ПРАВДА
	д ИЮЛЯ 1946 г., № 157 (10239)

Повый роман Андрея Упитса
	деревни $0—90-х годов. В Прибалтике ца-
рили тогда старинные феодальные порядки и
обычаи. Бароя взимал с крестьянина аренх-
ную плату за землю не деньгами, а застав-
ляя его проливать пот на барщинных рабо-
тах. С этой барщиной. познакомился пн Анх-
рей Упитс, трудившийся вместе с отцом ни
братом на господеких полях, убирая хозяй-
ские хлеба в то время, когда крестьянская
рожь осыпалась. так и не дождавшись жне-
цов. Эту поллую противоречий эпоху опн-
сал в «Зеленой земле» Упитс. В романе co-
здана богатейшая галлерея образов, от юного
простосердечного латышского пастушка до
вхадетельного барона фон Сиверса. Мыза,
по-латышеки муйжа (этим словом в При-
балтике обозначается поместье), еще дер-
жала в своих цепких, страшных лапах
латышеких крестьян. Как упырь, она вы-
сасывала из них вез жизненные соки.
Советская власть изгнала из Прибалтики
феодальную нечисть, неменких помещиков,
пресидевших на плечах латышекого народз
еемь веков.

Вот барон фон Сиверс в своем замке (ав-
тор сохранил за своим персонажем подлин-
ное имя владельца поместья Скривери). Пу-
стын, отсутствующим взглядом он окиды-
вает входящего в его контору крестьянина:
оп не видит человека, он оценивает лишь
ето плалежеспособность.

Пестрой толпой проходят в романе кре-
стьяне. Среди них выделяется фигура бога-
того Бривина. Это родоначальник кулаков.
Из таких впоследствии вышли айзсарги,
ставшие подручными немецко-фашистевих
палачей, зверски убивавшие евреев, истя-
завшие и расстреливавшие своих собратьев-
латышей на основании малейшего подозре-
ния в сочуветвии Советам, а зачастую и без
какого-либо повода к тому. Упите пока-
зывает в своем романе неприкрашенную
действительность — жизнь многострадаль-
той деревенской женшины, горе и радости
крестьянина. Его красочное реалистическое
плеьмо, точное знание эпохи и людей,
скрупулезная ‘верность в изображении сель-
ских работ и усадебного быта и преврасные
немногословные описания латвийской при-
роды приковывают внимание читателя К
роману.

«Зеленая земля» Андрея Упитса быстро
завоевала симпатии читэтеля и разошлась
по всем уголкам Латвии. Она помогает уяс-
нить жизнь страны, тяжелое прошлое тру-
дового крестьянетва, которому только со-
ветская власть принесла свободу и землю;
она напоминает латышам о тяжких престу-
плениях немецких захватчиков, потомки
которых хотели стереть с лица земли Совет-
ский (Союз и в том числе латышекий назол.
	Я. СУДРАБКАЛН.
Заслуженный деятель культуры
Латвийской ССР
	Постановлением Совета Министров СССР
народному писателю Латвии Андрею Упитсу
присуждена Сталинская премия за его но-
вый роман «Зеленая земля».

этом романе Упитс обратился
Е воспоминаниями своего детства и ранней
юности, к годам, проведенным в родной
деревне. Но on не ограничилея ‹обы-
тиями детской жизни, — он вепомнил свои
родные места и людей, прошедших перед
его глазами лет пятьдесят — шестьдесят
тому наззд, и на фоне этих воспоминаний,
осмысленных по-новому, создал широкую,
сложную картину жизни латыпюкого кре-
стьянина в конце прошлого века. Читатель
ощущает в этом романе прежде всего
рост творческих сил Упитса,‘ написавшего
во время Великой Отечественной войны ряд
Ерупных произведений, в которых с боль-
шой яркостью подняты значительные во-
просы. .

