Э МАЯ 1946 г., № 107 (10189)

Сорок пять лет назао
	Первая первомайская. демонстрация в ’Тбилиси
	‚ В 1901 году рабочие Тбилиси пот ру-
ховодством товарища Сталина впервые
провели открытую первомайскую демонст-
рацию в центре города. Это было гранди-
озным политическим выступлением,  бле-
стяще организованным и тщательно под-
готовленным.

Как известно, 1898—1901 годы явля-
ются поворотным пунктом в истории за-
кавказских народов. В это время под руко-
воетвом товарища Сталина и его ближай-
ших соратников Л. Кецховели, А. Цулу-
кидзе и других сложилась и оформилась
революционная  ленинеко-искровекая co-
циал-демократическая организация в Тби-
диси.

Центральная группа тбилисской с.-д.
организации, руководимая товарищем
Сталиным, переходнт от узкой пропаган-
дистекой работы в рабочих кружках к
массовой политической агитации путем
выпуска нелегальной литературы и к орга-
низации стачек, забастовок, демонстраций
пролетариата. 19 апреля 1899 года за
городом состоялась первая нелегальная
уаовка тбилисских рабочих, на которой
присутствовало около 70 пролетариев с
разных предприятий города.

Через год — 23 апреля 1900 года число
участников нелегальной маевки достигло
400—500 человек.

«Поразительное событие произошло в
нашей стране за два-три года, — писала
тазета «Брдзола», выходившая под руко-
волством товарища Сталина. — 19 апреля
1599 г. семьдесят рабочих тайно собрались
за городом с красным флагом... Через год...
число рабочих увеличилось [о четырех-
сот— пятисот. Они вновь собрались за го-
родом с красным флагом и еще крепче
поклялись друг другу в братстве, един-
стве, поклялись самоотверженно бороться
с врагом».

Маевка 1900 года состоялась в строгой
конспирации за рабочим районом  Надза-
ладеви, в окрестностях  Солеёного озера.
Товарищ Сталин провел большую работу
ис организации этой маевки и лично руко-
водил ею.

«Замечательно в этот день говорил наш
молодой руководитель — товарищ Coco
Джугашвили-—Великий Сталин,/—пишет в
своих воспоминаниях старый рабочий Г. Чи-
ковани. — Товарищ Сталин обратился к
кам с призывом бороться сознательно и
обдуманно © классовыми врагами и раз’-
яенил нам великое международное значе-
ние первого мая».

По предложению товарища Сталина рабо-
чиё решили провести следующую MaeBRY
открыто на улицах города: Решено было
тотовиться к будущей маезке заранее, чтобы
выступить более мощной организованной
армией.

Первомайская демонстрация 1901 года
ознаменовала собой переход закавказекого
пролетариата от стачек к массовым откры-
тым политическим выступлениям. Газета
«Брлзола» об этом писала:

«Еще через год, 22 апреля 1901 г., чис-
ло рабочих c 400—500 возрозло по дзух
тысяч. Это была уже целая армия! Они
уже не скрываются за городом, они высту-
пают на площади в самом центре города
с тем жё красным флагом в руках и. вы-
зывая врага на бой, громко, во вееуслыша-
ние кричат: «Да здравствует политическая
свобода! Долой тиранов! Да здравствует
восьмичасовой рабочий день!».

Товарищ Сталин вел огромную работу по
подготовке этой демонстрации. Мод руковод-
ством товарища Сталина был выработан
	В Министерстве Здравоохранения CCCP
состоялся приём делегации французских
женщин, находящейся в настоящее время
в Советском Союзе.

Гостей встретили заместитель Министра
Здравоохранения СССР М. Д. Ковригина,
представители московской профессуры, от-
ветственные работники Министерства Здра-
воохранения. Руководитель делегации г-Жа
Э. Коттон заявила, что Ссюз французских
женщин глубоко интересуют вопросы здра-
воохранения в Советском Союзе, так как
	В последние недели войны на одном мэ-
ждународном приеме мне довелось участво-
вать в интересной общей беседе. Два наших
генерала рассказывали, что бойцы Краеной
Армии считают дни, когда они вступят в
Берлин, во-первых, потому, что святая
ненависть к фангизму ведет их, и, BO-BTO-
рых, потому, что нали воветский народ стре-
митея скорее закончить войну. Корреспон-
дентка американской газеты, молодая мило-
	план демонстрации, была проведена в со-
циал-демократических кружках вся необхо-
димая организационная работа, печатались
_И распространялись среди рабочих, ремес-
ленников и учащихся революционные про-
кламации и воззвания центральной групны
тбилисекой с.-д. организации. призывавигие
к участию в демонстрации. В одной из про-
кламаций говорилось:

«Рабочие всей России решили праздно-
вать первое мая открыто — на лучших
улицах города. Они гордо заявили влаети,
что они не боятся казацких нагаек и шз-
шек, пыток жандармов и полицейских!

