3 ДЕКАБРЯ 1948 г. № 337 (41078)

ПО СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ
	В честь Дня Сталинской Конституции

чт TITON ST $
	УЛЬЯНОБСЬ, 1. (По телефону). Кол-
Февтивы промышленных предприятий Улья-
новской области встречают День Сталин-
ской Конституции новыми производственны-
мя успехами. На заводах и фабриках ши-
роко развернулось социалистическое сорев-
новзние за досрочное выполнение плана
третьего, решающего года послевоенной
сталинской пятилетки, за сверхплановые
	‚ пакопления. Промышленность Ульяновска
	786 дала свыше 14 миллионов рублей
сверхплановой прабыли.

Пример борьбы за экономию государствен-
ных средств показывают заводы имени В-
рошилова и имени Володарского. Коллектив
завода имени Воропгилова Сэкономил 9к0л9
4 миллыонов рублей, перевыполнив взятые
обязательства.

Свыше 100 предприятай области BeTpe-
чают День Сталинской Конституции выпол-
нением годовой программы.
	‘Речь Тореза на мипииме в пюроде Труа
	ПАРИЖ, 1 декабря. (ТАСС). 29 ноября
	в городе Груз состоялся митинг, на котором
присутствовало более 6.000 человек. На ми-
тинге выступил. тепло встреченный прасут-
ствующими генеральный секретарь фран-

Цузской коммунистической партии Морис
Торез.
	Чапохнив © борьбе против фашизма, кд-
	торую вел пролетариат 1руз еще до войны,
© движении сопротивления против оккупан-
тов, © жертвах трудящихся департамента
05, павших в борьбе против фашизма, Торез
остановился нз положении трудящихся масс,
Боторое сильно ухудшилось после удаления
коммунистов из правительства и привело к
забастовке гофняков.
	«Эта забастовка, — сказал Торез, — не-
	CMOTPA Ha люжь, клевету, провокации, на-
силия и убийства, прюдолжалась два меся-
	ца. Правительство не гпушалоеь ничем —
ни произволом, ни полицейским террором,
HA незакочной отменой пособий многодет-
НЫм для того, чтобы подавить чисто про-
фессиональное движение — забастовку, 38
0б’явление которой голосовало 95 процентов
горняков».

Указывая нз причины озлебления прави-
тельства, Торез отметил, что удовлетворения
требований горняков заставило бы прави-
тельство удовлетворить требования трудя-
щихся других профессий. Правительство,
сказал Торез, так неистовствовало потому,
Что оно наносило удары по отряду рабочего
класса, который всегда, как во время двн-
жения сопротивления, так и после оевобож-
дения, находился в азангарде. Правитель-
ство хотело создать атмосферу погромов про-
тиз рабочего класса, против ВЕТ и комму-
нистической партии для того, чтобы обеепе-
Wars cede THI в войне, подготовляемой под
непосредственным руководством американ-
ских капиталистов и для их блага. Этя же
цели преследуют и законы, предложенные
на утверждение парламенту. Маниетры хо-
теля «запугать» трудящихся и применить
метоль, полобные нолжогу рейхстага.
	Накокец, правительство хотело исполь-
зовать классические методы антикоммуниз-
ма для того, чтобы попытаться отвлечь вни-
мание народа от серъезных внутренних и
внешних проблем.

Правительство надеется уклониться от
ответов на вопросы, которые ставит ему
страна. Страна видит, что нищета продол-
Жжает непрерывно расти, несмотря нз то, чо
уровень производства поднялся по cpaBHe-
naw © 1938 годом, несмотря на обильные
урожаи, несмотря нз все «благодеяния» и
«дары», о которых не перестают говорить..

Как указал Торез, всё это 0б’яеняется
тем, что французский народ хотят заставить
оплачивать расходы, связанные © последней
войной, и расходы на подготовку новой
войны.

Он напомнил далее о том, что антикомму-
настические фальшивки Жюля Мока были
полностью разоблачены коммунистической
партией и что от клеветнических утвержде-
ний правительства не осталось камня на
камне. Торез показал, как коммуниетиче-
ские депутаты разоблачили в парламенте
тех, кто, стремясь поучать других, сам ока-
зался замешанным в скандальных историях,
связанных с финансированием из-за грани-
цы, как, например, газета «Попюлер» и pac-
кольники профсоюзного движения. Отклонив
предложение парламентской группы комму-
нистической партии о создании комиссии по
расследованию, парламентское  большин-
ство — от деголлевцез до социалистов —
признало этим самым полный провал Еле-
ветников.

