3 НОЯБРЯ 1948 г., № 308 (11049)
	ПРАВДА
	Иностранные отклики
	на ответы товариша И. В. СТАЛИНА
корреспонденту «Правды».
		респондента «Правды». Газета «Нейшн» в
передовой статье приветствует выстугле-
ние товарища Сталина в защиту мира и
против поджигателей войны. «Для миллио-
нов = людей, — пишет газета, — слова
Сталина о силах мира подобны освежаю-
щему ветру в удушлтивой атмосфере про-
паганды войны».

Газета «Джай Хинд» в передовой статье
пишет: «Сталин в е№ интервью корреспон-
денту «Правды» вскрыл опасную тактику
дипломатии западных держав, провоцирую-
щую новую маровую войну». Газета осу-
дает США и Англию, «саботирующих мир-
ное разрешение берлинского конфликта».

Газета «Хинду» в передовой статье,
озаглавленной «Заявление Сталина», пи-
шет: «Из ответов Сталина корреспонденту
«Правды» мы принимаем с особым удовле-
творением его твердую уверенность в TOM,
что силы мирз восторжествуют в.деле пред-
отвращения новой мировой войны».
	ФИНЛЯНДИЯ
	заявление товарища Сталина, пишет га-
зета «Сабад неп», разоблачает сегодняшнюю
тактику имперналиетов, их подлью средства,
основанные на обмане народа. Заявление
товарища Сталина снова показывает стрем-
легие Советского Союза к мирному согла-
шению.

Заявление товарища Сталина, говорится
далее в статье, дало в руки прогрессивных
сил мира могучее оружие.

Заявление Сталина, пишет газета «Неп-
сава», внесло ясность в положение. Оно не
измекило политику Советского Союза, а
укрепило ез. В этой политике нечего менять,
потому что она не только единственно пра-
вильная, но и единственная, призванная
побеждать политика. Поэтому теряет силы
империалистический латерь и растут силы
сопиалистического фронта. Слюва Сталина
осветили это и этим продвинули вперед де-
ло прогресса, дело мира. -
		Газета «Экспрессен», изложив ответы   зывает радио Тираны, было принято как
И. В „Сталина относительно переговоров в  хорошее прелзнаменовалтие всем прогресоив-
	Берлине, пишет; «Сталин выразительнл под-
черкивает, что соглашение по берлинскому
вопросу фактически было достигнуто, хотя
затем оно было нарушено западными дер-
жавами. Это обстоятельство  свидетель-
ствует о том, что русские не хотят откло-
нять возможности новых переговоров и что
компромисс попрежнему возможен».

«Последовательный отказ западных дер-
жав пойти на соглашение о Берлине — а
следовательно, о германской проблеме в це-
лом, — пишет газета «Ню даг», — привел
Е тому 0б0стрению положения, которое охот-
но поддерживается могущественными крута-
мя США и Англии. Серьезность этого по-
ложения видна из того, что Сталин прямо
обвиняет теперешних американских и зн-
глийских руководителей и клеймит их пола-
тику, целью которой является развязывание
агрессивной войны против Советского Сею-
за. И он приводит доказательства правиль-
ности своего мнения. Несмотря на серьез-
ность спровоцярованного западными держа-
вами напряжения, Сталин оптимистичаски
оценивает возможности сохранить мир.
Сталин считает, что кровавый опыт второй
мировой войны остался глубоко в сознания
народов. Силы мира настолько могуществен-
ны, что ученики Черчилля по агрессии не
смогут преодолеть их».
	ДЕЛИ 2 ноября. (ТАСС). Индийская пе-
	чать продолжает ксмментировать ответы
товарища И. В. Сталина на вопросы кор-
	  хорошее предзнаменоваляие всем прогрессив-
‘ным миром, неустанно  борющимея против
  планов поджигателей новой войны. В то
время, как для этих народов интервью
  ева поотрением в их усилиях, в ря-
дах реакции оно сеет смятение.

