7 АПРЕЛЯ 1946 г., № 83 (10165)
	0 публикации
	В своем историческом выступлении на
собрании избирателей 9 февраля с. г.
товарищ Сталин поставил перед советекими
учеными большие и ответственные задачи.
	Bee научные учреждения перестраивают
	теперь свою работу таким образом, чтобы
не только догнать, но и превзойти в бли-
жайшее время достижения науки за пре-
делами нашей страны.

Одним из условий, обеспечивающих раз-
витие научной. мысли, ‘является возможность
быстрой публикации результатов иеследо-
ваний. Между тем рост издательского дела
у нас не поспевает за ростом науки и науч-
ных кадров. В самом деле, если в хореволю-
ционной -России имелось около тысячи ма-
гистров и докторов. то в СССР одних докто-
		ИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Весеннее озеленение Москвы
	ОБЗОР ПЕЧАТИ
	- Б Москве установилась тенлая весенняя
погода. Для садоводов наступили горячие
дни. В беседе с корреспондентом «Правды»
начальник Управления зеленого строитель-
ства и лесопаркового защитного пояса Мо-
сквы тов. Д. П. Проферансов раесказал о
ресенних посадках:

— Этой весной предстоят большие ра-
боты по озеленению Москвы и украшению
ее цветами. На бульварах, в скверах и пар-
ках появились садовники. Они подрезают
кроны деревьев, стригут кустарники. В 22
оранжерейных хозяйствах производятся по-
сев и пикировка левкоев, астр, антиррину-
мов, примул, цинерарий и других цветов,
посадка хризантем, гортензий и т. д. Под
вешними лучами солнца ожили молодые
сеянцы цикламена. Высеваются десятки но-
вых для Москвы сортов однолетних и мно-
голетних цветов. Около 10 миллионов кор-
ней цветочной рассады для украшения сто-
лицы должны вырастить московские хозяй-
ства. Весной эта рассада будет высажена в
клумбы скверов, бульваров, городских пар-
ков и на балконы домов центральных ма-
гистралей. В магазины и палатки для про-
дажи населению_ будет передано около
3 миллионов цветов.

В южных хозяйствах Управления зеле-
ного строительства, расположенных у Май-
копа, в Сухуми, Батуми и Псирцхе, сейчас
в разгаре работы по выращиванию для
Москвы пальм, лавров, туи и других веч-
нозеленых растений.

В конце апреля начнутся весенние по-
садки деревьев в городе. Будут пополнены
насаждения бульваров, скверов и садов,
озеленены территории многих фабрик, за-
	водов, учреждений, школ, больниц и науч-
ных институтов. Всего в черте города будет
посажено свыше 86 тысяч лип, кленов,
тополей, дубов, ясеней, серебристых и го-
лубых елей и лиственниц и около полумил-
лиона кустов сирени, спиреи, боярышника.
	Босстанавливаются и расширяются на-
саждения в пригородных парках и лесо-
парках, образующих зеленую защитную
зину Москвы. Весной в парках и лесопар-
ках будет посажено до 300 тысяч деревьев
и кустарников; при этом выбираются по-
роды, характерные’ для флоры подмосков-
ных лесов: дуб, береза, сосна, ель, жимо-
лесть, клен татарский ит. д.
	Деревья и кустарники, которые украсят
Москву, вырашиваются в пригородных пи-
томниках, расположенных в Малаховке,
Битце, Хлебникове, Салтыковке, на стан-
ции Железнодорожная и в других местах.
Сами питомники тоже будут пополнены.
Весной и осенью в них будет заложено
265.000 херевъев п почти 600.000 кустар-
ников. Увеличивается площадь, занятая
под культурой цветов. Восстанавливается
большая оранжерея в поселке Сокол, до-
страчваются оранжереи Измайловского ком-
билата и расширяются теплицы Централь-
ноге парка культуры и отдыха имени Горь-
кого, Сокольнического и Измайловского
парков.
	Большое внимание уделяется охране. зе-
леных насаждений. Все существующие де-
ревья взяты на учет: Новые посадки будут
сданы под персональную ответственность
управляющих домами, комендантов пред-
приятий, учреждений и институтов,
	К советско-иранскому соглашению
	рение в проведении своей политики. МЫ
стремимся к хорошим взаимоотношениям
между Советским Союзом и Ираном так же,
как и к хорошим взаимоотношениям между
нашей страной и США и Великобританией.
Подписание советско-иранского соглашения
является событием «большой важности, и мы
надеемся, что оно будет хорошо встречено
всеми союзниками, так как послужит укре-
плению всеобщего мира.
	ация русских войск из Ирана делают излиш*
ним дальнейшее обсуждение иранского во-
проса в организации Об’единенных наций
	ТЕГЕРАН, 5 апреля. (ТАСС). Официаль-
ный представитель иранского правительства,
комментируя иностранным журналистам со-
ветско-иранское соглашение, заявил:

Это соглашение отвечает желаниям иран-
ского правительства и иранского народа A
открывает собой новую эру во взаимоотно-
шениях между советским и иранским наро-
дами. Подписывая это соглашение, наше
правительство получило полное удовлетвэ-
	ТЕГЕРАН, 5 апреля. (ТАСС). Агентство
Юнайтед Пресс передало из Тегерана:
Премьер-министр Ирана Кавам заявил, что
	советско-иранский договор, а также эваку-‘б мая.
	Заявление Кавама-эс-Салтане
		с практикой здравоохранения, рыбного,
охотничьего и сельского хозяйства, имеет
эта работа в таких малоисследованных
районах нашей страны, каковыми являют-
ся Сибирь, Средняя Азия и Дальний Восток.
Олнако на обложке издаваемого Академией
наук СССР «Зоологического журнала» для
сведения авторов сказано: «Статьи по
фзунистике и посвященные описанию но-
вых форм принимаются лишь в исключи-
тельных случаях».

Практически это ведет к тому, что сотни
зоологов в десятках зоологических науч-
ных учреждений не имеют возможности
публиковать результаты своих иселедова-
НИИ.

Ограничения в публикации материалов
		ДЕКЛАРАЦИЯ ГРЕЧЕСКИХ ЛЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
	уахинациями своих врагов и что его терпе“
ние имеет границы.
	Декларация призывает либеральную пар-
тию, возглавляемую Софулисом, понять
свою ответственность, пересмотреть свою
позицию и подчеркивает, что мертворожден-
ное правительство, которое выйдет из лже-
парламента, только увеличит хаос в стране
и, будучи правительством меньшинства, не
будет иметь авторитета за границей,
	Партии, подписавшие декларацию, требу-
ют аннулирования результатов антинарод-
ных выборов, создания правительства широ-
кой демократической коалиции, которое про-
вело бы подлинные и свободные выборы.
	Декларация подписана лидерами демокра-
тических партий — Софианопулосом, Своло-
сом, Хаджибеисом, Парцалидисом, Гаврили-
дисом, Лулисом, Иконому и Киркосом.
	АФИНЫ, 6 апреля. (ТАСС). Опубликова-
на декларация греческих демократических
партий, бойкотировавших выборы.

ыборы 31 марта, говорится в декларации,
несмотря на террор, насилия над избирате-
лями, жульничество, незаконное продление
времени для голосования и подачи голосов
по два раза, выявили настоящую волю наро-
да, хотя проводились они с единственной
целью фальсифицировать её. Героический
народ ответил бойкотом, который, несмотря
на все усилия его’ преуменьшить, охватил
более 50 процентов избирателей.

Далее декларация предупреждает реак-
ционеров, захвативших власть путем жуль-
нических выборов, что массовый бойкот яв-
ляется не просто протестом против преступ-
ления 31 марта, но доказательством того,
что народ верит в свою правоту, что он бди-
тельно и со справедливым гневом следит за
	НЬЮ-ИОРК, 6 апреля. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Крисчен сайенс монитор»
Аргирис сообщает из Афин, что число воз-
лержавшихся от голосования на выборах, со-
ставляющее 50 процентов, показывает, что
большинство греков находится в оппозиции
к монархистам и консервативным группам.
Результаты выборов показывают, пишет Ар-
гирис, что решение Бевина о проведении вы-
боров любой ценой поставило его в чрезвы-
чанно трудное положение. Положение Анг-
лии незавидно.

Корреспондент указывает, что даже в тех
центрах, где до сих пор монархисты пользо-
вались влиянием, как Корфу, Спарта, Патры,
Каламата, было отмечено большое число
воздержавшихся от голосования избирателей.
«Результаты выборов, — пишет Аргирис, —
	К отставке
		человек. В десятки раз выросла сеть науч-
ных учреждений, вузов, институтов, раз-
личных опытных станций и т. п.

Один только этот факт говорит о том,
как широко должно быть поставлено у нас
издание научных трудов. Журналы Акаде-
мия наук СССР пользуются мировой извест-
ностью, но их редакционные портфели на-
столько переполнены, что проходят голы,
пока в порядке‘ очереди некоторые научные
трулы, наконец, выходят в свет, ;

Вузы и исследовательские учреждения
министерств в большинстве случаев не име-
ют собственной полиграфической базы и по-
тому могут издавать отдельные работы или
сборники трудов лишь от случая к случаю,
притом техническое оформление таких изда-
ний весьма страдает.