«Правительство, — продолжал Торез, —
пыталось возбудить против коммунистиче-
ской партия публичный процессе в связи <
заявлением политбюро © том, что «франпуз-
ский народ никогда не будет воевать против
Советекого Союза».

«Но этим самым, — заявил Торез, — они
признают нашу правоту, признают, что дей-
ствительно ведется подголовка войны против
Советского Союза и стран народной демокра-
таи. Наше право и наш долг — разоблачать
	перед народом махинации поджигателей вой»
ны, желающих ‘вовлечь нашу страну в н0-
BY} войну против Советекого Союза. Наше
право и наш долг — бороться нротив подоб-
ной политики правительства, ведущей нашу
страну к участию в авантюре и к катастро-
фе. Наше право п наш долг — призвать
французов к единству действий за создание
правительства демократического единства,
которое проводило бы политику ‘защиты
французских интересов, политику мира и
национальной независимости.

Нам говорят, что. Недобные действия на-
носят ущерб моральному состоянию армии.
Следовательно, считают, что армию нужно.
воспитывать в духе необходимости войны
против Советского Союза. Наш долг и наше
право — протестовать против подобной по-
литики превращения французской армия,
которая отныне передана под иностранное
командование, в своего рода легион фран-
цузевих добровольцев. Но там, где потерие- .
ли провал Гитлер и Петэн, американские ка-

питалисты вместе с Блюмом и де Голлем тем

более обречены на неудачу».

Затем Торез подверг анализу цели и н9-
следствия «плана Маршалла» и . подчерк-

‚нул, что известие о возвращекии Рура нв-

мецким каматалистам вызвало огромное воч-
нение во Франция. Он заявил, что Ба про-
тест президента республики и председателя
Нациокального собрания их партнеры могут
ответить: «Слушайте, да ведь это план Мар-
шалла и претворение в жизнь лондонских
соглашений». Й они будут правы.

Далее Торез показал, что все эти факты
вскрывают классовые корни внешней поли-
тики Французекого правительства, которое
клевещет на поборника мира — Советский
Союз, и заявил, что народы мира не забыли,
Чем они обязаны стране’ социализма, 968060-
дившей их от фашистского ига.

Торез разоблачил политику руководителей
соцаалистяческой партия, которые вместе ©
так называемой «третьей силой» играют на
руку деголлевцам.
	Прения во ранцузсиом
Национальном собрании
	по вопросу о Руре
	ПАРИЖ, 1 декабря. (ТАСС). Вак coo6-
щает агентство Фране Пресс, вчера во фран-
цузском Национальном собрании начались‘
прения по вопросу о Руре. Когда председа-
тель Эррио открыл заседание, в зале при-
сутетвовало всего около 200 депутатов.

Первым выступил Франсуа Бийу, изло-
живший точку зрения фрапцузской ком-
партии на проблему Рура. «Наше прави-
тельство. национального отступлекня, —
заявил Бийу, — продолжая итти по пути
капитуляции,  санкционирует передачу
предприятий Рура геруханским ‘капитали-
стам». Напомнив, что, по мнению его пар-
THU, «лонлонекие соглашения оставили “В
стороне интересы и безопасность Фран-
ции», оратор разоблачил «политику. на-
правленную против Востока с целью 0бес-
печения своего господства над миром».
Осуждая антисоветскую политику ‘запад-
ных держав, Бийу заявил, что эти хержа-
вы ищут ноддержюи Германии против Co-
ветекото Союза. «Влохновителем этой поли-
тики, — заявил Бийу, — является Уин-
стон Черчилль».

Бийу разоблачил соглашение, суще-
ствующее между германокими и американ-
скими промышленниками. Затем он под-
верг критике внешнюю политяку Франции,
которая привела к передаче Рура фаптист-
ским магнатам, а также знтихоммунистиче-
скую политику франпузского правительства
и Западный cor.

В заключение Бийу потребовал сформи-
рования во Франции правительства демо-
козтического елинства.
		Письма в редакцию
		О ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ
  ДНЕВНИКАХ ШКОЛЬНИКОВ
	Преподавание географии в школе требует
разнообразных школьных карт. В 1948 г-
ду картографическая промышленность выпу-
етила цезую серию карт для школ. здесь
и климатические карты, и почвенные, и
карты природных зон СССР.