Газета «Башкими» пишет в своей пере-
довой, что интервью И. В. Сталина ясно
показывает, что заверения англичан, аме-
риканцев и.французов в том, что они стоят
за сотрудничество с Советским Союзом и за
мирное разрешение вопросов, являются чи-
стой лемагогией.
		Речь А. Я. Вышинского
	по греческому вопросу 2 ноября в Первом комитете
	Оказывается, что в данном случае не быч
ло никаких показаний, которые были -бы
сделаны непосредственно партизанами,
переходившими границу, или партизанами,
прибывшими из Албании. Оказывается, из
шести свидетелей только один заявил, что
видел, как партизаны нереходили границу,
хотя, по его словам, дело. было ночью, а
определил он, что это были партизаны,
только «по вспышкам фонарей». Ну, знае*
	те ли, если по вспышкам фонарзи опреде-_
	ляется, что едут партизаны, то грош. цена
таким показаниям; и нужно’ удивляться
наивности или недобросовестности этих т. н.
«наблюдателей», которые позволяют: себе на
основании такого рода вздорных умозаклю-
чений приходить к таким серьезным пояи-
тическим выводам; которыми они уснастили
свои доклады и доклад балканской комис-
сии. В этом же протоколе можно прочесть
следующее:

«Носле тщательного изучения“ карты он
заключил; что партизаны, возможно, могли
притти на: юг с гор, но весьма вероятно, что
этого и не было. Вывод труппы наблюде-
ния был сделан только на основании топо-
трафических данных и, в лучшем‘ случае,
является простым предположением». Этот
документ имеется за № 16 78 49. Это гово-
DUT ‘член балканской комиссии, sipabo
анализирующий те конкретные факты, ко-
торые кладутся в основу обвинений против
трех северных соседей Греции. Аветралий-
ский делегат уже в то время пришел к вы:
воду, что 0проё свидетелей проводился
«чересчур поспешно и некритически». &10-
ме того, как правило, он велся в присут-
етвии греческого офицера по связи.
	Вот извольте послушать, что представляет
собой протокол 18-го заседания подкомитета
№ 1, которое происходило 3 февраля 1948
года, где записано выступление делегата Па-
кистана. Что говорил делегат Пакистана?
Вот его собственные слова:
	«Наш комитет,— сказал представитель
Пакистана, — должен высказаться по поводу
одного очень важнего инцидента, & именно,
орудийного обстрела Греции с направления,
которое, по мнению наблюдателей, является
албанской территорией. Сам этот комитет
нашел, что есть большая доля вероятности
B TOM, 4TO это было именно так, однако это
недостоверно. Поэтому, — говорит пакистан-
ский делегат/— я считаю, что такое реше-
ние может сделать комитет об’ектом очень
серьезной критики».

И, как вы видите, пакистанский делегат
не ошибся.

«Как бы ни велика была вероятность че
го-либо, никто не имеет права,/— это гово-
рит пакистанский делегат, — обвинять кого-
либо на основании предположений. И если
мы включаем это выражение в наши наблю-
дения, то это, очевидно, предназначено для
того, чтобы создать у широкой публики впе-
чатление, что Албания имеет — в. чем мы
сами не уверены — орудия на своей грани-
це».

0 чем говорит это заявление. представите-
ля Пакистана? Оно говорит о том, что в од-
ном, очень важном инциденте, который, по
мнению наблюдателей, давал основания 0б-
винять Албанию в том, что с ее территории
производился орудийный обстрел Греции, в
распоряжении наблюдателей не было лосто-
верных фактов. Это заявил делегат Паки-
стана. Именно поэтому делегат Пакистана
предостерегал балканскую комиссию от не-
осторожного. включения этого, инцидента в
доклад, опасаясь, что в случае включения
этого инцидента в доклад комиссия будет
скомпрометирована.

Делегат Пакистана бросил наблюдателям
и балканской комиссии еще более серьезное
обвинение, указывая на то, что включение
этого инцидента предназначено для того, что-
бы создать у общественного мнения впечат-
ление, что Албания имеет на своей границе
с Грецией орудия, тогда как сама балкан-
ская комиссия в этом не уверена.
	SAB ВВОДИТЬСЯ Тазже плодовые и техниче-
ские породы.

Очень важно одновременно с широким
развертыванием работ по проектированию и
посадке государственных защитных лесных
полос безусловно обеспечить выполнение
планов и работы по лесопосадкам в колхозах.

Придавая огромное значение делу созда-
ния полезащитных насаждений, Президиум
Верховного Совета Союза ССР издал Указ
«0 присвоении звания Героя Социалисти-
ческого Труда и награждении орденами и
медалями СССР колхозников, работников
лесозащитных станций, МТС, совхозов и лес-
X030B 38 достижения по полезащитному ле-
соразведению».

