4 ДЕКАБРЯ 1948 г., № 339 (11080)

чет
		Благоустройство
	Челябинска
	ЧЕЛЯБИНСЕ, 3. (Спец. корр. «Правды»).
За последние несколько лет в’ Челябинске
проведены значительные работы по улучше-
нию коммунального и культурно-бытового
обслуживания трудящихся. В годы войны
и послевоенный период в ‘городе построено
более 420 тысяч квадратных метров жилой
площади, 8 школ, открыто 14 клубов,
2 театра, 10 кинотеатров, увеличилась
больничная сеть, возросла в два раза средне-
суточная подача воды, организовано трол-
лейбусное сообщение, проведены болыние
работы по благоустройству и озеленению
города.

Однако в связи с развитлем промытилен-
ности и ростом населения в настоящее время
жилищно-коммунальное хозяйство и RYIb-
турно-бытовое обслуживание не удовлетво-
ряют возросших нужд трудящихея Челя-
бинска. Заботясь об улучшении обслужива-
ния населения города, правительство при-
няло решение. о мероприятиях тю’ дальней-
шему развитию  жилищно-коммунального
хозяйства и культурно-бытового. строитель-
ства в Челябинске.

В 1949 году здесв должно быть построено
83 тыеячи квадратных метров жилой пло-
щади, 4 школы на 2.100 мест, три больни-
цы на 960 мест, 4 детских сада, и 4 детских
яелей, 3 бани, прачечная. Кроме того, в бу-
дущем году будет приступлено к строятель-
ству еще трех школ, болышой больницы на
400 коех, бани и детских яслей. Предстоит
строительство новых трамвайных аиний
и троллейбуеното депо;

В предстоящем году Челябинск, обогатится
Дворцом культуры в Ленинском районе и
новым кинотеатром,‘ Капитально. ремюнтиру-
ю1ея два рабочих клуба. Решено создать
картинную галлерею.

‚ РБолыние работы намечены по благо-
устройству,
	В МОРДОВОКОЯ АССР ОСбУЩЕСТВЛЕНО
		CAPAHCK, 3. (По телефону). До Ок-
тябрьской революции мордовский народ
не имел своей письменности. Грамотность
взрослого населения не превышала 17 про-
центов.

При еоветской власти в Мордовии от-
крылись сотни начальных и средних школ.
Сейчас в республике насчитывается 940
начальных и свыше 400 средних школ.
Созданы научно-исследовательский  инсти-
тут мордовской культуры, государственное
издательство, педагогический и два учи-
тельских института, 8 педагогических учи-
лищ, 4 сельскохозяйственных техникума,
хве акушереко-фельдшереких школы,  тор-
говый техникум, политиросвемякола, Спе-
пиальные учебные заведения Мордовии вы-
пустили тысячи квалифицированных  спе-
циалистов.

В текущем учебном году в республике
осуществлено всеобщее семилетнее обучение.
Только в школах Министерства проевеще-
вия обучается около 195.000 человек.
Учатся все дети школьного возраста. Это
крупнейшее достижение мордовского наро-
да — результат ‘успешного осуществления
ленинеко-сталинской национальной поли»
THERE.

Коллективный корреспондент «Правды» =

газета «Красная Мордовия».

_— КРУПНАЯ ПОБЕДА
ХЛОПКОВОДОВ ТАДЖИКИСТАНА
	Я Беседа с секретарем ЦК КП(б) Талжикистана тов. Б. ГАФУРОВЫМ
	хозников, на заседаниях бюро обкомов и
райкомов партии. Это способствовало рас-
нространению передового опыта и быстрому
устранению недостатков, которые вскрыва-
лись провезочными комиссиями.
	Погодные условия весны и осени ны-
нептЕего года оказались неблагоприятными
для хлопчатника. Веледствие градобития и
заморозков Ha значительных площадях
неоднократно пришлось проводить нересев и
подсев, Потерянное время было наверстано
за счет. повышения культуры земледелия,
усиления темпов и улучшения качества
обработки хлопчатника. В болыпинетве
колхозов хлопковые плантании были 6—7
раз обработаны кетменями, 7—8 раз про-
культивированы и столько же раз политы.
	Чтобы ускорить вегетацию и повысить уро-
жай, буквально везде проводились чеканка,
рекомендованная зкадемиком ° Лысенко, 8
также осеннее прореживание посеров путем
срыва листьев. Эти мероприятия, проведен-
ные в широких размерах, целиком себя оп-
равдали, Руководствуясь передовой наукой,
пепользуя богатый опыт, накопленный го-
дами, хлопководы преодолели трудности и
вырастили высокий урожай.

