КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЦЕННОЕ ИЗДАНИЕ
	«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА». В четырех томах. Составители
В. В, Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А.
Ларин, С. И, Ожегов, Б. В. Томашевский
wk Н. Ушаков. Под общей редакцией
проф. Д. Н. Ушакова. Воспроизведеко
фотоофсетным способом в 1948 году.
	Государственное издательство иностран-
ных и национальных словарей выпустило
‚свет вторым изданием «Толковый словарь
русскою языка» под’ общей редакцией
члена-корреспондента Академии паук СССР
проф. Д. Н. Ушакова. Это издание воспроиз-
solu? первое четырехтомное издание и
содержат 85.289 слов, не считая 5.053
«ыдочных.

(ловарь не ставит своей задачей охва-
	THT 866 лексическое богатство русского
	литературного языва с грамматической его
таравтеристикой. Такую цель преследует
‚адемический «Словарь современного рус-
ог литературного языка», рассчитанный
ng 15 томов (первый том уже вышел).
	Но и четыре тома «Толкового словаря»,
держащие более 90.000 слов, свидетель-
ивуют 0 изумительном богалетве русско-
) языка, который, по словам М. В. Ломо-
ква, «купно и собственным своим про-
иранством и довольствием велик перед
кеми в Европе», ибо соединяет в себе
ликолепие ипианекого, живость фрап-
цухкого, крепость немецкого, ‘нежность
WIMBAHCROTO, сверх того богатство и силь-
1уо в изображениях краткость гречеекото
ЦааТИНСкОГО ЯЗЫКА».

Толковый словарь ‘русского языка»
у создаваться по инициативе и по лич-
ниу указанию В. И. Ленина. В начале
1900 т. В. И. Ленин писал А. В. Луначар-
(му 0 желательности, в отличие от зна-
иулто словаря Даля, словаря «област-
ческого», «создать словарь настоящего
хмго языка, скажем, словарь слов,
циребляемых теперь и КЛАССИКАМИ, от
ню до Горького».

}1932 году В. М. Молотов, как 0б этом
ихазывает в своих воспоминаниях проф.
 1 1, Ушаков, прочтя в «Ленинском сбор-
ще» письмо В. И. Ленина, заинтересовал-
и судьбой словаря. Горячее участие
В. 1. Молотова в работе по выпуску словаря,
о забота, его помощь, как пишет проф.
  1. Упаков, «позволило... довести работу
  последнего тома». .

«Толковый словарь русского языка»
ит об’ясненил значения слов современ-
во литературного языка, приводя бога-
fhe примеры правильного употребления
из в предложении. Примеры берутся из
иудной речи и художественной литерату-
pu. При об’яснении значения слов обра-
ценю большое внимание на нормативную
рн: правописание, произношение, уда-
ие слов, грамматические указания и т. п.
(бжнения насыщены народными посло-
ами и поговорками, крылатыми словами
	ВИЕВ, 6. (Корр. «Правды»). Сегодня в
ксяснном зале Верховного Совета УССР от-
ылея второй с’езх советских писателей.
Пуанны. На открытие с’езда вместе с писа-
ME пришли многочисленные гости —
иные партийные, общественные деятели
	№пубмики, ученые, XYIOMHARA, кОмПоЗитТо-
	м, №нералы и офицеры Советской Армии,
ихановцы киевских предприятий.

На сезд прибыла делегация Сотоза совет-
цих писателей СОСР во главе в генераль-
	и меткими выражениями русских писателей
и общественных деятелей.
громное значение имеет словарь в борь-
6 за очищение языка от ненужных ино-
странных слов, в борьбе за действительно
народный литературный язык.
Издательство сделало большое и нужное
A610, выпустив в свет «Толковый словарь
русского языка», ‘который станет настоль-
	‘ыЫм справочником каждого культурного
человека.
	«ЖИЗНЬ ПРОСТОГО
	ЛОВЕКА»

П. ИГНАТОВ. ЖИЗНЬ ПРОСТОГО
ЧЕЛОВЕКА. Издательство «Молодая
гвардия», 1943 г. тирож 30.000 axs.,
324 стр., цена 10 руб.

«Партия вела меня, партия меня учила,
и если я что-нибудь сделал, чего-нибудь
достиг, то я обязан только ей -— нашей
великой большевистской партии!»

