. ИЮНЯ 1946 г., № 129 (10211)
	редакцию

К м —- ИУ
	ЛГисьма в
	  Профсоюзы должны
	возглавить Бсесоюзное
социалистическое
соревнование
	Вчера, 31 мая, в Октябрьском зале Дома
союзов состоялось заседание президиума
ВЦОПС совместно с председателями цен-
тральных, областных и фабрично-заводских
комитетов, представителями министерств и
хозяйственных организаций. С докладом о
развертывании Всесоюзного социалистиче-
ского соревнования за выполнение и пере-
выполнение нового пятилетнего плана вы-
етупил  предоедатель ВЦСПС. тов. В. В.
Кузнецов.

Охарактеризоваз основные задачи вос-
становления и развития народного хозяй-
ства СССР, намеченные пятилетним пла-
ном, докладчик указал, что выполнение
этой величественной программы потребует
напряженной работы всех рабочих и слу-
жащих, инженерно-технических работни-
ков, колхозного крестьянства.

— В нашем государстве, — говорит тов.
Кузнецов, — могучим средетвом для выпол-
нения и перевыполнения наших планов
является социалистическое соревнование.
Мы — свилетели мощного всенародного
движения. Возглавляя трудовой  под’ем.
профсоюзные организации должны добить-
ся, чтобы в это движение передовиков бы-
ли вовлечены все рабочие, инженерно-тех-
нические работники всех отраслей промыт-
ленноети, транепорта, строительства, сов
х0зов и МТС.

Подводя итоги соревнования, профсоюзам
необходимо уделять больше внимания каче-
ственным показателям. Победителем во Вее-
союзном социалистическом соревновании
может быть лишь то предприятие, которое
систематически выполняет и перевыпол-
няет государственный план по выпуску
продукцим высокого качества, осваивает
новые виды продукции, неизменно повы
шает уровень производства, снижает себе-
стоимость. Вместе с тем должно учиты-
ваться выполнение программы жилищного
и культурно-бытового строительства, улуч-
шение работы столовых, магазинов, под-
собных хозяйств и других бытовых учреж-
дений.

По докладу тов. Кузнецова принято раз-
вернутое постановление.

(ТАСС).
		Организуем веесоюзное социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнени
	пятилетнего плана восстановления и строительства предприятий тяжелой индустрии
	Обращение строителей и монтажников ордена Ленина треста «Магнитострой»
Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР
	КО ВСЕМ РАБОЧИМ, РАБОТНИЦАМ, СЛУЖАЩИМ, ИНЖЕНЕРАМ И ТЕХНИКАМ-СТРОИТЕЛЯТ
ТЯЖЕЛОЙ ИНДУСТРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
	тые. кв. метров стекла в год, установку
по производетву транулированного шлака,
а также цех железобетонных изделий про-
извОоТиТельностью в 25 тые. кубометров в
	год.

3. В 1946 году подготовить 3.000 но-
вых квалифицированных рабочих, повысить
квалификацию 5.000 рабочих, подготовить
образцовые общежития для молодых рабо-
чих, окончивших школы ФЗ0, и подгото-
вить школы, учебные помещения для но-
вого набора в школы O30.

4. Обеспечить механизацию основных
строительных фабот в 1946 году: земля-
ные работы — на 70 проц., приготовление
сетона — на 90 пфроц., укладка бетона —
на 60 проц., лробление щебня—на 95 проц.,
приготовление раствора — на 100 проц.,
малярные работы — на 60 проц., штука-
турные работы — на 40 проц.

5. Увеличить в 1946 году выпуск про-
дукции, изготовляемой собственными про-
изволетвенными предприятиями  треета
	«Магнитострой», на 14 проц. но сравне-
нию с выпуеком в 1945 году.

6. Повысить производительноеть труда
в строительстве за 1946 год на 8 проц. по
сравнению с довоенным уровнем.

7. Снизить стоимость строительных ра-
бот за 1946 год на 3,5 проц. по еравнению
е 1945 г.

8. Поетроить в новой пятилетке на пра-
вом берегу реки Урал тород, состоящий из
капитальных  архитектурно-оформленных
жилых домов, коммунальных и культурно-
	бытовых зданий, с облагоустроенными ули-
цами.