0б’единимея же и мы, друзья, е россий-
скими товарищами! Подадим друг другу
руки, грузины, русские, армяне, соберем-
ся вместе, подымем красное знамя и OT-
празднуем единственный паш праздник —
Первое мая!».

„Царские власти ветревожились. Задолго
до демонстрации начались массовые аре-
сты. В ночь на 22 марта жандар-
мерия обыскала физическую обсерваторию,
где работал товарищ Сталин. В связи с этим
был издан приказ о его аресте. Кавказекий
военный округ принял чрезвычайные меры
по охране города. Город был на военном но-
ложении.

Олнако тбилисская социал-демократиче-
ская организация и пролетариат города от-
Бетили на все это усилением подготовки К
демонстрации. Были изменены сроки ма-
евкл. Она была назначена на воскрееный
день, 22 апреля, чтобы в демонстрации мог-
л0 принять Участие побольше рабочих и
ремесленников. Ввиду того, что вокзал
был оцеплен войсками, демонстранты долж-
ны были собраться в центре города, на, Сол-
датском базаре, затем пойти по Пушкин-
ской улице на Эриванскую площадь, а по-
том на Дворцовую улицу и Головинский
проспект (ныне проспект Руставели).

Вечером 21 апреля жандармерия узнала
06 изменении срока демонстрации и месте
собрания рабочих. В ту же ночь в районе
Солдатекого базара и прилегающих мезт
были расетавлены полиция и жандармерия.

К 10 часам утра в центре города, на Соя-
датском- базаре, собралось свыше 2 тысяч
рабочих. Ждали енинала. В 10 час. 30 мин.
пад толпой взвилось красное знамя. Тысячи
людей  провозглашали боевые лозунги:
«Долой самодержавие!», «Да здравствует.
8-часовой рабочий день!» С рабочими был.
товарищ Сталин в сопровождении других
партийных руководителей.

Как только началась  демонетрация,
жандармы, полиция и войска с разных
сторон напали на безоружных рабочих. Л1о-
дей избивали шашками и нагайками. 0т-
чаянная борьба продолжалась три четверти
часа. 14 рабочих были ранены. Свыше
50 человек было арестовано и посажено в
тюрьму.

Демонстрация в Тбилиси произвела ог-
ромное впечатление на рабочий класс и
крестьянство Кавказа. Ленинская «Искра»
так оценила ее значение:

«Событие, бывшее в воскресенье 22 ап-
реля (ст. стиля) в Тифлисе, является иетэ-
рически-знаменательным лая всего Кавка-
за: с этого дня на Кавказе начинается от-
крытое революционное движение».

Политическая и организационная работа
центральной тбилисской социал-демократи-
ческой группы в 1901 году завершаетея
организацией Тифлисского комитета
РСДРН ленинско-искровского направления,
возглавляемого товарищем Сталиным.

Вано ШАДУРИ.
	её стране предстоит большая работа по
ликвидации последствий войны, CHJIbDHO OT-
разившейся на состоянии здоровья француз-
ского народа. Вопросы, заданные во время
беседы участниками делегации, касались
системы борьбы с туберкулезом, постановки
работы детских и женских лечебно-профи-
лактических учреждений, оплаты по боль.
ничным листам в случае болезни и по бере-
менности и др.

Приём прошел в исключительно теплой
и пружественной обстановке. {ТАСС).
	Делегация Союза французских женщин
в Министерстве здравоохранения СССР
		Новые антидемократические
мероприятия греческого
	правительства
	АФИНЫ, 4 мая. (ТАСС). Здесь стало из-
вестно, что греческое правительство обсу-
ждает вопрос о создании особых «комиссий
безопасности», по решению которых «неже-
лательные элементы» без суда и следствия
будут выселяться на отдаленные острова.
Правительство обсуждает также изменение
закона от 1924 года о бандитизме. Как из-
вестно, в стране действует более 135 фаши-
стско-монархических банд. Однако, судя по
мерам, которые принимаются сейчас, закон
о бандитизме будет направлен не против
этих банд, а против сельского населения,
скрывающегося в горах от террора воору-
женных монархистов. Более того, циркули-
руют слухи, что правительство намерено
широко использовать монархические банды
для уничтожения «анархических» элемен-
тов.
	сашистский террор
	АФИНЫ, 3 мая. (ТАСС). Вечерние газеты
опубликовали телеграмму из Каламаты, в
которой сообщается, что банда Мангаласа,
об`явленного вне закона, но действующего
совершенно свободно, 2 мая застрелила в
центре города рабочего Кардзониса и кре-
стьянина Хондроцониса. Местные власти не
принимают никаких мер для ареста пре-
ступников.

