7 ДЕКАБРЯ 1948 г., № 342 (11083)

- Моесбасе на под’еме
	Московская промышленность досрочно вы-
полнила план третьего ‘года послевоенной
сталинской пятилетки. Это — новзя боль-
шая победа москвичей. В‘эту победу серьез-
ный вклад внесли и шахтеры комбината
«Москвоутоль». Дать как можно больше угля
	‘индустриальной Москве ий ‘Московской: 06-
	ласти —— таково было общее стремление
шахтеров нашего комбината. И горняцкий
коллектив с этой захачей справился,

В. годы Отечественной войны наш
бассейн сильно пострадал от немецкого на-
шествия. Большое и сложное хозяйство
шахт, создававшееся упорным трудом гор-
няков в годы предвоенных пятилеток, было
полностью выведено из строя.

Но стране нужен был уголь. Сразу. же.
поеле разгрома немнев под №всквой Госу-
дарственный Комитет Обороны, по. предло-
wenn товарища Сталина, 29 декабря
1941 года принял специальное решение о
восстановлении  Подмосковного угольного
бассейна. Спилоченные вокруг большевист-
ской партии, советекого правительства и
великого вождя товарища Сталина, десятки
тысяч горняков в невиданно короткие сроки
возродили разрушенные шахты,

тот успех стал возможен благодаря по-
мощи горнякам co стороны Центрального
Комитета партии и советского правитель-.
ства, а также благодаря вниманию и 32690-
те Московской партийной организации. 38-
вязалась крепкая связь москвичей с шах-
терами. Каждый район столицы шефетвовал
над неекольками шахтами. Москва посылала
нам оборудование, механизмы, инструмент.
Московский комитет партии организовал
изготовление на заводах столицы горно-
шахтного оборудования. у

План послевоенной сталинской пятилет-
ки отЕрыл широчайшие перспективы в раз-
витии Московского угольного бассейна. На-
чалась новая страница в жизни  многоты-
		хали государству в этом Году Миллионы
рублей сверхплановой. экономии.

В нынешнем году ‘был принат ряд
серьезных мер к лучшему использованию
механизмов. Этому делу большое внимание
уделили и уделяют партайные организации
шахт. Начали мы © ‘того, что поставили к
механизмам лучших, наиболее опытных п
технически грамотных людей. Был налажен
планово-предупредительный осмотр п ре-
монт механизмов.

В результате механизмы теперь исполь-
зуются гораздо лучше, чем раньше. Сейчае
средняя производительность врубовой ма-
шины превышает  среднепрогрессивную
норму. Наши передовые врубмашинисты
дают 10 и более тысяч тонн угля ежеме-
сячно. К ним относятся Герой Социалисти-
ческого Труда тов. Филимонов, молодой
врубмашинист тов. Фомченков, тов. Rpac-
ноперов и другие. На отдельных шахтах
производительность врубовых машин хове-
дена до 8 тысяч тонн угля в месяп. Мы
стремимся сделать эти достижения достоя-
нием всех шахт бассейна.

Парк механизмов пополнился многими
новыми машинами, Нз прохождении подго-
товительных выработок применяется про-
ходческая машина, сконетруированная ин-
жен,рами комбината тт. Мельниковым и
	Петровым. С ее помощью ‘прохождение
	штреков ускоряется в 4—0 раз по сравне-
нию с обычным способом. В шахтах рабо-
тают новые советские погрузочные маши-
пы. Они заменяют тяжелый труд горняков.

Характерным моментом в работе бассей-
на в нынешнем году является значитель-
ное увеличение добычи ‘угля в среднем ло
одной лаве. Это достигнуто благодаря пере-
воду подавляющего ‘большинства лав на
двухеменный режим. При двухеменном гра-
фике значительно выросла производитель-
ность труда шахтеров в лавных участках,

Тон в социалистическом соревновании в
нашем бассейне задают славные шахтеры-
новаторы. Они показывают образцы самоот-
верженного труда, по ним. равняются все
горняки. На шахтах комбината наечиты-
вается более 400 рабочих, бригадиров п
горных мастеров, которые удостоились вы-
сокого звания «Почетный шахтер», В   ок-
тября досрочно выполнили годовую норму
1.450 шахтеров, 830 человек выполнили
по полторы годовых нормы, а 200 чело.
век — 2 годовых нормы.