Первые стихи и рассказы Андрея Упитеа.
появились в печзти в 1899 году. Почти с.
самого начала своей деятельности он креп-
ко врос в литературную жизнь страны, об`-.
единяя своим творчеством прогрессивные
круги латьышиекого общества. В латышской
литературе` не найти другого писателя, ко-
торого можно было бы сравнить с Упитсом
по плодовитости и по разнообразию твор-
ческой деятельности. Андрей Упите — po-
манист, новеллист, драматург, поэт, исто-
рик и теоретик литературы, публициет,
юморист, переводчик, редактор. Его полити-
ческие статьи и сатирические фельетоны,
рецензии и литературные обзоры сыграли
большую роль в прогрессивном развитии ла-
тышской общественной мысли. Юношеские
литературные опыты Упитса еще носили
следы увлечения запоздалым псевдороман-
тизмом, но эти влияния были им быстро
преодолены, а в бурных событиях 1905 го-
да он уже окончательно сумел определить
свой путь, навсегда связав свою жизнь ©
сульбами трудового народа. В своих раеска-
зах п романах, комедиях и драмах Андрей
Упите охватил жизнь латышекого народа с
конца прошлого века до наших дней. Перед
читателем. проходят IWIN всех классов,
профессий и возрастов. Упитс, зоркий, на-
блюдательный писатель, отличный неихо-
пог, запечатлел в крупнейших своих произ-
BeleHHAX годы больших переломов, обрисо-
вал разложение буржуазного общества,
пегем рабочего класса.

В романе «Первая ночь» он озветил да-
лекое ирозилее и показал, как в ХУГи ХУН
воках давнишняя ненависть латьшиекого
крестьянина к немецким захватчикам про-
явилась в борьбе с властью баронов. Во
многих своих произведениях Упитс обращал-
ся Е историческим темам. Он создал траге-
лин о Мирабо, Жанне Д’Арк. Спартаке.

‚ В своем новом романе «Зеленая земля»
Андрей Упитс запечатлел жизнь латышской
	ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
РЕФЕРЕНДУМА В ПОЛЬШЕ
	ВАРШАВА, 3 июля. (ТАСС). Вак сооб-
щает Польское агентство печати, предва-
рительные нтоги референдума по 184 уча-
сткам города Варшавы таковы: из 361 ты-
сячи человек, имеющих право голоса, го-
лосовали 319 тысяч человек; признан)
действительными 315.170 бюллетеней
Ответили положительно на первый вопрое
214.650 человек и отрицательно —
100.526 человек. На второй вопрос отво-
тили положительно 254.750 и:отрицатель-
но — 60.420 человек. На третий вопрее
ответили положительно 302.650 человек,
отрицательно — 12.520.

Приблизительные и неполные итоги
всенародного годосования в Силезско-Домд-
ровском воеводстве таковы: из 1.500 ты-
сяч голосовавших на первый вопрос отве-
тили положительно около 1.250 тысяч п
отрицательно — около 250 тысяч; на вто-
рой вопрос положительно — 1.320 тысяч,
отрицательно — 180 тысяч; на третий ва-
прос положительно — 1.380 тысяч, отри-
цательно — 120 тысяч человек. =

По неполным данным, в Кракове поло-
жительно ответили на первый вопрос
23.160, отрицательно — 120.840 чело-
век. На второй вопрос положительно отве-
тили 44 тысячи, отрицательне — 99.280
голосовавших. Ча третий вопрос положи-
тельно ответили 102.630, отрицательно—
43.980 человек.

На десяти участках города Глыни была
подано 16 тысяч действительных бюлле-
теней. На первый вопрос ответили поло-
Жжительно 12.870, отрицательно — 3.130
человек; на второй вопрос ответили поло-
жительно 13.400, отрицательно — 2.600,
на третий вопрос положительно — 15.840,
отрицательно — 160.

ВАРШАВА, 3 июля. (ТАСС). Варшавская
окружная комиссия по референлуму закон-
чила подсчет голосов. На первый вопрос
референдума положительно ответило 67
проц. голосовавитих, на второй вопрос — 80
проц. и на третий — 96 проп.

ВАРШАВА, 3 июля. (ТАСС). Как пере-
дает варшавское радио, по предварительным
пелсчетам итоги референдума по 161 изби-
рательному участку Лодзи прелставляются
в следующем. виде: из 196.493 человек,
имсющих право толосовать, голосовало
172.345. Были празнаны нетействительны-
ми 2.218 бюллетеней. Из 170.127 человек
на первый вопрос дали положительный ответ
127.346, отрицательный — 44.781 чело-
век.

На второй вопрос положительно ответи-
ло 139.469, отрицательно — 30.658 чело-
век.
На третий вопрос ответили утвертитель-
но 162.089 человек и дали отрицательный
отрет 8.038. челозек.
	МУЛЬНИЧЕСТВО ЧЛЕНА ПОЛ.
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА
	ВАРШАВА, 3 июля. (ТАСО). Как со0б-
щает газета «Польска збройна», в Штетти-
не при проведении референдума заместитель
председателя участковой комнесии № 4,
член ПОЛ инженер Перицкий давал голо-
сующим бюллетени с готовыми ответами на
все вопросы, причем два первых ответа бы-
ли отрицательными, а третий — положи-
тельным.

