7 НОЯБРЯ 1948 г., № 312 (11053) ,
		_

годовщина Великой Октябрьской
	б ноября 1946 года
	иалистическойи революций

Доклад В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании Московского Совета
	I.
На новом пол’ёме
	Товарищи!

Сегодня мы празднуем 31-ю годовщину Социалисти-
ческой революции в нашей стране.

Трудящиеся Советского Союза встречают эту годов-
шину Великого Октября славными победами третьего,
решающего года послевоенной пятилетки. Ширится и
крепнет социалистическое соревнование в рабочем
классе, среди колхозного крестьянства, в рядах COBeT-
ской интеллигенции, с каждым днем умножая успехи
народов СССР в деле строительства коммунизма.
Творческие усилия советских людей направлены на
осуществление великих планов под’ёма промышленно-
сти и сельского хозяйства небывалого размаха и зна-
чения. На наших глазах растет экономическая мошь
Советского Союза, идёт неуклонный под’ём материаль-
ного благосостояния нашего народа. Всё больше креп-
нет дружба народов СССР, окрылённых советским па-
триотизмом, проникнутых безграничным доверием и
любовью к Сталинскому руководству нашей страной.
	В основе всей работы нашего народа после победо-
носного окончания Великой Отечественной войны ле-
жат известные указания товарища Сталина:
	«Закончив войну победой над врагами, Советский
Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйст-
венного развития. В настоящее время перед советским
народом стоит задача — закрепив завоеванные пози-
ции, двинуться дальше вперёд к новому хозяйственно-
му под’ёму. Мы не можем ограничиваться закреплени-
ем этих позиций, ибо это привело бы к застою, — мы
должны двинуться дальше вперёд, чтобы создать усло-
вия для нового мощного под’ёма народного хозяйства.
Мы должны в кратчайший срок залечить раны, нане-
сённые врагом нашей стране, и восстановить довоен-
ный уровень развития народного хозяйства с тем, что-
бы значительно превзойти в ближайшее время этот.
уровень, повысить материальное благосостояние наро-
да и еще больше укрепить военно-экономическую.
мощь Советского государства».

Теперь все видят, что советские люди успешно осу-
ществляют эту Сталинскую программу прочного за-

крепления завоёванных позиций и дальнейшего движе-

ния вперёд, к новому хозяйственному под’ему.

Если план первого года послевоенной пятилетки не
был полностью выполнен, поскольку в первый после-
военный год много сил ушло на перевод промышленно-
сти с военных рельс на рельсы мирного развития, а так-
же ввиду возникших дополнительных трудностей в свя-
зи с засухой и неурожаем 1946 года, то уже во второй
год пятилетки положение улучшилось по всему хозяй-
ственному фронту. В 1947 году наша промышленность
не только выполнила, но и значительно перевыполни-
ла свой годовой план. В результате этого был полно-
стью выполнен и общий план двух первых лет после-
военной пятилетки. Большим достижением советского
народа был тот факт, что. уже в конце прошлого года
наша промышленность поднялась до уровня довоенно-
го, 1940 года.

При таком положении решающее значение для вы-
полнения послевоенного пятилетнего плана имеет ны-
нешний, третий год пятилетки. От успехов нашей ра-
боты, от рабогы партийных организаций, профсоюзов,
комсомола зависит выполнение всей пятилетки и, что
особенно важно, возможность её досрочного выполне-
ния. А мы знаем, что идея досрочного выполнения пяти-
летки глубоко проникла в сознание рабочего класса,

Еще в прошлом году рабочие и работницы Ленингра-
‘да обратились к рабочим и работницам всей страны с
призывом выполнить пятилетку в четыре года. Этот при-
зыв нашел широчайший отклик. Мы добились того,
что в первом квартале текущего года не было обычно-
го снижения выработки промышленной продукции по
сравнению с последними месяцами предшествующего
года. В этом году наша промышленность из квартала
в квартал идет с перевыполнением установленных за-
даний. За первые девять месяцев валовая продукция
промышленности дала прирост в 27 проц. против соот-
ветствующего периода прошлого года. Один этот факт
говорит о том, как быстро идет послевоенное восста-
новление и экономический под’ём нашего государства.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что в текущем
году наша промышленность идет на таком уровне, ко-
торый на 17 проц. выше довоенного, 1940 года. (Апло-
дисменты).

