4 МАЯ 1946 г.; № 106 (10188)
		День 1 мая был еб’явлен правительством
нерабочим.

С раннего утра Париж немного притих,
словно в ожидании болыших и значитель-
ных событий. С бульваров были убраны
столики кафе. Перестали ходить автобусы
И только веселые голоса продавцов ланлы-
шей, атаковавших прохожих на каждом
шагу, нарушали тишину на проспектах,
которые в будничные дни бывают так ожи-
вленны.

После полудня на улицах все перемени-
ло. Огромные толны гурьбой залили по
тротуарам и по мостовой к сборным пунк-
там колонн. Из переулков выезжали остро-
умно оформленные грузовики, подводы ©
лозунгами, плакатами. Знаменосцы строн-
лись в шеренги, и сразу же за ними выра-
стали колонны.

I per 8 два часа дня на площали Басти-
лин, куда 0 всех концов стекалиеь толпы
демонстрантов, грянули десятки. оркестров,
колыхнулиеь знамена, загремело могучее
«ура», повегоду. послышались песни, и вея
эт& людская масса пришла в движение.
Впереди шел оркестр с десятками бараба-
нов и еверкающих фанфар, с дирижером,
играющим на ходу своей булавой, подбра-
сывающим ее на высоту второго этажа п
подхватывающим на лету, с лихими бра-
вурными напевами. Торжественно плыла
за ним огромная эмблема Всеобщей конфе-
дерации труда — лве руки, соединенные в
тесном рукопожатии, и слова — «Труд. Co-
лиларноеть, Свобола. Благосостоянне».

Демонстрацию открывала шеренга лиде-
pos профессионального движения. Здесь
были dya Сайян, Леон Жуо, Фрашон,
Энаф и другие. За профеоюзными лидерами
шел Центральный комитет французской
компартии с Морисом Торезом, Андре Марти,
Дюкло и другими во главе. В следующей
трупне демонстрантов были руководители
социалистической партии BO Главе с
Мейером. И, наконец, дальше открывалась
бескрайняя панорама проспекта, заполнен-
ного демонстрантами так, что буквально не-
куда было ступить.

В Венсенне, там, где бульвар. пересе-
кает виадук железной дороги, была воз-
двигнута трибуна. Вогда голова колонны
приблизилась к ней, руководители проф-
воюзов и партий, организовавших демон-
страцию, поднялись на свои места, &
колонны продолжали движение, обтекая
трибуну. Так началея необычайный, чи-
сто французский, митинг — люди елу-
шали речи ораторов, находясь в движе-
нии — речи нередавалиеь по радио; но это
не мешало им реагировать на выступления
ораторов так, словно они. были рядом ©
ними и видели их, а не находились за
пять— шесть километров от них — с прису-
щей парижанам живостью они аплодиро-
вали, бросали репляки, от души смеялись,
когда ораторы бросали острые словечки, и
выражали свое негодование,   когда. в этих
речах говорилось о происках реакции.

У микрофона выступали генеральный
секретарь Всемирной федерации профсоюзов

6 МАЯ НАЧНЕТСЯ СУД
НАД ГЛАВНЫМИ РУМЫНСКИМИ
ВОЕВНЫМИ ПРЕСТУПНИКАМИ
	БУХАРЕСТ, 2 мая. (ТАСС). По сообщше-
нию газеты «Ромыниа Либера», 6 мая на-
чнется процесс главных румынских воён-
ных преступииков. Перед народным трибу-
налом предстанут Ион Антонеску, Михай.
Антонеску, Хорна Сима, Константин Пан-
тази, Константин Василиу, Титу Драгош,
Георге Добре, Ион Маринеску, Траян
Боаиляну, Димитру Попеску, Константин
Дачулеску, Константин Бутила, Николай
Мареш, Четре Томеску, Василе Димитрюк,
Михай Стурдза, Ион Иротопопеску, Корне-
лиу Жоржеску, Константин Пананаче, Васи-
ле Ясинский, Жорж Кристеску, Константин
Петровическу.