Газета сообщает, что Перицкий в с00т-
ветствии с положением о референдуме аре-
	стован,
				НЬЮ-ЙОРК. 3 пюля. (ТАСС). Несмотря
	на то, что 1 июля палата представителей
CIDA утвердила закон п продлении срока
тойствия прежнего закона о контроле над
	ценами до 20 июля, сенат еще не преа-
принял никаких действий.

Как сообщает газета «Нью-Йорк тайме»,
в стране царит период «полной неопредо-
ленности», а по словам газеты «И. M.»,
	состояние, близкое к «экономическому хао-
су». После прекращения контроля оптовые
пены на товары резко потнялись. Эта
	цены на товары резко поднялись. Эта
неопределенность преобладает во всей эко-
номике Соединенных Штатов. Единственное,
что является определённым в настоящее
время, — это повышение стоимости жизни в
ближайшем будущем, которое угрожает све-
сти на-нет недавнее повышение заработной
платы и привести к новой волне забастовок
рабочих.
	Индеке министерства труда, характери-
зующий цены на основные товары, повы-
силея 1 июля на 7,7 процента и достиг
уровня, который на 97,5 процента превы-
шает уровень 1 сентября 1939 года. Цены
Ha пиеницу в городе Канзас-сити 1 июля
повысились © 22, центов за бушель до 2 дол-
ларов 9 центов. Цены на мясо резко повы-
сились на товарных биржах по всей стра-
не п, по сообщению агентства Ассошиэйтед
Пресе, достигли наивыешего уровня.

Вашингтонекий корреспондент атентетва
Ассоптиэйтед Пресс сообщает, что прави-
тельство 1 июля прекратило закупки пше-
ницы, мяса, жиров и многих других това-
ров для экепорта вследствие резкого повы-
шения цен. Представители министерства
земледелия заявили, что правительство от-
срочит закупки приблизительно на 10 дней
	контроля над ценами
		АФИНЫ, 3 июля. (ТАСС). Газета «Вл
ма» опубликовала сообщение, согласно ко-
торсму греческий премьер-министр Цалда-
рис заявил лидеру одной из парламентских
партий, что правительство поставит во
время плебисцита на голосование вопрос
но о режиме в Греции (монархия или ре-
публчка), а о возвращении в страну короля
Георга по рекомендации английского посла
Кортона. По словам газеты, Нортон ‘аргу-
ментировал эту свою рекомендацию тем,
будто «выборы 31 марта уже решили во-
прое о режиме в пользу монархии». В ©0-
общении говорится также, что английский
посол настаивает на быстрейшем проведе-
нии плебиесцита, утверждая, будто в боль-
шинстве районов страны господствует «под-
		ный TOPLIOR».
	D Udi ana AVALIDE AVAL PUG в ча
нин контроля над ценами.

И арктических 622 в Канаде

ется от суверенитета над своей северной
границей.

Газета заявляет, что прямой и грубый
подход американцев застал Канаду  врас-
плох. Канада не имеет никакой ясной стра-
тегической программы строительства 0бо-
ренительных сооружений на этой террито-
рии. По словам газеты, в Англия Кингу
сделали предложение на предмет превраще-
ния Канады в «арсенал» обороны. Как ан-
гличзне, тах и американцы работают в тес-

АФИНЫ, 3 пюля. (ТАСС). Греческая
печать изо дня в день пишет о возможности
тражданской войны в Греции. Так, газета
«Катимерини неа» пишет: «Внутреннее по-
ложение за последние три месяца настоль-
ко обострилось, что никто He чувствует
себя в безопасности. И здесь, и в провинция
господствует атмосфера междоусобицы. Не-
большая искра может вызвать. настоящую
тражданскую войну».

В политических кругах всё чаще
высказывается предположение, что крайне
правые стремятся спровоцировать новую
«гражданскую войну», п которую были бы
втянуты английские войска.

97 люня состоялось специальное сове-
	HOM контакте © канаднами, стремясь №   щение в министерстве внутренних хел о
стандартизации вооружения. _   участием премьера, министра общественно-

nn
	EIEN hg EES

Высту м палате общин, щен то порядка, начальника генерального штаба
опроверг сообщение газеты  «ФаИН?НШЛ   зуини начальника жандармерии. и началь-
	ивр ЗОРИН РЕ Е ПР РОК С ЕВ 2 Яр

DOCT> OO yAbTAMATYMe Ен ШТа-   ника английской полицейской миссии
TOB, OAHOEO Fae” avo р 06°   Уикхема: По сообщению правых газет, на
Гы ponpee of а 3 Е ей совещании было отмечено, что «еравнитель-

но легко вооруженная жандармерия не в
	НИЦЫ.