Важно отметить, что в этом году работа
на хлопковых полях проходит дружнее, ор-
танизованнее, чем в прошлые годы. Тут
благотворную фоль сыграла большая по-
мощь, которую получила наша республика
от союзного правительства. Весной и летом
нам прислали значительное количество но-
вых тракторов и сельскохозяйственных ма-
шин, мы получили намного больше
минеральных удобрений и‘ ядохимика-
тов. Хлопководы бесперебойно снабжаются
хлебом, манубфактурой и другими промьии-
ленными и. продовольственными товарами.

Государственный план заготовок хлопка-
сырца выполнен, но на полях еще много
хлопка. Поэтому колхозники, He снижая
темпов, продолжают собирать урожай этой
пеннейшей культуры с прежним напряже-
нием. Сбор и сдачу хлопка они велут под
лозунгом -—- не оставить на’ плантациях ни
одной неубранной коробочки. Тысячи сбор-
щиков с честью выполкяют эту благорол-
ную задачу. Колхозница артели имени
Свердлова, Регарекого района, Мухтаба Ма-
маджанова собрала за сезон 12 тысяч кило-
граммов коротковолокнистого хлопка. По 9—
10 тысяч килограммов сырца собрали из-
вестные в республике  сборщицы: Саодат
Очилова, Тимияхон Якубова и хругие, `

Успехи нынешнего года красноречиво
говорят 0 том, какими богатыми резер-
вами, располагают колхозы для дальней-
шего повышения урожайности и валового
сбора хлопка. Учитывая накопленный опыт,
мы сочетаем сбор сырца с борьбой за уро-
жай будущего года. Подводя предваритель-
ные итоги, районы, колхозы, бригады,
звенья принимают на себя ковые социали-
стические обязательства, которые уже сей-
час претворяются в жизнь. Во всех рай-
онах началея пох’ем зяби, идет накопление
местных удобрений. Органы водного хозяй-
ства с помощью колхозников ведут очистку
коллекторов и ирригацлонной сети,
	В эти дни, когда республика ведет сверх-
плановый chop п сдачу хлопка государетву,
таджикские хлопководы от души благода-
рят советское правительство, коммунисти-
ческую партию и нашего родного вождя
товарища Сталина за неустанную помощь я
заботу о развитии сельского хозяйства.
Колхозники и колхознипы, рабочие и работ-
ницы МТС и совхозов обещают, что они и
впредь не пожалеют сил для того, чтобы
	_ Вчера хлопководы Таджикистанз с отром-
НоЙ радостью рапортовали нашему дорогому
товарищу Сталину 0 досрочном выполне-
нии годового плана заготовок хлопка-сыр-
ца. Колхозники и колхозницы, рабочие и
работницы совхозов и МТС, специалисты
сельского хозяйства республики под руко-
водотвом партийных организаций одержали
В этом году крупную победу. В 1 декабря
собрано- и сдано тосударству хлопка на
284.400 центнеров больше, чем за весь
прошлый год. Средняя урожайность в
целом по республике превысила фак-
тический `6бор самого высокоурожайного
1941 тода. Таким образом, по раз-
BUTHIO хлопководства республика превзо-
шла уровень лучших довоенных лет, а пя-
тилетнее заданиё по урожайности хлопка-
сырца выполнено за три года.
	Такого высокого урожая, какой выращен
в нынешнем тоду, таджикекие хлопководы
никогда раньше не получали. этот замеча-
тельный успех достигнут благодаря колхоз-
ному строю, благодаря упорному и самоот-
верженному труду всех колхозников и
колхозниц. Дружная работа хлопководов
далз возможность от отдельных рекордов,
которые были в прошлом, перейти к общему
под’ему урожейности хлопчатника. Теперь
в Таджикистане есть целые районы, сотни
колхозов, тысячи бригад и звеньев, которые
из года в год получают высокие и устойчи-
вые урожаи.

Взять, к примеру, Сталинабадевий рай-
©н — один из передовых в республике. К
1 декабря средняя урожайность по коротко-
волокнистым сортам составила здесь более
35 центнеров хлопка с гектара. Колхоз име-
ни Орджоникидзе со веей нлощади в 160
тектаров уже сдал государству по 42 пеят-
нера сырца.

По длинноволоккистым сортам хлопчат-
ника ведущее место в республике держит
Ленинабадекий район, сдавший почти по
30 центнеров сырца с каждого гектара. Пе-
редовой колхоз имени Сталина, где предее-
дателем депутат Верховного Совета. СССР
Терой Социалистического Труда Пулат Бо-
бокалонов, вырастил по 35 центнеров хлоп-
ка, 8 звеньевые тт. Рахимов, Саидов и дру-
гие дали уже по 76—90 центнеров с гек-
Tapa.