Вместе с восстановлением и ростом промышленно-
сти идет под’ем материального благосостояния рабо-
чего класса. Фонд заработной платы рабочих и слу-
жащих в этом году почти в два раза превышает фонд
заработной платы 1940 года Идет широкое жилищное
строительство, строительство школ, больниц, домов
отдыха, культурных учреждений. Принятая в пятилет-
нем плане широкая программа улучшения быта тру-
дящихся и условий их труда успешно осуществляется,

Разумеется, мы не будем успокаиваться на достиг-
нутых успехах. Мы не забудем также о том, что ряд
отраслей тяжелой и легкой промышленности, где до
сих пор сказываются разрушительные последствия
военного периода, еще не достигли довоенного уровня
и еще нередко не ведется должной борьбы за улучше-
ние качества промышленной продукции. Вместе с тем,
имеющиеся достижения позволяют нам ускорить
под’ем отстающих отраслей промышленности и обеспе-
чить досрочное выполнение послевоенной пятилетки
промышленности. Партия зовет нас вперед, — еще луч-
ше организовать и развернуть на предприятиях и в кол-
хозах планомерную борьбу за выполнение пятилетки в
четыре года. Е

В Советском Союзе имеет место общий и неуклон-
ный под’ем промышленности, которой руководит со-
ниалистическое государство. Теперь на этот путь вста-
ли также страны народной демократии. Этого нельзя
сказать о странах капитализмз, хотя они пострадали
от войны в неизмеримо меньшей степени, чем СССР

в чем государства новой демократии.

В Соединенных Шиагах Америки промышленность

сейчас не имеет и 80 проц. от уровня, 1943 года, когда

она, питаясь. огромными военными заказами, достигла.

своего наивысшего уровня. Несмотря на это, прибыли
американских акционерных компаний продолжают ра-
сти. Если в 1939 году эти прибыли составляли 6,4 мил-
лиарла долларов, а в разгар войны они превышали
24 миллиарда долларов за год, то в прошлом году при-

маш Mate Ww e& ik Ss Om OAR wo Ter mg res oo

ee ee ee ee
	Октябрьская революция. положила начало крушению
системы капитализма, но на протяжении почти трех
десятилетий Советский Союз был единственной страной
социализма. После второй мировой войны от капита-
лизма отпали такие страны Европы, как Польша, Ру-
мыния, Чехословакия, Болгария, Венгрия, Албания,
Югославия. Гигантскими шагами продвигается вперед
народно-освободительное движение в зависимых и ко-
лониальных странах. Несмотря на все препоны, демо-
кратические силы растут и закаляются в борьбе с си:
лами реакции в странах капитализма. Всё больше
растет международный авторитет СССР, как главного
оплота демократического и антиимпериалистического
лагеря, противостоящего лагерю империализма и
агрессии. т