Однако работники картографической про-
мышленноети в погоне за выполнением пла-
Ha забывают о качёстве, Карты выпускают-
ся на очень тонкой бумаге и, не имея под-
клейки, быстро рвутся. Учителям географии
приходится самим браться за подклеизание
п скрепление карт. .

В воспитательной работе школы боль-
шую роль играет дневник школьника. В
нем, как в зеркале, отражаются успевае-
мость и поведение учащегося. Родители по
записям в дневнике судят, как учится их
ребенок. Отсутствие печатных дневников
сказывается на работе школы. Бажхую неде-
лю учашиеся по нескольку часов заняты
	ВСЕРОССИИСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО САДОВОДСТВУ
И ВИНОГРАДАРСТВУ
	Всероссийское совещание по садоводетву
и виноградарству продолжает свою работу.

30 ноября здесь был заслушан доклад
одного из ближайших учеников И. В. Ми-
чурина — академика П. Н. Яковлева «Ми-
чуринское учение — основа развития садо-
водства и виноградарства». Были сделаны
тавже доклады начальника Главного управ-
ления садоводства и виноградарства Мини-
стерства сельского хозяйства РСФСР тов.
Г. П. Солопова «Агротехникз в садах и пи-
тоиниках» и члена коллегии Министерства
сельского хозяйства РСФСР тов. С. Н. Про-
нина «0 мероприятиях по развитию плодо-
зых патомников в РСФСР».
	ТОРЬКИЙ, 1. (Корр. «Правды»). Моло-
уым льдом покрылиеь Ока и Волга. Ожив-
ленно стало в затонах и на еудоремонтных
заводах, где зимуют суда. Речники начали
сиревнование за досрочное выполнение пла-
на ремонта пароходов и барж. Встав на
стахановскую вахту в честь Дня Конститу-
ции, команды судов «Кузнец» и «Мерку-
рий» уже завершили ремонт. Экипаж паро-
хода «Память Котовского» решил окончить
подготовку. своего судна ‘K навигации
96 декабря. Этот почин подхвачен на
пароходе «Валерий Чкалов», экипаж кото-
рого соревнуется с командой парохода «Па-
цаять Котовского».

Коллектив Горьковского порта в закон-
	Работы белорусских
ученых
	МИНОВ, 1. (Норр. «Правды»). Научные
‘сотрудники 46 научно-исследовательских
институтов Академии наук Белоруссии ра-
тают над разрешением проблем, имеющих
льшое значение для народного хозяйства
республики.
	Большая групиа ученых занимается изу-
чением запасов торфа и наиболее эффектив-
ного использования его в народном хо-
зайстве.
	Разработкой новых приемов агротехники
и выведением  высокоурожайных  еортов
зерновых культур и картофеля заняты ин-
етитуты биологии и сельского хозяйства.

Институт литературы, языка и искус-
ства составил русско-белорусский словарь.
В нен-—80 тысяч. слов.
	АТМА-АТА, 1. (Корр. «Правды»), В Ва-
эхстане закончился перегон скота с летних
пастбищ — джайляу на зимние, располо-
хонные в степях Муюн-Кумов, Взыл-Вумов
ив других местах. Всего этой зимой на под-
ножном корму будет пастись около 10 мил-
THOHOB голов скота — овец, лошадей, вер-
блюдов и коров. На участках отгонного жи-
вотноводства созданы страховые запасы
трубых и концентрированных ‘кормов,
устроены колодпы и затиши: для животных.

(кот на зимних пастбищах обслуживают
десятки тысяч“ животноводов. Для них от-
зрыто около 200 почтовых пунктов, 170
торговых точек, организовано 200 фельд-
шерских пунктов и врачебных участков,
установлено 40 радиостанций, построены
вотни бань.
		Вчера в прениях с речью выступил ми-
нистр сельского хозяйства CCCP ros.
И. А. Бенедиктов.