Обвинительный акт содержит 200 страниц
A начинается указанием, что «Ион Анто-
неску и те, кто поддерживал: его полити-
ку, виновны в катастрофе страны, в военных
преступлениях.. Они предали интересы ру-
мынского народа, поставили, страну на служ-
бу гитлеровцам. Румынская нация, представ-
ленная народными судьями, должна рас-
смотреть их престунления и заслуженно по-
		карать их>.
	День Первого Мая за рубежом
		красные знамена и транспаранты. В петлице
каждого из участников демонстрации —
красная гвоздика`и бронзовый значок с 430%
бражением двух переплетенных в братском
пожатии рук. По сведениям, полученным в
комитете по проведению майских праздни-
ков, только в организованных колоннах шло
более 400 тысяч демоястрантов. Кроме того,
в отдаленном районе —ТИпандау происходила
самостоятельная многотысячная демонстра-
ция трудящихся. Всего в первомайском
празднике в Берлине участвовало около по-
лумиллиона демонстрантов. По ‘мнению ру-
ководящих лип немецких свободных профсо-
юзов, такой многочисленной демонстрации
в Берлине не было ни разу во всей историн
немецкого рабочего движения.
	К 11 часам колонны трудящихся из всех
районов начали вливаться на площадь Бе-
беля. ‘Отсюда гигантский поток людей
устремился по широкой Унтер ден Линден
на огромную площадь между королевским
дворцом и старым музеем. Впереди колон-
ны шли Пик, Гротеволь, Фехнер, Ульбрихт,
члены ‘правления СЕПГ, руководители сво-
бодных немецких профсоюзов, вилные пред-
ставители ‘науки и ‘искусства,
	В 12 часов ‘начался митинг, который. от
имени первомайского комитета открыл Ро-
ман Хвалёк. С речамн на митинге выступили
Пик, Гротеволь и председатель об*единения
свободных немецких профсоюзов Ендренкий,
руководительница антифашистского коми-
тета женщин Кете Керн. В ‘речах ораторов
и на красных полотнах плакатов проходила
основная мысль: «Долой нацизм и реак
цию, за мир, свободу и дружбу между наро-
дами!у».
	ТОКИО
	Франция в эти дни
	1. Первомайский Париж
	dya Cafian, руководитель парнжеких Upod-
союзов Знаф, генеральные секретари Bre-
общей конфедерации труда Фрашюн п Жуо,
руководитель партин социалистов Мейер п
руководитель партия коммунаетов Морие
Торез. Они говорили о ‘самом важном, о са-
мом волнующем для французов: о борьбе 3a
новую констятуцию, судьбу которой решат
в будущее воскресенье избиратели на’ вее-
народном голосовании. Bee ораторы елино-
душно призывали граждан сказать «да»,
ибо эта новая констятуция отражает чаяния
народа. Все ойи призывали граждан на борь-
бу с остатками фашизма, пытающимися
сеять зерна нозой` войны. И около полутора
миллионов демонстрантов, двигаватихся в
эти минуты по улицам Парижа, бурно нод-
держивали ораторов.

В колоннах шли рядом социалисты,
коммунисты, беспартийные. Их об’единяло
одно общее стремление — еломить реакцию,
добиться принятия новой конституции, 15-
мочь быстрейнему восстановлению Фран-
ции. Й с какой страстью, с какой верой п
надеждой провозглашали очи, сканлируя
но слогам, заветное слово «ё-дин-ство...
е-дин-ство..» Эти выкрики раздались у
самой трибуны, когда выетупал руково-
дитель социалистов Мейер. И. с нескрывае-
мым разочарованием были встречены бро-
шенные им в ответ елова: «Да, единство,
Но все же органическее единство пока-еще
преждевременно». Словно буря пронеслаеь
вдоль колонн, и еще громче загремело скав-
дированное «е-лин-ство», заглушая фечь
оратора. А когда поднялся на трибуну Mo-
рие Торез, один из самых популярных и
уважаемых людей Франции, и сказал:
«Единство рабочего класса никогда не мо-
жет быть преждевременным» — бурная ова-
ция была ему ответом.
	Идут профсоюзы. На каждом щите нано-
минание: профсоюз является членом Вее-
мирной федерации и Всеобщей конфедера-
ции труда Франции.

Многочисленные диаграммы ярко пллю-
стрируют успехи рабочего класса Франции
в борьбе за восстановление промышленно-
сти, достигнутые невзирая на а
ние и саботаж трестов.
	Вместе с рабочим классом вышла на де-
монстрацию интеллигенция Парижа. Реет
erar института Пастера. Работники
кино вышли ¢ требованием  национа-
тизации кинематографии. Илут художники,
работники искусств, радио. Идут студенты.
Идут работники министерства финансов,
служащие департамента Сены, медицинские
работники.

Огромное впечатление производит отлич-
но оформленная колонна Комитета защиты
«Юманите». Центральный орган. коммуни-
стической партии Франции — одна из ва-
мых распространенных газет — имеет мяо-
гне тысячи активистов. Недавно был про-
веден лень «Юманите», во время которого
был распространен миллион экземпляров
	2. «Рабочий класс Франции скажет: «Ода»
	Беседа с председателем Национального Совета Сопротивления Франции Луи Сайяном
	На первенство СССР по футболу.
	Победа футболистов ЦДКА
	Отмечу, наконец, еще одно положение,
горячо одобряемое рабочим классом Фран-
ции; это записанный в конституции прин-
цип отделения церкви от государства...

— Как ветречают в рабочих кварталах
пропаганду реакнионеров из реакционной
«Республиканской ‹ партии свободы», —
спросили мы Сайяна— ведь они наиболее
рьяно и злобно выступают против консти-
туции!?..