В «День шахтера» 7 горняков Москов
ското басеейна удостоились высокой и по-
четнейшей награды —— HM присвоено 3ва*

ние Героя Социалистического Труда. 3
выслугу лет и безупречную работу 1.425
горняков награждены орденами и медалями
Советского Союза.

Серьезные успехи в работе бассейна
ни в какой степени не могут служить 1о-
водом к самоуспокоению. Перед горняками
Подмосковного бассейна Совет Министров
СССР поставил новую боевую задачу: в
1949—1953 годах в полтора раза» увел-
чить добычу угля. Выполнение постано-
вления Правительства явится ключом к
созданию ‘устойчивой энергетической fa-
зы, к дальнейшему развитию промышлен
ности Москвы; Московской области. 0б’еди:
ненный пленум МЕ и МГК ВКП(б) недавно
обсуждал это постановление Правительства
п дал нам, работникам «Москвоугля», кон-
кретную, боевую программу действий п
досрочному выполнению постановления а:
вительства.

Горняки «Москвоугля» приложат все си
лы к тому, чтобы еще более поднять д’
бычу угля, дать его столько, сколько тре
буется нашей промышаенноети, транспори
и электростанциям.

? A. A. ЛЕБЕДКОВ,
	Герой Социалистического Труда,
Начальиик комбината «Москвоуголь»,
	внес.в его отсутствие новаторекий труд в
процесс сталеварения. Й только через пол
тора года ему снова удалось выдвинуться в
ряд передовиков послевоенной: пятилетки 1
догнать по выработке Алексея Овчиннию”
ва. Для этого ему потребовало №
только войти в темп работы, но мном 1
упорно учиться, читать новую техническую
литературу, с карандатпом в руках просм
тривать комплекты журналов по металту-
ГИИ. #

Теперь к снова лидерствует 8
социалистическом соревновании на 3880
снова ставит рекорды скоростных плавок т.
сам побивает их. При отличном качестве ств
ли он выдает плавку раныше графикз из 10
тора часа и больше. Он живо откликнулся №
благородное движение за два московских ии!
лнарда и уже сэкономил стране нескольу
сот тонн горючего. Таковы успехи эмм 3
мечательного сталевара-новатора. Ho mt,
конечно, не исчерпываются все его дости5?
ния. Открывая повые пути скорость.
плавок, ©мело применяя новую 16х80
гию, они его товариши, соревнуясь №1
собой, двигают вперед технику, двигают fet
прерывно, во все возрастающем теть !
пользу от этого их трудового подвига Труди
измерить в цифрах.

Техника сталеварения слитком C105!
чтобы рассказывать о всех тонкостях, Ш
емах и’ усовершенствованиях, смело прое
няемых Алексеем Овчинняковым п 110
ем Гребешковым. Но главное состоят 3 ™
что их труд из тяжелого физического тру
каким он был в гужоновекие времена, И
	НА ЗАВОДАХ
‚ СТОЛИЦЫ

Писъмо работников промышленных  пред-
	приятий. Москвы. и Московской области
товарищу Сталину обсуждалось на много-
	людных собраниях на заводах и фабриках.
	и было принято © огромным энтузиазмом.
На собраниях выступали лучшие стаханов-
пы, мастера, инженеры, начальники цехов.
Не успокаиваясь на достигнутом, они обя-
	От рабочих, работниц, ‘мастеров, инженеров, техников,
служащих МОСКВЫ и МОСКОВСКОЙ области’
	вертываются работы по теплофикации го-
рода. Подвижной состав городского тране-
порта в 1948 году пополнилея значитель-
ным количеством новых усовершенствован-
ных вагонов метро, трамвая, троллейбуса-
ми, автобусами и таксомоторами, В столице
значительно расширена торговая сеть, рез-
ко увеличилась продажа населению продо-
вольственных и промышленных товаров.

Так воплощаются в жизнь, становятся
реальностью Ваши, дорогой Иосиф Виеса-
рионович, предначертания о новом под’еме
материального благосостояния и культуры
трудящихся. На каждом шагу советские
люди ощущают заботу большевистской пар-
тии, советского правительства и Вашу,
товарищ Сталин, неустанную отеческую
заботу о счастье народа. Эта забота вооду-
тшевляет всех советских людей, поднимает
их дух, вызывает горячее стремление тру-’
диться еще плодотворнее, еще самоотвер-
женнее для блага родного социалистическо-
го государства.

