Г. Димитров. == Октябрьская социали-
стическая революция открыла человече-
ству путь к подлинной ‘демократии, к
социализму (2 стр.).
		Е. Кононенко. — Дерзания
	(2 стр.).
	Пролетария всех строя, соединяйтесь!
анны
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш.).
	Орган Центрального Номитета и МН ВНП(б).
)   Среда, 10 ноября 1948 г, ЦЕНА 20 КОП:

Социалистическая культура
на новом под’еме
	Народы СССР подвели итоги историче-
ского пути, пройденного нашей страной за
тридцать один год советской власти. В ре-
зультате великих социалистических преоб-
разований, осуществленных трудящимиея
Советского Союза под руководством партии
Ленина — Сталина, наша страна в KyJb-
турном отношении оставила далеко позади
себя капиталистические государства, издав-
нз кичашиеся своей «цивилизацией».

Замечательной чертой социалистического
строя является непрерывное лвижение впе-
ред всех отраслей хозяйства и культуры.
Эт коренным образом отличает советский
строй от капиталистического строя с прису-
щими ему опустошительными кризисами пе-
репроизводства, загниванием, деградацией
Бультуры.

В своем докладе о 31-й годовщине Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
люции товариш Молотов говорил: «Bee
больше растет размах и значение работы
наших организаций на культурном фронте.
У нае 730 тысяч учащихся в высших
учебных заведениях и, кроме того, 270 ты-
сяч вузовпев-заочников и свыше 34 мил-
лионов учащихся в средних и начальных
школах и техникумах. Наша печать, наши
культурные организации ведут огромную
научно-просветительную работу в массах.
Пусть об’явитея такое капиталистическае
государство, которое захотело бы потягать-
ся с Советским Союзом в области под’ема
Бультуры страны!»

История жестоко посмеялась над теми
торе-прореками из партий Второго интерна-
ционала. которые утверждали, что при низ-
	кем уровне цивилизованноети старой Poc-
	спи строить социализм невозможно. Вы-
сшзивая теоретические потуги лжесонциали-
сов, стремившихся сохранить капитализм
в нашей стране, Ленин в 1923 году пя-
cai; «Нам наши противники неё раз гово-
рили, что мы предпринимаем безрассухное
ло насаждения социализма в недостаточ-
на культурной стране. Но они ошиблись в
том, что мы начали не с того конна, как
полагалось по теории (всяких педантов). и
Ч у нас политический и сопиальный пе-
реворот оказалея предшественником TOMY
культурному перевороту, той культурной
иволюцин, перед лицом которой мы все-
таки теперь стоим».

С такой же революционной решимостью
й быстротой. се какой строилась крупная
	инустрия-——матеряальная база социализма,
	происходил в нашей стране и поем куль-
туры. бопиалистическая революция пробу-
ила в народных массах жажду к знаниям.
Советское государство, девизом которого ©
первых дней его существования были ело-
ваз «Наука — трудящимся»,  построило
з городских и сельских местностях широ-
кую сеть школ и культурно-просветитель-
ных учреждений, создало сотни новых выс-
ших учебных заведений и тысячи технику-
MOB,

Миллионы рабочих и крестьян, которые
в условиях капитализма обречены были бы
на невежество, стали в социалистическом
тосударстве культурными и образованвымя
людьми. Из среды рабочих и крестьян вы-
шли многочиеленные кадры государетвен-
вых и политических деятелей. работников
науки, техники, искусства, специалисты
вех областей знания. № их числу надо
прибавить наших славных стахановцев, но-
ваторов производства, чей культурный кру-
Гозор расширяется с каждым днем.