— Рабочие Парижа бдительно следят за
маневрами этих молодчиков,—свазал он.—
Мы не так глупы, чтобы поддаться на, прове-
кации, в которых нет недостатка. В рабочих
кварталах у этих молодчиков нет и не мо-
жет быть никакой опоры, и мы совершенно
спокойны на этот счет.

— Как вы смотрите на перспективы
участия рабочих в референдуме?

—- Рабочий класс Франции скажет
«да»! — с пафосом произнес Луи Сай-
ян. — Гарантия этому — история наше-
го рабочего хвижения. Пролетарии Франции
всегда были последовательными борцами за
демократию, и если бы они составляли боль-
шинство населения. конституция была бы
	принята еще до референдума!..
	Простившиеь е Сайяном, мы вышли на
оживленный проспект Георга У. Сотни фе-
шенебельных автомобилей мчались по мяг-
кому, освещенному солнцем аефальту. За
столиками кафе, поставленными Ha тро-
туаре под широкими навесами, почтен-
ные господа в отлично скроенных ко-
стюмах потягивали, не спеша, прохлади-
тельные напитки. Стены домов были сплошь
заклеены плакатами правых партий с жир-
ным черным «нет». Но почти на каждом
плакате это слово было зачеркнуто, и чья-то
трудолюбивая рука повеюду написала цвет-
ным мелком «да». А на щите «Республикан-
ской партии свободы» рядом с демагогиче-
ским предвыборным плакатом был кем-то
наклеен лист с искусно сделанным «гер-
бом» этой партии: на щитке с монограммой
«ПРЛ» была изображена жирная зловешая
свастика. Поистине неистощимо остроумие
парижан!..

Юр. ЖУКОВ.

Париж, 2 мая.
	прошел при полном превосходстве армей-
ских футболистов. Нападение команды
ЦДКА, имеющее в стРоем составе таких
первоклассных мастеров футбола, как Фе-
noros и Бобров, блеснуло хорошей сыгран-
ностью. Защита ЦДКА сравлительно легко
расстраивала комбинации нападающих
команды «Торпедо».

Уже в самом начале игры Бэбров забил
в ворота «Торпедо» первый гол. Вскоре
счет был 2:0. После перерыва армейские
футболисты забили еще два гола, Команда
ИДКА выиграла матч со счетом 4:0,
	В тихом переулке близ проспекта Геер-
га У высится старинный особняк. Еге
под’езд украшен трехцветными флагами.
Здесь жил когда-то маркиз, сотрудничав-
ший с немцами. Когда немцы были изгнаны
из Парижа, маркиз бежал с ними, ав 0696-
няк воелилея вышедший из подполья На-
циональный Сэвет Сопротивления Фран-
ции, тав много сделавший для сплочения
всех патриотических сил, боровшихся с
фашизмом.
	Председатель Совета Луи Сайян был вы-
двинут на пост генерального ‘секретаря
Всемирной федерации профсоюзов и ведет
сейчас на этом посту большую организа-
ционную творческую работу, помогая об’-
единять силы мирового рабочего класса.
В то же время он продолжает работать
во французском профдвижении, ABIAACL
одним из. секретарей Всеобщей конфедера-
ции труда. В эти горячие предвыборные
дни профсоюзы Франции борются за новую
конституцию, и естественно, что вчера,
когда мы; советекие журналисты, встрети-
лись с Сайяном, речь прежде всего зашла
© предстоящем референдуме.