Учитывая небывало пгирокий размах пред-
стоящих работ, необходимо уже с осени ны-
нептнего года самым широким фронтом орга-
низовать подготовительную работу. к лесопо-
садочным мероприятиям будущего года. Сюда
прежде всего относятся: составление кон-
вретных планов размещения лесных полос
по колхозам, подготовка земель, глубокая
вспашка участков, предназначенных для
лесопосадки, закладка питомников, сбор се-
мян древесных и плодовых культур ит. д.

Грандиозный план переделки природы за-
сушливых степей на площадях в. десятки
миллионов гектаров требует нового подхода
к механизации лесопосадочных работ.

Постановление партии и правительства
открывает в этом отношении новую стра-
ницу в истории советского земледелия. В
ближайшие три года в стране должно быть
организовано для механизации лесопосадоч-
ных работ и строительства прудов 570 лесо-
защитных станций; oe -

Задача местных партайных и советехих
органов состоит в том, чтобы быстро 0бес-
печить проведение. всех организационных
‘мероприятий, связанных с созданием этих
новых станций, выбрать наиболее правиль-
ное размещение этих станций, обеспечить
выделение и подготовку’ необходимых поме-
щений, подбор высококзалифицированных
кадров. :

Создание: системы государственных. поле-
защитных лесных полос и. полезащитных
лесных полос на полях колхозов и совхозов
является неот’емлемым и очень важным зве-
ном В сталинском о плане ` наступления нз
засуху. Выполнение этого плана обеспечит
высокие и устойчивые урожаи во всех степ-
ных и лесостепных районах европейской
части СССР.
	1. Попытки замазать провал балканской комиссии
	Советекая делегация внимательно сле-
дила за прениями по настоящему гопросу.
Нельзя не отметить, что некоторые делега-
ции © усердием, достойным лучшего при-
менения, старались во что бы то ни стало
поддержать обвинения, выдвинутые бал-
канской комиссией. При этом некоторые
делегаты действовали. настолько . предвзято,
кеоб’ективно, прастрастно, что это не-мог-
ло не броситься в глаза. м не’ может не
выювать протестов против. такого непозво-
длительного обращения © фактами. Это в
первую очередь относится к филицпинеко-
американскому генералу Ромуло, который
совсем уже. распоясалея и He MAE cua,
чтобы разыграть отведенную ему роль ©
обычной своей беззастенчивостью и развяв-
ностью. Это надо сказать особенно о той
Части его выступления, в которой он позео-
лил себе опуститься до базарной ругани, счи-
тая, очевидно, это наиболее’ удобной фор-
мой доказательства своей правоты. Этот
маленький человек, как видно, ‘обладает
очень большими претензиями и большим
апломбом. Он распространяет обычно во-
круг себя иного „шума, воображая, что он
делает. дело. В действительности OH гремит,
как пустая бочка.

Председатель: Господа, я знаю, что
председатель. едва ли имет большую
власть, но все-таки я не могу позволить,
чтобы подверпалея оскорблению кто-либо
из членов собрания: Я. попрошу г. Вышин-
ского быть более осторожным в CBOHX BHI-
ражениях.

Впиневий: Г-н председатель, очень
жаль, что вы © такой просьбой раньше не
обратились к г. Ромуло, который позволял
себе называть наши предложения циничны-
ми, который говорил, что советекая делега-
ция позволяет себе небывалую наглост®,
выдвигая свои предложения. Если г. Ро-
муло мог тах говорить и вы не стучали мо-
лотком; то я также буду говорить или ©0-
воем не буду говорить. Вы должны, быть
более лойяльным и He позролять здесь на-
носить оскорбления советской делегации.
Но ‘если вы этого не сделали в <воз время,
то соблатоволите мез не мешать самому за-
щищаться против’ гнусных обвинений:

Я продолжаю. Это о таких людях, как
Ромуло, говорит пословица: на рубль ам-
биции, на грош-—— амуниции, Стоит ли
обращать внимание на этого rocnoqmna?
Очевидно, не стоит.