Ти. слова выражают основную мысль
Новой книги известного партизанского
деятеля П. К. Игнатова «Жизнь простого
уеловека» и придают биографической хро-
ниге внутреннюю цельность. ‘

PocToli рабочий, он был участником
больших событий в жизня нащей страны:
Большевикл помогли молодому рабочему
завода «Эриксон» ‘понять, кто виноват в
страдзниях народз, и поставили его на
единственно правильный путь—путь борь-
бы с понавистным сзмодержавно-капитали-
стическим строем.

В апреле 1913 года девятнадцатилетний
юноша был принят подпольной‘ заводской
организацией в члены партии. И это —
главное событие жизни — определило всю
его последующую деятельность.

н принимал активное участие в развер-
тывании подпольной партийной работы, в
подготовке рабочих дружин в вооруженно-
му восстанию; Сооружием в’ руках защи-
щал он революцию в Петрограде и на Цари-
цынеком фронте. В тоды Великой Отече-
ственной войны он самоотверженно боролся
с немецко-фаптистскими оккупантами.

Партия указала рабочему Итнатову вер-
ный путь жизни, наполнила ее идейным
содержанием, дала богатейптую перепекти-
ву, воспитала в нем качества большевика.
Чувства, выраженные автором B.ero книге,
можно передать. словами В. Маяковского:
«Я счастлив, что я этой силы частица...»

Искренне и убедительно звучат заключи-
тельные слова автора: «...если бы я имел
возможность еще раз прожить свою жизнь
с самого начала, я не пожелал бы ни 00-
гатства, ни славы, ни нокоя,— я желах бы
одного: больше и лучше служить родине и
народу» (стр. 322).

Мемуары П. К. Игнатова правдиво рису-
ют жизнь простого человека. советской стра-
ны, патриота-большевика. Книга имеет
большое воспитательное значение для на-
	шей молодежи. /
В. НОВИКОВ.
	ным секретарем союза А. А. Фадеевым, де-
легации писателей братских. республик.

Под бурные, долго не смолкающие овации
с’езд избирает в почетный президиум членов
Политбюро ПВ ВАЦ(б). членов. Политбюро
	ЦЕ КП(6)У и почетным председателем —
	вождя народов великого Сталина.

C докладом о состоянии и очередных зада-
чах украинской советской литературы вы-
ступил председатель правления Союза совет-
ских писателей Украины А. Е, Корнейчук.
	Восстановить производство
	 газобаллонных автомобилей
	Письмо в редакцию
	Опыт эксплоатации тысяч автомобилей в
СССР и за границей показал, что лучшей
разновидностью новых автомобильных топ-
лив являются так назых ‘емые баллонные
газы. Свое название они получили от бал-
лонов, в которых содержатся. Это или
сжатые газы (природный, коксовый и дру-
гие) или сжиженные, находящиеся под дав-
лением собственных паров.

В законе о пятилетнем плане 1946—
1950 гг. подчеркнута необходимость восста-
новить производство газобаллонных автомо-
билей и обеспечить широкое применение их
в автомобильном транспорте,

Баллонные газы как моторное топливо
по ряду важнейших свойств превосходят все
другяе заменители бензина и даже самый
бензин, № числу важных преимуществ бал-
локных газов относятся их свойства, позво-
	ляющие значительно снизить износ двига-
теля.

Устройство газобаллонных автомобилей
сравнительно несложно. Кажлый грузовик
	или автобус может быть переоборудован на
питание баллонным газом без изменений
шасси автомобиля и двигателя. На автомо-
биле лишь монтируется несложная газовая
установел, состоящая из баллонов с газом,
топливоподающей аппаратуры, вентилей и
трубок. Автомобиль сохраняет возможность
в случае надобности немедленно переклю-
читься на питание. бензином.

Наша промышленность еще до войны
освойла производство всего необходимого
оборудования для газобаллонных автомоби-
лей и их обслуживания, Однако до сих пор
газобаллонные автомобили мало применя-
ются.

Подлинное развитие газобаллонного авто-
транспорта может быть основано лишь на
основе промышленного производства газо-
баллонных автомобилей и газонаполнитель-
ных станций. fh радикальному решению
этой задачи наша промышленность еще не
приступала. Министерство автомобильной
и тракторной промышленности СССР не на-
чало производства  газобаллонных автомо-
билей. Не выполнили своих залач по строй-
тельству газонаполнительных станций Глав-
газтопиром и Министерство строительства
топливных предприятий СССР.