— В свете великого наступления на 33-
суху, — заявил он, — развитие  садовод-
ства приобретает теперь первостепенное зна-
чение. Великий план создания полезащятных
	Сезодня на Волте
	лесных полос обязывает многомиллионную   черчением дневников, а могли бы они это
	армию садоводов, накопивитих богатый опыт   время использовать е большей пользой.
		Аневники можно изготовить‘из бумажного
	по выращиванию древесных насаждений,
	I ТЕР ТЕРЕЗА $ ЧЬИ др: 5

быть в передовых рядах борцов за передел-   срыва, печатание их не потребует крупных
ву природы засушливых степей. Сейчас этот   расходов. Вее это. казалось бы. мелочи. Ho
	опыт 0с00енно ценен, и его необходимо все-  устранение их окажет большую помощь в
	мерно использовать. .
Сегодня совещание. продолжает работу.
	чившуюся навигацию отправил тысячи тонн
груза сверх плана. Сейчас начался ремонт
портовых механизмов. Бригады ежедневно
перевыполняют нормы. Горьковчане особое
внимание обращают на высокое качество
работ. Решено привести за зиму двести
различных механизмов в такое отличное
состояние, чтобы они проработали. без ре-
монта две навигации.

Речники используют зиму и для учебы.
На ‘днях в институте инженеров водеого
транспорта закончилась конференпия по
вопросам современного судостроения. 05-
суждены доклады сормовских конетрукторов
0 новых судах.
	Бурильная установка
на тракторе
	ХАРЬКОВ, 1. (Корр. «Правды»). С за-
BOICKOTO двора выехал трактор «ХТЗ» не-
сколько необычного вида. Не заглушая
мотора, изшина остановилась, к земле спу-
стился бур. Несмотря на то, что грунт евер-
ху уже замерз, через 10 минут была готова
ямз диаметром около метра и глубиной
2,5 метра. Кран поднял лежащий рялом те-
леграфный столб и поставил его верти-
кально в вырытую яму.

Так работает новая универсальная маши-
на «БИК-9», еконструированная и изготов-
леннзя на харьковском заводе «Донбасс-
электромонтаж». Ona предназначена для
строительства линий связи и высоковольт-
ных ляний электропередач.

Широкое применение изшина найдет я
при создании полезашитных лесных 10л9ю.
	Центром политической и культурно-мас-
совой работы среди животноводов являютея
красные юрты. Около 150 таких юрт уже
развернули свою деятельность. Во’ многих
юртах установлены радиоприемники, рабо-
тают библиотеки-читальни.

Для чабанов, табуншиков а специалистов
построены тысячи жилых домиков и войлоч-
ных юрт. Созданы межколхозные хозяй-
ственно-культурные центры, в которых раз-
мещены зооветеринарные п врачебные пунк-
ты, оборудованы красные уголки, Районные
и областные организации поддерживают с
животноводами постоянную связь, перио-
дически посылают к ним лекторов, доклад-
чиБов, кинопередвижки и концертно-эстрад-
ные бригады.
	улучшении учебно-воспитательной работы.
Е. ГОРБ,
	учительница географии.
г. Винница.
	СОЗДАТЬ МАСТЕРСНИЕ
10 РЕСТАВРАЦИИ АВТОДЕТАЛЕЙ
	Существующая сеть ремонтных `завохов
обслуживает незначительную часть. авто-
мобильного парка страны.

Основная масса автомашин ремонтирует-
ся собственными средствами различных хо-
зяйств. Если большинство этих хозяйств
имеет токарные и сверлильные станки; то
фрезерных станков имеются лишь единицы.

Растонные, зуборезные, шлифовальные и
слециализиреванные станки, а также печи
для термической обработки металла — 8006-
ще редкое явление в автохозяйствах.

В результате — крайне ограниченные
возможноети изготовления и реставрации
деталей в большинстве хозяйств.

На наш взгляд, назрела потребность
организовать предприятия но реставрации
деталей. Это даст большой экономический
эффект, так как стоимость восстановлен-
ных деталей будет ниже стоимости новых.

Такие предприятия могут быть созданы
как в виде отдельных узко специализиро-
ванных мастерских, Tak и в виде заводов
со специализированными отделами,

‚ Целесообразно. чтобы детали, подлежалиие
реставрации, сдавались в обмен на восста-
новленные.

Инженер С. КУЗНЕЦОВ.
	ВЕТЕРПИМОЕ ОТНОШЕНВЕ
К ВАЖНОМУ ДЕЛУ
	В 1942 году в Москве, при музыкальном
училище имени Октябрьской революции,
были открыты курсы музыкального образо-
вания по классу народных инструментов
для инвалилов (Отечественной войны.

Дирекция училища отнеслась халатно
R этому начинанию. Занятия проводились
без плана и от случая к случаю. В 1944 г.
куреы были переведены в здание, не при-
способленное для занятий.