Рабочие города сб’явили всеобщую заба-
стовюу протеста против фашистского тер-
тора.
	Предатели освобождаются из тюрем
	АФИНЫ, 4 мая. (ТАСС). За десять дней
с 23 апреля судебными органами издано
129 приказов об освобождении из тюрем
лиц, приговоренных к различным срокам
заключения за предательство и сотрудни-
чество с оккупантами.
	—_—
TTodnucanue Tpymanom
законов, касающихся
	Филийнии
	Египетская печать
об англо-египетских
	переговорах
	День /Шервозо Мая за рубежом.
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРАГА, 2 мая. (ТАСС). (Задержана до-
ставкой). В городах и селах Чехословакин
состоялись многотысячные первомайские
демонстрации. Такого всенародного торже-
ства, посвященного Международному дню
1 Мая, еще не знала история Чехословакии.
Плакаты, лозунги, транспаранты отражали
волю трудящихся Чехословащкой республи-
ки строить новую, свободную демократиче-
скую жизнь, укреплять свободу и незави-
симость республики, стоять на страже веля-
ких завоеваний, достигнутых в суровой
борьбе против фашизма. В лозунгах была
выражена глубокая благодарность Красной
Армии и народам Советского Союза за
освобождение Чехословакии. В Праге, как
и во всей стране, партии национального
фронта проводили первомайские торжества
самостоятельно.
	На состоявшемся в Праге митинге уча-
стников демонстрации, организованной
компартией, выступил председатель ком-
партии, заместитель премьер-министра Гот-
вальд.

— 1-е Мая — сказал cH—8 этом году
поистине является днем свободного труда.
Мы празднуем этот день в освобожденной
республике, в которой управляет народ. С
чувством глубокого уважения мы чтим па-
мять сотен тысяч погибших за нашу свобо-
ду. Мы выражаем глубокую благодарность
нашей освободительнице — Красной Армин
и Генералиссимусу Сталину.

Далее Готвальд указал. что компартия
борется за то, чтобы Кошицкая правитель-
ственная программа проводилась в жизнь.
В минувший год, сказал в заключение Гот-
вальд, мы сделали немало. Во втором насту-
пающем году нашего освобождения мы бу-
дем строить нашу республику на тех же
заложенных нами основах. Мы будем пре-
секать всяческие попытки реакции помё-
шать нам строить счастливую жизнь.

С краткой речью выступил министр про-
свещения профессор Неедлы, огласивший
торжественное обещание коммунистов чест-
но и самоотверженно бороться за интересы
народа, стоять на страже его националь-
ного единства, укреплять братский союз
чехов и словаков, не жалея сил, строить
счастливую свободную республику.

Затем началось шествие колонн, продол-
жавшееся более 4 часов. В демонстрации,
организованной  компартией, участвовало
150 тысяч человек.

На Староместекой площади в Праге со-
стоялся митинг, организованный народно-
	социалистической партией, на котором вы-
ступил приматор Праги Зенкл, выразивший
благодарность Красной Армии и американ-
ской армии за освобождение Чехословакии.
На площади Республики состоялея ми-
тинг партии социальной демократии. Здесь
с речью выступили премьер-министр Фир-
лингер, генерал Эчер и другие. «Мы глубо-
ко благодарим Красную Армию за освобо-
ждение нашей страны,— сказал Фирлин-
гер. — Если бы не Красная ‘Армия, у нас не
было бы теперь свободных выборов».
Многолюдные первомайские лемонстрацаи
состоялись в столице Словакии — Братн-
славе, в Брно, Пльзене, Кладно и других
городах, а также в селах Чехословакии.
		КАИР, 4 мая. (ТАСС). Журнал «Мыср=
эль-Фатат» пишет, что мрак вокруг англо
египетских переговоров вызывает тревогу.
«В последней речи,— заявляет журнал,—
Сидки-паша обещал, что иностранные вой-
ска скоро будут эвакуированы из Египта.
Но страна требует официального заверения
в том, что Англия не будет оттягивать пе-
реговоров с целью выиграть время и тем
самым лишить Нас возможности обратиться
в Совет Безопасности, где сейчас предее-
дательствует египтянин. Терпение наше
приходит к концу. Нусть английские и еги-
петские представители остерегаются, ибо
всё имеет свой предел».

Тот же журнал опровергает слухи о Том,
что англо-египетские переговоры будто бы
привели уже к каким-то решениям. Позиция
англичан, пишет журнал, отличается колз-
баниями и сдержанностью. Нередко англи-
чане отрекаются от того, что предложили
накануне, становясь менее ‘уступчивыми.