9. Улучшить жилищно-бытовые условия
рабочих-строителей, для чего построить и
ввести в эксплоатацию за 1946—1950 го-
ды 350 тые. кв. метров жилилощади, из
них в 1946 году 7.700 кв. метров.

Выполнения программы строительства,
установленной новым пятилетним планом,
мы обязуемея достигнуть на основе широ-
кото внедрения передовой строительной
техники. массового применения еборных
конструкций заводского изготовления и
усиления механизации трудоемких процес-
сов на строительстве.

Мы обращаемся с призывом ко веем
строителям тяжелой индустрии:

Отдать вее силы, знания и опыт делу
осуществления нового сталинского плана
с тем. чтобы не только выполнить, но и
перевыполнить строительную программу
пятилетки. 4

Строить высокими темпами, чтобы бы-
стрее. одна за другой, зажигались домны
и мартены, чтобы налии восстановленные и
вновь построенные заводы могли скорее
дать стране новые тысячи паровозов, ва-
тонов, тракторов, автомобилей; ‘станков.

Вместе со всем советским народом афмия
‘строителей претворит в жизнь новый
сталинский пятилетний план.

Ла злраветвует наша великая Родина!
	Да здравствует вождь советекого народа
Topanam Сталин!
	Дорогие товарищи!

Пятилетний план установил величествен-
ную программу капитального строительетва,
предусмотрев 0б’ем централизованных кз-
питаловложений для восстановления и раз-
вития народного хозяйства СССР в размере
250 млрд. рублей. .

Нам предстоит восстановить, построить и
ввести в действие за эти пять лет 5.900
тосударетвенных предприятий.

Такого размаха строительства еще не.
было ни в одну из пятилеток.

Сейчас, когда советский народ приступил
в выполнению нового сталинекото пятилет-
него плана. мы, строители треста «Матнито-
строй». обращаемея е призывом ко веем
строителям предприятий тяжелой индует-
рии — развернуть Всесоюзное социалиети-
ческое соревнование за выполнение и пере-
выполнение строительной пропраммы новой
пятилетки, за быстрейший ввод в строй
восстанавливаемых и новых предприятий
тяжелой индустрии, за быстрейшее увели-
чение жилищного фонда для работников
промышленности.

Ветупая в социалистическое соревнова-
ние. мы берем на себя следующие обяза-
тельства:

1. Построить и зввести в действие в
1946 году: фабрики для обогащения и агло-
мерации сульфидных руд на четыре агло-
мерационных ленты мощностью в 1 мил-
anon 800 тысяч тонн ‘атломерата в год, из
них 2 аглоленты в четвертом квартале
1946 года и 2 атлоленты в первом квар-
тале 1947 года; две мартеновских печи
общей мошностью в 315 тые. тонн стали
в год.

2. Ввести в действие в 1946 тоду сте-
кольный завот. произволительностью в 709
	к строительным

Нужны запасные части
	и дорожны
	м машинам

fy
aot
	пасных частей к этим мапгинам было т-
ложено в ‘тресте «Союзстроймеханизация»
Наркомтяжирсма. Затем это лело перешло
к «Главстроймеханизации» Наркометроя.
Теперь каждое из вновь образованных от-
раслевых  министеретв по строительству
предуематривает в своей структуре ячейку
по заготовке и снабжению запасными ча-
стями, Это создаст ненужный параллелизм
и приведет к удорожанию деталей.
Образовано специальное Министеретво
строительного п дорожного маттиноютроения,
Казалось бы, в этом министерстве и долх-
на быть сосредоточена организация снчб-
жения всего парка строительных и дорох-
ных механизмов запасными частями, Hy
этого пока нет. Общетосударотвенные же
интересы требуют, чтобы Министерство
строительного и дорожного машиностроения
серьезно взялось за это дело и не отклады-
	вало его в долгий ящик.
Инженер В. ВАСИЛЬЕВ,
	У нас имеется много строительных И 49
рожных машин и механизмов. Эти машины
играют незаменимую роль в механизации и
ускорении строительных и дорожных ра-
бот. Но значительная часть их нуждается
в капитальном ремонте.