Ha курсах нет должного порядка.
Расписание занятий меняется ежедневно,
и учащиеся, подготовившись к одним пред:
метам, попадают на другие. Иногда пе
дагоги, еовмешающие занятия на курсах,
вызываютея в учебные часы для занятий
в основном училище. Здание не ремовти-
руетея, крыша протекает. Центральный
вход, где имеется широкая лестница, 33-
крыт, и учашиеся, лишенные зрения, долж-
ны подниматься по винтовой лестнице,
	Инзалиды Отечественной войны
	Л. ФЕДЯЕВ, И. ЯКУШИН,
П. КУШНЕРИК и другие.

pas
rz
		Выступление сенатора Коннэлли
на пресс-конференции
	Газета «Нью-Йорк тайме» пишет: «Ка-
саясь положения в Берлине, сенатор Кон-
налли ззявил, что «мы». похразумевая пох
	этим западные державы, «Не пошли по пу-
	ти, намеченному предварительным согла-
шением», которое было достигнуто несколь-
ко месяцев назал в Москве лля облегчения
разрешения вопроса».

` «Нью-Йорк таймс» отмечает, что через
несколько часов после выступления Кон-
нэлли его секретариат роздал предетавите-
лям печати текет заявления, в котором
слова Коннэлли цитируются следующим
образом: «План, который был предложен
во. время. предылущих переговоров, ue
встретил сочуветвенного › отношения со
стороны военных губернаторов, которые не
приняли его».
	Клея в Германии
	фактов» был недавний приказ Влея о воз-
вращении контроля над рурской промыш-
ленностью немцам.

Генерал Клей и коалиция милитаристов
и финансистов, на которую он работает.
не хотят разрешения валютной проблемы.
Милитаристам нужна непрекращающаяся
тревога в течение ближайших нескольких
месяцев для тоге, чтобы они могли прове-
сти через конгресе увеличенные ассигно-
вания на военный ленд-лиз. Финансисты
не хотят разрешения взлютной проблемы,
так как за этим последовала бы четырех-
сторонняя конферевция, посвященная Гер-
мании. Первым вопросом на повестке дня
	этой конференний был бы четырехеторон-
	ний контроль над Руром. Друзья Германия
на Уолл-стрите полны решимости не допу-
стить, чтобы ни русские, ни Французы (ни
англичане, если они посмеют действовать
более независимо) не’ воспрепятетвовали
возвращению Рура крупным германским
промышленникам».
	НЬЮ-ЙОРКЕ, 30 ноября. (ТАСС). Как
сообщает корреспондент газеты ‘«Дейли
уоркер» из Вашингтона, 29 ноября сенатор
Коннэлли на пресс-конференции признал,
что Соединенные Штаты и Советский Союз
ранее достигли соглашения об урегулиро-
вании берлиЕского вопроса. [о словам кор-
респондента, Коннэлли заявил на пресс-
конференции: «По некоторым причинам мы
не пошли до конпа в этом вопросе». Далее
Коннэлли лобавил. что «вопрое о русской
марке в Берлине недостаточно серьезен.
чтобы оправдывать огромные расходы. свя-
занные со снабжением Берлина по воздуху,
а также все разговоры, замешательство и
гразящую опасность. Настало время разре-
пеить берлинский вопрос и перейти к 04-
суждению на мирной конференции‘ вопроса
0 мирном договоре для Германии»,
	Стоун о политике

НЬЮ-ЙОРК, 29 ноября. (ТАСС). 0бозре-
ватель газеты «Нью-Йорк стар» Стоун,
комментируя так называемый берлинский
вопрос, указывает, что предложения обеих
сторон в значительной степени совпадают;
это, по его словам, доказывает, что Клей и
клика, которую он представляет, пытаются
воспрепятетвовать заключению полного со-
глашения.