В газете «Аль-Мосаввар» Фикри Абаза
выступает против англо-египетского воен-
ного союза. «Мы хотим,— пишет он‚— избе-
жать риска подобного союза, который обя-
зал бы нас передать Англии наши порты,
аэродромы и учреждения».
	После антианглийской
демонстрации в Александрии
	КАИР, 4 мая. (ТАСС). Министерство
внутренних дел опубликовало   мая коммю-
нике по поводу демонстраций студентов
университета имени Фарука Г в Александ-
рии, состоявшихся 30 апреля и 1 мая.
В коммюнике говорится, что студенты под
воздействием статьи, опубликованной в пе-
чати, относительно ненормального хода
англо-египетских переговоров, начали
30 апреля демонстрацию неболыними груп-
пами, которые были рассеяны полицией.
После разгона этой демонстрации студен-
ты вновь организовали большую демонст-
рацию. Когда полиция снова попыталась
разогнать демонстрантов, они начали бро-
сать в полицейских камни. При этом было
ранено 3 офицера и 10 полицейских. По-
лиция открыла огонь, ранив 2 студентов и
5 других лиц.   мая студенты собрались в
университете на массовый митинг. После
митинга они хотели выйти на улицу, одна-
ко полиция снова пыталась ‘не допустить
демонстрации. Студенты забросали полицию
камнями, бросили 9 ручных гранат, которые
не причинили вреда, а также открыли
огонь, ранив несколько полицейских, при-
чем некоторых смертельно.

По сообщению печати, премьер-министр
Сидки-паша отдал распоряжение немедлен-
но начать расследование событий и привлечь
виновных к суду. Прокурор Тауэр-паша вы-
ехал в Александрию для личного наблю-
дения за расследованием,
	: -—QO--
Переговоры Англии и США
се Португалией о военных базах
	Ha Азорских островах
	НЬЮ-ЙОРК, 4 мая. (ТАСС). Вашингтон:
ский корреспондент газеты «Нью-Йорк
таймс» Рестон сообщает, чго, как ему ста-
ло известно, правительства США и Англин
приступили к официальным переговорам с
правительством Португалии о длительном
использозании военно-воздушных и военно-
морских. баз на Азорских острозах. Повиди-
мому, любое соглашение, которое будет до-
стигнуто, явится частью обширного догово-
ра, охватывающего Англию, Канаду, Гол-
ландию, Австралию, Новую Зеландию и нё-
которые латино-американские страны.

Переговоры об использовании исландских
баз пока не дали положительных результа-
тов, пишет Рестон, однако США продол-
жают свои попытки в этом направлении.
					Ч
i a
	 и
За
		[А
gt

ae
	pi
			МОНТЕВИДЕО, 4 мая. {ТАСО).   мая в
Монтевидео состоялась демонстращия рз-
бочих, в которой участвовало свыше 80 ты-
сяч человек. Демонстрация была организо-
вана Генеральной конфедерацией труда с
участием некоторых ‘автономных профсою-
зов, высказыв“ющихся за полное об’едине-
ние всех профсоюзов в одну конфедера-
цию. Другие автономные профсоюзы, отка-
завшиеся участвовать в совместной демон-
страции Генеральной конфедерации трудз,
устроили свой отдельный митинг, на кото-
ром присутствовало около 4 тысяч человек.
		ДЕЛИ, 4 мая. (ТАСС). Во многих индий-
ских городах проводилось празднование
1 Мая. Для предотвращения волнений сре-
ди рабочих в некоторые пункты промыш-
ленных районов Бомбея власти послали по-
лицейские отряды, которые были восфуже-
ны, в частности, бомбами со слезоточивым
газом. Ряд рабочих манифестаций был. разо-
гнан.

На большом - митинге, организованном
провинциальной организацией Всеиндийско-
го конгресса профсоюзов, выступавшие орз-
торы призвали рабочих об’единиться в
борьбе за независимость страны и законные
права трудящихся.

1 мая на главных улицах Мадраса де-
монстрации провели рабочие хлебопекарен.
Многие отели в центре города были закры-
ты или работали частично, так как сотни
людей из числа обслуживающего персона-
ла приняли участие в демонстрании.

Массовые митинги рабочих состоялись в
Калькутте, Дели, Квингс-Гарден и др. го-
родах. Участники митингов требовали сво-
боды и независимости Индии.
	ВАШИНГТОН, 4 мая. (ТАСС). На-днях
президент Трумэн в присутствии верховного
резндент-комиссара Филиппин в США Ро-
муло и ряда юристов подписал два закона,
касающихся Филиппин, — о восстановлении
и о торговле.

Трумэн указал, что закон о восстановле-
нии предусматривает платежи тем, кто по-
нес потери на Филиппинах во время войны,
и платежи, используемые для восстановле-
ния общественной собственности.