Под великим знаменем Ленина — Сталина наш
народ идет вперёд, с удовлетворением оглядываясь на
пройденные годы героической борьбы и славных побед,
полный уверенности в своём будущем.
	были американских монополий достигли почти 30 мил-
лиардов долларов. С другой стороны, заработная пла-
та американских рабочих за последние годы резко
отстает от роста цен, что означает значительное ухуд-
шение положения рабочего класса. Если по официаль-
ным сообщениям число безработных в Соединенных
Штатах лишь едва превышает два миллиона человек,
что по мвогим данным преуменьшено по крайней мере
в три раза, то количество полубезработных, работа-
ющих неполную неделю, даже по официальным дан-
ным, достигает уже свыше восьми миллионов чело-
век.
	Или возьмите Францию, где положение рабочего
класса привлекает всеобщее внимание. Реальная зара-
ботная плата французских рабочих, ввиду повышения
цен на товары, упала за послевоенные годы в два раза.
Из опубликованных данных стало известно, что в пер-
вом полугодии этого года прибыли французских капи:
талистов составляли 43 проц. от всего национального
дохода Франции, а заработная плата рабочих и служа-
щих только 39 проц, этого национального дохода. Эти
данные показывают, что прибыли французских капита-
листов значительно превышают всю сумму заработной
платы, получаемой всеми рабочими и служащими Фран-
ЦИИ.
	В то время, как под’ем нашей промышленности це-
ликом основан на наших внутренних ресурсах и трудо-
вых усилиях советских людей, в капиталистических
странах Европы всё строится на расчетах получения
кредитов от «американского дядюшки»,
	Всем известна шумиха вокруг «плана Маршалла» в
Европе. Этот план рекламируется как спасительное де-
ло для послевоенного восстановления европейской эко-
номики. Если послушать некоторых английских или
французских государственных деятелей, то без амери-
канских кредитов по «плану Маршалла» будто бы
невозможно обеспечить экономическое восстановление
стран Европы, Однако, американские доллары, которые
в этом году потекли в карманы европейских капитали-
стов по кредитному плану США, не дали настоящего
под’ема промышленности в странах капиталистической
Европы. Они и не могут дать этого под’ема, так как
американские кредиты предназначены не для того, что-
бы восстанавливать и поднимать конкурирующую с
Соединенными Штатами Америки промышленность
европейских государств, а для того, чтобы обеспечить
более широкий сбыт американских товаров в Европе
и чтобы поставить эти государства в экономическую и
политическую зависимость от господствующих в Со-
единенных Штатах капиталистических монополий и их
агрессивных планов, не считаясь < интересами самих
народов Европы.

В отличие от этого послевоенное восстановление и
под’ем промышленности в СССР не находится в зави-
симости от каких-либо капиталистических стран и все-
цело служит удовлетворению нужд своего народа.

Как промышленность, так и сельское хозяйство Со-
ветского Союза вступило в период нового мощного
пой’ема.
	Вог некоторые факты.
	ральными удобрениями и всеми нужными машинами,
При поддержке государства колхозы смогут теперь под-
нять все отрасли общественного животноводства при
одновременном повышении его продуктивности. „‘Сель-
ское хозяйство получит в этом году от государства в
три раза больше тракторов, в два раза больше автомо-
билей, в два раза больше сельскохозяйственных машин,
чем в довоенном, 1940 году. Государством проводятся
все новые и новые мероприятия, чтобы всемерно под-
нять техническую базу сельского хозяйства, облегчить
труд колхозников и повысить производительность их
труда.

В этом году особенно широко развернулось соревно-
вание в колхозах и совхозах, что является заслугой,
прежде всего, наших партийных организаций. Одновре-_
менно с этим колхозы стали успешнее вести борьбу <.
лодырями и дезорганизаторами колхозного труда, а.
это будет способствовать дальнейшему улучшению ор-
ганизации колхозного производства и под’ёму благосо-
стояния колхозной деревни. Прошлогоднее решение
Правительства о наградах за большие успехи в сель-
ском хозяйстве сыграло важную роль в под’ёме социа-
листического соревнования в деревне. Мы имеем теперь
тысячи Героев Социалистического Труда в колхозах, а
также среди работников совхозов. Десятки тысяч кол-
хозников и колхозниц награждены орденами и медаля-
ми за большие достижения в сельскохозяйственном
труде. В этом году принято решение повысить требова-
ния к тем, кто будет впредь награждаться Правитель-
ством за свои успехи в земледелии, животноводстве
н в овладении сельскохозяйственной техникой. Можно
не сомневаться в том, что ряды награжденных не толь-
ко не сократятся, а еще больше увеличатся в этом
году. За эго говорит размах соревнования и растущий
трудовой под’ём в колхозах.