Богатый урожай снимают крупнейшие
ХлоПковыв районы республики — Орджо-
никидзеабадекий, Пахтаабадекий, Молотов-
абадский, Гиссарский, Чкаловский, Курган-
Тюбинский. Замечательно то, что в этих
районах в ряды передовиков выдвинулись
сотни новых колхозов, бригад и звеньев,
	Что решило исход борьбы таджикских
хлоЦководов 38 высокий урожай, за досроч-
ное выполнение заданий пятилетки по раз-
витию хлопководства? Прежде всего улуч-
шение руководства этой важной отраслью
хозяйства со стороны партийных и совет-
ских ортанизапий, повышение культуры
земледелия и внедрение передовой агротех-
ники, массовость сопиалистического сорев-
нования. В этом году соревнование: в тад-
жикских кишлаках приняло поистине небы-

_валый размах — соревновались все обла-
ети, районы, МТС, колхозы, совхозы, брига-
ды и звенья. Партийные организации рес-
публики возглавили соревнование и напра-
вили его на выполнение задан, которые по-
ставили перед хлонководами Центральный
Комитет ВКП(б) и советское правительство.
‚ Весной — в разгар сева, летом — в пе-
рнод междурядных обработок и осенью—во
время сбора урожая была неоднократно ор-
ганизована проверка выполнения соцпали-
стических обязательств соревнующихея.

Итоги проверки, как правило, обсуждались
на собраниях сельских коммунистов, кол-
	Мех конным двором и кузницей бродит
Васька Горчихин, пустоболт и запивашка,
еле вырабатывающий минимум трудодней.
Дорога скована первым морозцем, так что
броди себе и броди: ног в грязище не увя-
зишь. И Васька бродит, болтается, как без-
домный. Вричат, носятся полулётом гуси,
ищут первого. ледка, — Вавька приостано-
витея, смотрит, до какого места они доле-
тят. Поглядев, бредет дальше.

У избы Глеба Юшкина повстречались
отородник Байков и бригадир Рублев, о чем-
то разговорились, — Васька ‘поспентно ша-
гает туда, словно у Hero неотлатательное
дело к Рублеву или Байкову. Подошел, всей
пятерней поскреб под шапкой, попросил
беспечным голосом табачку. Байков не от-
зывается, будто и не слышал, а Рублев,
покосившись, подумав, вынул кисет, но к
табачку Ваську не допустил, & сам подал
щелпоть.

Склвивая кручонку и стараясь придать
своему лицу глубокомудрое выражение,
Васька начинает»
	—щ На конном сейчас опять про ету...
про Ассамблею читали.

Всякий раз, когда ему ук очень хочется
Поговорить с основательными ЛЮДЬМИ, Of
натужно пробует сказать что-нибудь «куль-
турное», так, чтобы’ ему  подивились:
«Васъка-то прост-прост; а голова и вообще
уровень — дай. бог каждому».

Жму`рясь, мотая головой, заговорил: «ETS
втомна бомба...» «Ета ихняя провокация...»
«Веё борзятся, всё завидывают хвостом...»
«А наш как начал их жилять, клк начал, с
ИХ ТОЛЬКО перо-шереть летит...»
	Но тут он завидел Адрианыча, сорвалея
и пошел нагонять.

Адрианыч идет мрачный, — на Васькино
приветствие не ответил, А сегодня суббота,
предираздничный вечерок, Ваське вот кав
нужна «полеотня или в крайности тридцат-
ка в счет распределения доходов».

— Снежка бы под ночь надо ждать, —
искательно начинает он.

Покосился нз Адрианыча: «Хоть с мери-
ном говорить, хоть с ним, — не понимает
человечества. Ну, да я тебя сейчас ‘приведу
в сознательность», заговорил бодро:

— Дураков нашли: всё подковырива-
ются, подковыриваются, & под кого-ясно-
понятно. Прямо, конечно, не говорят, а на-
	* Окончание. Начало в «Правде» от 3 де’
кабря.
	СООБЩЕНИЕ ТАСС
	Раз яснение Советской стороны
к переданным 20 ноября ответам
на пять ‘вопросов г. Брамуглиа_
	Па основании полученных из звторитет-
ных источников сведенай ТАСС уполномочен
сообщить следующее:

После. того, как Советская сторона
20 ноября 1948 г. даль ответы на пюста-
вленные г. Брамуглиа четырем державам
вопросы, связанные © введением и обраще-
нием немецкой марки Советской зоны в ка-
чества схинетвенной валюты в Берлине, бы-
ли опубликованы дополнительные докумен-
ты, касающиеся указанных финансовых ме-
роприятий. К этим документам относятся —
меморандум правительств Франции, Ведико-
британии и Создиненных Штатов Америки
от 23 ноября 1948 г.; содержащий ответы
оразительств трех держав. нз поставленные
г. Брамутлиа вопросы; дополнение прагя-
тельств Франции и Великобритании от
28 ноября 1948 г. в указанному меморан-
думу трех держав с приложением тезста до-
вумента, внесенного английским генералом
Робертсоном 7 сентября 1948, года на сове-
щании главнокомандующих в ‘Берлине, но
не обсуждавшегося ими в связи е перерывом
переговоров, & также некоторые предложе-
ния по бертинскому волросу, передзиные
г. Брамуглиа А. Я. Вышинскому.

В связи с этим Советекая сторона счи-
тает необходимым дать следующие pas. яене-
НИЯ.

В отношении меморандума правительств
Франции, Великобритании и Соединенных
[Штатов Америки от 23 ноября и дополне-
HHA & Этому мемюрандуму правительств
Франции и Великобритании от 28 коября
Совотевая сторона, исходя из согласованной.
между четырьмя правительствами» директи».
вы от 30 августа, придерживается ‘еледую-
щего понимания относительно оставшихся
еще не решенными проблем, о которых гово-
ратея в меморапдуме трех держав в ответ на
пять вопросов г. Брамуглиа:

Первая проблема — 06 определении коли-
чества валюты и кредитов, предоставляемых
всему Берлину Немецким Эмиссионным Бан-
ком:

Перзоначальная сумма валюты; предо-
ставляемой Немецким Эмиесионным Банком
веему Берлину, будет определяться, номимо
уже- находящихся в обращении в Берлине
немецких. марок Немецкого Эмиссионного
Банка, суммой В-марок, которые будут
пред’ явлены. к обмену, в. соответствии © до-
CTHTHYTHM соглашением четырех держав.
Дальнейшее предоставление валюты и кре-
дитов Немецким. Эмисемонным Банком будет
производиться в размерах, устанавливаемых
четырехсторонней фипансовой” комиссией,
причем, как правильно говорится”в проекте
ген. Робертсона, «единоглаеные решения,
принятые _ финансовой” комиссией, будут
иметь силу завона, пункты ве, но которым
имеются расхождения, будут передаваться
главновомандующим и, в случае необходи-
мости, правательствам».

Вторая проблема — об обеспечении. поле-
жения 0 том, что ие будет дискриминации
в отношении предоставления валюты и. кре-
дитов в Берлине. ,

Одвой из. важнейших задач четырехсто-
ронней финансовой комиссии, как это было
указано в ответе Советского. Правительства
на вопросы г. Брамуглиз, является наблюде-
Hae 33 TeM, чтобы ве было дискриминации

или действин, направленных против держа-
телей западных марок, в связи с обменом
этих марок, выпущенных в Берлине, & так-
же за предоставлением равных условий в от-
ношении валюты и доступных банковских и
кредитных возможностей во всех секторах
Берлина,

Что каезетея ответов, данных в меморан-
духо трех держав на вопросы, поставленные
г. Брамуглиа, то Советская сторона придер-
живается следующего мнения.

1. По первому вопросу г. Брамуглиа —
© том, какие органы будут осуществлять
четырехеторонний контроль над финансо-
выми соглашениями OT пмени четырех
	‘охкупирующих держав.
	тии западной марки — В из обращения №
Берлине.

Г) Пункт шестой. Советская сторона
считает, что выдача лицензий для импорта
п экспорта из Берлина должна производиться
финансовой комиссией.

Совётевая сторона считает необходимым
прелусмотреть, что финансовая комиссия
при осуществлении контроля исходит из с0-
бллодения гарантий, предусмотренных ди-
рективой от 30 авгуета сего года, для пред-
отвращения того, чтобы использование в
Берлине немецкой марки советской зоны не
привело к расстройству денежного обраще-
ния или к нарушению устойчивости валю-
ты в советской зоне оккупации.

3. По третьему вопросу г. Брамуглиа —
над какими финансовыми операциями ив
каких районах будет осуществляться
четырехсторонний контроль.

Советская сторона считает, что четырех-
сторонний контроль должен осуществляться
в Берлине над всеми операциями, предусмот-
ренными в ее ответе на вопрос второй.

4. По четвертому вопросу г, Брамуглиа—
о TOM, какова точная редавция дирек-
тивы, которая должна быть выпущена ддя
проведения четырехсторовнего контроля.

