9 ИЮНЯ 1946 г., № 136 (10218)

На стройках пятилетки
		МТС Московской области
	перевыполнили план
весенних тракторных работ
	МТС Московской области на 1 июня с. г.
выполнили государственный план весенних
тракторных работ на 122,5 проц. Обработа-
но каждым 15-сильным трактором 153,9
гектара. Ленинская, Григорьевекая и Жу-
равинская МТС весеннее задание ‘перевы-
полнили влвое.

Тракторный парк области переключается
на вепашку паров.

(TACS),
	выполнили план весенних
трактосных работ
	САРАТОВ, 8. (Норр. «Правды»). МТС Са-
ратовской области вылюлнили план весен-
них тракторных работ на 103,3 проц.
& 1 июня каждым 15-сильным трактором
эбработано 132 гектара.
		Дожли на Юге
	На Юге прошли обильные дожди. Они
выпали в. Черновицкой области, во многих
районах Молдавии, во всей Южной Украи-.
не, включая Винницкую, Кировоградекую,.
Днепропетровекую, юг Харьковской п
Киевской областей, в Крыму, на ны
Кавказе, в Сталинградской области, в
больнвянстве районов саратовского За-
волжья, на юго-востоке Чкаловекой обла-
сти, в южной Башкирии и на югб Челябин-
ской, области.

Дожди проходили в течение четырех—пя-
ти дней, хорошо увлажнили почву, создали
благоприятные ‘условия для роста и обра-
ботки посевов. В Сталинской, Запорожской
и Ворошиловградекой областях они попа-
ли под самый налив озимой пшеницы.

Начался усиленный рост сахарной свек-
лы и других технических культур.

(TACC).

ss &£ *
	ЛУЦЕ, 8$ июня, (ТАСС). Нрошедшие в
большинстве районов дожди оказали блато-
приятное влияние на посевы яровых и ози-
мых культур. Крестьянские хозяйства и
колхозы Волынской области организовали
очистку‘ полей от сорняков. Прополото 150
тысяч гектаров зерновых. На свекловичных
плантациях в 7 районах закончены шаров-
ка, прорывка и первое рыхление между-
рядий.

Елиноличные хозяйства области выпол-
нили план под’ема паров натюлозину, а кол-
хозы — на 110 процентов.

-ECQ-—
	Строительство зданий
Академии наук Казахстана
	АЛМА-АТА, 8. (Корр. «Правды»). Планом
новой пятилетки предусмотрено строитель-
ство главного здания Академии наук, Вазах-
ской ССР об’емом в 100.000 кубометров.
Проект здания разработан академиком
А. В. Щусевым. Здесь разместятся прези-
диум академии, её сектора, конференц-зал
на 700 мест, просторные аудитории, фунда-
ментальная библиотека с большим книгохра-
нилищем и читальными залами, музей, вы-
ставочные залы, типография.

Предусмотрено строительство  Алма-
Атинекой обсерватории стоимостью в 7 мил-
лионов рублей и ряда домов для ученых
Казахстана.

—-—OE-—
	Заключительный концерт смотра
самодеятельности твудовых
резервов Москвы —‘

Вчера в Колонном зале Дома союзов ео-
‘стоялся заключительный концерт смотра
художественной самодеятельности учащих-
ся ремесленных, железнодорожных училищ
и школ ФЗО Москвы. С марта по май про-
ходил смотр художественной самодеятель-
ности в 57 ремесленных училищах, 19
школах ФЗО и двух техникумах трудовых
резервов. В нем участвовало свыше 4 ты-
сяч учащихся.

Заключительному концерту предшество-
вали районный смотр и 5 городских кон-
пертов, где побывало 48 тысяч зрителей.

В заключительном ‘концерте приняли уча-
стие лучшие коллективы и солисты художе-
ственной самодеятельности” трудовых ‘ре-
	зервов стелицы. =~ = --: -(TACS),
	К 60-летию со дня смерти
	Островского
	Высоко в горах Армении, у среднего те-
чения реки Занги, развертывается крупная
стройка Гюмушокой гидроэлектростанции.

