11 HOAGPA 1348 г., № 316 (11057)
		Первый  с’езд. компартии Албании
	ТИРАНА, 9 ноября. Вчера здесь в торже-
ственной обстановке открылся первый с’сзд
компартии. Албании. Начало его работы
приурочено к 7-й годовщине” со дня об`еди-
нения существовавших в различных городах
республики разрозненных  коммунистиче-
ских групп в единую коммунистическую
партию, руководимую Центральным комитэ-
том во главе с Энвером Ходжей.

С’езд проходит в обстановке исключитель-
ного морального под’ема, которым охвачена
буквально вся страна. Открытие с’езда тру-
дящиеся республики встретили как всенч-
родный праздник. Не только столица рес-
публики, но все другие города Албанин B
эти дни принарядились, похорошели. Ча
стенах зданий, на сверкающих белизной и!-
радах, на откосах железнодорожной насы-
пи — всюду начертаны приветственные л0-
зунги в честь первого с’езда коммуни-
стической партии Албании, в честь партия
большевиков и Советского Союза, в честь
Й. В. Сталина, Энвера Ходжи.

Особенно нарядно выглядит Тирана. Кро-
ме бесчисленного количества лозунгов, пла-
катов, транспарантов, город разукрашен
флагами, гирляндами вечнозеленых расте-
ний. На главных зданиях большие портреты
И. В. Сталина, Энвера Ходжи и напиональ-
ных героев Албании. Столица республики
богато иллюминирована и по вечерам так
ярко залита электрическим светом, что ка-
жется, будто идешь праздничными улицами
Москвы. :

0 празднике говорят и лица людей, их на-
строение, их дела. Накануне, будучи в пор-
товом городе Дурресе, мы посетили местную
табачную фабрику. Работает там почти иг-
ключительно женская молодежь. И нахо
видеть этих девушек, чтобы понять, почув-
ствовать, как дороги им интересы производ-
ства, каким энтузиазмом и благородным тру-
довым пол’емом горят их молодые сердца! Ча
фабрике нет отстающих, каждая работница
перевыполняет план. Доска почета, устз-
новленная у входа, заполнена многочислен-
ными портретами ударников и дважды удар-
ников, — как называют здесь рабочих, си-
стематически на протяжении длительного
времени перевыполняющих план.

Трудовое соревнование в честь первого
с’езла компартии, развернувшееся на пред-
	приятиях Албании, повсеместно сопровож-
дается значительным повышением произво-
дительности труда, ростом организованности,
сплоченности трудящихся. С особенным BO-
одушевлением работают рабочие. занятые
на крупнейших новостройках гидроэлектро-
станций и железнодорожной линия Тира-
на — Дуррес.
Прекрасный подарок преподнесли стразе
накануне открытия с’езда трудящиеся ето-
лицы: закончено строительство и 7 нояб-
ря сдан в эксплоатацию Тиранский завод
запасных частей для автомашин. Для Алба-
нии, где автомобиль является пока основ-
ным видом транспорта, этот завод имеет вез
малое значение. oe
Трудящиеея страны видят наглядные д0=
казательства правильности того пути, по ко-
торому их ведет коммунистическая партия.
Вот почему в Албании так бросается в гла-
за любовь народа к своей коммунистиче-
ской партии, к ее вождю Энверу Ходже.
Понятны поэтому и горячие симпатии, ко-
торые питает албанский народ к Совет-
cromy Союзу, к товаришу Сталину. ..
Открытие с’езда вылилось в многочис-
ленную народную манифестацию. Задолго
до начала работы с’езда колонны. горожан
Co знаменами, лозунгами потекли к зданию
Народного собрания, отведённого для 3асе-
даний с’езда, чтобы приветствовать делега-.
тов и гостей. ет
Bo вступительной части ‘своего отчетно-
го доклада генеральный секретарь ЦЕ ком-
мунистической партии Албании Энвер Ход- .
жа говорил о значении Великой Октябрь-
ской социалистической революции для су-
деб албанского народа. о веемогущей -сйле
учения _ Маркса — Энгельса — Ленина —
Оталина, о международной роли ВЕП(б),
о сталинском гении, ведущем народы Совет-
ского Союза к сияющих вершинам комму-
низма. Эта часть доклада неоднократно пре-
рывалась громом овапий, дружными при-
ветствиями делегатов.
_ Большой ‘раздел своего доклада Энвер
‚Ходжа посвятил анализу исторического пу-
ти Албании ©0 времени героической борь-
бы албанского крестьянства против туреп-
кого ира под руководством национального
героя Албании Скандербега до наших дней.
с ЕЕССУДНОВ.
	От специального корреспондента «Правды»
	‚ арод Франции никогда”
не будет воевать с`Советским Союзом
	oo 9
МОРИС ТОРЕЗ
	Генеральный секретарь компартии Франции
	града. В их сердцах продолжает жить чув-
ство глубокой благодарности к советским
армиям и Генералиссимусу Сталину, Кото-
рее они испытали в те минуты, когда ра-
AHO принесло им весть 0 незабываемой
победе, изменившей хол войны. -
	Ц теперь, когда те же самые силы меж-
дународной реакции, те же самые капита-
листические круги, которые поощряли Гат-
лера на агрессию против советской страны,
намереваются вновь нарушить мир и в030б-
новить свой поход против Советского Con-
за, народ Франции твердо- говорит: нет.
В то время, когда свободолюбивый и миро-
любивый советский народ стремится’ зале-
чить тяжелые раны, нанесенные ‘его родине
гитлеровскими бандитами, когда  совет-
ские трудящиеся одерживают замечатель-
ные успехи в деле восстановления эконо-
мики страны, американские империалисты,
преследующие бредовые цели установления
мирового господетва, подготовляют новую,
атомную войну.
	Поджигатели войны цинично заявляют,
что мир является для них роковым. 16 ок-
тября 1948 года в газете «Монд» были
опубликованы следующие строки:

«События развертываются в направле-
нии, благоприятном для распространения
советского влияния (т. е. для распростра-
нения идей демократии и мира, поборни-
ком которых является Советский Союз.—

. Т.), и ведут к ослаблению позиций За-
ада (т. е. антинародных позиций амери-
канских империалистов и их агентов). Если
этот процесс ускорится или получит всеоб-
щее распространение, может оказаться, что
западные державы (т. е. американские им-
перналисты) будут неизбежно вынуждены
прибегнуть к войне».

Газета «Монд» признает далее, что «план
Маршалла» действует уже по существу
8 месяцев, но покупательная способноеть
рабочих за этот период в общем и целом
понизилась».
	Таким образом, вновь и вновь подтвер-
ждается тот факт, что «план Маршалла»
вовсе не преследует цель действительной
американской помощи, от которой не от-
казался бы ни один народ, пострадавший
в войне, если бы только эта помощь не
была связана с. условиями, не COBMECTH-
мыми с суверенитетом и честью нации.
«План Маршалла» является орудием. пора-
бощения народов, орудием подготовки вой-
ны против Советского Союза и стран народ-
ной демократии. Для нас, французов, «план
Маршалла» ‚означает ликвидацию нашего
права на репарации с Германии, прекра-
щение работ по восстановлению. хозяйства,
упадок основных отраслей нашей промыш-
ленности, включение Франции в ‘военный
союз, заключенный в Брюсселе, военные
расходы, достигающие 400. млрд. франков,
Т. е. 40’ процентов” бюджета страны. Un
означает. что на Францию будет возложена
непосильная тяжесть, которая сделает
иллюзорными вее попытки поправить бюд-
жет и финансы страны и укрепить франк.
Он означает непрерывный рост. цен п не-
прерывное уменьшение покупательной спе-
		ГААГА, 10 ноября. (ТАСС). По сообще-
ниям газет, положение в Индонезия
остается напряженным.

Агентство АНП сообщает из Джакарты
(Батавия), что повстанцы в последнее вре-
мя снова возобновили действия в средней и
восточной частях Явы. Сейчае повстанцы
ведут. наступление на’ важный — пункт
	Трудящиеся Франции с особым под’емом
отмечают 31-ю годовщину Великой Ок-
табрьской социалистической революции в
России, потому что Советский Союз осуще-
ствил тысячелетнюю мечту человечества о
свободной и счастливой жизни, потому’ что
он освещает, как маяк истины, путь тру-
хящихся к социализму, потому что Совет-
ский Союз с первых. же дней своего суще-
ствования поднял и победоносно несет вне-
ред знамя мира и независимости народов.

31 год назад рабочие и крестьяне быв-
пей царской России, руководимые партией
Ленина — Сталина, свергли власть капита-
листов и помещиков_и установили власть
(Советов, власть рабочих и крестьян. Ония
	‚ Начали строить социализм и увенчали побе-
	дой это великое дело, несмотря на неелы-
ханные трудности, вызванные наличием
капиталистического окружения, контррево-
люции ий Интервенции империалистаческих
держав.