Далее Трумэн заявил, что закон о тор-
говле Филиппин предусматривает проведе-
ние путем «исполнительного соглашения»
(соглашение, заключаемое президентом и не
требующее утверждения сената) плана
предпочтительных торговых отношений с
Филиппинами на ближайшие 28 лет.

Говоря о значении закона о торговле,
Трумэн заявил: «Мы накануне того, чтобы
предоставить политическую независимость
этому народу».

своем заявлении Ромуло указал, что
оба эти закона представляют собой первые
мероприятия по восстановлению экономики
Филиппин, но эти мероприятия еще не со-
вершенны и в них содержатся некоторые
черты, вызвавшие возражения, Однако сле-
дует помнить, что не было ни одного закона
о Филиппинах, принятого конгрессом США,
который не содержал бы недостатков. Фи-
липпины никогда не были в более отчаян-
ном положении, чем сейчас, они не могут
ждать вечно начала восстановления. Начало
должно быть ‘сделано. Эти законы предста-
вляют собой начало.

Ромуло просил филиппинский народ по-
мнить, что эти законы смогут быть изме-
нены, если они создадут затруднения или
несправедливости.
		Речь премьер-министра Венгрии
в Национальном собрании
	Венгрией сейчас руководят новые люди, и
счастье нашей страны в том, что нашлись
эти новые люди, проникнутые духом демо-
кратии. Мы получили огромную поддержку,
но от нас за это ничего не требовали.
Я выражаю благодарность венгерского на-
рода Генералиссимусу Сталину, который с
большим пониманием относится к нашим
трудностям и готов помочь в разрешении
их».

При этих словах премьер-министра депу-
таты Национального собрания поднялись с
мест и устроили бурную овацию в честь
И. В. Сталина. Бурными аплодисментами
встретили депутаты слова Надь Ференца,
в которых он выразил благодарность ми-
нистру иностранных дел СССР В. М. Моло-
тову, а также дгугим членам Советского пра-
вительства. Отметив, что Венгрия всегда про-
являла стремление установить связи с США
и Англией, Надь Ференц продолжал: «Мы
стремимся к дружбе со своими соседями,
к сотрудничеству с ними, ибо считаем, что
должны помогать друг другу. Только так
мы сможем обеспечить прочный мир в Во-
сточной Европе. Я ‘считаю, что Югосла-
вия является той страной, ‘с которой нам
пегче всего установить дружбу».

Выразив далее сожаление по поводу того,
что работа венгерского государственного
аппарата не так совершенна, как югослав-
ского, Надь заверил Национальное собра-
ние, что поавительство сделает все для
укрепления дружбы между двумя странами.
Далее он заявил о желании Венгрии укре-
плять дружественные отношения с Румы-
нией. Указав на существующие разногласия
с Чехословакией, он заявил, что в отнеше-
нии этой страны Венгрия исполнена лучших
намерений, и надеется, что дружественйые
отношения ‘с ней будут установлены. В ‘за-
ключение Чадь Ференц заявил, что основ-
ным условием уснешной внешней полити-
ки Венгрии является укрепление демокра-
тии внутри страны.
	БУДАПЕШТ, 4 мая. (ТАСС), На состояв-
шемся 2 мая заседании Национального со-
брания с отчетом о поездке венгерской пра-
вительственной делегации в Москву вы-
ступил премьер-министр Надь Ференц, ко-
торый назвал поездку «самым значитель-
ным событием внешней политики».

«Своей свободой и независимостью —
заявил Надь, — мы обязаны прежде всего
Советскому Союзу. Благодаря ему мы за
этот год, прошедший после освобождения
страны, смогли создать новую внешнюю по-
литику. Мы должны искать искренних дру-
жественных связей с державами-победи-
тельницахи, в первую очередь с Советским
Союзом. Вот почему я был очень рад и
горд, когда была удовлетворена моя прось-
ба о поездке в Москву».

Говоря о приеме, устроенном венгерской
правительственной делегации в Москве,
Надь сказал, что он «не мог даже раесчи-
тывать на такой дружеский прием со сто-
роны той державы, на которую мы веро-
ломно напали. Уважение, проявленное к
нам, повысило авторитет венгерского прави-
тельства. Проявилось отношение, которое
свидетельствует, что Венгрию считают сво-
бодной и независимой. Такое отношение к
малым народам обеспечивает их равнопра-
вие».

Затем Надь рассказал о фезультатах по-
ездки правительственной делегации в Мо-
скву. ,

«Находящиеся в Венгрии английские де-
путаты,— сказал премьер-министр,— инте-
ресовались экономическим развитием стра-
ны. Я должен ответить, что если мы за год
смогли сделать столько, то лишь благода-
ря поддержке Советского Союза. и благо-
даря этой поддержке наше экономическое
развитие пойдет далыне быстрыми темпа-
ми». .