В беседе < корреспондентом «Правды»
начальник «Гюмушетроя» тов. Г. Агабабов
рассказал: Е

— В нынешней пятилетке кладется. на-
чало использованию вековых запасов вм
озера Севан для целей энергетики и оро-
шения. Севан — самое большое из высо-
когорных озер Советского Союза. В его ча-
ше природа накопила десятки миллиардов
кубических метров воды. С помощью спе-
циальных гидротехнических сооружений
севанская вода по руслу единетвенной, вы-
текающей из озера реки Занги будет епу-
скаться в Араратскую долину, расположен-
ную эначительно ниже уровня Севана. Та-
ким образом, создается огромный каскад
высотой до тысячи метров. На ступенях
каскада прелусматривается построить семь
высоконапорных гидростанций. Среди них
Гюмушекая ГЭС, строительство которой на-
чато, будет самой крупной.

Гюмушекая гидростанция снабдит деше-
вой электроэнергией растущую промыш-
ленность Армении.

Технический проект гидроэлектростан-
ции готов и утвержден. Плотина возводит-
ся в горлевине ущелья на высоте.1.700 мет-
ров над уровнем моря. Она преградит путь
водному потоку, пускаемому из озера, и на-
правит его в тоннель, пробиваемый в ска-
	листом массиве. Четыре тоннеля, общим
	протяжением 111% километров, открытые
деривационные каналы, акведуки выведут
воды Севана на вершину горы вблизи села
Гюмуш. Отсюда по металлическим трубам
диаметром более чем в человеческий рост
с высоты трехсот метров вода будет -ебро-
шена в ущелье Занги. На дне его располо-
жится главное злание гидростанции. В нем
будут установлены четыре турбины типа
«Фпенсис».

На вершине горы, непосредственно у вы-
хода из тоннеля, сооружается бассейн ем-
костью полмиллиона кубических метров.
Бассейн позволит в течение суток регу-
лировать подачу волы и выработку элек-
троэнергии в часы пик.

Высоковольтные линии электропередачи
соединят Гюмушгэс © другими станциями
	Баскада и всей энергосистемой Армении. С
вводом в действие полной мощности Гюмуш-
ской ГЭС она ежегодно будет давать в два
с лишним раза больше энергии, чем выра-
батывают все действующие ныне в Ар-
мении гидростанций.
	На строительстве предстоит выполнить
четыре миллиона кубометров земляных п
скальных работ, уложить 700 тысяч кубо-
метров бетона и каменной кладки, изгото-
БИТЬ И смонтировать до 20 тысяч тонн ме-
таллоконструкций. Коллектив инженеров и
техников стройки стремится пироко исполь-
зовать перезовые методы  горнопроходче-
ских работ. В частности; пробивка тон-
нелей будет вестись на основе опыта строн-
тельства московского метрополитена.
	— Фронт строительства развернется ня
протяжении 50 километров. Поэтому, —го-
ворит тов. Агабабов,—мы стремимея в пер-
вую очередь обеспечить себя належнымп
дорогами. № месту работ прокладывается
железная дорога протяжением 58 километ-
pos. Строительство ее закончится в буду-
щем году. В нынешнем году откроется дви-
жение поездов на первом участке дорогя
Ереван-—Эйлар. Здесь заканчиваются зем-
ляные и скальные работы. Готово полотно
дороги на протяжении 10 километров. Од-
нако укладка пути задерживается из-за от-
сутетвия рельсов и шпал. На трассе дороти
приступили к сооружению мостов, труб.
Всего будет построено более ста искус-
ственных сооружений. На стройке широк»
применяются массовые взрывы. С каждым
таким взрывом одновременно выбрасывают-
ся тысячи кубометров скальных пород.

Начаты работы по строительству рабо-
чих поселков. Их будет восемь. Строители
поселяются в благоустроенных домиках ин-
дивидуального типа © приусадебными участ-
ками и хозяйственными постройками.