Особенно разителен под’ем культуры на-
родов, которых царизм обрекал на беспро-
светную темноту и вымирание. Достаточно,
например, сказать, что в Казахстане, где
до революции из каждых ста казахов девя-
носто восемь были неграмотны и где простой
человек и мечтать не мог отлать своих де-
тей в школу, теперь имеется 8 тысяч школ,
в которых обучается больше миллиона де-
тей; созданы 23 высших учебных заведе-
НИЯ, около ста техникумов, Академия наук.
Растет и наливается живительными соками
культура всех наших народов, националь-
ная по форме, социалистическая по ‹содер-
ЖаНиЮ.

Советский народ прошел великую школу
социалистического строительства. Пол куль-
турностью и образованностью он понимает
не только овладение определенной областью
знаний, но и сопиалистическую сознатель-
ность трудящихся. Миллионы таких людей
	и воспитала коммунистическая партия. Ее
идеология стала идеологией народа. Идеи
5оммунизма, овладев широкими массами,
превратились в могучую материальную си-
лу. В глазах советских патриотов — тру-
жеников города и деревни — Родина и ком-
мунизм слились в олно неёраздельное пелое.
Политическая зрелоеть нашего народа, его
глубокая убежденность в правоте и непобе-
димости дела Ленина — Сталина придали
ему огромные силы в борьбе с фашистеким
нашествием и позволили разгромить врага.
Миллионы беспартийных рабочих, крестьян,
интеллигенпии, сплоченные вокруг больше-
вистекой партии, беззаветно осуществляют
ев политику, самоотверженно борются за
построение коммунистического общества.

Социалистическое ‘государство обладает
могучими средствами коммунистического
воспитания ‹ масс. Не только школа, но и
наша литература, кино и другие виды ис-
кусства помогают формированию человека
социалистической эпохи. Товарищ Сталин
назвал писателей инженерами человеческих
душ. 0 кино товарищ Сталин говорил, что,
обладая исключительными возможностями
духовного воздействия на массы, оно «по-
могает рабочему классу и его партии вос-
питывать трудящихея в духе социализма,
организовывать массы на борьбу за социа-
лизм, подымать их культуру и политиче-
скую боеспособность».

Наш народ гордится успехами, которые в
послелнее время одержало советское искус-
ство, особенно литература, и видит в этом
еще одно достижение направляющего руко-
водетва коммунистической партии. Наше
искусство еильно своей коммунистической
идейностью, своей близостью в народу, ко-
торому оно служит. Именно поэтому оно
является самым идейным, передовым, рево-
люционным. Оно любимо не` только совет-
скими людьми, в сознании которых остав-
ляет глубокие следы. «Советекое искус-
ство,— говорит товарищ Молотов,— upo-
никает далеко за рубежи страны, освещая
дела и дни нашей Родины, которые капи-
талистическая печать стремится скрыть
или извратить в глазах трудяшихся».
	Новых серьезных успехов добиваются

советские ученые, перед которыми товарищ
Сталин поставил ‘задачу «не только
догнать, но и превзойти в ближайшее время
достижения науки 3a пределами нашей
страны». Известная дискуссия в Научных
кругах по вопросам биологии, — ‚ДИСКУССИЯ,
привлекая Е себе внимание всей советской
общественности, — подчеркнула творческое
значение материалистических принципов
для всех областей науки, и это, несомненно,
ускорит движение вперед всей научно-
исследовательской работы. Руководящие
идеи товариша Сталина, великого корифея
науки, сыграли решающую роль и в этой
дискуссии, открыв новые широкие перспек-
тивы в научной практической деятель-
ности.
— Уроки дискуссии важны для работников
не-только всех отраслей естественных наук,
но и философии, истории, экономики и дру-
гих общественных наук, где нужно со всей
решительностью бороться даже с малей-
шими ‘проявлениями буржуазной идеологии.
Советская наука, базирующаяся на прочном
фундаменте. диалектического материализма,
прокладывает пути в великое будущее —
пути к коммунизму.