лвой, энергичный, порывистый, Саян
говорил, откинувшиеь на спинку кресла и
жестикулируя:
	— Вы знаете, я только что вернулся ©
большого собрания, где мы защищали кон-
ституцию. С каким под’емом наши рабочие
кричали: «да!», Пожалуй, сейчас это са-
мое популярное слово в рабочих кварталах.
Вопрос о принятии новой конституции —
310 самый животрепещущий вопрос для
пролетариата Франции. Хотите, я вам ева-
my, ночему ВЕТ советует всему рабочему
классу Франции сказать «да» и почему
самые велущие организации, участвовавшие
в движении сопротивления, также просят
избирателей ответить «да»?..
	Сайян приподнялея и с волнением сва-
зал” .
	— Начнем © того, что мы вот уже пе-
Чти 6 лет живем вообще без конституции.
Да, с тех пор как 10 июля 1940 года так
называемая «Национальная ассамблея»,
собранная в Виши Петэном, отменила коз-
ституцию. 3-й Республики, у нас консти-
туции нет. Народ хочет покончить ‘с этой
неопределенностью, которая на-руку толь-
Eo реакции — она благоприятствует любым
	В Антифашистском комитете
советской молодежи
Прием в честь празднования Первого мая
	Вчера, 3 мая, Антифашистский комитет
советской молодежи устроил праем в честь
‚ празднования Первого мая. На приеме при-
сутствовали делегания студентов Чехосло-
вакии, представители молодежи Югославии,
Албании и антифащистской молодежи Мек-
сики, делегация общественных деятелей
Югославии, посол Югославии В
r-n Попович и посол Чехословакии в СССР
т-н Горак, а также представители молодежи
столицы, работники науки, литературы и
искусетва.
о В заключение был дан концерт, в KOTO-
ром приняли участие лучшие артистичсские
силы Москвы. (ТАСС).
	случайностям. Народ хочет сказать о мая
«да», чтобы покончить с неконституциея-
ным периодом...
	Помолчав мгновение, Сайян сделал ру-
KOH резкий отрицательный жест:
	—- Конечно, если бы конституция была
бы плоха, я, как и все честные французы,
сказал бы ей все же «нет». Но рабочие
уже отлично знают, что именно та конети-
туция, которая разработана и принята Уч-
редительным собранием, отвечает их чая-
ниям. Что представляет собой эта консти-
TYRHA?
	Во-первых, она восстанавливает «Декла-
рацию прав человека и гражданина», до-
полняя ез правами трудящегося человека.
Она защищает интересы женщины, отныне
получившей права, которых ей не дала
конституция 1793 года. Добавьте в этому,
что новая конституция решительно провоз-
глашает создание Французского Союза, в
котором жители бывших колоний и под-
манлатных территорий будут пользоваться
тажими же политическими правами, как и
жители собственно Франции.
	Это не еоциалистическая и не коммуни-
стическая, но все же подлинно демократи-
ческая конституция. И она стоит настолько
внереди любой прежней конституции нашего
государства, что все французы, которые
любят свободу, будут за нее голосовать.
Только самые консервативные элементы
могут выступать и выступают против нее.
Они пытаются сбить е толку избирателей,
запугать их мнимой «левой» опасностью,
но уж кого-кого, а французских рабочих
им провести не удастся.

Рабочие Франции горячо одобряют поло-
жение конституции об однопалатной системе
народного предетавительства. Они хорошо
помнят, что сенат всегда был тормозом на
пути к демократическим нреобразованиям.

Рабочие Франции горячо одобряют пред-
начертанные конституцией экономические
положения, обеспечивающие возвращение
стране тех отраслей экономики, котерые
сёйчае тресты держат в своих руках. Ста-
тья 36 гласит: «Всякое имущество, всякое
преднриятие, эксплоатация которого имеет
или приобретает характер национального
общественного предприятия нли характер
фактической монополии, должно стать соб-
ственностью общества».
	Вчера был сыгран первый в Москве фут-
больный матч на первенство СССР. На стз-
дионе «Сталинец» встретились столичные
команды Центрального Дома Красной Ар-
мии и «Торпедо».

Несмотря на пасмурную и холодную по-
году, посмотреть игру пришло свыше 20.000
человек. Зрители рассчитывали увидеть
упорную борьбу. Как известно, в розыгры-
ше прошлогоднего первенства Команда
ЦЛКА заняла второе место, команда «Тор-
педо» — третье место. Однако на этот раз
торпедовцы играли очень примитивно. Матч
	ОСЛО, 2 мая. (ТАСС). В первомайской де-
монстрации в Бергене приняло участие свы-
ше 12 тысяч трудящихся. Выступивший с
  речью председатель Норвежского об’едине-
‘ния профсоюзов Конрад Нурдаль, между
прочим, заявил, что об’единение ‘профсоюзов
намерено провести сбор средств в пользу
республиканской Испании.
		НБЬЮ-ИОРК, 2 мая. (ТАСС). В: странах
Латинской Америки день   мая ознамено-
вался крупными демонстрациями.

Как передает корреспондент газеты «Нью-
орк таймс» из Мексико, в демонстрации
приняло участие 60 тысяч рабочих.

В Гаване (Куба) тысячи людей участво-
вали в демонстрации перед президентским
дворцом. По всей Кубе работа была при-
остановлена, за исключением некоторой ча-
сти транспорта.

В Панаме празднование дня   мая сопро-
вождалось протестами против расовой дис-
криминации, осуществляемой американцами
в зоне Панамского канала.

По сообщению из Лимы, перуанское пра-
вительство провозгласило день   ‘мая ‘офи-
циальным праздником. В Лиме состоялась
многолюдная демонстрация, организованная
Всеобщей конфедерацией труда.

По сообщению корреспондента агентства
Юнайтед Пресс из Сан-Сальвадора, там в
связи с днем   мая состоялась рабочая - де-
монстрация.

В Асунсйоне (Парагвай), несмотря на за-
прещение парагвайским правительством по-
литических организаций, лидеры Генераль-
ной федерации рабочих и компартии орга-
низовали митинги, участники которых требо-
сали амнистии для политических заключен-
ных и назначения выборов в ассамблею для
разработки новой конституции.