Коллектив строителей Гюмушгэе в своем
большинстве состоит из людей, прошедиких
школу строительства ДзораГЭС и Ка-
накирской гидростанции. Рабочие, инже-
неры, техники полны стремления досроч-
Но завершить стройку.

В последнем году пятилетки Гюмушгэе
должна дать стране ток.

Ереван. (Корр. «Правды»).
	ЯРОСЛАВЛЬ, 8. (Корр. «Правды»). Ма-
шинно-тракторные. станции Ярославской
области выполнили план весенних трактор-
ных работ на 101,5 процента. Каждым
трактором обработано в среднем 83 гек-
тара.

Некоузская МТС обработала каждым
трактором 152 гектара, Петровская — 149.
Значительно перевыполнили планы Углич-
ская, Рязанцевская, Коромысловекая, Боль-
шесельская и Некрасовская MTC.
		Колхозы Ленинградской области
выполнили план ярового сева

8 июня колхозы Ленинградской области
выполнили государственный план ярового
сева. Засеяно больше, чем в прошлом году,
на 21,8 процента.
				Архангельская область выполнила
план сева зерновых культур
АРХАНГЕЛЬСК, 8. (Корр. «Правды»).
Волхозы области выполнили государствен-
ный план сева зерновых на 100,2 проц.
Сев продолжается.
		Новый портрет И. В. Сталина
	Нортрет И. ВБ. Оталина, выполнен:
ный мастерицей-выштивальщицей, отличает:
ся цельностью художественного образа, тро-
тательной искренностью. Мастерица past
тала над портретом в течение полутора лет.
Он исполнен в радостной серебристо-спре-
Невой и золотисто-красноватой гамме. (ре.
ствами выпивки гладью тов. Цельман до-
стигла эффекта, создаваемого живопиеныхи
произведениями.

С этим портретом ознакомились круп.
ные советские художники: народный ху.
дожник СССР А. Герасимов, народный ху-
дожник РСФСР В. Яковлев; лауреат Оталив-
ской премии В. Ефанов, художник П. Ва.
сильев, автор многочисленных произведе-
ний, посвященных В. И. Ленину и И. В
Сталину. Они единодушно отметили выс.
кое художественное достоинство этом
произведения. Превосходную оценку работы
тов. Цельман дал и Институт художествен-
	HOW промышленности, отметив. что. создав».
	ный ею  портрег представляет боль:
шой’ художественный интер й ‘вы:
DOCH с высоким техническим мастер-
ством и большой тонкостью в подборе тонов,
Свою работу тов. Цельман, преподнесла 5
дар товарищу И. В. Сталину.

Портрет, как художественное произведе-
ние, в настоящее время оэкспонирован в
Государственной Третьяковской тгаллерее,

А. ЗАМОШКИН.
	Директор Государственной
Третьяковской галлереи,
	Образ товарища И. В. Сталина, запечат-
ленный во многих произведениях советских
художников, неизменно привлекает к себе
внимание мастеров народного творчества.
	Взоры их устремлены к тому, кто при-
вел нашу Родину к могуществу и процве-
танию. В художественных вышивках, В
резьбе по кости, в художественных коврах,
в росписях по лаку мастера народного
творчества воплощают любимый образ
товарища Сталина, в котором народ видит
олицетворение своих успехов и побед. С
глубокой искренностью и волнением ху-
дожники запечатлевают облик великого
вождя.