‘Ни в одной капиталистической стране
интелзигенпия не могла и не может тво-
рить свободно, отдавая свой труд на благо
народа.. Это возможно лишь в сопиалисти-
ческом государстве рабочих и крестьян, где
все достижения науки Поставлены На
службу человеку. Радость свободного твор-
чества удесятеряет силы многомиллионной
армии советекой интеллигенции. Марксист-
©ко-ленинская теория обогащает ее духов-
ный мир.

Отвечать на заботу партии и государства
самоотверженным трудом, каждодневно до-
биваться новых успехов и тем самым еше
больше возвеличивать нашу Родину, укреп-
лять ее могушество., развивать ее культу-
ру — долг всей советской интеллигенции,
веех работников идеологического Фронта,
Дальнейший под’ем сопиалистической куль-
туры — одно из необходимых условий
успешного движения нашей страны по
ПУТИ EK коммунизму.
		Указ Президиума Верховного Совета СССР
	О награждении тов. Громыко А. А.
орденом Трудового Красного Знамени
За выдающиеся заслуги перед Советским государством на дипломатическом посту
наградить тов. Громыко Андрея Андреевича орденом Трудового Красного Знамени.
Председатель Презилиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Прёзидиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 9 ноября 1948 года,
	Обозреватель «Таймс геральд» Коф-
финн о возможной встрече Трумэна
с И. В. Сталиным (4 стр.)-

«Назревшие вопросы советского зодче-
ства». Заседание президиума Академии
архитектуры СССР (3 стр.).

Третья сессия Генеральной Ассамблеи
ООН (3 сть.).

Какова будет судьба десяти лидеров
греческого профсоюза моряков? (3 стр.).

Совещание фельдмаршала Монтгомери
с Робертсоном и Кенигом (3 стр.).

Коммюнике политбюро испанской ком-
партии (4 стр.).

j

Поздравительные телеграммы от загра-
ничных государственных деятелей и об-
щественных организаций в связи с празд-
нованием 31-4 годовщины Великой Ок-
тябрьской социалистической революции
(1 стр.).

Указ Президиума Верховного Совета
СССР (1 стр.).

Отклики иностранной печати на доклад
товарища В. М. Молотова (4 стр.).

Закрепляя успехи  предоктябрьского
соревнования, добъемся досрочного вы-
полнения годового плана! (2 стр.).
	Николаю Михайловичу ШВЕРНИКУ,
	Председателю Президиума Верховного Совета СССР
Москва

По случаю 31-й годовщины Великой Октябрьской революции от‘ имени Прези-
диума Великого Народного Собрания и от своего собственного имени шлю Вам самые
горячие поздравления и сердечные пожелания дальнейших успехов в. великом деле
братского Советского (С010за.

Болгарский народ, освобожденный от ига фашизма и сохранивший свою нацио-
нальную независимость благодаря помощи братской советской страны, высоко оце-
нивает великое значение Октябрьской социалистической революции, которая. открыла
новую эру: в развитии человечества.

Наш народ преисполнен чувства глубокой благодарности в стране Ленина и
Сталина, от которой и сейчае он получает помошь в строительстве социализма.

В день Великой Октябрьской революции наш народ еще раз заявляет © своем
неизменном единстве с дружественными народами демократических стран во главе
с великим Советским Союзом в их борьбе за народную демократию и мир во всем мире.

Д-р МИНЧО НЕЙЧЕВ,
председатель Президиума Великого
Народного Собрания Болгарии.
	Телеграмма Императора Эфиопии
Его Превосходительству Президенту ШВЕРНИКУ
‘ Москва
Мы приносим ваше поздравление Вашему Превосходительетву и народам СССР
по случаю дня советского национального праздника. °
ХАЙЛЕ СЕЛАССИЕ, Император.
	—

Его Превосходительству господину Н. ШВЕРНИКУ,
Председателю Президиума Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Республик °