Советская сторона не возражает против
того, что соглашение будет введено в дей»
ствие приказом четырех главнокомандую-
щих.

5. По пятому вопросу г. Брамуглиа —
© том, как будет контролироваться торгов-
ля между Берлином ‘и западными зонами
Германии и третьими странами, включая
выдачу экопортно-импортных лицензий.

Советская сторона считает, что весь то-
варный ввоз и вывоз в Берлин и из Верли-
На должен осуществляться па основе зицен-
зий, выдаваемых четырехсторонней финан»
совой ‘комиссией, при соблюдении нетто-
баланса, не считая тех поставок продо-
вольствия, топлива и электроэнергии,
которые производятся во исполнение обя-
занностей оккупационных властей по под.
держанию здоровья н благосостояния наее-
ления города в порядке помощи Берлину,
причем стоимость этих поставок, очевидио,
будет зачисляться в долговые обязательства
магистрата, Провоз через советскую зону
оккупации товаров, на которые будет вы»
дана линензия финансовой комисени, дод-
жен осуществляться беспрепятственно,

По поводу Предложения г, Брамуглиа о
созхании комиссии финзисовых экспертов
из представителей шести стран (Аргентина,
Вельгия, Ванада, Китай, Колумбия, Сирия)
Советская сторона уже сообщила г-ну Брз-
муглиа 29 ноября, что данпый вопрос яв-
ляется делом представителей этих стран,
При этом было указано, что если такая ко-
	миссия будет создана, то’ Советской: сторо.
	Ной этой комиссии может быть дана необ-
ходимая информация.

Что касается других предложений по
берлинскому вопросу, переданных г-ном
Брамуглиз в последние дни, то отношение
Советской ‘стороны к этим предложениям
определяется позицией Советского Союза,
изложенной А. Я. Вышинским в Coser
Безопасности при обсуждении берлинском
вопроса. При этом следует отметить, чо
известное предложение о создании так из.
вываемой «Комиссии добрых услуг» едва ли
может привести к какому-либо прогрессу,

Ответ, данный в меморандуме трех дер-
жав на этот вопрос, не расходится с точкой
зрения Советского Правительства, изложен-
ной влего ответе на соответствующий во-
прое г. Брамуглиа.
	2. To второму вопросу г. Брамуглиа —
о том, каковы должны быть функдии че-
тырехеторонних контрольных органов.
	Ниже излагается позиция Советекой <то-
роны по шести пунктам меморандума трех
держав в связи с этим. вопросом:
	а) Пункт первый ответа трех держав wa
этот вонрое предполагает, что финансовая
комиссия будет осуществлять контроль над
всеми денежными, кредитными и банков-
оскими вопросами в Берлине.
	Советевая сторона считает, что, в со0т-
вететвци © директивой. четырем  главно-
командующим от 30 августа, функции фи-
иансовой комиссии должны заключаться в
контроле над финансовыми мероприятиями,
связанными © введением и обращением в
Берлине в качестве единой валюты немец-
кой марки советской зоны оккупации Геу-
мании,
	0) Пункт второй в основном совпадает
с тем, что было заявлено Советской еторо-
ной, которая уже указывала, что в отноше-
нии валюты и вполне доступных банков-
ских и кредитных возможностей во всех
	секторах Берлина должны предоставляться-
	равные условия, т. е. не должна допус-
катьея дискриминация. Это относится ко
всем берлинским городским банковским и
кредитным учреждениям, действовавшим к
24 июня сего года, когда в трех севторах
Берлина была введена в обращение запад-
ная марка — В,

<) Пункт третий. Советская сторона
считает необходимым создание Берлинской
конторы Немецкого Эмисенонног Банка,
которая будет осуществлять финансовую и
кредитную политику в Берлине под контро-
лем финансовой комиссии на основе четы-
рехсторонних соглашений.
	&) Пункт четвертый. Советская сторона
считает, что финансовая комиссия должна
осуществлять наблюдение и контроль 33
налоговой политикой и финансовой  дея-
тельностью берлинских городских властей
и утверждать их пря максимально снижен-
ных оккупационных раеходах, а также при
бездефицитности бюджета Берлина.
	6) Пункт пятый. С Советской стороны не
вызывает. возражений положение о’ том, что
финансовая комисеия должна ‘наблюдать и
контролировать соглашение о введении не-
мецкой марки советской зоны в качестве
ехипетвенной валюты лля Берлина и об из’я-

Дашавский газ в Киеве
	ВИВВ, 3. (ПВорр. «Правды»). Законии-
лись испытания газопровода Далнава-—Киев
и началась его экеплоатация. Первой полу-
ннла газ Виевская теплоэлектроцентраль.
Газ подан также хлебозаводу № 8 и заводу
«Тенинская кузница».