Корреспондент агентства Юнайтед Пресс
передает из Сант-Яго, что коммунистиче-
	ская и социалистическая партии провели не-
	зависимо друг от друга массовые митинги
в различных пунктах Чили.

Корреспондент. ‘агентства Ассошиэйтед
Пресс сообщает из Рио-де-Жанейро, что,
несмотря на запоещение правительства, ли-
пер компартии’ Престес выступил в день
1 мая на массовом митинге в Ресифе.

Как сообщает корреспондент агентства
Ассошиэйтед Пресс из Боготы, колумбий-
ское правительство запретило 1 мая всякие
массовые демонстрации, мотивируя это тем,
что 5 мая состоятся президентские выборы.
		тазеты. И теперь друзья «Юманите» с но-
мерами любимой газеты на груди идут от-
дельной колонной.

С волнением приветствуют на трибуне
участникев  интернациональных о бригах,
которые десять лет тому назад первыми
скрестили зружие с фашизмен на залатей.
кровью земле Иснании. И теперь в колен-
нах демонетрантев гремят гневные KoRRY
протеста против tupasun Франко, требова-
ния принятия решительных мер дая анк-
видации испанского заповедника фашизма.

Тенло привететвует рабочий Париж свою
смену, свою гордость — республиканскую
молодежь. Сколько энергии, бурного, ис-
крящегося веселья, задора, темперамента в
ней! С какой страстью. ‘провозглашают
юные демонстранты, еканлируя по 6ле-
гам, лозунги борьбы c фашистами из
«ПР» — реакционной партия, имеющей
наглость именовать себя «республиканской
партией свободы»! В молодежных колон-
нах — спортсмены, туристы, велосинеди-
сты. любители природы. И здесь же — вос-
питанники детских домов в аккуратных но-
веньких костюмчиках, школьники. Они
несут плакат: «Мы не голосуем. Голосуете
вы. Когда будете голосовать, помните 96
интересах`евоих детей».

Под. звуки оркестра подходит к трибуне
огромная колонна женских организаций
Парижа. Впереди — женщины-депутаты с
трехцветными лентами через плечо. Чтобы
закрепить свои права, женщина Францит
будет голосовать за новую конституцию.
0б этом говорят многочисленные плакаты.
06 этом говорят сами JewoRCTpaHTRH, про-
возглашающие лозунги.

Мимо трибув шли и шли демонстранты—
представители разных народов. Дружески
приветствовали парижане представителей
Югославии, которые несли плакат
«Триест— Югославии», представителей Бол-
гарии, Чехословакии...

Когда уже стало темнеть, на площадь
вступила новая мощная колонна, впереди
которой несли знамена Франции и СССР.
Это шли члены общества «Франция— СССР».
Колонна особенно ° нагаядно и ярко
предемонстрировала, сколь глубока и неру-
шнуа. дружба народов CCCP a Фран-
ции. Плакаты ¢ трогательными надпи-
еями, выражающими солидарность, кол-
лекливные лозунги, русские песни, далеко
отлающиеся в садах Венсенна;— все это не
могло не волновать русского человека, кэ-
торому довелось в этот традиционный для
Hac праздничный день быть не на Родине,
а здесь в Париже...

Был уже девятый час вечера, когда
мимо трибун прошли последние колонны
демонстрантов. В прозрачном синем небе
Царижа уже зажглись первые звезды.

Около полутора миллионов парижан се-
годня сказали свое слово о конституции.
И они повторят свое звонкое «да», когда
придут к урнам референдума. А ‹ ними —
и вся лемократическая Франция.
	/ Разногласия
в национап-царанистсксй
партии
	BYXAPECT, 30 апреля. (ТАСС). В по-
следнее время газеты широко комментиро-
вали состоявшуюся в Сибиу встречу хежду
Маниу, Михалаке, Поповичем, Хациегану и
другими. По сведениям газеты «Эра ноуа>,
в Сибиу обсуждались три вопроса: во-пер-
вых, вопрос о замене генерального секрета-
ря партии Пенеску; во-вторых, вопрос об
упразднении политического бюро ‘и восста-
новлении в правах постоянной делегаций;
в-третьих, вопрос о сотрудничестве с нацио-
нал-либеральной партией Братиану на пред-
стоящих выборах. Газета утверждает, что
в национал-царанистской партии имеется
сильное ‘течение против нынешнего генераль-
ного секретаря Пенеску, которого обвиняют
в том, что он является помехой. в- установ-
лении нормальных отношений с правитель-
ством Гроза. На место Пенеску якобы наз
мечаются Гица Поп или Худица. Наиболее
острые разногласия возникли по вопросу о
сотрудничестве с партией Братизну. Маниу
якобы согласен принять предложение Бебе
Братиану о выступлении на выборах с об-
щими списками. Михалаке якобы выступает
против подобного соглашения, которое, по
его мнению, не только не даст национал-
царанистской партии дополнительных голо-
	сов, Но будет использовано правительствен-
	ным блоком в его пропаганде против «исто-
рических партий». О том, что Михалаке на-
стаивает на политике сотрудничества с пра-
вительством, писали также газеты «Попо-
рул» и «Фапта».