По некоторым разделам науки печатание
работ в настоящее время почти невозможно.
Цапример, огромная армия зоологов ведет
работу по изучению и описанию новых
Форм животных и инвентаризации фауны.
Особенно  зажное ‘° значение связанное
		ский журнал на всю страну не может
удовлетворить всех зоологов СССР. В та-
ком же положении находятся и многие дру-
гие специалисты. Мне кажется, что` настало
время разукрупнить некоторые наши науч-
ные журналы. В частноети, для зоологов
совершенно очевидна необходимость орга-
низации специальных журналов по отдель-
ным разделам зоологической науки.

Кроме того, было бы целесообразным
рассредоточить издание общесоюзных жур-
налов таким образом, чтобы они излава-
лись не только в Москве и Ленинграде, но
также и в других крупных научных цент-
рах страны — Киеве, Казани, Томске, Вла-
дивостоке и т. д., в соответствии  имею-
щимися на местах кадрами известных уче-
ных. Это дало бы многотысячному коллек-
тиву провинциальных ученых новое мощ-
Не средство для дальнейшего усиления
научно-исследовательской работы.
	Б. ИОГАНЗЕН.
Доктор биологических наук.
Профессор Томского госуниверситета,
	ные люди
	Свидетельство американского корреспондента
	буквально сенсационны в северном и запад-
ном районах Греции. За исключением одной
префектуры, на всей остальной территории,
начиная с северной греческой границы и
кончая Коринфским заливом, число воздер-
жавшихся от голосования колеблется между
45 и 75 процентами».

Подчеркивая, что число воздержавшихся
от голосования было бы еще выше, если бы
во многих районах не имел места террор,
корреспондент заявляет: «Совершенно ясно,
что примерно $ левых в крупных городах
голосовала по принуждению». Многие муни-
ципальные ‚рабочие Салоник, придерживаю-
щиеся левых взглядов, приняли участие в
голосовании, чтобы сохранить свою работу.
Многие фабричные рабочие также голосова-
ли по принуждению.

1 4
	Дамаскиноса
	ОХОТНИЧЬИ РАССКАЗЫ КОРРЕСПОНДЕНТА ОЛЕСЯ
	чешется, только лошади чешутся, ибо у
них чесотка. В математике есть правило:
от перестановки чисел сумма не меняется,
Следовало бы переменить числа в колхо-

зе.., чтобы за лошадей почесался предсе-
датель.

Второй... председатель... додумался по-
строить свинарник рядом с конторой. Сам
он всегда обшарпанный, грязный. Не бе-
рет ли он пример со своих соседей?
	Парсудья... «блюститель» закона. А за-
кон (по его выраженвю) — дышло, куда
повернул, так и вышло. Должников он
судит, а сам долгов не платит.
	Любовь до гроба у Н.... со своим поро-
сенком. Он идет на. работу, а поросенок.
следом за ним бежит... У поросенка «мор-

ская душа», ибо он взят у моря, из кол-
хоза «Червоний моряк».
	Деловую критику корреспондент Олесь
подменяет  зубоскальством, прозрачными
намеками и домыелом. Вся его статья-—это
помесь пустословия с пошлым балагурством.
	Б следующем номере газета поместила
невразумительную поправку к статье «С
пером по району». Читателям сообщается,
что за П. бегал не его собственный  поро-
COHOR, а приблудный, что долгов не платит
народный суд, & не судья. Поправка эта
ничего не исправляет. Напротив, она лиш-
ний раз уличает Олеся в том, что он соби-
рает районные сплетни и тащит их в га-
зету.
	Газета предостерегает читателей от
встречи со своим корреспондентом во избе-
жание неприятных носледствий. Разумеется,
редакция шутит, хотя тут нет ничего смеш-
ного. Она и не подозревает, что разнуздан-
ный сплетник с пером и его охотничьи рас-
сказы представляют наибольшую опасность
для самой газеты, что именно ей в первую
очередь надо остерегаться его.
	А. А. ЯБЛОЧКИНА —
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВТО
	Состоялось первое заседание Совета Все-
российского театрального общества (ВТО),
избранного на с’езде общества. Избран пре-
зидиум в составе 19 человек.

Председателем Совета вновь избрана на-
родная артистка СССР А. А. Яблочкина,
заместителями — профессор М. С. Григорь-
ев и 3. Г. Дальцев.

(ТАСС).