Между тем широкого производства запас-
ных частей к этим маптинам ‘у нас’ нет. В
итоге немало механизмов бездействует или
работает не на полную мощность.

Мы не в праве сейчас пренебрегать ни
	Ono возможностью механизировать, а ©ле-
	oe ee ан Ча oa

довательно, и ускорить строительные рабо-
ты. У нае имеются весьма удачные машины
выпуска прошлых лет, которые еще долго
могут обслуживать стройки: экскаваторы
«Комсомолец», бетономешалки « СМ-30»,
фрикционные лебэлки и другие.

Ясно, что следует организовать произ-
вотетво запасных частей к строительным и
	порожным машинам всех экеплоатируемых
типов. Кто должен этим заниматься?
Начало пентрализованному выпуску 3а-
	Партия и правительство уделяют боль-
пгое внимание строительству новых машин-
но-тракторных станций, особенно в райо-
нах, подвергавшихся немецкой оккупации.
И это понятно. Без широко развитой сети
МТС, без их хорошей работы немыслим
дальнейший под’ем сельского хозяйства.

Между тем строительство МТС и МТМ в
Запорожской области ведется крайне
медленно. В областном земельном отделе ге-
неральные планы строительства МТС не
составлены, а отпускаемые. тосударством
средства» в течение последних двух лет,
как правило, расходовались на восстанов-
ление и приспособление помещений для
временного использования. Однако ‘и эта
работа проходиг неудовлетворительно. Из
выделенных Министерством земледелия
УССР средств в 1945 году было исполь-
зовано только 83.6 процента. По плану
					pit
{ae
		В Запорожье медленно строят
машинно-тракторные станции
	надо было ввести в строй 21 мастерскую,
а введено только 16, и то в пристособлен-
ных помещениях. В первом квартале
1946 года строительство МТС в области
было совсем прекращено. А по плану мы
должны в этом году вновь построить 58
об’ектов, в том числе 21 мастерскую.

Для выполнения работ по строительству
МТС и МТМ в марте прошлого года при 00л-
земотделе была организована строительно-
монтажная контора, начальником которой
назначен тов. Канделло. Стройконтора дол-
жна заготовлять лесоматериал, оуганизо-
вать производетво . кирпича, черепицы,
извести и других строительных материалов.
Олнако за все время своего существования
эта стройконтора по существу ниче
не сделала. 06 этом хорошю знает начальние
облземотдела тов. Бондаренко, но никалих
	мер не принимает.
Агроном С. СКУБИЙ,
		ДВ
Tie
	т
		ТОВ
		Обращение обсуждено и принято на собраниях рабочих, инженеров, техни-
ков и служащих всех строительных управлений, предприятий и участков
ордена Ленина треста «Магнитострой» Министерства строительства пред-
приятий тяжелой индустрии СССР.

В обсуждении приняло участие 20.000 чел.
	Дадим больше локомотивов и вагонов для народного хозяйства страны:
	Обращение рабочих, инженеров, техников и служащих Уральского ордена Ленина,
ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны первой степени и ордена
Трудового Красного Знамени танкового завода № 183 имени Сталина

Министерства транспортнсго машиностроения Союза ССР
	Дорогие товарищи!

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих Уральского
танкового завода № 183 имени Сталина
с чувством глубокого удовлетворения ветре-
тил Закон о пятилетнем плане восетановле-
ния и развития народного хозяйства нашей
страны на 1946—1950 годы.

Заводы транспортного машиностроения
в новой пятилетке . должны выпустить
6-165 матистральных паровозов, 865 ма-
гистральных тепловозов, 435.000 вагонов
в двухосном исчислении; причем выпуск
вагонов в 1950 году должен достигнуть
136.000 штук, или в 2,9 раза больше, чем
выпускалось в 1940 году, что обеспечит
мощный под’ем ж.-д. транспорта.

В голы войны наш завод производил пер-
воклассные танки. Сейчас, в условиях мир-
ного строительства, нашему коллективу
правительство поручило освоить в короткий
срок массовый выпуск большегрузных ва-
тонов. В 1946 году мы должны изготовить
8.500 вагонов, ав 1947 году не только до-
стигнуть, но и значительно превзойти до-
военный уровень выпуска вагонов на
Урале.