Перейдем к существу дела. Некоторые де-
легаты пытались оспаривать наше утверж-
дение, что доклад балканской комиссии
порочен в самой своей основе, что он стра-
дает крупнейшими недостатками и что вы-
воды, & которым пришел этот комитет, ке
соответствуют фактам и должны быть по-
этому отвергнуты. Они не отрицали, что в
	докладе имеется немало ошибок. и даже на-
тяжек, а также выводов, He подкреплен-
	ных никакими доказательствами. Но в то
же время онв нам говорили: Вы берете
отдельные факты, которые действительно
не выдерживают критики. Но есть другие
факты, заслуживающие внимания и дове-
рия, и вот эти-то факты и позволяют поло-
жительно отнестись к докладу балканской
комиссии,

Действительно, в докладе балканской
комиссии имеются некоторые факты, заелу-
живающие доверия, но эти факты не имеют
отношения к тем выводам, направленным
против албанского, болгарского или юго-
	лавекого правительств, к которым пришла

балканская комиссия в результате своей ра-
боты и которые велед за нею повторяют
представители четырех правительств —
США, Великобритании, Франции и Битая.
Таких фактов, которые можно было бы по-
ложить в основу обвинений, пред’являемых
	теперь правительствам трех северных с5-
	седних с Грецией государств, нет, и никто
до сих пор таких фактов не назвал. Сами
наблюдатели и <ама балканская комиссия
знают эту свою слабость, ий поэтому они ста-
	рательно обходят наиболее скользкие места
и вместо конкретных деловых замечаний и
соображений ограничиваются общими фра-
зами и такими формулами, которые здесь
уже отмечалиеь и которые изобилуют таки-
ми словами, как «комиссия предполагает»,
«комиссия допускает», «комиссия считает
вероятным», «комиссия иеходит из презумп-
ЦИИ» ИТ. Д. ИТ. П:

Вот это мы и считаем крупнейшим поро-
KOM, 1a это так и есть в действительности.
Напрасно на этот крупнейший порок рабо-
ты балканской комиссии некоторые делега-
ты закрывают глаза, напрасно они пре-
небрегают всеми теми извращениями, пере-
держками, ложными выводами и ложными
утверждениями, которых так много в докла-
де балканской комиссии и, особенно; в тех
елучаях, когда дело идет о наиболее серьез-
ных вопросах. Не правы те, кто, снисходи-
тельно относясь к этим порокам и недозтат-
кам работы балканской комиссии, считают,
что если в докладе можно наскрести некото-
рое количество более или менее достоверных
показаний и документов, то и дело в шля-
пе. С таким подходом к серьезным делам
нельзя мириться. Нельзя строить обвини-
тельных. выводов на основании догадок,
предположений, Tak наз.  презумнций.
А между тем это является  преобла-
дающим методом работы балканской ко-
миссии. И поэтому мы. говорим, что с тА-
Бим методом в руках балканская комиссия
не могла справиться co ‘своей задачей
сколько-нибудь ‘успешно, и она действи-
тельно с этой. задачей не справилась. 06
этом < полной убедительностью говорят та-
кие материалы, как, например, протоколы
заседаний комиссии, раскрывающие в пол-
ной мере, как шла работа, комиссии и кавне
крупные дефекты вскрывались в этой ee
работе: .

Я обращаюсь к этим фактам. Вот перед
нами протокол 45-го заседания комитета
4 марта, когда обсуждалось греческое <00б-
щение: о помощи греческим ° партизанам
со стороны’ Югославии. Я имею в виду
документ под номерсм А/АС. 16/144. На
этом заседании представитель Австралии
Глэшии заявил: я цитирую <...Из трех сви-
детелей; показания’ ‘которых фигурируют
в греческом документе, только один заявил,
что видел, как минометы вели огонь < юг-
‚славской территории, да И TO это было
ночью. Представленные доказательства, —
говорит г. Глэшин, — и я прошу на это 0б-
  ратить внимание, это не мои выводы, это
  не мое заключение, это не моя критика, это

не мои слова, это слова г-на Глэптина, пред-

тавителя Австралии в балканской  комис-
‘сии, — не подтверждают выдвинутого 0б-
винения, хотя в предварительном письме
треческих властей и утверждается обрат-
ное». Обратите ваше внимание на документ
ААС. 15/Р. 45. Там это’ воспроизведено
так, как я ‹ейчас процитировал.