Началась подача газа и вквартиры киев-
	дать больше высококачественного сырья лян. Правительственная комиссия заканчи-

Бает приемку’ всего газопровода.

для текстильной промышленности,

26ое
	меки дают — дурак нё поймет. «Время,
говорят, историческое, надеваем на при:
роду узду, а из нашего правления выбыли
три члена, надо допзбрать, — думайте
кого». И всё восхваляют Сеньку Чеулина,
Федьку Юшкина, Занку `Бахмутову. У Сень-
ки, дескать, образование — десять классов,
и он семь всяких курсов прошел, две тонны
с полтонной книг изглодал и ето именно’ он
написал план переворота природы. А’ нам, —
толкуют, — сейчас образованные, с хально-
мером люди — прямо позарез. А Юшкин,
дескать, моторист, артиллерист, електроме-
ханик, на фронте имел девять награждений
И книг изглодал тоже — в рыдван не ук-
ласть. А о Зинке уж и слов не найдут:
красота и культура всего колхоза: у ней,
дескать, тоже десять классов образования и
глубоко мозгует в политике и крепко пони-
мает хозяйство... Вот такая у них пошла
установка. И куда ни ткнись-—на конный,
на ферму, на мельницу — они там ненро-
светно и всё ето — клеверные посевы, Ма-
лява, меж полей леса темные. А потом
опять ето: «Кругом движение, люди пони-
мают свой‘ интерес... вон «Искра»... вон
«Зеленый дол»... & мы всё на одной точке»...
А народ... .

Полез под ватник, поправил порты.

— Народ, известно, какой: ты ему толь-
ко доказательства дай, а он попрёт и по-
прёт, ему ни снег, ни буран. «Если, — кри-
yat,— Маляву спрямлять, так ноябрь—де-
вабрь — самая зодотая пора.. Сапёров;—
кричат, — спросите: они в войну полазили
по болотам»... А уж про Максима Адрианы-
ча чего-то вовсе и не поминают, будто и
нет его совсем. Вот и примечай, куда чайки
летят. «Нет,—думаю про себя-—мы Макен-
ма Алризныча на Сеньку Чеулина нипочем
не сменяем. Мало ль чего, что етой культу-
ры в нем нет, в политике не стрекает, за-
то — хозяин, такого поискать...

Поскрёб под шапкой и тише, точно
недоумевая, как это © ним могло тавое слу-
читься, проговорил:

— Поверишь, Максим Алрнаныч, раз-
расходовалея до самой кости; Мне бы хоть
с полсотни.

Адрианыч, словно очнувшись:
  —_ Отстань. Человечно прошу, отстань.
	жж * *
До собрания еще часа о полтора—
Адрианыч задумчиво шагает к дому...
	«Бот оно как пошло; Макаров уже без
малого год всё бьет.и бьет в эту точку:
«Глубокая политработа в сочетании с глу-
		ров всяких — пожалуйста, и у. ЕОоЛХОЗа Те-   шапке, ну, и нам та же судьба. От массы
	церь такие и такие задачи... Не. предвиде-
лось разве?

Содоватый, щетинистый Глеб Юшщекнн, че-
ловек распахнутой души, сердито бросил
`кручонку, затоптал, сказал:

— Че ходить вовруг-около. В ‚ руко-
водстве дело. ^

Вюлхозницы,— их под навесом тоже бы-
x0 поряхоЯно, — затоворили сперва по оди-
ночке, потом — в семь голосов:

— Понасажали пеньков...

— В сам-то деле: он-тут еще двадцать
лет просидит; тав и останемся с ‘одними за-
ВИДЕЗМИ,

Это уж прямо’об Адрианыче.

Вожебаткин с этого и хотел начать pas-
говор с другом, но, поглядев на него, за-

`мялся: уж слишком тот задумчив; омрачен,

Помявшись, подвигав мохнатыми бровя-
м спросил:

партбюро, что ди, ходил?

Axpnansr TOABKO головой мотнул.

Кожебаткин подумал, подергал бровями и,
будто продолжая. разговор. с Мышиным, при-
поднял обе руки, вытянул один против хру-
гого указательные пальцы;

— Ян говорю тебе: тут — они (пошеве-
лил одним пальцем), тут нацирает масса
(пошевелил другим, ‘пальтем), & мы — D0
самой серёдке. Так

Он уж как-то показывал Алрианычу на
свонх дюжих пальцах: © одной стороны, мел,
недреманный я страстный партийный коят-
роль, с другой — поднятая коммунистами
Колхозная №24сса,— попрежнему руководить
уже не годится, давай, Максим, перестраи-
ваться, а то окажемся позади народа.