Основой наших успехов, как и успехов
всего советского народа, является то, что
нас ведет вперед великий Сталин, что мы
работаем под руководством Центрального
Вомитета большевистской партии, направ-
ляющего все наши трудовые усилия: к од-
ной ‘пели-— к дальнейшему укоеплению

(Окончание)
		каждый рубль и благодаря этому высвобо-
	ждать для государства дополнительные Ре-  зались приложить все усилия, 3100ы A0-
		биться новых успехов в работе столичных
предприятий. Обещания ‘претворяются в
жизнь. Эти дни характеризуютея высокими
	скать 10, в чем пуждается, наше’ народное   показателями работы на всех ведущих м0-
хозяйство. на что прехявляет наибольший   СКоВОКих предприятиях.
	УРОВЕНЬ 1950 ГОДА
ДОСТИГНУП!
	Завод «рорец» изготовляет оборудование
для нефтяной промыпленности. Он достиг
годового уровня производства, намеченного
на 1950 год. Из месяца в месяц завод вы-
подняет, план по номенклатуре. В октябре
	спрое население. Честь московекой завад-
ской и фабричной марки дорога каждому из
нас. Мы обещаем Вам, товарищ Сталин, что
эта марка станет верной гарантией доброт-
ности продукции, ее отличного качества, ве
выеокого технического класса. Мы будем
неустанно . совершенствовать ‘технолагию
пропзволетва. повышать квалификацию
	важдого рабочего и работницы, каждого завол приступил 5 выпуску нового вида
мастера и бригадира. Еще выше подвимем продукнин—паровых турбин для нефтяных
требовательность в своей работе, помня, что   промыслов. Первая серия этих машин былз
мы трудимся для нашего родного социали-  выпущена к 31-й годовщине Великого Ок-
стического государства, для нашего славно- тября. Теперь завод выпустил уже вторую
To советекого народа. : серию этих мапин,
	Еще шире развернем ‹сопиалистическое
соревнование, в котором © исключительной
	Производительность труда на заводе за
11 месяцев возросла по сравнению © тем
же периодом прошлого года на 26 пропен-
	силой проявляются патриотизм советских оз, В литейном цехе благодаря механиза-
людей, их высокая социалистическая <03на-   ции. ‘изготовления стержней, установлению
тельность, их беззаветная преданность ве-  пневматических формовочных машин и при-
ликому делу Ленина — Сталина, делу ком-   менению литья без опок производитель-
	мунизма.
Новыми трудовыми подвигами проелавим
	ность труда увеличилась вдвое. В механи-
ческих цехах © успехом применяются ско-
рюстные методы. Токарь коммунист тов.
Елфимов систематически” работает на <ко-
рости 500 ‘метров’ и выше, Завод добился
значительного снижения ‘трудоемкости из-
	строя, преимущества сопизлистической CH-
стемы хозяйства.

Занятые мирным созидательным трудом,
мы, как и все советские люди, зорко еле-
дим за происками поджигателей войны из
лагеря международной реакции. Преступ-
ные, агрессивные замыслы поджигателей
войны потерпят полный крах. Прошло
то время, когда народы были слепым ору-
дием тех или иных правящих клик.

делий. Обязавшиеь дать за год сверхплано-
вых накоплений полтора миллиона рублей,
завод. уже за 11 месяцев имеет еверхпаа-
Новой экономии 1.700 тысяч рублей.

ПО ЧАСОВОМУ ГРАФИКУ

Небывалым трудовым под’емом отличается
в эти дни работа на заводах Элентрономби-
ната. На ‘Электреламповом заводе недавно

С гажлым днем  растутои крепнут силы   СТали применять новую организацию TPy-
	да — часовой график. Начало этому методу
положила молодой мастер тов. Хрисанова.
Сейчас по этому методу уже работает 65
сборочных бригад. Они добились прекрасных
результатов. Работа идет ритмично, без пере-
боев. На днях завод закончил выполнение
	антиимпериалистического, демократического
лагеря, во главе которого стоит могучий.
Советский Союз — надежный оплот мира a
безопасности, свободы и независимости на-
родов. Ничто не поколеблет уверенности.
	Дорогой Иосиф Виссарионович!

Her тавой отрасли хозяйства, науки и
культуры, в которой нынешний год не был
бы отмечен новыми замечательными дости-
жениями.