Это один протокол. Вот другой протокол
49-го заседания, которое состоялось 23 мар-
та 1948 года по поводу второго доклада
труппы наблюдателей № 1. В этом прото-
коле отмечается новое заявление австралий-
ского делегата, очень характерное заявле-
ние, в котором товорится, что произведен-
ные наблюдения «не являются прямыми и
выводы не вытекают из полученных свиде-
тельств». Чего же стоят эти выводы? Ёа-
кая же цена этим выводам? Я приглашаю
членов комитета проверить правильность
моего цитирования. Австралиец говорит;
«Эти доказательства не являются прямыми
и выводы не вытекают из полученных ви-
детельств». Что же тогда означают эти так
называемые «свидетельства»? Ничего.
Нуль, с которым и нужно обращаться так,
как обращаются © нулями. Разве, я ‹пра-
шиваю, этого недостаточно для того, чтобы
по крайней мере (это — минимум) с исклю-
чительной осторожностью подходить к с006-
щениям наблюдателей и, особенно, к тем
выводам, которые делают наблюдатели?

РЕМ, 1 ноября. (ТАСС). Ответы това-
рящз И. В. Сталина на вопросы корреспон-
дента газеты «Правда» продолжают  оста-
ваться в центре внимания итальянской пе-
чати.

В переловой статье, посвященной отве-
там товарища Сталина, газета «Унита»
подчеркивает его уверенность в TOM, что
общественные силы, стоящие за мир, Cy-
меют помешать поджигателям войны раз-
вязать ковую войну. «Неверно, что. война
неизбежна, как хотят уверить в этом враги
мира, — пишет газета. — Два мира —
капиталистический и социалистический—
могут сосуществовать и соревноваться без
вооруженных столкновений... Народы не хо-
тят войны, и демократические силы, вы-
росшине во всех странах, даже в. капитали-
стических, где руководящие группы прово-
дят политику поджигания войны, могут
бороться и спастя мир. Сознательная воля
массы людей способна в современную эпоху
лучше предвидеть и определять развитие
событий: все зависит от нашей способности
разоблачать поджигателей и сторонников
войны  и наносить им поражение».

Газеты правительетвенного лагеря, ком-
хентируя ответы товарища И. В. Сталина,
продолжают свои попытки оспорить приве-
ленные товарищем Сталиным факты, отно-
сящиеся в переговорам по берлинскому во-
просу-

Растерянность и ‘замешательство реакци-
онной итальянской печати перед лицом
сталинских ответов свидетельствуют о тех
трудностях, © которыми сталкиваются при-
служники  полжигателей войны в своих
отчаянных попытках скрыть правду о мир-
ной политике Советского Союза и рассеять
глубокое впечатление, произведенное в Ита-
тии словами товарища Сталина 0 TOM, что
силы агрессии не смогут одолеть силы,
стоящие зз мир, и повернуть их в сторону
НОВОЙ ВОЙНЫ.

БОЛГАРИЯ
	СОФИЯ, 1 ноября. (ТАСС). Ответы
респондента «Правды» продолжают вызы-
вать многочисленные отклики печати. Ce-
годня газета _«Време» выступила © пере-
довой статьей, озаглавленной: «Сокруши-
тельный ответ».

Высказывания Генералиссимуса Сталина,
говорится в статье, разоблачили авантюри-
стическую политику нынешних руководи-
телей Соединенных Штатов Америки и Ан-
тлии; спекулирующих на международных
затруднениях и раздувающих опасность
НОВОЙ ВОЙНЫ.

Еели провокационная и вопнетвенная
речь Черчилля может внести беспокойство
в известные кругя Запада, то спокойные
и ясные ответы Сталина рассеивают дымо-
вую завесу поджагателей войны и показы-
зают во всей наготе закулисную игру ан-
гло-американского блока. ws

Устами Сталина, говорится в заключение
статьи, СССР еще раз выразил свою волю
Е миру и международному сотрудничеству
и указал народам, кто стремится к войне
и мировому господству.

ВЕНГРИЯ

БУДАПЕШТ, 2 ноября. (ТАСС). Венгер-
ские газеты проолжают шароко комменти-
	рвать ответы товарища Й. В. Сталина на
вопросы корресюндента «Правды».
	НЬЮ-НОРК, 2 ноября. (ТАСС). Амеракан-
сБая печать продолжает коммёнтировать от-
веты, данные товарищем И. В. Сталиным на
вопросы корреспондента газеты «Правда».