Недавно мастерицей-вышивальщицей тов.
Цельман из г. Суджа, Курокой области,
создан новый портрет Генералиссимуса 00-
ветского Союза И. В. Сталина. Этот портрет,
выполненный пветными` шелками, яваяется
наиболее значительным произведением из
числа ранее созданных народными мастерами
и представляет собой ценный вклад в наше
искусство. Талантливую художницу в её
большом труде воодушевляла беспредельная
любовь к вождю народов.
	В строгой проетоте облика товарища
Сталина художница сумела воплотить гор-
дое сознание победы, огромную внутреннюю
силу. Взгляд товарища Сталина устремлен
в даль. В лице, озаренном глубокой
мыслью, как бы отражено наше светлое
будущее. Все это художница убедительно
передала в выражении глаз, полных жизни,
и в постановке головы, принохнятой. и не-
	на закат, Багряный свет заливал тонкие
стволы вишен и нежную зелень листвы.
Кучерин поднял лацо, чуть обожженное,
как у всех сталеваров, от вечного жара пе-
чей. Гибким движением встал он на но-
ги, худощавый, в старенькой майке, с
темной, коротко стриженной головой.
Позже я увидел его в мартеновском цехе.
Он вел плавку на шестнадцатой печи. И это
как будто был совсем другой человек —
не тот Кучерин — садовник, который за-
думчиво улыбался, выхаживая приболев-
шую вишенку. Это был Кучерин-сталевар,
весь какой-то собранный, быстрый в дви-
жениях и все время настероженно слушаю-
щий работу печи. Но, видимо, существовала
какая-то. общая связь между садовником и
сталеваром. Обер-мастер Васильев, е кото-
рым я разговорилея на эту тему, сказал,
что КБучерин — это сталевар «с божьей
искоркой». Он вносит в свою будничную
работу элемент поэзии, ту искорку творче-
ства, которая вместе с чугуном, рудой и
доломитом входит составным элементом в
	тонкий и еложный процесс плавки металла.
	Вучерин создает в печи высокий тепло-
вой режим, он как бы ведет печь по острому
гребню высокой температуры. когда малей-
шая заминка может погубить плавку. Он
иногда говорит: «Печь мучаетея» или
«Печь хорошо дышит». И это не просто
слова. Он воспринимает работу печи не
как плавку инертной массы металла, а как
борьбу, в которой сталеваф диктует печи
свою волю, подчиняет ©е своему разуму,
Формируя характер стали, добиваясь, что.
бы «попасть в анализ».

Кучерин ведет борьбу за время — за
минуты, за доли минут, за секунды.
On выигрывает это время на всех
этапах плавки. Вот он подходит к наиболее
критическому моменту в процессе плавки—
к полировке и доводке стали в’ печи. Это —
вершина мастерства сталевара. Тут начи-
нается искусство. Сам сталевар должен на-
тренированным глазом своим определить ео-
стояние плавки. Вводом руды в печь стале-
вар полирует, удаляет’ из” расплавленной
масеы вредные примеси. Руда, очищающая
металл, снижает температуру, а снизив тем-
пературу, сталевар лишается возможности
выпустить во-время плазвку. Кучерин ре-
шает выиграть время и быстро, ‘без пауз
дать в печь две мульды руды. Робкий стале-
вар, вероятно, повел бы печь потише: боясь
бурной резкции от ввола в расплавленный
металл. руды, он ограничилея бы одной
мульдой и, обретая душевное спокойствие,
тихо п без риска, правда, растягивая плат’
<7

са. › Аи Зет
	ку, довел бы ее до конца.
шел на риск.
	Харьковская область выполнила
государствениый план
под’ема паров

ХАРЬКОВ, 8. (Корр. «Правды»). Харь-
ковокая область выполнима план под’ема
ранних паров в колхозах. Вепахано
250 тысяч гектаров — на 190 тысяч
больше, чем в прошлом году. Подем паров
прололжается.
	Авиалиния Москва — Архангельск
АРХАНГЕЛЬСК, 8. (Корр. «Правды»)-   вый пассажирский самолет, пилотируемый
	Job AMOBLEIM.,
	Открылась новая
	почтово-пассажирская   летчиком-орденоносцем тов.
	авиалиния Москва— Архангельск. В злеш-  Он доставил в Архангельск 13 пассажиров
нем аэропорту приземлился первый рейсо- и 250 килограммов грузов.
	Бюро обкома ВЕЛб) считает корреспон-
денцию газеты «Правда» за 17 мая 1946
года «Редактор в роли зажимщика самокри-
тики» совершенно правильной. В статье,
опубликованной в газете «Павловский
металлист» 31 марта ©. №, Be
об`ективно освещается ход отчетно-выор-
	ПО СЛЕДАМ МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ»
	«Редактор в роли зажимщика самокритики»
	Из постановления Горьковского обкома ВКП(б)
	В опубликовании этой политически
неправильной статьи виновен и секретарь
горкома тов. Маркин, который ознакомился
со статьей в рукописи, признал ее правиль-
ной и тем самым по существу попуститель-
ствовал явному зажиму критики и самокри-
тики. После выхода газеты тов. Маркин не
	этой политически   Критики и самокритики, редактора газеты
	«Павловский металлист» тов. Kpacapaaa
с работы снять. и об’явить ему выговор.
Секретарю горкома тов. Маркину — 33
допущение к печати политически пепраз-
вильной статьи и непринятие мер к разбо-
ру жалобы коммуниста тов. Долгова —
об’явить выговор. —

