3 НОЯБРЯ 1948 г., № 308 (11049)
		КИ. ТРЕТЬЕГО. РЕМАЮЩЕГО ГОДА ПЯТИЛЕТЕИ
	Рабочие и работницы; инженеры и техники-строители! Быстрее вводите в строй новые предприятия, жилища
	и культурные учреждения! Механизируйте. строительные. работы, снижайте стоимость и улучшайте качество строительства:
	(Из призывов ЦК ВКП(б) к.31-й
	ЮЖНО-СИБИРСКАЯ
МАГИСТРАЛЬ
	Ботат и красив „Салаирский край, по-
крытый` вековой тайгой. Высокие горы от-
деляют хлебородные степи Алтая от мощ-
ного индустриального центра страны —
Кузбасса. Через Салаиревий „край сейчас
прокладываются рельсы’ Южно-Сибирской
магистрали `— крупнейшей транспортной
стройки ‘послевоенной ‘сталинской пятилет-
ки. Магистраль пройдет через Сталинск,
Барнаул; Павлодар, ‘Акмолинск и соединит
Абакан ¢ Буйбышевом.

Линия Барнаул — Сталинск начинается
от станции Алтайская на ‘Турксибе. Отеюда
по’ новой дороге поезда пойдут до реки Бо-
ровлянка. На днях строители начали про-
кладку пути на второй сотне километ-
ров — у самого предгорья Салаира. Раз-
вернулась стройка в глубине тайги. Здесь
за 10 месяцев этого года строители произве-  -
ли работ в полтора раза. больше, чем за весь
минувший год. Одновременно с дорогой воз-
никают новые поселки, промышленные
предприятия. Преобразуется облик при-
станционных сел и ‘деревень.   .
_ У кромки тайги вырос новый поселоб
станции Смазнево. На 138-м и 150-м ки-
лометрах в густом лебу, где прежде редко
ступала нога человека, строятся поселки
Анатолия и Тягун. Горят. олектрические
отни, грохочут машины.

Чем дальше идет дорога, чем выше под-
нимается она в горы, тем сложнее стано-
вится работа строителей.

Строительство дороги ведется © двух сто-
рон — от Барнаула и от станции Артышита
в Кемеровской области. Новая стальная ма-
гистраль отсюда < каждым днем удаляется
па- восток: ‘Мощные механизмы, которыми
богато оснащена стройка, помогают ускорять
работы.

— Полвека” строю’ ‹ дороги,—= говорит
главный инженер стройки В. Меженинов,—
но более великолепного оснашения меха-
низмами, чем то, которое ‘имеется здесь
сейчас, еще не видел... Дю Октябрьской ре-
волюция главными ‘орудиями ‘у нас были
лопата да топор. Теперь 95 процентов всех
земляных работ производится механизмами.

Поезда из Барнаула в Сталинск пойдут
по лтрямомуснути вобудущем: году. Не уже
и сейчас новая’ дорога оказывает большую
помощь колхозам восточных районов Алтая,
Поезда вывозят отсюда тысячи тонн зерна
и других сельокохозяйственных продуктов
и доставляют для колхозов разнообразные
промышленные товзры.  —

доставляют для колхозов разнообразные ные по последнему слюву современной тех-
омышленные товары. ей Е
Ф. ШАМЕТЬКО. т

Барнауй: (Корр. «Правды»). * Неринномы
	Новые газопрозоды
	ДАШАВА — КИЕВ
	От газовых месторождений, расположен-
ных в предгорьях Карпат и до Киева, на
пятьсот © лишним километров протянулась
магистраль газопровода Дашава — Киев.
Постройка ее вступила в ‚вавершающий
этап. Скоро газовая магистраль вотупит в
строй.

Е приему дащавекого газа уже подготов-
лены первые предприятия, в том числе
электростанции и крупные заводы столицы
Украины. Газ получат сотни жилых домов.