Газеты не оставляют своих тщетных по-
пыток оспаривать приведенные И. В. Стали-
ным факты о нарушениях западными держа-
вами договоренности относительно урегули-
рования положения в Берлике,
	ШВЕЦИЯ
	ХЕЛЬСИНКИ, 1 ноября. (ТАСС). Коммен-
тируя ответы товарища И. В. Сталина
корреспонденту «Правды», «Вапаа сана»
пишет: «Ответы Сталина нельзя истолко-
вать иначе, как предостережение поджига-
телям войны... Ответы Сталина являются
также предостережением по адресу тех кру-
гов в нашей стране, которые под маской
«нейтралитета» продолжают свои интриги
© западными поджигателями войны».
		СТОВГОЛЬМ, 2 ноября. (ТАСС). Буржгаз-
ная и социал-демократическая нтведекая пе-
чать, комментируя ответы товарища
И. В. Сталина, перепевает враждебные Со-
ветскому Союзу высказывания англо-амери-
канских газет. -

Газета «Стоктольме-тиднинген» в передо-
вой статье утверждает, что ответы тевзрища
Сталина якобы «неясны».
	ТИРАНА, 1 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает Албанское телеграфное атентство, вся
печать и радио комментируют. ответы
товарища И. В. Сталина корреспонденту
«Правды».

Интервью Генералиссимуса Сталина, уЕз-
	ТЕГЕРАН, 2 ноября. (ТАСС). Газета
«Мардом» указывает, что ответы товарища
‚Сталина разоблачают «заговор.по берлин-
‘скому вопросу» и пропагандистские манев-
  ры американских и английских поджигате-
  тей войны. Поразительный эффект. сталин-
en заявления, вызвавшего - замешалель-

ство среди главных поджигателей войны
из западных стран, пишет газета, говорит
(0 решительном ударе; нанесенном их ш-
литике угроз и шаптажа.

Газета «Мардом» расценивает ответы
товарища Сталина как одно из проявлений
могущественной политики мира, проводимой
Советским Союзом © исключительной муд-
ростью и настойчивостью после окончания
второй мировой войны. Глубокое значение
заявления товарища Сталина состоит так-
же в его убежденности в могуществе соци-
альных факторов мира и в бессилии и про-
Bale поджигателей войны.

Американские военные
советники в Иране

ТЕГЕРАН, 2 ноября. (ТАСС). По’ с00б-
щению газеты «Мардом», в Фирузабал, яв-
ляющийся центром зоны кашкайских пле-
мен в провинции Фарс, в ближайшее время
прибывает групиз американских офицеров
и советников для организации и строитель-
ства военного аэродрома.
		> т
	Неделя албано-советской дружбы в Албании

° ТИРАНА, 2 ноября. (ТАСС). Как пере-
дает Албанског телеграфное: згентотво, здесь
началась. Неделя албано-советской дружбы.
В связи с этим в Тиране состоялся митинг,
В котором приняло участие 10.000 человек.

Нз митинге присутствовали члены прави-
‚тельства и Центрального комитета албан-

ской коммунистической партии, 2 также
члены президиума Общества культурной
связи между Албанией и СССР.

В провинция состоялись демонстрации,
митинги и собрания, посвященные Неделе
албано-советской дружбы.

ниями на полях колхозов, совхозов. Вместе
с ними они образуют единую систему, широ-
ко раскинувшуюся на огромном нростран-
стве наиболее засушливых районов.
Система полезащитных лесных полос,
охватывающих значительную площадь, мо-
жет оказать несравненно более глубокое
влияние на климат и режим влаги в степях
	по сравнению с отдельными полосами, не
связанными в целостную систему.
Так на Боглинском опорном пункте Все-
	союзного института агролесомелиорации,
где система лесных полос охватывает пло-
щадь в тысячу гектаров, было установлено,
что сильный восточный ветер, преломив-
шись в первой лесной полосе, подходит ко
второй уже ослабленным. Вторая и третья
полосы еще более снижают скорость ветра.
В результате выеота снежного покрова и
запас - весенней влаги на полях, покрытых
системой лесных полос, значительно боль-
ше, чем в степи, имеющей изолированные,
отдельные лесные полосы.

Вее посадки государственных лесных по-
л0е принимаются за счет государства. Для
контроля за всем ходом лесонасаждений соз-
дается Главное управление полезащитного
лесоразведения при Совете Министров СССР.

В иределах степной зоны европейской ча-
сти СССР имсется болышое количество есте-
ственных лесных насаждений, з также и
массивных посадок, созданных государством
до настоящего времени. Эти лесные массивы
и насаждения играют исключительно цен-
ную роль в улучшении климата и стока воды.
	Партия и правительство потребовали от
Министерства лесного хозяйства СССР уста-
новить строгий режим рубок, обеспечиваю-
щий сохранение и улучшение этих лесов,
а также всех лесных массивов, расположен-
ных по водоразделам рек.