КВ.
3B эту годовщину примите, Ваше Превосходительство, мои Е а
КАРЛОС ПРИО СОКАРРАС,
Президент Республики Куба.
	Телеграмма Президента Сирии
Его Превосходительству Председателю Президиума
Верховного Совета СССР

Москва
	По случаю национального праздника я прошу Ваше Нревосходительство принять
мои самые горячие поздравления и самые искренчие пожелания счастья и Величия
	народам СССР.
ШУКРЮ КУАТЛИ.
	Его Превосходительству Н. ШВЕРНИНУ,
Председателю Президиума Верховного Совета  СССР
Москва
_ Я и исландекий народ шлем Вашему Превосходительству и народам CCCP cep-
дечные пожелания по случаю 7 Ноября,
и, СВЕН БЪЕРНССОН,
	Президент Исландии.
	Приемы в посольсгвах и миссиях СССР
за границей в ознаменование 31-й годов-
щины Великой Окгябрьской социалисти-
ческой революции (4 стр.).

Празднование годовшины Великого
Октября за ‘рубежом (4 стр.).

Сегодня — Всемирный день демокра-
тической молодежи (3. стр.).
		№ 36 (1056)
	Ero Превосходительству Генералиссимусу СТАЛИНУ,
Председателю Совета Министров
Союза Советских Социалистических Республик
	Москва, Кремль

По случаю 31-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революций

Союза Советских Социалистических Республик имею честь передать Вашему Превосхо-

дительству от имени Правительства Его Величества, а также от себя лично, сердечные

поздравления и искренние добрые пожелания благополучия и счастья Советского
Союза и его народов. ,
Фельдмаршал П. БИПУЛ СОНГГРАМ,
Председатель Совета Министров Сиама.
	Москва
Господину Председателю Совета Министров
Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ
	Во дню празднования годовщины Великой Октябрьской революции Финляндсков
Правительство просит Вас, госполин Генералиссимус, и в Вашем лице Советское
Правительство принять искренние поздравления и душевные пожелания‘ полного
бязгополучия и преуспевания Вам лично и народам великого Советского Союза.
	Председатель Совета Министров Финляндии ФАГЕРХОЛЬМ.
	Г енераписсимусу СТАЛИНУ
	По случаю 31-Й годовщины Великой Октябрьской революции приветствуем
изо дня в день возрастающее могущество Советского Союза — крепости мира и
демократии во всем мире и дружественное сотрудничество двух народов Битая и СССР.
		Центральный Комитет Коммунистической партии
СТАЛИНУ
	Москва
Шлем горячее поздравление по случаю головшины Октябрьской революции.
Выражаем признательность народам CCCP за исторические победы сопизлизма. 40
стигнутые в прошлом году под руководством славной большевистской партии и люби-
мого руководителя мирового коммунистического движения — Сталина. Заверяем от
имени прогрессивных нидерландских трудящихся о нашей непоколебимой солидар-
ности в борьбе за длительный мир, за демократию и прогресс.
	° Москва ЦК ВКП(б)
Товарищу СТАЛИНУ
	Центральный Комитет
Коммунистической партии Голландии.
	Пользуемся случаем, чтобы в лень 31-й годовщины Великой Октябрьской сопиа=
листической революции выразить Вам, мудрый вождь и учитель трудящихся мира,
чувство величайшей благодарности, уважения и ‘любви за бескорыстную помощь,
которую оказывает Советское сопиалистическое государство в лично Вы молодой Корей-
ской Народно-Демократической Республике.

Твердо уверены, что трудятиеся Корен навеки сохранят чувство признательности
к великому советскому народу-освободителю и будут крепить с ним узы сотрудни-
чества во имя прочного мира во всем мире и торжества демократии.
	ЦН Трудовой партии
Северной Кореи.
	Великому вождю советского народа
Генералиссимусу СТАЛИНУ
	Москва

Центральный Комитет Трудовой партии Южной Кореи шлет Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович, и в Вашем лице всему советскому народу свой горячий привет в день
славного 31-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Эта Октябрь-
ская революция, разорвавшая цепи капатализма на одной шестой части мира, указала
всем угнетенным народам путь к освобождению от империалистического гнета. Великая
страна сопиализма, созданная. в результате Октябрьской революции, явилась могучей
силгй, защищающей человечество от реакции ‘и несущей народам свободу и чезави-
симость, демократию и мир.