Дешевое прикарпатекое топливо получат
также города и промышленные предприя-
‘TRH, лежашие на трассе газопровода,

- Стальная. нить труб прошла через .Дрого-
‘бычекую, Станиелавскую, Тернопольскую,
`Каменец-Подольскую, Вичницкую, Жито-
мирскую и Киевскую области. Трубы уло-
жены через десятки больших и малых рек,
‚через болота, озера и овраги, под железно-
дорожными и шоссейными путями. ,
  : И. САМАРИН.

Киев. (Kopp. «Правды»).
	КОХТЛА-ЯРВЕ — ЛЕНИНГРАД
	Зчера в Ленинграде закончены работы на
первой газгольлерной станции и проведено
	  испытание городских газовых линий. Отрои-
	тели и эвБсплоатационниви готовятся в 05-
тябрьскому. празднику дать газ Ленинграду.
В постройке сланпеперерабатывающего _за-
вода и газопровода приняли участие многие
предприятия, Коллективы заводов «Больше-
вик», Невского: маштиностроительного име-
ни Ленина, имени Жданова, «Севкабель» и
других предприятий для строительства слан-
цепеверабатывающего завода и газопровода
изготовили тысячи тонн сложного оборудо-
вания.

Прокладка газопровода закончена. На про-
тяжении 203 километров уложено свыше
18 тысяч тонн труб. Для того, чтобы соору-
дить ‘эту магистраль, пришлось вырыть
траншеи, вынуть около миллиона кубомет-
ров грунта,

На газгольдерной станции в’ Ленинграде
установлено множество газгольдеров, пост-
роена регуляторная станция со сложными
автоматическими апизратами. Управление
«Ленгазсетьетрой»  восетановило 69 кило-
метров. старых газовых сетей и проложило
свыше 135 километров новых уличных га-
зовых магистралей.
	В этом году почти полностью будет за-
вершена газификация Фрунзенского и Куй-
бышевского районов. К 7 ноября в городе
Ленина будет газифицировано свыше 70 ты-
сяч квартир и более 100’различных пред-
	приятий..
В. ВЕЛЬМИЦКИЙ.
Ленинград. (Корр. «Правды»).
	© давних пор огромные вэрновые районы
`Отаврополья страдали от бевводья. Медлен-
но развивалось здесь зерновое хозяйство, в
состоянии застоя находилось животновод-,
ство. 0 разведении садов и виноградников
люди и не мечтали.
  По указанию товарища Сталина еще до
войны в 55 километрах от Отаврополя на-
чалось строительство Невинномыюсского ка-
нала, призванного дать живительную влагу  :
Болхозным и совхозным полям.

Много энергии проявила ставропольекая
партийная. организация,  раз’ясняя . всему
населению края значение канала. Колхозы
создавали специальные отряды строителей.
Сооружение ‘канала преврачилоеь в. гранди-
озную народную стройку. Ето окончанию  -
помешала война. Оно - возобновилось: сразу  -
после изгнания немцев из. края. длять, как
и 20 войны, еюда на помошь етроителям
пришли тысячи колхозников.

К 1 июня 1948: года стройка была за-
кончена. Прибывшие в этот ‘день на пуск
‘канала делегации от колхозов и “городов
увидели систему прекрасных гидротехниче-
ских сооружений, на создание которых го-
сударство затралило более 200 миллионов
рублей. На склонах гор, где пролегала трас-
са канала, было написано: «Пойдет вода Ку-
бань-реки. куда велят большевики».

Невинномысский канал — величествен-
ное сооружение. Он берет начало у города
Невинномыеска, где, направляясь к Крас-
нодарскому краю, течет Кубань. Реку сей-
час преграждает огромная железобетонная
плотина < шестью пролетами. От плотины
идет трасса канала. Ширина его—35 мет-
ров, глубина—4 метра и длина—51 кило-
метр. Трасса возникает у подножья горы
Стрижамент и упирается в гору Недреман-
ную. Эту гору на глубине нескольких де-
сятков метров пересекает `6-километровый
тоннель. ae