До гитлеровской агрессии, в годы сталин-
ских пятилеток в СССР были одержаны
трандиозные успехи во всех областях с0-
цналистического строительства. Быстро poc-
ло благосостояние и поднямался культурный
уровень трудящихся; крепли социалистиче-
ская индустрия и коллективизированное
сельское хозяйство — экономическая база
социализма в деревне. Невиданный прогресе
был достигнут во всех областях науки, тех-
ники И ‘искусства. Советское общество
вступило в период постепенного перехода
ог социализма к коммунизму.

В то же время положение народов, остав-
шихея под игом капитализма, становилоеь
88 более тяжелым: роела безработица, ени-
жалась заработная плата, усиливалась же-
стокая эксплоатация трудящихся. Если бы
не предательство партий и руководителей
П Интернационала, народы таких стран, как
Германия, Франция, Италия и другие, так-
же могли бы итти по пути социализма. Но
социал-демократические предатели, «лой-
яльные управляющие капиталистического
общества», как их назвал даже сам Блюм,
позволили старому миру продолжать свое
существование во многих странах. Фа-
шизы — наиболее агрессивная и кровавая
форма капиталистической диктатуры, смог
временно одержать победу в некоторых из
стран. И человечество было ввергнуто в
страшную пропасть мировой войны.

Ленин указывал, что если социализм
не победит в Европе, мир между капитали-
стаи будет только передышкой, только
паузой дая подготовки еще более кровавой
бойни.

Вторая мировая война разразилась вслед-
ствие обострения ‘общего кризиса капита-
лизма и нарушения равновесия между
основными капиталистическими странами.
Гитлеровскзя Германия и ее союзники стре-
Мились навязать своим противникам новый
передел мира. Вступление Советского Сою-
3 в борьбу придало антифашистекий’ и
освободительный характер войне, которую
народы ‘вели лтротив` гитлеровской агрессии.
Советский Союз сыграл главную и решаю-
щую роль в победе свободолюбивых наро-
108 над‘ германским фашизмом.

Ha один народ не забудет громадных
Жертв, принёсенных народами Советского
Союза и его доблестными солдатами во имя
торжества общего дела. Французы хорошо
помнят те тяжелые дни, когда участь Фран-
ции и всего мира решалась у стен Сталин-
	Открытие в Братиславе выставки
«31 год СССР»

ПРАЕА, 10 ноября. (ТАСС). В Братиела-
в открылась выставкя «31 год СССР».
организованная Союзом друзей СССР и Сою-
заи словацкой молодежи. Выставка привле-
вает болыное число посетителей.
	ПОЛОЖЕНИЕ В ИНДОНЕЗИИ
	«Лидова демокрацие»
0б американской поддержке
английской консервативной
	собноети рабочих и всех мростых людей, napinn

углубление нищеты народных масс. ПРАГА, 8 ноября. (ТАСС). Агентство
Й все это ради том, чтобы из наших   Телепресс сообщает:

сыновей вербовалась пехота империалисти-   (рган чехословацкой народной партии гз-
	ческой «западной» армии, где команлова-   ет: «Лидова демокрацие» пишет, что в кон-
ние будет принадлежать американцам, a Bo

офицеревий состав будет набран из. быв- це прошлого месяца Джен Фостер Даллёс
m4 lepe coctas var api встретился в Париже с представителями
их фашистских палач. ===   знглийской консервативной партии и от

та № Г. -

на О naj ох отвечает; имени республиканской партии США з3-
ранцу род °  явил, что им будет оказана всяческая под-
	WPURUFOVD, орду PUA сало. стр
цузский народ не будет, никогда не будет
всевать с Советским Союзом».

Так думают трудящиеся Франции, вер-
ные пролетарскому интернационализму и
локазавшие уже в прошлом вместе с Андре
Марти, что они никогда не поднимут ору-
жие против страны социализма.

Так думают республиканцы Франции,
верные духу и букве французской кон-

Парижский корреспондент газеты «Аидо-
ва демокрацие» сообщает, что Даллес пред-
ложил английским консерваторам немедлен-
ную помощь в размере 1.500 тыс. долла-
ров на расходы По пропаганде и заявил. что
дальнейшая помощь в долларах будет им
оказана позже. Даллее заверил английских
тори, что вся находящаяся под контролем
республиканской партии печать Соединен-