Корейский народ глубоко благодарит великий Советский Союз, как своего освобо-
дителя и искреннего зашитникз его прав на восстановление независимой националь-
ной жизни, и горячо стремится в укреплению дружбы и сотрудничества с советским
народом. Наш народ твердо верит: с помощью демократических сил мира и прежде
вгего Советского Союза его борьба за полную национальную независимость увенчается
успехом и что недалек тот день, когда и южная часть нашей страны, как и северная,
будет жить свободной жизнью под знаменем Корейской Народно-Демократической Рес-
публики.

Желаем Вам и советскому народу новых успехов в дальнейшем укреплении могу-
мества своей страны, & также в борьбе за мир’ и безопасноеть народов.
	Центральный Комитет Трудовой партии Южной Цореи.
	Товарищу СТАЛИНУ
	Его Превосходительству господину ШВЕРНИКУ,
Москва
Национальный праздник Союза Советских Социалистических Республик предо-
ставляет ине счастливый случай, чтобы направить Вашему Превосходительству мои
искренние поздравления, & также горячие пожелания Вашего личното счастья и про-
цветания народам Союза Советских Социалистических Республик.
МОХАММЕД РЕЗА ПЕХЛЕВИ.
	Телеграмма Норолевы Голландии
	Президенту Союза Советских Социалистических Республик
Москва
	По случаю 7 ноября я шлю Вам, господин Президент, свои искренние поздравле-
ния, а также пожелания счастья и процветания СССР.
ЮЛИАЧА.
	Его Превосходительству
господину Президенту ШВЕРНИКУ

Москва
	По случаю национального праздника я выражаю Вашему  Превосходительству
свои самые горячие поздравления и шлю наилучшие пожелания счастливого будущего
	народам СССР. .
ШАРЛОТТА,

Великая Герцогиня Люксембургская.
	Телеграмма Регента Ирака
Его Превосходительству Николаю ШВЕРНИНУ,
	Председателю Президиума Верховного Совета CCCP
Москва
	По случаю 31-й годовщины Октябрьской сопиалистической революции я весьма
	рад послать свои искренние приветствия и наилучшие пожелания счастья Вашему
Превосходительству и пожелания благополучия советского народа.
co, я АБДУЛ ИЛАХ.
	т , Москва

Ко лню национального праздника народов великого Советского Союза прошу Bae,
господин Генералиссимус, принять от имени Финляндии, а также от меня сердечные
поздравления я наилучшие пожелания в духе заключенного в нынешнем году договора
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и по случаю его подписания произнесен-
ной Вами для нашей родины чрезвычайно доброжелательной речи. Мы неуклонно стре-
мимся к дальнейшему укреплению и развитию дружественных добрососедских отноше-
ний и вззимного доверия между великим Советским Союзом и Финляндией.

Президент Финляндской Республики

Москва

В день годовщины Великой Октябрьской социалистической революции шлем го-
рячий привет рабочего класса и прогрессивных сил Израиля народам СССР, славной
партия большевиков, великому Сталину. Наш народ не забудет, что Ваша борьба спас-
ла миллионы братьев от физического уничтожения, Ваша поддержеа дала возможность
создать госуларетво Израиль.

Да здравствует дружба СССРА—Израиль!

Да здравствует партия большевиков — руководитель народов СССР в борьбе за
мир, права’народов мира!

Да здравствует великий Сталин — друг еврейского народа, вождь народов СССР,
вождь всего прогрессивного человечества!