Мы обращаемся ко всем рабочим, инже-
нерам, техникам и служащим заводов Ми-
нистерства транспортного машиностроения
CCCP с призывом развернуть Всесоюзное
социалистическое соревнование за полное
выполнение государственного плана и вы-
пуск сверх плана наибольшего количества
паровозов, вагонов, тракторов, дизелей, ма-
шин для угольной и нефтяной промышлен-
ности и других изделий.

ние, наш коллектив берет на себя следую-
щие обязательства на 1946 год:

1. Образцово и в установленный срок
выполнить государственное задание по пе-
реетройке завода на выпуск вагонов и дру-
гой продукции, необходимой народному хо-

димую помощь работникам завода в по-
стройке 100 индивидуальных жилых до-
мов. Расширить сеть теплофикации рабо-
чего поселка на 3 км. и теплофицировать
вновь 44 жилых дома, в том числе 12 до-
мов молодежного городка. Создать в рабочем
поселке парк площадью 8—10 гектаров.

8. Полностью обеспечить в 1946 году
трудящихся завода овощами и картофелем,
для чего расширить посевные площади под-
собного хозяйства и индивидуальных 0г9ро-
лов и значительно поднять урожайность
картофеля и овощей. Построить необходи-
мые овощехранилища.

9- Для увеличения децентрализованных
заготовок продуктов питания организовать
силами завода в районе заготовок сыро-
варенный завод, крахмально-паточное про-
изводетво ни евинооткормочную базу. Кроме
того, организовать новые рыболовецкие
хозяйства и выловить для снабжения за-
водеких столовых не менее 35.000 пудов
рыбы.

10. Обеспечить выпуск предметов широ-
кого потребления на сумму в 25 млн. руб-
лей. Расивирить производетво высококачест-
венной мебели и посуды.

11. Полностью электрифицировать все
колхозы подшефного заводу района обла-
ети.
Товарищи рабочие, инженеры, техники
и служащие транспортного машиноетрое-
ния! Мобилизуем все силы на выполнение
ий перевыполнение пятилетнего плана вос-
ства нашей страны! Обеспечим успешное
выполнение государственного плана 1946
года, первого года Сталинской пятилетки!

Под непобедимым знаменем Ленина—
Сталина — вперел, к новым победам!
	КО ВСЕМ РАБОЧИМ, РАБОТНИЦАМ, ИНЖЕНЕРАМ, ТЕХНИКАМ И СЛУЖАЩИМ
. ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
	зяйству и вооруженным силам нашей
страны.

Выпустить в 1946 году 18.000 платформ
и гондол (в двухосном исчислении), дав
еверх государственного плана одну тыеячу
платформ и гондол (в двухосном исчиеле-
НИИ).

2. Организовать производство ватонов Ha
основе полного использования новейших
достижений современной техники и произ-
водетвенного опыта, накопленного в годы
Великой Отечественной войны. В этих це-
лях широко внедрить автоматическую
сварку в производство вагонов, рационали-
зировать штамповку и отливку заготовок
цеталей, их механическую обработку и
сборку, уменышить трудоемкость производ-
ства вагонов на 150/о и уменьшить расход
металла на один вагон на 50/о против до-
военного уровня.

3. Разработать конструкцию и изгото-
вить опытный образец цельно-металличе-
ской гондолы повышенной грузопод’емно-
сти и более долговечной в экеплоатации.
	4. Повысить производительность труда
рабочих, занятых на вагопостроении, на
10/5 по сравнению с довоенным уровнем.

5. Снизить себестоимость производетва
вагонов на 50/о по сравнению © планом
1946 года. Организовать работу цехов на
основе хозяйственного расчета. В связи
е прекращением военных заказов передать
другим заводам неиспользуемый металл и
другие материалы на 35 млн. рублей.

6. Подготовить 5.000 человек квалифи-
цированных рабочих для вагоноетроения.

7. Построить силами завода 10 тысяч
квадратных метров жилой площади, а так-
же здания для техникума, школы рабочей
молодежи и поликлиники. Оказать необхо-
	Навести порядок в транспортировке свежей рыбы
	запах. Оказывается, свежая рыба находи-
лась в пути © 25 апреля до 11 мая...