Уверенно идет вперед социалистическое
сельское хозяйство родного Подмосковья.
Посевные площади превзошли довоенный
уровень, в том числе по картофелю на
41,2 процента, овощам на 37,8 процента,
Значительно возросла урожайность. До-
срочно, с превышением против плана,  за-
вершена сдача государству хлеба, картофе-
ля, овощей, масла и молока. Успешно вы-
полнен план завоза картофеля и овощей в
Москву и промышленные центры области.
Свосвременно проведен озимый сев, перевы-
полнен план под’ема зяби, что создает проч-
ные основы для получения высокого уро-
жая в будущем году.

Успехи, достигнутые в полеводстве, 0бес-
печивают благоприятные условия для быет-
рого восстановления и дальнейшего разви-
тия общественного животноводства. 3a
10 месяцев текущего года значительно уве-
личилось поголовье крупного рогатого еко-
та, лошадей, овец и свиней в колхозах.
Улой молока на фермах колхозов повысилея
против прошлого года на’ 40,6 процента; 3
выдающиеся ‘успехи в работе присвоено вы-
сокое звание Героя Социзлистического Тру-
Ja 22 передовикам сельского хозяйства Мо-
сковской области и более 2.000 награжде-
	ны орденами и медалями Советекого (03а.
	В шимких масштабах проводится рабо-
	ть по электрификации колхозов. Б области
	построено свыше 400 сельских  электро-
станций и электрифицировано 3.600 кол-
хозов. из них 1.200 колхозов в текущем
	‚ оду. 20 районов Московской области стали
	районами сплошной электрификации.  Раз-
	вертываютеся работы по радиофикации кол-
	х0зов, ив 10 районах уже радиофицирова-
ны все лома колхозников. Мы ставим перед
	cote боевую задачу — в ближайшие два
	года завершить в основном электрификацию
и рзлиофикацию всех колхозов Московской
	` области.
	Бану долг — всемерно улучшать качество   предприятий,
и расширять ассортимент изделий, выпу-   ЖИЗНЬ. ЭТИ д
	HOH Ci ь дальпоашоя
MO ый named Cosererol “PONMHEL, в   BOTY BARRY  FOABEY, BHOBB B BHOBE TORR
ТУ д 9 ‘тем родАму милу могтатю тизненнут Филу
	полной победе коммунизма.

Верные большевистскому правилу — ни-
когда не успокаиваться на достигнутом, мы
полны решимости, под руководством Мо-
сковской партийной организации, еще более
напряженно бороться за досрочное выпол-
нение исторических задач послевоенной
	сталинской пятилетки.
	жем всёму миру могучую жизненную силу
нашего государственного ‘и общественного
	Шахтеры Московского угольного. бассейна
	дали слово товарищу Сталину Выпоянить
план послевоенной сталинской пятилетки в
	четыре года. С первых же дней после того,
как мы в 1947 году приняли это от-
ветственное обязательство, началась неути-
хающая ни на один день борьба за его’ осу-
щеетвление. Партийные организации на
шахтах подняли горняцкие коллективы на
соревнование зз наибольшее увеличение до-
бычя угля. Коммунисты личным примером
увлекали за собой остальных шахтеров. *°

1947 год ознаменовался первым большим
успехом в работе бассейна. Годовой план был
перевыполнен, сверх. зздання было добыто
180 тысяч тонн угля. В то же время мы за-
ложили фундамент для дальнейшего, еще
более стремительного роста добычи топлива.

В третьем году пятилетки политический
и произволственный под’ем на шахтах до-
стиг наибольшего размаха. Участники co-
ревнования вскрывали все новые и новые
‘резервы роста добычи угля. Ко «Дню шах-
тера» горняки бассейна выдали на-гора
‘сверх плана более полумиллиона тонн угая,
перевыполнив свое социалистическое 0бя-
зательство. В «День шахтера» работники
комбината в письме на имя товарища
Сталина дали слово добыть сверх годового
плана 700.000 тонн угля. И это обяза-
тельство претворено в жизнь. В третьем
квартале 1948 года среднесуточная добыча
угля в комбинате «Москвоуголь»’ достигла
уровня, установленного на 1950 год, и в
октябре провыехла“этот уровень: Сейчас
порняки комбината ведут борьбу за 10,
чтобы в 1948 году дать столько угля,
сколько запланировано на вёсь 1950 год—
последний год пятилетки.