«После окончания войны,— сказал далее
Премьер,— эта поездка является самым
большим ‘успехом венгерской демократии.
	ну — с Японией. То была короткая война,
и он успел участвовать только в одном бею—
между Малым и Большим Хинганом. К чет-
вертой награде—-медали «За отвагу»—Ма-
маев был предетавлен не только за участие
в этом бою, но... и «как металлиет».

— Как металлист?

— Ну, да... совеем просто: я сохранил
боеспособность своего орудия. В Маньчжурия
страшное бездорожье, и некоторые артилле-
ристы тащили потом домой свои пушки без
колее или в разобранном виде. А я свое
орудие прочищал, ремонтировал на ходу,
ведь на то я и металлист!

Это орудие «целехоньким» Мамаев сдал
в советской крепости Порт-Артуре, откуда и
демобилизовался в сентябре 1945 года и
поехал домой, в Москву, опять на родной
автозавод, где работал с 1933 года.

Но меня спросят: какое же все-таки OTHO-
шение имеет книга Чейза к этой столь ти-
пичной биографии бойца Красной Армии, ко-
торый возвралцается к своему труду?

Отношение это негативное. что прежде
всего и приятно. Американский солдат еще
дрался на фронте, а экономисты уже дума-
ли-гадали, кула он, бедняга, денется, когда
вернется домой? А вот насчет послевоенной
судьбы Андрея Мамаева, как и многих ты-
сяч других фронтовиков, никто никаких
«прогнозов» не излагал. А самому Мамаеву
и в голову не пришло бы предаваться подоб-
ному странному занятию. Он был абсолют-
но уверен, что он нужен свозму заводу, и
смело вошел в свой цех, где его радостно
встретили.

Близится первая годовщина Дия Победы
над фашистекой Германией. Мы встречаем
ве социалистическим соревнованием В
первые месяцы новой сталинской пя-
тилетки. Исполинским размахом и высоким
	Генерал Эш перед судом

ХЕЛЬСИНКИ, 4 мая. (ТАСО).^Как сооб-
щают-хельсинкские газеты, 2 мая в верхов-
ном военном суде продолжалось разбира-
тельство дела генерал-лейтенанта Эш, пол-
ковника Ойнонена, майора Суомио и капи-
тана Неро. Было зачитано обвинительное
заключение против капитана Неро. Начал-
ся допрос свидетелей.

Одновременно сообщается, что верхов-
ный военный суд рассмотрел дело шести
финских младших командиров и рядовых,
обвинязшихся в жестоком обращении с
военнопленными. Двое обвиняемых пригово-
рены к наказаниям, остальные оправданы.
	соронта
	Кать батареи противника, пользоваться па-
норамой, маскировкой. Эх, да чему-чему
не научит солдатская судьба! До фронта, на-
пример; я не представлял себе, как это мож-
но подступиться к мине? А, оказывается,
если К этой самой мине подойти хладнокров-
но да по-заводеки все рассчитать, то... вы-
нешь аккуратно калеюль-—и обезвредил ее.
Стреляя я из противотанковой пушки.
Олнажды лез на нас в атаку «Фердинант».
Вто-то в него пальнул, да промазал, а он
туда и рванулся... и уже в двухстах метрах
от меня, и идет лобовой частью, которую
пе прострелишь... Нервы у меня, конечно,
40 крайности напряглись, но я все держусь,
слежу, рассчитываю. Только повернулея он
ко мне боком... тут я и пробил его, сразу
он запылал!

За «Фердинанда» Мамаев получил пеф-
вый орден — Красную Звезду. Второй ор-
ден — «Славы» 3-й степени — получил он
за форсирование Немана.

— Чистая была работка! — вспоминает
он теперь с довольной улыбкой мастера. —
Оч-чень аккуратно переправились: без па-
ники, обстоятельно, без потерь в людях и
технике.

Третий орден, опять Краеной Звезды, Ма-
маев получил за прорыв немецкой обороя
в Восточной Пруссии в дни нашего наступ-
ления на Кенигсберг.

— Три дня все кругом гремело, все сме-
шалось — небо и земля... Но наша противо-
танковая стреляла как полагается — уж
били мы фашистов на их немецкой земле!

Острый глаз война и рабочего примечал
	Арест участников
фашистских провокаций в Италин
	РИМ, 4 мая. (ТАСС). Министерство внут-
ренних дел сообщило 06 аресте четырех
Человек, разбрасывавших фашистские лн-
стовки и участвовавших в фашистских де-
монстрациях различного характера в ночь
на   мая.