Таких случаев, к сожалению, #6 №219,
Достаточно сказать, что за 1945 год тольк
одна база № 3 понесла убытков из-за пони
жения качества рыбы на сотни тыс
рублей.

Надо навести порядок в транспортировке
свежей рыбы. Необходимо ликвидировать
простои вагонов со скоропортящимися пу-
дуктами. Министерства рыбной промышаен-
ности и путей сообщения обязаны обеепе-
чить население свежей рыбой, а беззабот-
ных чиновников, допускающих порчу цен:
ного продукта питания, надо привлечь х
строгой ответственности.

3. ГРИГОРЬЕВА,
Старший экономист отдела
Министерства финансов СССР,
	Рыбная путина сейчас в разгаре. Пере-
довые рыбозаводы и колхозы перевыполня-
ют свои планы.

Первейшая обязанность работников рыб-
ной промышленяости и транспорта — CBOe-
временно доставить населению свежую рыбу.

Однако некоторые беспечные работни-
ки железнодорожного транепорта считают.
видимо, что большой беды не будет, если
рыба застрянет в вагонах на две——три не-
дели. К чему это ведет? Заглянем на базу
№ 3 Московской областной конторы Глав-
рыбебыта. Только что прибыла из Азова
партия свежей рыбы. Но не узнать чудес-
ных белых судаков и сазанов, чешуя ко-
торых блестела, как серебро. Они имеют
самый жалкий вит. Поверхность рыб по-
крылась серым  скользким налетом, тела
стали мягкими, распространяя неприятный
		ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ»
	«Неправильное отношение к критике»
	0бком ВКП(б) предложил райкомам пар
тии обсудить настоящее решение на 320%
ханиях бюро райкомов, на собраниях 19)
вичных парторганизаций, призвав комму-
нистов к развертыванию смелой большеви-
стекой критики и самокритяки недостатков
в работе партийных, советеких, ^ хозяйст-
венных организаций и их  руководитетй
невзирая на лица, и на основе этого +
биться успешного разрешения хозяйстве

вых и политических задач, стоящих пез
Асграханской областью.
	Под таким заголевком в номере «Прав-
ды» от 24 мая е. г. был опубликован
обзор печати, в котором указывалоеь на
неправильное отношение Астраханского 05-
кома ВКП(б) к критическим материалам
областной газеты «Волга». В принятом
по этому поводу решении Астраханский o6-
ком ВКП(б) признал совершенно правиль-
ной критику обкома газетой «Правда» и
отменил свое постановление «0 номере
областной газеты «Волга» за 19 апреля»,
как неправильное.
	В Академии наук СССР
	Вчера в Москве открылось совещание по
физиологической оптике (по проблемам
зрения), еозванное ‘Отделением биологиче-
ских наук Академпи наук СССР. Откры-
вая совещание, президент Академии наук
СССР академик С. И. Вавилов отметил не
только теоретическое, но`и практическое
значение физиологической оптики.
	— Если мы рассмотрим, —©сказал он——
такие области практической оптики, как
оптическая техника, создающая вистемы
разнообразнейших приборов, — от дально-
меров до биноклей и очков, светотехника,
решающая проблемы рационального оеве-
шения и конструкции осветительных ламп,
фототехника (фотография, кино, телевиде-
ние), — мы увидим, что все они непосред-
ственно связаны © деятельностью органа
зрения — глаза. Учение о свете и зрении
является основой оптики.
	За последнее десятилетие физиологиче-
екая оптика далеко шагнула вперед дла-
годаря применению новейших методов ис-
следований. Изучены весьма многообраз-
ные естественные и искусственные усло-
вия, обостряющие или понижающие спо-
собность человеческого глаза видеть. В
этом отношении большой интерес представ-
ляют работы академика Л. А. Орбели и его
учеников, исследования профессоров А. В.
Лебединского и С. В. Кравкова, К. Х. Кек-
чеева и других.