ЗНЬ ЭСЗСОВЦЕВ
 СКОЙ ЗОНЕ

немецки. Он повел меня к начальнику ла-
геря. Из открытого окна слышна джазо-
вая музыка. Подходим к караульному по-
мещению. На перилах каменной лестницы
перед входом в лагерь сидит эсэсовец, да,
эсэсовец в походной форме с белой повязкой
на рукаве. Он курит змериканскую папи-
росу п разговаривает с американцем. По-
ISK, который привел меня, об’являет, что
я чех и фотографировал лагерь. При слове
«чех» эсэсовец положил ногу на ногу ис
презрением посмотрел на меня. Я попрослл
американца отвести меня к начальнику
лагеря, которому рассказал обо всем проис-
шедшем. Я заявил, что я не видел надпиеи,
запрещающей фотографирование, и чтобы
поскорее уехать, заявил, что могу оставить
у него всю пленку. Он согласился, ия с
большим сожалением отдал эту пленку. Про-
хожу снова около этого эсэсовца, который

состоянии бороться успешно с анархиетеки-
ми бандами», и был разработан план «очи-
стительных операций широкого масштаба»
с помощью военных частей.

29 июня в газете «Ризоспастис» была
опубликована статья генерального секрета-
ря коммунистической партии Захариадиса.

«Политика англичан и правительства, —
пишет Захариадис, — превратила страну,
и особенно Фессалию и Македонию, в вул-
кан, который нельзя погасить стаканом
воды». Захариадие подчеркивает также,
что Греция идет к гражданской войне, но
что этот путь не единственный, не неиз-
бежный и далеко не лучший, поскольку
он несет новые разрушения и несчастия
стране. Но изменить положение, по его мне-
нию. может только крутой поворот англий-
ской политики в Греции и прежде всего
предоставление греческому народу возмож-
ности свободно выразить евою волю BY
время плебиецита.

~—~O—
«Гпос люду» об армии Андерса
	кончил курить н занимался теперь мани-
RIOPOM».

«Tak,— пишет автор в заключение —
живут эсэсовцы в американской зоне. Тот
эсасовец, который вел интимную беседу с
американским солдатом, наверняка погубил
сотни русских детей, возможно, он лично
командовал взводом, расстрелявшим амери-
хансоких летчиков, наверняка, уважаемый
читатель, он убил кого-нибудь из ваших
близких. А теперь этот эсзсовец и тысячи
других живут спокойно, получая хорошие
пайки. Почему они не’ работают где-нибудь
на восстановлении разбитых городов, поче-
му они не строят то, что разрушили? Ито
заинтересован в том, чтобы эти люди жили
в прекрасных условиах?».

мбейской провинции

бей) вспыхнули волнения. Убито, по

ВАРШАВА, 3 пюля. (ТАСС). Газета
«Тлое люду» в статье, озаглавленной «Про-
блема армии Андерса», считает нетерпимьм
дальнейшее существование за рубежом
Польши воинского соединения, не подчи-
няющегося командованию польской армии.
Изменение названия на переселенческий
корпус, пишет газета, ничего не изменило
в военном характере армии Андерса. Между
тем из сотни тысяч людей, входящих в с0-
став этого корпуса, лишь немногие своими
преступлениями закрыли перед собой путь
возврата на родину. Огромное большинство
могло бы немедленно возвратиться домой и
приступить к полезному созидательному
труду.

«Им мешают вернуться, — продолжает
газета. — только темные интриги реакци-
онных главарей и ложные расчеты между-
народных реажционных центров, з также
пропатаниа, которая совершенно в ложном
	250 человек.
	Американские планы постройки арктических баз в канале
	ОТТАВА, 3. июля. (ТАСС). Газета «Фай-
SRD пост», выходящая в Торонто, пишет,
что возвращение премьер-министра Кинга
из Англии было ускорено тем, что Соеди-
ненные Штаты фактически пред’явили Ва-
наде ультиматум, требуя укрепления север-
ной границы Канады. Газета утвержлает.
что американский представитель в Посто-
янном об’единенном комитете обороны США
и Канады заявил канадскому предетавите-
лю: «Для того, чтобы выполнить вашу роль
в обороне американской арктической гра-
ницы, мы хотим, чтобы вы построили или
позволили нам построить для вас систему
воздушных баз вдоль северной границы, ко-
торые должны являться составной частью
сбщей системы обороны этого континента».