В опубликованном сегодня газетой «Жур-
налул» открытом. письме. близкий к Миха-
лаке видный национал-царанист Н. Граур
выступает против союза национал-царани-
стов с партией Братиану, заявляя, что «по-
добный союз станет надгробным камнем ‘на-
ционал-царанистской партии». Граур задает
вопрос: «Как могло случиться, что в на-
ционал-царанистской партии нашли убежи-
ще остатки румынского фашизма и после-
дыши гитлеризма, в то время как никто из
партии не мог бы и подобную по-
литику».

В заключение Граур выдвигает ряд тре-
бований, в частности требование заключить
союз между национал-царанистской парти-
ей и рабочими партиями, положив. конец
вчерашней и сегодняшней вражде между на-
ционал-царанистами и организованным в
свои партии рабочим классом, а также тре-
бование уничтожить остатки фашизма в
стране: Граур напоминает, что «Румыния
обязана Советскому Союзу освобождением
от ярма гитлеровских захватчиков и возвра-
щением Трансильвании. В СССР Румыния
находит поддержку и гарантию своего раз-
вития как независимого государства».
		ТОКИО, 2 мая. (ТАСС). Вчера, 1 мая, в
Токио состоялась грандиозная первомайская
демонстрация, организованная по инициати-
‚ве. коммунистической и социалистической
партий и профсоюзов. В демонстрации уча-
ствовало 500 тысяч человек. Демонстранты
несли плакаты и транспаранты, на которых
было написано: «Долой реакционное пра-
вительство, создадим демократическое пра-
вительство!», «До конца разоблачить и поз
карать военных преступников!», «Немедлен=
HO создать единый народный фронт!» и др.

На площали, где собрались демонстран-
ты, состоялся митинг, на котором ‘выступа:
ли с речами представители коммунистиче-
ской и социалистической партий, а ‘также
профсоюзов. Все ‘ораторы требовали созда-
ния народного демократического правитель-
ства и наказания военных преступников.
Было оглашено обращение к тенералу
Макартуру и членам Союзного Совета, в ко-
тором ‘выражается благодарность союзным
войскам за освобождение японского народа
от гнета японской военшины и содержит-
‘ся требование устранить преграды к даль“
нейшей демократизации Японии.
	БЕРЛИН, 2 мая. (ТАСС). 1 мая в Берли-
не состоялась массовая демонстрация тру-
дящихся. Впервые после тринадцатилетне-
го перерыва трудящиеся столицы Германля
свободно вышли на улицы города, незя
	СУД НАД ЯПОНСКИМИ ВОЕННЫМИ ПРЕСТУПНИНАМИ
	ТОКИО, 3 мая. (ТАСС). Бывший. премьер-
министр Японии, занимавший этот пост во
время нападения на Пирл-Харбор, генерал
Хидеки Тодлзио и 27 других высокопостав-
ленных японских политических и военных
лидеров предстали сегодня перед Между-
народным Трибуналом по обвинению в «ве-
дении агрессивных войн и совершении мас-
совых убийств».

ТОКИО, 1 мая. (ТАСС). 29 апоеля быв-
шему премьер-министру Японии Тодзио и
другим 27 японским военным и политич?-
ским лидерам было пред’явлено . обвини-
тельное заключение. Как сообщает газета
«Старс энд страйпс», японские военные пре-
ступники обвиняются «в совершении пре-
ступлений против мира, военных преступле-
ний и преступлений против человечности».
Обзинительное заключение было передано
Международному Трибуналу главным аме-
риканским обвинителем Кинненом на закры-
	том заседании Трибунала, состоявшемся в
	1] чае. утра 29 апреля.

28 преступников обвиняются в «планиро-
вании, подготовке, развязывании и ведении
агрессивных войн, в нарушении междуна-
родных законов и дотоворов, а также в
убийствах и участии в качестве руководите-
лей, организаторов, подстрекателей и ис-
полнителей в планировании и осуществле-
нии конспиративных связей с Германией и
Италией в целях установления военного,
морского, политического ‘и экономического
господства во всем мире». Особые обвине-
ния в убийствах выдвинуты против некото-
рых поеступников, несущих ответственность
за гибель людей, явившуюся результатом
неожиданных напалений японпев на Пирл-
Харбор, Гонконг, Шанхай и Филиппины в
декабре 1941 года. В обвинительном 31-
ключении содержатся обвинения в примене-
нии отравляющих веществ в Китае и в поо-
шрении использования опиума для ослаблз-
ния воли китайского народа. Е

Преступники обвиняются в одурманива-
нии умов японского народа, в создании ми-
литаристской клики, которая играла доми-
нирующую роль во внутренней и внешней
политике Японии с целью развязывания
агрессивных войн. Подсудимым пред’явлено
также обвинение во внедрении в умы япон-
ского народа «вредных идей так называе-
мого расового превосходства японского нз-
рода над народами Азии и даже народамн
всего мира».