Вытекая из тоннели, воды канала
устремляютея по низменности, а ‘затем. —
	BARY, 2. (Корр. «Правды»).  Тепло-
электроцентраль — одно из первых пред-
приятий строящегося города Сумгаита. На
днях нз-Сумгаитекой ТЭЦ сдан в экеплоата-
цию и принял первую промышленную на-
грузку еще один новый мощный турбогене-
ратор. Испытания его прошли успешно,
показав высокое качество оборудования и
монтажных работ.
	Все оборудование вовогогтурбогенератора
	СТАЛИНГРАД ВОЗРО
	СТАЛИНГРАД, 2. (Корр. «Правды»). На-
кануне 31-й годовщины Великого Октября
строители подводят итоги соревнования на
быстрейшее восстановление города-уероя.

Центр Сталинграда в-этом году украсился
несколькими большими зданиями. Выетрое-
ны здания институтов — педагогического,
медицинского и усовершенствования учите-
лей, три школы, несколько больших жилых
домов. Заханчивается сооружение MOHYMeH-
	й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции).
	Быстро развивается, непрерывно повышая добычу угля, Московский бассейн.
На снимке: новая механизированная шахта № 25 «Смородинская».
Фото А. Устинова.
		Растет мошность тяжелой индустрии“
		Широкое внедрение метода крупноблоч-
ного монтажа © использованием мощных
усовершенствованных кранов также ведет
к значительному. ускорению строительства
крупных промышленных об’ектов.

Строительство огромных масштабов не
может быть успешно осуществлено без
максимальной механизации трудоемких ра-
бот. В нынешнем году передовые строитель-
ные организации добились в этом отноше-
нии некоторых успехов: уровень. механиза-
ции. бетонных и штукатурных работ повы-
силея по сравнению © прошлым годом на
20 процентов, а земляных работ — на
10 процентов.

Много ценных новшеств в организацию
строительных работ ввел коллектив передо-
вого треста «Запорожетрой». Здесь paspa-
ботаны «Обязательные  технологяческие
правила». Организация работ по этим пра-
вилам на. строительстве 16 домов позволила
почти вдвое сократить число рабочих. Этот
передовой метод ‘организации работ сыграл
значительную  роль в ускорении темпов
строительства. Так, например, двухотаж-
ный 12-квартирный дом был построен. ва
42 рабочих дня.

В работе строительных организаций на-
шего министерства есть серьезные недо-
статки. Не все тресты выполняют план.
Наша цель — обеспечить, чтобы не толь-
ко передовые коллективы, но и все осталь-
ные строительные организации закончили
и ввели в действие пусковые об’екты, пред-
усмотренные народнохозяйственным пла-
ном на 1948 год.

Отроители тяжелой индустрии делом от-
ветят. на призывы ЦЕ ВКИСб) к31-й годов-
mune Великой Октябрьской соплалистиче-
ской революции, зовущие их. быстрее вво-
дить`в строй новые предприятия, жилища
и культурные учреждения, механизировать
	Строители тяжелой индустрии, как и
весь советекий народ, ветречают 31-ю го-
довщину Октября в обстановке высокого по-
литичеекого. и  производетвенного- под’ема.
Строительные работы в нынешнем году

‚приняли -пиирочайший размах. 06 этом дает
представление такой факт: в черной метал-
‹ лургии никогда еше раньше-в течение одно-
TO. Tala He вступало в строй ‘такого большо-
го числа об’ектов, какое введено в зови

. В лыненнем. 1948 году.
	‘53 19 месяцев этого года строители и
монтажники нашего министеротва  восста-
г‘новили и построили `3’‘доменных печи,
ряд мартеновских печей, прокатных: станов,
Бокбовых ‘батарей. Rpome этого; “на заво-
дах тяжелого машиностроения, химической
’зм тракторной промышленности и’ других
: предприятиях построены цехи ‘производет-
венной площадью в вотни тысяч квадратных
метров: Для работников промышленности
восстановлены и построены дома и целые
поселки общей жилой площадью ‘свыше
полумиллиона квадратных метров. Строите-
ли министерства особенно напряженно рабо-
тают на предприятиях тяжелой индустрии
Юга страны. Здесь © успехом решается
одна из сложнейших задач — восстановле-
ние металлургической  промышаенности,
сильно пострадавшей от нашествия немец-
хих фашистов.
	Подняты из руйин и вновь дают чугун
доменные печи на Запорожеком, Сталин-
свом, Днепродзержиноком заводах. Пол-
ностью восстановлены крупнейшие марте-
новские цехи на заводе «Азовсталь», на
сталинградском заводе «Красный Октябрь».
Восстановлены 5 мартеновских печей на
«Запорожетали».