После вступительного слова академика
С. И. Вавилова были заслушаны доклады
члена-корреспондента Академии медицин-
ских наук СОСР профессора А. В. Лебедин-
ского на тему «Роль центральной нервной
системы в явлениях адачтации глаза Е
темноте» и профессора (С. В. ЁКравкова —
«Новые данные о природе цветного зре-
ния», построенные на основе богатого экепе-
риментального материала авторов докла-
лов и их сотрудников.
	Совешание продлится ло 6 июня.
	лемии сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина, насчитывающий в 0б’единяе-
мых им научно-иселедовательских институ-
	тх и OWBITHEIX учреждениях 250
научных работников. В системе Министер-
ства здравоохранения Казахской ССР рабо-
тают 6 медицинских научно-исследователь-
ских институтов и 4 республиканских
станции.

В настоящее время в научных учрежде-
ниях Казахстана работает 1.200 науч-
ных сотрудников, в Tom числе 110
докторов наук и профессоров и 312 канди-
датов. наук и доцентов.

Во главе научного коллектива Казахета-
па стоит выдающийся казахекий ученый,
лауреат Сталинской премни, член-коррее-
пондент Академии наук СССР тов. К. И.
Сатпаев.
	Вруг научно-иселедовательских работ
казахоких ученых настолько широк, что
даже простой перечень их занял бы очень
много места. Самым выдающимея достиже-
нием науки в Казахстане являются работы
геологов. Благодаря их  самоотвержен-
ному труду наша республика по ве-
личине разведанных запасов меди, овин-
ца, серебра, цинка и по ряду дру-
тих важнейших видов минерального
сырья заняла виднейшее место в СССР.
На базе богалейшем сырья  построе-
ны крупнейшие в СССР промышленные
предприятия, среди которых такие ги-
ганты цветной металлургии, как Балхаш-
ский медеплавильный и Чимкентокай свин-
цовый заводы, крупнейшие рудники и 0бъ-
татительные фабрики, питающие сырьем
предприятия цветной металлургии, работаю-
щие на базе передовых методов технической
переработки руд. В тоды Отечественной
войны в Казахстане вступили в строй воль-
фрамовые и молибденовые предприятия, за-
BOX ферросплавов, сыгравшие огромную
роль в снабжении страны сырьем оборон-
ной промышленности, Джездинские марган-
		нистерства и затяжку рассмотрения жало
CHAT с занимаемой должности заместитель
начальника Татарского управления Мини:
стерства связи Хазигалеев, отетраняети
от работы начальник Чкаловского управе:
ния Кобельков.
	Министерство проводит сейчас ряд ме
приятий 10 развитию средств связи 1
улучшению обслуживания населения,
	строя, раскрепостившего угнетенные вар
ды бывшей царской России.

Товарищ Сталин в речи на собрании пз-
бирателей 9 февраля с. г. поставил задачу—
«не только догнать, но и превзойти в бе
жайшее время достижения науки 38 преде-
лами нашей страны». Ученые Казахстаи,
как и все ученые нашей великой Родины,
воэдушевленные этой почетной задачей, @
новым энтузиазмом приступают к разреше
нию важнейших научных проблем, свЯза8-
ных с осуществлением величественной 1о-
граммы нсзой сталинской пятилетки,

Нет сомнелия в том, что ученые Каз
стана впишут в историю советской науки
немало замечательных страниц, enoced-
ствуя дальнейшему росту SROHOMAICCKON T
военного могущества нашей великой Р
Дины.

Разрешение сложных и ответственных
научных проблем требует большого количе-
ства квалифицированных научных дров.
Освовы овладения науками закладывают
в средней школе, и поэтому партийные 1
советские организации республики, в п6р-
вую очередь Министерство просвещения
его местные органы, должны обеспечить Be
обходимые условия для повышения каче
ства среднего образования. Необходимо ons
зывать всемерную помощь выситим учебным
заведениям, улучшить работу научно-и“
следовательских учреждений и условия [8
беты научных работников.

Сегодня открывается Академия науе he
захской ССР. В столице Казахетана Али

те — гости из Москвы, Ленинграда #
братоких союзных республик — предо
вители советской культуры и науки, №
‘торые примут участие в торжествах. 91 0у-
Дет демонстрацией политического и культур-
ного роста казахского народа и ero ell
нения со всеми народами великого (0861-
ского Союза. Дата 1 июня 1946 года Bol
дет золотыми буквами в историю Совет
ското Казахстана.