Редакция тилигуло-березанской район-
Ной газеты «Леннська правда» (Николаев-
ская область) сделала из своего  коррес-
пендента 0. Олеся пугало. В’ номере 16 гз-
зета напечатала пространную статью Оле-
ся год заголовком «С пером по району». В
заключительных строках статьи редакция
от своего имени обратилась к читателям с
предостережением:

«Через два дня он (Олесь. — Ред.)
снова собирается на охоту. Берегитесь,
беспечные, чтобы он не подстрелил вас».
	Обращает на себя внимание не только
«оригинальная», неслыханная в журна-
лиетской практике концовка статьи. Пора-
жает и необычное игривое ее начало, вер-
нее, предисловие к ней, предпосланное ре-
давцией:

«Наш уважаемый корреспондент

О. Олесь с ружьем за плечами этими
днями ходил на охоту. Он видел и два
табуна дроф, и лисичку-сестричку, и зай-
чика-прыгуна и даже уток. Впрочем, ни-
какой дичи он не убил, но натолкнулся
на оличавших хозяев».
	Редакция советует своим читателям из-
бегать Олеся, не попадаться ему на глаза.
Благоразумный совет! Олеся надо cropo-
ниться, ибо встреча с ним не сулит ничего
хорошего.

В один прием сей охотник распушил че-
тырех председателей колхозов, мимоходом
разбранил и оскорбил двух районных ра-
ботников только за то, что они ели стоя.
Досталось и другим. Никого нё пощадил
бравый охотник. Поистине единым махом
всех побивахом,

Пишет Олесь развязно и бездарно. Вот
образчикл его острот:
«председатель колхоза (в статье пол-
ностью названы фамилии, которые МЫ
опускаем. — Ред.)... Сам он, обычно, не
	ЮБИЛЕЙ СТАРЕЙШЕГО ПИСАТЕЛЯ
ЛАТВИИ

РИГА, 6. (ТАСС). Сегодня Союз
советских писателей Латвии отметил 75-лет-
ний юбилей старейшего латышекого писа-
теля, заслуженного деятеля культуры Лат-
вийской ССР Эрнеста Берзниеса Упита.
О жизни и творчестве юбиляра рассказали
писатели Ян Ниедре и Петр Биркерт. Юбиляр
поделился воспоминаниями о своей жизни и
литературном творчестве.

у

Б боях с немецкими захватчиками я был
тяжело ранен. Мне ампутировали ногу. И
вот в 24-летнем возрасте я потерял трудо-
способность, стал инвалидом. Но не потеря
трудоспособности и нормального вида угне-
тают меня, нет! Я знаю, что без жертв
не было бы победы. Я, человек, родившийся
при советской власти, вырос с ней и готов
умереть за нее. . р

Мне обидно, что, оказавшиеь инвалидом,
я почему-то сталкиваюсь с бездушием лю-
дей, которым теперь, по сути дела, вверена
моя судьба.

Все, в чему я сейчас стремлюсь, — это
восстановить свою трудоспособность, полу-
чить возможность работать, вновь стать
полезным членом общества. Этому может
помочь протезирование. Еще в госпитале в
Новосибирске я получил протез. Он, одна-
ко, оказался непригодным. Спустя 6 меся-
цев на личные средства я заказал новый
протез. Изготовляли его месяца четыре.
Тем не менее он оказался еше хуже пер-
вого, пользоваться им было невозможно.

Я вновь пустился в путь-дорогу за 600
километров и в сентябре 1945 года на Ново-
сибирском протезном заводе заказал третий
протеза с 17 ;
Прошло два месяца. В ноябре, будучи в
		Почтовая открытка — вещь очень незна-
чительная, но в быту крайне нужная. Co-
ветские люди пред’являют большой спрое
на хорошие, художественно оформленные
открытки.

Будучи на фронте, я любил получать от
родных, товарищей, знакомых открытки и
лучшие из них — с хорошим рисунком или
репродукцией — берег, сохранял.

В сожалению, в киосках и магазинах та-
гие открытки появляются весьма и весьма
	Вовосибирске в командировке, я посетил
протезный завод. Там мне любезно с00б-
щили, что протез для меня уже изготов-
лен и выслан по месту жительства. Созна-
юсь, я был искренне обрадован и горячо
благодарил работников завода. Каково же
было мое удивление, когда, вернувшись до-
мой, я не нашел там долгожданной посыл-
ки. Начал было винить почту, но ошибся.
Меня обманул завол.

Я послал директору завода Друкареву и
стделу заказов завода две телеграммы п
одновременно написал жалобу заведующему
облеобесом Березякову. Завод не удостоил
меня ответом, а облсобес сообщил, что про-
тез мне еще не изготовлен и что «по изго-
товлении будет выелан».

