,
чтобы в самом зародыше подавить живую,
свободную, творческую мысль.
	Когда в 1946 году — впервые после вой-
ны — деятели советского искусства (в чи-
сле которых были известные артисты
5. Гайдай и И. Паторжинский) прибыли по
приглантению Американо-советского музы-
вального общества в СПТА, им было предло-
жено немедленно зарегистрироваться... как
«иностранным агентам»! Советские артисты
с чувством законного возмущения вынуж-
дены были покинуть «свободную» Америку.
	Совсем недавно американские реакдионе-
ры подвергли остражизму и ликой травле из-
вестяого композитора-антифашиета Г. Эй-
слера и добились высылки его из Америки.
Так выглядит  «евобода творчества» в
кзпиталистических сгранах,
	По как ни злобетвует международная ре-
акция, она бессильна подавить движение
демократической культуры и искусства во
всем мире. Силы этого движения растут.
Могучая, ярко расцветающая культура со-
ветской страны является светлым, неугаси-
мым маяком, к которому обращены с надеж-
дОЙ взоры всех передовых талантливых ху-
	дожников мира. .
mp Георгий ХУБОВ.
	Растленное искусство
	Заметки о современной ‘буржуазной музыке
	Вымученное, уродливо-формалистическое_
«творчество» современных европейских и
зуериканских буржуазных композиторов,
исповедующих так называемый модернизм,
является отрипанием музыки Как искус-
‘тва, И сколь ни различны, на первый
вляд, рекламные вывески всевозможных
«Школ» и «систем» музыкального модер-
низма, реакпионная, антинародная <уш-
ность его всегда одна и та же.

В произведениях композиторов-медерни-
(TOR совершенно вытравлено живое мело-
ическое начало. т. е. луша музыки, увич-
жена красота гармонии, виспровергнуты
классические законы художественной выра-
‘ительности, стерты лучшие, прогрессивные
традиции народного искусства.

Все это в равной степени относится и к
‹вятейшему папе модернизма» И. Стравин-
кому, посвяшающему свои произведения
еподу богу и... капиталистам, и к Фана-
тичному проповеднику агональной зауми
\. Шенбергу вкупе с его схоластической
«Школой», и к декадентствующему иезуиту
0. Мессиену, и ко многим прочим служите-
19M загнивающего искусства вапиталисти-
ческих стран.

Американские модеряйсты, побивитие ми-
Мвой рекорл по части пошлейшего формали-
иического трюкачества, лихорадочно ишут
‘сации, любой, хотя бы самой ДИКОЙ ИЛИ
скабрезно-скандальной сенсации, лишь бы
Извлечь «славу» и доллары.

Й они покупают сенсанию пеной грубого
опотления и извращения искусства. При
Этом все, что годится для того, чтобы взбу-
\ражить отупевшего и морально одичавше-
№ современного буржуа, модернисты об`яв-
аяют «новаторетвом»!

Не гак лавно в Америке прослыл «нова-
рим» некий «композитор» Генри Коуэлл,
Деопетрировавтий сверхоригинальный
(п0е0б играть на рояле... кулаками ий NORTH:
ua  T, Круэлл изобрел дазже особую систему
записи кулачных и локтевых «звукоком-
плексов», считая, видимо, что эти «звуко-
Комплексы» должны быть сохраневы для
	тометва...

В Эдгар
«Сверхмодернисты» Джон Кейдж, Эд
	Варезе и другие применяют те же «кулач-
ные эвукокомплексы» в своих произведени-
ях для оркестра, составленного толька из
ударных и шумовых инетрументов. Таковз,
например, «симфония» 9. Варезе, которую
автор снабдил бессмысленным, но интри-
гующим заголовком, «Ионизация» (!?).
Для написания подобных произведений
творчества не требуется; они механически
составляются из ритмических и звуко-глу-
мовых комбинаций. В Америке даже имеют-
ея ловкие дельцы, предлагающие вомпози-
торам готовые «полуфабрикаты» для меха-
нического производства подобной «езмоно-
вейтей музыки». Например. по сообщенияи
речати, больылинство современных бу1-
жуазных композиторов пользуется «уни-
версальной системой» некоего Шиллипгера.
Сия «система» представляет собой об’еми-
стый том с многочисленными музыкальными
таблипами, формулами и схемами. «Полр-
зуясь моей универсальной системой, — ци-
	нично рекламирует свою «систему» Шил-
	лингер, — вы можете взять за основу темы
симфоний хотя бы последний биржевой бюл-
летень, превратив ем пифры в соответ-
ствующие нотные знаки...»

Вот она нехитрая механика «музы-
кального творчества» по-американски! Для
совремеппых буржуазных модернистов всех
мастей и огтенков ве существует более
жизненной правды и влохновенной красоты
музыкального искусства. В их уродливых
произведениях — пол маской формального
«новаторства» — скрывается убогая схема,
совершенно лишенная творческой мысли,
живого человеческого чувства. Это—«му-
зыка» нищих духом, паразитов искусства,

Американский теоретик молернизма Верл-
жил Томсон заявил недавно на страницах
«Геральл трибюн», что теперь в музыкаль-
пой эстетике «руководствуются скорей им-
перизлистическими принципами, нежели на-
циовальными». В. Томсон не открыл Амери-
ки. «Ймпериалистические принпипы музы-
кальной эстетики» означают не что иное,
как полное подчинение искусства интересам
загнившей международной плутократии.

Многие композиторы, художники, артисты