Обязать Павловский горком обсудить на
пленуме горкома настоящее решение обко-
ма и принять конкретные меры для повы-
шения уровня партийно-политической ра-
боты и развития критики и самокритики в
городской патгорганизации.
	Обязать горком. коренным образом улуч-
шить руководство газетой «Павловский ме-
таллист». Развернуть в газете острую кри-
тику недостатков в работе промышленно-
сти, сельского хозяйства, городеких и рай-
онных организаций г. Павлова и Павлов-
ского района.
	ленный после немцев на возрождеч-
ном заводе, и первая сваренная труба, и
первый прокатанный лист стали... В исто-
рлю города входит сталинская телеграмма,
Боторую заводекие люди отлили в бронзе,
сохранив для потомков день, час и минуты,
когда из Кремля пришли короткие волну-
ющие слова привета и пожелания успехов
в деле возрождения завода.

В великом процессе восстановления до-
менных печей, мартенов, прокатных ета-
нов, блюминга происходит творческое вос-
создание человеческой активности. Эту
очень сложный процесе, особенно для тех,
кто жил под немцем, — возвращение к
свободному труду. Я видел в музее выве-
ску: «Ерупи фон Болен». Немецкая фирма
устроила в одной из мартеновских печей
карцер, куда сажали рабочих. Но рас-
тлить душу заводских людей, взять их
на испуг им не удалось. Не удалось им п
оборвать нить творческой жизни — отныне
ее ткут, эту нить жизни, наследники Ма-
кара Мазая — братья Васильевы, Кучерин,
Смотров, Аврамов, Шкарабура...
	Младиеий из братьев Васильевых — Петр
приехал на завод с Урала. Старший — Ва-
силий Иванович Васильев вернулея из
Красной Армии. Гвардии капитан артилле-
рии, бывший обер-мастер мартеновского це-
ха, он был трижды ранен. Один из оскол-
ков еще бродил в его теле. Душа стале-
вара сразу же заговорила в офицере, как
только он вошел в свой мартеновский цех.
Он был еще в военной одежде, в какой вер-
нулея с войны,—защитная гимнастерка,
сапоги, старая фуражка артиллериста..: Гул
плавильной печи взволновал Василия.
	— Отвык? — громко спросил его Куче-
рин и переглянулея c младшим Bacnase-
вым. Кучерин предложил офицеру свое си-
нее стекло: — Возьми, посмотри на плав-
ку... Васильев рассеянно улыбнулся и пока-
чал головой. Его бледное поеле ранения
лицо порозовело, глаза блестели каким-то
странным блеском. Его все время мучила
одна мысль — кого-то здесь нехватало на
этой старой знакомой площадке перед
печью. Но кого именно? Он даже оглянулся
вокруг и жадно искал глазами: вот брат,
вот Вучерин, вот Шкарабура, вот Махор-
тов — учитель Макара Мазая. Нехватало
веселого чубатого Макара...
	Васильев вынул из кармана гимнастерки
синее стеклышко. Сталевары удивились:
как он сберег это синее стекло в простень-
кой деревянной оправе?! Стало быть, . он
ушел с ним на войну, и оно, синее стекло
	ного партийного ‘собрания парторганизации  внес на обсуждение бюро горкома `посту-
завода, где директором тов. Кадышев. Тот   пившее от тов. Долгова заявление о непра-
	факт, что коммунисты резко критиковали
работу секретаря партбюро и забаллотиро-
вали его при выборах, в статье не нашел
отражения. Справедливую критику работы
нартбюро и его секретаря со стороны ком-
	мунистов (тов. Долгова и других) pe-
	дактор газеты «Павловский металлиет» тов.
Красавин квалифицировал выступлениями
«не с партийных, а с обывательских пози-
ций», назвал эти выстунления «вредны-
ми», «умопомрачительными», «епогенгиба-
тельными» и тем самым встал на путь яв-
ного зажима’ критики и самокритики.
	вильном обвинении, выдвинутом против пе-
го газетой.