У нас есть вее возможности уже в бли-
жайшем будущем перевести значительную
часть грузового автопарка страны на пита-
ние высококачественным,  недефицитным
местным газовым топливом.
	Академик Е, ЧУДАКОВ,
—-—-.-.-.-.-56—
	По следам материалов «Правды»
	В коллегии министерства
сельского хозяйства СССР
	3 декабря с. г. на очередном заседании
коллегии Министерства сельского хозяйства
	  СССР по предложению министра тов, И, А.
	Бенедиктова были обсуждены передовые
статьи, опубликованные в газете «Правда»:
«Подготовка массовых колхозных кадров»
(2 декабря 6. г.) и «Сельскохозяйственные
органы перед лицом новых задач» (3 .де-
кабря с. г.).

Коллегия признала содержащуюся в этих
	статьях критику работы Министерства сель-
	ского хозяйства СОСР и его местных органов
правильной. У правлению руководящих. кал-
ров, управлению учебных заведений и упра-
влению подготовки кадров массовой ква-
лификации предложено провести в трехднев-
ный срок собрания ответственных раболни-
ков и разработать конкретные мероприятия
по вопросам, поднятым в передовых статьях
«Правды». Руководящие работники Главно-
го управления машинно-тракторных стан-
ций должны также обсудить вопросы орга-
низации лесозащитных станций и комплек-
тования их. Решено в ближайшее время за-
слушать отчеты областей и рестИ/блик, от-
стающих по развитию сельского хозяйства.

На 2-м Международном
			Отклики албанской печати
на День Сталинской
Конституции в СССР
	ТИРАНА, 6 декабря. (ТАСС). Вак перез
дает Албанское телеграфное агентство, Ta-
зеты посвятили статьи 12-й годовщине
Сталинской Конституции. Секретарь Албан-
ской трудовой партии Бедри Спахиу пи“
шет в передовой статье газеты «Зери и. По-
пуллит», что «Советская Конституция яви-
лась решительным поворотом в истории все-
To человечества. Эта конституция наиболее
верно и совершенно отражает все прогрес-
сивные идеи нашей эпохи, идеи социализ-
ма, идеи самой широкой демократии; явля-
Ясь в то же время отражением их практи-
ческого оследовательного осуществления.

Именно поэтому она является источни-
KOM силы и веры, источником энергии для
героических усилий в борьбе 3a свободу,
независимость и демократию утнетенных и
эксплоатируемых трудящихся масс капита-
листичееких и колониальных стран и. ©во-
бодолюбивых народов».

—O—
	СОВЕТ МИНИСТРОВ БОЛГАРИИ ОДОБРИЛ
ПРОЕКТ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ
	НАРОЛН

ГО ХОЗЯЙСТВА
	СОФИЯ, 6 декабря. (ТАСС). Совет мини-
стров Болгарии одобрил проект пятилетнего
государственного плана развития народного
хозяйства на 1949—5653 тг., прелставлен-
ный государственной плановой комиссией.
Общий об’ем капиталовложений для реали-
зации первого пятилетнего народнохозяй-
ственного плана Болгарии определен в 425
миллиардов левов.

Проект пятилетнего плана, одобренный
советом министров, в.ближайшее время по-
ступит на рассмотрение Великого Народного
	собрания.
	БУДАПЕШТ, 6 декабря. (ТАСС). На суб-
		ботнем вечернем заседании конгресса раз-
вернулись оживленные прения по докладу
о защите экономических и политических
прав женщин.

Делегаты Италии, Аргентины, Кубы и
других стран рассказали о бесправии и тя-
желом положении женщин в их государ-
ствах. Делегатка Индии обрисовала крайне
безрадостное, бесправное ‘и полуголодное
существование индийских женщин,

Участницы конгресса — делегаты СССР,
Болгарии, Венгрии, Чехословакии и Украи-
ны говорили 06 успехах своих народов, об
огромной роли женщин в строительстве ио-
вой жизни,

Делегатка Германии Гильда Беньямин со-
общила о факте, ярко иллюстрирующем от-
ношение империалистических держав к во-
просу о положении женшин: в отличие от
советской зоны оккупации Германии, где
уже с 1946 года для женщин установлена
равная с мужчинами оплата за труд, в за-
падных зонах оккупации Германии этого
нет и до сих пор:

Делегатка женских организаций CUA
Бетти Милард пыталась возложить на Co-
ветский Союз ответетвенноеть за действия
царского правительства в ХИХ веке, загово-
PHB о политике царского правительства по
отношению к Венгрии в 1848 г.

Отвечая на это выступление, делегатка
советских женшин Козлова подчеркнула,
что народы Советского Союза помогали, по-
могают и будут помогать венгерскому на-
роду в его великой борьбе за демократию и
прогресс. .