12 преступников обвиняются в участил
в известном «инциденте в Нанкине», во
воемя которого японскими солдатами были
убиты тысячи китайских граждан ин разору-
женных солдат. 7 преступников обвиняются
в участии в таких же «инцидентах» в Чан-
па, Хэняне, Гуйлине и Лючжоу, 14 пре-
ступников—в убийствах, связанных с пред-
поинятыми против Красной Армии и войск
МНР атаками в 1939 году, и 12—в убия-
ствах, совершенных во время напаленияна
советские вооруженные силы в 1938 году.
19 преступникам пред’явлено обвинение в
том, что они санкционировали нарушение
законов ведения войны и правил обращения
с военнопленными и захваченными граждан-
скими лицами.

К суду привлечены: Садао Араки — быв-
ший генерал, военный министр, член выс-
шего военного совета и министр просвеще-
ния: Кендзи Доихара — бывший генерал,
начальник отделения специальной службы
в Маньчжурии, главный советник «автоном-
ного правительства Северного Китая» и ге-
неральный инспектор’ военного обучения;
	Кингоро Хасимото, который повинен в по
топлении английской канонерки «Леди
Бэрд» на реке Янцзы и позже в потоплении
там же американской канонерки «Пэнэй»;
Хасимото командовал артиллерийским пол-
ком во время «инцидента в Нанкине» и был
лидером всеяпонской молодежной лиги;
Сюнроку Хата — бывший главнокоманлую-
щий японскими вооруженными силами В
Китае; ЖКиициро Хиранума — премьер-ми-
нистр в 1939 году и главный покровитель
японских обществ, «настроенных против
иностранцев»; Коки Хирота — бывший пре
мьер-министо и министр иностранных дел в
кабинетах Сайто, Окада и Коноэ; Наоки
Хосино — бывший диктатор марионеточного
государства  Маньчжоу-Го, генеральный
секретарь и министр без портфеля в каби-
нете Толзио; Сейсиро Итагаки — начальник
штаба Квантунской армии и военный мн-
нистр при Коноэ и Хиранума:. Окинори
Кайя — министр финансов при Тодзио, ко=
торый ввел экономическую и финансовую
программу, рассчитанную на субсипирова-
ние Тихоокеанской войны; Коици Кило —
главный тайный советник императора и
председатель совета бывших премьеров;
Хейтаро Кимура — начальник штаба Кван-
тунской армии, заместитель военного мини-
стра в кабинетах Коноэ и Тодзио, коман-
дующий японской армией в Бирме в 1944
году; Куниаки Койсо — бывший премьео-
министр, начальник штаба Кзантунской ар-
мии, министр колоний, генепал-губернатор
Кореи в 1942 году; Иванэ Мацуи, войска
которого совершили насилия в Нанкине и
который являлся ‘также членом‘ высшего
военного совета; Иосуке Мацуока — быв.
министр иностранных дел, главный лелегат
Японии в Лиге наций и’ президент Южно-
Маньчжурской железной дороги; Дзиро
Минами — быв. член тайного совета, воен:
ный министр, командующий Квантунской
армией; Акира Муто — начальник штаба
японгкой аомин ва Филиппинах при Ямаси-
та; Осами Нагано—бывший начальник MoD-
ского штаба’и военный советник. составив-
ший планы нападения на Пирл-Харбор; Та-
касуми Ока — бывший начальник военного
отдела и отдела общих дел морского миич-
стерства и зам. морского министра в 1944
году; Сюмей Окава — служащий Южно-
Маньчжурской железной дороги, который
был инициатором «Мукденского инциден»
та» и сторонником «изгнания представите-
лей белой пасы из Азии» путем агреесив-
ной войны: Хиооги Осима — посол в Герма-
нии в 1938—1939 гг. и в 1941—1945 гг:
Кеноно Сато — начальник военного отлела
роенного министерства в 1942—1944 гблах;
Мамору Сигемину — министо иностранных
дел в кабинетах Тодзио и Койсо, бывший
посол. в СССР, Великобритании и при маоно-
неточном правительстве в Нанкине; Сиге-
таро Симаца — морской министр при Тод:
зио в 1941 голу; Тосио. Сиратори — посол
в_ Италии в 1939 голу, советник министер-
стра иностранных дел в 1940 году; Тейици
Судзуки — бывший директор планового бю-
po пои кабинете и министо без портфеля
при Коноэ и Тодзио в 1941—1943 гг.: Си-
генорч Того — министр иностранных дёл
при Тодзио и Судзуки; Хидеки Тодзио —
бывший премьер-министр и военный министр
в период с 2 декабря 1941 г. по июль
1944 г.; Иосидзиво Умелзу — зам. вовнно-
го министра в 1936—1939 гг.. команлую-
щий Кзвантунской армией в. 1939—1944 ro-
дах и начальник генерального штаба армии
в 10441945 rr.
	Тегеранская газета требует
чистки жандармерии
	ТЕГЕРАН, 30 апреля. (ТАСС). Газета
«Рахбар» 29 апреля настойчиво ставит вопрос
о чистке жандармерии и удалении амери-
канского советника, главного управления
жандармерии Шварцкопфа.