Я разобиделея и написал 0б этих без-
душных людях в редакцию газеты «Совет-
ская Сибирь». Оттуда мне сообщили, что
жалоба моя направлена в Кагановичский
райком ВЕП(б) г. Новосибирска, который-ле
«о принятых мерах сообщит вам особо». Но
до сих пор я не получил ни ответа на мои
жалобы, ни протеза. Равнодушные люди
попросту отмахнулись от инвалида.

И. СМИРНОВ.

Ст. Чистоозерная, у
Новосибирской сбласти.
	редко. Бак правило же, покупателю пред-
лагаются открытки, оформленные настолько
безвкусно и небрежно, что их не хочется
брать.

Почему бы нашим издательствам не за-
HATBCA выпуском красивых открыток с
изображением героев нашего времени,
сталинских полководцев, классиков лите-
ратуры, картин лучших художников, раз-
ных фотоэтюдов, пейзажей?

Гвардии капитан Ф. КОРОБОВ.
	рабочих леспромхоза улучшены: отремонти-
ровано общежитие, в комнаты провелен
электрический свет, организованы прачеч-
ная и сапожная мастерская; при общежитин
открыт красный уголок, выписано 50 экзем-
пляров газет.
	Повесть
В. Пановой
	ка» (Папандреу, Канеллопулос, Венизелос)
настаивали, чтобы правительство рекомен-
довало королю просить Дамаскиноса не на-
стаивать на отставке. Министры от монар-
хической «народной» партии (популисты)
настаивали на том, что правительство мо-
жет сделать рекомендацию королю лишь в
том случае, если он спросит мнение прави-
тельства.
	АФИНЫ, 6 апреля. (ТАСС). После пер-
вого бурного заседания нового греческого
совета министров премьер заявил журна-
листам, что правительство решило пере-
слать королю письмо регента об отставке,
ве сопровождая его рекомендацией откло-
нить отставку.

Стало известно, что ‘во время заседания
лидеры «национально-политического  бло-
	Предложение о предвыборном референдуме в Польше
	референдума является выяснение еще’ до
выборов мнения польского народа по ряду
основных конституционных проблем, напри-
мер, по вопросу о том, должен ли будущий
сейм быть однопалатным или двухпалатным,
а также по вопросам внешней политики.

2 апреля состоялось заседание согласи-
тельной комиссии ППС и ППР, на котором
предложение о референдуме было официаль-
но одобрено и выносится на обсуждение
главной согласительной комиссии всех демо-
кратических партий,
	что польский крестьянин начинает OTHAaBaTb
себе отчет, кого защищает ПСЛ.

Выступивший вслед за этим председатель
организации ПСЛ Гжибовский сделал заявле-
ние, в котором говорится: «Так как Польске
стронництво людове расходится с другими
партиями в вопросе об избирательном блоке,
создаваемом для того, чтобы совместными
силами стремиться к восстановлению демо-
кратической Польши, мы отказываемся рабо-
тать для ПСЛ и с полным сознанием выра-
жаем сожаление, что мы позволили втянуть
себя в эту партию, будучи обманутыми раз-
ными демократическими речами и лозунга-
ми». Все управление ПСЛ волости Швеция
заявило о своем присоединении к Строн-
ництву людовему.
	ную, сосредоточенную внутреннюю жизнь
своих героев. Но эта жизнь иногда несколько
отгорожена от влияния внешнего мира, не
всегда отчетливо видны взаимосвязи с окру-
жающей их. советской средой. Было бы
хорошо, если бы автор больше худо-
жественных средств отдал изображению того,
как талант человека выращивается, воспи-
тывается советской средой, социалистиче-
еким обществом.

Автор не прошел мимо важной про-
блемы воспитания.

«Когда Данилова спрашивали, какое у

него образование, он отвечал: низшее.
‚ Это была правда: он был из крестьян-
ской семьи, до восемнадцати лет безвыезд-
но жил в деревне и окончил начальную
школу...

Й это была неправда, потому что, на-
чиная © революции, он почти непрерывно
учился. Его учили — комсомол, партия,
Ерасная Армия...».

0б этом говорится в повести. Мы вправе
ожидать от писательницы, чтобы это было
как можно полнее показано. Могучим вос-
питывающим фактором является сама на-
ша советская действительность. Хочется
видеть эту сторону вопроса отраженной в
творчестве талантливой писательницы бо-
лее широко и ярко.