Это заявление было встречено бурными
аплодисментами,

`На заседании выступила также Вальборг
Свенссон (Швеция).

Отметив, что шведские реакционные
круги «ведут шведский народ навстречу
войне, стараясь включить Швецию в’ за-
падный военный блок», Свенссон продол-
жала:

«Советский 60103 уже спас однажды напшу
страну. Советские люди пролили свою
кровь за спасение народов от фапгизма.
Правительство СССР препятетвовало дипло-
матической интервенции и оккупации Шве-
ции фашистами. Но наше правительство
скрыло этот факт от народов Швеции».

В заключение она заявила: «Здесь под-
няли вопрос о так называемом «противоре-
ann» между Западом и Востоком. Такого
	- разграничения в политике нет. Существует
	только рубеж между миролюбивыми народа-
ми и небольной. группой поджигателей но-
ВОЙ ВОЙНЫ».

От имени советских женщин Н. Парфе-
нова подняла вопрос о возвращении на со-
ветскую родину около 200 тысяч детей,
которые по произволу западных оккупа-
ционных держав до сих пор находятся в
западных зонах Германии и Австрии.

БУДАПЕШТ, 6. декабря. (ТАСС). Сего-
дня на конгрессе продолжались прения по
докладу Цай Чан «Развитие женского демо-
кратического движения в странах Азии й
	  АФРИКИ».
	Наш народ, сказала М. Фируз, не может
забыть того, что в 1921 roxy советское
правительство аннулировало весе договоры,
навязанные царским правительством Ирану.
Каждый мужчина и каждая женщина всег-
да будут с благодарноетью помнить об этом
благородном акте.

Фируз привела также пример прямо про-
тивоположного отношения к иранской неза-
висимости, В 1947 году, сказала она, реак-
ционное правительство нашей страны без
ведома народа подписало договор с США.
Наш народ с ужасом узнал 0б этом всего
лишь несколько месяцев назад. Этим до-
говером мы отданы в рабство империали-
стам,

Делегат Индни Сара Абрагим указала,
что после раздела Индии никаких перемен
не произошло. В борьбе индийского народа
за свое освобождение всё большую роль
играют зкенские организации. Народы Ин-
дип, сказала Сара Абрагим, будут продол-
жать борьбу за мир и свободу на стороне
демократического лагеря, возглавляемого
великим Советским Союзом.

Ю Ен Дюн (Корея) в своем выступлении
отметила, что в то время, как в Северной
Корее осуществляется народная демократия,
в Южной Корее, находящейся под амери-
канской оккупацией, население подвергает-
ся riety wu экеплоатации, Безработица в
	Южной Корее достигает огромных размеров.
	90 процентов женщин Южной Кореи негра-
мотны. Демократический союз женщин при-
лагает все усилия к тому, чтобы весь Ko-
рейский народ добился об’единения, свобо-
ды. демократии и мира.
	Участники конгресса единогласно приня-
ли резолюцию о защите экономических и
политических прав женщин. В: резолюции
моворится, что, следуя примеру Советского
Союза, страны народной демократии обесте-
чили женщинам экономические и политиче-
ские права. В то же время конгресс отме-
чает в резолюции, что особенно тяжелое по-
ложение женщин в так называемых «мар-
шаллизованных странах».

На утреннем заседании Жаннетта Вер-
мериг (Франция) зачитала манифест Между-
народной демократической федерации жен-
щин в защиту мира. Чтение этого манифе-
ста, в котором участники конгресса от име-
ни 80 миллионов женщин 56 стран обра-
щаются к женщинам всего: мира с призы-
вом ‘еще энергичнее бороться за мир, за
демократию, за безопасность и‘ незавиеи-
мость народов, неоднократно прерывалось
бурными аплодисментами и восторженными
возгласами в честь борцов за мир, в чееть
	Советского (Союза, возглавляющего лагерь
	демократии и прогресса, в честь гениально-
го вождя трудящихся великого Сталина. .
	Носде того, как манифест был единоглас-
HO UPWEAT делегатами конгресса, раздались
бурные, долго не смолкающие аплодиемен-
ты. Все делегаты встали. Разлавалиеь воз-
	гласы: «Мы’ хотим мира», «Да здраветвует
MBD H демократия», «Долой ‘поджигателей
	войны», «Смерть Франко», «Свободу наро-
ДАМ».
	Закрытие конгресса
	БУДАПЕШТ, 6 декабря. (ТАСС). Сегодня
вечером закончил свою работу второй Меж-
дународный женский конгресс,

После окончания прений по докладу
«Развитие женского демократического дви-
жения в странах Азии и Африки» были за-
читаны. приветственные телеграммы, полу-
ченные конгрессом от различных организа-
ций.