Большое разнообразие природных условий
тех районов. где создаются крупные. госу-
дарственные жщитные лесные полосы, раз-
wine почв и условий увлажнения. требуот
различного ассортимента пород для создания
насаждений.

Пряменяемые для этого древесные и ку-
старниковые породы прежде всего должны
образоваль устойчивые и долговечные на-
саждения. В местах, где- остро стоят вопро-
сы эрозии почв и борьбы со стоком вод,
должны применяться древесные породы с
глубокой корневой системой. Чтобы повы-
сить ценность этих насаждений, в них дол-
	по берегам реки Северный Донец, — от го-
рода Белгород до реки Дон.
Государственная защитная полоса по бе-
регу реки Урал от горы Вишневая — Ha
Чкалов — Уральск — Каспийское море —
будет состоять из 6 полос шириной по
60 метров каждая. Так как по мере при-
ближения к Каспию количество осадков
уменьшается, почвы ухудшаются, то для
дополнительного увлажнения почвы между
отдельными полосами остаются безлесные
пространства по 100—200 метров шириной
для накопления снега и талых вод — так
называемые «магазины влаги». Государ-
ственная защитная полоса по берегам реки
Урала представит из себя первую зеленую
линию наступления на восточные суховеи.

Как вторая зашитная зеленая линия про-
тив суховеев между Волгой и Уралом с0з-
дается государственная защитная лесная
полоса в направлении Чапаевск — Влади-
мировка. И в этой полосе будет несколько
лент со влагосборными очагами.

Кроме береговых посадок, государетвен-
ные защитные полосы создаются по водо-
разделам рек Хопра — Медведицы — Ва-
литвы и Березовой от Пензы на Екатери-
новку, Вешенскую, Каменск на Северном
Донце, по водоразделам рек Волги и Иловли
от Камышина на Сталинград. Эти полосы
должны играть комплексную роль: защит-
ную ‘для прилегающих полей, водорегули-
рующую для <тока воды в реки. Они так-
же еначительно улучшат климат на боль-
шой территории к западу от них, Полоеы
будут состоять из нескольких лент посадок
со влагосборными районами, © использо-
ванием межполосных пространств для по-
сева сельскохозяйственных культур.
	В качестве особого зеленого пояса, как
бы отлеляющего плодородные кавказские
земли от прикаспийских полупустынь, с03-
дается защитная полосз в направлении
	‘Сталинград — Стенной — Черкесск. Она
	высаживается 4 полосами по 60 метров
шириной. Так как лесорастительные усло-
вия здесь трудны, то_между полосами созда-
ются водосборные районы шириною до
300 метров.

Тосударетвенные лесные полосы составят
стройную систему, расположенную поперек
наиболее вредоносных жарких юго-восточ-
ных суховеев и охраняющую водные арте-
	рии. Они не изолированы, а, наоборот, тесно
	связаны с защитными лесными насажге-
	Государственные зашитные
лесные полосы
		$®х>®
И. БЕНЕДИКТОВ
	Министр сельского хозяйства СССР
	И колхозного строя возможны постановка и,
разрешение таких грандиозных проблем, как
посадка лесных полезащитных полос в кол-
хозах и совхозах на площади 5.709 тысяч
гектаров и создание государственных за-
щитных лесных полос.

Государственные защитные лесные полосы
пройдут в самых разнообразных районах,
начиная от лесостепи и кончая полупуеты-
ней.

Они расположатся кав на плодородных.
мошных черноземах, так и на бурых поч-
вах полупустыни и на сыпучих песках. 3е-
леной стеной они встанут на, пути суховеев
и в тех местах, где суховеи зарождаются.

Олна группа крупных ‘государственных
лесных защитных полос протянетея по во-
доразделам и равнинным местам, другая —
охватит берега крупных водных артерий и
их притоков.

История русского земледелия убедительно
свидетельствует о том, что большие лесные
массивы имеют исключительно важное зна-
чение для регулирования климата в обииир-
ных сельскохозяйственных районах.