Газета предполагает, что принятие та-
кого плана в его теперепгней форме будет
означать, что Канала по существу  отка-
	ПРАГА, 5 июля. (ТАСС). Пражский еже-
недельник «Недельны новины» опублико-
вал очерк журналиста Тункл о жизни эс-
эсовцев в американской оккупационной зоне
Германии.

«Недалеко от швейцарской граняцы, —
пишет Тункл, — находится бывший лагерь
смертников. Теперь на сторожевой башне
стоит с пулеметом не эсэсовец, а солдат аме-
риканской армии; вуесто прежних заклю-
ченных в лагере теперь живут эсэсовцы. Я
желал бы вам всем, кто прошел через воро-
та этого лагеря смертников, чтобы вы жили
так, как живут ваши мучители. На боль.
Moi п”эщалке перед баракамн флачируег
большая группа немцев. Они громко емРт-
ся. Вторая группа играет в волейбол,
поодаль от них другие упражняются в тол-
кании ядра.

Когда я направлялея к автомобилю, ко-
торый был уже готов лля дальнейшего пу-
ти, меня варуг резко окликнули с ближай-
шей башни. На меня было направлено дул
автомата. Караульный предложил мне по-
дойти к нему. Я обрашалюсь к нему по-ан-
тлийски, спрашиваю, что ему Hato, Nae
странно, что он со мной говорит только по-
геуецки. От злания в конце лагеря отлелил-
ся человек < винтовкой в змериканокой
каске. Он приблизилея. и я яено вижу
польский значок на каске. Это — полдк.
Ло своего от’езда я читал в газетах, чта
польская армия, сражавшаяся под амеря-
канскими знаменами, булет немедленно рас-
пушена, что её личный состав не дулет
носить значок с гербом своего госудязюства,
знаки различия и состоять на военной слу-
жбе Этот поляк теже говорил со мной по-
	ЛОНДОН, 3 юля. (ТАСС). Ш
общению лондонского радио, вчера
рюм в Ахмелабаде (провинция

ВОЛЬГОТНАЯ ЖИЗНЬ ЭСЗСОБЦЕВ
В АМЕРИНАНСНОЙ ЗОНЕ

Соревнования автомобилистов трёх городов
	С 3 по Г пюля проводятея массовые
автомобильные и мотоциклетные соревно-
вания, в которых участвует несколько еот
машин.

Вчера из Сокольников колонна автоноез-
дов стартовала в пробег по маршруту Мо-
сква—Ленинград— Москва. В колонне —
15 автопоездов © одним или двумя нагру-
женными прицепами. В соревновании уча-
ствуют машчны Министерства автомобиль-
ного транспорта РСФСР, Министерства пу-
тей сообщения СССР, Московского  город-
ского ‘Совета депутатов  трулящихся.
Командор — инженер-майор тов. Коротков.
Пробег должен выявить эффективность ра-
боты автомобилей с прицепами.

Из Ленинграда сегодня выходит встреч-
ная колонна автопоездов, совершающая
пробег по маршруту Ленинград—Москва—
Ленинград.

Завтра машины © автотрицепами  пой-
тут в пробег по маршруту Москва—Горь-

клй— Москва. В тот же день встречиая
колонна выйдет из Горького.

Интересные автомобильные и мотоци-
клетные соревнования состоятся в Москве
7 июля, когда сюда прибудут колонны ма-
шин из Горького и Тенинграла. В програм-
ме — соревнование водителей грузовых и
легковых автомобилей на экономию бензи-
Ha, мотоциклетный Rpoce Ha 30 километ-
ров, звездный пробег автомобилей и мото-
циклов из двалцати районов Московской
сбласти в столицу, пробег автомобилистов
осоавиахимовцев из городских районов Мо-
сквы к Сокольническому парку культуры
п отдыха. Предетоят также состязания в
фигурной езде на мотоциклах и преодоле-
вии препятствий, буксировка планера.

В Сокольническом парке организуется
автомобильная выставка.

Для проведения соревнований создан
организационный комитет под председа-
тельством генерал-майора» технических
вое П. П. Бондаренко.
		Английская
правительственная делегация
вернулась из Индии

ЛОНДОН, 2 июля. (ТАСС). Как передает
зтентство Рейтер, 2 июля в Англию прибы-
ли члены антлийской правительственной
миссии в Индни: лорд Петик-Лоурене, Стаф-
форд Крипие и морекой министр Александер.
	ционные очень важные и совершенно необ-
ходимые разделы нашего плана по физике,
касающиеся оптики, радио, акустики, низ-
ких температур, я перейду в химических
проблемам плана.