На вечернем заседании была принята рэ-
золюция по доклалу о развитии демократи-
ческого движения в странах Азии и А-
рики.

Затем участники конгресса единогласно
избрали новый ‹остав руководящих орга-
нов Международной демократической феде-
рапии женщин.
	держание. В последних двух картинах пье-
сы и спектакля напряжение слабеет, оно
поддерживается лишь тем, поймут ли друг
друга Потапов и Гринева, преодолеют ли
иногда трогательное, но забавное, надуман-
ное самолюбие и застенчивость Кривошеян
и Кружкова и состоится ли их об’яснение
в любви.

‚ Возражения вызывает: благодущное отпу-
щение грехов Зайцеву. Н. Светловидов ©
блестящим мастерством воплощает на спе-
не образ этого слизняка, который должен
был вызвать лишь гнев у Потапова, когда
10% понял, что он должен перебороть в се-
бе самом. Особенно ярко показал актер
ничтожество и крах Зайцева в отличной
комедийной спене в фабхоме, когда По-
лозова, Северова, Гринева и Кружкова оса-
ждают незадачливого плановика прямыми
вопросами и разоблачают несостоятельность
защитной позиции этого мелкого чинуши.
Однако в финале Зайцеву поручается роль
тамалы за праздничным столом, к нему
снисходительна даже Гринева, он уже по-
дружески именуется Сережей и вместе со
всеми поднимает тост за советский харак-
тер. Напрасно побоялея драматург в коме-
дии гневных штрихов, последовательного
разоблачения того, что чуждо нашему 0б-
ществу. Фигура Зайцева выглядит несколь-
ко шаржированной, но тем острее мог бы
быть финальный удар.

Ставя пьесы © нашей жазни, Малый
тезтр превращает свою сцену в обществен-
ную трибуну, особенно, когда мы видим
в исполнении его актеров пьесу на пар-
тийную тему, о большевиках, о’ советских
людях. Зрителю радостно видеть спек-
такль, где показана сила советского челове-
ка, сила партийного коллектива.

Писателем и театром создан спектакль,
который послужит воспитанию в JN-
дях тех черт, что характерны для пе-
редового советского человека. Надо по-
желать уепеха драматургу в избранном им
пути, в стремлении обратить искусство теат-
ра к насущным, жизненно важным пар-
тийным темам нашего сегоднЯ и театру—
в его работе над созданием спектаклей,
посвященных актуальным темам современ-
ности,

Спектакль призывает каждого из нас
руководствоваться во всяком деле интере-
сами государства, народа, быть всегда гото-
вым с партийных позиций разрешать зада-
чи, выдвигаемые перед нами жизнью.
			ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
СОВЕТСКОЙ КНИГИ
В БРАТИСЛАВЕ
	ПРАГА, 6 декабря. (ТАСС). Как передает
Чехословацкое телеграфное агентство из
Братиславы, вчера в здании братиславекого
университета открылась выставка советской
книги и газеты. На торжественном открытии
присутствовали советский генеральный кон-
cya Теплов, болгарский генеральный консул
Бамов, приматор города Братиславы д-р Ва-
шек, представители чехословацкой армии и
учреждений,

Представитель Сотоза друзей СССР д-р По-
ничан заявил, что словацкая общественность
приветствует советскую книгу и печать, и
высказал пожелание, чтобы советекая’ пе-
чать получила распространение среди сло-
вацкого населения.
	межсоюзное репарационное
агентство «протестует»,
	а Алей диктует
	НЬЮ-ИОРВ, 6 декабря. (ТАСС). Как пе-
редает брюсведьский корреспондент газеты
«Нью-Йорк тайме», . Межсоюзное репара-
ционное агентство недавно: направило тосу-
дарственному секретарю США Маршаллу
резолюцию, в которой «решительно проте-
стует» против действий администрации по
осуществлению «плана Маршалла», прекра-
щающей демонтаж 10 германских предприя-
тий, уже утвержденных в демонтажу в ечет
репараций.