1948. год характерен значительным при-
ростом мощностей прокатного производства
по рельсам и трубам. Преодолев трудности,
строители осуществили работы - огромного
масштаба по сооружению DeabcobarouHoro
цехз на заводе «Азовсталь».
	В:1948 году мощности черной металлур-
тии выросли благодаря восстановлению
трубопрокатного цеха на ваволе имени
	Министр строительства предприятий тяжелой
индустрии СССР
	h. Либкнехта в Днепропетровске, снабжаю-
щем трубами нашу нефтяную промышлен-
ность. проволочного стана на заводе имени
Дзержинского в Днепродзержинске и соору-
енитю ROROID коупнейштего стана «900»
	жению ково крупнейшего стана «900»
на Ново-Тагильском металлургическом за-
	Боде.

Сейчас строительные организации, в0з-
рождающие предприятия черной металлур-
гии Юга, сосредоточили силы на ускорении
пуска 5 доменных печей: на Криворож-
ском, Ворошиловском, Макеевском и Ena-
киевском заводах и на заводе «Азовсталь».

Одновременно.с восстановлением разру-
шенных предприятий строители тяжелой
индустрии сооружают новые крупные пред-
приятия, новые очаги социалистической
индустрии: Закавказский металлургический
завод, Бакинский  трубопрокатный завод,
Джезказганский медеплавильный комбинат,
Липецкий тракторный завод и большое ко-
личество других заводов.

Но не только количественным ростом ха-
рактеризуется строительство тяжелой ин-
дустрии в нынешнем голу. Произошли и
большие качественные изменения. Они сви-
детельствуют 0 дальнейших серьезных до-
стижениях строительной техники;

Ярким примером может служить с00ру=
жение в рекордно короткий срок мощной
цельносварной доменной печи на заводе
«Запорожеталь». Значение этого опыта,
осуществленного трестом «Запорожетрой»,
трудно переоценить. При постройке домны
новым методом экономится большое количе-
ства’ металла. и-резко- ускоряются все pa-
боты.

В настоящее время быстрыми темпами
	сооружается подобная же пельносварная   строительные работы, снижать стоимость
	домна на заводе «Азовсталь».
	 и улучшать качество строительства»,
	МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ШАХТЫ
	СТАЛИНОГОРСЬ, 2. (Корр. «Правды»). В
Московском угольном бассейне в. течение
послевоенной пятилетки должно вступить в
строй 37 новых шахт. Многие из них уже
построены, дают уголь. Лишь в нынешнем
году ‘введено в действие несколько шахт.
Они сильно отличаются от тех, которые
строились злесь ло войны. Это — крупные
	механизированные предприятия. оборудован-
	Вот одна из таких шахт — № 25, вету-
пившая ‘в число действующих в месяцы
предоктябрьекого соревнования. Ее надзем-
ные сооружения выполнены из Металла, be-
тона и камня. Уголь при выдаче на поверх-
	ность рассортировывается на три сорта.
	Полностью  механизирована HOTpY3Ea- топ-
ТИВа В.Вагоны. =.

Шахта оснащена ‘мощными и высокопро-
изводительными механизмами для добычи
угля. Улучшена подземная вентиляция:
	00 железобетонному водоебросу длиной %0-
лее полкилометра и «оединяютея-е рекой
Больной. Егорлык. Раньше эта река обыч-
но ©. веены пересыхала. .
	На трассе канала вынуто около 10 мил-
лтонов кубометров земли, уложено свыше
250 тысяч кубометров бетона й железобе-
тона, 90 тыеяч кубометров каменной‘ клад-
ки, более 100-тысяч кубометров-цемента и
много других материалов.
	Большой Егорлык стал широкой и полно-
‘водной рекой на’ всем своем протяжении,
 Прекрасную воду получили сотни  населен-
ных пунктов.