Всего несколько дней назад опубликовано принятое
по инициативе товарища Сталина Постановление Пар-
тии и Правительства «О плане полезащитных лесона-
саждений, внедрения травопольных севооборотов,
строительства прудов и водоёмов для обеспечения вы-
соких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных
районах европейской части СССР». Поставлена цель.
так использовать имеющийся большой практический.
опыт и досгижения сельскохозяйственной науки, чтобы
колхозы и совхозы степных и лесостепных районов, во-
оруженные передовой техникой, в течение ближайших
лет сделали существенный скачок в дальнейшем раз-
витии земледелия и животноводства. При этом особое
значение придаётся освоению травопольной системы
земледелия и организации в широких размерах работ
по полезащитному лесонасаждению. Осуществление
этого грандиозного государственного плана, принятием
которого об’явлена война засухе и неурожаям в степ-
ных и лесостепных районах европейской части нашей
страны, выведет наше сельское хозяйство на прямой
путь высоких и устойчивых урожаев, сделает труд кол-
хозников высокопроизводительным и во многом подни-
мет экономическое могущество Советского Союза. На-
ша уверенность в осуществлении этого исторического
плана великих работ говорит о том, насколько быстро

растут наши силы, наши успехи и наши возможности,
когда мы идём по пути, указанному Коммунистической
Партией, Великим Сталиным. (Бурные аплодисменты).

В соответствии с возникшими более сложными зада-
чами руководства народным хозяйством перед нами
встали новые задачи в области государственного пла-
нирования, организации материального снабжения,
внедрения передовой техники во все отрасли хозяйства.
	В деле планирования народного хозяйства приобрели
особое значение вопросы координации и ускорения
под’ёма отдельных отраслей производства. Как изве-
стно, планы производства и строительства составляют-
ся теперь для предприятий, исходя из прогрессивных
технико-экономических норм использования оборудова-
ния и материалов, что способствует ускорению под’ёма
промышленности, транспорта и других отраслей народ-
ного хозяйства. Контроль за исполнением планов имеет
целью не простое достижение общей суммы валовой
продукции, но и обязательное выполнение заданий по
основной номенклатуре, ассортименту и по улучшению
качества продукции.

От правильной ‚организации дела материального
снабжения, создания нужных материальных резервов и
экономного использования государственных ресурсов
во многом зависят темпы под’ёма нашего хозяйства,
При теперешнем огромном размахе производства и.
строительства чёгкая организация снабжения и кон-.
троль за соблюдением установленных норм расходова-
ния материальных ресурсов имеют для государства
важнейшее значение.

Ускорение механизации трудоёмких работ и внедре-
ние передовой техники во все отрасли промышленно-
сти, транспорта и сельского хозяйства всегда считалось
важнейшим делом большевистской партии. В связи ©
нашими хозяйственными задачами товарищ Сталин
говорил: «...механизация процессов труда является
той новой для нас и решающей силой, без которой
невозможно выдержать ни наших темпов, ни новых мас-
штабов производства». Наши возможности в этом деле
в огромной степени выросли. Промышленность Совет-
ского Союза может теперь производить любые маши-
ны, причём размеры машиностроения уже далеко пре-
взошли довоенный уровень. Действующий парк станков
в нашей стране значительно увеличился по сравнению
с 1940 годом и в короткий срок может быть ещё боль-
ше увеличен. Планомерное внедрение передовой тех-
ники во все отрасли народного хозяйства является мо-
гучим рычагом в деле дальнейшего увеличения мощи
Советского государства.

Важнейшим мероприятнем, осуществлённым в на-
щей стране после 30-й годовщины Октября, было про-
ведение денежной реформы одновременно с отменой
карточной системы снабжения населения и установле-
нием единых сниженных государственных цен на про-
мышленные и продовольственные товары. Это решение
помогло быстро ликвидировать отрицательные послед-
ствия излишка денег в обращении, образовавшегося
в период военного времени, и создало благоприятные
предпосылки для ускорения под’ёма народного хозяй-
ства. В результате снижения государственных рознич-
ных цен на продовольственные и промышленные това-
ры и последовавшего вместе с этим снижения цен з
кооперативной торговле и на колхозном рынке, поку-
пательная способность рубля повысилась в два раза.
Вследствие этого, а также в связи с ростом денежной
	зарплаты, реальная заработная плата рабочих и слу-
жащих по сравнению © прошлым годом поднялась бо.
	лее, чем в два раза. (Продолжительные аплодисмен-
ты).
	Таким образом, денежная реформа и государетвен-
ные мероприятия в области улучшения торговли во
многом способствовали повышению материального
уровня жизни рабочих и служащих.