В начале сентября в Межеоюзное репара-
ционнов агентство поступили жалобы на то,
что генерал Клей приостановил демонтаж
предприятий. Позднее управление Клея под-
твердило это. Представители восьми стран в
Межеоюзном репарационном агентстве при-
няли По этому поводу резолюцию и напра-
вили ее Маршаллу (представитель Соеди-
ненных Штатов воздержался от голосова-
ния). До сих пор из Вашингтона не посту-
пило никакого ответа. В то же время воз-
ник новый инцидент, когда американские
власти предзожили  Мезжсотозному репара-
ционному агентству из’ять из списка прел-
приятий, подлежащих демонтажу, еще 4
германских завода. Этот конфликт еще

не разрешен.
—о-
	Пребывание в США
начальника генерального штаба
итальянской ‘армии
	РИМ, 6 декабря. (ТАСС). По сообщению
итальянской печати, начальник генерально-
го штаба итальянской армии генерал Mappac
после своего прибытия в Вашингтон высту-
пил там на преее-конференции. Иностранные
агентства указывают, что Маррае повторил
обещания, уже данные министром: иностран-
ных дел Сфорца, а именно, что итальянекое
правительство готово предоставить «союзни-
кам» любые морские и авиационные базы
на территории Виренаики и Триполитании, и
в первую очередь Тобрук, в случае получе-
ния Италией мандата на опеку над этими
территориями.

Ватиканская газета «Куотидиано» . под-
черкивает, что прибытие Марраса в Вашинг-
тон совпало с прибытием туда заместителя
начальника генерального штаба Великобри-
тании, начальника генерального штаба
французской авиации и других военных
представителей стран Западной Европы. : По
словам газеты «Куотидиано», эти совпаде-
ния «не случайны» и, очевидно, связаны с
переговорами о так называемом «атлантичс-
	ском 60036».
—-

Безработица в Финляндии
	АВЯБСИПЕИ, 6 декабря. (ТАСС). „Как
сообщают газеты, делегация Центрально-
ro об’единения профессиональных 6010308
(ЦОПФ) посетила премьер-министра Фагер-
хольма и министров Хилтунена и Хярмя. и
передала письмо, в котором подчеркивается,
что в настоящее время в лесной, в дерзво-
обрабатывающей промышленности и Ha
строительстве имеется значительное коли-
чество безработных. Во многих общинах
не только не принимаются меры по предот-
вращению безработицы, но, наоборот, со-
кращается число работающих.

т НО:
	60-летие
президента Сакашича
	БУДАПЕШТ, 5 декабря. (ТА6С). Все сего-
дняшние газеты птироко отмечают 60-летие
	‘президента Венгерской республики Apuara
	Canam.
	Сезд писателей Украины.
	Голландская делегатка Анна Гелок рас-
сказала о том, что прогрессивные женщины
её ‘страны поддерживают освободительную
борьбу народов . Индонезии.

Фам Нгок-Чуан (Въетнам) сообщила, что
	единая демократическая женская органи-.
	зация Вьетнама ‘сейчас об’единяет 2 мил-
Лиона женщин.
	Выступившая на утреннем заседании
	Найля Разанова (Казахская СОР) рассказа-
ла о глубоких ‘изменениях, происшедитих
	в жизни казахского народа после Великой.
	Октябрьской социалистической революции,

Делегат женщин Ирана Марнам Фируз
‘заявила в своей речи, что реакционные
иранские власти продали народ англо-аме-
риканским нефтяным компаниям. Фируз
обратилась к женщинам США и Англии с
призывом протестовать против. политики их
правительств в Иране.

дятся они. Разве у них не такой характер,
У всего советского народа?» -

«Но ведь но Москве равняются»,—
замечает Потапов.

«Значит, московский характер, — за-
ключает Полозова, — это. советский харак-
тер. Большевистский характер»,

Постановщик спектакля А. Дикий, акте-
ры Малого театра верно поняли. партийную
направленность пьёсы. Они создали ряд
портретов замечательных советеких людей,
показали влияние на человека совет-
ского коллектива, по-большевистеки тре-
бовательно и заботливо помогающего каж-
дому раскрыть в наибольшей степени
свои’ творческие ‘возможности, отдать их
на пользу народному делу и в. этом найти
свое личное высокое чувство счаетья, без-
граничные перспективы внутреннего роста.

Жизнерадостный талант Е. Шатровой,
непринужденная, свободная манера игры
делают особенно привлекательным  создан-
ный ею сценический образ Гриневой. Ак-
триее в равной мере удаются и моменты
драматического напряжения и комические
энизоды. Ш. Леонтьев в роли старого мо-
сковокого рабочего-изобретателя Гринева дал
красочный, характерный портрет человека,
горячо преданного рабочему делу, энтузиа-
ста, одержимотго своей идеей,. трудного, быть
может, иногда в общежитии, очень неприми-
римого во всех своих побуждениях, но глу-
боко сердечного. Актер тонко ведет роль,
нигде не сбиваясь на комикование, которое
сразу снизило бы ве исполнение. И. Любез-
нов (Кривошеин) и Е. Солодова, играющая
Кружкову, ткачиху, ставшую депутатом
Верховного Совета, хороно передали душев-
ную чистоту этих людей, красивую их лю-
бовь друг в другу и показали мнимость тех
препятствий, которые до времени мешали
им соединиться.