ституции, в которой занисано, что «Рес-   ных татов и Европы окажет им активную
	публика никогда не будет вести войну с
целью захвата и никогда не применит свой
силы против евободы других народов».
Так думают все патриоты Франции, вер-
ные дружбе и союзу между Францией и
СССР — одной из наиболее верных гаран-
тий мира и безопасности нашей страны.
Во Франции непрерывно происходит
сплочение. сил рабочего класеа и всех хемо-
кратов в борьбе за национальную незави-
симость и за мир, против колонизатореких
притязаний американских империалистов,
которые при поддержке угодливых и недо-.
стойных французских правителей и прежде
всего ‘руководителей правых социалистов,
блюмов и жюль моков стремятся порабо-
тить нашу страну и вовлечь ее в преступ-
ную войну против Советского Союза и стран
народной демократии.
Напраено буржуазное радио и пресса из-
ливают, как во время Мюнхена и гитлеров-
ской оккупации, потоки грязной брани и
клеветы против коммуниетов. Угрозы, шан-
Task и провокации He помешают об’едине-
нию и действиям французекого народа, со-

поддержку.

т.

—O—
Лекции настоятеля

Кентерберийского собора

Джонсона в Канаде

ОТТАВА. 10 ноября. (ТАСС). Лекции о
Советском Союзе настоятеля Кентерберий-
ского собора Хьюлетта Джонсона, соверша-
ющего поездку по Канаде, пользуются огром-
ным успехом у канадёкого населения. Джон-
сон выступил перед большими аудитория-
ми в крупнейших городах Канады: Торонто,
Оттаве, Гамильтоне и Виндзоре. Залы, где
происходили лекции. были постоянно пере-
полнены.

Джонсон в своих лекциях подчеркивал
мирную политику Советского Союза и стран
новой демократии, в которых. он был не-
сколько раз после войны. Разоблачая ложь
и клевету. распространяемые реакционной
	пропагандой 0 народно-демократических
правительетвах, п призывая‘ к взаимопони-
манию между пародами, Джонсон сравнивал
под’ем благосостояния в’ Советском Союзе
и странах новой демократии с послевоенвым
упадком и инфляцией в западных странах.
	знающего, что он ведет борьбу 34 СвВ0Ю   пропагандой
	честь и самое право на существование.
Вместе с рабочими и крестьянами видней-
шие представители французской интелли-
генции, деятели науки и техники, писате-
ли и артисты принимают участие в борьйе
за мир и демократию. Рабочие-социалисты,
	АЕ Е ОР КО а а IRE

многие из которых об’единились в рядах   Говоря в своей лекции, прочитанной в 0т-
Унитарной социалистической партии, тру-   таве, о росте благосостояния в Советском
	Союзе и в странах новой демократин, о ре-
	дящиеся. католики и прогрессивные като-
лические священники, радикалы старой
формаций и участника движения сопротив-
	Муниципальные выборы в городе Анкона
	как список Народно-демократического фрон*
та на политичееких выборах 18 апреля те-
кущего года получил 40 процентов голосов.

На выборах 18 апреля христианекие де-
мократы получили в Анконе 18.022 голоса.
С тех пор эта партия потеряла 7.000 го-
NOCOB.

В результате последних муниципальных
выборов места в муниципальном совете
распределяютея следующим образом: ком-
мунисты — 15 мест, социалисты — 3,
христианские демократы — 10, республи-
канцы — 10, сарагатовцы — 1, фаши-
ern — 1: :

Выборы в Анконе были первыми `муни-
ципальными выборами в провинциальном
пентре после 18 апреля, не считая Горицы,
где выборы происходили в обстановке Фа-
шистекого террора.
	РИМ, 10 ноября. (ТАСС). В городе Анко-
на состоялись муниципальные выборы.

Список коммунистической партии полу-
чил на выборах относительное большинетво
толосов.

По официальным данным, коммунисты
получили 16.113 голосов (36 процентов
всех голосов), социалисты — 3.114 ro-
лосов (6 процентов), христианские ° демо-
краты — 11.101 голосе (25 процентов),
республиканцы — 10.719 голосов (24 про-
цента), сарагатовцы — 1.987 голосов (4
процента). фашисты (так называемое «Со-
	пиальное движение») — 1.037 голосов (2
процента}.

В голосовании участвовало 85 процентов
избирателей.