Проведение этих мероприятий стало возможно уже
через два года после окончания войны, когда вторг-
шиеся фашисты причинили нашей стране неслыханные
бедствия и разорение. Этот факт демонстрирует перед
всем миром, какими громадными силами и внутренни-
ми возможностями располагает Советское государз
ство.

Вместе с тем, после отмены карточной системы снаб-
жения встали во. весь рост новые задачи в области
советской торговли, как в городе, так и в деревне, Не-
обходимо все сделать для того, чтобы всемерно расши=
рить производство предметов широкого потребления и
улучшить качество и ассортимент этой продукции,
а также улучшить обслуживание потребителя со сто-
роны торговых организаций — государственных и ко-
оперативных.

С другой стороны, полностью обеспечить положи:
тельные результаты денежной реформы мы можем
только в том случае, если будем во всем соблюдать ре-
жим экономии, не допускать излишеств, беречь совет-
скую копейку. Сознание важности этих простых задач
проникло теперь в самые широкие круги советских лю-
дей,

В текущем году родилось новое патрнотическое дви-
жение в рабочих массах — движение за мобилизацию
внутренних резервов, за рентабельную работу пред-
приятий, за сверхплановые накопления. Общая сверх-
плановая эковомия от снижения стоимости промыш-
	ленной продукции составила за девять месяцев этого
года свыше 4-х миллиардов рублей. Развернувшееся
соревнование позволяет надеяться, что к концу года
эта сумма сверхплановых накоплений увеличится, по
крайней мере, в полтора раза. Соревнование в этом
деле ведёт вместе с тем к лучшему использованию ма-
	шин и всего оборудования на предприятиях и соден-
	ствует лучшей организации производства, что заслу-
	живает поощрения со стороны всех наших руководя»
щих органов. Это движение, охватившее многие
	тысячи предприятий страны, приобрело общенарод-
	ное значение по инициативе коммунистической орга“
низации и трудящихся нашей столицы — Москвы, ко:
торая и на этот раз оправдала данную ей товарищем
Сталиным высокую оценку как «знаменосца новой,
советской эпохи». (Продолжительные аплодисменты),

Мы живем в такое время, когда наши рабочие, слу
жащие и крестьяне-колхозники по всей стране участву*
ют в социалистическом соревновании. Теперь нет и в
должно быть таких фабрик и заводов или колхозов,
которые не участвовали бы в соревновании или №
стремились бы увеличить число соревнующихся внутри
предприятия, внутри колхоза. «Соревнование есть ком.
мунистический метод строительства социализма», no
выражению товарища Сталина. И вот. мы видим, 410
этот коммунистический метод строительства социализ-
ма стал уже достоянием всей массы трудящихся на»
шей Родины. Это такое великое завоевание Октябрь:
ской Революции, которое нельзя переоценить.

Бессмертный Ленин говорил:

«Социализм не только не угашает соревнования, а
напротив, впервые создаёт возможность применить ем
действительно широко, действительно в массовом раз:
мере, втянуть действительно большинство трудящихся
на арену такой работы, где они могут проявить себя,
развернуть свои способности, обнаружить таланты, ко
торых в народе — непочатой родник и которые кап
тализм мял, давил, душил тысячами и миллионами,

Наша задача теперь, когда социалистическое пра
вительство у власти, — организовать соревнование».

Ленин говорил дальше:

«Широкое, поистине массовое создание возможности
проявлять предприимчивость, соревнование, смелый
почин является только теперь. Каждая фабрика, где
выкинут вон капиталист или хотя бы обуздан настоя:
щим рабочим контролем, каждая деревня, где вык}*
рили помещика-эксплуататора и отобрали его землю,
является теперь, и только теперь, поприщем, на кото:
ром может проявить себя человек труда, может разо-
гнуть немного спину, может выпрямиться, может по.
чувствовать себя человеком. Впервые после столетий
труда на чужих, подневольной работы на эксплуата:
торов является возможность работы на себя, и притом
работы, опирающейся на все завоевания новейшей тех:
ники и культуры».
	Ленин писал эти строки в декабре 1917 года, то-есть.
	больше 30 лет тому назад. Теперь все воочию. видя
	принципиальное и практическое значение этих великих
Ленинских заветов.
	Размах и глубина социалистического соревнования
	показывают, что весь советский народ превратился
в дружную семью трудящихся; независимо от нацио
нальных различий и вероисповедания. Ежедневно печа:
таемые в наших газетах сообщения и отчёты Ha имя
товарища Сталина о трудовых достижениях зав0д0в
и колхозов, строительств и научных учреждений, рай
нов и городов, целых отраслей промышленности и 01
дельных видов транспорта, областей, краев и советскы
республик, — всё это свидетельствует о том, что наш
государство превратилось в дружную семью народов
показавшую свою несокрушимую сплоченность !
непобедимость в годы Отечественной войны, и тетей
каждым днем своего участия на трудовом фронте де
монстрирующую растущую силу морально-политиче
ского единства советского народа и его социалистиче
ской сознательности. (Аплодисменты).
	В нашей стране все — трудящиеся, у нас вт!
не должно быть тунеядцев, паразитов. Иногда за
бежом говорят, что мы, сбросив этих господ © на
женных мест, поступили не совсем демократично. Pe
зультаты, однако, оказались неплохими. Имею
потому, что мы — государство ‘трудящихся, где Het
места ни тунеядцам, ни паразитам,-— мы сегодия 6
ставляем дружную, многонациональную трудовую
семью и, вместе с тем, крепко организованную, м0!)
чую и непобедимую армию. (Бурные, продолжите»
ные аплодисменты).

Ленин и Сталин учат нас не зазнаваться и не успока!
ваться на имеющихся достижениях. Товариш Стал
неустанно раз`ясняет значение метода критики и caw
критики для нашего движения вперёд, для работник
всех без исключения рангов. у

Всё больше растёт размах и значение работы a
организаций на культурном фронте. У нас 730 THC
учащихся в высших-учебных заведениях и, кроме тот
270 тысяч вузовцев-заочников и свыше 34 милли
	(Продолжение на 3-й стр.)
				бы, 2-9
	В этом году валовой сбор зерновых культур уже до-
стиг уровня довоенного, 1940 года. Мы достигли этого,
несмотря на то, что посевные площади еще не дошли
до довоенного уровня и еще не возмещены в сельском
хозяйстве те тяжелые потери в тракторах и сельско-
хозяйственных машинах, которые имели место во вре-
мя вражеской оккупации. Тем большее значение имеет
тот факт, что в результате более правильного исполь-
зования имеющейся техники и значительного улучше-
ния организации труда колхозников и колхозниц, уро-
жайность зерновых культур в этом году превысила
урожайность довоенного, 1940 года. Теперь мы хорошо
знаем, что наши главные задачи в земледелии заклю-
чаются в том, чтобы добиться дальнейшего повышения
урожайности зерновых, а также других сельскохозяй-
ственных. культур. :
	Всем известно, насколько успешным был ход хлебо-
заготовок в этом году, чему наше Правительство-все-
гда придавало важнейшее значение. Развернувшееся
соревнование между областями и районами, а также
между республиками, дало серьезные результаты, Вы
знаете об этом по многочисленным письмам на имя
товарища Сталина, которые опубликованы в нашей пе-
чати. Несмотря на засуху на большой территории По-
волжья, план хлебозаготовок в этом году успешно за-
канчивается выполнением. Целый ряд областей и краев
сдали государству хлеба значительно больше, чем в
прошлом году, и больше, чем они сдавали в довоенные
годы, Достаточно сказать, что в этом году сдано боль-
ше хлеба, чем в прошлом году, по Украине на 131 мил-
лион пудов, по Северному Кавказу на 77 миллионов
пудов, по Сибири на 40 миллионов пудов. Теперь не
только полностью обеспечено текущее счабжение насе-
ления хлебом, но и созданы необходимые государствен-
ные запасы, на будущее время. т
	В целях ускорения дальнейшего подема сельского
хозяйства, — зерна, хлопка, свеклы и других культур,
а также создания кормовой базы для всестороннего
под’ема животноводства, государством развертываются
широкие мероприятия по повышению агротехнической
культуры в колхозах и совхозах, по снабжению мине-