По словам Стоуна, Клей препятствует
достижению соглашения, так как он яв-
ляется исполнителем воли блока, имеющего
собственные интересы в Германии, и он
«ухитрилея сделать нечто большее, чем
разработать политику для Германии. Клей
пользуется влиятельной финансовой под-
держкой и отличается смелостью, что по-
зволило ему выносить основные решения.
которые в глазах Вашингтона являются
политикой, так как Вашингтон не смеет от-
казаться от Клея и тех «свершившихея
фактов», перед лицом которых он ставит
Вашингтон. Многие в Вашингтоне подозре-
	BaNT, что одним из таких «евершившихся
	На зимних пастбишах Казахстана
	Пнсьмо Оттомара Гешке
	БЕРЛИН, 1 декабря. (ТАСС). замести-
тель председателя городского собрания хе-
путатов Оттомар Гешке обратился вчера к
военным комендантам Берлина с письмом,
в котором сообщает, что ‘на состоявшемся
чрезвычайном заседании городского собра-
ния депутатов. по предложению демокра-
тического блока Берлина, был единогласно
низвергнут магистрат, созданный в резуль-
тате выборов 20 октября 1946 года, так
как большипетво этого магистрата прене-
брегло элементарными жизненными интере-
сами Берлина и его населения, нарушило
конституцию и не выполнило своих обязан-
ноетей. Для обеспечения единства управле-
ния снабжением. а также для подготовки
всеобщих демократических выборов во всем
Берлине создан временный демократический
магистрат.

Гешке лалее указывает, что предложе-
ние демократического блока Берлина было
единогласно принято 2 тысячами предста-
вителей берлинского населения, присут-
ствовавшими в Адмиральспаласте. Это ре-
шение единодушно поздержано 500 тыся-
чами берлиниев. участвовавитих в массо-
воу митинге.

«Выполняя свой долг, — пишет в з3-
ключение Гешке, — я довожу до вашего
сведения 0б этих выборах п одновременло
сообщаю, что весь магистрат и обер-бурго-
мистр Фридрих Эберт были утверждены
массовым иитингом. Я позволю себе вырз-
зить належлу. что этому вновь созданному
временному магистрату, который булет вы-
полнять свои функиии до об’явления но-
вых свободных, единых, демократических
выборов во всем Берлине, булет охазана
необходимая поддержка в его деятельнзити
в интересах всего берлинского населения»,
		«Бесприданница» в филиале Малого театра
	изящной простоты. Мы верим душевной: чи-
стоте Ларисы, ев моральному превосходству
над тем страшным миром, ереди которого
суждено было ей жить.

По порой у В. Роев ошущается некоторая
скованность, боязнь неносредственных дви-
жений чувства и воли, какими так богата
Лариса, — точно артистке мешает забота
о Том, чтобы соблюсти во всех деталях
режиссерский рисунок роли.

Поэтому в финале последнего акта, когда
у Ларисы открываются глаза на тот мир
хишничества, который окружает ее, талант-
ливой молодой актрисе не удалось с доста-
точной силой выразить трагизм судьбы
своей героини.

Малый театр создал содержательный, по-
учительный спектакль, правильно подошел
к проблеме постановки замечательной пьесы
великого русского драматурга. Надо поже-
лать театру в дальнейшей работе над. спек-
тавлем иттн еще более смело по избранному
им пути. Однако газета «Советское изкус-
ство», как 910 ни етранно, критикует Мз-
лый театр именно за стремление к социаль-
ной насыщенности образов. Критик Г. Беяд-
жиев об’явил стремление TeaTpa к четким
классовым характеристикам рецидивом вуль-
гарного  сопиологизма. Критик склонен
выискивать у от’явленных «пошляков ‘и
циников, окружающих Ларису», их «самые
лучшие ‘чувства», «поэтический восторг»,
«мечты о счастьи», «чувство любви», «стра-
стные порывы» и даже упрекнул Малый
театр за то, что он, дескать, прочитал «Бес-
приданницу» «чуть ли He с помощью
Сзлтыкова-Щедрина». Бояджиеву вторит
критик `В. Рулницкий, упрекая режиссуру
Малого театра за то; что она’ ‘якобы
не проявила & персонажау пьесы не-
обхолимой об’ективности, слишком уж под-
черкнула их клаесовую суть. Не туда тол-
кают Малый театр подобные критики из
«Советского искусства»!

«Бесприданница» — воинствующая пье-
са, и Малый театр, этот Дом Островского,
создает воинствующий спектакль. Пожелаем
ему новых успехов B ‘разработке. богатей-
шего творческого наследия ‘отечественной

классики,
С. ДУРЫЛИН.
	Государственный Академический Малый
атр поставил «Бесприданницу» A. H. Ocr-
рокот.