Коммунистическая и социалистическая
	партии вместе получили на муниципальных
выборах 42 процента всех голосов, тогда
	радикалы старой   конструкции, о доступном всем образовании,
	мелипянокой помощи и мирном настроении
	а, Иня, и людей. Джонсон заявил: «Если бы народы
утся сохр ДИН-   з.палных стран в действительности знали,
	ство, чтобы заставить отступить. темные
силы реакции и войны, чтобы защитить

мир.
	что происходит на Бостоке, они: перестали
бы думать о войне. Вместо этого мы про-
	Раз’ясняя точку зрения Советского Союза
о контроле нал атомной энергией, Джонсон
	ге
В лень 31-й годовщины Октябрьской ре-   ТЯНУЛИ бы им руку дружбы».
	волюции трудящиеся, республиканцы, все
патриоты Франции, мужчины й женщины,
			старые и молодые, громко, заявляют своим   отметил, что Советский Союз предлагает
братьям и друзьям в социалистической   использовать атомную энергию не как
стране и_во всем демократическом, антиии-   источник разрушительной силы, а как
периалистическом лагере о своей солИдар-   еточник энергии, которая должна служить
	благосостоянию народа.
Джонсон привел многочисленные факты,
свитетельствующие о том. что печать запад-
	  НЫХ стран умышленно замалчивает правду
	о Советском Союзе и странах новой демо-
кратии, создавая тем самым «лействитель-
ный железный занавес на своем континен-
те».
	Джонсон призывал к борьбе за мир про-
тив поджигателей войны.

Редкционные организации я их органы
печати делают все возможное, чтобы номе-
шать поездке Джонсона. Джонеону отказы-
вают.в помешениях для лекций, о нем пе-
чатают клеветнические статьи. .
		лицо, на внучку Раю, беззаботно щебечу-
щую на коленях матери, и подумала, что
и лен ее помогает укреплять ‘могущество
Родины, за Которую отдали жизнь ее сы-
новья, В белом, хрустящем льняном полотне,
в вышитых косоворотках парней, в камчат-
ных скатертях, в девичьих летних нарядных
	ности с ними в борьбе, которая завершится
победой мира и национальной независимо-
сти, победой демократии, победой социз-
лизма. °
(Газета «За прочный MHD, за народную
демократию!» от 1 ноября с. г.).
	Нграмбе, расположенный между Мадиуном
и Суракартой. Повстанцы также  произво-
дят атаки южнее ‘реки. Лаву и заняли
пункт Алогоданнго.

ГААГА, 10 ноября. (ТАСС). Индонезий-
ское агентство Антара передает из Джакар-
ты, что властями Хатта казнены два деяте-
ля коммунистической партин Индонезии.

Приговор по делу о покушении на генерального секретаря
компартии Японии Токуда
	ТОКИО, 10 ноября. “(TACC). Ar
Ruo10 Ilyeua сосбщает, что покуша
	Агентство   Двое из шести его сообщников были приго-
навтийся ворены к 4 голам тюремного ‘заключения
	ire “fv re

на жизнь генерального секретаря японской каждый, двое — к 3 голам © поражением в
коммунистической партии Токуда преступ-  правах в течение трех лет, детальные —
	uapo Kora приговорен районных су-  к одному году тюремного заключения с п9-
на к 10 готам тюремного заключения.   ражением в правах в течение двух лет. -

по зернышку, Тщательно просортированы.
В нынешнем году, как всегда, звено Скри-
пачевой посеяло лен раньше всех. Потом
	вывела Александра Яковлевна своих деву-
	шек на пронолку посевов ий на подкормку,
	Любо было звеньевой, как пошел ее густой
лен в «елочку», как ветал ов вскоре по по-
яс, — на каждом квадратном. метре по три
тысячи и больше растений. А потом зацвел
лен, и точно небо опрокинулось на землю.
Голубое море разлилось вокруг. Зачастила
Александра Яковлевна в поле, на участок, и
по утрам, и по вечерам. Видела она, как за-
сыпает ее лен, точно живое существо, плот-
но сжимая свои зеленые ‘ресницы. А чуть
выглянет на востоке солнце, просыпается
ленок, и в жемчужных каплях росы рас-
крывает ясные, бирюзовые глаза, — серхие
не нарадуется. .

Но вот понее ветер по полю голубые тучи
опавших лепестков. Закачались на тонких,
высоких стеблях коробочки льна, как кро-
хотные бубенчики. Еще не звенят ови, но
уже предупреждают: не зевай!

Отглянуться не успела Александра Яков-
левна, как позолотился ранней спелостью ее
лен. Пора начинать выборочное теребление.