Бюро обкома считает, что появление в
газете «Павловский металлист» статьи, на-
правленной на зажим критики и самокри-
тики, об’ясняется эелаблением внимания
гаркома к развитию критики и самокритики
в парторганизации и отсутствием должного
руководства городской газетой.

Бюро обкома постановляет:

$а опубликование в газете «Павловекий
металлист» статьи, направленной на зажим
	В филиале Малого театра состоялось
впервые после долголетнего перерыва пред-
ставление комедии Островского «Бедноеть
ве порок». Спектакль подготовлен театром
к 60-летию. со дня смерти великого рус-
ского драматурга.

В спектакле выступили народные арти-
сты СССР В. Рыжова, Н. Яковлев, заслу-
женные артисты РСФСР Н. Шамин, П. Ле-
онтьев, Н. Рыжов, артисты М. Овчиннико-
ва, К. Назаров, А. Сальникова и другие.
Постановка Б. Никольского. Декорации вы-
полнены по эскизам Д. Кардовекого.

Слектакль прошел с успехом.
	сталевара, веюду было с ним. Он подошел
вплотную к печи и привычно глянул на
бушующее пламя. И стойло ему увидеть
этот ровный ослепительный свет, как тот-
час все его планы of отдыхе, о том, как
он некоторое. время. поживет. ‘спокойной
жизнью, как он отдышится от войны, —
все это разом развеялось, как дым. На дру-
гой же день он вышел на работу, «на ли-
нию огня», как он выразился. Он был по-
прежнему в своей военной гимнастерке,
бывший артиллерийский офицер, снова
ставший обер-мастером.

Да, нить жизни не обрывалась ни на

одну минуту в’ этом городе металлургов:
через лишения и’ трудности, в борьбе c
трудностями возрождается сила творческой
мысли. В партийном комитете завода
  Ильича мне показали книгу с отсы-
ревшими страницами, поступившую на во-
оружение заводской пятилетки. Это была
чудом сохранившаяся книга Макара Ма-
зая — все годы оккупации она лежала за-
рытой в земле. Макар Мазай убит, но жи-
Boe H страстное слово этого’ новатора в ме-
таллургии вдруг ожило. Читая книгу Ма-
кара Мазая, ‘его друзья и товарищи словно
перелистывали страницы близкого и пре-
красного прошлого, вспоминали о том, как
Серго Орджоникидзе, чутко улавливавший
все новое, ‘что возникало в недрах рабочего
класса, писал `Мазаю, когда тот достиг ре-
кордного сема стали: «Вы дали невидан-
ный до сих’ пор рекорд и этим пока-
зали осуществимость смелых предложе-
ний... Отныне разговоры могут быть не о
технических возможностях получения та-
KOTO C’eMa, а о подготовленности и органи-
‘зованности людей».
° И теперь эта книга с отсыревшими стра-
ницами, книга Макара Мазая, стала пропа-
‘Тандистом смелых методов работы сталева-
ров. Она воскрешала круг’ мыслей Макара
Мазая, весь стиль его работы; «как живой
с живыми говоря», он возникал в воображе-
нии своих друзей и последователей. Лиде-
ром соревнования, наследником Макара Ма-
зая на заводе им. Ильича по праву являет-
ся Михаил Кучерин, ‘давитий плавку 8a
6 часов 40 минут и добившийся с’ема
11,02 тонны стали с квадратного метра
пода печи.