В своей пьесе, написанной почти семьде-
сят лет назад, народный драматург горит
таким гневом против варваретва эксплоата-
торов и такой любовью к человеку, что
«Бесприданница» сохраняет до сих пор всю
свою силу и обаяние, усиливая вашу нена-
висть к капиталистическому строю жизни.

Режиссура привлекла к участию 8
«Бесприданнице» актеров всех трех поколе-
ний Малого театра, причем самые трудные
оли достались актерам младшего поколе-
ния. Это хорошо: выдвижение талантливых
молодых актеров на ответственные роли
лучше веего делать в спектакле, где моло-
дежь окружена опытными мастерами во
главе с такой превосходной исполнительни-
цей Островского, как В. Рыжова. И млад-
шее поколение Малого театра, как мы виде-
ли, дало немало хорошего в «Бесприданни-
це». Радостно, что в труппе старейшего рус-
екого театра раётет даровитая молодая смена.

Из старшего поколения Малого театра,
выраставшего еще на глазах у Островского,
в спектакле занята В. Рыжова в роля
Евфросиньи Потаповны. И мещанская огра-
ниченность, и глуповатое добродушие, а хо-
зяйственная хлопотливость небогатого чело-
века, и жалость к обиженному племянни-
57 — вое выражено простыми, убедитель-
ными средствами, все 0б’единено в живой.
характер, исполненный тонкого юмора, 5у-
дожественной правды и простоты. А © рече-
вом богатстве актрисы приходится только
сказать: молодые актеры могут Учиться У
Рызжовой языку Островского, его чистейшей
и ярчайшей народной русской речи!

Прекрасно сделал Малый театр. вернув
из сцену «Бесприданницу». Ярко показана
в спектакле трагедия гибели человека в
бесчеловечном обществе Кнуровых и Воже-
ватовых,

Постановщик «бееприданницы» в’ фили-
але Малого театра В. Зубов, режиссеры
Л. Прозоровский и Б. Никольский верно
поняли пьесу Островского как драму соци-
альную. Они стремилиль выявить. &лассо-
вую природу персонажей пьесы, дать им
четкую идейную ‘оценку.

Но. идя по этому правильному пути, они,
	однако, не во всех случаях добились глу-.
бокого решения  поетавленной ими перед.
собою задачи.

Театр дал верную трактовку образов Вну-
рева (В. Владиелавский) и Вожеватова
(Н. Рыжов). Эти образы Островекий писал ©
кенавистью: Кнуров и Вожеватов у него не
просто плохие, порочные люди, они — убий-
цы Ларисы, и это сильно показано в спек-
такле.

Еще более остро подчеркивает своим
исполнением роли Карандышева трагическое
одиночество Ларисы молодой артист Н. Афз-
насьев. Его трактовка свежа, правильна, —
Карандышев у него не просто. жалостный
«маленький человек», каким его часто изо-
бражают, а себялюбивый, завистливый ме-
щанин, который не столько мучится лю-
бовью в Ларисе, сколько снедаем неутолен-
ной жаждой «выбиться в люди».

В образе Огудаловой (С. Фадеева)
убедительно. показано: все, что совершает
Огудалова из любви Е своей дочери,
мерзко и позорно, но эта . представи-
тельница «благородного сословия» счи-
тает, что иных путей нет в окружающем
ее мире купли и продажи, ее поступки кз-
жутся ей вполне естественными.

Паратов — один из сложнейших образов
у Островского. Актер Б. Телегин явно обед-
няет содержание этого образа, изображая его
каким-то Миловидовым из комедии «На бой-
ком месте». Режиссуре следовало бы помочь
способному актеру понять, что в Паратове
есть не только показная лихость «красавца-
мужчины», следовало ярче показать, какая
черная душа у этого хищника скрыта за
внешностью выхоленного бзрина. Он хаад-
нокровно губит человека ради ханутной
‘своей забавы.

Робинзон — единственное лицо, которое
не чинит никаких обид Ларисе. Он чужд
миру Вожеватовых и Паратовых. Таким, по-
вид. -мому, Робинзон задуман Н. Светловидо-
BEI’, таким показан ое в первом и втором
действиях, но, в дальнейшем, к сожалению,
артист слишком увлекся «комическим» в
своем персонаже.

Ларису. играет. недавно выпущенная из
школы артистка К. Роек. `Она обнаруживает
несомненное дарование. В ее иснолнений
немало выразительности, — искренности,
	Обращение Бременного демократического
правительства Греции
	БЕЛГРАД, 30 ноября. (ТАСС). Радио-
станция «Свободная Греция» передала
обращение Временного демократического
правительства по поводу террора монархи-
стов-фашистов в Греции.