Серьезно улучшены и качественные по-
казатели. Если в прошлые годы комбинат
работал с убытком, себестоимость угля пре-
вышала плавовые задания, то, начиная со
второго квартала текущего года, наступил
резкий перелом. Шахтеры бассейна уже
		говориться, и чем больше расеспрапивал сол-
дат Алексея Овчинникова, тем глубже
убеждался, как далеко за время его отеут-
етвия шагнула вперед московская промыти-
ленноеть, как неизмеримо выросли за этот,
казалось бы, короткий срок его товариши
по цеху —— московские сталевары.

И Алексей Овчинников был в цехе не един-
ственным передовиком послевоенной пяти-
летки. Вместе с ним выросла целая плеяда
молодых сталеваров, показывавших образцы
борьбы за нослевоенный пятилетний план.
Все они ‘были Требешкову знакомы, и всех
их он теперь с трудом узнавал так они вы-
росли в своей профессии. Подетать Овчин-
никову работал и другой бывший  под-
ручный — Николай Чесноков, младший
отпрыюк, известной династии московских м6-
таллургов. Вчерашний ученик ремесленного
училища Виталий Михайлов, которого’ Гре-
бешков даже не помнил, тоже думал о ре-
кордах скоростных плавок. Да и сами печи
п оборудование цеха стали неузнаваемы.
Мнотие трудоемкие и тяжелые работы были
переложены на плечи умных машин.

В гимнастереке без погонов три дня ходил
Гребешков вокруг печей хмурый, задумчи-
вый, нерешительный. Неужели за эти голы
он безнадежно отстал? Неужели не догнать
ему вот эту живую, инициативную моло-
дежь, выросшую без него в цехе?

— Ничего; Тимофей Гаврилович; учиться
никогда не поздно. Ты меня учил — спасибо
тебе за это великое. Теперь и ты у нае
поучись тому; что мы тут достигли, пока ты
воевал, — говорил ему Алексей Овчинни-
ков. — Ты сталевар мировой. Ешё не одним
рекордом Москву’ порадуешь.
	Теперь, когда задания трех лет пятилет-
кя нами перевыполнены, когда довоенный
уровень значительно превзойден, предстоя-
щий 1949 год долмен стать годом даль-
нейшего мощного под’ема московской про-
мышленности. Мы даем Вам, дорогой
товарищ Сталин, слово советских. патрио-
тов-москвичей выполнить пятилетний план
по уровню промышленного производства в
три с половиной года,

Мы обещаем Вам, Иосиф Виссарионович,

опираясь на накопленный опыт борьбы 2a

высокие темпы производства, за техниче-
ский прогресс, добиться выполнения и пе-
ревыполнения социалистических  обяза-
тельств каждой отраслью промышленности,
каждым предприятием, цехом, участком,
каждой бригадой, каждым рабочим и работ-
ницей.

Мы будем еще с большей. наеховоостью
бороться с потерями, осуществлять строгий
режим экономии, укреплять ховраечет, не-
уклонно повышать рентабельность пред-
приятий, опираясь Ha такие испытанные
средства, как механизация трудоемких про-
цессов, широкое применение поточных ме-
тодов производетва, внедрение передовой
технологии, всемерное ‘развитие изобрета-
тельства и рапионализалии.
	Мы будем еще’ настойчивее бороться 3а
	всемерное ускорение оборачиваемости 060-
ротных средств. Мы ставим перед собой
задачу — выполнять и перевыполнять про-
изводетвенные планы с меньшими оборот-
ными средствами, эффективнее использовать
	советских людей в достижении великой це-  тодового плана. Его. ВЕЛАл В фонл московских
	ли —— построения коммунизма.
	  миллиарлов уже превышает 4 миллиона 300
		Охним из первых в Москве закончил вы-
полнение годового плана завод «Станнелит».
Литейшики добились ‘высокой. производи-
тельности труда. Четыре-бригалы формовщи-
	Варяду с ростом промышленности и сель-
ского хозяйства значительные успехи до-
стигнуты в дальнейшем улучшении куль-
турно-бытовых условий жизни трудящихся.