Современная химия в некоторых своих
частях, притом важнейших, неразлелимо
примыкает к физике. Старое определение
химии, как науки о превращениях веще-
ства, давно устарело и имеет ограниченное
значение, В самом деле, такие процессы, как
возбуждение или ионизация атомов и моле-
кул, распад атомных ядер, превращение
света в электроны п обратно, традиционно
подлежат ведению физиков. Несмотря на это,
в0 многих местах нашето плана некоторые
из этих вопросов отнесены к химии. Ко-
нечна, это следует понимать очень услов-
но и главным образом имея в виду ука-
занную неразрывную связь физики и хи-
мии. .

Во главе нашего пятилетнего плана по
химии стоят исследования по строению мо-
лекул п теории химической связи на осно-
ве современных  квантово-механических
представлений. К ним по существу дела
примыкают вопросы фотохимии, химиче-
ских процессов под действием света, лучей
Рентгена и пр., которым, надо думать, в
ближайшее время предстоит роль сущест-
венно иная и значительно большая, чем эте
было ло сих пор. Важное место в плане от-
ведено электрохимическим, адеообционным
процессам, проблемам коллоидной химии,
вопросам поверхностной активности, также
вплотную подходящим к традиционным of-
ластям ведения физики. Успешное иеследо-
вание в этих областях (например, в электро-
химии, в коллоидной химии, в учении 06
адсорбции) составляет иногда условие pea-
лизации важных разделов пятилетнего госу-
дарственного плана.

В плане намечено далее продвижение
фундаментального вопроса © течении, кине-
тике химических реакций в различных
условиях и связанного с этим химического
катализа. За этой «пограничной» зоной ме-
жду химией п физикой тянется большюй ряд
вопросов чисто химических в общеприня-
том смыеле слова. Выдвинуты многочислен-
ные вопросы неорганической химии. KOTO-
рая, к слову сказать, расвита в СССР до
сих пор недобтаточно. В плане ясно просту-
пает линия, определенная в свое время тру-
дами Н. С. Курнакова и 1. А. Чугаева, но
вместе с тем намечены и совершенно новые
направления исследований.

Нет надобности раз’яснять исключи-
тельное значение научной работы в области
органической химии в ближайшие тоды.

Здесь лежит основа многих разнообразных
видов промышленности, и вместе с тем здесь,
в органической химии, надо искать необхо-
лимый переход к важнейшим проблемам
биологии и медицины. В нашем плане на-
ряду © традициюнными ‘носледованиями ло
металлоорганическим соединениям предто-
ложена большая работа по химии высокомо-
лекулярных соединений (тоже в значитетль-
ной степени традиционная), а также био-
тенных соецинений. План обращает внима-
ние наших химиков на теоретические CCHO-
вы химической технологии.
* & *%*

В числе первых вопросов биелогичесного
плана мы встречаем проблему белковых
соединений, песледования по хямикс-физи-
ческим основам жизненных процессов, по-
блемы биосинтеза и жгучий вопрос 0б ан-
тибиотических веществах. Идеи и метсды
физики и химии все глубже проникают в
специфические области биолотин, в частно-
сти в исслецование наследственности, котс-
рому наш план, естественно, уделяет много
внимания. Роль физики и химии весьмз
важна также при исследовании вопросов
взаимоотношения организма и срелы. Нет
сомнения, что в ближайшие годы в итоте
делового сотрудничества биологии с физикой
п химией, на основе методов той и другой
будут получены важные открытия в обла-
сти жизненных процессов, которые, нало
надеяться, существенно отзовутея на ме-
дицине и сельском хозяйстве и, как можно
думать, обратно обогатят содержание физи-
КИ И ХИМИИ.

Проблема эволюции, разумеется, остает-
ся стержневой проблемой нашего биолотиче-
ского плана. Изучение сосредоточевается нз
проблеме целостности организма, вопросах
филогении, ‘новой области исследования
эволюции физиологических и бнохимиче-
ских процессов. Продолжение павловской ли-
нии исследования по важнейшим проблемам
физиологии высшей нервной деятельностн,
разумеется, сохранено и в новом пятилет-
нем плане. Слишком много здесь еще рабо-
ты. К этим работам примыкают некоторые
вопросы психологии, которые будут вес-
тись в Институте философии: прехистория
человеческого сознания; исследования по
психофизиологии органов чувств, по про-
блеме перехода от ощущения в мышлению.