Академия наук станет организующих и
нмтравляющим центром в деле дальнейшего
под’ёма культуры и науки в Казахской ССР,
	13 мая с. г. в «Правде» был напечатан
обзор писем читателей о халатном отноше-
нии некоторых работников почты и теле-
графа к сволм обязанностям. Министр
	связи тов. Сергейчук с00б0щил редакции
	Все факты, приведенные в обзоре писем,
	были расследованы министерством и на ви-
новных наложены строгие дисциилинарные
взыскания. За невыполнение указаний ми-
	цевые рудники, снаожавшие марганцем за-
воды Урала в критические дни войны.
	Удельный вес продукции промышленно-
сти Казахстана в народном хозяйстве рес-
публики в настоящее время возрое до
66 проц. вместо 6,3 проц. в 1920 году.
Таким образом, Казахстан из архиотсталой
аграрной страны ‘превратился в передовую
индустриально-атрарную  с<оюзную  рес-
публику.

Огромную работу проделали наши уче-
ные, исследовавшие почвы, растительный
покров и животный мир Казахстана. Их
труды налили широкое применение в
народном хозяйстве, оказывают большую
помощь в борьбе за получение высоких
урожаев, в борьбе за улучшение пород
скота и повышение его продуктивности.

Много сделано учеными Казахстана для
изучения истории, культуры, языка и ли-
тературы казахекого нарола.
	Вазахетан гордится трудами своих уче-
ных, оказавших большую услугу партии и
	правительству в деле преврашения Казах-.
	стана в арсенал нашей великой Родины.
Огромную роль в развитии науки,
строительства научных учреждений в Ка-
захетане и в выращивании казахских науч-
ных кадров сыграли русские ученые,
оказывающие нам братскую помощь. Тру-
дящиеся ` Вазахстана, его  обществен-
ность приносят русским ученым свою бла-
годарность за братекую помощь. Opra-
низация самостоятельной Казахской Акаде-
нии наук является замечательным итогом
гигантской творческой работы, проведенной
деятелями науки Казахстана при помощи
и под руководством Академии наук СССР.
Быетрый экономический и культурный
под’ём в прошлом отсталого народа, не име-
ющий примера в истории колониальных
народов кзпиталистических стран, является
вылающейся победой национальной полити-
кп партии Ленина — Сталина, победой со.
	EE РАЗА, OIA EEE, UUUOLDUGT 060.
ветского государственного и обществезного
	Обращение обсуждено и единодушно принято на цеховых собраниях рабо-
чих, инженеров, техников и служащих Уральского танкового завода № 183
имени Сталина, на которых присутствовало 25.450 человек.
	Казахский народ создаёт свою Академию наук
	$х>®
Н. УНЛАСЫНОВ.
	Председатель Совета Министров
Казахской ССР
		Создана богатая художественная литера-
тура. Казахи читают на родном языке
классиков маркеизма-ленинизма и выдаю-
	щихся представителей русской и мировой
	литературы. Классики казахекой литерату-
ры Абай Кунанбаев, Джамбул и др., переве-
денные на русский язык и. другие языки
народов СССР, вошли в сокровищницу co-
ветской литературы. В республике организ
зовано много библиотек, клубов, изб-чита-
лен и музеев. До революции не было ни 0д-
ного казахского театра. Теперь создано за-
мечательное национальное драматургическое
и музыкально-оперное искусство.

В республике имеется 23 высших учеб-
ных заведения. Только за последние пять
лет высшими учебными заведениями Казах-
стана выпущено 500 спецналиетов-казахов.
	В 1932 году в г. Алма-Ате была создана
научная база Академии наук СССР, которая
в 1938 голу преобразована в филиал Акаде-
мии наук СССР. За 13 лет своего существо-
вания Казахекий филиал Академии наук
СССР превратился в крупнейшее комплекс-
ное научно-иселедовательское учреждение.
В его соетаве имеется 16 научно-иселедова-
тельских институтов, 8 секторов, 7 науч-
ных и экспериментальных баз, 3 ботаниче-
ских сада. В филиале работает 864 науч-
ных и научно-технических сотрудника, в
том числе 337 казахов. В аспирантуре фи-
лиала обучается сейчас 93 казаха. Только
B 1945 roxy из чиела аспирантов и млад-
пгих научных сотрудников защитили дис-
сертацию и получили ученую степень кан-
дидата наук 14 казахов, а из числа стар-
ших научных сотрудников-—кандидатов на-
ys 7 казахов защитили диссертацию на
степень доктора наук. Выдвигаются ученые
из числа женщин-казалиек, среди них —
доктор биологических наук профессор Найля
Базанова-——депутат Верховного Совета СССР.