1948 год ознаменован новыми достиже-
ниями в осуществлении Сталинского гене-
рального ‘плана реконструкции нашей слав-
ной орденоносной столицы,

Около полутора миллиардов рублей вкла-
	_дывается в этом‘ году в развитие городеко-
	го хозяйства. В Москве и пригородах
строится свыше 2.000 новых,  благо-
устроенных домов, 500 домов в этом году
вводятся в эксплоатацию. Огромные работы
проведены по реконструкции важнейших
магистралей и улиц. В больших маспитабах
проводится озеленение города. В текущем
	‘Году посажено 275 тысяч деревьев и около
		1,5 миллиона кустарников. Полным ходом
идет сооружение четвертой очереди метро-
политена. Мы твердо уверены в том, что
первый участок этой очереди — Курский
вокзал — Крымская ‘площадь будет сдан в
экеплозтацию в 1949 тоду. С нарастаю-
щими темпами продолжаются работы по га-
зификации. Около половины квартир мо-
сквичей уже имеют газ — этот самый удоб-
ный и дешевый вил топлива. Все шире раз-
	Мы смело плем вперед под боевым непобе-   тысяч рублей.
	химым знаменем Ленина — Сталина, под
пепытанным руководетвом героической пар-
тии большевиков! И нет такой силы в мире,
которая. могла бы задержать наше победо-
носное движение к коммунизму!

Лорогой: Иосиф Виссарионович!
	Примите самые горячие и сердечные по-   Ков. этого завода обязались давать в - смену
	желания Вам Долгих лет доброго здоровья
на благо нашей великой советской Родины,
на счастье народов СССР п всего передово-
го человечества!

Да здравствует наша могучая содиали-
стическая Родина!

Да’ здравствует наше родное Conerexoe
Правительство!

Да ‘здраветвует ин в боях аван-
	по 750 с’емов вместо 600. Это обязательетво
	они выполняют. )дсобенно вылеляетея брига-
	ха Татьяны Ващеникиной, которая ежеднев-
но выполняет по две-—три нормы: На днях
в ночной смене. конвейер дал. 770 е’емов.
		СВЕРХ ГОДОВОГО
ПЛАНА
	На заволе имени Владимира Ильича с
	гард советского народа — славная партия   большим успехом развернуто производетво
	большевиков, партия Ленина — Сталина
	элеклрических двигателей для нефтяных
	Да, здраветвует гениальный вождь партии ! промыелов и шахт, магнитяо-буровых стан-
	в народа, мудрый влохновитель и организа-   ций и другого. оборудования.  Пущено нв-
тор всех наших побед; наш любимый учи-   сколько конвейеров, что значительно повы-
тель, наш ролной отеш великий Сталин!   сило выпуск продукции. Завод уже выну-
	y Vie BUA MA VR AU AERA ^^ OES

Письмо обсуждено и принято на общих собраниях рабочих, ;

7 миллионов. рублей и внес в счет. москов-
работниц, мастеров, инженеров, техников и служащих пред-   ских миллиардов свыше 3 миллионов руб-
приятий Москвы и Московской области. } лей наконлений сверх плана,
	Больного, его вывезли в Москву, а потом
Требешков енова действовал во вражеском
тылу, на немецких коммуникациях в дни
великой битвы на Курской дуге. Переведен-
ный в танковую часть, он воевал в Венг-
‘рии, участвовал в освобождении Чехослова-
	молодежь вокруг печи, как пычлят, говори-   кии.и после блистательного марш-маневра
ли, что учить этих безусых юнцов Такому   советских танкистов. спаеших Прагу. был
	великому делу, как сталеварение, Tak же переброшев На Дальний Bocrok закончил
нелепо, Rak ‚ новорожденного учить грамоте. ВОЙНУ В Порт-Артуре.
	^ Он совершил длинный и славный путь
советского партизана и солдата. Ho на
всем этом пути — и в долинах Венгрии,
и в чехословацких горах, и на сопках
Маньчжурии—солдат, храбро сражаясь во
славу социалистической Родины, думал о да-
	Коммунист Дронников только отшучивался.
Ему очень полюбились пытливые юнцы, и
он, передавая им свой опыт, поднимался
подчас до настоящей поэзии.