В Запалной Сибири, на границе Кулун-
динекой степи, имеются три ленты COCHO-
вых боров, которые тянутся с северо-восто-
ка на юго-запад больше чем на 400 кило-
метров. Ширина этих боров колеблется в
пределах от 5 до 20 километров и расстоя-
ние между отдельными лентами бора — от
20 до 60 километров. ‘

Многолетние наблюления Лебяжинской.
опытной станции установили, что при про-
хождении казахстанских сухих ветров че-
pes зону ленточных боров Блажность воз-
духа повышается с 11 процентов до 24.
Осадки за летний период увеличиваются в
районе ленточных боров по сравнению со
степными районами на 30—50 мм п боль-
ше. Урожайность  сельскохозяйственных
	Грандиозный план преобразования приро-
лы, нашедший свое выражение в принятом
недавно, по инициативе товарища Сталина,
постановлении партий и правительства,
предусматривает создание на юге и юго-
востоке нашей страны мощного зеленого за-
слона в виде государственных защитных
лесных полос.

Этя полосы общим протяжением более
5.300 километров в сочетании с миллиона-
ми гехтаров колхозных и совхозных полеза-
щитных лесных полос и травопольными се-
вооборотами приведут к коренной переделке
природы степей и полностью уетранят
угрозу засухи в нашей стране.

Виднейшие русские агрономы В. В. До-
кучаев и П. А. Костычев еще во второй по-
ловине прошлого столетия раскрыли причи-
ны засух, которые, периодически повто-
ряясь, приносили неисчислимые бедетвия
миллионам русских крестьян. Низкие и
неустойчивые урожаи в черноземной степи
явились следствием потери почвой зерни-
стой структуры в результате хищнической
распалики целинных ‘земель в помещичье-
капиталистическом хозяйстве, бесеменной
культуры однолетних растений, а также в
результате уничтожения древесной расти-
тельности.
	Докучаев еще более 60 лет назад
предлагал упорядочить водное хозяйство в
степях, создать широкую сеть лесных. по-
10, построить систему прудов, ввести ре-
гулирование рек, оврагов и балок, органи-
зоваль научное земледелие. ‘

Олнако эти мероприятия невозможно
было осуществить при помещичье-капита-
листической системе хозяйствования, оено-
ванной на частной собственности на землю.

Я в наши дни на примере Соединенных
Штатов Америки мы видим, что даже самые
ботатые капиталистические страны, распо-
патающие современной техникой, оказыва-
ются неспособными провести сколько-ни-
будь серьезные мероприятия по улучшению
природных условий больших земледельче-
ских районов.
	Jum B условиях советского государства
	культур под влиянием ленточных боров по-
вышается на 15—16 процентов.

Особенно велика роль леса при посадках
его на водоразделах и по берегам рек.

Так, на юго-востоке обычно со склонов
оврагов и балок сдувается 25—35 процен-
тов выпавшего снега, и вместе со стоком ве-
сенних и ливневых вод территория теряет
120—180 мм осадков. П. А. Костычев пи-
сал, что «уменьшение зимнего запаса вла-
ги только на 45 процентов может в сухое
лето понизить урожай вдвое».

Вамьишинский опытный пункт Всесоюз-
ного научно-исследовательского института
агролесомелиорации накопил за последние
годы много данных, свидетельствующих . о
том, что на площадях, занятых сплошными
лесными насаждениями, сдувание снега зи-
мою не наблюдается; глубина промерзания
почвы значительно уменьшается; под ши-
рокими лесными полосами почва почти не
промерзает.

Снеготаяние в лесных полосах на юго-
востоке удлиняется на 3—7 дней веледствие
более раннего начала и более продолжитель-
ного срока таяния снега. Под лесом в ре-
зультате скопления снега и проникновения
талых вод наблюдается глубокое промачи-
вание почвы. Весенний сток воды из леса
резко сокращается.

Все это ведет к улучшению водного ре-
жима на облесенных территориях.

Создание восьми крупных  государствен-
ных защитных лесных полос, предуемот-
ренное в постановлении правительства и
партии, окажет глубокое влияние на изме-
нение природы многих районов и целых
областей.

Первая из намеченных в постановлении
партии и правительства лесных полос прой-
дет № обоим берегам Волги — от Саратова
до Аетрахани. Она будет иметь водозащит-
ное и почвоохранное значение. Эта лесная
полоса шириною в 100 метров должна охва-
тить все склоны берегов, овраги, ‘балки.

Такое же значение будут иметь государ-
ственные полосы по обоим берегам реки
Дон — от Воронежа до Ростова-на-Дону и
				co
	У
У
	ron:
	(
		po
yr