Широкие перспективы. OTRDHIANCE перед
сельским хозяйством. Вдоль трассы канала
<ейчасе расположены  тучные пастбища,
Животноводство пошлю в гору. В избытке
есть вода и корм. Возникают <ады, вико-
градники и огороды. Там, где раньше быдла
выжженчая степь, создаются лесные полосы,
	Но этим не ограничивается значение: ка-
нала. В связи с его созданием у строите-
лей возникла мысль соорудить несколько
гидроэлектростанций. Такая станция у. горы
Свистухи уже построена. От Hee Jo Crap
рополя проведена высоковольтная   RUBIA
энергопередачи длиной более 40 километ-
ров. Город Ставрополь, промышленные
предприятия и культурно-бытовые. уе-
	  BACHAL полностью 00еслечены элевктроэне-
	гией.

Строительство Невинномыеского” Кана-
15. — только первая очередь работ” по’ 0б-
воднению Ставропольского края. `Органи-
зуетея. строительство ‘Правого и Левого
Егорлыкоких каналов. Они явятся поло:
жением Невинномысского канала с рядом
ответвлений. С вводом этих каналов площадь
орошаемых земель превысит 100 тысяч
гектаров. Работы, связанные с их строи:
тельством, уже начались.
	: А. ЧУПЕЕВ.
Ставрополь. (Корр. «Правды»).
	сделано отечественными предприятияут,
Ченинградский завод «Электросила» имени
С. М. Кирова изготовил генератор. Турбляз
выпущена Харьковским заводом. Мооков-
ский трансформаторный завод имени Kyl:
бышева изготовил трансформатор и. друге
оборудование. : .

троители и монтажники  Сумгантокой
ТЭЦ обязались в нынешнем году ок
чить монтах ещё’ отного ‘котла.
	VIPOMMAETCSA

тального здания кинотеатра, «Победа». Вы-
рос мощный корпус жилого дома ua Capa
товской улице. Близится к концу восстанов-
ление здания центрального универмага,

В ближайшее время будут сданы нескодь-
5о жилых домов в Ельшанке и на Rosi0?-
ской улице.

a площадках  «Сталинграджилстроя»
работает свыше тысячи стахановцев и. уд8р-
ников. Более ста человек выполнило п0лу-
торагодовые и годовые нормы.
	Невинномысский - Kana
	СТРОИТЕЛЬСТВО СУМГАИТСКОЙ ТЭЦ
	Вступают в строй заводы сельскохозяйственных машин
	Н. ДЫГАЙ

Министр строительства военных
и военно-морских предприятий СССР
	Крупнейпкий в мире завод сельскохозяй-
ственных машин «Ростсельмаш» имени
Сталина полностью восстановлен и уже
превзошел довоенный ‘уровень производства
комбайнов.

Достойно встречают 31-ю годовщину (к-
тябрьекой. революции строители крупней-
шего на востоке нашей страны завода поч-
вообрабатывающих маллин — «Алтайсель-
маша», также завершившие выполнение
годового плана и строительство первой оче-
реди завода. В его цехах освоено массовое
производство многокорпусных тракторных
плугов.
	Добились больших производственных
	успехов коллективы строителей харьков-
ского завода «Серп и молот», кировоград-
ского завода «Красная звезда», одесского
завода имени Октябрьской” революции:
В канун великого праздника они также
досрочно выполнили годовой план. Успешно
выполняется программа и на, ряде других
строек сельскохозайственного машинострое-
НИЯ.
	Достаточно сказать, что. план по строя-
тельству предприятий сельскохозяйствен-
	ных манин выполнен в Ш квартале на
133 процента.» В октябре программа
	00 НОТ: БВ 951506 Программа
[У квартала выполнена почти. наполовину.
	Восстановление..и строительство заводов
	сельскохозяйственных машин в нынешнем
	году сопровождается дальнейшим повыше-
нием техники строительного дела, пироким
внедрением новых Механизмов и инду-
стриальных методов работ.