Арестовакы также лица, бросившие гра-
наты перед зданием руководства компартии
и редакщии газеты «Унита». В сообщении
министерства внутренних дел указывается,
что виновные подвергнутся примерному на-
казанию,
	сравнения. В западной литературе уже по- ! вполие ощутимые. Кажется, например, уж
	кузнец ли не знает, что таков металл? Вой-
На и в это привычное знание внесла свое:
кузнец открыл, что прежде он еще мало
Ценил металл.
	— Ав боях что металла летело во все
стороны! И громить врага можно было толь-
ка высококачественным металлом. Теперь
он длЯ пятилетки нужен. Ныне за металл
У меня душа сильнее болит. Хочетея, на-
пример. не только’ на-глазок опрелелять на-
грев, & точно, по приборам. Если бы эти
приборы у нас как надо применялись, бра-
ку было бы меньше. Теперь зорче следишь,
какой металл тебе дают: добрая ли вяз-
кость, как он куется... И как он потом, уже
в других руках, в работе себя покажет?

Забота кузнеца-инструментальщика не
просто выдать поковки, но именно высоко-
качественные поковки для резцов быетро-
режущей стали. А кто, разве слепой только,
не чувствует, как много новизны и какой
размах работ взят заводом в новой пятилет-
ке?! С конвейера московского ЗИС’а во все
вонцы нашей страны отправляются могу-
чие колонны машин, которые булут возить
людей, зерно, лее, товары.

«Птицу-тройку», конечно, только мы,
русские, могли выдумать. Она мила и
близка нашей душе, любящей бескрайние
просторы, лихую 6з3ду и т0 звонкие, то пе-
чальные песни под серебряный звон дорож-
ных колокольцев и дружный топот сытых
воней. «Птица-тройка» дорога нам как меч-
та, полет фантазии, как стон горя русской
души в прошлом и как вора русекого чело-
века в великое грядущее Родины, которое
для нас стало настоящим. Да, прекрасна,
чудесна «птица-тройка»! Но так безмерно-
широка теперь наша земля, Советская наша
держава, открывающая нам все шире п
глубже просторы и недра свой, что лав-
ненько уже мало нам «птипы-тройки» Г Нам
нужно 366 больше неутомимых машинных
коней, покрывающих сотни верет в сутки.

каждой из этих машин заключена сили-
Ща многих троек, а каждая частица их ме-
талла прокалена не только огнем, но и не-
сгибаемой волей человека, созидателя но-
вой пятилетки, которому кланяютея чест-
ные люди всего мира.
	Анна КАРАВАЕВА,.
	являются образы вернувшихся с войны
солдат, но нет им радости. Они словно по-
пали в какой-то иной, вредный для них в03-
дух, которым невозможно дышать. Все Bo-
круг кажется им столь неблагополучным и
шатким, что внору или напиться, чтобы
забыть 0 всех разочарованиях, или убе-
жаль обратно в казарму, к фронтовых това-
рищам. А наш человек, как это сделал Ма-
маев и тысячи других бывших фронтови-
ков, спокойно примется за свое дело.

— Нет, от заводской работы я никак и
не мог бы отвыкнуть: пока я воевал, она
ведь у меня и в уме, и в руках всегда
была... А с войны я на завод воинскую дис-
циилину принес, великая в том польза!—
так ветественно разрешилея у Мамаева пе-
реход из войны в дни мира.

Да, не обломком войны, как того хоте-
лось фапистеким палачам, вернулся наш
солдат на свой трудовой пост, & чело-
веком многостороннего опыта.

Война крешко научила его ценить и сжи-
мать время.

— Прежде мы таких коротких сроков
себе не назначали; как только мы выра-
батывали от 120 до 180 процентов плана,
и считали-—вот хорошо! А теперь мы вы-
рабатываем 285—300 процентов. Но это
ще не всё!-—и в медлительно-раздумчивой
улыбке Мамаева можно прочесть ту пыт-
ливую и повелительную мысль и последо-
вательность решений. которую опять же он
вынее из войны. Война показала, какие в
нем самом таятся силы— а если новые
силы действуют в тебе, честно ли жить
старыми нормами и достижениями прошлых
лет? Вот почему в предмайском соревнова-
нии кузнец-коммуниет Мамаев (в партию
он вступил на фронте) горячо поддержал
пересмотр норм выработки.

— Как говорится, на взгляд, в процен-
тах, цифра получается вроде ниже, а на
деле, по количеству деталей, она будет зна-
чительно больше. Значит, себестоимость
снижается, что ведь входит в планы и за-
боты пятилетки. Мы и соцлоговор ю маю
заключили уже по новым нормам=—на две-
сти тритцать процентов.

Есть некоторые черточки в труде челове-
ка, неуловимые на глаз, но лейетвенно
	Соллат пришёл с
	прав: число безработных в Америке сейчас
составляет от 4 до 5 миллионов человек.
Беспощадная реальность показывает не тот
«лучший мир», о котором мечтал Чейз, а
тот, когда солдаты, вернувшиеся с фрон-
та, стоят в длинных очередях за тарелкой
супа и куском хлеба...