Газета пишет: «Чистка жандармерии и
удаление из неё иностранных советников
окажут благотворное влияние на мирное раз-
решение азербайджанского вопроса».
		ПРИГОВОРЫ ЯПОНСКИМ
ВОЕННЫМ ПРЕСТУПНИКАМ
	НЬЮ-ЙОРК, 1 мая. (ТАСС). Манильский
корреспондент агентства Ассошиэйтэд
Пресс сообщает, что американский военный
суд приговорил к смертной казни через по-
вешение японского генерал-лейтенанта Та-
кеси. Последний признан виновным в уни-
чтожениия свыше 2.500 челозек гражданского
населения на острове Панай, включая нз-
сколько американских священнослужителей,
а также в обезглавливании американского
летчика в середине апреля прошлого года.

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Иокогам-
ский корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс сообщает, что военный суд америкач-
ской 8-й армии приговорил охранников лагеря
для военнопленных Цудзино и Какута к
30 годам заключения за дурное обращение
с союзными военнопленными. Этот‘же сул
приговорил 8 японцев, работавших прежде
в лагерях для военнопленных, к различным
срокам заключения — от 2 до 30 лет.
		Успешная игра московских
спартаковцев в Албании
	ТИРАНА, 2 мая. (ТАСС). Т мая москов-
ская команда: «Спартак» встретилась на сто-
личном стадионе со сборной национальной
командой Народной республики  Албании.
Еще задолго до начала игры большой ста-
дион заполнили более 25 тысяч зрителей.

На правительственной трибуне’ находи-
лись члены албанского правительства во
главе с премьер-министром генерал-полков-
ником Энвер Ходжа и вице-премьером Кочи
Дзодзе, члены президиума Народного со-
брания, офицеры и генералы армии, руко-
водящие деятели Демократического фронта,
а также представители иностранных MHC-
сий. Албанских и советских футболистов
приветствовали посланник СССР т. Чува-
хин и министр просвещения Албании про-
фессор Сейфулла Малешова.

Матч закончился выигрышем «Спартака»
со счетом 2: 1. .

Таким образом, в течение двух недель
пребывания в Албании московская команда
«Спартак» в четырех матчах забила в во-
рота албанских команд 12 мячей, пропустив
в свои три. г

ТИРАНА, 2 мая. (ТАСС). Вчера Албан-
ская спортивная федерация устроила вечер
в честь советской футбольной команды
«Спартак». Руководство Албанской спор-
тивной федерации преподнесло в подарок
обществу «Спартак» модель футбольного
мяча, отлитую из бронзы.
	В Японии обнаружены крупные склады пояжи
	ка-сырца, достаточного для производства
1 мард. ярдов тканей. Гейн подчеркивает,
	что японское правительство могло разрешить
проловольственный кризис, произведя обмен
скрытого хлопка на рис, который находится
у японских крестьян,
	НЬЮ-ЙОРК, 30 апреля. (ТАСС). Токий-
ский’ корреспондент газеты «Чикаго сан»
Гейн сообщает, что в Японии обнаружено
100 млн. фунтов хлопковой пряжи. Она была
найлена в отдаленных складах в префекту-
ре Ниигата. Во вновь обнаруженных скла-
ax найден также одногодичный запас хлоп-
	Участие американских войск в маневрах мексиканской армин
	вБыми силами генерал Деверс и командую-
щий воздушными силами генерал Спаатс,
будут присутствовать на маневрах и параде
мексиканских войск 5 мая в городе Пуэбла
по случаю годовщины битвы между мекси-
канскими и французскими армиями в 1862
году.
	ВАШИНГТОН, 1 мая. (ТАСС). Военное
министерство заявило, что «небольшая. груп-
па американских сухопутных войск в тече-
‘ние мая будет демсистрировать различные
виды пехотного. вооружения ‘в 5 пунктах
Мексики». Высшие офицеры американской
армии, в том числе командующий сухопут-