Его делают в звене Скрипачевой (а теперь
и во всем колхозе) в лва приема: сначала
теребят длинные стебли, потом— короткие.
Й вяжется и обрабатывается лен отдельно, и
в этом один из «секретов» мастерства Алек-
сандры Яковлевны. :

Смуглые, испарапанные, ловкие руки дез-
чат, словно играя, выдергивают лен. Й ра-
стут, растут на участке, как шалашики,
конусы вытеребленного льна. Полдневое
солнце щедро заливает их теплом и светом.
Леноболома становится светложелтой, «чи-
жиковой», как Говорят, красивой, глаз
не оторвешь. Бубенчиками звенят на ветру
червонные головки льна. Можно вязать
в снопы, осторожненько, ласково обстукивая
комли о землю, чтобы выровнять стебли.

— Лен любит ласку, — часто говорит
Александра Яковлевна. — Обласкай ленок,
и он тебя отблагодарит.

Очень важна эта ласка при обмолоте, рас-
стиле, мятье, отрепывании И оЧесе льна.
Грубым, небрежным обращением можно за-
губить волокно. ее

Поэтому понятно было . горе. Александры
Яковлевны, когда ураган в августе перету-
тал на стлище льносолому.

Но нет такого труда, которого бы испуга-
ись ве ‘не знающие устали руки. Четыре
	дня, не разгибая спины, работала’ Алек-
сандра Яковлевна с0 своим звеном на
стлище. ЕрАЗ:

Й снова ровными, тонкими дорожками,
воистину соломинка к соломинке, лег на
отаву лен — комелек к комельку, верхушка
к верхушке. Он купался в августовских 19-
сах, в теплом дожде, наш баловень, краса и
гордость наша, — северный шелк...

И однажды заботливые, ласковые руки
звеньевой взяли горсточку тресты, просуши-
ли на печи, в избе, помяли между ‘взлфаги-
вающими от нетерпения ладонями, ‘и белые,
мягкие, серебристого отлива, BOIORHa, Rab
пухом; окутали ее пальцы.

Александра Яковлевна посмотрела B0.10K-
но на свет, попробовала на разрыв, и ховоль-
ная улыбка озарила ее лицо.
	—- В самый аккурат вылежался, — ска-
зала она звену. — Поднимайте лен, девча-

та...
* & +
	Й вот гремит по утрам льномялка в кол-
хозе. Под навесами, у риг, брызжет дождем
душистая костра, и товкие, белые паутинки
плавают в воздухе на гумне. Мерно стучат
трепала, в лад им звенит-разливается
девичья песня, и гладят, ласкают быстрые
руки длинное, светлое волокно.

Вольше, чем прошлый год, дают нынче го-
сударству высокосортного волокна звено Ге-
роя Социалистическомо Труда Александры
Яковлевны Скрипачевой и весь колхоз «Па-
рижская Коммуна». Уже давно выполнен
план.

Прошлый год колхоз получил от льна ог-
ромный доход. На трудодень пришлось по
три с лишним килограмма ржи и шиеницы
и 10 9 рублей 60 копеек. Нынче доход бу-
дет еще выше. ,

В житнице, с распахнутой лверью, кудес-
ничает. со своим льном Александра Яковлев-
на, — сортирует, очесывает, приготовляет
Е сдаче. Тяжелые кулитки волокна, как
слитки серебра, лежат на столе.

— Вот это — двадцать шестой номер, —
показываег нам Александра Яковлевна, с
трудом приподнимая огромную связку волок-
на. — A этот — подлинней, и отливой
нежней, и крепче, видите... стало быть,
двадцать восьмым и тридцатым потянет;

Пятидеслтого, жела:`но1» номера еще нет.

Но он будет, непременно будет.
	В. СМИРНОВ.
Колхоз «Парижская Коммуна»,
Калининской области. ты
	Люди послевоенной пятилетки
	Масте
	В избе потемнело внезапно. Александра
Яковлевна кинулась к одному окошку, Е
другому — и ничего не могла толком раз-
глядеть. За рябыч, от дождя, стеклом крути-
ль серая пыль, вихрем проносились
ластья, солома. Слышно было, как CO 3B0-
ном ломались у тополя сучья.

Не помня себя, Александра Яковлевна
выскочила на крыльцо. Порыв ветра сорвал
® ловы платок, но она и не заметила это-
т. Тяжко колотилось сердие. «Буря!.. И от-
Буда нанесло?.. Беда-то какая!»

— Девки! — сдавленно крикнула она в
ини перепугавным дочерям. —  Поднимай-
те народ... на’ стлише... живо!. — и броси-
лась на улицу. -

Всё тонуло во мгде. Сизо-зеленая, низкая
туча, надвинувшись внезапно, клубясь, за-
весила августовекое небо. Ураган гнул де-
ревья. Сквозь пыль и дождь смутно просту-
пали, как в ночи, избы, амбары, колодец, и
только новенький, недостраенный свинарник
белел отчётливо свежими’ сосновыми брев-
нами. .