Еврейская компартия Израиля
ПРИМИНГЕР ЗАБАРИ
	Поздравительные телеграммы на имя В, М. Молотова
	По случаю 31-й годовщины Великой  хословацкой республики — г-на 5. ве-
поллтрни® ооплалиетической революций   ментиса. Народно-Демократической Респуб-
	лики ворей — г-на Цак Хен-Ена, Италии—
г-на К. Сфорпа, Ливана — г-на Ф. Такла,
Каналы — г-на й. Пирсона, а также поздра-
вительные письма от Посла Польской Рес-
публики — г-на М. Нашковского, Поела Че-
хословапкой Республики — г-на Б. Лашто-
вичка, Посланника MHP — г-на Н.
Иламжаба и др. (ТАСС).
	Получены также приветствия от пред-
седателя Хурала трудящихея женщин Мон-
голия Янжимы Сухэ Баторын, председателя
Союза демократических женшив Румынии
	Вонстанцы Крачун, ирелседателя Народного
	женского Союза Болгарии Цолы Драгойчевой,
Совета женщин прв женском отделе комис-
сии Центрального профессионального союза
в Варшаве, Союза демократических женщин

Финляндии и других.
(TACC).
	поступили поздравительные телеграмуы Ha
имя Министра Иностранных Дел

В. М. Молотова от Министров Иностранных
Дел Монгольской Народной Республики —
маршала Чойбалсана, Румынекой Народной
Республики — г-жи А. Паукер, Венгерской
Республики — г-на Л. Райка, Народной Рес-
публики Болгарии — г-на. В. боларова, Че-
	Издание пятого тома Сочинений И. В. Сталина
		на армянском языке
	Приветствия от женских демократических организаций зарубежных стран
	ником поступило от HIM польских жен-
ШИН.

«Желаем вам, дорогие сестры, — пишут
польские женщины, — дальнейших успе-
хов в вашей героической работе на благо
вашей славной родины — Советского Cow-
за, который является оплотом мира и про-
гресса для всех миролюбивых народов. Во
имя той великой общей цели, которая стоит
перед нами, будем еще больше крепить
дружбу между нашими народами».
	пор, как героическая Советская Армия 0с-
вободила нашу родину, венгерские женщи-
ны знают, что только новая демократиче-
ская Венгрия может дать мир и счастливую
жизнь. Теперь, когда Венгрия идет по пути
к социализму, нельзя забывать, что без
Великой Октябрьской социалистической
революции не было: бы возможности сегодня
строить нашу свободную жизнь».
Серлечное поздравление с великим празд-
	ЕРЕВАН, 9. (ТАСС). Государственное   на армянском языке, Нодготовасныи ap
издательство Армянской ССР выпустило в мянским филиалом \Института Маркса — Прияветстви.
вет пятый том Сочинений И. В. Сталина   Энгельса — Ленина при ЦЕ ВЕП(б). В Антифашистский комитет советских
р женщин в связи © 31-й годовщиной Вели-
кой Октябрьской социалистической револю-

Доклад В. М. Молотова на торжественном заседании IMM DOcTyHawT MHOTONNCAeHHMe NPABeTCTBHA
Московского Совета 6 ноября 1948 года от xencRAX демократических организаций

° « зарубежных стран. и

издан отдельной брошюрой «7 ноября — годовщина Великой Ox-

рошюрой доклал   седании Московского Совета 6 ноября 1948   тябрьской социалистической революции —

» Вышел в свет отдельной б
и eels праздник и венгерских женщин, — гово-

а И р Е льна КА. М:
	2. Ш. BUIGVIUSA ФЗол-тал где г   ое и >
ликой Октябрьской сопиалистической рево- Брошюра изданз Госполитиздатом тира-  рится_в письме, присланном Союзом демо-

а а aa enanxeeTRenany за-1%0М 1 миллион. эхземиля ов, (ТАСС).   вратических женщин Венгрии. — С rex