Порукой в том; что эта задача может
быть успешно решена автором ` повести
«Спутники», служит несомненное дарование
В. Пановой в тонком ибкусстве психоло-
гического портрета. Некоторые даже неболь-
щие эпизоды в повести оставляют очень
сильное впечатление. Таковы сцены ме-
жду Леной и моряком Глушковым, Дани-
ловым и Беловым после получения письма из
Ленинграда, глава «Воспоминания», кар-
тина встречи Лены © мужем, возвращение
Данилова в родной дом.

Углубление в психологию героев опреде-
ляет и харзктерный стиль повести — корот-
кий портретный штрих, напряженность и со-
средоточенность изложения, скупость внеш-
них красок, частые переходы к «внутренним
монологам», стремление к точности и едер-
жанности языка.

В настоящее время писательница рабо-
тает над новой повестью — о людях, вернув-
шихся с фронта. Повесть «Спутники»—
хорошее начало. Пожелаем автору успех4
в дальнейшей работе. Ю. ЛУКИН. :
	ВАРШАВА, 6 апреля. (ТАСС). Состоялось
совместное заседание исполкома Польской
социалистической партии (ППС) и Варшав-
ского воеводского и городского комитетов
Польской рабочей партии (ППР), на котором
было решено в связи с крёепнушим сотруд-
ничеством двух рабочих партий созвать
варшавский столичный актив ППС и ППР
по вопросу о популяризации всенародного
предвыборного референдума.

Предложение о проведении референдума
было выдвинуто руководством ППС. Целью
	АРШАВА, 6 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Глос люду», в Западном По-
морье всё чаще наблюдается переход целых
групи членов партии Польске стронництво
людове (ПСЛ) в ряды Стронництва людо-
Bero.

На-днях 14 членов ПСЛ волости Мариау-
нов, Старогрудского уезда, обратились с
письмом в местную газету, в котором резко
осуждают деятельность ПСЛ и заявляют,
что никогда более они не будут принадле-
жать к этой партии. 16 марта в волости
Швеция, уезда Валч, на собрании членов
организации Стронництва людовего отчиты-
вались делегаты, ездившие. в Варшаву на
второй с’езд Союза крестьянской взаимопо-
мощи. В своих выступлениях они отметили,
	Низовые организации уходят из ПСЛ
	О почтовых открытках
	По следам неспубликованных писем
	Рабочие леспромхсза треста «Донбасс-
шахтолес» прислали в «Правду» письмо о
неудовлетворительных бытовых условиях.
Это письмо было направлено в Дрогобыч-
ский обком КП(б)У. Заместитель секретаря
обкома тов» Рожков сообщил редакции, что
в результате принятых мер бытовые условия
	КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
		“СПУТНИКИ,
	достойно. как человек, заслуживший боль-) смертью жены и дочери, убитых немецкими
	ное уважение своих товарищей.

Отромное напряжение труда, воли, 95-
становка, в которой работали люди санл-
тарного поезда, ‘наглядно показаны при
описании работы под артиллерийским 0б-
стрелом.

Прямое попадание зажгло поезд. В тот
момент, когда шла отцепка вагона с динамо,
не прекращалась работа, бравшая от чело-
века все силы. без остатка.

«Юлия Дмитриевна стояла у стола и
подавала профессору инетрументы и. сал-
фетки. Готовила раненых к операции. Да-
вала наркоз... Вею ночь не прекращался
обстрел города, и всю ночь в поезд посту-
пали раненые. Одних приносили на носил-
вах, других подвозили на грузовиках,
третьи приходили ‚сами... К утру профессор
не выдержал.

— Все, — сказал они не развязал —
разорвал завязки халата.— Не могу. Я уже
пятые сутки...

..Ольга Михайловна прилегла тут же
в обмывочной на диване — «на минуточку,
на минуточку!» — сказала она детским
толовом и сейчае же уснула. Остался моло-
дой хирург...

— Ну? — спросил он, глядя на, Юлию
Дмитриевну.

— Ну! — ответила она одобрительно и
перешла к его столу.

Они работали вдвоем, молча. Вагон трясся
от канонады, а они работали и не думали
о том, скоро ли кончится эта ночь, скоро
ли утро, будет ли отдых...»

_ Сильной, лаконичной концовкой завер-
шает автор часть повести, посвященную
боевому рейсу:

«Санитарный поезд, опаленный и закоп-
ченный, с выбитыми окнами, возвращалея
в тыл. В хвосте его болтался обгоревший
вагон, Зеленые фонари загорались перед по-
ездом, и другие поезда уступали ему дорогу»,

Простые советские люди ясно сознают
цели, ради которых они идут на жертву, на
подвиг. Вее их помыслы, все их сердца
вместе с Родиной. Они ненавидят врага.