Сельскохозяйственную науку в Казах-
стане возглавляет филиал Всесоюзной ака-
	Сегодня, 1 июня, в Казахстане свершает-
ся крупнейшее событие: открывается Ака-
чемия наук Казахской ССР, создаваемая на
базе филиала Академии наук СССР. Чтобы
по-настоящему оценить это событие, следу-
ет вепомнить, что до революции Казахстан
был одной из самых отсталых окраин России.
Царское правительство намеренно задер-
живало экономическое и культурное раз-
витие казахского народа. Слабо развитая
промышленность состояла из мелких Ку-
старных пн полукустарных предприятий.
Несметные богалетва, скрытые в недрах
необозримых просторов Казахстана, состав-
ляющие сейчас его красу и гордость, лежа-
ли почти нетронутыми.

Из. каждых 100 казахов — 98 были
неграмотны. Казахам запрещено было от-
крывать школы с обучением детей на родном
языке. Но народ создавал свою народную
культуру. В волнующих картинах и образах
богатой устной литературы, замечательных
по своей красоте и глубине выраженных
чувств и мыслей, он отражает свою исто-
рию и многовековую борьбу 3a лучшее бу-
дущее, выражает евои лучшие чаяния и на-
дежды, требуя права своего свободного на-
ционального развития. Однако добиться
этого права у царского правительства на-
роду Казахстана не удалось.

Право на свободное национальное разви-
тие дала казахам народная власть, утвер-
дившаяся в нашей стране в октябре
1917 года, — власть Советов. С тех
пор вот уже более четверти века казах-
ский Народ под руководством пар-
тии Ленина — Сталина строит и раз-
вивает <©в0е социалистическое  государ-
ство. — Казахевую Советскую  Социали-
стическую Республику, входящую kak
равноправный член в созвездие шестнадцати
союзных республик СОСР. За этот короткий
срок лри братской помощи великого русско
	г) народа он совершенно преобразовал эко-
номическое и культурное лицо своей рес-
публики. В широких казахских степях
зажглиеь огни сотен заводов, шахт, рудни-
коз, приисков и промыслов; проложены ты-
сячи километров стальных путей, которые
возродили малообжитые районы; поля кол-
х0з0в п совхозов Казахстана обрабатывают
тысячи тракторов и комбайнов. Казахский
народ быстро преодолел свою вековую
культурную отеталость.

В Казахетане создана широкая сеть школ,
введено всеобщее обязательное началь-
ное обучение. В школах республики, в
настоящее время обучается в 7,5 раза боль-
ше детей, чем в 1914/1915 году, а каза-
хов —в 28,5 раза больше. Сеть средних
школ сейчас возросла в 60 раз, и чиело уча-
щихся в них — в 72 pasa. Boo учебники
дня казахских школ выпускаются на родном
языке, Создан новый казахский алфавит на
основе русской графики, соответствующий
законам родного языка. Поднялея общий
культурный уровень казахского народа,
неграмотность среди взрослого населения
республики теперь — редкое явление.

До революции на казахском языке изда-
валась одна газета, а сейчас издается 131
газета с разовым тиражом в 371 тыс. экзем-
пляров. В 1913 году в Казахстане было
издано воето 13 книг с тиражом в 4 THC.
экземпляров, из них только тысяча экзем-
пляров на казахском языке, а в 1945
году на казахском языке было издано
111 книг © тиражом свыше 2 млн. экаем-
пляров и на двух языках (казахском и
русском) 29 названий с общим тиражом
1.3 млн. экземпляров (словари и пр.).