Сейчас, поглядев на цальцы, Алрнаныч
сердито сказал:
	— Чего ты, как грудным, показываедть.
Ну, контроль. Ну, масса, И что с того?

Помолчали.

— Прохватывают,— вздохнул Коажебат-
вин.— Насввозь.

— Насквозь, — подтвердил бригадир.

=— Это вы про что?

— Да агитацией, говорю, прохватывают.
В связи © довыборами и этими самыми... во-
обще со всем хозяйствевным положением.

Опять помолчали. Кожебаткин, чуть ва-
вренившись к Мышину, как бы довернтель-
но проговорил:

— Струну нашли в массе,

— Вот и главное-то, >— подтвердил
бригадир:
—- Струну вашли, Теперь только того п
AM, IN COMET.

Адризныч сырым голосом:

— 90 к]

‚— Да и тебя, и мена, и его. Тебе — по
	вон вкавая критиБа пошла; и тоне так, и это
пе так, и пято-десято... И опять же говорю,
Максим: приходится поворот сделать, со сво-
ей точки сойти.

Cropa вытянул пальцы:

— Тут разве устоншь. Сомнут.

Мышин,— он почитатель Аздрианыча,
	вместе поднимали колхоз, — мягко и, кваза-
	лось, удивленно сказал:
— Бахмутовой Зинке вчера Столярова
Дарья говорит при телятницах: «Адрианыч
	раньше своего срока устарел, загордилея,  .
	пузырем ходит по колхозу. Нам бы — глаза-
стого, шустрого, как Петряев в «Искре»...

Зинка — прямо от веей дущи; «Это, гово-
рит, совершенно неверно, что он устарел. Он
еще распахнется, Петряева перегонит,——вот
увидите. . Это, говорит, он раньше не торо-
пился, 8 теперь, Бога с ним парторгани-
	  зация работает, орлом взовьется. Вот уви-
	дите...» И прямо это она от всей души.

Адрианыч поднялся, прошелся по горен-
ке. прошелся. еще, глядел на друзей
исподлобья.

А Божебатьин, слегка накренившиеь к
бригадиру: :

— И то подумать: оно ведь не. сбухты-
барахты — эти озёрки, леса. От жизненно-
сти.

Адрианыч всё еще глядел исподлобья, но
в30р яенел:

— НЧогодили ‘бы ‘Учить...

И будто оттолкнув что-то рукой:

— Погодили: бы... Как-никак. воеви-
	надцать лет в гартии. И покуда позади еще
не был.
. a «
	Стол президиума накрыт кумачом, на про-
стенке — карта новой земли: избач Чеулин
выступит содокладчиком, будет показывать,
как, потечет Малява, где поднимутся лесные
заслоны и рощицы, в каких ложбинах
забъют ключи... Потом == довыборы.

Семен Чеулин, тонкий, бледнолицый, не-
сколько нахмуренный, сидит сбоку стола,
что-то вызеряет линейкой, чертит. Подле
стоит Зинажда Бахмутова:

— Вот и основной докладчик,

Подошла,— под ватником ярко пестреет
меемир, тепло пахнуло хорошим ля мылом
или духами, —= девка авкуратная:

— Ну, Максим Адрианыч, поругались,
по-партийному покритиковали друг друга и
BOT...

Кивнула na Чеулина:

— вов он говорит: «Великяй канун:
вплотную подошли к небывалым работам».

® крыльце и под окошнамк — говор,
откашливание. попыхивают БрУчонки,—
сходятся вся артель.
	Вошел Алексей Макаров, оглянуд избу,
скамьи, подколол оттопырившийся уголок
карты и зашагал от стола к печи, от печи
Б столу:

— Да, Максим Адрианыч, дело во всей
истории небывалое.

Приостановился у стола:

‚ —4 Эти три «звена скоростной стройкл»
организовались,— ты в курсе?

— Слыхал,— ответид Адрнаныч,

— On первыми выйдут на Мадяз,
Учтя: им — 060б0е внимание,
` Подошла Вахмутова:

— Относительно этих звеньев, Макси
Адрианыч. Хоропю бы им уже завтра отве-
‚сти участки. Как ты думаешь?

— ‘Дай соббражусь,— ответил Адряз-
ныч.— Завтра дам тебе ответ.