Бартины жестоких страданий народа от-
крываютея перед ними. И ненавистью Е
немецким захватчикам полна их душа.

«— ..я бы хотел убить сейчас своими
руками хоть одного из тех мерзавцев, котэ-
рые делают это ‘в нами»,— говорит Дани-
лов, видя доктора Белова, потрясенного
	варварами.

Когда раненого восемнадцатилетнего па-
ренька Кольку спросили, почему он пошел
добровольцем, не дождавшись, пока его
призовут, он ответил:

«— А они хотят колхозы порушить и
землю помещикам отдать.

Он сказал это просто, без надрыва, как
говорят о бешеной собаке, что она беше-
ная»,

Немало живых фигур в повести. Точ-
ным пером обрисованы характеры шумной
и безалаберной, пышущей здоровьем Фаи-
ны, полюбёившей застенчивого, болезненного
Низвецкого; ничтожного Супругова, труса
и мелкого себялюбца; свежим ветерком с
украинских полей залетевшей в поезд милой
девчоночки Васьки; усердной выдумщицы,
работящей Клавы и других.

Приоткрываютея нам и лаконично, по
верно очерченные характеры раненых бой-
цов и офицеров: Здесь темпераментный
Глушков, сухой по внешности ЁКрамин —
человек железной твердости воли, мудрый
в своем простом спокойствии Нифонов. Вой-
на физически искалечила этих людей, но
мы видим, что они найдут достойное их
душевного содержания место в жизни.

Мы расстаемся с героями повести в пред-
дверии их будущей судьбы, которую каж-
дый будет завоевывать по-своему. Нам пэ-
казан лишь кусочек их жизни, когда они
собрались все вместе в вагонах санитарного
поезда, где в меру своих сил и таланта
выполняли великую работу незаметных
тружеников Отечественной войны. Но нам
интересны их внутренний мир. их жизнен-
ные пути.

Это в значительной степени об’ясняется
и тем, что автор проявил себя серьезным,
вдумчивым художником. Хорошо, что писа-
тель, входящий в литературу, начинает в0-
временной темой и что в правдивом изобра-
жении его мы видим обыкновенных наших
советских людей, в разнообразии их харак-
теров и богатстве их внутренних качеств.

Повесть «Спутники»—незаурядное явле-
ние среди произведений нашей лнтерату-
ры, появившихся за последнее время. Она
заставляет обратить внимание на Heco-
мненные способности ее автора.

В связи © этим следует сказать о том,
чего хочется ожидать от будущих работ
В. Лановой. Она умеет описать углублен-
	В этих столь различных характерах пи-
сательница сумела показать об’единяющие
их благородные черты, присущие простому
советскому человеку.

Повествуя о патриотических делах неза-
метных героев, писательница сумела убеди-
тельно показать, как доблестно трудились
советские люди под огнем, под бомбами вра-
га; каждый из них вносил свой вклад в
общенародный великий подвиг. Мы видом,
как росли духовно и закалялись герой по-
вести.

«Подвиг для нашего народа... одно из его
повседневных проявлений, — говорит Даня-
лов.—...В этой войне такие разовьютея
таланты, что весь мир ахнет... В Советском
Союзе из каждого можно сделать героя».—
	«У нас двести миллионов населения, если
	не ошибаюсь, — замечает доктор Белов. —
Что же, двести миллионов героев?» —
«Вполне возможно».— «Двести миллионов
минус один, — сказал доктор, шутя.— Из
такого старого мешка, как я, не сделать
героя».

Но мы видим в повести, как и сам .док-
тор Белов становится героем. Его харак-
тер переплавляет война. Многому учится он
У Данилова и, видя, как раскрываются
вокруг него таланты рядовых советских
людей, видя, как самоотверженно трудится
коллектив, он учится у народа.

«Я не перестаю удивляться нашим лю-
‘дям, их терпению, трудолюбию, неиссякае-
‘мости их порыва. Удивляться... и желать
подражать им...»,— записывает он в своем
дневнике.

Большая идейная ценность повести
именно в том, что она показывает могучие,
неиесякаемые силы самых простых, каза-
лось бы, незаметных людей, составляющих
наш многомиллионный советский народ.