В обращении говорится, что убийства й
расстрелы продолжаются по всей стране.
На острове Макронисое, в концентрацион-
ных лагерях на Акронафилии, Икарии, в
тюрьмах томятся десятки тысяч демократи-
чески настроенных граждан Греции. Не
проходит дня, чтобы не было новых аре-
стов и расстрелов. Жандармы под угрозами
й пытками заставляют матерей подписы-
вать заявления о том, что партизаны бул-
то бы увели их детей.

В то время, когла Временное демократи-
ческое правительство последовательно етре-
MHTCA найти еправедливое решение. грече-
ской внутренней проблемы, говорится далее
в сообщении, афинские власти, подетре-
каемые и руководимые американскйми им-
перизлистамн, продолжают творить свой
преступления. В то время как Временное
демократическое правительство предлагает
спокойствие, мир и согласие, выражая же-
лания всего народа, желания всего мирово-
го общественного мнения, монархо-фашизи
й американская «демократия» ‘усиливают
террор, несмотря на новый провал их воен-
ных операций в этом году.

Дальше в сообщении указывается, что
	солдаты и честные офицеры королевской
армии не желают войны, они избегают
стычек ев Демократической армией, разбе-
гаютея по домам. Но афинекое правитель-
ство призывает всё новые и новые возра-
сты пол ружье, получая от своих амери-
канских хозяев сотни тысяч тонн военных
материалов для продолжения кровопроли-
THA.

Спасение Греции, гласит обращение, на-
ходитея только в честном демократическом
соглашении, в котором должна быть выра-
жена воля народа. Для выполнения этого
условия необходимо, чтобы из нашей стра-
ны ушли американские и английские по-
литические и военные агенты. Такого ро-
да решения желают народ и мировое демо-
кратическое общественное мнение. К этому
прилагает все усилия Временное демокра-
тическое правительство. Но монархисты-
фашиеты и их американские покровители
упорно навязывают войну, кровопролитие и
хотят самым евирепым террором сломить
непокоренный греческий народ. Это еще
раз подтверждается трагическим извести-
ем. что 600 осужденных бойцов вопроти-
влеБия об’явили голодовку, выражая этим
протест против расстрелов.

Обращение заканчивается = словами:
Пусть снова и снова поднимается голос ми-
ровой демократии и культуры для того,
чтобы остановить руку палачей.
	численность американской
и английской армий
	НЬЮ-ИОРА, 30 ноября. (ТАСС). Ца сооб-
щению  вашингтонского корреспондента
агентства Ассошиэйтел Пресс, министр 060-
юны США Форрестол заявил, что чиелен-
ность американской армии на 1 ноября ©о-
ставляла 1.564.018 офицеров и рядовых, то-
есть увеличилась на 19.528 человек по
сравнению с численностью личного состава
армии на 1 октября.

ЛОНДОН, 1 декабря. (ТАСС). Бак пере-
дает агентство Рейтер, английское мини-
стерство обороны сообщило, что в общей
сложности в Англии в вооруженных силах
имоется 1.015.900 человэк.
	Афинское правительство усиливает кровавый террор
	АФИНЫ, 1 декабря. (ТАСС). Оболрен-
ные решением англо-американского боль-
шинства (ОН по греческому вопросу, афин-
ские’ власти усиливают кровавый террор.
Расстрелы ‘снова стали производиться. еже-
дневно. Вчера в Салониках по’ приговору
	военного трибунала расстреляны еще пять
	человек.

Военный миниетр Рентис сделал заявле-
ние, свихетельетвующее о том, что подго-
тавливаются ‘новые массовые расстрелы и
что он заранее стремится снять с себя от-
ветотвенность за эти расстрелы. Рентис за-
явил. что по существующим законая ми-
	нистр не может ни отменить смертвого при-
говора.,ни отсрочить ето исполнения и. что
отсрочка исполнения смертных приговоров,
вынесенных тремя голосами против двух,
предоставлена только на время расемотре-
ния апелляций. Последнее замечание озна-
чает, что ныне будут исполняться при-
говоры, вынесенные большинством в один
голое. Такие приговоры до этого не приво-
лились в исполнение.

В последние дни возобновились также
массовые аресты и облавы в Пирее и
Афинах.