Выполняя задание партии и правитель-
	:31-ютодовщину Великого. Октября кол-
лективы организаций нашего министерства,
	работающие на восстановлении и CTP
тельстве заводов сельекохозяйственного

: мапинострозния; овнаменовали Вовыми про-

изводетвенными успехами. Завершено BOC-

_ становление заводов «Ростсельмаш» и харь-

ковского «Серп и молот». Закончено строи-
тельство первой очереди завода «Алтай-

_сельмаш» и кировотрадекого —› «Красная

звезда». Введены в-строй большие произ-

’ водственные мощности Ha целом ряде дру-

гих предприятий, оснащающих Halle ©0-

иалистическое сельское хозяйство HOBOH

машинной тёхникой.

Февральский Пленум ЦК BRI(6). в 1947
году принял историческую программу пос-

. левоенного. под’ема сельского хозяйства.

Пленум указал: «Считать строительство

. заводов тракторных и сельскохозяйствен-
‚ных мати первоочередными и ударкыми
стройками».

Воодушевленные этим почетные  зада-
нием нашей большевистской партии, инже-
неры, техники, рабочие ‘и служащие
строительно-монтажных организаций мини-
стерства с большим под’емом принялиеь за
работу по восстановлению и строительетву

‚ ряда крупных заводов, выпускающих ком-
.- байны, молотилки, косилки, многокорпуеные

. тракторные плуги, зерновые. и хлонковые

сеялки, свеклоуборочные и другие машины.
В начале текущего года коллективы семи

‘передовых строительных организаций обра-

тились © письмом в товарищу Сталину, в

- Котором дали слово досрочно выполнить го-

довой план-и завершить ‘восстановление
довоенных производственных. мощностей

_ заводов, -

Строители п монтажники Ba заводе
«Ростеельмал» первыми достигли этой
цели и 5 октября ила `ВЫПОЛНИЛИ

родовой план.
	етим +
		ства по механизации трудоемких работ, ма-
шиностроители напей страны дали в 1948
	году немало хороших машин для ©строите-
лей, что значитедьно способствовало успеш-
ному ведению строительства. и
Для строительства крупного цеха еше
недавно требовалось. 10—12 месяцев.
\ строители харьневского завода «Серн и
молот», применяя поточно-скоростные ме-
тоды, возвели большой механосборочный
	цех за 75 рабочих дней. Новый благо-
	устроенный жилой ‘поселок из 22 домов
для рабочих строители. Вировоградекого за-
	вода воздвигли. за 150:рабочих дней. Строй-
	ки заводов сельскохозяйственного мапгино-
строения явились разносторонней школой
воспитания и выращивания новых опытных
вадров ‹ строителей. Решающее значение
для успешного выполнения заданий партии
и ‘правительства имело социалистическое
соревнование, получившее в этом году 0е0-
бенно большой размах. Как и всегда, душой
соревнования являлись коммунисты. и ком-
сомольцы: Сейчас строители берут новые
обязательства по дальнейшему развитию
заводов  сельскохозяйственного ‘мапитно-
строения;

Приветствия великого вождя советского
народа товарища Сталина коллективам
строителей и производственников заводов
«Ростсельмаш» и «Алтайсельмат» вызва-
ли новый политический и производствен-
ный под’ем среди работников всех. строи-
тельно-монтажных организаций. и mpea-
приятий министерства,

Высокая оценка работы ‚отроителей и
доверие, оказанное ` великим ‘вождем и
учителем товарищем Сталиным; вдохновля-
ют нас на новые трудовые подвиги во славу
нашей Родины.

И К В oF
31-й годовщине Великого Октября в Москве заканчивается сооружение новых домов. На снимке: освобождающиеся
	Фото А. Устинова.
	OT строительных лесов дома на ‘улице Горького.