Неслучайно упоминает в дневнике док-
тор Белов 0 машинисте электростанции
Еравцове. Ничем не примечателен был этот
человек. Больше. того, за пристрастие к
спиртным напиткам он получил выговор,
прорабатывали его и на собраниях, и в
стенгазете. Но вот наступило время все-
народного испытания. Й какие силы про-
явились В Кравцове! Он спокойно и дело-
вито организует отцепку вагона с динамо-
машиной под артиллерийским обстрелом.
В тыловых рейсах он вносит и осущест-
вляет важные рационализаторские предло-
тения. И заканчивает свой боевой путь он
	Отрадно отмечать появление нового имени Она состойт в основном из нескольких глав,
в литературе. Повесть Веры Пановой «Спут-   названных по имени главных героев и обри-
ники» (журнал «Знамя» №№ 1. 2—3 за  совывающих нам в движении их портреты.
	Так мы знакомимея в этих главах-порт-
	1946 г.) дает на это право. Верой Нановой
	написано несколько пьес, рассказов, в аль-! ретах прежде всего е комиссаром поезда Да-

манахе писателей города Молотова опубли-
кована во время войны небольшая повесть
«Семья Пирожковых». Однако новая повесть
писательницы — первое ее крупное произ-
ведение, которое, несомненно, привлечет
внимание широких кругов читателей.

Поучительна история возникновения по-
вести. В. городе Молотове в писательскую
организацию обратились работники красно-
знаменного санитарного поезда с просьбой
помочь им написать очерковую брошюру 06
их поезде. Это было поручено писательнице
Вере Пановой. Она выехала с поездом на
фронт и, участвуя в двух больших рейсах
поезда, собирала впечатления о людях, ко-
торых должна была описать, в непосред-
ственном общении с жизнью изучала мате-
риал. Такая работа над очерком дала ей
большое богатство наблюдений. И внослед-
ствяй она написала повесть, содержатель-
ную, влумчивую, влохновленную благород-
ной творческой задачей — раскрыть перед
читателем душевный мир простых, рядовых
советских людей на войне.

Писательница взяла с натуры лишь
фон — обетановку санитарного поезда. Она
населила поезд художественными образами
людей, обобщившими запас ее наблюдений.
Любовно, праздиво рассказывает она о делах
и чувствах скромных тружеников войны. Мы
видим в повести картины человеческих жиз-
ней, написанные с талантом и сердечностью.

Спутники—это люди одного санитарного
поезда. В повести нет сквозного сюжета.
бульбы героев показаны как бы параллельно
друг другу, они редко сплетаются и влияют
одна на другую. Перед нами действительно
спутники, об’единенные лишь движением
общей работы. Олнако мы чувствуем это
общее лвижение: проходят последовательные
этапы войны, меняются задачи и характер
работы, П0-новому открывается людям
жизнь. Притом автор владеет секретом пси-
хологически напряженного письма, застав-
ляющим читать с неотрывным интересом это
искреннее и глубокое повествование.

ниловым. Здесь одна из наибольших худо-
жественных удач автора. Правдиво изобра-
жен в повести работник-большевик, патри-
от, отличный организатор, чуткий руково-
дитель и товарищ, душа своей воинской
части. Данилов-— человек неноказного, глу-
бокого мужества, большого душевного со-
держания. Ум, воля, внутренняя чистота
перед собою и перед людьми-—отличитель-
пые его черты. Ничто в жизни людей, ра-
боту которых он направляет. не ускольза-
ет от его зоркого и заботливого взгляда.
Вею свою энергию он отдает службе народу,
лучшему, советскому устройству человече-
ской жизни. Он никогда не успокаивается
на достигнутом, он весь в движении вперед.

Очень характерен для писательской ма-
неры В. Пановой написанный co зрелым
реалистическям мастерством портрет меди-
цинской сестры Юлии Дмитриевны. Он по-
строен на контрасте между непривлекатель-
ной . внешностью, убогим неустройством
судьбы старой девы и бесценными внутрен-
ними качествами этого человека. Душа
этой женщины чиста и прекрасна. Талант
и самозабвенная преданность любимому
труду делают ее исключительным работ-
ником. Всюду она завоевывает общее ува-
жение. Отлично видящий человека Данилов
с первой встречи безошибочно определил,
что Юлия Дмитриевна будет одним из наи-
более необходимых в их коллективе людей.

Способность автора проникнуть во внуг-
ренний мир человека, умение дать тонкий и
точный психологический портрет сказались
ив изо(ражении старика-доктора Белова, по
виду хрупкого и комнатного, но мужественно
переживающего все трудности и лишения
боевого пути и тяжелую драму после изве-
стия о гибели в осажденном Ленинграде
горячо им любимых жены и дочери.

Рядом со зрелыми людьми, обладающими
большим жизненным опытом, мы видим
юную, полную жизнерадостного sagopa
Лену Огородникову. Многие свойства co-
ветской молодежи, молодых хозяев жизни,

A
Й-

0°
Id
(3