Мастерство актеров делает менее. замет-
ными недостатки пьесы. Однако о них сле-
дует сказать. Желательно было бы глубже
мотивировать необходимость выпуска новых
станков именно на этом заводе, не ограни-
чиваясь доводами насчет «районного пат-
риотизма». Основные столкновения харак-
теров были бы сильнее, если бы было оче-
видно сопротивление Потапова делу, кото-
рое действительно должно быть осуществле-
HO на данном заводе, а не на одном из мно-
гих других заводов страны.

Что касается построения пьесы, то чет
вертое действие развивается уже после то-
го, как разренен главный конфликт, вклю-
чивший! в себя большое общественное со-
	ПЛАКАТЫ К ВЫБОРАМ НАРОДНЫХ СУДОВ
	В выборам народных судов издательство
(скусство» выпустило плакаты художни-
м8 Б. Ефимова и Н. Долгорукова—<«На стра-
8 социалистического порядка!», Л. Голо-
мнова—«Выберем достойных народных су-
0 и патотных засолателей!» В Котепко-

Отрадно, что на сцене Государственного
Академического Малого театра все’ чаще
являются образы наших современников.

Недавно столичные зрители познакоми-
15 с новой работой замечательного кол-
стива одного из старейших русских
Диматических тсатров. Мы увидели на
(eRe нынешних ‘москвичей, послевоенную
аизнь завода, конфликты, разрешение ко-
Юрых помогает воспитанию в’ людях пар-
Иного отношения к себе и к окружаю-
ЦИ, к вопросам морали и этики. Обратив-
Шись к жанру комедии, Малый театр спра-
Вдливо остановил свой выбор на пьесе
laypeata Сталинской премии А. Софронова
«Шосковский характер».

Советеклй зритель любит все жанры те-
 трального творчества. Он охотно идет по-
‘мотреть эту пьесу и не обманывается в
‘оих ожиданиях. Жизнерадостное искус-
иво комедии очень трудно, оно требует от
\8тора и исполнителей большой работы. Но
бота ata вознаграждается признатель-
Нобтью зрителя. Ему близко смелое, острое
‘ово. «Оружия любимейшего род», —— го-
ворил Маяковский о «кавалерии острот».

Возросшие культурные запросы нашего
нада отвергают пустозвонные, безидей-
ные пьески-побрякушки, написанные с
минственной целью потешить,  раееме-
МИтЬ во что бы то ни стало. Но веегда по
Хостоинству оценит наш зритель такую ко-
едит, в основе которой лежит серьезная
ея, знание действительной жизни, мет-
К08 наблюдение, подлинная партийлость,
трячий призыв к борьбе за новое, за ком-
уунистические качества в характере CO-
втского человека, к борьбе против пере-
Зитков. капитализма в сознания людей.

Пьеса А. Софронова посвящена такой
партийной теме. Она учит тому, каким дол-
жен быть советский человек в своей работе
ив быту.

Начало спектакля вводит нас в кабинет
директора станкостроительного завода По-
тАпова, Актер Ф. Григорьев мастерски CO-
здает образ человека, горячего в работе,
упорном в достижении поставленной перед
0б0й цели. вопевого, не успокаивающего-
Ch Ha достигнутом, крепкого хозяйственни-
за, На заводе дела идут успешно. Коллектив
тотовится выполнить свою пятилетку в три
‹ половиной года. Однако вскоре мы заме-
чаем, что с Потаповым не все ладно, боль-
	го-—«Буржуазный суд—<уд богачей. Совет-
ский сул—суд народа!», А. Кокорекина —
«Все на выборы народных судей и народ-
ных заседателей!», М. Соловьева-—«За co-
циалистическую законность, .за говудар-
ственную дисциплину!».

Аарактер советского человекс
		ных отношений, то я думаю, — заявляет
она на ‘заседании бюро райкома, — при
решении принципиальных вопросов комму-
нисты должны забывать о них».