Не зря старый’ сталевар столько возился
с молодежью. Правда коммуниета Дроннико-
ва восторжествовала над отживавшими,
	старыми, гужоновекими традициями. Первая   леком московском заводе и, как о выстей
	награде за свои ратные труды, мечтал о
		Московские сталевары
	ва «клушей». намекая на то, что водит он
	Малый ‘сразу же преисполнилея уваже-
нием к своему: начальнику, но © пер-
вых же дней проявил неудовлетворен-
ность своим положением и вею пытливость
ума направил именно. нато, чтобы проник-
нуть в секрет. старшбго и научиться таин-
ственной и увлекательной технике сталева-
рения. Когда мастера не было поблизости,
малый украдкой подбирался к печи, следил
через стекло за ходом плавки, учился опре-
делять по цвету раскаленной стали её тем-
пературу, смотрел зернистые грани изломов
пробы, учась определять по ним содержание
углерода. Но появлялся старик, отбирал у
малого пробы, отнимал синее стекло и от-
талкивал от печи:
	— Знай, сверчок, свой шесток. Bor с
мое поработаешь—все узнаешь, все тебе от-
кроется. Сталеваров, малый, без седых во-
лос искони у нас не бывало. Печь, она отро-
гая, молокососов не`терпит.

Приди Тимофей в цех к Гужону, он бы
еще много лет открывал крышку завалоч-
ного окна. Но не прежние, не гужонов-
ские были времена. Пытливый и энер-
	гичный малый, ‘став комсомольпем, Ha:
шел среди цеховой молодежи группу
ребят. ололевземых Таким же, как и
	он, страстным желанием научиться варить
сталь. Они коллективно обратились к
цеховому начальству, пошли к директору и
добились, что на заводе впервые была орга-
низована подготовка молодых сталеваров.
тетояв рабочий день у печи, молодежь шла
в красный уголок. Опытные инженеры пре-_
подавали им теорию. Никита Абрамович
Дронников, старый сталевар, но человек
нового закала, коммунист, вернувшийся в
гражданской войны, терпеливо учил их тех--
нике сталеварения. Он подводил ребят к
своей печи, предлагал им на-глаз опреде-
лять температуру плавки и, разбивая ку-
валдой пробы, показывал на шершавую
Грань излома:

— Видите, кристаллик мелкий, как
пшонка. Стало быть, не поспела. А вот на
этой, на изломе от куваллы,— осадок, вмя-
тина, Эта как раз впору.

Старые сталевары неодобрителкно кача-
ли головами, прозвали меж собой Дроннико-
	У московского сталевара Тимофея Гав-
риловича Гребешкова сохранилась стз-
рая, уже изрядно. потрепанная и выго-
ревтая фотография. Шуплый, робкий
остролипый паренек в разношенных огром-
ных, не по ноге, штиблетах, в сатиновой ко-
соворотке, неестественно вытянувшись, си-
дит на стуле, положив на колени длинные
руки, и смотрит ‘на мир испуганными глаза-
ми. Этот самый паренек, выгнанный из
родного дома лихой доколхозной деревенской
нуждой, комкая в руках старенький карту-
зишко, входил робким, осторожным шагом
много лет назад в мартеновекий цех за-
веда «Серп и молот».

Это был ` передовой erormaasitt завод,
славный не только своими революционными
традициями, но и выдающимися успехами
социалистического производетва. Но в марте-
новском цехе, где многое зависело от инди-
видуального мастерства сталеваров, еще
жил дух старых, гужоновеких  поряд-
ков. Носитель этого мастерства чув-
_ствовал себя жрецом у огнедышащего
«божества», исторгающего расплавленную
сталь. Он один знал секрет обращения
в злым, капризным, своевольным «боже-
ством». При капиталисте Гужоне обладание
секретом сталеварения выделяло еталевара
из остальной массы рабочих, обеспечивало
мастеру более или менее стабильный зарабо-
‘токи в какой-то степени страховало от без-
работипы. Й даже в первые годы советской
‘власти иные. старые сталевары продолжали
‘упорно хранить секреты своей профессии,
‘ревниво не подпуская в ней новичков и
‘молодежь.

К одному ‘из таких заводских патриархов
сталеварения и был оппеделен в качестве
«малого» Тимофей Гребешков, праглянув-
шийея начальнику цеха своим восторжен-
‘ным отношением в сталеварению, пытли-
вым умом и любопытетвом, которые он про-
‘явил в первые же дни. На обязанности мд-
	Лото: было открывать и закрывать тяжелуго
	крышку завалочного окна. На деле же он
‘был у сталевара на посылках. Оталевар
сказал, что печь не любит, когда мальчиш-
ки проявляют излишнее любопытство и
суют нос не в свои дела:
						ат