Я увидел Михаила Кучерина в сумерках
майского вечера. Он работал в своем са-
дике. Стоя на коленях, Кучерин осторожно
срезал сухие, прихваченные утренними за-
морозками мертвые. ветви, — они мешали
‘полному росту молодой вишни. Солнце шле

Песня о Макаре Моазае
		На юге Донбаеса, в рабочем поезде, ко-
торый шел через Сталино, Рутченково,
Волноваху, мимо железных копров шахт и
заводских труб, по широкой степи, охвачен-
ной нежными майскими травами, я услы-
шал песню о Макаре Мазае — мариуполь-
ском сталеваре, замученном немцами в пер-
вую осень войны. Песню эту пел старик
в вылинявшей косоворотке, с бронзовым от
степного загара лицом и такими же ру-
ками — один из тех бродячих музыкантов,
чьи простые, незамыеловатые песни как
бы заносятся ветром в вагон на одном .по-
лустанке и, как ветер, исчезают на другом...
	Вот такой старик, седой, с веселыми
карими глазами и перекинутой за плечи
гармонью, появился в дверях нашего ваго-
на, когда поезд остановился на маленькой
степной станции Доля. В вагоне было тесно
и душно. Старик внимательно оглядел
пассажиров-—шахтеров, доменщиков, демо-
бнлизованных бойцов, крестьян, женщин,
уставигих от жары и духоты. Быестрым
движением он снял с плеча гармонь виш-
нозого цвета и бережно растянул ее меха.
Й как только поельшалея первый аккорд,
все оживилиеь, Старый гармониет скорое
рассказывал, чем пел. Низко гулящая гар-
монь вторила его рассказу. Все было в этой
наивной и простодушной песне: молодость
Макара Мазая, его талантливая душа, его
любовь к огню. его гибель.
	Бот ведут Макара Мазая по улицам
Мариуполя, рассказывал певец, ведут
связанного, с залитым кровью лицом; вот
немцы подводят его к противотанковому
рву, в котором они замучили 75 тысяч
советских людей, в последний раз они го-
ворят ему: покорись: они топчут стале-
вара ногами, но и в эти последние
минуты своей жизни Макар. Мазай
не сдается: «И голова его поднялась на-
встречу мерзклм палачам», и он крикнул
на всю степь: «Сталью зальем мы вам
тлотки, сталью...». И с’ тех пор, говорил
старик, как только с моря подует вётер,
3 етепн доносится голое  замученного
сгалевара. Он встает из могилы, подолгу
смотрит на грозное иламя далеких завод-
ских огней, быстрым легким шагом идет
п0-над морем и вахту несет у течей.

Слушая певца, рассказывавшего исто-
фик жизни и смерти человека, оставив-
шего в народной памяти глубокий след,
каждый в эти минуты думал о чем-то
	своем, о прожитом и пережитом. Глубоко
вздохнула сидевшая у окна женщина в
низко повязанном белом платочке, порыви-
CTO потянулся за киеетом «и стал сверты-
вать цыгарку демобилизованный боец, по-
жилой шахтер с. медной лампой в сетке
вдруг задумчиво проговорил: «Вот она,
ЖИЗНЬ-1о...».

Немцы прекрасно понимали силу и зна-
чение простого сталевара Макара Masaq;
они хотели подчинить его себе, чтобы по-
тем сказать всему Донбассу: — Вот ваш
Макар. Мазай, смотрите: он работает
с нами, с немпами! Тупые и жестокие, они
обещали даровать ему жизнь. Да, да,
жизнь и положение при германской фирме
«Крупп фон Болен», к которой при немцах
отошли мертвые заводы — Азов-1 и Азов-2.
Но им не улалось сломить эту честную
рабочую натуру, и они убили Макара Ма-
зая. В народном сознании он остался
жить, самоотверженный сын Донбасса.
Он живет в начавшейся битве за сталь и
находит среди сталеваров наследников и
последователей...