Ощупью, натыкаясь на изгороди, бежала
Алексанхра Яковлёвна задворками, прями-
bow Ha луг. Потоки деждя хлестали ее по ли-
цу, вотер рвал волосы, платье. Онз запну-
Tach 3a жердь, валявшуюея на гумне, упа-
1а и, поднимаясь, потянула за собой тяже-
лЫЙ, скользкий комель жерди. «Пригнести...
тогда не слует лен», — мелькнула у нее
спасительная мысль. Она обрадовалась, п0-
волокла жердь за собой, но тут же догала-
Лабь, что всё это напрасно — льна разост-
1280 на лугу видимо-невидимо, тут возами
нало жерди возить.

Где-то близко, невидимые за пылью, #-
пуганно перекликались бегущие колхозницы
86 звена.

— (Страсти-то какие... ах, батюшки!

— Света белого не видать...

— ПУ, всё пропало, все...

Звеньевая первая добралась до стлища. В
поле было светлей, чем в деревне. Но ослеп-
щЩая от дождя и пыли, Александра Яковлов-
на долго ничего не видела. Она шарила
рукой по отаве и неё находила разостлав-
ногу льна, Сердив у нее замерло...

(елепительно ‘полыхнула Молния, сухо
треснул над головой гром. Жердь выпала из
ослабевших -рук.

На какое-то одно мгновение ярЕо, кзв
	рица северного шелка
	при волнце, увидела она знакомый широкий
суходол. Он весь был в волнах и гребиях
спутанного льна. Ден шевелился, как живой,
ураган разносил его во все’ стороны.
Звеньевая, сгорбившись, окаменела от
ropa.

Подбежали колхознипы ее звена, заплака-
ли, заголосили:

— Подчистую погиб наш ленок...

— Не волокно теперь будет, а куделя!

Вздрогнула Александра Яковлевна ий вы-
прямилась. Она повернула к женщинам и
девушкам залитое слезами лин.

— Нет! — вырвалось у нее. — Не бы-
вать этому... не бывать! По соломинке пере-
беру... Спасем лен. спасем!

+ + =

В нынешнем году, в апреле, Александре
Яковлевне Скрипачевой, звеньевой колхоза
«Парижская Коммуна», присвоено. было зва-
ние Героя Социалистического Труда.

Какое в этот день было торжество!

Ралостное волнение долго не утихало по
избам. И хоть пзлал мокрый, густой снег, и
солнце пряталось по-зимнему за серые, ве-
проглядные тучи (весна шла неустойчивая,
такая досада!). многие хозяева, разгорячась
праздничной стопкой, а еще пуще заду-
шевными  беседами, раснахнули настежь
окна, и говор был слышен по. всей широкой,
единственной в Прозорове, улице с двумя
прямыми посадами добрых изб.. :
_ Шутка сказать-—по 6:5 центнера волокна
е каждого гектара по колхозу в целом! Да
какого—2:6, 28. 30 номерами, ведь это в
зачетном весе—все’ десять центнеров на
гектар. выходит. А у Александры Яковлевны,
самой старой и опытной мастерицы, и того
больше: ‘по 10,43 центнера волокна и семян
по 5,1 центнера с гектара. И то надо понять,
самов главное, ‘что ве случайная кавая-ни-
будь эта трудовая победа. Не вдруг, ‘так, ©
небз, один-единственный раз, как чудо, сва-
лился на колхоз такой превосходный уро-
жай, Нет, с тех самых пор, вак возникла в
Прозорове артель‘и прежние, узкие полоски
льна, затерянные в овее и картофеле, ©о-
единились в одно большое, без межников,
поле, как привезли из Бежецка, в мешках
за пломбами, сортовые семена, как высыпал
дружно и весело народ в поле и вошли в
обиход такие новые, ставшие родными, по-
нятия, как «агротехника», «социалистиче-
			р
	gel
	Ab
			ское соревнование», «севооборот», «стаха-
новцы», — урожаи льна год от году пошли
в гору. Но, конечно, такого длинного, сере-
бристого, точно русые, тугие девичьи косы,

платьях, в морских парусах — все, во
что превращается ее лен в чудесных руках
ткачей, — есть и будет радостью для совет-
ких люлей.
	льноволокна и такую его прорву, как нынче,
в колхозе «Парижская Коммуна» еще не ви-
дывали.