А Макаров, похажлвая возле стола:

— Вчера Иван Трофимыч Байков заме-
чательно сказал; «В сорок перзом году п
Сибири и на Урале в метели, в соровогра»
дусные морозы заводы ставили, & Малява,
чать, не в пример много полегче», И Boob
ще — поглядеть нз наш народ, 8? Горы г
товы понести на плечах, хоть сейчас на №
дяву, на болотник... Ведь это их инициати»
BS — BO-BCIO использовать зимние месяцы,
Байков нам подсказал, Рублев, Недешев»

Опустилея на табурет:

— Слушай— точней тебя на этот вопр
Никто не ответит, — сможем мы, как TH
думаешь, пробить в новому году русло №
старой мельницы при условии, конечно,
если не будет уж слишком крутых морозов
и если... ты лично возьмецться 38 это дело,
Rak, помнишь, по-партийному взадся 38 BOs
х0з в тридцать шестом году.

Сидел ясный, дружественный, 6181056
лательный. Адрианыч медленно поднял гол
ву,-—— черные глаза Бахмутовой смотре
ожидающе и приветно, Bes приветней.
чем-то, — не назвать чем, — оба были очень
схожи друг с другом.

Вепомнилось Адрианычу: «Распахнетоя..
Петряева перегонит... Вот увидите...»

И подумал: «Видно, обсуждали обо мне мех
собой в пар ийном порядке. Глубоко, по всёй
душевностн обсуждали...» Еще раз повстре
чался взглядом с обоими, — тепло шевельну“
ось сердце, — перемежая слова кашельку
(немного подетупало к горлу), сказал:

— Прорубим, если со своей стороны I
можете.

Поднялея, подошел к карте, ваписзятий
Семеном Чеулиным: зеленели лесные 3421085
  рощи, лазорево лежали пруды, затитья,
по спрямленному широкому руслу
новая Малява.

— Возьмемся — прорубим.
	А КОЛОСОВ
	боким партконтролем!..» Да, партконтроль!
Проникают, во всё проникают и не отету-
пят, нет. И подняли. вокруг себя силу,/—
даже и не гадалось, что подымется такая
силища. Что же это получается, Максим
Адрианович! Ведь оно получается, что про...
ты весь свой авторитет...»
	В горенке у Адрианыча CHIST бригадир
	Мышин и грузный,’ осанистый  Член прав-
ления Илья Кожебаткин. Вид у обоих по-
темневший, обеспокоенный,

Кожебаткин ходил в Кооператив, а отту-
да — прямо сюда. В магазин. опять при-
везли восхитительные ткани, восемь ящи-
ков обуви, тюль, по которому брошены ла-
сковые фиалки, — повесь на окна, зате-
плеет в душе. У прилавков -— не протолк-
нуться. Поглядишь на иную колхозницу,
она, ощупывая дивные ткани; примеривая
модельные туфли, точно бы молодеет. Погля-
дищь на другую, скажем, на жену Васьки
Горчихина, та воззрилась в шелк-полотно и
как.бы на глазах всё тошает, тощает.

Мимо ехал директор МТС Ведерников, —
остановился, зашел в магазин, купил легко-
го табачку. А у магазина, под навесом, —
колхозники, человек двадпать, покуривают,
беседуют.

— Вот, Сеггей. Фомич, — бказал’ огород-
ник Байков, поздоровавшиеь с Ведернико-
вым.— Раньше, бывало, деньги есть, тева-
ров вет: последствия военного времени. Те-
перь — чего. хочешь; сукно вон лежат,
драна велхая, шелк-полотно, всё, чего жела-
вить. А экономика. не позволяет, ‘

— Эм как где отозвался Ведерни-
ков.—- В «Зеленом доле», в «Искре» позво-
дяет,

— 9, Сетей Фомич, опять двадцать
пять; «Зеленый дол», иль «Искра», иль Ту-
ломзинка — чего равняешь! Сам знаешь: у
них урожай, у нае урожай. Иль — скот.
Иль—веё, Дз там в’ «Зеленом», сам знаешь,
одних я-ягод, меду, яблок не оберешься. У
них, слыхать, трудодень-то, кроме хлеба,
кроме всего, семнадцать рублей чистоганом.
Им что! Пошел, вынул денежки, и Всё твое
семейство одето-обуто, Да ‘не как-набудь,
а чтобы поглядеть было на что.

Мельник Ивстигнеев, великан в дождеви-
ке, невесело ухмыльнулся;

— А не предвиделось разве? Чего хо-
дить далеко: Чеулин Семен сколько об’яс-
HAI, как в голову каждому вкладывал:
вот — денежная реформа... пятилетка.., все-
общий под’ем хозяйства. Имейте в виду, 6у-
дет таки так, рублик нальется силой, това-