Ни одна из наших наук не понесла та-
вого колоссального материального ущерба
от гитлеровского нашествия, как астрономия.
Полностью гразорена Главная Пулковская
обсерватория, почти полностью выведена из
строя Симеизская обсерватория, пострадали,

(Окончание на 4-й стр.).
	творческая, новая математика, иногда в те-
чение долгих промежутков времени не на-
ходящая себе прямых технических приме-
нений, всегда культивировалась в нашей
академии, и развитие ее должно продолжать-
ся широким фронтом. На примере неэвкли-
довой геометрии, тензорного исчисления,
теории групп мы знаем, как абстрактные,
казалось бы, совершенно оторванные от
жизни и реальности математические обла-
сти тпруг на определенном этапе развития
науки приобретают решающее значение.

Вот почему в пятилетнем плане Акаде-
мии наук стоят проблемы аналитических
методов теории чисел, исследования в обла-
сти абстрактной алгебры н топологии, по
внутренней геометрии поверхностей, теорин
множеств, методам математической логин
и другим отвлеченным вопросам.

В 1946 году, в эпоху атомной энергии,
радиолокации, реактивных двигателей, те-
лемеханики и пр., едва ли ееть надобность
пояенять 050бую важность физики в нашем
пятилетнем плане. Физика, помимо своего
естественного неуклонного внутреннего раз-
вития, приобрела решающее значение как
основа многих других наук и как фунла-
мент главных разделов новой техники.
Лейтмотив физики наших дней, да, пожа-
луй, и вообще всего естествознания— это во-
просы внутреннего строения вещества, про-
блема элементарных частиц, их разнообра-
зия, свойств и взаимного влияния, вопросы
строения ядер химических атомов, внепених
оболочек этих атомов, проблемы строения
молекул, кристаллов, жидкостей. Большое
внимание плана сосредоточено, разумеется,
на физике атомного ядра и космических
лучей. Здесь узел интереснейших теорети-
ческих проблем и, вероятно, осноза глазной
бутущей техники.
	Но интересно и практически важно AC
	только ядро атома; для тех многочисленных
технических и производственных задач, ко-
торые выдвигаются государственным пяти-
летним планом, исключительное значение
имеет продвижение наших знаний в ©бла-
сти атрегатных состояний вещества, т. е.
жилкостей п твердых тел. В соответствии
с этим в нашем плане стоят исследования
кристаллов, природы жидкостей, твердых
диэлектриков, полупроводников, металлов
физика аморфных твердых тел. В этих раз-
делах необычайно мното интересного, на-
чиная от свойств прирольной жидкости п
кончая удивительной сверхтекучестью ге-
лия П. открытой П. А. Капицей. Вместе <
тем злесь обычно теоретические результаты
немедленно дают технический выход.
(ставляя без рассмотрения другие тради-

Основные иаучные проблемы Анадемии наук
блимайшее пятилетие“
	20°
Академик С. И. ВАВИЛОВ
	Президент Академии наук CCCP
o 60
	ской химии тесно связывает свою работу <
отраслевыми институтами или непосред-
ственно с производством.

Наука, вырастая из потребностей прак-
тики и оправдывая перед этой практикой
свое существование полезными результала-
  ми, в то же время имеет и собственную

«логику». Наука — всегда система, она He
может развиваться отрывочно, эпизодиче-
ски и пол влиянием только внешних им-
пульсов.. Наука многое  заготавливает
«впрок», часто проходят многие десятиле-
тия, прежде чем ее результаты по-настоя-
щему опениваются и глубоко входят в
жизнь. Учение об электроматнитных волнах
Мажевэлла возникло в 60-х годах пропеого
века, радио между тем осуществилось толь-
ко в конце века. Идею атомного ядра выска-
зывал еще Ньютон, распад атома был от-
крыт Беккерелем 50 лет тому назад, а толь-
ко теперь весь мир понял значение энергии
атомного ядра.

Вот почему в нашем плане, помимо непо-
средственного ответа на запросы государст-
венного пяталетнего плана, существуют
свои собственные внутренние линии фазви-
тия. не отрывающиеся от практики, ухо-
дящие в нее корнями, но вместе © тем
стремящиеся значительно дальше.

Рассмотрим теперь главные тенденция
нашего научного. плана.