Хорошо потрудились стазановские звенья.
Сдержали слово, которое дали родному
Сталину. Слава ему, отцу нашему, красному
волнышку! Честь и хвала стахановцам льна,
старым и молодым, не пожалевшим сил для
	Й она вытерла глаза и задумчиво оказала,

— Видала я на выставке в Валинине лен.
Чистое серебро... Кулиток-—й не поднимешь,
с меня ростом. Пятидесятый номер... Вот ка-
кой лен мы должны выхаживать!

— Выходим, Александра Яковлевна, —
закричали возбужденно девушки из ее зве-
	— Лолжны. обязательно, —кивнула Скри-
	МАЕ meee ОРТ И Ее

общего лела. И перво-наперво — за злоровье   #8. — С тобой — выходим.
	ев. Александры Якавлевны, которая ведет
	тт е та ..

всех за собой, ларом что немолодая. а поди ж   пачева, улыбаясь.— Не сразу, конечно, а
	будет!.. УЖ
	EE

ты: самых молодых за пояс заткнула, ка-   будет у нае пятидесятый номер,
	чать ее. Александру Яковлевну, красавицу  я в Торжке, в институте льноводческом,
	советовалась. Всё в наших руках:
	Й она тут же, на праздничном пиру, стала
толковать со звепом, что и‘как делать в ны-
нешнем году, чтобы вырастить еще более
высокий урожай льна. Надо и в других &ол-
хозах народ подтолкнуть.

— Хороший лен в звене, в одном колхо-
зе — это, девчата, еще часть дела. Забота у
нас одна, и радость одна. По-государствен-
ному положено думу думать. Вот, когда везде
будут высокие урожаи льна, — веселись
душа, гордись сердце!..

xs * *
	_Она так и сделала. С Анной Семеновной,
районным агрономом, исколесила Скрипаче-
ва все окрестные колхозы. Ей было что рас-
сказать народу. .

С пятнадцати лет, девчонкой-подростком,
	видела: онз   Ухаживает Александра Аковлевна 38, льном.
)BIOBHA .

Зи т ааа
	Но только в колхозе принес ей лен радость
и достаток. С 1936 года работает она
звеньевой, ныне — депутат областного сове-
та. Она накопила немалый опыт, как надо
растить, ухаживать за нашим северным
	Советы агрономов, занятия в агрокружке и
	нату!..

ЛШумел народ в этот НВ, п0зд-
ний апрельский вечер.

Александра Яковлевна, высокая, сильная,
нестареющая женщина; несмотря на свои
пятьдесят шееть лет, светловолосая, ` голубо-
глазая. раскрасневшаяся от похвал, благо-
	36 —
i THOTO   OY
дарила за почет, Oxna она ничего бы пу
	не сделала, звено. у ней, такое дружное, х9-
рошее. Спасибо ‘ему самое большое. Награда
ne ей, Александре’ Яковлевне, принадле-
жит — всему: звену.

H ona поклонилась разрумянившимся де-
вушкам — Вере и Зине Гусевым, дочери
своей Александре, Евдокии Прокофьевой,
Антониде Хрущевой, старой подружке Пела-
геев Ивановне. которая ‘прослезилась. Запла-
кала и Александра Яковлевна. Ей было x0-
рашо и грустно:

Хоропю ей было? потому,’ что видела’ она
сердцем в этот светлый, радостный час всю
	необ’ятную, великую Родиву, в ‘героическом   И достаток. 5 fe
труде залечивающую тяжелые раны. нане-   Звеньевой, ныне —
	сенные войной, видела сегодняшнюю отрад-
	ную жизнь и будущую еще краше. Приятно   растить,
было сознавать. что и она, простая колхоз-   шелком.
	ница, пожилая, строит эту жизнь вместо в
молодыми, и труд ее отмечен, возвеличен,—
и оттого ей было хорошо:
	\
	молодыми, и труд ее отмечен, возвеличен,—   практика точно глаза открыли Александре
	Яковлевне. И она первая в Колхозе смело
	И грустно потому, что. не довелось сЫНО-   вела новшества. Сюда . относится прежде
	BLAM ‚порадоваться -на мать. Оложили свой
молодые головы ев сыновья — Александр и
Илья — за Отече’тво, за советский народ,
за жизнь, которая вновь расцветает.

Qua посмотрела ‘на сноху свою Марусю,
вдову, на её совсем юное, печально-светлое
	всего культурная вспашка клеверища Под
лен. Не было в колхозе предплужника;, и
Скрипачева догадалась подрезать вначале
плугом дернину, а потом запахивать ее.
Семена y нее всегда разобраны почти