‚ Партия раскрывает ПШотапову глаза на
самого себя. Насыщенная глубоким содержа-
нием сцена в райкоме-—кульминация снек-
такля. Драматург и театр ярко показали вос-
питывающую, направляющую,  руководя-
щую силу партийного коллектива. Е. Гого-
лева создает образ вдумчивой, безраздельно
преданной интересам народа, государства,
чуткой к людям партийной руководитель-
ницы. Вместе с членами бюро, с помощью
талантливого конструктора - станкострои-
тельного завода Кривошеина (И. Любезнов),
Гриневой, Северовой и других она под-
водит итог внимательному рассмотрению
возникшего конфликта. Потапов осознает и
признает свои ошибки и делом исправляет
их. Недаром и Полозова, и Гринева верили
в него.

Сложнее оказывается Потапову решить
проблему личную. Драматург правдиво по-
казывает, как тесно личное переплетается
© общественным. Потапов еще не может
понять, что Гринева поступила Так, как
требовал от нее долг коммунистки. Он счи-
тает, что ей-то не следовало выступать
против него с самой резкой критикой, что
она непростительно оскорбила его «мужское
самолюбие». Возникает конфликт семейный.

Нужно ли говорить, что и этот KOH-
фликт. разумеется, разрешаетея благипо-
	лучно. И это воответетвует правде ЖИЗНИ.
	В финале спектакля Потапов от всей души
винится и в евомх проступках против Гри-
невой. `Таково ценное свойство харабтера
советского человека: честно, е принципи-
альной непримиримостью разобраться в су-
ществе своих ошибок, по-партийному, пря-
мо признать и решительно исправить их.

В пьесе торжествуют большевистская
требовательность советских людей к себе
и к окружающим, высокая коммунистиче-
ская мораль, стремление, несмотря ни на
какие трудности, добиться осуществления
того, что служит народной пользе, делу го-
еуларства. Герои пьесы называют это мос-
ковским характером. И Полозова справедливо
уточняет определение:

«У нас у всех разве не такой же ха-
рактер?.. Боюсь, что если услышат ураль-
пы, украинцы, белоруссы, кубанцы;—оби-
	ше того: есть основания тревожиться 38
него как коммуниста.
На ‘соседнем предприятии —— текстиль-
	ном комбинате — изобретен станок, ко-
торый поможет многократно увеличить
выпуск Тканей и значительно  улуч-
	шить их качество. Лиректор комбината Ce-
	верова (актриса А. Сальникова), изобрета-
тель Гринев (I. Леонтьев) требуют, чтобы
Потапов принял заказ на выпуск этого
станка. Секретарь райкома Полозова пору-
чает руководству завода внимательно
разобраться в.этом вопросе. Но тут-то Пота-
пов и становится на дыбы.

Он возмущен бесцеремонным, как он
считает, виешательством в его работу тех,
кого он пренебрежительно именует «ситце-
вой республикой», руководительний про-.
изводства, над которым он снисходительно
посмеивается.

Обнажаются некоторые отрицательные
черты Потапова. Он‘забыл, что заслуги его
завода — это заслуги рабочего  коллек-
тива. заслуги партии, государства, a
не его лично, потаповские, заслуги. Оттого
так часто пестрят в его речи слова: «мой за-
вод», «я директор», «я хозяин», «мой план»,
«мои люди»... Уже стали. потговаривать,
что Потапов превратил завод в свою «вотчи-
ну», что он похож на «воеводу». Потапов
окружил себя людьми, которые преклоняют-
ся перед его авторитетом, Потапов пригрел
около себя в качестве начальника планового
отдела Зайцева—подхалима и бездельника,
который в трудную минуту сам достаточно
ясно определил собственную персону: «Нет
у меня соображений, у меня директор».

Сюжетное развитие пьесы и спектакля
осложняется тем, что председателем фабко-
ма текстильного комбината является Гри-
нова (Е. Шатрова) — жена Потапова. Ей
тяжелее длугих осудить поведение Потапо-
	ра Но она находит мужество дать четкое
	определение тому. что с ним происходит.
Она считает позипию своего мужа в вопро-
се о выпуске нового станка непаотийной. С
болью видит она, что любимый ею чело-
век теряет черты коммуниста. Она обвиняет
его в утрате чувства НОРОГО, B TOM, что
он становится «самоуверенным, благодуш-
ным хозяйственником, и всё!», И она, со-
ветская женишна, большевичка, отважно
начинает борьбу за то, чтобы сохранить
в нем коммуниста. «Что касается родетвен-
	и’
и
т
во

Би
Ро
	yet
snk
pth

у
it
УИ!
ate
	) wt