CR
	OB:
bai

Cre
Bor
		ЩИ
oe
Wey
Bre
Koa
		ABD
Tar,
	ная комсомольской печью, у которой стоял  ! возвращении в родной пех к любимому делу.
	Эта мечта сбылась. В цех, залитый мер-
пающими отеветами раскаленной стали, ку-
да’ некогда робко входил восемнадцатилетний
беловурый дерзвенекий парнишка, вошел те-
перь солдат в старой, видавшей виды ши-
нели. Пока Гребешков воевал, всз в цехе
	комсомолец Тимофей Гребешков, ‘оказалась
отличной. И это принесло в цех дух социа-
листическогм соревнования,  приобщило
«единоличников», как шутя звали Ha 3a-
воде некоторых старых сталеваров, к под-
линному социалистическому труду. Вскоре
после рекорда Алексея Стаханова, вызвав-
	шего мощное эхо во всех цехах «Серпз и   преобразилось. С удивлением и радостью уви-
молота», молодой сталевар Тимофей Гребеш-   дел он; что его товарищи не стояли на месте

ков выдал рекордную скоростную плавву за   в тылу, в то время как Советская Армия
пять часов сорок пять минут вместо восьми нешално била немцев и японцев,
	Особенно поразил солдата его бывший
подручный Алексей Овчинников. Они в
подручных проявил себя пытливым челове-
ком, работавшим страстно и неутомимо.
Гребешков всегда гордился своим живым,
ининиативным помощником.
	  Но за военные годы Алексей Овчинников
вырос неузнаваемо. И дело было не в том,
ры он давно уже по всем показателям
превзошел все довоенные рекорды своего
бывшего начальника. Нет, он хостиг неиз-
меримо большего. Став полновластным ху-
НОЯ мартена, этот молодой еще‘ годами
человек развернулся во всем блеске своето
производственного дарования, Он поднял
работу сталевара на уровень настоящего
технического творчества. Деловятый, поло-
бранный, в опрятном комбинезонеё, он и
внешностью евоей напоминал скорее инже-
Hepa. Посмотрев ревнивым глазом на е10
работу, солдат сразу понял, что бывший
его помощник вырос за эти годы не только
в первоклассного мастера, но и`в тонкого
знатока сложного дела сталеварения.
	После смены друзья долго не могли на-
	часов пятидесяти минут по графику.

Это был не только заводской рекорд. Это
был смелый новаторский почин, открываю-
щий новые пути сталеварения.

В самый разгар новаторекого творчеетва
Гребешкова, когда он и его товарищи по пе-
ху, другие сталевары «Серпа и молота»,
влохновляемые духом социалистического со-
	ревнования, прокладывали Все дальше и
дальше новаторекие пути, началась война.
Цех стал для Гребешкова. вторым домом. Его
можно было встретить там в, течение всех
суток. Домл ночью он Часто просыпался,
векакивал с постели, босиком ходил по ком-
нате, обдумывая мелькнувшую идею. Он про-
должал работать и творить, выдавая рекорд-
ные плавки для фронта. Но враг угрожал
столице, и сталевар Гребетков не выдер-
жал. Он потребовал, чтобы его отправили
на фронт.

Знаменитый сталевар стал десантником.
Он прыгал с парашютом. в глубоком тылу
врага. Почти год он воевал на Украине в
известном партизанском ®тряде Федорова.
	И столько быдо в этих словах настоящего,   ТРУДОМ глубоко интеллектуальных, полз

‚о Две чат а 1: о № м: ОВ д У
	‘творческого. горения.
Сам Тимофей Гаврилович Гребеликов 8!
зультать свбей работы на социзлиетичеоя!
  Предириятии из робкого, малограмотий
деревенского паренька, каким эн 8/7?
  старой фотографии, превратился в пати
гентного. человека, не уступающег в
циальных знаниях технику, а может HHT

даже и дипломированному инженеру.
Такие люди нынче варят сталь вё ВИ
социалистических заволах,
	Б. ПОЛЕВОЙ
Москва,
	завод «Серп и молот»,
	дружеского участия, готовности помочь,
уверенности в успехах товарища, что у Гре-
бешкова потеплело на душе. Он поборол
нерешительность и стал к печи. По-лружески
помогли ему его бывший учитель мастер
Дронников и Чесноков-старший, работавший
обер-мастером. Они тепло отнеслись к воину-
ветерану, советом ‘и делом ‘помогли ему
изучить новую технику.

Тимофей Гребешков, истосковавшийея по
любимому делу, взялся за него со свойствен-
ной ему яростью и сноровБой. Но прошло
немало времени, прежде чем он сумел по-
стичь и стал претворять в дело то новое. что