...Вое это вспомнилось мне, когда я
слушала безыскусственное повествование 0
своей жизни Андрея Афанасьевича Мамаева,

видная женщина, слушала это с задумчи-  кузнеца инструментального цеха Московско-
	в0-иронической усмешкой. Я спросила ее:

— Разве американские солдаты не стре-
MATCH как можно скорее разгромить фа-
шистскую Германию и вернуться домой в
мирному труду?

— 0, конечно. они этого хотят, но по-
том они будут плакать! = она ответила
тоном глубочайшего убеждения. — Они бу-
дут плакать, потому что им придется стоять
в очереди к суповым кухням. Кончатся во-
енные заказы, и заводы закроются, я это
хорошо знаю...

— Вы хотите сказать, что солдат, кото-
рый до войны был рабочим, инженером или
клерком, должен будет, вернувшись домой,
стоять в очереди за супом как безработный?

— КЁ сожалению... да... Я 970 хорошо
знаю.

Не знаю, читала ли корреспондентка кнй-
гу Стюарта Чейза «Цели Америки», книгу,
которая вышла влервые в ноябре 1942 года
н выдержала в Америке уже несколько изда-
ний. Она несколькими фразами выразила
его основное утверждение: «Наши солдаты
требуют ответа, на что они могут рассчи-
тывать поеле войны, могут ли они быть
уверены, что будет лучший мир, за кото-
рый они боролись, или их ожидают очереди
за хлебом, когда война закончится?» — пи-
сал Чейз в 1942 году.

Воспоминания 0 «суповых кухнях» в0
время кризиса 1929—1933 годов волновали
Чейза в 1942 году, когда военные заказы
американским заводам увеличивались изо
дня в день. Популярный экономист отлично
иснимал неизбежность безработицы, которую
он мрачно называет: «рак современного
общества». И мы вилим, Чейз оказался
	  го автозавода имени Сталина. Мамаеву —
42 года, его русые курчавые волосы поре-
дели на макушке, русское его лицо с мягки-
ми и крупными чертами оживляется мед-
лительной улыбкой и раздумчивым взглядом
светлых глаз. В движениях его и в манере
говорить видится такой же раздумчивый,
неторопливый характер, который решает
накрепко и делает все прочно и основатель-
go. Her ничего удивительного, что именно
‘такие на вид неторопливые люди могут кру-
то и смело повернуть жизнь свою на иной
путь и устремиться по этому пути с такой
стойкой. и ясной силой, что любой юноша
позавидует ей. Так повернул жизнь свою
Мамаев в 1943 году, когда пошел доброволь-
цем на фронт. Мобилизации он не подлежал
и мог бы, подобно многим тысячам куз-
Helos, помогать Фронту своим честным
стахановским трудом. Но ему все тяжелее
было смотреть на страдания и потери людей
и все чаще хотелось «самому лично помочь
народу скорее избыть войну». Он, семей-
НЫЙ человек, не мог больше оставаться в
своем цехе и пошел бить немца.

— Настроение мое в то время? Хорэ-
шее, уверенное. Силу в себе большую чув-
ствовал и был уверен, что разобью немцев
й жив буду.

Автоматчиком-десантником прошел Мама-
вв сотни километров фронта: Таганрог, Ме-
литополь, Запорожье, Харьков. В Западную
Украину он вошел уже артиллеристом.

— Командование пошло навстречу мое-
му желанию: ведь и на войне заводекому
человеку охота поучиться. В десантниках
	знаешь только свой автомат, 8 в артиллерии
узнаешь разные орудия, научишьея за6е-
	на этой фашистской земле вее стороны жиз-   туманистическим смыелом своим она осве-
ни и дал ей точную оценку: ‹ Щает деятельность каждого советского че-

— Разбойничье государство! Куда ни  ловека. Люди, которые год назад  громили
глянь, — и дома, и подвалы, и сараи, —   фашистов, а теперь вернулись на свои тру-
все там заранее для убийства да грабежа   довые места, живо и конкретно связывают
	было приспособлено!

Автозаводской кузнец дошел до Пиллау.
Иногда, вспоминая среди боев свой длинный
солдатский путь, он думал: «Словно в сказ-
ке! Вот куда пришел ты, Мамаев, войну из-
	бывать!».
Ho довзлоеь вму избывать и вторую пой-
	нас с незабываемой эпохой воины за, отече-
ство. Солдат наш не стоит в очереди за рабо-
той, потому что жизнь наша, вновь рас-
цветающая созиданием, зовет: люди, това-
риши, еюда, вюда!

А как наш солдат вновь ветал к станку—
в этом есть тоже интересный материал для