& * *
	Основу исследовательской деятельности
академии по всем разделам естествознания,
техники и гуманитарных нау составляет
система философских представлений и убе-
жлений. Для нас эта система — мировоззре-
ние диалектического и исторического мате-
риализма, исходная часть учения Марвса—-
Энгельса — Ленина — Сталина.

Мы не считаем диалектический материа-
лизм застывшей, неизменной догмой. Шо са-
мому существу своему философия диалек-
тического материализма есть система, не-
престанно развивающаяся и конкретизиру-
	ющаяся по мере развития наших знаний,
овладения природой и исторического разви-
THA.

Академия наук, предполагая‘ осущест-
вить громадную работу по вопросам естест-
вознания, с полным основанием ставит во
главу угла своего плана проблемы филосо-
фли современного естествознания, вопросы
логики, теорию общественного развития.

Мы хотим, чтобы философия диалектиче-
ского и исторического материализма теснее
и конкретнее подошла. к создаваемой и раз-
виваемой нами науке. Мы стремимся к то-
му, чтобы философия диалектического ма-
тернализма широким фронтом и во всеору-
жии неотразимой аргументации вышла на
мировую арену, на критику и борьбу с пны-
ми, чуждыми или враждебными нам в03зре-
НИЯМИ.

Ё проблемам философии и логики непо-
средственно примыкает математика, совер-
шенно необходимая для естествознания, тех-
ники и тавих разделов общественных наук.
как экономика. Многое в нашем пятилетнем
плане в области математики явно направ-
лено на помощь другим наукам. Таковы во-
просы теории вероятности, сосредоточенные,
в частности, на обработке наблюдений. ис-
следования в области уравнений с частными
производными и в особенности то, что мож-
но назвать «машинной математикой», т. е.
решение математических задач с помощью
счетно-решающих устройств. Счетные ма-
шины известны почти © незапамятных вре-
мен, однако никогда еще человечество не
достигало такой широты и могущества в
«машинной математике», как за последние
годы. Новые устройства, на. механических,
электрических и даже электронно-вакуум-
ных принципах позволяют решать трудней-
шие задачи из области математики, которые
выдвигают техника и различные разделы
науки о природе. Мы предполагаем уже
в ближайшее время сосредоточать вопросы
«машинной математики» в специальном
институте в Техническом отделении.

Охнако машина никогда не заменит мате-
матического творчества, математического ге-
ния. Особенность математики, большой ма-
тематики— се смелость, ее фантазия, соеди-
ненные со строгостью и критикой. Такая
	Своим пятилетним планом научной рабо-
ты Академия наук СССР отвечает на руко-
водящие указания товарища Сталина на
собрании избирателей 9 февраля с. г. и из
требования к науке, выдвигаемые Законом
© пятилетнем плане восстановления и раз-
вития народного хозяйства CCCP на
1946—50 гл.

Многие страницы Закона о пятилетнем
плане содержат вполне конкретные запро-
сы Е научно-технической мысли. Реализа-
ция нового сталинского пятилетнего плана
осуществима только при очень большой
мобилизации исследовательской научно-тех-
нической мысли.

Институты и отделения, естественно, етре-
мились подготовить свои планы в соответ-
ствии с Законом о пятилетнем плане. Но при
этом, разумеется, онл не могли забывать
особенности научной работы в академии:
Непосредственные вполне удовлетворяющие
промышленноель и сельское хозяйство на-
учно-техничеекие ответы должны и могут
в0 многих случаях давать отраслевые ин-
ституты, находящиеся при министерствах.
Главная задача академии — находить ре-
шение принципиальных, широких проблем,
помогающих решению отраслевых частно-
стей и конкретностей. Академия наук
в своей работе должна остерегаться двух
крайностей: превращения её институтов
в отраслевые, с одной стороны, и с другой—
отрыва теории от практики, ухода в заоб-
лачные высоты. Первый уклон означал бы
фактическое исчезновение академии как
специфического научного органа, второй —
был бы равносилен тому, что академия во
многом в своей работе была бы бесполезной
для государства.

Найти правильную линию при таком по-
ложении не всегда легко, но, насколько я
могу судить, в основном наши институты и
отделения предлагают правильное решение.
Решение это во многих случаях <остоит в
том, что, занимаясь иногда очень общим и
как будто бы отвлеченным вопросом, Ha-
пример, проблемой строения и свойств по-
верхностных слоев, наш Институт физиче-
	* Сокращенная  стенограмма доб ег:
eimramuarna tf wong на сессри алеми
	прочитанного   июля на сессии
наук СССР.