Поезд подходил к Марнуполю. Голубая
чаша неба как бы расширилась, припод-
нялась, и внезапно за поворотом дороги от-
Ерылось залитое солнцем море. Где-то да-
леко-далеко, У самого горизонта, белым
пятном застыл рыбачий парус; воздух над
морем был светел и прозрачен, и только над
доменной ° печью  «Азовстали» медленно
пльыю косматое буров облако рудничной
пыли.
	Город металлургов и рыбаков, Ma-
риуполь весь утопает в зелени. С какой
любовью здесь собирают всё, что относит-
ся к многовековой истории города! Во дворе
музея среди душистых ажаций стоят све-
зенные из приазовских степей суровые ка-
менные изваяния «половецких баб». С гор-
достью говорят здесь о том, что Пушкин,
проезжая азовскими берегами близ Ма-
риуполя, вдохновилея шумом волн, что
Куинджи, родившийся в этом городе, с дет-
ства впитал в себя запахи моря и степи,
что сын мариупольского рыбака Георгий
Седов отсюда начал свой путь полярного
иселелователя.
	И вместе с великам прошлым в историю
города входят Макар Мазай и те во-
семнадцать Героев Советского Союза,
которых дал’ народу Мариуполь, и пер-
вый грубый слиток стали, выплав-
	Что лежало в основе этого риска? №
лость и точный расчет. Он видел по харак:
теру плавки температуру, металла в дан-
ный момент. и безошибочно чувствова,
какая темнература булет после ввода в печь
двух мульд. И он выиграл один час! А
час — это великое дело в борьбе за скоро
ную плавку.

Недавно Кучерин пригласил к се
В цех сталеваров завода. На какое-то время
шеетнадцатая печь стала’ своеобразной
школой новаторов. Кучерин повел. плавку
скоростным методом. Начало он ¢ Завалки,
кеторая как бы задает тон всему хот
плавки, Он был в эти минуты взволнован:
ведь десятки глаз сталеваров внимательно
следили за всеми его движениями, (тале-
вары стояли позади на рабочей площадке
и тихо переговаривались между coool.
Срети них был и кучеринокий учитель —
	‚Максим Махортов. ен котла-то и Макара
	Мазая учил искусству ведения плавай,
ловатый сталевар с усами, по-казации
опущенными вниз, не погнушался прими
и взглянуть и, кто знает, может быть, и по-
учиться у своего ученика, в котором 0
видел мазаевекую хватку. ъ

Кучерни первое время ‘чувствовал при
сутетвие сталеваров, и это как бы связы-
вало его. Но печь есть печь, и постеленно
он стал забывать обо всем на свете п толь-
50 думал о том, как сделать так, чтобы
печь хорошо дышала, чтобы держать
«оструюу температуру, при. которой пламя
как бы рожет металл. Он уже вико
больше не видел, кроме своей шестналцатой
печи. И срели шума и гула работающей
печи он знаками, движениями руки пере
говаривалея е машинистом завалочной Ma
шины, с подручными, и его ‘спокойствие п
уверенность передавались всем и, asa
ось, даже и самой печи.

Прямые солнечные лучи падали CREO
щели в крыше, будто подпирая железный
шатер цеха. От печи шел жар, в круглые
отверстия окон видно было, как ярото
бился рождающийся металл, Я смотрет на
этот сверкающий поток стали, излучавш
сияние, и в моем воображении вновь ож1-
вала, песня о Макаре Мазае. Ее творят, эту
песню о сталя, друзья и наследники Маз?
Мазая. Она живет в бушующем одамени паа-
вок, в самоотверженном труде простых лю-
лей, ведущих мартеновские печи с т
истинным вдохновением, которое одинакоз
присуще рождению песни ‘и рождению
	“= Б. ГАЛИН.
Мариуполь.